Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия. — Ответы к экзамену по дисциплине «Общая психология»


Познавательные психические процессы

Определение 1
Познавательные или когнитивные процессы – это вид психических процессов, которые связаны с восприятием и переработкой поступающих извне данных. Познавательные процессы выполняют важнейшую функцию, они обеспечивают взаимодействие личности с внешней средой.

Наука, изучающая когнитивные процессы, называется когнитивной психологией.

К познавательным процессам относят следующие формы восприятия и переработки информации:

  • ощущение,
  • восприятие,
  • память,
  • воображение,
  • внимание,
  • мышление,
  • речь.

Рассмотрим каждый процесс по-отдельности.

Ощущения

Ощущения – основной источник информации о внешнем мире и о собственном теле, они являются одним из главных условий психологического развития. Ощущения представляют собой каналы, по которым информация о явлениях окружающей среды и состояниях организма доходит до мозга. Они позволяют человеку ориентироваться во внешнем мире и своем теле.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Все ощущения можно разделить на три основных типа:

  • Интероцептивные – тип ощущений, при котором сигналы из внутренней среды обеспечивают регуляцию элементарных влечений. Они дают информацию о внутреннем состоянии организма. К ним можно отнести чувство голода, чувство дискомфорта, чувство успокоения и т.д.;
  • Проприоцептивные – тип ощущений, который обеспечивает регуляцию движений тела и дает информацию о положении тела в пространстве;
  • Экстрацептивные – тип ощущений, которые являются базисом сознательного поведения человека. Их условно разделяют на контактные и дистантные. Контактные ощущения возникают при непосредственном взаимодействии раздражителя с соответствующим воспринимаемым органом. К ним относят вкус и осязание. Дистантные ощущения возникают при взаимодействии раздражителя и органа чувств на определенном расстоянии. Это такие ощущения, как обоняние, слух и зрение.

Формы мышления

Основными формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

При нормальном развитии ребенка мышление допонятийное, компонентами которого служат конкретные образы, сменяется понятийным (абстрактным), для которого характерны понятия и формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий.

  1. Первый — ребенку 2-3 года. При просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, он складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, — таков синкретизм детского мышления.
  2. Второй этап отличается тем, что дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары — возникает цепочка попарного сходства.
  3. Третий этап наступает в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не способны осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.
  4. И наконец, у подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
  5. Совершенные понятия формируются на 5-й стадии, в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Другой формой мышления является суждение.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей связаны с такими качествами мышления, как широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным ей, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение,

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопрос, выхватывает какую-либо одну его сторону, спешит вынести решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью, «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Г. Айзенк).

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

К индивидуальным особенностям относится предпочтение человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек вместе с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не сталкивался. Воображение свойственно только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Будучи необходимым условием трудовой деятельности человека, оно всегда направлено на его практические занятия. Прежде чем приступить к действиям, он представляет, что и как следует делать. Таким образом, человек заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться на практике. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличают человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае его источник — объективная реальность.

Воображение играет очень важную роль в жизни и деятельности человека. Среди множества его функций наиболее значимыми являются следующие:

  • целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта;
  • познавательная. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;
  • активизация мыслительных процессов. Воображение позволяет использовать образы в процессе мышления.
  • приспособительная. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего. В этих условиях детский мозг непременно должен противопоставить обрушивающемуся на него внешнему потоку информации средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и таким образом увеличить объем воспринимаемого, например, сказки и мифы;
  • психотерапевтическая. Почему дети рассказывают «страшилки»? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у детей на определенном этапе развития.

Виды воображения.

Можно выделить несколько видов воображения, основные среди которых — пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, различным образом их комбинируя. Стимуляция такого процесса создает объективные возможности для того, чтобы возникли оригинальные новые связи между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Оно связано с будущим и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Это воображение направлено больше вовне, человек занят средой, обществом, деятельностью и в меньшей степени внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение — один из видов активного, когда происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д. Несмотря на то что его продуктами являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, оно основано на прежнем опыте.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной способности человека: предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически предвидеть тесно связано со словом «видеть», что показывает важность осознания ситуации и перенесения определенных ее элементов в будущее, что основано на знании или предугадывании логики развития событий. Благодаря этой способности человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем сильнее и ярче его воображение ориентировано вдаль. У пожилых и старых людей воображение в большей мере связано с событиями прошлого.

