Процессы, происходящие в современном мире, провоцируют множество изменений в обществе. Интерес к исследованию особенностей невербального интеллекта обуславливается многими важными причинами, в частности, проблемами различных отраслей психологии: общей и возрастной психологии, гендерной психологии и психологии одаренности. Несмотря на устоявшиеся определения категории интеллекта в психологии, точку в его изучении как психологического феномена ставить все-таки рано. Нет единства и в мнениях ученых по элементам его содержания, структуры и сфер реализации. C диагностикой вербального интеллекта все, вроде бы, определенно: вербальный интеллект используется человеком намного чаще и активнее, чем другие виды интеллекта. Он теснее связан с уровнем учебной успеваемости, чем другие виды интеллекта. По общепринятому мнению, именно он определяет успешность обучения. Но не стоит забывать, что вербальный интеллект – это только часть цельной структуры мышления. Большое значение в психологической диагностике имеет и изучение невербального интеллекта. Так принято называть тип мышления, который опирается на образы и представления, а также отвечает за визуализацию. Он тесно взаимосвязан с развитием мыслительной деятельности. Для прохождения невербальных психодиагностических тестов не требуется умение читать и писать, а в качестве заданий в таком тестировании могут использоваться предметы, изображения и многое другое.
Невербальные тесты очень важны для оценки интеллекта людей, которые могут, по целому ряду причин, иметь трудности с оперированием вербальным материалом, например, в случае прохождения тестирования на втором языке для испытуемого, в ситуациях, когда люди говорят на разных диалектах, когда тестируются очень маленькие дети, а также люди, имеющие какие-либо нарушения развития, сенсорные расстройства. Также такие методики часто используют для диагностики детей с дефектами речи и задержками развития, неграмотных людей любой возрастной категории и тех, кто длительное время испытывал дефицит общения.
Понятие интеллекта человека
В современной психологии интеллект рассматривается как способность человека приспосабливаться к новым обстоятельствам и ситуациям. Также в это понятие входит возможность личности изучать новый материал и осваивать новые навыки.
В ходе многолетних исследований этого понятия, проводимых многими специалистами, было установлено, что интеллект можно разделить на две основные подструктуры — вербальную и невербальную. Каждая из них имеет свою область функционирования, индивидуальный уровень развития и потенциальные способы эволюции.
Что такое вербальные способности?
Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:
- фонетическая сторона речи;
- грамматический строй речи;
- лексическая сторона речи;
- синтаксис.
Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.
Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.
Понятие невербальной составляющей интеллекта
Под понятием «невербальный интеллект» подразумевается такая разновидность интеллекта, которая использует в качестве опоры зрительный образ и пространственное представление. Стоит отметить, что эта подструктура развивается у каждого человека точно так же, как и вербальная составляющая. Однако уровень невербального интеллекта является индивидуальным.
Невербальное мышление человека строится на операциях, связанных с наглядными объектами. Представляя эти объекты, человек получает возможность оценить сходства и различия разных предметов или изображений. Также благодаря этой подструктуре люди могут определять положение объекта в пространстве. Развивая невербальный интеллект, человек начинает лучше понимать схемы и чертежи. Также уровень развития невербальной составляющей интеллекта влияет на способности в области рисования и конструирования.
Как подготовиться
Поскольку для каждой компании разрабатываются уникальные задания, пытаться учить ответы бессмысленно. Подготовка к тестам на невербальное мышление сводится к двум составляющим:
- Решать тренировочные невербальные тесты онлайн.
- Изучению методических указаний и руководств.
Главная проблема тестов на невербальную коммуникацию – время, выделенное на каждую задачу. Как правило, это не больше 1 минуты.
За это время придется сориентироваться в условии, понять вопрос, выбрать стратегию и приступить к решению. Для неподготовленного человека этого времени недостаточно. Хотя задания не повторяются, созданы они по одним и тем же принципам.
Решая тренировочные задания, кандидат не только улучшает скорость реакции и учится быстро ориентироваться в вопросах, но и знакомится с типичными задачами.
Для большинства задач созданы методические указания и бесплатные руководства по их решению, в которых даются советы, как правильно организовать время и показать достойный результат. Также в них рассматриваются типичные вопросы с примерами решения и комментариями.
Вторым фактором, влияющим на успех, считается время на подготовку. Поскольку подготовка к испытаниям связана с выработкой навыков, для их закрепления нужно время. Готовиться за день до тестирования бессмысленно — для этого нужна, как минимум, неделя.
