Что такое ощущение в психологии: его виды и свойства. 13 интересных фактов

Обновлено 19 июля 2022 806 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Я есть, я здесь, я живой. Как я это понимаю? Через отражение реальности моими органами чувств.

Например, прямо сейчас за окном звучит детский смех. Я слышу его ушами. В глаза «бьет» яркий свет – его видят мои глаза. Укрывшись пледом, я чувствую тепло.

В каждом предложении речь идет об ощущениях — это то, что помогает нам чувствовать себя здесь и сейчас.

Что такое ощущение

Википедия гласит: «Ощущение – психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом».

Если говорить совсем уж просто, ощущение – это то, что я чувствую внутри и на поверхности своего тела в ответ на некое воздействие.

В качестве синонимов «ощущения» чаще всего используются такие слова:

  1. чувство;
  2. чувствование;
  3. впечатление;
  4. переживание от увиденного, услышанного, испытанного и т.д.;
  5. сознание;
  6. понимание;
  7. образ.

В психологии ощущение – это процесс, посредством которого мы осознаем разные свойства объектов реальности. В один момент времени возможно переживание только одного ощущения.

Например, я возьму чашку с горячим кофе. Я могу чувствовать идущее от нее тепло, ее вес, цвет, форму, но по очереди.

Разнообразие ощущений дают человеку возможность осознавать себя – свои желания и потребности (физические и эмоциональные). Например:

  1. урчащий живот подсказывает, что пора бы подкрепиться;
  2. напряжение в челюсти, руках и животе в контакте с кем-то может свидетельствовать о раздражении и даже злости, которые сигналят, что этот кто-то каким-то образом нарушает наши границы;
  3. так называемые «бабочки в животе» и трепетание в груди рядом с конкретным индивидом противоположного пола (но не обязательно противоположного) «говорят», что мы испытываем к нему чувство под именем любовь.

Интенсивность переживания ощущения зависит от порога этого ощущения. Нижний порог – минимальная сила стимула, вызывающего реакцию. Верхний порог – максимальная величина раздражителя, после которой он перестает ощущаться. Разница между порогами – тот коридор, в котором анализаторы остаются восприимчивыми к воздействию.

Развитие ощущений: зачем и как это делать?

Чувствительность является врожденной и безусловно-рефлекторной, однако она также является потенциальным свойством личности. Если вы не будете развивать свою сенсорную организацию, вы, безусловно, не потеряете способность видеть, чувствовать, слышать и т.д. Однако эти способности будут ограничены и не раскроют весь потенциал, заложенный в вас природой.

Но если вы научитесь тренировать свои ощущения, вы сможете открыть для себя совершенно новый мир, полный красок и многообразия, и наслаждаться поистине прекрасными вещами, которые являются довольно простыми, но вместе с тем недоступными тому, кто обладает недостаточно развитой чувствительностью: например, получать удовольствие от классической музыки или тончайших ноток вина.

Кроме того, чувствительность к внешним раздражителям играет огромную роль в некоторых профессиональных сферах. Например, она просто необходима музыкантам, художникам, парфюмерам, поварам и т.д. Только те люди, которые обладают развитой чувствительностью, способны достичь нетривиальных успехов в этих областях. Поэтому, если вы хотите обладать идеальным музыкальным слухом или непревзойденным художественным вкусом, вам потребуется развивать свою чувствительность.

Есть два основных способа усовершенствования своих ощущений – это развитие чувствительности анализаторов и улучшение своей способности различения, т.е. умения четко дифференцировать различные свойства предметов окружающего мира.

В основе развития ощущений лежит ограничение первоначальной генерализации возбуждений в корковых отделах анализаторов путем выработки специальных дифференцировок. Поэтому чтобы усовершенствовать свои ощущения, при выполнении какой-либо деятельности вам необходимо выделять в ней отдельные элементы и сосредотачивать свое внимание именно на них, а не на всем процессе в целом.