Творческое воображение — вид воображения, когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.Его образы создаются благодаря различным интеллектуальным операциям. В структуре творческого воображения различают два их типа. Посредством первого формируются идеальные образы, с помощью второго перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процесса, Т. Рибо, выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны дать новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Это первый его этап, стадия подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация — создание целостного образа из его элементов. Она дает начало новым сочетаниям, новым образам.

Существуют и другие интеллектуальные операции, например способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам. Оно подчиняется желаниям, которые представляются при фантазировании осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные, потребности личности. Все это направлено на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных аффектов.

В процессе такого пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом и состоит отличие от реалистического мышления, направленного на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей,

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая из опыта.

По характеру производительности выделяют:

• воспроизводящее воображение — продукты которого уже были известны ранее.

• творческое воображение.

По качественным особенностями, обусловленными конкретными сферами применения, Т. А. Рибо приводит следующие типы воображения:

• пластическое — оно применяет указываются в пространстве образы и их соединения, соответствующие действительным отношением предметов, имеет внешний характер;

• расплывчатое — оно применяет эмоциональные образы, не имеющие определенных очертаний в пространстве (воображение в музыке.

• мистическое- оно применяет символы; мистицизм превращает естественные образы в символические, стремясь воплотить идеал в формах внешней природы;

• научное — насыщенное научным мышлением (в науках, которые только строятся, она выступает в качестве научной мифологии; в науках, которые сложились, оно оживляет логические схемы);

Восприятие

Восприятие – это синтез отдельных изолированных ощущений в целостный образ. Восприятие представляет собой сложный и активный процесс отражения предметов и ситуаций, при котором происходит определение основных признаков объекта и их объединение в комплекс. Далее данная группа признаков сопоставляется с полученной информацией о предмете. При совпадении данных происходит узнавание предмета и завершение процесса восприятия.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Познавательные психические процессы 410 ₽ Реферат Познавательные психические процессы 240 ₽ Контрольная работа Познавательные психические процессы 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Для разделения вещей по разным категориям с конкретным описанием их свойств и признаков человек использует речь. Он называет воспринимаемый предмет определенным словом. Это указывает на близость восприятия и мышления.

Взаимодействие восприятия и памяти

Процесс восприятия человеком окружающего мира не является бесследным. Образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем. Если человек осознанного воспринимает какие-то предметы, которые он видел ранее, то этот процесс построен на узнавании. В этом процессе большая роль принадлежит памяти.

Если по каким-то причинам человек перестает запоминать или забывает полученную в течении жизни необходимую информацию, то происходит и нарушение в восприятии мира, нарушается сознательная жизнедеятельность человека, по сути жизнь рушится.

Замечание 1

Восприятие неразрывно связано с опытом человека. Опыт возникает в нашем сознании из воспоминаний.

Память

Памятью является запечатление, сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, позволяющие накопить информацию, после того как определенные явления исчезли. Память распространяется на интеллектуальную, двигательную и эмоциональную деятельность.

По процессу формирования память условно разделяют на кратковременную и долговременную. При кратковременной памяти следы произошедших событий сформировались, но еще не укрепились, а при долговременной следы сформировались и настолько укрепились, что могут сохраняться длительное время и имеют устойчивость к влиянию различных воздействий.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение

Еще одним аргументом в пользу того же самого вывода о психофизиологическом механизме восприятия движения может служить так называемый автокинетический эффект.

Это явление представляет собой кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной светящейся точки.

Со времени английского философа и психолога ДжЛокка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской

(от слова «натура» — природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Основные свойства

восприятия:

1. целостность

– свойство синтеза ощущений, продуцирующего совокупный образ объекта (например, следователь по собранным уликам восстанавливает общую картину преступления);

2. структурность

– свойство данности образа объекта в совокупности его элементов (например, при разговоре по телефону некоторые звуки мы слышим нечетко, но понимаем смысл разговора);

3. предметность

– свойство зависимости содержания восприятия от предметного мира, отраженного в нем (например, встреча с незнакомым предметом в первую очередь вызывает у нас желание узнать, что это; назвать – значит опредметить);

4. константность

(постоянство) – свойство относительной устойчивости восприятий, как образа объекта (например, несколько лет не общаясь с человеком, мы его узнаем);

5. избирательность

– преимущественное деление одних объектов по сравнению с другими (важное, значимое – центр, все остальное – фон восприятия);

6. осмысленность

– восприятие всегда осмысленно, т.е. представлено в сфере рационального познания (схема: смотрю и думаю; смотрю – рассматриваю, изучаю).

