Контрольная работа: Чувственное познание: ощущение и восприятие


Введение

Чувственное познание является первым доступным человеку, и именно оно формирует объемное представление о мире нас окружающем. В настоящей работе будет рассмотрен вопрос о ощущении и восприятии, первичных этапах человеческого познания.

Актуальность данного вопроса невозможно переоценить, поскольку все что мы знаем о том, что нас окружает приходит к нам именно через ощущение и дальнейшее восприятие. Важным моментом здесь является то, что осознанный нами окружающий мир не всегда соответствует миру реальному, что вызвано ошибками восприятия и ощущения. С целью разобрать в методике формирования образа предмета и мира в целом следует обратится к основным понятиям и свойствам рассматриваемых здесь предметов.

Целью работы является рассмотрение сущности понятий ощущение и восприятие, для ее раскрытия поставлены следующие задачи: установление классификации понятий, выявление их свойств, установление закономерностей их проявления, рассмотрение основных принципов действия.

Одним из заданий работы является тест, направленный на закрепление знаний полученных в процессе работы на контрольной, а также проверка на сколько хорошо был усвоен материал.

↑ Понятие «познание».

Познание —
это деятельность людей, целью которой является получение новых достоверных знаний об окружающем мире, действительности, человеке и обществе, основанная на чувственном и рациональном его постижении. Изучением теории познания занимается
гносеология
— это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.

По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Гностицизм

— философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).

Оптимизм —

философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм

— философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Релятивизм

— философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм

— направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

Что такое ощущение?

В основе науки и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания.

Познание – это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое, постоянно обновляющееся знание о мире. Познание имеет две главные ступени – чувственное познание и рациональное познание.

Чувственное — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение (лат. sensus — восприятие) — это психический познавательный (сенсорный) процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происходит первичная обработка информации именно на сенсорном уровне, т.е. на уровне отдельных свойств предметов и явлений.

Отражение не дает индивиду целостной картины отражаемого мира, оно является субъективным знанием об объективном мире, основанном на информации, полученной от различных раздражителей внешнего мира. [1. стр. 7-9.]

Как правило, выделяют следующие виды ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус тактильные ощущения, боль, температурные ощущения, вибрационные ощущения, кинестетические ощущения, чувствительность внутренних органов, вестибулярная чувствительность.

В основе классификации ощущений могут лежать разные основания:

По контакту с раздражителями ощущения бывают:

  • дистантные — слуховые, зрительные и обонятельные;
  • контактные — кинестетические, тактильные, вкусовые, органические.

По расположению рецептора:

  • интероцептивные (органические), т.е. сигнализирующие о протекании обменных процессов внутри организма;
  • проприорецептивные (кинестетические) — кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилия;
  • экстерорецептивные — зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, т.е. находящиеся на поверхности тела.

По уровню осознания ощущения подразделяют на:

  • осознаваемые (к ним обычно относят все вышеперечисленные ощущения)
  • неосознаваемые (субсенсорные) к ним относятся инфразвуковые излучения во время магнитных бурь, ощущение равновесия, положение тела и пр. [4]

В основе возникновения ощущений лежит работа сенсорной системы человека, состоящей из совокупности анализаторов (каналов по которым человек получает сведенья о мире)

Началу ощущения дает процесс раздражение, возникающий при воздействии внешних или внутренних факторов на рецепторы (специфические нейроны, осуществляющие прием и кодировку сигналов). Рецепторы кодируют полученную информацию и передают ее к мозгу, в котором при получение сигнала начинается процесс переживания ощущения. Результатом переживания является возбуждение, передающееся на периферию организма.

Ощущение не ограничивается простым отражением действительности в мозгу человека. Обязательным элементом ощущения является ответная реакция организма. Эта реакция может иметь форму движения или внутреннего процесса. [1. стр. 12-14]

При всем множестве различий, ощущения имеют ряд общих свойств, к которым можно отнести:

  • Интенсивность ощущения характеризует субъективный чувственный опыт человека. На нее влияет сила раздражителя и состоянии рецептора.
  • Длительность ощущения- промежуток времени, на котором сохраняется ощущение от раздражения, при его завершении.
  • Латентный период ощущения – промежуток времени от начала раздражения, до формирования ощущения.
  • Последействие ощущения — отрезок времени от момента окончания действия раздражителя до исчезновения ощущения.
  • Пространственная локализация раздражителя — свойство ощущения обеспечивать способность человеку определять пространственное положение действующего на рецепторы раздражителя.

