Для того чтобы дать определение понятию «моральные чувства», следует для начала выяснить, что же такое чувства в целом. Часто чувства идут в одном ряду с такими понятиями, как восприятие, ощущение, мышление. Эти категории ответственны за отображение воспринятых человеком событий и указывают на непосредственное отношение личности ко всему, что происходит в окружающем мире. Моральные чувства и моральные нормы тесно взаимосвязаны.
Откуда появляются моральные чувства?
В первую очередь под влиянием общества и окружающей действительности. Любая среда, в которой функционирует человек, имеет свои рамки разрешенного поведения. То, что нормально для одних, может быть совершенно неприемлемо для других. Это зависит от народности, религии и даже страны, в которой проживает человек. Общество устанавливает нормы поведения, а человек живет в соответствии с этими принятыми нормами. Кажется, что все просто, общество устанавливает – мы следуем, но что же будет, если конкретный индивид откажется жить в соответствии с предложенными нормами морали?
Поведение
Поведение становится нравственным в том случае, когда индивид привязывает его к сложившейся системе нравственных ценностей и пытается подвести свои поступки к положительным ориентирам.
Ключевой элемент нравственного поведения , поступок.
Поступок в свою очередь заключается в действии и может получить положительную или отрицательную оценку членов общества.
Воздержание от любых действий в момент, когда нравственность требует от человека активности, тоже можно расценивать как поступок.
Нравственное поведение сложно оценить объективно, но окружающие всегда пропускают чужие поступки через «,фильтр-факторы»,:
- мотивы (если к неприглядному результату человека привел благородный мотив, градус негодования общества снизится),
- результат поступка,
- объективная реальность (обстоятельства, в которых был совершен поступок),
- средства достижения поставленной задачи (человек может использовать «,запрещенные приемы», на пути к благой цели, что серьезно омрачит его нравственный облик).
Нравственное поведение , это всегда попытка найти баланс между установленными обществом ограничениями (рамками) и собственной свободой (творческим выбором).
Что будет, если отвергнуть нормы морали?
В первую очередь несоблюдение предписанных моралью норм и правил поведения вызывает негативные эмоции не только со стороны общества, но и у человека по отношению к самому себе. Проявляется это в угрызениях совести, чувстве вины, стыда и даже ревности и жалости. Если бы не существовало общество, то индивиды не имели бы представления о том, что такое правила приличия, не различали бы красоту и уродство, правильность и неправильность поступков и так далее. Но вопрос остается открытым: «Что такое нормы морали, как и кем они устанавливаются?»
Качества человека: список
Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:
- любовь к людям,
- уважение к окружающим,
- преданность (верность),
- бескорыстное начало (мотивация к действию, обусловленная благими намерениями, а не потенциальной выгодой),
- духовность (соединение нравственности и религиозности).
И моральный блок:
- чувство долга,
- ответственность,
- честь,
- совесть,
- стремление к справедливости,
- достоинство.
Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные: злость, зависть, лживость и т.д.
Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.
Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.
Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.
Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.
Высокие нравственные качества , это те качества, которые находятся в «,положительном», полюсе в данном обществе/культуре.
Но в некоторых случаях «,высокими», нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный гуманизм.
Мораль и современный мир
В последнее время ведутся бурные дискуссии на тему того, что такое хорошо и что такое плохо. В обществе происходит переоценка ценностей, мир вокруг нас претерпевает серьезные изменения, и мы меняемся вместе с ним. Можно заметить, что то, что когда-то считалось позорным и безнравственным, сейчас воспринимается обществом нормально. Самый яркий пример – сексуальная революция. Если раньше жених у невесты был первым и единственным, а любое отклонение от данного правила вызывало негативные эмоции у общества, то теперь все совсем по-другому.
А можно ли считать моральным причинение вреда другому человеку? Сложно ответить конкретно на данный вопрос, даже Уголовный кодекс принимает во внимание обстоятельства преступления, и мы можем говорить о смягчающих признаках. Если преступление было совершено в ходе самозащиты, можно ли называть такой поступок аморальным? Ответ каждый дает сам себе, основываясь на воспитании и личных принципах.
Именно поэтому мораль – сугубо индивидуальное понятие. Однако принятие основ морали – это порядок в обществе. Если бы у человека не были заложены нравственные принципы, мир вернулся бы к первобытному обществу. Мораль – это доказательство развитости социума.
Релятивизм , что это такое?
Нравственный релятивизм , это позиция, сторонники которой отрицают возможность существования абсолютного зла или добра.
Согласно моральному (нравственному) релятивизму мораль не привязана к универсальным стандартам.
