Вспомогательные познавательные процессы: внимание, память план-конспект (психология) на тему

Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. По сути, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его кратковременной памяти.

В данном уроке представлена информация о том, как тренировать и развивать внимание и память при помощи специальных техник и упражнений, а также предложены рекомендации по получению яркого впечатления от изучаемого материала.

Роль внимания

Внимание – это избирательная направленность нашего чувственного восприятия на конкретный объект. Внимание помогает зафиксировать объекты в нашей краткосрочной памяти, характеризующейся ограниченным временем хранения информации и количеством удерживаемых элементов. В этом и заключается главная роль внимания для запоминания информации. Чем сильнее и длительнее наша концентрация на объекте, тем лучше мы можем его запомнить.

Вы наверняка замечали, что некоторые вещи легко запоминаются, если им уделить немного внимания. К примеру, у многих людей есть проблема с запоминанием имен при первом знакомстве с человеком. Чтобы запомнить имя следует просто немного подумать о нем, попытаться мысленно написать его, а также вспомнить или придумать несколько модификаций имени. Часто такая недолгая концентрация внимания помогает надолго запомнить имя человека.

Однако если вам нужно запомнить что-то более сложное и объемное, небольшой концентрации внимания уже будет недостаточно, поэтому важно знать и использовать несколько важных свойств нашего восприятия.

Во-первых, человеческая способность держать во внимании информацию ограничена. Исследование американского психолога Джорджа Миллера показывает, что объем внимания человека в каждый конкретный момент ограничен числом 7 ± 2 объектов.

Во-вторых, запоминание большого объема данных требует достаточно длительной концентрации и усидчивости, что связано с умением организовывать свое время и сознание.

В-третьих, память и внимание качественно зависят от получения чувственного опыта о запоминаемом объекте, что связано, с одной стороны, с нашим эмоциональным состоянием, а с другой стороны, с отношением к запоминаемой информации.

Получается, что за вниманием часто стоят интересы, потребности и установки человека. Следовательно, развитие кратковременной памяти и внимательности достигается работой над целенаправленной концентрацией, а также чувственным опытом. Об этом вы прочитаете дальше.

Методы развития внимания в зависимости от нужных характеристик

Большинство способов для развития внимания направлены на ускорение наступления постпроизвольного внимания, а также на умение быстро концентрироваться. Разные игры и методики станут хорошим помощником в развитии памяти.

Каждый человек имеет свой уровень сосредоточенности, но, несмотря на это, проводить развивающие занятия необходимо всем. Благодаря ним можно избавиться от рассеянности.

Проводите свободное время за разгадыванием головоломок, решением логических задач или игрой в шахматы. Процесс развития внимания и памяти должен быть вам в радость и доставлять удовольствие. Только при таком условии можно хорошо прокачать работу головного мозга.

Любое занятие должно сопровождаться тишиной, ведь именно так можно достичь полной концентрации на новом объекте или предмете изучения. Развитие зрительного внимания включает порой простые упражнения. Освоив их, человек получает новый навык по сосредоточению на жизненных целях и задачах. Важно чередовать дела, смешивать сложные задания с легкими, интересные с не интересными.

Улучшение организации внимания

Как уже было сказано, внимание является избирательной направленностью нашего восприятия. Внимание бывает произвольным (или управляемым) и непроизвольным (или неуправляемым). Наличие произвольного внимания у человека помогает человеку осуществлять сознательную деятельность, в том числе и целенаправленное запоминание.

Чтобы научиться активизировать и контролировать произвольное внимание, вы можете воспользоваться специальными упражнениями и техниками, которые помогут вам сконцентрироваться. Многие из этих приемов вы встретите и в других тренингах. Здесь же описаны именно те приемы, которые полезны для концентрации внимания в процессе запоминания.

Мотивация. Для улучшения внимания попытайтесь мотивировать себя тем, что изучаемый материал может быть полезен вам. Постарайтесь осознать все возможные преимущества овладения информацией, которую нужно выучить. Пусть они будут незначительны, главное найти их.

Внешние раздражители. Некоторые люди обладают одной очень важной способностью: они могут заниматься каким-то делом, когда вокруг них шум и суматоха. Часто это является делом привычки, например, когда человек живет в небольшой квартире или общежитии, и ему приходится адаптироваться к сложным условиям и заниматься работой, не обращая ни на что внимание. Сложные условия делают человека «непробиваемым», помогают человеку научиться организовывать свое внимание и отключаться от внешних раздражителей. Попробуйте искусственно создавать себе сложные условия, пытайтесь концентрироваться на чтении в тот момент, когда вы слушаете музыку, когда вокруг ходят люди. Пойдите на улицу, в парк в выходной день и читайте на скамейке, стараясь не обращать внимания на окружающих и прохожих.

