В психологии восприятие — это… Ощущение и восприятие

Процесс познания внешнего мира — одна из областей, изучаемых психологией. Современная наука является в этом вопросе продолжательницей и правопреемницей древней философии, уходящей корнями в античность. На сегодняшней день ученые мужи от психологии пришли к консенсусу по поводу основных понятий, которые описывают восприятие. Процесс этот довольно сложен и до конца еще не изучен, однако общее представление о нем можно для себя составить, усвоив несколько понятий. Итак, существует два устойчивых термина для описания этой функции человеческого мозга: восприятие и ощущение.

Ощущение и восприятие: определения понятий

Современная западная психология утверждает, что взаимодействие человека с миром начинается с ощущений. Последние представляют собой простые отражения в человеческом сознании различных явлений внешнего мира, воспринимаемых пятью органами чувств. Ощущения не передают всей картины окружающей среды, но только те ее стороны, которые непосредственно входят в соприкосновение с человеком. Далее мозг анализирует полученную от ощущений информацию и составляет окончательное представление о внешней реальности. Восприятие — это и есть этот заключительный результат. В отличие от базовых элементов познания, оно является сложным составным процессом, включающим в себя отдельные ощущения как структурные компоненты.

Свойства восприятия

В отличие от ощущений восприятие отражает совокупность всех свойств предмета, т. е. рассматривая его как единое целое, не дробя по частям. И при этом оно имеет ряд своих специфических особенностей:

  • Целостность – распознавание целого предмета по его отдельным частям, умение воспринимать целую картину. Например, увидев хобот, человек достраивает в своем сознании образ слона.

  • Константность – заключается в постоянстве формы, величины, цвета при варьирующихся условиях их восприятия, в соотношении объективной действительности и определенного предмета в ней.
  • Предметность – распознавание не набора ощущений, а непосредственно предмета, имеющего определенную функцию.
  • Осмысленность – осознание значения предмета, включение процесса мышления, анализа и оценки.

Так, свойства восприятия и свойства ощущения, с одной стороны, неоднородны по своей природе, а с другой — без принятия той основы, построенной из отдельных характеристик, невозможно формирование такого психического явления, как восприятие. Это целое состоит из преобразованных частей, пропущенных через призму осознания и опыта.

Пример разницы восприятия и ощущений

Чтобы наглядно продемонстрировать разницу, которую имеют между собой ощущение и восприятие, представим себе индивида, поедающего яблоко. Ясно, что, во-первых, он держит фрукт рукой, и его мозг воспринимает это как отдельное тактильное ощущение. Во-вторых, кусая яблоко, этот человек явственно чувствует его вкус – сладость, кислинку и пр. Это также дает мозгу информацию от ощущения. В-третьих, зрительное восприятие яблока – тоже только отдельное чувство, предоставляемое глазами – одним из органов чувств. В-четвертых, поедая плод, человек ощущает его специфический запах. Информация о нем также передается в мозг в качестве независимого ощущения. Наконец, в-пятых, надкусывая яблоко, человек слышит характерный треск, потому что в это время получает слуховое восприятие. Таким образом, входя в контакт с фруктом, индивид имеет пять совершенно независимых ощущений. Но сложные психические механизмы синтезируют всю информацию от них и предоставляют сознанию единую картину, единое представление о яблоке, то есть целостную картину реальности. Это совокупное, составное видение окружающей среды, которое представляет собой восприятие мира.

Но есть одна тонкость, когда ощущение может быть тождественно восприятию. Например, если человек не ест яблоко, не вдыхает его аромат, а только держит его с закрытыми глазами. В таком случае он получает только одно ощущение – тактильное, а потому и целостная картина воспринимаемой реальности будет состоять только из одного ощущения. По крайней мере до тех пор, пока человек не откроет глаза.

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений.

1. Представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.

2. Представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики.

1. Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – он, как правило, значительно бледнее.

2. Представления фрагментарны. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

3. Представления неустойчивы и непостоянны. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.

4. Представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов – способность к формированию слуховых представлений, у художников – зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Механизм ощущений

Восприятие — это, как мы выяснили, обработанный мозгом совокупный комплекс ощущений. Что же необходимо, чтобы сделать сами первичные чувства возможными? Во-первых, конечно же, нужен сам внешний объект – источник ощущений. Во-вторых, необходим набор инструментов, которые помогут субъекту войти с ним в контакт и получить от него информацию. Такие функциональные приспособления организма в западной психологии носят название анализаторов. Автором термина является знаменитый российский ученый, академик И. П. Павлов. Согласно его же теории, анализаторы имеют трехчастную структуру, состоящую из рецепторов, проводников и центра.

Рецепторы

Рецепторами называются те нервные окончания, которые входят в непосредственный контакт с внешними объектами и обеспечивают восприятие информации через раздражение.

Соответственно, располагаются они в органах чувств — глазах, ушах, языке, носовой полости, коже. Такие рецепторы носят наименование экстерорецепторов, то есть рецепторов, направленных вовне, на внешний мир. Именно они являются основой для первичных ощущений окружающей действительности. Но вместе с ними существует и другая группа рецепторов, направленных на внутренние ощущения человека – голод, жажда и т. п. Эти нервные окончания называются интерорецепторами.

Что такое восприятие

В рамках разных наук формулировки данного термина отличаются. Так, например, в философии под восприятием понимают психическое действие, в результате которого в сознании человека образуются четкие образы предметов окружающего мира. В то же время восприятие по определению – это результат получения человеком информации об окружающей действительности, то есть это законченный образ предмета или явления.

Важно! Синонимами восприятия являются такие понятия, как «чувственное познание», «перцепция».

Центр

Центр анализатора — это мозг. Точнее, различные его участки, которые отвечают за вверенную им область органов чувств. Одни части мозга отвечают за зрительное восприятие, другие — за тактильное, и так далее. Центр анализатора, принимая сигнал от рецепторов посредством проводников, преобразовывает его в конкретное ощущение, которое чувствует человек.

Таковы особенности восприятия внешнего мира – на самом деле мы не можем непосредственно ощущать вкус или запах. Наш мозг только воссоздает, реконструирует ощущения на основании полученных данных от рецепторов. И вся панорама многообразных ощущений существует лишь в голове человека.

Зрительные ощущения

Среди ученых нет единогласного мнения по поводу того, какой из органов чувств, а соответственно, какое ощущение, является наиболее важным, то есть несущим наибольшее количество ценной информации аналитическому центру мозга, формирующему конечное восприятие. В психологии, точнее в ее основных течениях, сегодня ведущая роль отводится зрению. Считается, что большая часть информации (вплоть до 80%), из которой складывается восприятие, — это визуальный контакт. Так это или нет, во всяком случае очевидно, что зрительная функция – весьма важный источник сведений о внешнем мире. Ее органы чувств – пара глаз, которые на физическом уровне воспринимают информацию от световых колебаний. Правильная работа глаз позволяет воспринимать фотонные волны в цветовом спектре, что впоследствии позволяет мозгу генерировать все то множество красок, которыми окрашен в нашем сознании мир.

Следует заметить, что цвета бывают хроматические, то есть те, которые образуют цветовой спектр, наблюдаемый, например, в радуге. Противоположны им ахроматические. Их всего три – черный, белый и серый.

Слуховые ощущения

Вслед за зрительной информацией весьма важную роль в человеческой жизни играет способность распознавать звук. Последний представляет собой важный способ коммуникации и не только. Звуковые волны, которые воспринимают слуховые рецепторы, по характеру чувствования делятся на две группы. Первая включает в себя шумовые ощущения, то есть звуки, не имеющие ритмичной структуры в колебаниях звуковой волны. В противоположность им ритмично организованные волны носят название музыкальных ощущений.