Этичность поведения , лишь переменная величина, которая меняется в результате смены декораций (культуры, участников действия, нюансов ситуации и т.д.).
Релятивизм можно рассматривать в двух направлениях:
- понятия «,добро», и «,зло», условны сами по себе,
- общественная мораль условна относительно безусловных стандартов добра и зла.
Как возникают высшие чувства?
В первую очередь высшие моральные чувства возникают в сознании человека, когда тот в своем поведении основывается не на своих желаниях, а на требованиях, которые выдвигает общество. В процессе воспитания эти требования должны прочно засесть в сознании человека, чтобы в будущем они стали его собственными требованиями к самому себе. Зачастую эти чувства появляются в сознании человека на основе определенного случая или события, произошедшего в жизни. Также это может быть только временное переживание. Нередко моральные чувства возникают после обобщения восприятия многих явлений действительности.
С развитием общества человек приобрел навык к восприятию происходящего вокруг не только на основе морали, но и на основе оценки этих событий. Здесь появляется одна из составляющих морали – эстетические чувства.
Моральные чувства – это устойчивое отношение индивида к обществу и к самому себе. Какими же бывают эти чувства?
Какие бывают нормы?
Нравственные нормы можно представить в виде шкалы с двумя полюсами, на одном из которых отображены поощряемые модели поведения, а на другой порицаемые.
Нравственные нормы можно поделить на два типа: о допустимом и недопустимом (о добре и зле).
Понятия противоположные и взаимоисключающие, а значит, каждая норма имеет свой антипод.
Это вынуждает человека занимать устойчивую позицию, так как сохранить нейтралитет в условиях полярности невозможно (если только бездействие не является осознанным выбором человека, готового к осуждению со стороны окружающих).
Эстетические чувства
Данная категория отвечает за чувство прекрасного, за любовь к красоте, которая возникает в связи с явлениями и событиями, вызывающими эстетическое наслаждение и восторг. Эти чувства отвечают за отношение человека к предметам и явлениям. Например, человек хочет научиться рисовать потому, что данная деятельность порождает эстетические чувства.
Каждая деятельность человека основывается на влечении к прекрасному. Поэтому эстетические чувства реализуются фактически в любой сфере деятельности.
Сколько всего чувств у человека?
Несмотря на то, что чувства являются одним из способов познания мира человеком, вопрос их полного понимания и категоризации до сих пор открыт.
Чувства лежат в основе большинства человеческих потребностей и действий, а также развиваются в сложной взаимозависимости с культурной и социальной средой человека. Первые попытки описать важность и целенаправленность чувств принадлежат Аристотелю.
Он обосновал наличие 5 чувств человека, способствующих познанию человека:
- зрение;
- слух;
- обоняние;
- осязание;
- вкус.
Позже философы включили сюда еще и чувство интуиции, или непостижимое, и такой набор человеческих чувств считался завершенным на протяжении столетий. Но современные неврологи далеко не согласны с такой классификацией. Чувства стали рассматривать более детально и выделять отдельные аспекты их проявлений.
Так, например, чувство вкуса, как восприятие, включает чувство сладкого, соленого, кислого или горького. Основываясь на разных научных подходах и классификациях, выделяют от 3 до 21 чувств, свойственных человеку.
Современная наука выделяет 3 минимальные категории чувств, таких как:
- химические чувства (обоняние и вкус);
- механические (слух и осязание);
- световое (зрение).
Более расширенный перечень человеческих чувств включает другие ощущения и восприятия:
- суставно-мышечное чувство;
- вибрационная чувствительность;
- вестибулярный аппарат (чувство равновесия или эквибриоцепция и чувство ускорения);
- болевая чувствительность или ноцицепция;
- температурная чувствительность или термоцепция;
- проприоцепция или чувство осознания тела (если исключить восприятие окружение мира человеком 5 чувствами, он все равно осознает, где и как лежит его рука);
- чувство времени;
- висцеральное (интуитивное) чувство.
Главный подход, который свойственен этой классификации, – что все эти чувства могут распознаваться человеком осознано. Немного другой подход к пониманию чувств предлагают психологи. Чувства в психологии – это набор переживаний, свойственных каждому человеку.
Считается, что первичными являются 2 формы чувств – удовлетворение и страдание, а количество их производных возрастает и усложняется с возрастом.
Поэтому, исходя из взаимозависимости жизненного опыта, настроения, эмоций и мышления, психологи описывают 5 основных чувств и их разновидностей, которые испытывает каждый человек.
