Ребенок как объект и субъект педагогического процесса. Развитие личности и воспитание

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Факторы развития ребенка

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы, влияющие на формирование личности

На формирование человеческой личности влияют внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor — делать, производить) — это движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится самодеятельность личности, которая возникает на основе противоречий, интересов и других мотивов и реализуется в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

Внешние факторы включают макро-, мезо- и микросреду, природные и социальные факторы, образование в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Окружающая среда и образование — это социальные факторы, а происхождение — биологический фактор.

Долгое время философы, социологи, психологи и педагоги спорили о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритете тех или иных в развитии человеческой личности.

Некоторые утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Коутс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о примате врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие полностью зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что с рождения ребенок — это «чистый лист, на котором можно написать все, что угодно», то есть развитие зависит от воспитания и окружающей среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) считают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К. К. Д. Ушинский утверждал, что человек становится личностью не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек — это не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых протекает его жизнь, но и активный участник изменяющихся, совершенствующихся внешних факторов. Когда вы меняете их, вы меняетесь сами.

Рассмотрим подробнее суть влияния направляющих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечалось выше, решающую роль отводят биологическому фактору — наследственности. Наследственность — это свойство организмов передавать определенные качества и характеристики от родителей к детям. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «производить»), наука доказала, что свойства организма закодированы в своеобразном генном коде, который хранит и передает всю информацию о свойствах организма. Генетики расшифровали наследственную программу развития человека. Было установлено, что именно благодаря наследственности проявляется то общее, что делает людей людьми, и то различное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Семейное воспитание

Первые социальные навыки ребенок получает в семье. От нее зависит, к чему человек будет стремиться в жизни. Либо он будет стремиться к знаниям, либо будет довольствоваться патриархальным укладом. Если родители находят время для развития ребенка (читают книги, учат петь и рассказывать стихи), то он начинает стремиться к знаниям. Такие дети хорошо учатся в школе, им легко дается учебный материал.

Воспитание в семье бывает целенаправленным и хаотичным. Целенаправленное воспитание ставит своей целью организованный процесс обучения ребенка правилам поведения в обществе, базовым моральным ценностям, хорошим манерам. Хаотичное воспитание идет методом проб и ошибок. Ребенок усваивает основные понятия добра и зла, методы хаотичного воспитания предельно просты — кнут и пряник.

Успеху в воспитании ребенка способствует:

  • осознанный подход родителей к процессу;
  • согласованность с воспитательной программой в детском саду;
  • согласованность методов воспитания у отца и матери;
  • авторитет родителей в глазах ребенка;
  • правильные взаимоотношения между супругами.

Если родители задаются вопросом правильного воспитания, изучают соответствующую литературу, это оказывает большое влияние на конечный результат. Согласованность методов воспитания в семье и в детском саду оказывает большое положительное влияние на ребенка. Например, если в садике прививают правила этикета, то дома они должны практически подкрепляться.

Согласованность воспитательных приемов у отца и матери ребенка — залог успешного развития маленького человека. Но когда один родитель требует от ребенка послушания, а второй всячески потворствует капризам, то это отрицательно повлияет на мировоззрение и этические качества маленького человека. Он научится лицемерить и приспосабливаться, чтобы угодить и папе, и маме.

Правильные взаимоотношения между супругами — маленькая школа жизни для ребенка. Он видит, как нужно выстраивать свои отношения с другими людьми. Если папа и мама постоянно конфликтуют, то этим самым демонстрируют отрицательный пример для подражания.

Также немаловажно виртуозно сочетать в воспитательном процессе:

  • любовь;
  • строгость;
  • уважение. к личности.

Воспитание без любви неполноценно, поэтому детей стараются отдать на усыновление, чтобы они смогли ощутить семейный уклад и любовь к себе. Любовь невозможна без уважения к личности ребенка. Тем самым родители формируют в нем самоуважение прежде всего.

Без строгости воспитательный процесс невозможен. Необходимы рамки, запреты — ребенок должен знать, что за нарушением следует наказание.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Внешнесредовые факторы, обеспечивающие нормальное развитие ребенка

Реализация информации любого гена зависит прежде всего от воздействия внутренней среды, создаваемой другими генами, а затем от внешней среды, оказывающей влияние как на генотип в целом, так и на отдельные его части. К внешнесредовым относятся все негенетические влияния, действующие на развивающийся организм до и после рождения. Во время внутриутробного развития средой для плода является организм матери, обеспечивающий соответствующую температуру, питание, дыхание и другие жизненно важные факторы. После рождения ребенок как социальное существо долгое время находится в условиях среды, искусственно регулируемой взрослыми соответственно возможностям и потребностям его организма. Сам по себе вопрос о взаимодействии генотипа с внешней средой на всех этапах развития ребенка легко доступен для понимания. Сложность состоит в том, что трудно предсказать, как подействует на каждого отдельного индивидуума тот или иной фактор окружающей среды.