Например, если говорить о музыкальном слухе, то для его развития вы можете либо повысить порог своей слуховой чувствительности, либо научится различать в сложных звуковых раздражителях их составные части – музыкальные тоны. Оптимальным путем будет совершенствование двух этих составных частей одновременно – именно так вы сможете развить свои ощущения в максимальной степени.

С помощью регулярных упражнений вы сможете значительно улучшить свою чувствительность и научиться воспринимать мир на более высоком уровне. В психологическом методе, известном как «Инегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ)» такие упражнения называются психотехниками. Вот некоторые из них:

  • Придумывайте рассказы, прослушав шумы (это могут быть шепот, свист, шипение змей, шелест листвы и т.д.)
  • Угадывайте различные многокомпонентные ароматы с завязанными глазами, связывайте их со своими воспоминаниями или фантазиями, а затем делайте зарисовки получившихся ассоциаций.
  • «Оживляйте» картины. Описывайте их (лучше всего – на иностранном языке) и выражайте эмоции, которые от них испытываете. Старайтесь прочувствовать все ощущения, которые у вас возникают: возможно, вы чувствуете холод или сухость, слышите пение птиц, чувствуете запах моря…
  • Прослушивайте музыкальные произведения и представляйте их в цвете (например, фрагмент «Испанского танца» Э. Грандоса, «Лебедя» К. Сен-Санса или музыки Р. Вагнера к опере «Гибель богов»).

Несмотря на то, что все предложенные упражнения имеют определенную направленность на развитие одного канала восприятия, они являются полифункциональными и позволяют усовершенствовать все виды чувств одновременно.

Кроме того, вы можете использовать следующие методы повышения чувствительности анализаторов:

  • Остроте зрения способствует прием витаминов А, Е и С (вы можете принимать их в форме биологических добавок или добавить в свой рацион продукты, богатые ими), а также гимнастика для глаз.
  • Для совершенствования слуха принимайте магний, слушайте музыку разных жанров, научитесь петь или играть на музыкальных инструментах. Старайтесь больше времени проводить в тишине и избегайте шумных мест.
  • Обоняние проще всего улучшить путем применения практики ароматерапии: вдыхайте несколько приятных запахов ежедневно, а когда вы научитесь их различать, увеличьте их количество.
  • Чтобы научиться лучше различать вкусы, сократите потребление соли и сахара, избегайте полуфабрикатов, усилителей вкуса и т.д., т.к. эти компоненты негативно влияют на вкусовую чувствительность. А вот морепродукты и натуральные специи способствуют ее развитию.
  • Повысить чувствительность кожи можно с помощью практики взаимодействия с различными фактурами. Постарайтесь как можно больше дотрагиваться до разных поверхностей и рельефов и научитесь различать их с закрытыми глазами.

Выполнение этих несложных упражнений и использование вышеупомянутых методов повышения чувствительности обязательно поможет вам сделать свои ощущения более ясными и отчетливыми. Однако перед применением витаминов и минералов обязательно проконсультируйте с врачом, ведь иногда даже самые полезные вещества могут не подходить конкретно вашему организму.

Желаем вам успехов в самопознании и саморазвитии и надеемся, что наша статья окажется для вас полезной!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу
  • Психическое отражение
  • Когнитивная сфера личности
  • Познавательные процессы
  • Два важных закона памяти
  • Сферы личности
  • Метод изучения психологии Вундта
  • Махизм: вклад Эрнста Маха в развитие философии позитивизма
  • Ощущение и восприятие

Ключевые слова:1Психорегуляция, 1Самопознание

Классификация, виды

Существует несколько классификаций ощущений, рассмотрим одну из них. Ее автором является Ч.Шеррингтон – британский нейробиолог и физиолог 19 века, лауреат Нобелевской премии в сфере медицины и физиологии.