Кинестетические ощущения

Жизнедеятельность большинства людей предполагает значительную подвижность – ходьба, печатание, одевание и множество других повседневных действий, которые нельзя выполнить, не задействовав моторную функцию. Отсюда проистекает важность четкости двигательных ощущений для жизни, ведь без них даже донести ложку до рта было бы крайне затруднительно. Эти кинестетические чувства, как уже было сказано выше, порождаются не органами чувств, а нервными окончаниями, распределенными по всему телу.

Ощущение как основа восприятия

Любое восприятие проходит через ознакомительный этап распознавания предмета, которое строится на чувственных показателях ощущений, передаваемых органами чувств. А они, в свою очередь, реагируют на внешние раздражения. Это делает оба явления связанными друг с другом.

Но восприятие – это не просто набор ощущений. Оно является достаточно сложным целостным процессом, качественно отличным от тех первоначальных чувств, которые составляют его основу. Помимо этого, в него включается наработанный опыт, мышление воспринимающего, а также эмоции.

Так, в психологии восприятие — это единство чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Но при этом разум опирается на впечатление, используя его в качестве отправной точки для дальнейшего своего развития.

Осязательные ощущения

Осязательные ощущения также важны для коммуникации людей с окружающим миром, а кроме того, они же обеспечивают более глубокое восприятие человека человеком. Особенно это заметно в сексуальном контексте, но также и в воспитании детей, и в других формах взаимоотношений. Достаточно вспомнить, например, традицию рукопожатия. Другими словами, осязание имеет непосредственное значение как для продолжения рода (а значит, и сохранения вида), так и для развития общества в целом.

Некоторые люди, а именно слепоглухонемые, то есть обделенные возможностью видеть и слышать, вообще используют тактильные ощущения в качестве единственной формы коммуникации с другими людьми.

В целом, психологи выделяют два вида осязательного чувства: тактильное и температурное. Последнее отвечает за распознавание тепла и холода, а первое охватывает весь остальной комплекс многообразных ощущений, связанных с прикосновением.

Понятие и характеристика

Чувственное познание , это формирование у человека представлений об окружающей его действительности на инстинктивном уровне.

Подобное познание становится возможным благодаря зрению, обонянию, осязанию, слуху и вкусу.

Данная форма восприятия действительности присуща не только людям, но и животным. Получая определенные впечатления и ощущения из окружающей природы, животные накапливают опыт и знания, которые в дальнейшем применяют с целью выживания.

Тот же принцип действует и с людьми. Опираясь на свои зрительные, слуховые, вкусовые или иные представления человек познает окружающий мир, делает собственные выводы.

Систематическое поступление информации позволяет накапливать индивидуальный багаж знаний, формировать собственное мнение о тех или иных явлениях и процессах.

Поскольку люди являются существами социальными, одного только чувственного познания недостаточно для полноценного функционирования в обществе. Опираясь лишь на свои эмоции, индивиды могут совершать нерациональные, необдуманные поступки.

По этой причине чувственная сфера всегда находится под контролем разума, который оказывает сдерживающее и регулятивное воздействие.

Взвешенное, обдуманное принятие решений, как правило, оказывается более результативным, чем эмоциональный порыв, основанный на чувствах.

Вкусовые ощущения

Чувство вкуса у человека развито довольно хорошо, гораздо сильнее, нежели чем обоняние. Кроме языка, к органам восприятия этого ощущения относится область мягкого неба.

Состоит чувство вкуса из четырех составляющих: горечь, сладость, кислотность и соленость. За каждый из них ответственна определенная часть языка и конечная комбинация всех четырех факторов составляет все то многообразие вкусовых оттенков, которое знакомо человеку.

Синестезия ощущений

Особенности восприятия человека таковы, что иногда несколько базовых ощущений могут синтезироваться в одно. В психологии этот феномен обозначается термином «синестезия». Чаще всего подобное соотношение возникает между зрительным и звуковым чувствами. Человек переживает синестезию как устойчивую ассоциативную связь между оттенками и звуками. К примеру, некоторые мелодии могут иметь свой характерный цвет в восприятии таких людей.

