Как выйти за собственные границы — методики развития личности


Самообразование

Кем бы ни был человек, в каких бы условиях ему не приходилось жить, своими усилиями он может «слепить» из себя желаемое. Самообразование буквально обозначает процесс самостоятельного получения образования в определенной сфере. Оно необходимо каждому – менеджерам по продажам, президентам больших корпораций, обычным посудомойкам. Без него человек обречен на деградацию. Каковы основные стратегии самостоятельного образования?

  • Во-первых, этот процесс должен быть непрерывным, так как он способствует интеллектуальному развитию личности. Знания в 21 веке растут с катастрофической скоростью. При этом учиться можно до бесконечности. Всегда будет существовать так называемая «зона ближайшего развития» — то, чего человек еще не знает, но может освоить.
  • Во-вторых, самообразование должно сопровождаться высоким уровнем мотивации. Чтобы достичь определенного уровня знаний, нужно, прежде всего, желать добиться этой планки. Если она еще не достигнута – возможно, не так уж и высока мотивация у желающего учиться. Перед самообразованием современного человека стоят сотни препятствий. Это постоянная усталость после тяжелого дня, недостаток времени, бытовые и рабочие проблемы. Однако успеть сделать задуманное может лишь тот, кто не поддается унынию, и при любых обстоятельствах сохраняет высокую мотивацию к достижению цели.
  • В-третьих, данный процесс необходимо индивидуализировать. Немногие методики развития личности могут быть настолько близки и доступны, как самообразование. Чтобы изучать иностранный язык, освоить творческую профессию, овладеть каким-либо мастерством, достаточно включить интернет. Но иногда препятствием может служить неверие в свои силы. И здесь приходит на помощь принцип индивидуализации самообучения.

Например, прежде мало читавший человек хочет начать заниматься изучением философии, и начинает свое самообразование с чтения «Критики чистого разума» Канта. Конечно, такое чтение будет ему «не по зубам», он только потеряет веру в свои силы. Начинать нужно с малых шагов, учитывая свои особенности в обучении.

В процессе самообразования – как и образования вообще – следует помнить: рассчитывать нужно только на свои силы. Ни преподаватель, ни более опытный мастер, не заменит собственных усилий по овладению знаниями.

Развитие личностных качеств учащихся

Если в дошкольном возрасте основным ориентиром и авторитетом для ребёнка являлись родители, то с началом активной учебной деятельности порядок вещей несколько изменяется.
Во-первых, в жизни ребёнка появляются другие взрослые, которые не относятся к семье, но также занимают важное место в жизни. Это учителя, тренер, воспитатель. При правильной организации учебного процесса наравне с учебной познавательной деятельностью постоянно происходит развитие личностных качеств учащихся.

Мнение этих людей часто может быть авторитетнее в некоторых вопросах, чем слово родителей. Это нормальное явление, потому как ребёнок чувствует новые способности и грани своего развития. Развитие личностных качеств, которое ориентировано на этих людей, направлено на успешную организацию учебной деятельности, умении организовывать своё время и достижение поставленных целей. Также формируются ценности личности, которые взаимосвязаны с общественными нормами, появляются такие качества как ответственность, креативность.

Также в это время появляются друзья и товарищи, которые также влияют на формирование качеств личности. В этот период закладываются основы умения взаимодействовать с друзьями, поведение во время конфликтов и правильные способы выхода из конфликтных ситуаций. В этот период ребёнок начинает развиваться в разных направлениях, так как появляются новые площадки для реализации личностного потенциала. Происходит понимания и оценивание себя как равноправной личности.

НЛП

Считается, что язык появился у человека одновременно с сознанием. В древности люди не разбрасывались словами просто так, считая, что они имеют магическую природу. Нейролингвистическое программирование – это отрасль психологии, которая изучает то, как язык оказывает воздействие на повседневную жизнь.

Многие методики развития личности имеют в своей структуре техники НЛП. Главная идея этой дисциплины заключается в том, что работа нервной системы тесно связана с языковыми способностями. Все таланты и достоинства людей, а также их недостатки, могут быть описаны при помощи языка. Язык используется прежде всего для общения и передачи опыта. Отцы-основатели направления НЛП Р. Бэндлер и Дж. Гриндер были уверены, что слова выражают психический опыт человека, и поэтому язык может не только быть инструментом для репрезентации опыта, но и заменять его.