Важными свойствами ощущения являются количественные характеристики ощущений, т.е. способность измерить соотношение параметров раздражителя и вызываемых им ощущений. Ключевыми характеристиками здесь выступает порог и чувствительность.

Порог подразделяют на:

  • Нижний абсолютный порог ощущений — это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
  • Верхний абсолютный порог ощущений — это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение.
  • Относительный порог ощущений — это величина, на которую нужно изменить уже действующий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения.

Чувствительность, т.е. способность организма ощущать, различать и реагировать на раздражители. Различают абсолютную и относительную (разностную) чувствительность. [1. стр. 18-22]

Ощущение, являясь лишь первым этапом чувственного восприятия, формирует совокупность разрозненных образов предмета, следующим, более сложным этапом чувственного познания выступает процесс восприятия.

Ещё немного про свойства ощущений

Выделяют 5 свойств ощущений, каждое из которых несёт важное значение:

  • Интенсивность

Показывает, насколько раздражитель влияет на нервную систему и функциональную систему раздражителя.


Фото автора Paul Kerby Genil: Pexels

  • Ощущения не исчезают сразу.

То, что ты чувствуешь, можешь длиться какое-то время, но обычно оно непродолжительное.

  • Ощущение не появляется сразу.

Существует латентный период между началом действия раздражителя и появлением самого ощущения.

  • Качество.

Это основная особенность ощущения. Варьируется в пределах данного ощущения.

  • Длительность.

Это зависит от функционального состояния самого рецептора. Временем, на протяжении которого действует раздражитель и с какой интенсивностью.

2.Сущность виды и свойства восприятия.

Восприятие, являясь вторым этапом чувственного познания, также как и ощущения основано на работе анализаторов, но при этом процессу восприятия присуща сложная аналитико-синтетическая деятельность головного мозга.

Если ощущение может представлять сумму разрозненных отражений или впечатлений, то восприятие создает целостную картину мира, но картину не рациональную, а чувственную. Восприятие не есть механическая сумма ощущений. Благодаря включению в него отдельных ощущений, а затем сведению их воедино, восприятие приобретает качество субъективного образа объективного мира.

Таким образом, восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность создания образа предмета.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

  • стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
  • деятелъностная, утверждающая, что при построении образа предмета человек использует свой опыт, пытаясь предвидеть отдельные свойства предмета.

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих действий: поиск объекта, выделение наиболее характерных его признаков, опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной группе вещей или явлений. Эти действия, как правило, сопровождаются активным участием памяти и мышления человека. [1. стр. 58-60]

К свойствам восприятия психологи относят:

  • предметность — свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира;
  • структурность — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру;
  • осмысленность — восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета;
  • целостность — восприятие есть всегда целостный образ;
  • константность — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету, величине и т.д.;
  • избирательность — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.[2. стр. 109-110]

На процесс формирования восприятия влияют множество факторов, в связи с чем существует классификация видов восприятия. восприятие классифицируют: по ведущему анализатору, по форме существования материи, по степени использования волевых усилий, по индивидуальным различиям в отражении объектов.

по ведущему анализатору – данный тип восприятия основан на том, что каждый человек имеет ведущий способ восприятия, который развит сильнее остальных. По этому критерию выделяют: визуалистов, аудиалистов или кинестетиков.

по использованию волевых усилий – восприятие может иметь вид произвольного и непроизвольного. При произвольном, человеком устанавливается определенная цель, непроизвольное восприятие обусловлено внешними обстоятельствами.

по индивидуальным различиям — основано на индивидуальных особенностях человека, а также ситуацией в которой происходит восприятие и потребностно-целевыми требованиями к воспринимаемой информации.

по форме существования материи – в данной классификации ключевыми понятиями является пространство, время, и движение.

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.

Восприятие формы определяется участием трех основных групп факторов:

— врожденная способность человека избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию и длину;

— законы выделения фигуры на фоне описанные гештальт-психологами;

— жизненный опыт человека, получаемы за счет движения рук по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и его тела в пространстве.