При изучении различий между индивидуумами соотносительное влияние наследственности и среды более определенно можно учесть, анализируя измеримые компоненты признака. Например, масса тела может нарастать при увеличении калорийности пищи. Однако это не значит, что у всех индивидуумов при одинаковом повышении калорийности произойдет одинаковое возрастание массы тела. У людей с пониженным обменом веществ увеличение будет большим, с повышенным — меньшим. Два и более генотипов в одних условиях будут давать сходные реакции, в других — значительно отличающиеся или совершенно противоположные. Только монозиготные близнецы, как имеющие идентичные генотипы, обычно почти одинаково реагируют на одни и те же средовые влияния.

Изучение фенотипов двух монозиготных детей-близнецов, воспитывающихся в одной семье, и двух дизиготных близнецов, также живущих в условиях одной семьи, позволяет выяснить, как действует одинаковая окружающая среда на формирование фенотипических признаков у детей с идентичным и разным генотипами. Исследования показывают, что у монозиготных близнецов реакции на одни и те же внешнесредовые агенты в 70 — 80 % одинаковы, тогда как у дизиготных совпадение в проявлении признака встречается в 2 — 3 раза реже. Большой интерес представляют и данные об изменении признаков или о характере реакций на внешнесредовые агенты, когда монозиготные близнецы живут и воспитываются в разных условиях. В этом случае совпадение (конкордантность) в проявлении реакций у монозиготных близнецов достоверно выше, чем у дизиготных. Интерес подобных исследований состоит не только в том, что они доказывают первостепенное значение наследственной информации в формировании фенотипических признаков, но и в том, что в определенном проценте случаев при одинаковом генотипе наблюдается несовпадение реакций на влияние средовых факторов. Установление причин разных реакций на одни и те же внешнесредовые агенты у монозиготных близнецов позволит оказывать более целенаправленное воздействие на формирование положительных фенотипических признаков и вести профилактику болезней.

Многие заболевания развиваются в связи с неблагоприятным влиянием факторов внешней среды: бактерий, вирусов, грибов, животных паразитов и др. Нерациональное питание, неблагоприятные сезонные и климатические факторы предрасполагают к болезням или непосредственно вызывают патологические состояния. Однако при воздействии их на организм одни люди заболевают, другие остаются здоровыми или болеют в легкой форме.

Выяснение предрасположенности и резистентности к заболеваниям у детей, позволяющее сделать профилактику более индивидуализированной и целенаправленной, возможно с помощью ряда методов. Наиболее доступным из них, особенно участковому педиатру, является способ изучения семьи ребенка, при котором обращается внимание на особенности питания, характер жилищных условий, материальную обеспеченность, культуру родителей, взаимоотношения между родителями и детьми, методы воспитания, соблюдение режима ребенком и др. На фоне всего этого важно собрать генеалогический анамнез и в карточке развития ребенка составить его родословную, которую при каждой встрече с родственниками необходимо уточнять, опрашивая и даже осматривая их. Особое внимание следует обращать на распространенность заболеваний в ближайших к больному поколениях данной семьи.

О предрасположенности или резистентности к заболеваниям могут свидетельствовать ранее отмечавшиеся у ребенка реакции на внешние агенты (аллергия и др.) и заболевания. Определенное значение для диагностики склонности к заболеваниям может иметь характеристика физического и нервно-психического развития, а также конституциональные особенности ребенка.

Факторы развития ребенка
Не секрет, что люди имеют разный уровень интеллектуального развития, причём эта разница заметна уже в детстве. Но что является причиной? Какие факторы определяют интеллектуальное развитие человека? В статье мы рассмотрим ключевые из этих факторов и разберёмся с тем, какое влияние они оказывают.