Основными факторами, определяющими форму и содержание восприятия являются: апперцепция, особенности среды восприятия, состояние нервной системы

.

Апперцепция

– это зависимость восприятия от прошлого опыта. Восприятие всегда есть отражение на опыте прошлого (например, обжегся на молоке – дуешь и на воду).
Фактор среды восприятия
– это условия восприятия, способствующие или затрудняющие его (например, восприятия внешности человека разнятся, когда это происходит в официальной

обстановке и в быту). Состояние нервной системы

(и соответствующее ей психическое состояние) оказывают самое существенное влияние на содержание восприятия. Ошибки восприятия можно объяснить влиянием названных выше факторов, которые вкупе и формируют законы самого восприятия. Примером могут служить иллюзии (неправильное, искаженное восприятие, обусловленное закономерностями самого восприятия) и галлюцинации (ошибки восприятия при болезни или патологии нервной системы).

Представление и воображение.

Представление – это психологический процесс отражения объекта, воспроизводимого в сознании в чувственных образах и в отсутствие самого объекта, по памяти. Отличие представления от ощущений и восприятий:

1. представление, будучи чувственным образом, не отражается сознанием непосредственно, а воспроизводится по сенсорной памяти;

2. оно более подвижно, изменчиво и теснее связано с мышлением, отличаясь от него;

3. представление является промежуточным звеном между чувственным и рациональным познанием, т.е. между восприятием и мышлением.

4. Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость

и
обобщенность
.

Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.

Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. То есть «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены».

Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». Неустойчивость хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.

Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание образа представлений схематизируется или свертывается. Представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления – это результат всех прошлых восприятий предмета. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях.

Еще ближе к мышлению стоит воображение, без которого существование самого мышления представляется проблематичным. Представление – это образ памяти. Воображение – это образ памяти + фантазия + свойства отвлечения и элементы обобщения (влияние мышления). Иными словами, воображение – это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей.

типы воображения:.Активное воображение

– намеренное волевое усилие при формировании образа, который может стать источником творческой материализации идеи (например, создание новых архитектурных проектов). Активное воображение, как видим, связано с продуктивным и творческим воображением.
Пассивное воображение
лишь непреднамеренно воссоздает ранее воспринятый образ, либо основывается на беспочвенных фантазиях, мечтаниях, грезах (например, сны Обломова).
Сновидения
можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

В типологии воображения отчасти основаниями выступают функции. Выделим некоторые из них: 1) функция творческого формирования чувственнонаглядных образов; 2) намеренное регулирование эмоциональных состояний с целью уменьшения психического напряжения; 3) намеренное регулирование процессов познания. Созданные воображением образы могут помочь в выборе нужного направления познания; 4) формирование внутреннего плана действий в воображении – основа реальных действий (например, сделать эскиз).

Приемы

воображения:
агглютинация
– «склеивание» различных образов, не соединяемых в жизни (например, русалка = женщина + рыба; аккордеон = фортепьяно + баян);
гиперболизации
(минитюаризация) – преувеличение или преуменьшение предмета (например, стройки-гиганты, микрокалькулятор);
заострение
– подчеркивание каких-либо черт (например, дружеские шаржи);
схематизация
– конструирование образа, при котором его черты объединяются в группы, схемы (например, создание орнамента);
типизация
– воплощение в образе существенного, повторяющегося (например, портрет героя нашего времени).

до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиоло-гической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного

Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

12.

Внимание и память.

Внимание — это особое свойство человеческой психики. Вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Внимание —

это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Природное внимание

дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание

складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание

не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание
регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Наконец, можно различать чувственное

и
интеллектуальное
внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное (оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами)

и произвольное (правляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.) Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Вниманиеэто состояние психики, определяющее направленность ее на объект и сосредоточенность на нем психической деятельности

. Внимание проявляется в сенсорных, мнемических, интеллектуальных и двигательных процессах: сенсорное, интеллектуальное, мнемическое внимание.