Восприятие величины зависит от параметров изображения на сетчатке глаза, также участвуют мышцы глаза и рук и др. частей тела. Движение мышц глаза влияет и на восприятие глубины. Кроме них зрительной оценке глубины способствует аккомодация (изменение кривизны хрусталика при настройке глаз на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей) и конвергенция (сближение или расхождение осей глаз, происходящее при восприятии приближающихся или удаляющихся объектов) глаз.

При оценке больших расстояний человек использует информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.

Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции.

восприятие времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» — определенной последовательностью и продолжительностью биологических процессов происходящих в организме человека.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.

Психика и чувственное отражение

Учёные уже давно рассматривают психику и чувства вместе. Как они говорят: «Там, где чувства, есть психика». Ощущения могут быть как у человека, так и у высших животных. Это связано с уровнем сложности головного мозга.

Аристотель выделял 5 типов рецепторов, связанных с ощущениями:

  • Слуховые
  • Зрительные
  • Осязательные
  • Обонятельные
  • Вкусовые

Отечественный учёный И. П. Павлов также выделил свою классификацию рецепторных ощущений:

  • Кожно-механический
  • Световой
  • Звуковой
  • Запаховый

Каждый из этих рецепторов доводил до сознания определённую информацию. На базе которой формировались чувства.

Задание

Установите соответствие психических процессов и их характеристик:

а) Ощущение

б) Восприятие

  1. в результате возникаетобраз предмета;
  2. в итоге возникает дифференцированное чувство;
  3. связано с комплексной работой анализаторов;
  4. связано с работой отдельных анализаторов.
1 2 3 4
б а б а

1. Образ предмета образует лишь совокупность его характеристик, т.е. восприятие.

2. Дифференцированное чувство может возникнуть при отражении отдельных свойств предмета, следовательно, верный ответ – ощущение.

3. Комплексная работа анализаторов позволяет сформировать образ предмета, который и является результатом восприятия.

4. Отдельные анализаторы могут предоставить характеристику лишь отдельного свойства предмета, это является результатом процесса ощущение.

↑ Процесс познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания

– познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания

– то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания

— приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания

— знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического

. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание

является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Список литературы

  1. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. — 3-е изд. — Минск: Амал-фея, 2008. — 368 с.
  2. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 400 с. — (Высшее образование).
  3. Электронный ресурс: https://repository.vzfei.ru
  4. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0

Размер: 16.43K

Скачано: 157

29.03.14 в 10:21 Автор:van4ess

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно

, а нам
приятно
).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)

Чувственное познание имеет некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. «ratio» — «разум»).
Рационализм:

наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Теоретический уровень познания (рациональное познание)

— это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.

Формы рационального познания:

1) Понятие —

это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.

Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.

2) Суждение

— это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.

Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».

3) Умозаключение —

это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.

Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:

  • Все адвокаты — юристы (посылка).
  • Петров — адвокат (посылка).
  • Следовательно, Петров — юрист (вывод).

Умозаключение может быть:

  • индуктивным
    (от частного к общему)
  • дедуктивным
    (от общего к частному)
  • получаемым по аналогии

Развитие ощущений: зачем и как это делать?

Чувствительность является врожденной и безусловно-рефлекторной, однако она также является потенциальным свойством личности. Если вы не будете развивать свою сенсорную организацию, вы, безусловно, не потеряете способность видеть, чувствовать, слышать и т.д. Однако эти способности будут ограничены и не раскроют весь потенциал, заложенный в вас природой.

Но если вы научитесь тренировать свои ощущения, вы сможете открыть для себя совершенно новый мир, полный красок и многообразия, и наслаждаться поистине прекрасными вещами, которые являются довольно простыми, но вместе с тем недоступными тому, кто обладает недостаточно развитой чувствительностью: например, получать удовольствие от классической музыки или тончайших ноток вина.

Кроме того, чувствительность к внешним раздражителям играет огромную роль в некоторых профессиональных сферах. Например, она просто необходима музыкантам, художникам, парфюмерам, поварам и т.д. Только те люди, которые обладают развитой чувствительностью, способны достичь нетривиальных успехов в этих областях. Поэтому, если вы хотите обладать идеальным музыкальным слухом или непревзойденным художественным вкусом, вам потребуется развивать свою чувствительность.