Ребенок как объект и субъект педагогического процесса. Развитие личности и воспитание

автор: Смольнякова Анна Юрьевна

учитель иностранных языков МБОУ СОШ № 1

Ребенок как объект и субъект педагогического процесса. Развитие личности и воспитание

Тема:
Ребенок как объект и субъект педагогического процесса. Развитие личности и воспитание.
План:

  1. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.
  2. Факторы, влияющие на развитие личности.
  3. Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды.
  4. Движущие силы развития и воспитания.
  5. Индивидуальное и общее в развитии ребенка.
  1. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса
    .

Центральной фигурой в процессе воспитания является тот, кого воспитывают, воспитанник. Человек рождается существом почти исключительно биологическим. Общественным существом, способным вступать в отношения с другими людьми, он становится в процессе развития.

Следует различать понятие «человек», «личность», «индивид».

Человек, будучи биологическим существом, в процессе жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Поэтому он рассматривается в науке как биосоциальное существо.

Следовательно, понятие «человек» объединяет в себе как его биологические, так и социальные свойства и качества.

Понятие же «личность» включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки, которые делают его общественным существом.

Личность — человек как участник историко-эмоционального процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразование природы, общества и самого себя.

Индивид — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. 2) отдельный представитель человеческой общности.

Индивидуальность — уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психических особенностей. Индивидуальность проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются полностью раскрываются в процессе воспитания.

Следовательно, становление собственно человека в качестве общественного существа, личности, обладающей сознанием, осознанно воспринимающей окружающий мир и воздействующей на него, связано исключительно с развитием в онтогенезе (процесс развития индивидуального организма) причем в условиях общественного существования. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развиваться как человек.

Пример: «дети Мангли»

В октябре 1920 г. возле индийской деревни Годамури в волчьем логове вместе с волчатами нашли двух девочек: 8 и 3 лет. Их взяли в приют и принялись за их воспитание. Старшая получила имя Камала, младшая — Амала. Амала умерла от болезни почек. Камала прожила до 1929 года.

Камала не любила солнечного света, с наступлением сумерек она оживала и отправлялась в сад. Ела только мясо, разрывая его зубами, воду лакала. Камала не признавала никакой одежды, срывала ее, не хотела мыться. Передвигалась на четвереньках.

Очень трудно было научить Камалу разговаривать. Через 6 лет она знала только 40 слов. В дальнейшем ее лексикон расширился до 100 слов. Через 7 лет она умела ходить на двух ногах, но если грозила опасность, убегала на четвереньках. Умственное развитие Камалы в 17 лет соответствовало развитию 4-х летнего ребенка.

Подумать: 1) Почему развитие Камалы за годы пребывания ее в волчьем логове не пошло по «человеческому» пути?

2) Почему развитие девочки за последние 9 лет происходило так медленно?

Всегда актуальной является проблема становления субъективности воспитанника в педагогическом процессе. Характер ответа на вопрос: «Когда индивид становится субъектом воспитания?» — в значительной мере выражает сущность теории и технологии воспитательной работы, определяет тип воспитательных отношений.

Педагогика как наука о развитии биологических, психических и социальных черт, сторон человеческой личности рассматривает проблему соотношения субъекта и объекта в воспитании с учетом всех этих сторон. С этой точки зрения способность человеческого организма к саморазвитию в соответствующих условиях (П. Ф. Каптерев) как генетически заданное свойство характеризует внутреннюю активность индивида, присущую ему с момента рождения, — именно активность человеческого организма, а не вообще живого существа.

Современная российская и мировая педагогика все больше рассматривает воспитанника как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития, а воспитание — как объективно-субъективный процесс саморазвития и самостановления детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений.

То есть речь идет о природной субъектной активности индивида, формирующегося под воздействием потребностей, инстинктов, влечений, желаний, способностей, стремления к самопроявлению и самоутверждению.

  1. Факторы, влияющие на развитие личности.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имеет место три основных направления.

Личность — как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя. (Российская педагогическая энциклопедия)

Есть много представлений о личности.

Рефлексологическая концепция. (20-е годы) (И у нас, и на Западе)

Человек — это высокоорганизованное животное, отличающееся от животных суммой рефлексов. Павловское учение о первой и второй сигнальной системе подтверждает такое устройство человека. У него есть инстинкты: обороны, питания, половой, материнства. Они так или иначе пробуждаются, задача же педагога — развить эти инстинкты.

Рефлексологи пытались ответить на вопрос: какими механизмами регулируется деятельность человека?

Итак, человек рождается с инстинктами. Задача — чтобы они были развиты. Тогда каковы принципы организации воспитания?