Другой вариант синестезии, хотя и более редкий, — это синтез зрительного ощущения с обонятельным. Такого рода связь наделяет различные цветовые оттенки собственным запахом. Развивается подобный феномен у людей, чья работа связана с обонянием, например у сомелье или парфюмеров.

Измерение ощущений

В психологии существует специальный раздел, в область исследования которого входит изучение взаимоотношений между силой раздражителя и яркостью переживаемого ощущения. Называется этот отдел науки психофизикой. Ее задача состоит в том, чтобы построить адекватную систему вычисления порогов ощущений и разработать соответственную ей шкалу измерения.

Психофизики предлагают называть порог возникновения чувства, то есть то минимальное воздействие раздражителя, ниже которого ощущение пропадает, абсолютным нижним порогом. Соответственно, абсолютным верхним порогом будет та степень воздействия, выше которого ощущение также исчезнет.

Примерами такого рода пределов для слухового восприятия человека являются частоты ниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20 кГц (ультразвук).

Адаптация органов чувств

Продолжительные контакты раздражителей и рецепторов инициирует процесс, называемый адаптацией ощущений. Иначе говоря, органы чувств, приспособившиеся к регулярному воздействию, могут снизить свою чувствительность до полного игнорирования воздействия. Такая адаптация называется отрицательной. В том случае, если под действием продолжительного контакта с раздражителем интенсивность ощущений нарастает, адаптация носит название положительной.

Самая подвижная адаптация у человека наблюдается к зрительным ощущениям, а наименее гибкая — к слуховым и к переживанию боли.

Формирование восприятия

Вся совокупность описанных выше ощущений формирует восприятие. Важную роль в этом процессе играет память, которая позволяет человеку запоминать опыт, приобретенный в процессе взаимодействия с внешним миром. Таким образом начинает развиваться восприятие у детей – в процессе игр, манипуляций с предметами, ползания и хватания всего подряд. Возможность хранения памяти суммирует всю полученную информацию в форме опыта и постоянно обогащает его в течение всей жизни. Он, в свою очередь, позволяет мозгу и сознанию сформировать целостное представление о внешнем мире. Важно отметить, что восприятие — это не просто сумма собранных в пучок ощущений. Это синтез, который позволяет на основе ряда чувств воспринимать мир целостно, не препарируя его в сознании на различные составляющие части.

Эмоциональное восприятие как составляющая экологического образования дошкольника

Библиографическое описание:

Бекирова, Н. А. Эмоциональное восприятие как составляющая экологического образования дошкольника / Н. А. Бекирова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/776/ (дата обращения: 06.03.2022).


В настоящее время (начиная с конца XX века) не согласование в жизни людей и природы заслуживает катастрофичные значения. Быстрое изменение полезных сил побудило такие перемены в природе, которые ведут к разрушению био-начал жизнедеятельности человека.

На одно из главных участков выставилась вопрос увеличения экологической грамотности любого жителя нашей земли. Особенно благодаря этому вопроса перемены убеждения человека и экологического воспитания ребенка воображаются первостепенными.

Ценность дошкольного юношества безусловная: основные семь лет в жизнедеятельности ребенка — это время его интенсивного воспитания, время постоянного улучшения физических и психологического роста, момент развития личности.

Особое внимание к экологическому образованию детей дошкольного возраста обусловлено необходимостью формировать элементарную экологическую культуру в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

В классической педагогике обоснованы и развиты положения о значении общения ребенка с природой для его обучения и воспитания, о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировосприятия в процессе познания природы. Роль природы в нравственно-эстетическом развитии ребенка раскрыли в своих работах великие педагоги прошлого А. Гумбольд, Ф.А. В. Дистервег, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К. Д. Ушинский и другие. Согласно исследованиям П. Г. Саморуковой, Л. М. Маневцовой, С. Н. Николаевой, Р. М. Чумичевой и других, формирование основ экологического образования целесообразно начинать с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование чувственных отношений к природе, что важно для гармонического развития личности. В исследовании З. И. Тюмасевой о

В психологической и эстетической литературе особое значение уделяется вопросам эмоций, чувств и оценок в сфере отношений. Эмоции и чувства у дошкольников возникают в процессе сложного взаимодействия субъекта с субъектами и зависят как от особенностей объектов, так и от особенностей личности, ее индивидуальности.