Состояние транса, по наблюдениям специалиста по гипнозу М. Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Тренинг, связанный с обучением вхождению в состояние транса, только создается нашими авторами, как только он будет готов, здесь появится ссылка.

Также хотелось бы отметить, что часто в интернете можно встретить рекламу различных препаратов и витаминов для улучшения памяти и внимания. Однако важно понимать, что истинная причина невнимательности и забывчивости лежит не в химических и биологических процессах человеческого организма, а в психологическом состоянии и мотивации. Поэтому прибегайте к применению данных препаратов только в крайнем случае, когда ничего больше не помогает и только по назначению врача.

Конечно, хорошей концентрации нельзя достичь мгновенно, необходимо планомерно работать над ее улучшением. Вот несколько советов относительно проблемы концентрации и способов организации внимания:

  • Не останавливайтесь и не отказывайтесь.
    Очень часто выполняя какое-либо задание, мы останавливаемся на полпути и поддаемся соблазну ускользнуть от работы, так и не завершив ее. Старайтесь бороться с этим желанием, например, применив правило пяти. Если Вы читаете книгу, про

Упражнения для развития памяти

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте помогают не только освоить технику скорочтения. Они к тому же тренируют периферийное зрение, внимательность и наблюдательность — в общем, необходимый набор для развития зрительной памяти.

Метод Айвазовского для развития фотографической памяти

Если вы видели картины Айвазовского, вы поймёте, что его метод работает: чтобы остановить движение волны и перенести его на картину, требуется и внимательность, и память. Итак, что нужно сделать: в течение 5 минут пристально смотрите на объект, который нужно запомнить, подмечайте все мельчайшие детали. Затем закройте глаза и постарайтесь как можно точнее воспроизвести образ предмета. Регулярными тренировками вы сможете развить этот навык.

Учите наизусть

Чем больше вы занимаетесь в спортзале, тем лучше развиты ваши мышцы. Этот же принцип работает и с памятью. Учите наизусть: стихи, списки дел и покупок, отрывки из прозы, монологи киногероев, дозировку лекарств. Если вы скучаете дома — выгляните в окно и запоминайте номера проезжающих мимо машин. Запоминайте всё подряд, причём старайтесь не просто механически заучивать, а придумывать ассоциации. Результаты не заставят себя ждать.

Подслушивайте

Хотите развить слуховую память? Подслушивайте. Да, мы знаем, мама говорила вам, что это неприлично. Но на что только не пойдёшь ради собственной памяти? Когда едете в трамвае или метро, слушайте, о чём говорят люди вокруг вас. И, как в методе Айвазовского, закрывайте глаза и воспроизводите всё услышанное — с точными интонациями, вспоминайте лица людей. Так вы не только будете лучше воспринимать информацию на слух, но и легко станете улавливать эмоции в голосе.

Ходите разными маршрутами

Ходить по проторённому пути не только скучно, но и бесполезно для памяти. Дайте своему мозгу новые впечатления. Будьте внимательны, когда идёте домой: запоминайте вывески, дома, магазины. В целом любые новые мероприятия усиливают мозговую деятельность, так что ни в чём себе не отказывайте и посещайте музеи, театры, кафе, кино, праздники и фестивали.

Сочиняйте истории

Этот метод подходит, чтобы запоминать списки: перечни дел, покупок, событий. Просто свяжите всё в единую историю. Сюжет должен развиваться последовательно и логично, но фантазию можно включать на полную. Более яркие образы запомнить легче. Это может быть сказка, может быть мнемоническая фраза (известный пример — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Этот способ поможет запоминать и взрослым, и детям.

Как получить яркое впечатление

Впечатления человека от запоминаемой информации имеют 2 полезных свойства, помогающих нашей памяти. Во-первых, интерес к объекту запоминания делает нас более внимательными, а во-вторых, эмоции помогают лучше закрепить объект в нашей долгосрочной памяти.

Ниже приведены несколько принципов, используя которые, вы сможете повысить значение эмоционального восприятия для запоминания информации. Эти принципы помогут вам создать сильное, яркое первое впечатление об объекте запоминания и сохранить его в вашей памяти.

  • Первое впечатление. Полезно создавать первое эмоциональное впечатление о запоминаемом объекте, и заносить его в память как можно точнее.
  • Зрительный образ. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, так как оно прочнее. Нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
  • Большое впечатление. Если есть возможность, помимо зрительного восприятия, старайтесь получить впечатления при помощи как можно большего числа органов чувств, что поможет испытать его сильнее.
  • Воспроизводите заново. Старайтесь чаще оживлять в своей памяти первое впечатление о запоминаемом объекте. Лучше находиться именно под первым впечатлением и не пытаться получить новое.
  • Найти подобное. Воспроизводя про себя первое впечатление об объекте, подумайте, на что похоже это впечатление и испытывали ли вы что-то подобное раньше.