Равновесие с окружающей средой — отвечали рефлексологи. Главное — реакция ребенка на стимул среды: что такое ребенок? К этому вопросу надо подходить с точки зрения классовости. Инстинкт развивается не сразу. Так, у девочек возникает в детстве инстинкт материнства, потом он теряется, потом к 20-21-му году возникает снова. Задача: чтобы женщина родила ребенка и воспитала. А. Б. Залкинд разрабатывал проблемы инстинкта воспроизведения рода. В его учении соединены фрейдизм и марксизм. Сексуальный инстинкт проявляется очень рано, потом ребенок становится бесполым, потом инстинкт опять проявляется. Надо, чтобы юноша женился на комсомолке. Это была идеология. Парень из деревни спрашивал: «А если я гуляю с девушкой, а она дочь кулака? » Ему отвечали: » Нет, ты не должен гулять с дочерью кулака». Все было направлено на то, чтобы раскрыть инстинкты и раскрыть инстинкты и подчинить их социальным целям.

Возникла технология: укреплять и упрочивать социально-полезные условные рефлексы и тормозить вредные.

  1. Сообщение точных знаний ребенку (образовываются отчасти возбуждения, по сути дела происходит дрессировка).
  2. Синтез накопленного знания в комплексе с миром (соединения слова с тем, что окружает ребенка).
  3. Выработка действий, поведения (реакция).

Идеи рефлексологии существовали, продолжали развиваться на Западе. У нас они были запрещены в 20-е годы. Одна из причин — они стали закрытыми (их перенесли в НКВД).

Рефлексологическая концепция оказалась слабой, так как действовала не на всех

Биогенетическая концепция.

Развитие ребенка должно повторять историю развития человечества. Если ребенка не пройдет все стадии развития человечества — он будет неполноценным. П. П. Блонский — представитель. Он предлагал провести робинзонаду: в шестилетнем возрасте дети приходят в школу, дабы пройти стадию, соответствующую первобытному состоянию человека. Они с учителем уходят в лес, не взяв с собой ничего для жизни, чтобы побыть первобытными людьми, добывать пищу, разводить костер, любоваться им. Соответственно изживаются дальнейшие стадии развития человечества: подростковый возраст — средневековье с его войнами и т.д.

Где источник развития личности?

Все в ребенке, — отвечали биогенетики. Как в филогенезе в утробе матери повторяются стадии онтогенеза, так и ребенок повторяет стадии первобытного общества, античности, средневековья. В 60-е годы ХIX века еще Л. Н. Толстой писал об этом повторении фаз развития человечества. Ребенок на 90 % формируется до 5-6лет. Если у тебя не будет детства, ты будешь всю жизнь бояться мира.

То есть источник развития личности в тех программах, которые имелись в развитии человечества.

Главный принцип воспитания — любовь к ребенку, стремление создать условия для раскрытия всех этапов, которые в нем заложены.

Основная заповедь биогенетиков — не вмешиваться в жизнь ребенка. Пусть он изживет себя. Если с детства его «вытянуть» на более высокие структуры, он будет неполноценным. Но Н.К. Крупская говорила о том, что в игре надо воспитывать коммунистов. А тут — все фазы развития. Ведь у нас чукчи и эскимосы из первобытного строя приходят прямо к социализму. О каком повторении фаз может идти речь?

Недостатки: концепция предлагает развитие сложного внутреннего мира изнутри. А среда? Социальные условия? Биогенетики не обращали внимания на следующие вещи: мужичок с ноготок у Некрасова проходит все стадии развития или значительно раньше становится взрослым? Как растут люди в разных странах? У северных народов в 7 лет происходит инициация — обряд посвящения во взрослую жизнь. Мы должны рассматривать культуры, в которых ребенок быстро социализируется.

Социогенетическая концепция — источник развития не внутри, а в мире. Сущность человека — это совокупность общественных отношений в деревне и в городе. Источник — в культуре. Ребенку надо показать, как работать, какие формировать отношения, как вести себя, каков смысл жизни. Не от программы это зависит, а от культуры. В Японии и в России — разные люди. В христианстве и буддизме различные представления о смысле жизни. Каждая культура и религия ориентированы по-разному.

Источник развития личности — в среде. Стоит изменить среду (или забрать ребенка в школу-интернат), и можно воспитывать нового человека. Предъяви образцы доброты, честности, гуманного отношения — ребенок усвоит.

Принципы социогенетической концепции: создать хорошие условия, организовать активность, чтобы ребенок не только подвергался влиянию мира, но и преобразовывал его.