С точки зрения Л. С. Выготского: «если явления действительности не затрагивают душу человека, то общение с ними не дает ожидаемого результата. Вне чувственно-эмоционального отношения ребенка к природе освоение ее, имеет рассудочный, схематический характер». На основании этого можно утверждать, что если не возникает чувственно- эмоционального контакта с природой у ребенка, то все задачи экологического воспитания являются нереализованными. Воздействуя на чувства ребенка, формируя их при использовании разнообразных методов и форм работы с детьми, главным из которых является непосредственный контакт ребенка с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Достижение первых семи лет считается формирование понимания: ребенок акцентирует себя из настоящего мира, приступает воспринимать свое место в кругу близких и друзей, сознательно осваивается в окружающем предметно-природном мире, вычленять его сокровище.

В своей работе мы опираемся на воспринятые и эмоциональное понимание природного мира, представление красоты окружающей природы. Понимание природных предметов и явлений выполняется через наблюдение за объектом, наблюдение, прослушание издаваемых звучаний, распознавание вкусовых свойств, любование явлениями природы. Эта работа исполняется, во время экскурсии на прогулке, в живом уголке, в непосредственной образовательной деятельности.

Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Воспринимая объекты природы через эмоции, ребенок понимает окружающий мир. Подчеркивая воспринимаемые картины из охватывающей среды, у ребенка вырабатывается подробный, меняющийся облик природы. Освоение природного мира сопутствуется чувственными переживаниями. Эмоциональное восприятия мира, толкает ребенка к искательской деятельности, формирует созидательные возможности, заложенные в ребенке, формирование ручное искусство. Все эти заслуги важны ребенку для экологического формирования.

Целью экологического образования представляется формирование экологически цивилизованной личности и общества как совокупности, практического и душевного навыка взаимодействия человека и природы, снабжающего его вышиванье и формирование. Эта цель соответствует с совершенством единого образования всесторонне развитой личности, одаренной жить в согласии с окружающей средой.

При прямом взаимодействии с природными предметами неодинаковые модальности восприятия направляют друг другу в деятельности, дополняя данные исследуемого предмета (явления) природы. Мы думаем, что формируются условия для повышения адекватности создаваемых типов природных предметов и корректировки дисбаланса всевозможных статусов оценки у младших школьников, так как у многих людей в главном доминирует какая-либо отношение оценки.

Воздействуя на чувства ребенка средствами (совершенством формы, всевозможным изменчивым тоном) природа призывает эстетичные эмоции. Это содействует возникновению и проявлению взаимоотношения к объектам и явлениям природы. Природа побуждает любопытность ребенка, сказывается на его органы эмоций, ускоряет сенсорное формирование, создает чувства прекрасного. Ребёнок познает красоту окружающего мира через восприятия красоты природы.

При организации процесса развития эмоционального восприятия окружающей ребенка природы необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для чувственного развития ребенка. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных обьектов в качестве полноправных субъектов, стремлении к непрагматическому взаимодействию с миром природы. [1]

Природа — ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития восприятия, наблюдательности, воображения. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». У детей старшего дошкольного возраста формируются предпосылки положительного отношения к окружающему миру, которые носят характер эмоционального отклика на красоту природы. [3]

Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту природы: темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т. д.; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски запахи, звуки); замечать как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев цветов).

Восприятие окружающего мира ребенком дошкольного возраста носит образный, эмоциональный характер. Эмоциональная сфера является средством регуляции поведения и высших психических функций, становления личностных качеств дошкольника.

Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Возраст 6–7 лет является сенситивным для развития восприятия. Дети интересуются окружающим миром, а взрослым необходимо направлять их внимание на полное осмысленное восприятие, осознание этого мира.

В своей работе мы опираемся на восприятие и чувственное познание природного мира, понимание красоты окружающей природы. Восприятие природных объектов и явлений осуществляется через наблюдение за объектом, рассматривание, прослушание издаваемых звуков, определение вкусовых качеств, любование явлениями природы. [2]

Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Воспринимая объекты природы через чувства, ребенок познает окружающий мир. Выделяя воспринимаемые явления из окружающей среды, у ребенка формируется целостный, динамический образ природы. Познание природного мира сопровождается эмоциональными переживаниями. Чувственное восприятие мира, толкает ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, залаженные в ребенке, формирует ручную умелость. Все эти достижения необходимы ребенку для экологического развития.

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте способствует тому, чтобы ребенок все точнее и глубже осваивал окружающий мир, научался способам взаимодействия с ним, чувство прекрасного.

Литература:

  1. Веретейникова С. А. Ознакомления дошкольников с природой. -М: Педагогика.1980. -231с.
  2. Виноградова Н. Ф. Умственное восприятия детей в процессе ознакомления с природой.2-ое изд.-М.Педагогика.1982. -231с.
  3. Сухомлинский В.А Избр.пер.соч.М.,1979, Т.1. -436с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: природа, окружающий мир, дошкольный возраст, ребенок, природный мир, мир природы, развитие восприятия, развитие мышления, экологическое образование, эмоциональное восприятие.

Типы и виды восприятия

В психологии человека специалисты выделяют сразу несколько типов и видов восприятия. В настоящее время это более-менее сложившаяся и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия идет от простого к сложному. Наиболее простой тип основан на одном из ощущений. Таковым может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В данных примерах восприятие строится одним анализатором на основании одного раздражителя. Если в процесс отражения включается несколько ощущений, как, например, при просмотре кинофильма или при составлении букета, то восприятие относится к сложным типам.

Кроме этого, восприятие в психологии подразделяется на несколько видов. Данная классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Так, специалисты выделяют в отдельные виды восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее называется по-научному социальной перцепцией.

Восприятие времени основано на смене внутренних процессов человеческой психики, а потому в значительной степени субъективно.

Восприятие пространства дает представление о форме, величине и расположении предметов в трехмерной действительности. Перемещение же объектов по оси координат формирует восприятие движения. Последнее бывает относительным и безотносительным. Относительное воспринимает перемещение объекта в зависимости от других предметов. Безотносительное же, напротив, воспринимает объект в изоляции от посторонних.

Рациональное и эмоциональное, чувственное восприятие. Сравнение. Pro.

Полностью разделить эти два элемента практически невозможно, т.к. в психике они работают, как правило, вместе.

Однако люди отличаются тем, что некоторые используют преимущественно рациональное мышление, а другие — эмоциональное, чувственное.

Здесь мы разберем, как эти два типа мышления влияют на нашу жизнь.

1. Рациональное — сюда мы относим все элементы психики, которые оперируют логической информацией. Мысли, идеи, умозаключения, суждения. Подразумевается логическое или рациональное мышление.

Рациональное мышление основано на логике вещей. Рациональное — оно без времени, описывает объекты (физические и духовные), использует их для мышления, но не обладает этими «объектами-образами», т.к. они не насыщены энергетической составляющей, эмоциями.

Логическое мышление может решать любые задачи в будущем или прошлом. Оно всегда мыслит о другом времени, не о настоящем, потому что, с точки зрения логики, нет смысла думать о настоящем моменте. Эмоциям это не нужно, эмоция всегда сосредоточена в «здесь и сейчас». Рациональность, в свою очередь, как бы вытаскивает нас из настоящего момента. И если человек предпочитает «рацио» эмоциям, то он редко находится в настоящем, не может почувствовать реальность жизни. А эмоция — это способ возврата в одно реально существующее время – настоящее.