А именно:
- гнев (бешенство, ненависть, раздражение, обида, ревность, недовольство);
- страх (ужас, испуг, оцепенение, вина, стыд, замешательство, раскаяние);
- грусть (горечь, тоска, лень, жалось беспомощность, одиночество);
- радость (счастье, восторг, умиротворение, надежда, любопытство, вера, уверенность);
- любовь (нежность, сочувствие, доброта, восхищение, искренность, естественность).
Таким образом, чувства человека являются основой психологической грамотности, которая обеспечивает устойчивое формирование личиночного развития и познания.
Чувство комического
Данная категория признана одной из самых сложных, так как сочетает в себе три главные стороны – мораль, эстетику, интеллектуальность. Выражаться чувство смешного может в абсолютно разнообразных формах. Например, доброжелательное отношение, симпатия превращается в чувство юмора. Противоположность юмору – сатира, чувство, которое насквозь пропитано злобой. Все мы не раз слышали, что лучшее лекарство – это смех, именно он борется с негативными эмоциями, возникающими в сознании человека.
Чувство юмора одновременно может быть и эстетическим, и интеллектуальным, и моральным. Поэтому в психологическом плане данные чувства не так-то просто различать.
Высшими данные чувства называются только потому, что они объединяют все разнообразие эмоциональных отношений человека с обществом и самим собой.
Нравственное чувство и особенности его формирования
- Нравственное чувство и особенности его формирования.
Нравственными называются такие высшие чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали.
Человек — общественное существо; вся его деятельность связана с обществом, в котором он живет. Связи, в которые он вступает с другими членами общества, и вызывают в нем ряд глубоких нравственных чувств, в каждом из которых он переживает то или иное отношение к требованиям общества, установившимся нормам поведения или нравственным принципам и правилам.
Человек, поступки которого идут вразрез с интересами общества и совершаются им не взирая на требования общественной морали, руководствуется в своем поведении недостойными с общественной точки зрения глубоко отрицательными чувствами индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, недоброжелательства и т. п.
В тех случаях, когда человек сознает недостойность своего поведения, несоответствие своих поступков требованиям общественной морали, когда он при этом остро переживает осуждение его поведения обществом, коллективом, другими людьми, мнение которых о себе он ценит, у него возникают такие нравственные чувства, как сожаление о совершенном поступке, чувство стыда, раскаяния и др.
Нравственные чувства — исторически развившиеся чувства. В классовом обществе они имеют классовую природу, так как вытекают из принципов классовой морали. Они усваиваются людьми в процессе общественной жизни и воспитания. В конечном итоге они определяются общественно-экономическим строем общества и господствующими в нем производственными отношениями между людьми. Так, капиталистическое общество, основанное на принципе частной собственности на средства производства и ничем не сдерживаемой эксплуатации человека человеком, является источником таких разрушающих личность человека и основу его нормальных отношений с другими людьми чувств, как индивидуализм (чувство, побуждающее человека руководствоваться в своем поведении исключительно личными интересами и выгодами) и эгоизм (т. е. индивидуализм, возросший до такой степени, когда в достижении личных выгод человек не останавливается ни перед какими, бесчестными по отношению к другим людям, поступками).
Нравственные чувства побуждают людей к таким действиям и поступкам, в которых они защищают интересы коллектива и общества. Это наиболее глубокие и сильные чувства, на которые способен человек.
Нравственные чувства связаны с мировоззрением человека, с прочно укоренившимися в его сознании в связи с пройденным им жизненным путем представлениями, мыслями, идеями, принципами и традициями. Представления, или мысли, возникшие в сознании человека, будучи связаны с нравственными чувствами, становятся сильными побудителями человека к деятельности.
Моральные чувства. Это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе самому. Они неразрывно связаны с нормами поведения, приемлемыми в определенном обществе, с оценкой соответствия этим нормам действий, поступков, намерений человека. Источником таких чувств является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, их совместная борьба за достижение общественной цели.
Высокими моральными чувствами людей является, прежде всего, чувство любви к своей стране, чувство патриотизма. Чувство патриотизма многогранно. Оно неразрывно связано с чувством национального достоинства и гордости, национального самосознания. Национальное самосознание — осознание человеком своей принадлежности к определенной нации.
Оно включает в себя и формируется на основании:
- Знание родного языка, истории своей страны и национальной культуры;
- Осознание места своей страны, ее культуры, истории среди других народов;
- Ментальности.
Ментальность охватывает особенности национального мировосприятия, мировоззрения, психологии, национального характера.
Положительными чертами ментальности являются: чувствительность, лиризм, что проявляется как в народном творчестве, так и в обрядности; миролюбие, кротость, мягкость характера, доброжелательность, любовь к земле, к красоте.