Ученый выделил 3 класса ощущений, каждому из которых соответствует своя телесная зона и расположенные на ней рецепторы:

  1. экстероцептивные – эти ощущения мы получаем с помощью рецепторов, «живущих» на коже. Человек чувствует тепло, холод, мурашки, давление и т.д. и получает таким образом информацию о мире. Если на улице мерзнут уши, значит, температура воздуха опустилась гораздо ниже температуры тела. Этот класс Шерингтон делит еще на 2 подкласса: контактные – возникают при прямом воздействии раздражителя на тело (вас ущипнули – вам больно);

    Голова человека с летящими в нее осколками стекла

  2. дистантные – рождаются при дистанционных стимулах. Последние – это то, что мы видим, слышим, чувствуем носом.

Виды ощущений этого класса: тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные.

  • Интероцептивные ощущения – их источниками служат внутренние органы (виды – боль, голод, жажда, тошнота и т.д.).
  • Проприоцептивные – рецепторы «живут» в мышцах, сухожилиях и связках. Благодаря им, мы осознаем пространственное нахождение своего тела (как я сижу, стою, вишу, наклоняюсь, как двигаются мои части тела и др.). Виды ощущений – ускорение (движение), равновесие.
  • Принятая классификация

    Разновидности чувств

    Распространенная классификация ощущений основана на их модальности или специфичности. Органы чувств разделяют на слуховые, осязательные, зрительные, вкусовые, обонятельные, вестибулярные, висцеральные и двигательные. К интермодальным относится синестезия.

    Популярной является классификация по расположению рецепторов, созданная Шеррингтоном. Согласно его системе, ощущения делятся на несколько типов:

    • интероцептивные;
    • проприоцептивные;
    • экстероцептивные.

    Разновидности чувств человека

    Интероцептивные воспринимаются рецепторами, которые находятся во внутренних органах и мягких тканях. Они способны объяснить состояние организма. Проприоцептивные ощущения — это реакция, что дает информацию о положении тела в пространстве и его движениях. Чувственные анализаторы расположены в мышцах и связках.

    Рецепторы экстероцептивных ощущений находятся на всей поверхности тела. Их разделяют на две группы: дистантные и контактные. Первые реагируют на раздражители, которые находятся на расстоянии от человека. К ним относят зрительные, обонятельные и слуховые органы чувств. Вторые воспринимают воздействие только при непосредственном контакте — осязание и вкус.

    Разновидности ощущения

    Согласно генетической структуре Хэда, чувствительность разделяют на протопатическую и эпикритическую. Первый тип относится к примитивному, он менее локализован и дифференцирован. Протопатические ощущения еще называют органическими: это голод, жажда и все, что сколько-нибудь влияет на жизнь человека. К рациональному и объективизированному эпикритическому виду относят все остальные чувства.

    В психологии дается трактовка модальности — это характеристика ощущений, представлений, восприятий, которая указывает на их принадлежность конкретным рецепторам. По этому критерию разделяют несколько видов чувств:

    • зрительные;
    • вкусовые;
    • кожные;
    • органические.

    С помощью зрения человек определяет цвета и перепад яркости. Рецептором в этом случае выступает сетчатка глаза, а корковая часть анализатора расположена в области затылка. Колбочки различают все оттенки цветовой таблицы, палочки необходимы для ориентации в темное время суток. Вкус воспринимает язык: на его кончике имеются клетки, распознающие сладкую пищу, определение соленой и сладкой зависит от корешка, края выявляют кислоту.

    К кожным чувствам относятся тактильные, тепловые и болевые ощущения. Органические представлены интерорецепторами, которые определяют голод и сытость, тошноту и удушье, боль и приятные прикосновения.

    Свойства

    Под свойством ощущения имеется в виду конкретная информация (ее вид), которую получает человек. Совокупность всех свойств условно делится на 4 группы:

    1. модальность – качество. Принадлежность к определенной сенсорной системе (звуковая модальность, зрительная и т.д.);
    2. интенсивность – количество. Например, чрезмерно интенсивная боль – это сильная боль (ее много);
    3. длительность – время. Продолжительность конкретного ощущения;
    4. пространственная локализация – пространство. Это свойство дает нам информацию о местонахождении раздражителя.