Помимо этих принципов вы также можете использовать специальные приемы организации процесса запоминания информации. Эти приемы позволяют усилить эмоциональную отдачу и пробудить интерес к изучаемому материалу.

Игры. Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне. В игре важен азарт!

Азарт в переводе с французского языка означает увлечение, задор, запал, излишняя горячность. Чтобы создать азартную игру, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Тогда ваш азарт будет вынуждать вас быть более внимательным и сконцентрированным.

Состязательность. Подавляющее большинство людей азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны, как групповые. И в тренировке памяти вы можете найти себе соперника и пытаться его превзойти.

Личные рекорды. Еще одним фактором, создающим азарт при чтении, может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. Личные рекорды можно ставить в скорости запоминания, в количестве усвоенной информации и во многом другом.

Итак, первое правило гласит:

Чтобы лучше запомнить какую-то информацию, важно сконцентрироваться на ней и попытаться получить эмоциональную отдачу.

Действительно ли память и внимание ухудшаются с возрастом

Доктор медицинских наук, профессор Константин Уманский, отмечает мнимость многих возрастных нарушений памяти. По мнению ученого, они чаще связаны с рассеянностью и со снижением способности в течение продолжительного времени концентрировать свое внимание на объекте. Потому под «склерозом» и «в шутку» часто принимают последствия нежелания заниматься развитием интеллекта после достижения пика мозговой активности в 27 лет. Безусловно, причиной ухудшения памяти могут стать и заболевания, в частности:

  • болезнь Альцгеймера;
  • склероз сосудов мозга;
  • амнезия;
  • болезнь Паркинсона;
  • ряд заболеваний внутренних органов.

Ввиду резкого увеличения средней продолжительности жизни за последние 150 лет многие заболевания и процессы до сих пор не изучены. Отсюда множество гипотез и выводов, которые требуют проведения дополнительных исследований. Так биолог М. Арансон в начале 21-го века выдвинул предположение о том, что к ослаблению памяти и повышению риска заболевания слабоумием ведет частый просмотр телепередач и прослушивание громкой музыки.

Однако ученые убеждены: на «склероз» и «альцгеймер» часто сетуют люди, которые просто не занимаются развитием своей памяти и не стремятся улучшать концентрацию внимания.

После 30-ти лет мы все чаще заменяем отдых бездельем, выполняем рутинные задачи и не хотим лишний раз «напрягать извилины». Здесь ухудшения памяти – следствие деградации, а не дегенеративных изменений нервной системы.

Вывод – процесс нельзя назвать неизбежным при достижении определенного возраста. После 50 лет можно и нужно тренировать память. Тренировки будут давать результаты – посмотрите на 80-летних профессоров, которые запоминают информацию и концентрируют на обучении внимание многократно лучше своих юных учеников. Ключевое условие – регулярные тренировки и развитие интеллекта. Они не только помогут перестать забывать самое важное, но и помогут укрепить здоровье: по мнению многих ученых регулярные занятия саморазвитием способны снизить риск заболевания болезнью Альцгеймера.

5 лайфхаков для тренировки памяти и внимания

Это не столько способы тренировки, сколько варианты организации быта и свободного времени, а также изменения в образе жизни. Они помогут оптимизировать саморазвитие, найти для него 30-40 минут в плотном графике, а также насытят мозг полезной информацией и питательными веществами, кстати, тоже. ТОП-5 лайфхаков для тренировки памяти и внимания:

  1. Развиваете оперативную память – озвучивайте то, что делаете.
  2. Устраните тревожность – сходите к психологу и победите тревогу, стресс и приступы паники, которые нарушают память.
  3. Устройте быт правильно – используйте записную книжку, всегда кладите вещи на одно и то же место, конспектируйте лекции, применяйте стикеры.
  4. Установите развивающие мобильные приложения – к наиболее популярным можно отнести «Peak», «Тренировку мозга», «Lumosity», «Elevate» и «1001 задачу для счёта в уме».
  5. Занимайтесь спортом – физическая активность всегда помогает развивать интеллект и способности вашего мозга.

Не забудьте и о необходимости создания оптимальных условий для работы мозга – высыпайтесь и питайтесь правильно. Чаще включайте в рацион рыбу, авокадо, грецкие орехи и нежирное мясо. Регулярно тренируйте мозг, а также справляйтесь со стрессом. По возможности откажитесь от вредных привычек, в особенности от психотропных препаратов, алкоголя и сигарет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]