Как классифицируются личные качества человека
Личными качествами называют комплекс сложных составляющих как биологических, так и обусловленных социально компонентов личности. В этой статье рассмотрим основные качества человека. Они демонстрируют все особенности внутренних психических свойств:
- индивидуальные прохождения внутренних психических и психологических процессов внутри человека
- комплекс состояний и свойств отдельно взятой личности;
- особенности характера;
- тип темперамента;
- особенности поведения;
- характер общения и взаимодействия с окружающими;
- отношение к самому себе и проч.
Личностные качества человека:
- положительные;
- отрицательные;
- волевые;
- профессиональные;
- и нравственные качества.
Прежде чем приступить к разбору тех или иных сторон личности, необходимо помнить, что любые классификации в это вопросе и оценка личных качеств – весьма условны. Объясняется это тем, что все в мире относительно, даже понятие добра и зла. Разделение базируется на общепринятых моральных и нравственных нормах. Условимся, что к каждому определению будем приписывать слово «условно»: условно положительные, условно отрицательные и т. д. К примеру, агрессивность – условно отрицательная характеристика. Она будет иметь неприятные последствия в одной ситуации, но в ситуации необходимости постоять за себя будет единственно верной.
Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности
«Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества» [1, с. 37]. Мы полностью согласны с мнением автора, так как именно воспитание вырабатывает определенные качества личности человека и создает положительное или отрицательное отношение к обучению. Обучение и воспитание формируют у человека знания, умения и навыки. Человек узнает много нового и интересного об окружающем мире. Этим занимается педагогика — наука о воспитании и обучении человека. Если вспомнить историю, то можно заметить, что в глубокой древности не существовало разделения труда. Все люди, независимо от возраста, участвовали в процессе добывания пищи. Они охотились, занимались собирательством. Дети наблюдали за взрослыми, приобщались к труду, благодаря чему у них вырабатывались различные умения и навыки. Позже, у людей возникла потребность в передаче накопленного старшим поколением опыта, в формировании духовных ценностей, нравственности, правил поведения, мировоззрения подрастающего поколения. Благодаря этому появились воспитатели — старейшины рода, обладающие огромным жизненным опытом, отвечающие за воспитание своих подопечных. Так воспитание стало неотъемлемой сферой деятельности людей. Позднее люди поняли, что необходимо не только передавать подрастающему поколению накопленный социальный опыт, но и вырабатывать в них научное мировоззрение. Так возникло обучение — деятельность, главной функцией которого является создание научной картины мира. Само единство воспитания и обучения необходимо для того, чтобы сформировать у детей мировоззрение, нравственные нормы, моральные качества и необходимый социальный опыт.
Впервые, с появлением воспитания люди задумываются о нравственности, духовных ценностях. Взрослые начинают вырабатывать у ребенка такие качества как вежливость, дисциплинированность, трудолюбие. Старшее поколение, в процессе воспитания, развивает в младшем поколении основные качества характера, необходимые для достижения жизненных целей ребенка и обеспечивает его дальнейшее развитие.
Рассматриваемая проблема очень актуальна в наше время, ведь основной этап обучения ребенка начинается со школы, и он кардинально меняет привычный образ жизни ребенка. Школьное обучение — это очень сложная деятельность, требующая своевременное усвоение изученного материала, трудолюбия, терпения и организованности во времени. Когда ребенок начинает обучаться в школе, на его пути возникает множество трудностей: меняется социальное окружение, происходит освоение нового вида деятельности, изменяется темп жизни. В этот период дети младшего школьного возраста сталкиваются с проблемами адаптации. Формирование качеств личности происходит на протяжении всего обучения в школе, так как школа выполняет не только познавательную, но и воспитательную функцию. Именно в этот период времени важно помочь ученику выработать такие качества как трудолюбие, организованность, терпение и целеустремленность. Здесь на помощь приходит педагог.
Для создания у ребят необходимых нам качеств необходимо правильное функционирование системы школа — семья — ребенок. Именно от этих трех составляющих зависит формирование необходимых нам качеств личности и дальнейшая судьба ребенка. Школьное обучение кардинально меняет привычный образ жизни ребенка, он сталкивается с множеством возникших проблем: изменяется социальное окружение ребенка, темп жизни, осваивается новый вид деятельности [2, с. 135]. Именно в этот период очень важно помочь ученику адаптироваться. В данной ситуации ребенку поможет педагог. От того какой у ребенка будет педагог и какие у него с ним сложатся взаимоотношения зависит формирование качеств личности, ведь каждый педагог использует свой стиль педагогического общения. Это особые приемы воспитания, с помощью которых учитель влияет на ученика. Здесь педагогическое общение выступает как определенный фактор развития качеств личности.
Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [3, с.217]. Учителю не стоит зацикливаться лишь на учебе, необходимо также формировать такие же качества личности как доброжелательность, воля, самоконтроль, выдержка, так как они будут очень сильно помогать ребенку в учебном процессе и достигать своих целей. Деятельность педагога должна быть направлена на создание у детей уверенности в себе и в своих собственных силах, целях и планах. Это принесет свои плоды в будущем. У детей будут развиваться творческие, учебные и личностные способности. Очень важно сформировать уверенность в себе у ребенка на начальном этапе обучения, иначе у ребенка может возникнуть комплекс неполноценности. Последствием этого может стать нежелание учиться, отсутствие инициативы и бездействие.
Демократический стиль общения является наиболее эффективным и самым благоприятным в учебном процессе. В данном случае демократический педагог сможет расположить ребенка к себе, он интересуется точкой зрения ребенка, что позволит воспитать в нем уверенность в своих силах, самодостаточность и коммуникабельность. Главной целью такого общения не запугать, а расположить детей к себе, установить с ними контакт и взаимосвязь. Ребенок с демократическим педагогом помимо уверенности в своих силах приобретает творческий подход к делу, тягу к знаниям и познанию окружающего мира.
Авторитарный стиль основывается на полном послушании ученика учителю. Авторитарный педагог всегда запугивает, угрожает, требует. Такой педагог вырабатывает подобное качества личности как неумение постоять за себя. Ученики не будут обладать уверенностью в своих силах, имея такого педагога. Авторитарного педагога не интересует эмоциональное состояние детей и их интерес к изучаемому материалу. Самый большой минус такого общения заключается в том, что постоянное ощущение стресса и усталости у ребенка может привести к нарушению его здоровья и формирование комплекса неполноценности. Но, несмотря на все вышеперечисленное, авторитарный педагог развивает в детях выносливость, мотивацию к обучению, что позволяет в некоторой степени ускорять учебный процесс.
Либеральный стиль характеризует минимальным вовлечением педагога в учебный процесс. Либеральный педагог представляет собой безынициативного, безответственного и нерешительного человека. Такой педагог не следит за выполнением своих поручений, возлагает слишком много обязанностей на ребенка. Оценка зависит от того, какое настроение у педагога в данный момент времени. Такой педагог подает плохой пример подрастающему поколению, но воспитывает в детях самостоятельность и активность [4, с. 189].
Правильные отношения между детьми и взрослыми влияют на развитие ребенка. Когда у ребенка портится общение с взрослыми, это выливается в различные поступки ребенка. Для обеспечения наиболее эффективных отношений с ребенком необходимо больше обращать внимания на позитивные поступки:
— взрослый, который стремится поддержать ребенка, прежде всего сам верит в его силы и возможности (нужно помочь ребенку преодолевать трудности);
— завышенные требования родителей сделают успех недостижимым, ребенок замкнется в себе, у него начнет формироваться низкая самооценка;
— слушая ребенка, дайте понять ему, что его мнение очень важно;
— не стоит кричать, когда ребенок не понимает что-либо и не может выполнить домашнее задание, так как это плохо отражается на его нервной системе;
— не стоит ставить ребенку условия, так как это отражается на психике ребенка, он начинает переживать и нервничать;
— никогда не вымещай на ребенке свои обиды (он не виноват, что у взрослых плохо сложился день);
— никогда не унижай ребенка (обида сохраняется на долгие годы и это может испортить отношения в будущем);
— любить ребенка нужно любым, он, как и взрослые имеет право на индивидуальность.
Но стоит учитывать и то, что многое зависит и от характера самого ребенка и его самовоспитания, ведь оно является важным компонентом самосовершенствования личности. Необходимо наличие внутренней установки и правильной оценки своего поведения. Если он сам будет стремиться к получению хорошего образования, будет слушаться родных и учителей, то из него вырастет хороший, умный, воспитанный и образованный человек.