Например, В. Н. Шульгин — советский педагог, автор нашумевшей в 20-е годы теории отмирания школы — говорил, что лучшая среда — рабочая. Кто производитель вещей? Рабочий. Кто потребитель и производитель? Крестьянин. Распределяют служащие. Дети — иждивенцы. Интеллигенция — та вообще пользы не приносит. Если взять ребенка и поместить в среду рабочего класса, он вырастет хорошим человеком. Надо учить детей выполнять проекты: «Поможем отцам выполнить и перевыполнить план!», «Электрифицируем деревню!», «Перевоспитаем родителей-алкоголиков». Потом были страшные проекты: привлекать в колхоз родителей и родственников (за это получали премию) или участвовать в весеннем севе. Эта система была внедрена в массовые школы.

школа, по Шульгину, отмирает. Когда школьники будут работать, они одновременно и выучатся. Главное же — скоро начнется мировая революция, и мир будет предоставлять собой соединенные штаты социалистических республик.»Мне все равно,-говорил Шульгин, — будет школьник писать «Берлин» или «Бирлин», главное — чтобы он знал, что в этом городе рабочие тоже борются за светлое коммунистическое будущее».

Концепция была широко распространена. Но интеллигенции она не нравилась (П. П. Блонскому, С.Т. Шацкому и др.). Цель ее — подготовка будущего колхозника, рабочего. Содержание — учить жизни. Методы, формы — на практике делать эти вещи.

Недостатки:

Все идет от среды, не учитывалась личность (она представлялась как чистая доска). Но одни и те же факторы одного разда , а другой » «.

Кроме этого недооценивалась умственная деятельность. Почему труд на поле лучше, чем труд интеллигенции? Практическая деятельность — это и изобретательство, и интеллектуальная деятельность.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

В числе факторов развития личности можно выделить:

  1. наследственность отражает заложенные в генетической программе человека особенности, которые передаются от родителей к детям. Это анатомо-физиологическое строение человеческого организма, цвет кожи, глаз, волос, телосложения, особенностей нервной системы, задатки речи, мышления и др. Каждый человек наследует общечеловеческие (происхождение, строение головного мозга) и индивидуальные признаки — фенотип.
  2. Среда — вся окружающая ребенка действительность. Социальная среда в широком смысле слова — общественно-экономические условия, общественно-государственный строй страны, в которой живет ребенок. Это макросреда.

Макросреда — среда непосредственного общения ребенка: семья, друзья, школа.

  1. Воспитание
  2. Собственная преобразующая деятельность человека

В середине XIX века К. Маркс выдвинул предположение о том, что человек развивается только в деятельности: только преобразуя окружающую действительность, человек совершенствует и свою собственную природу. В педагогике эту мысль высказал К.Д. Ушинский. Он пришел к убеждению, что человек сам принимает участие в образовании своего характера, преодолевая ограничения свободы, участвуя в свободном труде, человек формирует себя.

Таким образом, можно утверждать, что четвертым фактором формирования личности является собственная преобразующая деятельность человека.

В XX веке к такому же выводу приходят экзистенциалисты и сторонники необихевиоризма. Так, известный философ и писатель, лауреат Нобелевской премии А. Камю утверждал, что человек несводим целиком к истории и именно этим оправданно его существование в царстве природы.

Лидер современного бихевиоризма Б.Скиннер, строящий свою теорию воспитания на системе подкрепления, тоже утверждает, что подлинно свободное поведение осуществляется в борьбе за свободу. Поведение не полностью определяется средой, на его формирование воздействует стремление человека оказывать влияние на социальную среду, изменять ее в соответствии со своими интересами.

Для учебно-воспитательной практики установление фактора собственной преобразующей деятельности имеет чрезвычайно важное значение. Суть его можно сформулировать следующим образом: если воспитатель хочет воспитать ребенка, то он должен привлечь его к деятельности, которая совершенствует окружающую ребенка среду. Если к такой деятельности ребенок не будет привлекаться, то и воспитания в положительном смысле не будет.

  1. Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды.

Поскольку педагогика — наука о воспитании, а воспитание осуществляется в значительной мере ради развития, следует подробнее рассмотреть взаимосвязь воспитания и развития, соотношение между ними в различные возрастные периоды.