Логическая информация всегда скользит по поверхности реальности и не может проникнуть в суть вещей. Именно чувства отображают истину вещей и явлений. Потому что чувства — это более серьезный и глубинный инструмент понимания, осознания и ориентации в этой реальности. Чем более человек чувственно развит, тем лучше он понимает реальность. Но также имеют значение и определенные, не «мусорные», чувства высокого иерархического уровня (присутствия в настоящем, меры, баланса, полноты жизни, мистичности жизни, бесконечности и др.).

Если алгоритмы логики, когда мы испытываем печаль, будут её задерживать или усиливать, то печаль у нас останется, превратится в депрессию или усилится до тоски. Если те же самые алгоритмы будут её уменьшать, она уменьшится. Но, если совсем не впутывать рациональное мышление в эмоциональный процесс, то эмоция через свое выражение уйдёт полностью.

Чем больше рациональное мышление лишено чувств, тем больше у него свободы мышления. Оно может идти в любую сторону, как за нас, так и против нас. Формальной логике без разницы, в какую сторону работать. Она не учитывает нашу уникальность, индивидуальность. Ей важны только определенные законы логики, четкость мыслительного процесса. Только когда мы подключаем чувства к мышлению, тогда появляется система мышления относительно нашей модели мира, нашей индивидуальности, субъективности. Интуитивные чувства помогают нам правильно обработать информацию относительно нас, наших возможностей, возможностей среды. А логика — это как программа, которая, в зависимости от ее предназначения, будет либо помогать, либо разрушать, либо останется нейтральной. Например, алгоритмы невротического восприятия будут ухудшать качество жизни. А алгоритмы восприятия, касающиеся гармонии, улучшать его.

Рациональное мышление обладает намного большей пластичностью, чем эмоции и чувства. Это свойство основано на независимости логики от нашей модели мира, субъективного восприятия, и ограничено лишь возможностями нашего мышления, памяти, знаний о природе. Один и тот же факт можно интерпретировать как в хорошую, так и в плохую сторону, как в свою защиту, так и в своё обвинение. Логика более свободна в своем перемещении, чем чувства. В этом есть определенные плюсы: возможность посмотреть объективно, со стороны , не ограничиваясь рамками своего восприятия и творческого мышления. Однако есть и минусы: легко можно уйти в сторону от главного направления мышления, запутаться, застрять на чем-то, навредить себе из-за отсутствия системы относительности нашего Я.

Рациональное мышление похоже на наёмника, ему без разницы, на кого работать. Кто ему даст больше чувств, на того оно и работает. Например, если мы заряжены тревогой, то рациональное будет усердно искать все новые образы тревоги, которые даже реально не существуют, погружая нас в тревожный мир. Если же мы будем вытеснять тревогу гневом, то логика будет работать на гнев и докажет нам, что нужно разрушать все образы тревоги, и что они на самом деле вовсе не страшны и т.п.

«Рацио» всегда работает на определённую цель, а не на качество. Что закажешь, то оно тебе и выдаст. Оно идёт узкой тропинкой, в отличие от чувств. «Рацио» не может захватить большой объем информации одновременно. Когда достигаешь результатов мышления, появляется убежденность в своей правоте из-за наличия логических доказательств сделанного умозаключения. Это как бы ловушка логики, которая не учитывает нашу внутреннюю субъективную реальность, чувственную часть нашей личности.

Одно из свойств рациональности — это страх потери, неизвестности, неопределенности, незавершенности, неподконтрольности. Эти типы страхов чаще встречаются у рациональных людей, нежели у интуитивных, т.к. в мире «рацио» все должно быть четким, понятным, логичным, контролируемым.

Практика: Если отпустить свой разум, то можно увидеть глубину того, что происходит сейчас и то, что произойдёт потом.

Бороться с рациональной составляющей — значит стараться обращать внимания на факторы чувственной сферы и эмоции, тормозить абстрактное мышление в виду его неполноценности.