- Чувство любви к Родине
Связано с любовью к людям, с чувством гуманности. Чувство гуманности обусловлено нравственными нормами и ценностями, системой установок личности на социальные объекты (человека, группу, живых существ), представленные в сознании переживаниями, со переживаниями и реализуются в общении, деятельности, помощи. Чувствами гуманизма руководствуется личность при признании прав, свободы, чести и достоинства другого человека.
- Чувство чести.
Это высокие нравственные чувства, которые характеризуются отношением человека к самому себе и отношением к нему других людей. Честь — это признание обществом достижений личности.
Понятие чести охватывает желание человека поддержать свою репутацию, престиж, добрую славу в том социальном окружении, к которому он принадлежит. С честью связано представление о достоинстве.
- Чувство достоинства
Проявляется в общественном признании прав человека на уважение со стороны окружающих, на независимость, в осознании им этой независимости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его как личность.
Оценка человеком собственных поступков, добрых и недобрых, своей деятельности, своего отношения к другим называется его совестью. Эта оценка является не только умственной, но и эмоциональной. Она переживается, осознается человеком и считается внутренним регулятором его поведения, проявлением морального сознания. Сила и действенность влияния совести на личность зависит от прочности моральных убеждений человека.
- Интеллектуальные чувства.
Эти чувства появляются в процессе переживаний, которые связаны с умственной, познавательной деятельностью человека. Таковы чувства любви к знаниям, чувства нового, удивления, сомнения, уверенности, неуверенности. Названные чувства связаны с моральными чувствами человека, но вместе с тем они специфичны, источниками их является обучение, конструктивная, творческая производственная деятельность.
- Праксические чувства
Это переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на разные виды деятельности—труд, учебу, спорт. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней. Праксические чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и форме деятельности, ее процесс и результат, общественная ценность — главные предпосылки возникновения и развития праксических чувств.
Праксические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.
Праксические чувства становятся более богатыми, если объединяются с моральными. Работа как дело чести, гуманистическое отношение к деятельности делают практическое чувство важным фактором борьбы за высокую продуктивность и качество работы.
1.6 Эстетические чувства.
К эстетическим чувствам относятся чувство красоты, прекрасного, которые порождаются явлениями природы, результатами труда людей, художественной и творческой деятельности. Эстетические чувства отражают прекрасное в самой объективной действительности. В них проявляется отношение личности к предметам и явлениям, вызванное активным желанием овладеть конкретными эстетическими объектами или же тем или иным видом творческой деятельности.
Эстетические чувства формируются и реализуются в любой деятельности человека, поскольку каждая деятельность включает в себя элементы прекрасного. Эстетические чувства являются важным фактором формирования нравственного лица человека.
Одним из сложных чувств, которое сочетает в себе эстетические, моральные, интеллектуальные стороны, есть чувство смешного, комического. Чувство комического возникает как переживание личностью несоответствия между формой и содержанием в действиях и поступках людей. Раскрытие личностью этого несоответствия и переживания, отношение ее к ней — это основные моменты, характеризующие чувство комического.
Чувство комического может проявляться в различных формах. Так, объединенное с чувством симпатии, доброжелательным отношением, сочувствием к тем, с кого мы смеемся, оно превращается в чувство юмора. Пропитанное ненавистью к другим людям, гневом, это чувство становится сатирическое. Смех является мощным средством борьбы с тем негативным, что случается в жизни людей.
Моральные, интеллектуальные, эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и называются высшими чувствами в связи с тем, что они объединяют все богатство эмоциональных отношений человека в социальном окружении.
В определении чувств «высшими» отмечается обобщенность стабильность их. Вместе с тем следует подчеркнуть условности понятия «высокие чувства», поскольку к ним относят не только позитивные, моральные, но и негативные чувства (скупость, эгоизм, зависть и т.п.). За неимением точного классификационного критерия моральные, интеллектуальные и эстетические чувства довольно трудно различать в психологическом плане. Чувство юмора, будучи эстетическим, одновременно может быть и интеллектуальным (если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей среде), и моральным чувством.
- Формирование нравственных чувств в истории общества
Марксистский принцип историзма, примененный к анализу человеческих чувств, показывает, что человеческая чувственность не остается всегда неизменной, равной себе. Природа чувственности, детерминируемая социальными и культурными условиями, находится в постоянном, непрерывном развитии и усложнении. Поскольку нравственные чувства сопутствуют всем многообразным социальным отношениям, то вместе с развитием последних происходит и изменение первых. Ф.Энгельс, критикуя метафизичность дюринговского подхода к анализу морали, писал, «что люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен». Отсюда вытекает тот факт, что нравственность и нравственные чувства нельзя представлять в виде вечного, окончательного, неизменного и научный анализ их предполагает выяснение каузально-генетической, социальной обусловленности изменения моральных представлений и нравственных чувств, которые являются в конечном счете продуктом данного экономического порядка общества.