На основании всего изложенного можно сделать вывод, что формирование качеств личности ребенка зависит от системы школа — семья — ребенок. От того как к ребенку относятся в школе и дома зависит формирование личности. Задача педагога и семьи состоит в том, чтобы обеспечить благоприятные условия для взаимодействия ученика с учителем и другими обучающимися и главную роль в этом играют внутрисемейные отношения, педагогическое общение и самовоспитания ребенка. Осознавая, какое сильное влияние оказывает образование, необходимо формировать положительное отношение к нему.
Литература:
1. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — Москва: Просвещение, 2008. — 398 с.
2. Сластенин В. А., И.Ф Исаев, Е. Н. Шиянов. Педагогика. — Москва: Эксмо, 2008. — 478 с.
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. // Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Эксмо, 2004. — 459 с.
4. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. — М.: Издательский , 2001. — 192 с.
Положительные качества человека
Положительные качества человека
Положительные качества личности – это категория внутреннего блага человека, которая приносит как ему самому, так и окружающим положительные переживания и чувство удовлетворенности. Полный список положительных качеств будет внушительным. Поэтому приведем лишь основные:
- доброта;
- отзывчивость;
- трудолюбие;
- терпеливость,
- ответственность;
- миролюбие;
- дружелюбие;
- верность;
- бескорыстие;
- честность;
- уверенность в себе.
Идеальных людей не бывает: обладатели только положительных качеств существуют только в сказках. Однако тех, в ком положительные качества человека преобладают, очень много. Часто наличие перечисленных свойств – это личные качества лидера. Благодаря им лидеры способны расположить к себе, завоевать доверие и повести за собой.
Полезные книги по личностному росту
Новый год не за горами, и сейчас самое время заполнить полки вдохновляющими книгами, которые помогут вам стать лучшей версией себя.
Эти книги дадут вам эффективные стратегии и полезные советы, которые помогут вам расти и процветать. Откройте для себя техники осознанности, инструкции по устранению беспорядка в своей жизни, рекомендации по постановке значимых целей и многое другое!
- Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта»;
- Джим Лоэр и Тони Шварц «Жизнь на полной мощности»;
- Дмитрий Чернышёв «Как люди думают»;
- Джош Кауфман «Сам себе МВА»;
- Келли Макгонигал «Сила воли. Как развить и укрепить»;
- Джон Эйкафф «Начни»;
- Ли ЛеФевер «Искусство объяснять»;
- Ричард Брэнсон «К чёрту всё! Берись и делай!».
Ваша жизнь сейчас — состоит из серии моментов. Живите намеренно в настоящем, и вы начнете испытывать радость и счастье, которых ищете.
Помните главное — для личностного роста никогда не поздно, даже если это впервые. Сейчас определенно хорошее время для этого!
Наталья Шахова
Отрицательные качества человека
Отрицательные качества человека
Отрицательные качества личности – это свойства, являющиеся нежелательными для самого человека и его окружающих и требующие исправления которые являются нежелательными и требующими коррекции. Их – крайне много. Полный список мог бы составить небольшую брошюру. Здесь будет приведено лишь несколько из них:
- лживость;
- лицемерие;
- грубость;
- леность;
- склонность к депрессиям;
- агрессивность;
- ненависть;
- нетерпеливость;
- пассивность;
- слабоволие;
- трусость;
- обидчивость;
- неряшливость.
Эти и подобные личные качества человека определяют и соответствующее их подведение: неряшливый будет выглядеть неопрятно и воссоздавать вокруг себя соответствующий атмосферу. Безответственный – плохо работать и подводить себя и коллектив.
Для тех, у кого в характере преобладают отрицательные качества человека, есть хорошие новости: недостатки могут сыграть роль «пинка» к стремительному рывку вперед и внутреннему росту. Это доступно каждому.
Полный список всех качеств человека можно найти здесь.
Волевые характеристики
Коснемся основных:
Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.
Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо действия. Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.
Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.
Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается психологией как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.
Профессиональные качества человека
На профессиональные достоинства влияют такие качества человека, которые можно назвать: личные качества лидера. Выделяют несколько категорий:
- вербальная составляющая – отвечает за умение понимать смысл информации, передаваемой словами;
- числовая – умение быстро решать в уме арифметические примеры;
- тригонометрическая – умение мысленно видеть а 2-3 измерениях;
- визуальная – внимательность к деталям, равное детской игре “найди 10 отличий»;
- корректорская – умение быстро корректировать слова, числа;
- координационная – умение оперативно координировать мелкую и крупную моторику рук, ног, а также падать хорошей моторной координации;
- зрительная – умение согласовывать направление взгляда с движением ног, рук;
- сравнивающая – восприимчивость к цвету и его оттенкам, умения их видеть и отличать;
- обучаемость – умение схватывать смысл, способность к рассуждению, умение делать верные выводы (общий интеллект).