Уже в древние времена величайшие умы человечества знали о важности языка и его особой роли для изменения жизни, ее преобразования. Древние греки считали «логос» посредником между объективной реальностью и миром идей. Философ Гераклит считал «логос» принципом, с помощью которого все вещи в природе связаны друг с другом.

НЛП может быть полезно и для развития творческой личности, и для решения повседневных задач. Главным понятием этой дисциплины является рефрейминг. В переводе с английского это слово означает «сдвиг рамки». Грубо говоря, рефрейминг – это умение посмотреть на проблему под другим углом. Например, девушка может считать, что на ее эмоциональном состоянии очень плохо сказывается вынужденное одиночество. Применяя рефрейминг, можно посмотреть на эту ситуацию иначе: возможно, она может использовать свободное от личных отношений время для работы и улучшения своих навыков в профессиональной области.

Эссе

Объект исследования — личность. Предмет исследования – развитие личности. Цель курсовой работы – изучить методы развития личности. Метод исследования – анализ развития личности.

В современном мире развитие личности практически не играет ни какой роли в жизни человека. Люди привыкли жить той жизнью, теми мыслями и действиями с которыми они жили, что-то менять в себе они не хотят и даже не стараются. Это связано с тем, что в их жизнях появились новые технологии, которые отупляют их мозг и не дают нормально развиваться. Люди деградируют не успев ничего познать.

Человек должен каждый день познавать себя, развивать свою личность, быть личностью, иметь собственное мнение вне зависимости от ситуации, времени и места, как бы банально не звучало, но человек должен читать книги для саморазвития, смотреть фильмы, слушать музыку.

Проблемой развития личности в современном мире является то, что людям абсолютно всё равно на себя и на то как они живут. Развитие личности, для них не является актуальной темой.

Как развить личность и стать серой массой? Методы развития могут быть разными – — генетическими, социогенетическими ориентациями, персоногенетическими ориентациями.

Что же может влиять на развитие личности? Есть много факторов способных помешать развитию личности, но основными по моему мнению являются: психическая и эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, замкнутость, нерешительность, отсутствие склонности работы с людьми, неумение понять позицию другого человека, регидность общения, низкий интеллектуальный уровень, чистая доска.

Применение НЛП: примеры

Одним из классических примеров, который позволяет объяснить смысл рефрейминга является рисунок с тремя рыбками. Одна из них – самая маленькая – спасается от погони средней. В то время как средняя рыба, увлеченная охотой на маленькую, не замечает прямой опасности для собственной жизни.

Первый из рисунков не имеет своего смысла. На нем просто изображены две рыбы – хищник и преследуемый. Они могут символизировать что угодно: может быть, женщину, стремящуюся похудеть, или менеджера компании, который грезит обойти конкурентов и занять высокий пост. А может быть, эти рыбки символизируют желание простого человека избавиться от общения с надоедливым родственником. Во всех случаях имеет место концентрация внимания на жестко определенной цели. Рис. 1. Узкая рамка

Рис. 2. Более широкий взгляд на мир

На втором рисунке ситуация представляется уже не столь однозначной. Рыбка, что посередине, может осознать другие актуальные проблемы ее существования. Помимо зацикленности на похудении, женщина обнаруживает, что ей бы стоит уделить больше внимания погашению долгов по кредиту. Менеджеру, добивающемуся повышения, стоит обратить внимание на эмоциональную холодность супруги, уже третий месяц замышляющую стратегию развода.

Рейфрейминг может использоваться как в образах, так и в словах. Существуют тысячи фраз, которые при всей своей безобидности несут критический подтекст. Например, выражение «избежать стресса» содержит в себе нежелательное значение. Лучше заменить его словом «расслабиться». Многие слова тщательно маскируются позитивностью. Например, выражение «Я хочу избежать лишних расходов». Что плохого, с одной стороны, в этой фразе? С другой, она выражена отрицательными словоформами, и несет в себе негативизм. Ее лучше заменить на более жизнеутверждающую: «Я хочу быть уверен, что остаюсь в рамках своего бюджета».

Рефрейминг – отличный инструмент для самоанализа. Особенно полезно обратить внимание на фразы, которыми мы мыслим. Изменив мышление, можно оказать серьезное воздействие на события своей жизни.