Рассматривая проблему детерминации нравственных чувств господствующими в обществе производственными отношениями, следует отметить тот факт, что это не простая, жесткая, механическая детерминация. Идея Маркса, изложенная в «Теориях прибавочной стоимости», о специфичности духовного производства, его несводимости к материальному приложила и к анализу природы нравственных чувств. Нравственные чувства не есть прямая проекция отношений материального производства, они обладают и собственной логикой развития.
Природа нравственных чувств не может быть выявлена вне целостного рассмотрения морали как социального явления. Это подтверждается проведенным выше критическим анализом «теории нравственного чувства». Главный недостаток указанной конценции состоит в попытке вывести всю специфику морали лишь из одного ее элемента — нравственных чувств. Это приводит представителей данной этической школы к неправильному толкованию как специфики морали в целом, так и искавению природы и специфики нравственных чувств. Только целостное видение морали как социального явления создает фундамент, дает исходные посылки для анализа специфики ее отдельных элементов, в данном случае — нравственных чувств. Поэтому исторический анализ развития нравственных чувств предполагает исследование проблемы в нескольких аспектах: изменение нравственных чувств в связи с изменением общественных отношений; качественное, количественное изменение нравственных чувств в связи с развитием рациональных элементов нравственного сознания.
Именно поэтому, до непосредственного анализа исторического развития нравственных чувств необходимо дать общее определение морали с позиций марксистско-ленинской этики. Мораль, нравственность — «один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений ( моральные отношения )».
Нравственные чувства являются элементом морального сознания личности. Эти чувства, в их специфически человеческой форме и содержании, являются результатом социального развития, если иметь в виду общество в целом, и процесса социализации, если речь идет о чувствах отдельного человека. Специфика нравственных чувств не заключается в каких-то особенностях их физиологической основы. Ученые, исследующие нервную деятельность, согласны в том, что физиологическая основа у всех чувств едина — это процессы возбуждения, торможения и распространения нервных импульсов и т.д., протекающие в нервной и гуморальной системах. Упомянутые процессы определяют силу, интенсивность, длительность чувств, но отнюдь не их социальное содержание. «Вряд ли можно признать научными концепции, которые объясняют такие, например, качества человека, как честность, смелость, порядочность, наличием «положительных» генов и фактически отрицают, что эти качества формируются социальной средой».
Нравственное самовоспитание
Воспитание человека происходит путем внешнего, стороннего влияния на его личность (семья, школа, трудовой коллектив). Вершиной формирования нравственных чувств личности является появление у нее внутреннего осознания необходимости заниматься самосовершенствованием, то есть самовоспитанием.
Цель самовоспитания — формирование в себе наилучших привычек, стремлений, качеств и избавление от отрицательных. Для этого необходимо развить в себе привычку к самоанализу, самостоятельной оценке не только собственных поступков, но и их внутренних мотивов. Важно, чтобы самоанализ основывался на эталонных представлениях о морали и праве.
Правильная этическая оценка своих действий и их мотивов толкает человека на признание своих ошибочных поступков, на поиск путей их исправления и восстановления его авторитета в мнении окружающих.
Поводов к размышлениям о качествах собственной личности множество, поскольку нравственные чувства — это обширное поле для философских размышлений и порой требуют сиюминутного разрешения. По сути, то, что поставит он во главу угла — собственный интерес или интерес другой личности, общества - это один из показателей уровня воспитанности человека.
Актуальность нравственного воспитания детей
Средства массовой информации пестрят шокирующими сообщениями: там подростки избили товарища или учителя, здесь обворовали магазин, учинили дикую расправу над животными, из мести подожгли дом соседа, устроили автокатастрофу ради эффектных кадров в интернете… Далеко не всегда эти дикие поступки совершаются под влиянием алкоголя или наркотиков.
Почему это происходит? Ни родители, ни школа не учат красть, калечить, убивать, развлекаться за счет чужого горя. Изменились нравственные идеалы и ориентиры? Ослабело воспитательные воздействие семьи и школы? Нет потрясающих примеров нравственной самоотверженности?..
Наверное, это тема для масштабного социологического исследования. Очевидно то, что сегодня проблема воспитания высоконравственного человека чрезвычайно актуальна, нравственные чувства — это продукт целой системы семейного и общественного воспитания.