Мы пришли к выводу, что развитие личности зависит от наследственности, среды, воспитания и собственной преобразующей деятельности человека. Но развитие не одномоментный факт, оно продолжается всю жизнь и особенно интенсивно — в первые годы жизни. Естественно, что в неодинаковые по интенсивности периоды развития различных факторов неодинаково. Профессиональных педагогов и родителей интересует, прежде всего, как влияют эти факторы на развитие детей дошкольного и школьного возраста. Причем не все факторы интересуют нас одинаково: наследственность и среда не зависят от воли и мастерства педагогов. Воспитание — та сфера, где влияние педагогов и родителей наиболее действенно. И собственная деятельность воспитуемого не есть нечто совершенно изолированное — она обусловлена воздействиями педагогов (прямо или косвенно).

Современная наука рассматривает несколько возрастных периодов в развитие ребенка, школьника. По продолжительности эти периоды неодинаковы, так как их выделение проведено по признаку основного, ведущего вида деятельности, которой занимается ребенок. Учитываются и новообразования, характерные для воспитанника в этом возрасте по сравнению с предыдущим.

Самый короткий период — период непосредственно-эмоционального общения. Он продолжается от рождения до 1 года. Считается, что в этот период ребенок еще не выполняет вполне осознанных действий.

Второй период продолжается два года (от 1 до 3 лет) и называется периодом предметно-манипулятивной деятельности. В этот период ребенок осваивает мир его ближайшего окружения путем манипулятивных действий с предметами. Центральное новообразование этого периода — чувство Я, осознание своей «отдаленности»от других людей.

Третий период — от 3 до 6 лет, период игровой деятельности, то есть игра становится средством познания и освоения действительности. Центральным новообразованием этого возраста называют способность предвидеть и понимать последствия своих действий и осознанно выполнять их, зная последствия.

Четвертый период — от 6 до 10 лет, период учебной деятельности. Основным видом их деятельности является учение. Центральным новообразованием этого периода является осознание и переживание себя в качестве существа социального.

Пятый период называется периодом общественно полезной деятельности. Он продолжается от 10 до 15 лет, но основным остается учение. Наряду с этим школьники этого возраста действуют в трудовой, общественной, спортивной, художественной и других видах деятельности. Центральным новообразованием является чувство взрослости, осознанное стремление к самостоятельности и самоутверждению.

Шестой период — от 15 до 17-18 лет, период учебно-профессиональной деятельности. Центральным новообразованием называют активно формирующееся мировоззрение как

систему взглядов на окружающую действительность и свое место в обществе.

Следует помнить, что это разделение на периоды (как и любое другое) весьма условно. Возраст календарный или школьный, а также определенного вида деятельности и уровня осознания самого себя наступает у разных детей в разное время. Это связано с половой принадлежностью (мальчики, девочки), с условиями культурно-познавательного развития. Наконец, здоровье ребенка тоже оказывает существенное влияние на продвижение от одного периода к другому.

Ясно и другое, границы периодов тоже весьма условны. Даже столь резкое на первый взгляд разделение периодов, как по классам школьного обучения (начальные, средние, старшие), не имеет строгих, четких границ: один ребенок пришел в 1 класс в шестилетнем возрасте, а другой — когда ему исполнилось 7 лет, да еще потом остался в 4 классе на второй год; 9 класс он закончит в 17 лет, когда некоторые его сверстники получат полное одиннадцатилетнее среднее образование. В последние десятилетия наблюдается явление, которое получило название акселерации, проявляющееся в том, что дети по сравнению со своими родителями, например, быстрее достигают определенного веса, роста, вступают в период физиологического созревания. Обусловлено это многими причинами, действующими в совокупности: социально-экономическими условиями, гетеролокальных браков, ростом концентрации активных реагентов в воздухе, воде, пище и др. Проявление ускорения в развитии требует от педагога учета этого явления, внесения корректив в воспитание детей того или иного возраста.

Акселерация — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

  1. Движущие силы развития и воспитания.

Борьба противоположностей, развертывание этих противоположностей, переходы каждого качества, черты, стороны, свойства в каждое другое является движущими силами процесса развития. В развитии личности противоречия возникают сначала как внешние противоречия между организмом и средой и становятся затем внутренними.

Одним из основных внутренних противоречий является расхождение между возникающими у личности новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения.

В учебной деятельности школьников постоянно возникают расхождения между новыми познавательными задачами и ранее достигнутыми знаниями, умениями, навыками, мыслительными и другими операциями.

В развитии личности возникают такие противоречия между достигнутыми ею уровнями развития и образом ее жизни, занимаемым ею местом в системе общественных отношений, выполняемыми функциями.