Это идеальные качества человека для любой профессиональной деятельности. Но для узкой специализации достаточно более скромного набора умений.
Профессиональная специализация
Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.
Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:
- Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
- Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
- Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
- Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления поставленных целей. К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
- Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
- Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
- Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе работы.
С чего начать свой личностный рост и саморазвитие
Чтобы расти как личность, вам нужно смотреть на цель, разработать лучшую стратегию для ее достижения и сосредоточиться на ней. Это первый шаг в любом действии, и вы должны потратить на него столько времени, сколько вам нужно.
После того как вы наметили свою цель и выяснили, как ее достичь, пора действовать и выйти из зоны комфорта. Личностное развитие включает в себя основные психологические инструменты, которыми вы должны овладеть, чтобы добиться успеха:
- Изучите методы визуализации.
Визуализируйте, как вы предпринимаете шаги, необходимые для достижения своей цели, и достижение этого успеха поможет вам избавиться от токсичных стереотипов мышления, сохранить мотивацию и стать более естественным на этом пути.
- Избегайте негативных мыслей.
Очень важно сохранять позитивный настрой. Наблюдайте за своими мыслями и избавьтесь от негативных мыслей.
- Медитация.
Когда вам приходится справляться со стрессовыми ситуациями за пределами зоны комфорта, очень полезно потратить несколько минут в день на контроль своего дыхания и сосредоточение внимания.
- Быть стойким.
Дорога к успеху вымощена ошибками и неожиданными неудачами. Есть несколько вещей, которые вы сделаете правильно с первого раза. Неважно, упадешь ли ты. Важно подняться и идти дальше.
- Соревнуйтесь только с самим собой.
Ядовитая конкуренция с другими людьми только утомит вас. Сосредоточьтесь на своей цели и на том, как вы собираетесь ее достичь.
- Ставьте небольшие задачи.
Преодоление небольших проблем оставляет положительный отпечаток, который поможет вам двигаться вперед с большей решимостью.
- Будьте настойчивы.
Не поддавайтесь лени или разочарованию. Продолжайте двигаться к своей цели как можно более последовательно. Если вы будете ежедневно стремиться к достижению своих целей, такое отношение станет частью вашей личности.
- Празднуйте победы.
За маленькие триумфы себя хорошо вознаграждать. Это будет мотивировать вас продолжать двигаться вперед.
Значение нравственности в социуме
Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его отношения к себе и окружающим.
Ее формирует влияние многих составляющих:
- семейные ценности;
- индивидуальный опыт;
- влияние школы;
- социума.
В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:
- расовая;
- религиозная;
- гуманистическая.
Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.
Что дает знание о своих качествах
Осведомленность и грамотность в психологических вопросах – это своего рода оружие. Умение пользоваться им помогает избегать неприятностей и бороться со своими врагами – и внутренними, и внешними.
Овладение знаниями в области качеств личности позволяет:
- повысить собственный уровень самосознания;
- более глубже понять социум;
- научиться верно устанавливать приоритеты в отношениях с окружающими и строить с ними отношения;
- взращивать в себе идеальные качества человека
При поступлении на работу, при знакомстве с человеком противоположного пола, при взаимодействии с людьми на улицах вечернего города всегда стоит первая задача: узнать, кто перед тобой находится, что это за человек, каков он. Как с ним необходимо взаимодействовать. И что в итоге принесет та или иная тактика поведения. Невозможно понять другого не поняв сначала себя. С другой стороны, оценка личных качеств других людей позволяет сравнить себя с ними.
Личностный рост: постановка целей
Цели личного развития — это цели, которые вы ставите для улучшения своего характера, навыков и способностей. Постановка этих целей включает в себя оценку себя и определение областей, в которых вы можете улучшить, чтобы максимизировать свой потенциал.
Чтобы приступить к личному развитию, вы должны составить план с практическими действиями. Эти шаги помогут вам измерить свои улучшения и сосредоточить внимание на своей цели.
Используйте эти шаги, чтобы начать создавать и достигать целей личного развития в своей карьере:
- Создайте видение.
- Разработайте план.
- Следите за своим прогрессом.
- Регулярно пересматривайте свой план.