Общие принципы диагностики невербальной подструктуры
На сегодняшний день существует много способов, с помощью которых диагностируют вербальный и невербальный интеллект. Различия состоят в заданиях и материалах, на основе которых формируются задания.
Диагностика невербального интеллекта проходит с использованием заданий, основанных на наглядных материалах. Часто распространенным тестовым заданием является составление фигур из отдельно взятых элементов, манипулирование объектами или сравнение наглядного материала, предоставленного для прохождения теста. В большей части случаев состояние невербального интеллекта оценивают с помощью кубиков Коса, прогрессивных матриц Равена или доски форм Сегена.
Однако выделяют и такие методики, которые дают психологу возможность оценить вербальную и невербальную подструктуру одновременно. Самым используемым является тест Векслера. Однако стоит отметить, что диагностика обеих составляющих занимает достаточно много времени. Чаще всего тест затягивается на полтора или два часа.
Интеллектуальный тест Кеттелла
Тест предназначен для измерения уровня общего интеллекта и относится к разряду так называемых «свободных от влияния культуры» тестов. Основная психодиагностическая ценность таких методик заключается в возможности оценивать преимущественно биологически детерминированный («врожденный») компонент интеллектуального потенциала, не зависящий от последующих влияний культурной среды (воспитания, образования, целенаправленного обучения). Тест является невербальным, а, значит, на его результаты не влияют языковая принадлежность и уровень образования испытуемых. «Культурно-независимый тест интеллекта» опирается на концепцию интеллекта Раймонда Кеттелла, получившую достаточно широкое распространение в англоязычных странах.
По мнению автора, общий фактор интеллекта имеет психологический смысл, если опираться на двухфакторную модель: «общий флюидный фактор» (или «свободный» интеллект) и «общий кристаллический фактор» (или «связанный» интеллект):
- «Свободный интеллект» формируется преимущественно под влиянием биологических факторов, на базе индивидуальной архитектоники коры больший полушарий мозга. В этом смысле индивидуальное развитие уже на ранних возрастных этапах сопровождается развитием единой общей интеллектуальной способности. Она не связана с усвоением каких-либо специфических знаний, навыков, умений или развитием какой-либо отдельной психической функции (сенсорной, моторной и т.п.). «Флюидные» способности опираются на понимание основных видов логических взаимосвязей, на ведущие операции мышления: часть-целое, понимание сходства, причинных связей, индукцию, дедукцию, пространственные отношения. «Флюидный (свободный) интеллект определяет способность выделять взаимосвязи между объектами, которые индивид способен воспринимать и которыми способен манипулировать. Исследования психологов показывают, что в результате травм мозга и в процессе биологического старения «свободный интеллект» страдает в первую очередь при большей стабильности «связанного интеллекта», который может оставаться сохранным до глубокой старости.
- «Связанный интеллект» является продуктом усвоения разнообразных видов перцептивных и моторных умений и развивается на базе «свободного интеллекта» в процессе игровой, учебной и профессиональной деятельности, в процессе воспитания и общения, усвоения культурных ценностей. Его развитие обусловлено и спецификой образования, и некоторыми личностными особенностями (интересами, ценностными ориентациями, мотивацией, особенностями индивидуального развития памяти, внимания и т.д.). С этой точки зрения «связанный интеллект» близок к концепции Векслера и измеряется с помощью традиционных тестовых методик.
Интеллектуальный тест Кеттелла измеряет именно «свободный интеллект» на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через особенности восприятия. Методика может использоваться в образовательных учреждениях различных уровней и специфики, кадровых психологических службах, центрах занятости населения, так как является наиболее подходящим инструментом для:
- оценки интеллекта при приеме на работу;
- в профессиональной ориентации, для составления прогноза успешности профессиональной переквалификации;
- выбора уровня образования, оценки интеллектуального развития и выявления причин неуспеваемости учащихся.
Описание теста Векслера
Этот тест, также известный в психологии как шкала Векслера, является самым распространенным и наиболее известным методом определения уровня развития человеческого интеллекта. Его создал Дэвид Векслер в 1939 году. В основе теста лежит иерархическая модель интеллекта Векслера, что и дает возможность рассмотреть все составляющие интеллекта одновременно.