Индивид сам стремится к разрешению противоречий, прибегая к различным внешним и внутренним действиям.

Воспитание содействует преодолению противоречий, помогая личности найти соответствующие требования общества к ее соответственным идеалам, формам проявления своего стремления к самостоятельности самоутверждения.

  1. Индивидуальное и общее в развитии ребенка.

Создавая условия для проявления внутренне присущих детям созревших возможностей, необходимо учитывать, что воспитанники неодинаково воспринимают направленные на них влияния. Дети не только внешне отличаются друг от друга, но имеют внутренние физиологические отличия, связанные с генетическими особенностями, определяющими скорость, ритм психических процессов и состояний, то есть темперамент воспитанника.

Таким образом «индивидуальность как неповторимость каждого человека есть … факт биологический. Каждый человеческий организм является носителем единственного в своем роде генотипа, который обуславливает соответствующий фенотип.

… Как бы ни было велико значение наследственности, его не следует абсолютировать.

  1. это влияние чаще всего опосредовано другими, социально-психологическими факторами;
  2. влияние природных факторов может быть в большей или меньшей степени нейтрализовано системой воспитания и социального воздействия

Второй фактор, обуславливающий многообразие людей как личностей, — это своеобразие индивидуального жизненного опыта».

(И.С. Кон «Социология личности», «Проблема индивидуализации»).

Генетические основы тех или иных физиологических или психологических процессов, состояний следует рассматривать как задатки, которые развиваются в благоприятных условиях и остаются неразвитыми при отсутствии таковых.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебн. пособ. Для студ. Вузов.- М.: Академия, 1998.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Избр. псих. труды: В 2-х т. — М., 1980. — Т. 1.
  3. Арефьев, И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников // Педагогика. – 2003. — № 5. – С. 49-54.
  4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: в 2- ч. – екатеринбург: Уральский госпединститут, 1994.
  5. Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. — М.: Изд-во УРАО, 1997.
  6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1999.
  8. Зеньковский В. Психология детства: уч. пособие для вузов. – М.: Академия, 1999.
  9. Конвенция о правах ребенка//Педагогика, 1991. — №10. – С. 3-13
  10. Корчак Я. Педагогическое наследие. — М.: Педагогика, 1991.
  11. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: ПитерКом, 2000.
  12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб: Союз, 2001.
  13. Подласый И. П. Педагогика. — М. : Просвещение, 1996.
  14. Снайдер М. и др. Ребенок как личность. – М. – С.-Пб: Смысл-гармония, 2001.
  15. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / Избр. пед. соч.: В 3 т. — М.: Педагогика, 1979. — Т.1.
  16. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – соч. с 2 т. – М., 1974.

Ребенок как объект и субъект педагогического процесса. Развитие личности и воспитание

Факторы окружающей среды

Недостаточное количество принимаемой пищи в первые полгода жизни может очень сильно сказаться на развитии ребенка. Однако если после полугода он начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях, к 4-5 годам он догоняет своих сверстников в развитии. Но такого опыта, конечно же, стоит избегать.

Психическая стимуляция также крайне важна. Если малыш испытывает дефицит в общении, то уже ко второму году жизни он начинает отставать в речевой и двигательной сфере.

Поэтому важно постоянно общаться с ребёнком, давать ему возможность манипулировать различными предметами и осваивать различные новые навыки, учиться чему-то.

Семейные факторы

Чем больше в семье детей, тем ниже их IQ. Это было доказано в 1970-х годах в Нидерландах. Количество исследованных людей составило более 300 000 юношей со средним возрастом 19 лет. Причём первенцы, как правило, умнее своих младших братьев и сестёр.

Также уровень развития ребёнка зависит от социальной среды. Во Франции в 1980 году было проведено исследование: сравнили коэффициент интеллекта детей из бедных семей, но воспитанных в привилегированном слое, и их братьев и сестёр, воспитанных в низшем социальном слое. Разница составила примерно 20 пунктов в пользу воспитанных в привилегированном обществе.

Влияние общества

Если родители постоянно заняты зарабатыванием денег, роль воспитателя на себя берет улица. Процесс социализации (интеграция в общество) должен проходить в правильном окружении и под руководством опытных наставников. Если роль наставников берет на себя улица, то ничего хорошего их этого не получится.

Социализация — это формирование личности в соответствии с принятыми в обществе правилами. Социальная среда в разных обществах отличается и зависит от обычаев и законодательства. Процесс социализации начинается с раннего детства и завершается тем периодом, когда личность осознаёт свои поступки и может нести за них ответственность.