Выделяют следующие виды внимания: внешнее, внутреннее. Внешнее внимание

направлено на предметы внешнего мира, а
внутреннее
– на внутренние переживания («ушел в себя»).

Основные функции

внимания
: 1) отбор
из поступающей информации нужной,
игнорирование
(торможение, устранение) несущественных воздействий; 2)
сосредоточение и удержание
психики на выбранном объекте до тех пор, пока не будет достигнута намеченная цель; 3)
регуляция и контроль
протекания деятельности. Функции внимания определяют его свойства: 1)
объем внимания
– свойство, выраженное в способности психики воспринимать одновременно определенное количество объектов; 2)
интенсивность внимания
– свойство, выраженное в способности психики к напряженному вниманию; 3)
устойчивость внимания
– способность психики личности сохранять длительное время сосредоточенность на объекте внимания; 4)
переключение внимания
– свойство внимания переходить с объекта на объект; 5)
распределенность внимания
– способность психики сосредоточить внимание на нескольких объектах или видах деятельности.

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Она дает возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее.

У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая

и
механическая.
Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей.

У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая

и
опосредствованная.
Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения

и
воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.
Мгновенная,

или
иконическая,
память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

Кратковременная

память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

Долговременная

— это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

Оперативной

называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

Генетическую память

можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память

связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников.

Слуховая память —

это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых

Двигательная память

представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память —

это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая…

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную

и
произвольную.
В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Память – это психический процесс отражения прошлого опыта, проявляющийся в способности запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать этот опыт. Таким образом, память включает в себя четыре функциональных элемента: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Все эти элементы памяти соединены органически и зависят друг от друга. Любой психический акт не может существовать без процессов памяти и включает в себя все названные функциональные элементы. Память обеспечивает индивидуальность, единство и целостность психики личности.

Память каждого человека имеет индивидуальные особенности, отметим некоторые из них: 1) объем памяти – способность запоминать и хранить определенную величину запоминаемого материала; 2) точность памяти – способность адекватного воспроизведения запоминаемого материала; 3) быстрота (скорость) запоминания – количество запомнившегося материала за единицу времени; 4) длительность хранения – время от запоминания до воспроизведения; 5) оперативность воспроизведения – время готовности личности к воспроизведению материала.

13.ЛОЖЬ

За редким исключением, каждый из нас испытывает потребность в общении, так уж устроен человек. Люди делятся друг с другом информацией, совместно разрабатывают новые идеи, знакомятся и заводят отношения, заряжаются положительными и заражаются отрицательными эмоциями – всё это происходит посредством общения. Из-за исключительной важности этого процесса во всех сферах жизни, нам часто бывает очень обидно, когда нам врут, а мы этого не замечаем. Наверное, научиться распознавать ложь, да так чтобы наверняка и всегда – голубая мечта человечества. К сожалению, это вряд ли возможно хотя бы потому, что зачастую человек не может отличить даже собственные выдумки от реальности. Однако чтобы заподозрить неладное и держать «ухо востро», не требуется даже специальных приборов – достаточно во время разговора обратить внимание на некоторые косвенные признаки, невольно проявляющиеся у вашего собеседника, которые могут подтверждать или опровергать его слова.

Будьте осторожны и не делайте поспешных выводов, какими бы проницательными людьми вы ни были, ведь даже Шерлок Холмс однажды заподозрил девушку в страшном преступлении, приняв её неловкий жест за попытку скрыть правду. Позднее выяснилось, что девушка просто стеснялась своего не припудренного носа.

Каков принцип?

Ложь, как правило, неудобна тому, кто её придумывает. Он чувствует дискомфорт, нервозность, страх, что его могут разоблачить, даже когда это касается чего-то совсем безобидного. А уж когда речь о чём-то серьёзном, что может повлиять на дальнейшую жизнь человека, в том случае если правда вскроется, то вести себя правильно в такие моменты может только человек с хорошей выдержкой. Но даже в этом случае, если знать, на что обратить внимание, можно найти яркие признаки, указывающие на нервозность человека, а также, в каких местах его рассказов и ответов она проявляется наиболее остро. Давайте вмести с МирСоветов рассмотрим эти признаки.