Современные подходы

Методика воспитания сегодняшнего дня диктует несколько способов подхода к нему.

Системный

Трактует формирующуюся личность как целостное образование. Цели, содержание и организация воспитательной деятельности максимально взаимосвязаны. Системный подход дает ряд условий для самореализации, творчества, развития индивидуальности.

Организация социального воспитания в школе

Деятельно-отношенческий

Воспитанника стимулируют на различные виды деятельности, которые способствуют усвоению общественного опыта. Развивающее влияние такого подхода проявляется только при условии, что вызывает у воспитываемого внутренние переживания, заставляет проявлять к происходящему положительное или отрицательное отношение, стимулирует собственную активность.

Личностно-ориентированный

Обеспечивает воспитаннику возможности самопознания, самореализации. Готовый опыт бывает мало полезен, основой изменений всегда становится способность расти и обучаться с учетом собственного опыта. Главную роль играют не внешние факторы, приоритет отдается активной личности.

Методики развития личности: биография великих людей

Изучение биографий исторических личностей и современников помогает не только выявить закономерности, которые привели их к успеху. Во многих случаях этот способ дает заряд мотивации, пример мужества и стойкости в любых жизненных обстоятельствах. Внутри каждого человека на генетическом уровне заложен страх.

Нужен он для того, чтобы каждый раз уберегать человека от неминуемой смерти. Люди больше не живут в пещерах, а их жизнь не висит на волоске в зависимости от решения общины. Но страхи самого разного рода – начиная от фобий и заканчивая социальными страхами – сидят глубоко в каждом человеке. Все методики развития личности, так или иначе, имеют своей целью преодоление в человеке неуместного страха.

Современному поколению бывает сложно понять, что привычка к героизму может быть натренирована. Самураи, сжигаемые за истину ученые – все они предстают перед нами, словно тени прошлого. Но история имеет тысячи примеров проявления героизма у человека. Изучение биографий как успешных людей, так и героев истории – это мощный метод, который позволит посмотреть на жизнь немного с другой стороны. Ведь для большинства героизм – это дар, который дан немногим. Не каждый художник становится Рафаэлем, и не каждый ученый – Эйнштейном. Единицы из спортсменов становятся чемпионами.

Но стоит более детально изучить биографии великих людей, как окажется, что и лидерство, и интеллектуальное развитие личности, и героизм – это дело таких же обычных людей из плоти и крови. «Не боги горшки обжигали» — говорили древние греки. Рассмотрим, к примеру, вдохновляющую историю подольских курсантов – пример величайшего подвига, результатом которого стало спасение российской столицы от фашистских захватчиков.

Суть понятия личности

Человек является результатом биологической и исторической эволюции. Человек как активный носитель происхождения, что позволяет нам рассматривать его как социальное существо, способное к самостоятельным действиям, которые важны для человечества. Человека называют человеком, когда его называют биологическим существом вида (Homo sapiens). Индивидуумом является отдельное человеческое существо, индивидуум, принадлежащий к человеческой расе, любое человеческое существо как представитель человеческой расы.

Как высшее существо природы в той части Вселенной, которая известна нам, человек не является чем-то неизменным и раз и навсегда фиксированным. Он меняется, развивается. В процессе развития он становится личностью, полностью ответственной за свои действия и поступки.

Существенным для педагогики является уточнение понятия «личность». Каково отношение этого понятия к понятию «человек»? Понятие «личность» выражает совокупность социальных качеств, приобретенных индивидом в процессе жизни и проявляющихся в различных формах деятельности и поведения. Этот термин используется как социальная характеристика человека. Каждый человек — личность? Очевидно, нет. Индивидуум в племенной системе не был индивидуумом, потому что его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива и растворена в них, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Человек, который сошел с ума, не человек. Человеческий ребенок — не человек. Он обладает определенным набором биологических характеристик и признаков, но до определенного этапа жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать действия и поступки, движимые чувством социальной ответственности.

Личность — это социальная характеристика человека, это тот, кто способен к самостоятельной (культурно приемлемой) общественно полезной деятельности. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние особенности, присущие ему природой и формирующиеся в нем жизнью и образованием, то есть человек является двойственным существом, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическому и социальному.