В состав этой диагностической методики входит 11 субтестов, разделенных на две группы. 6 заданий направлены на проверку вербального интеллекта, а 5 — на определение уровня развития невербальной составляющей. В каждом тесте присутствует от 10 до 30 заданий, сложность которых постепенно растет. Каждый выполненный субтест оценивается в баллах. Итоговый результат переводится в унифицированную оценку по шкале, что дает возможность оценить разброс. Во время оценки результатов во внимание берется общий коэффициент интеллекта, соотношение уровня развития вербальной и невербальной составляющей, а также анализируется выполнение каждого отдельного задания, поставленного перед тестируемым.
Обработка результатов теста Векслера
После того как человек выполнил все субтесты, нужно правильно подсчитать и интерпретировать полученные балы в итоговый результат. Для этого процесса необходимо иметь под рукой необходимые для этого таблицы.
Оценка проводится на трех уровнях:
- Подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербальной и невербальной составляющих.
- Анализ профиля оценок выполнения на основе коэффициентов.
- Качественная интерпретация оценок с учетом наблюдения за поведением тестируемого и другой диагностируемой информации.
Стандартная обработка состоит в том, что психолог подсчитывает первичные баллы по каждому из заданий, то есть суммирует «сырые» оценки испытуемого. После этого посредством специальных таблиц «сырой» результат приводится к стандартному и отображается в виде профиля. Суммированные результаты в стандартной форме определяют показатели общего, невербального и вербального интеллекта.
Классификация результатов выглядит следующим образом:
- 130 баллов и больше — очень высокий коэффициент интеллекта.
- 120-129 баллов — высокий уровень.
- 110-119 баллов — хорошая норма.
- 90-109 баллов — средний коэффициент интеллекта.
- 80-89 баллов являются плохой нормой.
- 70-79 баллов являются отрезком пограничной зоны.
- 69 баллов и ниже свидетельствуют о наличии у испытуемого умственного дефекта.
Вербальные тесты и их особенности
Состоят вербальные логические тесты из заданий, материал которых предложен в языковой форме. Это могут быть слова, выражения и тексты. Благодаря тестированию можно прояснить, способен ли человек делать выводы из информации, создавать четкие и понятные изложения, а также точно формулировать вопросы. Самым популярным вербальным тестом считается вариант с использованием блока вопросов с утверждением. А для формулировки ответа необходимо сопоставить это утверждение с текстом и определить его как верное, неверное или недостаточно информации. В этом тестировании люди сталкиваются с определенными затруднениями, поскольку зачастую информация может быть неоднозначной и отличить «ложь» от «недостаточно информации» бывает очень непросто. Нередко вербальное тестирование проводится путем подачи блока вопросов, ответы на которые представлены в виде утверждения. С помощью таких тестов человек может научится быстро распознавать применяемые вербальные задачи, а также получить отличные навыки в решении подобных задач.
Возрастные адаптации метода Векслера
В зависимости от возраста тестируемого исследование невербального интеллекта и других составляющих понятия «интеллект» осуществляется по одной из трех возрастных адаптаций теста Векслера. Это связано с тем, что в разных возрастах интеллект человека развивается специфическим образом, что существенно влияет на задания, которые можно выполнить.
На сегодняшний день для детей от 4 до 6,5 лет используется модификация WPPSI. WISC является адаптацией для возраста от 6,5 до 16,5 лет. Для всех, кто старше 16,5 лет, используется версия WAIS.
Разработчики невербальных тестов
Времена, когда в практике работодателей использовались вопросы из области клинической психологии прошли. Сегодня подобные задачи разрабатывают консалтинговые и кадровые агентства. В их создании участвуют как психологи, так и кадровые консультанты, HR, инженеры и специалисты по ассессменту.
Для каждой компании, заказавшей создание тестирования или внедрение комплексной системы отбора, задания разрабатываются в соответствии с требованиями вакансии или профессии.
Чаще всего работодатели используют испытания от:
- SHL;
- TalentQ;
- OnTarget;
- Saville consulting.
Достоинства
- Тест на невербальные способности достоверно оценивает кандидатов, вне зависимости от языковых навыков, культурных или расовых различий. Работодателям важно понимать, сможет ли кандидат справляться с поставленными задачами, принося пользу компании.
- Разработанные матрицы оценки допускают проведение оценочных испытаний людьми без психологического образования.
- Мгновенный результат.
- Минимальная чувствительность к колебаниям настроения кандидата.