Речь

Бесполезные факты. Чтобы сделать рассказ убедительным, люди стараются насытить свою вымышленную историю реальными событиями, далёкими от предмета разговора. Например, если вам захочется подробно узнать о людях, с которым встречался ваш собеседник, что ему, допустим, нужно скрыть, то вы услышите развёрнутые микрорассказы о том, какая чудесная была еда, великолепная погода, какие эмоции были вызваны теми или иными повседневными событиями, а про людей может быть сказано только вскользь. Словом, вам чётко нарисуют обширный фон, а в центре картины лишь набросают смазанный эскиз. Ответ в стиле «сам догадайся». Надо следить, чтобы человек отвечал прямо, при этом его не обязательно поправлять и тем самым давить на него. Помните, что вопрос, заданный на вопрос – это лишь косвенный ответ. Если вы поинтересовались «Ты смотрел телевизор сегодня?», а вам возразили «Ну ты же знаешь, что я не мог этого сделать?» – то надо понимать, что это уход от прямого ответа. Хотя МирСоветов должен отметить, что люди могут отвечать так лишь потому, что оскорблены недоверием к себе и не считают нужным отвечать прямо. Другой вариант непрямого ответа, когда вам также предлагают додумать сказанное самостоятельно, но не говорят напрямую, например, на вопрос «Вы уверены, что можете починить это?» может следовать фраза «Друзья меня считают прекрасным мастером!». Из неё можно сделать вывод, что человек не уверен в своих силах, но и признаваться в этом ему не хочется. Как вы спросили – так вам и ответили. Частое и точное употребление фраз из вашего вопроса, а также полное повторение вопроса перед тем, как человек начнёт отвечать, может свидетельствовать о неискренности. В таких ситуациях ваш собеседник не успевает придумать, что ответить, поэтому использует ваши же слова или тянет время перед ответом, чтобы успеть сконструировать правдоподобную версию. Анекдот вместо ответа. Обратите внимание на «забавные» ответы. Вы спросили, вам остроумно ответили, вы оценили, посмеялись и перешли к другому вопросу или вообще не стали больше докучать этому забавному собеседнику – обычная ситуация. Но нужно задуматься, если человек часто отшучивается, вместо того, чтобы прямо ответить, возможно, он делает это намеренно. Речь на разных скоростях. Частое покашливание, попытки прочистить горло, резкое изменение речи с нормальной на более быструю или на более медленную, может означать, что человек нервничает, возможно, лжет. На это же указывает любое, объективно ничем не обусловленное изменение голоса, тона говорящего.

Если в процессе рассказа человек возвращается назад по ходу рассказа и дополняет его чем-то: уточняет, говорит, что забыл что-то упомянуть, добавляет детали, то это указывает на искренний рассказ. Выдуманную на ходу историю сложно вспомнить, дополнить в середине, а потом продолжить додумывать с конца – есть высокая вероятность сбиться и запутаться.

Тело

Если человек касается руками лица: чешет нос, прикрывает рот, то это признаки, что он подсознательно закрывается от вас, ставить барьер между вами. Также следует замечать, если собеседник переминается сноги на ногу или вообще делает небольшой шаг назад. Это указывает на желание уйти, отстраниться от вас, чтобы не выдать что-то. Особенно важно обращать внимание на движения назад, когда вы задаёте вопросы. Если голова отвечающего резко отстранится назад или вниз – это, возможно, тоже попытка закрыться.

Эмоции

Плохая реакция. Следите за эмоциями собеседника по ходу разговора. Если человек что-то скрывает от вас, то эмоции могут выражаться с опозданием, непривычно долго оставаться на лице человека, а потом внезапно исчезать, появляться раньше, чем вы закончите фразу. Это происходит потому, что человек напряжённо думает о чём-то своём, плохо поддерживает нить разговора и демонстрирует эмоции, которые на самом деле не испытывает. Например, удивление, не проходящее у человека 6 секунд и более – фальшивая эмоция.

Американский психолог Пол Экман (Paul Ekman) изучил выражения лиц людей и насчитал всего 46 независимых лицевых движений. Однако он установил, что в комбинации друг с другом они могут передать порядка 7000 уникальных эмоций! Интересно, что многие мышцы, приводящие лицо в движение, не управляются сознанием. Это значит, что фальшивая улыбка всегда, хоть и незначительно, но будет отличаться от настоящей.