Личность — это осознание себя, внешнего мира и своего места в нем. Это определение личности было дано Гегелем в свое время. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность — это автономная, самоорганизованная система, оторванная от общества, социальная сущность человека.

Известный философ В.П. Тугаринов среди основных черт личности считал 1. рациональность, 2. ответственность, 3. свободу, 4. личное достоинство 5. индивидуальность.

Личность — это социальный облик человека как субъекта социальных отношений и действий, отражающий совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может играть одновременно несколько ролей. В процессе выполнения всех этих ролей он развивает соответствующие черты характера, манеры, формы реакции, идеи, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые вместе образуют то, что мы называем личностью.

Личность — это термин, используемый для описания характеристик и способностей, общих для всех людей. Эта концепция подчеркивает существование в мире такого особого, исторически развивающегося сообщества, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех других материальных систем только своим врожденным образом жизни.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна сначала познакомиться с ним во всех отношениях» — так понимает К.Д. Ушинский одно из условий педагогической деятельности: изучать сущность ребенка. Педагогика должна иметь научное понимание личности ученика, поскольку ученик является и субъектом, и объектом педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Таким образом, вопрос о сущности личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Наука различает понятия: личность, индивидуум, личность.

Человек — биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи и работе.

Индивидуум — это отдельная личность, человеческий организм с присущими ему характеристиками. Человек обращается к человеку как к типичному и универсальному. В данном случае термин «индивидуум» используется в значении «конкретный человек». Такой способ постановки вопроса не отражает ни способа взаимодействия различных биологических факторов (возрастные характеристики, пол, темперамент), ни способа взаимодействия различных социальных условий в жизни человека. В этом случае индивид считается отправной точкой для формирования человеческой личности, личность является результатом развития индивида, наиболее полным воплощением всех человеческих качеств.

Индивидуальность также соотносится с понятием личности, которое отражает характеристики конкретной личности Личность (центральный термин для гуманитарных наук) — это личность как носитель сознания, социальных ролей, участник социальных процессов, как социальное существо и формируется в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Слово «личность» употребляется только в отношении человека, и только с определенного этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного» и понимаем ее как личность. Мы не говорим серьезно о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из своего социального окружения. Таким образом, личность не является продуктом пересечения биологических и социальных факторов. Раздвоение личности — это не образное выражение, а реальный факт. Но выражение «бифуркация-личность»… — это чепуха, противоречие в терминах. Оба оптовые, но они разные. Личность, в отличие от личности, не является целостностью, обусловленной генотипом: человек не рождается, он становится. Личность — относительно поздний продукт социально-исторического и онтогенетического развития человека.

А.Н. Леонтьев подчеркнул невозможность уравновешивания понятий «личность» и «индивид» в связи с тем, что личность — это особое качество, приобретаемое индивидом через социальные отношения.

Личность — это особое системное качество человека, которое формируется в процессе его жизни среди людей. Можно стать человеком среди других людей. Личность — это системное состояние, включающее в себя биологические слои и социальные образования в его основе.

Отсюда вопрос о структуре личности. Религиозные учения видят в личности нижние слои (тело, душу), а высшие — дух. Человек духовен и изначально определяется высшими сверхъестественными силами. Смысл человеческой жизни — приближение к Богу, спасение через духовный опыт. З. Фрейд, стоя на естественнонаучных позициях, выделил в личности три сферы: бессознательное («оно»), сознание, ум («я»), сверхсознательное («суперэго»). Фрейд считал сексуальное влечение естественной и разрушительной основой личности и придавал ему характер влечения, определяющий поведение человека.

Победа над страхом – пример подольских курсантов

У Гитлера был план по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун». Итогом этого плана должно было стать полное уничтожение женщин, детей и стариков. А саму Москву хотели затопить водой раз и навсегда. Но этому плану помешала сбыться горсть мальчишек – подольских курсантов.

Утром 5 октября 1941 года в 220 км. от Москвы дежурный летчик с ужасом обнаружил 25-километровую колонну танков, двигающуюся по Варшавскому шоссе. Это были войска, которыми командовал генерал фон Бок. Сталин был в недоумении – что делать? Вся советская стратегия заключалась в том, чтобы воевать на территории врага. Он срочно вызвал из Ленинграда генерала Жукова. Жуков дал приказ: задержать врага на 5-7 дней. На самом деле, генерал сказал курсантам всего несколько слов: «Дети, продержитесь хотя бы несколько дней. Москва в смертельной опасности».