Есть два основных способа усовершенствования своих ощущений – это развитие чувствительности анализаторов и улучшение своей способности различения, т.е. умения четко дифференцировать различные свойства предметов окружающего мира.

В основе развития ощущений лежит ограничение первоначальной генерализации возбуждений в корковых отделах анализаторов путем выработки специальных дифференцировок. Поэтому чтобы усовершенствовать свои ощущения, при выполнении какой-либо деятельности вам необходимо выделять в ней отдельные элементы и сосредотачивать свое внимание именно на них, а не на всем процессе в целом.

Например, если говорить о музыкальном слухе, то для его развития вы можете либо повысить порог своей слуховой чувствительности, либо научится различать в сложных звуковых раздражителях их составные части – музыкальные тоны. Оптимальным путем будет совершенствование двух этих составных частей одновременно – именно так вы сможете развить свои ощущения в максимальной степени.

С помощью регулярных упражнений вы сможете значительно улучшить свою чувствительность и научиться воспринимать мир на более высоком уровне. В психологическом методе, известном как «Инегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ)» такие упражнения называются психотехниками. Вот некоторые из них:

  • Придумывайте рассказы, прослушав шумы (это могут быть шепот, свист, шипение змей, шелест листвы и т.д.)
  • Угадывайте различные многокомпонентные ароматы с завязанными глазами, связывайте их со своими воспоминаниями или фантазиями, а затем делайте зарисовки получившихся ассоциаций.
  • «Оживляйте» картины. Описывайте их (лучше всего – на иностранном языке) и выражайте эмоции, которые от них испытываете. Старайтесь прочувствовать все ощущения, которые у вас возникают: возможно, вы чувствуете холод или сухость, слышите пение птиц, чувствуете запах моря…
  • Прослушивайте музыкальные произведения и представляйте их в цвете (например, фрагмент «Испанского танца» Э. Грандоса, «Лебедя» К. Сен-Санса или музыки Р. Вагнера к опере «Гибель богов»).

Несмотря на то, что все предложенные упражнения имеют определенную направленность на развитие одного канала восприятия, они являются полифункциональными и позволяют усовершенствовать все виды чувств одновременно.

Кроме того, вы можете использовать следующие методы повышения чувствительности анализаторов:

  • Остроте зрения способствует прием витаминов А, Е и С (вы можете принимать их в форме биологических добавок или добавить в свой рацион продукты, богатые ими), а также гимнастика для глаз.
  • Для совершенствования слуха принимайте магний, слушайте музыку разных жанров, научитесь петь или играть на музыкальных инструментах. Старайтесь больше времени проводить в тишине и избегайте шумных мест.
  • Обоняние проще всего улучшить путем применения практики ароматерапии: вдыхайте несколько приятных запахов ежедневно, а когда вы научитесь их различать, увеличьте их количество.
  • Чтобы научиться лучше различать вкусы, сократите потребление соли и сахара, избегайте полуфабрикатов, усилителей вкуса и т.д., т.к. эти компоненты негативно влияют на вкусовую чувствительность. А вот морепродукты и натуральные специи способствуют ее развитию.
  • Повысить чувствительность кожи можно с помощью практики взаимодействия с различными фактурами. Постарайтесь как можно больше дотрагиваться до разных поверхностей и рельефов и научитесь различать их с закрытыми глазами.

Выполнение этих несложных упражнений и использование вышеупомянутых методов повышения чувствительности обязательно поможет вам сделать свои ощущения более ясными и отчетливыми. Однако перед применением витаминов и минералов обязательно проконсультируйте с врачом, ведь иногда даже самые полезные вещества могут не подходить конкретно вашему организму.

Желаем вам успехов в самопознании и саморазвитии и надеемся, что наша статья окажется для вас полезной!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Два важных закона памяти
  • Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу
  • Когнитивная сфера личности
  • Махизм: вклад Эрнста Маха в развитие философии позитивизма
  • Ощущение и восприятие
  • Познавательные процессы
  • Метод изучения психологии Вундта
  • Психическое отражение
  • Сферы личности

Ключевые слова:1Психорегуляция, 1Самопознание

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]