    Девочка в поле нюхает цветы

    Ранее шла речь о том, что в конкретный момент времени мы можем переживать одно ощущение, отражая, таким образом, лишь одно свойство предмета или объекта. Это в норме.

    Однако существуют особенные люди, которые умеют чувствовать две и более модальности одновременно. Этот феномен называется синестезия.

    Например, у кого-то при прослушивании музыки могут возникать зрительные ощущения, определенные буквы или слова иметь свой цвет, вкус и даже запах.

    Взаимодействие ощущений

    Все органы чувств человека умеют приспосабливаться к меняющимся физическим условиям и это хорошо известный всем факт. Непосредственная причина сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Нейроны свою возбудимость могут повышать или понижать. Один орган содержит множество рецепторов, поэтому человек воспринимает внутри каждой модальности как бы поле ощущений. Чувствительность одного участка в этом поле влияет на чувствительность другого, поэтому серая точка на белом фоне кажется почти черной и, наоборот, почти белой на черном фоне.

    В науке долгое время принято было считать, что изменение чувствительности какого-либо органа происходит вследствие изменения физических параметров сигнала, который принимается этим органом. Но изменение чувствительности в одном органе, как, оказалось, приводит к изменению в другом, а это явление получило название взаимодействие ощущений.

    Выделяют два вида взаимодействия ощущений:

    1. Взаимодействие между ощущениями одного вида модальности;
    2. Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

    В экспериментах П.П. Лазарева было обнаружено, что слышимые звуки более громкими делает освещение глаз. Эксперименты, проделанные С.В. Кравцовым, привели к выводу, что ни один орган чувств, не оказывая влияния на функционирование других органов, работать, не может. Например, свист как звуковое раздражение способно обострить работу зрительного ощущения и повысить его чувствительность к световым раздражителям. Световую и слуховую чувствительность могут повышать или понижать некоторые запахи.

    Влияние анализаторов друг на друга приводит к повышению или понижению чувствительности.

    Таким образом, в отдельно взятом рецепторе изменение чувствительности происходит под воздействием трех факторов:

    1. Физического. Изменение параметров воздействия на рецептор;
    2. Внутримодального. Чувствительность соседей имеет значение;
    3. Интермодального. Уровень чувствительности в других органах.

    Были разработаны способы повышения чувствительности органов чувств, получившее название сенсибилизация.

    Ощущения и восприятие

    Ощущение и восприятие считаются неразрывно связанными.

    Под восприятием мы пониманием психический процесс получения информации об объекте через анализ совокупности разных ощущений. Можно сказать, что восприятие – это процесс обработки.

    Пример: я вижу нечто небольшое, мягкое, белого цвета, прямоугольной формы, легкое…В процессе восприятия мозг активно перебирает варианты хранящихся в памяти образов, чтобы выбрать тот, которому подойдут все свойства. А! Это подушка! Произошло узнавание объекта. Узнавания не происходит, если объекта нет в вашей «базе данных».

    Девушка висит над полем лежа головой на подушке (спит)

    Восприятие – не врожденная способность. С рождения ребенок поэтапно учиться различать предметы – рассматривает, трогает, пробует на вкус, нюхает, собирая в голове целостный образ. Это сложный процесс, требующий активной работы других психических сфер – памяти, внимания, мышления, моторики, эмоций.

    Основные свойства и характеристики ощущений

    Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, по и общими для всех видов ощущении. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

    Качество —

    это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета:

    сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

    Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

    Интенсивность

    ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

    Длительность

    ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый патентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых — 370 мс, а для вкусовых — всего 50 мс.

    Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные

    Часть II. Психические процессы

    Имена

    Фехнер Густав Теодор (1801–1887) — немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики. Фехнер — автор программного труда «Элементы психофизики» (1860). В этой работе он выдвинул идею создания особой науки — психофизики. По его мнению, предметом этой науки должны быть закономерные соотношения двух видов явлений — психических и физических, — связанных между собой функционально. Выдвинутая им идея оказала существенное влияние на развитие экспериментальной психологии, а исследования, которые он проводил в области ощущений, позволили ему обосновать несколько законов, в том числе основной психофизический закон. Фехнер разработал ряд методов косвенного измерения ощущений, в частности три классических метода измерения порогов. Однако после исследований последовательных образов, вызываемых наблюдением солнца, частично потерял зрение, что заставилоего оставить психофизику и заняться философией. Фехнер был всесторонне развитым человеком. Так, он опубликовал несколько сатирических произведений под псевдонимом «доктор Мизес».

    образы. Положительный последовательный образ

    соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

    Отрицательный последовательный образ

    заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

    И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация

    раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

    Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности.

    Человеческие органы чувств — удивительно тонко работающие аппараты. Так, академик С. И. Вавилов экспериментально установил, что человеческий глаз может различать световой сигнал в 0,001 свечи на расстоянии километра. Энергия этого раздражителя настолько мала, что потребовалось бы 60 000 лет, чтобы с его помощью нагреть 1 см3 воды на 1°. Пожалуй, ни один физический прибор не обладает такой чувствительностью.

    Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность

    и
    чувствительность к различию.
    Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако
    невсякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должнаиметь определенную величину.
    Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

    Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так, исследования отечественного физиолога Г. В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г. В. Гершуни «субсенсорной областью».

    Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, психологом и философом Г. Т. Фехнером, который считал, что материальное и идеальное — это две стороны единого целого. Поэтому он задался целью выяснить, где проходит граница между материальным и идеальным. Фехнер подошел к этой проблеме как естествоиспытатель. По его мнению, процесс создания психического образа может быть представлен следующей схемой:

    Раздражение —> Возбуждение —>

    Ощущение
    —>
    Суждение (физика) (физиология) (психология) (логика)

    Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии. До Фехнера считали, что исследованием ощущений, если это кому-нибудь интересно, должны заниматься физиологи, врачи, даже физики, но только не психологи. Для психологов это слишком примитивно.

    По мнению Фехнера, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т. е. возникает первый психических процесс. Величину стимула, при которой начинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом. Для определения этого порога Фехнер разработал методы, которые активно используются и в наше время. В основу методологии своих исследований Фехнер положил лва утверждения, называемые первой и второй парадигмой классической психофизики.

    1. Сенсорная система человека — это измерительный прибор, который соответствующим образом реагирует на воздействующие физические стимулы.

    2. Психофизические характеристики у людей распределены по нормальному закону, т. е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим характеристикам.

    Сегодня не вызывает сомнения, что обе эти парадигмы уже устарели и в определенной степени противоречат современным принципам исследования психики. В частности, можно отметить противоречие принципу активности и целостности психики, поскольку сегодня мы понимаем, что невозможно выделить и исследовать в эксперименте одну, даже самую примитивную, психическую систему из целостной структуры человеческой психики. В свою очередь, активизация в эксперименте всех психических систем от самых низших до самых высших приводит к очень большому разнообразию реакций испытуемых, что требует индивидуального подхода к каждому испытуемому.

    Тем не менее исследования Фехнера по своей сути были новаторскими. Он считал, что человек не может непосредственно оценивать свои ощущения количественно, поэтому он разработал «косвенные» методы, с помощью которых можно

    количественно представить отношения между величиной раздражителя (стимула) и интенсивностью вызванного им ощущения. Предположим, нас интересует, при какой минимальной величине звукового сигнала испытуемый может слышать этот сигнал, т. е. мы должны определить нижний абсолютный порог

    громкости. Измерение
    методом минимальных изменений
    проводится следующим образом. Испытуемому дают инструкцию говорить «да», если он сигнал слышит, и «нет», — если не слышит. Сначала испытуемому предъявляют стимул, который он явно может расслышать. Затем при каждом предъявлении величина стимула уменьшается. Эту процедуру проводят до тех пор, пока не изменятся ответы испытуемого. Например, вместо «да» он может сказать «нет» или «вроде бы нет» и т. д.