Этот день был самым обычным для курсантов Подольского училища. Все разом поменялось в полдень – раздалась боевая тревога. 3100 юных мальчишек выдвинулись против убийц, захвативших всю Европу. Среди сражавшихся были и те, кто никогда не брился, никуда еще не ходил без папы и мамы. Передовой отряд вывел из строя около 20 танков, 10 броневиков. Несколько сотен фашистских захватчиков были уничтожены или ранены.

С самолетов немцы разбрасывали листовки красного цвета. В них они призывали юных героев остановиться и перейти на свою сторону. «Вы сражались мужественно, но теперь Варшавское шоссе наше до самой Москвы. Переходите на нашу сторону. У нас вы получите теплую одежду, вкусную еду. Эта листовка станет для вас пропуском». Однако юные герои стояли насмерть. Лишь 25 октября оставшиеся курсанты были выведены для дальнейшего обучения в тыл. Из них выжил только каждый 10-й. В течение 12 дней курсанты вынесли более 100 вражеских атак.

Такой пример не может не вдохновить своим мужеством сопротивления. Отечественный психолог А.Асмолов считал, что личность – это конкретный человек, который определяется своими нравственными поступками. Для развития личности изучение биографий и исторических примеров – очень мотивирующая и полезная методика.

Важные нормы воспитания

Наиболее актуальные проблемы современного общества относятся к сфере духовности и нравственности. Последствиями этого кризиса являются:

  • нарушения представлений о браке и семье: жертвенная любовь, нерасторжимость брака, необходимость воспитания детей воспринимаются как бремя;
  • члены семьи часто неспособны к взаимодействию и сотрудничеству, проявляют нетерпимость, неспособны на участие;
  • социальные роли мужчины и женщины перепутаны, дети теряют ориентиры;
  • падает рождаемость;
  • традиционные нравственные цели утеряны, что провоцирует детей к порокам и греху;
  • нарушение внутрисемейных отношений увеличивает отклонения в состоянии здоровья и поведении детей;
  • нездоровая домашняя атмосфера, психологическая пустота толкают подростков в «тусовку», общение с асоциальными сверстниками.

Внимание

Выходом из ситуации представляется восстановление традиционной ценности брака, возрождение религиозных традиций, воссоздание здорового общественного уклада, формирование государственных институтов педагогической поддержки, духовно-нравственного воспитания.

Арт-терапия: избавление от прошлого и гармонизация личности

В методики развития личности входят, прежде всего, средства, которые помогают внести гармонию, облегчить человеку достижение его целей. В этом смысле хорошим подспорьем может служить метод арт-терапии. На протяжении жизни человек переживает большое количество болезненных эмоций. Они предстают тем «грузом», который тормозит интеллектуальное развитие личности и вносит сумбур в семейную жизнь. Накапливаясь в бессознательном, отрицательный опыт не дает двигаться вперед, затягивая достижение целей на месяцы и годы.

Как использовать метод арт-терапии?

Для этого метода можно использовать пластилин. Арт-терапия – отличный способ самоанализа. Сначала необходимо вспомнить травмирующую ситуацию, снова пережить то, что когда-то принесло боль. Затем нужно взять кусочек пластилина и слепить из него образ, соответствующий ощущениям. Не нужно спешить, можно мять кусочки столько, сколько пожелает душа. Позволяйте себе плакать или злиться в этот момент.

Затем посмотрите со стороны на то, что вышло в итоге. Не нужно давать образу оценку. Можно задать себе вопрос: «Насколько теперь, после создания этого образа, сделались меньше мои негативные переживания?».

Если травмирующая ситуация была не слишком тяжелой, бывает достаточно одного сеанса арт-терапии. Если переживания достаточно глубоки, необходимо более длительное время. Не обязательно в качестве материала использовать именно пластилин. В арт-терапии выражать чувства можно при помощи акварельных красок, пастели.

Уровень развития личностных качеств

Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.

Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.

Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.

От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора стиля одежды и заканчивая приоритетом деятельности для будущей профессии. Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как целеустремлённость, уверенность в себе, умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]