Недостатки
- Стоимость создания и внедрения.
- Дополнительные сложности для соискателей
Как можно развить невербальную составляющую интеллекта?
Невербальный интеллект можно развивать. На сегодняшний день для этого есть специальные методики и упражнения, систематическое выполнение которых поможет развить эту подструктуру интеллекта.
В первую очередь, человек, стремящийся развить невербальную структуру интеллекта, должен научиться не просто смотреть, а видеть. К примеру, увидев столкнувшиеся на дороге машины, не стоит ограничиваться поверхностным осмотром ситуации. Попытки увидеть полную картину и понять причины происшествия способствуют развитию невербальной составляющей. Восстанавливая все выпавшие из поля зрения факторы и целостную картину ситуации, человек тренирует свой интеллект и развивает уровень наблюдательности.
Разрушение шаблонов мышления является не менее прогрессивной методикой. На начальном этапе можно менять такие простые вещи, как маршрут от дома до работы или же путь, проделываемый по залу магазина во время покупок. Любое изменение привычных действий и картин побуждает мозг изменять картину окружения, которая становится привычной и затягивает человека в зону комфорта.
Развитию невербальной подструктуры интеллекта способствует чтение сложной к восприятию литературы и понимание каждого шага, описанного в этой литературе. Не менее полезным является вдумчивое чтение литературы, касающейся несвойственной человеку деятельности.
Невербальное общение сигналы тела. Невербальные сигналы общения. Какие они бывают
Мы много говорим с вами о жестах. Но жесты – это лишь часть всех невербальных сигналов, многочисленная, но не единственная. Для того, чтобы лучше понимать сигналы тела, нужно знать, что же еще, помимо жестов, мы можем увидеть, общаясь с человеком. Все сигналы, которые мы получаем от собеседника, можно разделить на определенные группы. Сегодня мы узнаем подробнее о группах сигналов тела.
Все невербальные сигналы можно разделить на шесть основных групп:
- Мимика
- Жестикуляция
- Телодвижения
- Поза
- Дистанцирование
- Интонация
Мимика
Мимика включает различные сигналы, которые мы наблюдаем на лице человека. Моргание, улыбка, поднятие бровей, оскал, прищуривание и многое другое составляют огромный арсенал мимических сигналов тела. Также к мимическим сигналам мы будем относить психосоматические процессы, которые имеют отношение к нашим лицам: покраснение, бледность, румянец.
Жестикуляция
К жестикуляции мы будем относить все манипуляции, производимые руками : сжимание кистей в кулак, показ пальцев, постановка рук, динамику жестов (взмахи руками, постукивание пальцами по столу) и многое другое. К жестикуляции для простоты мы также будем относить различные движения, связанные с руками, но к типичным жестам не относящиеся: удержание различных предметов в руках (сигареты, бумаги), перебирание мелких предметов (карандаш, платок).
Телодвижения
К телодвижениям относятся действия, которые мы производим любыми частями тела, кроме рук и лица. Выпячивание груди (как, например рыцари и войны в фильмах), топтание ногой, скрещивание ног, пожимание плечами.
Поза
Под позой мы будем подразумевать общее положение, в котором находится человек и изменение этого положения со временем. Например, у человека, который стоит, скрючившись, сжавшись, сильно опустив голову и максимально прижав к телу руки, находится в одной позе. А человек, стоящий прямо, открыто, с высоко поднятой головой имеет совсем другую позу. Разворот корпуса при разговоре также относится к позе.
Дистанцирование
Дистанцирование, хотя и близко по смыслу к позе, все же имеет особенное значение при прочих равных условиях, поэтому мы выделим его в особую группу. Под дистанцированием мы понимаем расстояние (дистанцию), которой придерживается человек по отношению к другим людям, а также животным, предметам, и изменение этого расстояния (приближение к человеку, отдаление от него).
Интонация
Интонация – это все элементы нашей речи , за исключением самого содержания речи: громкость голоса, расстановка пауз, тон речи. К этой группе сигналов мы будем относить также различные несловесные сигналы речи (вздохи и задержки дыхания, причмокивания) .
Любые сигналы тела принадлежат вышеперечисленным группам. Однако существуют такие виды невербальных сигналов, которые однозначно нельзя отнести к одной из групп, и такие сигналы можно считать пограничными. Как вы видите, не все так просто, но тем интереснее изучать все это. Мы будем постепенно изучать эти сигналы.