Общество оказывает основополагающее влияние на человека, прививает ему стереотипы и стандарты поведения. Если личность не придерживается общепринятых норм поведения, то становится маргиналом или вовсе изгоем. Сначала ребенок впитывает в себя правила поведения определенной социальной группы, копирует их и стремится быть похожим. По мере взросления начинает проявляться заложенная в генотипе индивидуальность, которая помогает ему успешно (или не очень) проявлять себя в социуме. В некоторых социальных группах проявление индивидуальности подавляется.

Влияние школы

В школе больше всего ценят послушание. Часто это выступает ограничением для творческих детей. Множество ограничений, правил и шаблонов душат их природную оригинальность.

Ещё в двадцатом веке итальянка Мария Монтессори предложила систему образования, в которой каждый ребёнок занимается в своём собственном ритме, то есть индивидуально. Это привело к положительным результатам. Но поскольку свобода и самостоятельность не допускается обществом, метод Марии Монтессори не используется.

Факторы воспитания

Воспитание анализировать достаточно сложно. Причина заключается в невероятной сложности механизмов образования воспитанности, а также в невозможности предвидеть результат. Постепенно все же выделяются факторы, обусловливающие течение и эффективность воспитательного процесса.
Определение 1

Фактор – это причина, влияющая, так или иначе, на воспитание.

Выделяют объективные и субъективные факторы воспитания. К объективным факторам относятся те, которые не зависят от воспитанника. Таких факторов немного: место рождения, природа и климат в которых происходит развитие, среда обитания, традиции и господствующие нормы в обществе. Эти факторы определяют стержневые признаки человека: национальность, расу, религиозную направленность. Изменить что-либо в действии объективных факторов воспитания практически невозможно.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Личностные качества ребёнка

Многое зависит от характера и темперамента. Например, флегматикам будет достаточно сложно проявить себя в школе. Их могут начать считать малоспособными только ввиду их темперамента.

Можно условно разделить детей на вдумчивых и импульсивных. Первые могут углубиться в задание и работать с ним столько, сколько им нужно, несмотря на сложность. Вторые же нацелены на быстрый результат, поэтому зачастую дают тот ответ, который первым пришёл в голову. Это затрудняет процесс обучения.

Также вдумчивые дети избегают участия в жизни коллектива (класса) и стараются не попадать в незнакомые социальные ситуации. Импульсивные же легко входят в коллектив и не боятся рисковать.

Этапы социализации

Факторы оказывающие влияние на развитие личности в коллективе можно проследить на примере социализации ребенка в школе:

  • адаптация;
  • интеграция;
  • саморазвитие;
  • саморегулирование.

Попадая в новый коллектив, человеку требуется определенное время на адаптацию. Он внимательно присматривается к незнакомой среде, старается понять и принять новые правила поведения. Это время связано с изучением новой общественной группы.

Далее происходит интеграция, то есть, личность вливается в новый коллектив и становится его частью. Здесь важно полностью соответствовать правилам поведения в обществе и не соваться в чужой монастырь со своим уставом.

Интегрировавшись в общество, личность начинает развиваться. Это относительно спокойный период, когда создаются все условия для получения и развития новых навыков. По мере привыкания к новым условиям личность начинает регулировать свое поведение согласно менталитету данного общества.

Однако общество может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Если ученики в классе не стремятся к получению знаний, то и новичок так же может снизить свои показатели успеваемости. И наоборот, если в классе собрались сильные ученики, новичок тоже начинает тянуться к их уровню знаний. Детям свойственно подражание.

Успешной интеграции и саморазвитию ученика будет способствовать атмосфера дружелюбия и уважения в школе, доверительное отношение с учителями и классным руководителем. При враждебной обстановке показатели успеваемости будут снижаться, саморазвитие может остановиться.

Личностные качества родителей

У детей с высоким уровнем интеллектуального и творческого развития родители обычно имеют положительное отношение к жизни, любят свою работу.

Родители детей с высоким уровнем развития интеллекта энергичны и динамичны, предпочитают культурное времяпрепровождение, отличаются независимостью во мнении, нонконформизмом, свободой в принятии решений.

Если родители сами отличаются высоким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, если они дают ребёнку возможность для развития, поддерживают его и уважают, то это оказывает благотворное влияние и помогает ребёнку максимально реализовать свой потенциал.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]