2. Эмоции и чувства— это те элементы, которыми оперирует эмоциональное мышление и/или интуиция.

Мы себя определяем как людей разумных, но на самом деле это не совсем так. Эмоции и чувства, невидимо для нашего сознания, сильно вмешиваются в процессы восприятия и поведения. Они искажают восприятие в зависимости от той эмоции, которую мы испытываем в данный момент.

Эмоции и чувства основаны на неформальной и субъективной логике. Они принадлежат настоящему в большей степени, чем будущему или прошлому. Чувства позволяют нам стать полноценным обладателем объекта, образа, по поводу которого они возникают.

Иными словами, если объект не насыщен внутри моей психики чувствами, то он не имеет никакого значения для меня. Чем больше образ или объект в психике насыщен эмоциями и чувствами, тем большее значение он имеет для меня. К примеру, если правильные ценности и алгоритмы поведения у человека не подкреплены соответствующими эмоциями и чувствами, то они никогда не реализуются. Человек может о них говорить, учить других, но в своей жизни он не сможет их исполнить. Только эмоции и чувства выполняют сложную мотивационную роль в психике.

Некоторые эмоции, например тревоги, относят нас в будущее, заставляют мыслить о будущем; эмоции обиды, печали, стыда, вины, презрения заставляют нас думать о прошлом. Но их смысл заключается в том, чтобы сформировать наше отношение и поведение в настоящем к будущему или к прошлому.

Взаимодействие логики и чувств.

Все основные конфликты людей заключаются в неправильной работе чувств и логики. Отдельно взятая логика, даже если она противоречива, не будет создавать в психике значимого конфликта, если он лишен эмоционально-чувственного наполнения.

Страдания, как и радость, — это дело чувств и эмоций. Ни от каких мыслей мы не можем испытывать переживания, пока к ним не подключатся эмоции. Поэтому мысли сами по себе являются как бы неживым материалом в психике, лишенным жизненной энергии, без эмоций и чувств.

Совместную работу логики и эмоций можно явно увидеть на примере одного из механизмов психологических защит — рационализации. Человек сам не понимает, как автоматически видоизменяет факты в нужную ему сторону, оправдывает себя, используя при этом формальную логику, но с учетом своих собственных субъективных интересов на данный момент. Например, оправдаться перед другими из-за чувств вины, уйти от ответственности, проявить эгоизм. Рационализация лежит в основе двойных стандартов, когда мы считаем, что можем нарушать некий свод правил, а другие не могут.

Не существует уникального рецепта, каким нужно быть человеком — чувственным или рациональным. Оба эти вида восприятия реальности необходимы человеку в полноценной жизни и более объективном ее восприятии. Каждая ситуация требует своего собственного подхода. Поэтому пропорции чувства-логика могут меняться в зависимости от конкретной ситуации. Нельзя полагаться только на интуицию, так как она может ошибаться, тем более, если вы специально не занимались развитием чувственного мышления.

Лучшее решение – это то, которое учитывает и рациональное и эмоциональное вместе, но помимо этого ещё и учитывает реальное положение дел.

Предметность и константность восприятия

Предметность и константность — это свойства восприятия, различаемые современными психологами.

Предметностью называется конкретность объекта, то есть его наличность и объективное присутствие в пространстве и во времени. В противоположность этому психологи выделяют сугубо умозрительные, абстрактные понятия и категории, которые являются не продуктами отражательного процесса и объектом восприятия, а плодом мышления или воображения. Поэтому воспринимаемыми могут быть только феномены, обладающие характеристикой предметности. Это называется объективным началом.

Восприятие в психологии наделяется также свойством константности, то есть способностью сознания сохранять за предметом его существенные характеристики вне зависимости от расстояния до человека. То есть один и тот же объект, например, большой воздушный шар, удаляясь от человека, все равно будет интерпретироваться сознанием как большой воздушный шар. Это свойство психики делает возможным различать перспективу и адекватно ориентироваться в пространстве.

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.


Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]