Бурная радость. Чрезмерные эмоции могут также свидетельствовать не в пользу искренности. Если с вами вдруг начинают говорить слишком вежливо или, наоборот, кричат и бурно реагируют, то это может означать, что человек пытается замаскировать свои реальные чувства под маской других.

Поведение при провокациях

А хоккей на траве вы любите? При попытке с вашей стороны резко сменить тему, человек, говорящий неправду, воспримет это с облегчением, поддержит вашу инициативу, ведь он понимает, что чем меньше вы будете говорить с ним, тем меньше шансов у него «проколоться» и выдать себя. Если собеседник искренен, то его естественной реакцией будет непонимание причины смены темы, неудовлетворённость, что его рассказ не дослушали. Он попытается вернуться к теме разговора. Не нравитесь вы мне, ребята… Если у вас появляются сомнения по поводу правдивости слов собеседника, МирСоветов советует неявно показать, что не верите рассказу собеседника: после его ответа на очередной вопрос выдержите паузу, посмотрите пристально, с недоверием. Если с вами не честны, это вызовет смущение, неуверенность. Если человек говорит правду, то часто он начинает раздражаться, пристально смотреть на вас. В нём можно отметить следующие перемены: пропадает смущение, губы сжимаются, брови хмурятся.

Движения глаз

Верно говорят, что глаза – зеркало души. Человек устроен так, что глаза активно участвуют в процессе размышлений. Они принимают положение в зависимости от того, какая область мозга задействована в данный момент. Зная это, можно предположить, чем занят мозг в тот или иной момент диалога: придумыванием чего-то нового или обработкой реальной информации.

Давайте представим, что смайл на рисунке – это лицо вашего собеседника. Далее, во избежание путаницы, стороны договоримся писать относительно вас, когда вы смотрите на смайл, а в скобках будут указания относительно самой скалящейся рожицы. Вы видите, что глаза собеседника смотрят влево и вверх от вас (человек смотрит в правый верхний угол), это говорит о конструировании картинки. Вправо и вверх от вас (у него это левый верхний угол) – обращение к визуальной памяти. Смотрят влево (правая сторона) – придумывает звук, вправо (левая сторона) – старается вспомнить то, что слышал. Глаза внизу и слева (нижний правый угол) – проверка ощущений и чувств. Внизу и справа (нижний левый угол) – размышляет над ситуацией, беседует сам с собой. Если взгляд прямой, то человек воспринимает информацию. Например, если вы спросили своего начальника о дате зарплаты, и, отвечая, он посмотрел вниз и вправо относительно вас, то он об этом задумался впервые и формирует ответ «на лету», размышляет. А если просто вправо, значит, говорит то, что слышал раньше от вышестоящего начальства. МирСоветов обращает ваше внимание на такой нюанс: если вы говорите с левшой, то левая и правая сторона зеркально противоположны. Это также справедливо и для правшей, у которых левое полушарие, всё же, преобладает над правым, например, т.н. переученные левши.

Бытует мнение, что прямой взгляд глаза в глаза символизирует об искренности человека, если же глаза отводятся, то говорят, что некто «прячет» глаза и что-то скрывает. В действительности, это не так. В процессе разговора часто необходимо прервать зрительный контакт, чтобы сфокусироваться на кой-то мысли, задуматься, вспомнить.

Инструкция по применению

Составлять себе картину о человеке по двум-трём признакам, описанным в статье – верный путь ошибиться. Всё, что вы заметили, МирСоветов советует подытожить в конце разговора или как можно позже, оценив всю «картину» беседы. При этом вам может сильно мешать то, как вы настроились воспринять человека с самого начала. Не стремитесь изобличить, а старайтесь подмечать. Человек – очень сложный механизм, поэтому для одних людей всё приведённое здесь может быть справедливо, для других – ошибочно. Как правило, для того чтобы верно распознать поведение врущего человека, нужно знать, как он ведёт себя, когда говорит правду в комфортной для него обстановке. Поэтому любой анализ лучше проводить на человеке, которого видишь уже не в первый раз. Хотя начинать запоминать некоторые особенности при общении с новыми людьми нужно с первого же знакомства.

14.Представления о структуре интеллекта

Интеллект (от лат. intellectus

— понимание, познание) — это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.[1]. Это способность из минимума информации выводить максимум заключения, при прочих равных — в кратчайшее время и простейшим анализом[
источник не указан 60 дней
].

Также, интеллект может рассматриваться как мера комплекса успешной ориентировки в окружающей действительности. Он определяется способностями индивида использовать данный комплекс для качественного достижения поставленной задачи.

⇐ Предыдущая7Следующая ⇒

Воображение

Под воображением понимают когнитивный процесс, при котором объекты и явления в данным момент времени не ощущаются органами чувств, а формируются на базе полученного опыта. Воображение тесно связано с памятью и характерно только для человека. Оно может влиять на функции и движение организма.

Выделяют непроизвольное воображение, т.е. формирование образов без каких-либо усилий человека, и произвольное воображение, при котором индивидуум намеренно пытается вообразить что-то конкретное. К особым видам воображения следует отнести мечты. Мечта представляет собой сознательный процесс создания образов желаемого, они показывают, что для человека важно и к чему он стремится.

Взаимодействие воображения и восприятия

Так как и процесс восприятия и процесс воображения начинают свою работу в мозге, то может произойти ситуация когда одно перейдет в другое. Восприятие дает целостность объекта, разрываются смысловые характеристики объекта. В процессе восприятия образы могут усложняться. Воображение проявляет себя тогда, когда сознание начинает достраивать образы самостоятельно не зависимо от внешних факторов. Человек, не видя полной картины может достраивать отсутствующие ее части. Эта способность свидетельствует о развитии предметно-деятельностных характеристик чувственных образов. Человек сознательно продуцирует недостающие образы. Воображение развивается в сознании человека. А это значит, что человек переносит свои установки, мотивы и желания на недостающие элементы.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Внимание

Внимание представляет собой отбор нужной информации и обеспечение избирательного характера сознательной деятельности. Человек из огромного потока информации, которая его окружает, способен выбрать самые важные и необходимые вещи. При этом выделяют объем внимания, т.е. количество поступающих сигналов от раздражителей, которые преобладают и сохраняются в центре сознания. Также внимание характеризуется устойчивостью – это время, на которое определенные процессы преобладают в сознании.

Взаимодействие внимания и памяти

Без таких важных психологических процессов как память и внимание практически не возможна нормальная человеческая жизнь. Эти процессы помогают получать информацию из окружающего мира и сохранять ее в течении длительного времени.

На память опирается вся психическая деятельность человека. Память помогает нам оживить в сознании прошлый опыт, знания, явления, образы. Самое динамичное развитие памяти происходит в школьном возрасте.

Проблема взаимодействия памяти и внимания одна из самых актуальных в современной психологии. Насколько хорошо человек запоминает информацию, зависит от того насколько он внимателен. Внимание позволяет человеку успешно выполнять свою работу, контролировать внешние условия.

Замечание 3

Следует отметить что при снижении одной из этих функций вторая также начинает страдать.

Мышление

Мышление – это процесс отражения действительности в ее существенных связях и отношениях и формирование новых знаний. Мышления является сложным и важнейшим познавательным процессом, в результате которого образуется мысль. Мышление классифицируют на следующие виды:

  • Наглядно-действенное. Оно возникает на практике при выполнении операций, требующих мыслительной деятельности;
  • Наглядно-образное. Оно основано на представлениях и образах;
  • Словесно-логическое. Оно базируется на абстрактных процессах, которые оперируют логикой и понятиями.

Взаимодействие мышления и воображения

Воображение имеет ряд характеристик:

  • появляется в момент некой задачи
  • важную роль играют мотивы и потребности
  • обусловлено уровнем социального сознания

В воображении очень часто появляются некие теоретические представления, мысли. Например, писатель, который пишет сове произведение или художник, который рисует картину с помощью образов хочет передать свою мысль.

Ученые неоднократно упоминали о том, что развитие воображение имеет место только при хорошо развитом интеллекте.

Замечание 2

Мышление и воображение стоят на одной ступени и являются высшими мыслительными процессами.

Воображение и мышление взаимодействую, в результате чего воображение может брать на себя функцию мышления, тем самым человек может совершать процесс понимания и познания.

Существует три основные связи между мышлением и воображением:

  • воображение «уносит» мышление за рамки воспринимаемого
  • при взаимодействии воображения и мышления происходит предвосхищение будущего
  • эта взаимосвязь помогает вспомнить предыдущий опыт.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]