    Величина стимула, при которой изменяются ответы испытуемого, соответствует порогу исчезновения ощущения (Р1). На втором этапе измерения в первом предъявлении испытуемому предлагают стимул, который он никак не может слышать. Затем на каждом шаге величина стимула возрастает до тех пор, пока ответы испытуемого перейдут от «нет» к «да» или «может быть, да». Это значение стимула соответствует порогу появления

    ощущения (Р2). Но порог исчезновения ощущения редко бывает равен порогу появления. Причем возможны два случая:

    Р1 >Р2 или Р1 < Р2.

    Соответственно абсолютный порог (Stp) будет равен среднеарифметическому порогов появления и исчезновения:

    Stp = (P1 + P2)/ 2

    Аналогичным способом определяется и верхний абсолютный порог —

    значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Верхний абсолютный порог иногда называют
    болевым порогом,
    потому что при соответствующих ему величинах стимулов мы испытываем боль — резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке.

    Абсолютные пороги — верхний и нижний — определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. По аналогии с измерительным прибором абсолютные пороги определяют диапазон, в котором сенсорная система может измерять раздражители, но кроме этого диапазона работу прибора характеризует его точность, или чувствительность. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность. Например, чувствительность двух людей будет выше у того, у кого появляются ощущения при воздействии слабого раздражителя, когда у другого человека ощущений еще не возникает (т. е. у кого меньше величина абсолютного порога). Следовательно, чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность.

    Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.

    Если абсолютную чувствительность обозначить буквой
    Е,
    а величину абсолютного порога
    Р,
    то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой:

    E= 1/Р

    Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. О чувствительности глаза мы уже говорили. Очень высока чувствительность и нашего обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает восьми молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения.

    Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т. д.

    Другая характеристика чувствительности — это чувствительность к различию. Ее еще называют относительной, или разностной,

    так как это чувствительность к изменению раздражителя. Если мы положим на руку груз весом 100 граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов. Таким образом, для того чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия па определенную величину, а
    то минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений, называется порогом различения.
    Еще в 1760 г. французский физик П. Бугер на материале световых ощущений установил очень важный факт, касающейся величины порогов различения: для того чтобы почувствовать изменение освещенности, необходимо изменить поток света на определенную величину. Изменения характеристик светового потока на меньшую величину мы не сможем заметить с помощью наших органов чувств. Позднее, в первой половине XIX в. немецкий ученый М. Вебер, исследуя ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, мы воспринимаем не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов. Так, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма, чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов, для того чтобы почувствовать различия, необходимо добавить шесть граммов. Иначе говоря: чтобы заметить увеличение веса, надо к первоначальному грузу прибавить приблизительно ^д его массы. Дальнейшие исследования показали, что подобная закономерность существует и у других видов ощущений. Например, если исходная освещенность комнаты составляет 100 люксов, то прибавка освещенности, которую мы впервые заметим, должна составлять не менее одного люкса. Если же освещенность составляет 1000 люксов, то прибавка должна составлять не менее 10 люксов. То же самое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям. Итак, порог различий ощущений определяется соотношением

    I / I

    где I — величина, на которую должен быть изменен исходный, уже породивший ощущение стимул, чтобы человек заметил, что он действительно изменился; I — величина действующего стимула. Причем исследования показали, что относительная

    Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, по и общими для всех видов ощущении. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

    Качество —

    это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета:

    сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

    Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

    Интенсивность

    ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

    Длительность

    ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый патентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых — 370 мс, а для вкусовых — всего 50 мс.

    Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные

    Часть II. Психические процессы

    Имена

    Фехнер Густав Теодор (1801–1887) — немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики. Фехнер — автор программного труда «Элементы психофизики» (1860). В этой работе он выдвинул идею создания особой науки — психофизики. По его мнению, предметом этой науки должны быть закономерные соотношения двух видов явлений — психических и физических, — связанных между собой функционально. Выдвинутая им идея оказала существенное влияние на развитие экспериментальной психологии, а исследования, которые он проводил в области ощущений, позволили ему обосновать несколько законов, в том числе основной психофизический закон. Фехнер разработал ряд методов косвенного измерения ощущений, в частности три классических метода измерения порогов. Однако после исследований последовательных образов, вызываемых наблюдением солнца, частично потерял зрение, что заставилоего оставить психофизику и заняться философией. Фехнер был всесторонне развитым человеком. Так, он опубликовал несколько сатирических произведений под псевдонимом «доктор Мизес».

    образы. Положительный последовательный образ

    соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

    Отрицательный последовательный образ

    заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

    И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация

    раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

    Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности.

    Человеческие органы чувств — удивительно тонко работающие аппараты. Так, академик С. И. Вавилов экспериментально установил, что человеческий глаз может различать световой сигнал в 0,001 свечи на расстоянии километра. Энергия этого раздражителя настолько мала, что потребовалось бы 60 000 лет, чтобы с его помощью нагреть 1 см3 воды на 1°. Пожалуй, ни один физический прибор не обладает такой чувствительностью.

    Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность

    и
    чувствительность к различию.
    Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако
    невсякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должнаиметь определенную величину.
    Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

    Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так, исследования отечественного физиолога Г. В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г. В. Гершуни «субсенсорной областью».

    Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, психологом и философом Г. Т. Фехнером, который считал, что материальное и идеальное — это две стороны единого целого. Поэтому он задался целью выяснить, где проходит граница между материальным и идеальным. Фехнер подошел к этой проблеме как естествоиспытатель. По его мнению, процесс создания психического образа может быть представлен следующей схемой:

    Раздражение —> Возбуждение —>

    Ощущение
    —>
    Суждение (физика) (физиология) (психология) (логика)

    Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии. До Фехнера считали, что исследованием ощущений, если это кому-нибудь интересно, должны заниматься физиологи, врачи, даже физики, но только не психологи. Для психологов это слишком примитивно.

    По мнению Фехнера, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т. е. возникает первый психических процесс. Величину стимула, при которой начинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом. Для определения этого порога Фехнер разработал методы, которые активно используются и в наше время. В основу методологии своих исследований Фехнер положил лва утверждения, называемые первой и второй парадигмой классической психофизики.

    1. Сенсорная система человека — это измерительный прибор, который соответствующим образом реагирует на воздействующие физические стимулы.

    2. Психофизические характеристики у людей распределены по нормальному закону, т. е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим характеристикам.

    Сегодня не вызывает сомнения, что обе эти парадигмы уже устарели и в определенной степени противоречат современным принципам исследования психики. В частности, можно отметить противоречие принципу активности и целостности психики, поскольку сегодня мы понимаем, что невозможно выделить и исследовать в эксперименте одну, даже самую примитивную, психическую систему из целостной структуры человеческой психики. В свою очередь, активизация в эксперименте всех психических систем от самых низших до самых высших приводит к очень большому разнообразию реакций испытуемых, что требует индивидуального подхода к каждому испытуемому.

    Тем не менее исследования Фехнера по своей сути были новаторскими. Он считал, что человек не может непосредственно оценивать свои ощущения количественно, поэтому он разработал «косвенные» методы, с помощью которых можно

    количественно представить отношения между величиной раздражителя (стимула) и интенсивностью вызванного им ощущения. Предположим, нас интересует, при какой минимальной величине звукового сигнала испытуемый может слышать этот сигнал, т. е. мы должны определить нижний абсолютный порог

    громкости. Измерение
    методом минимальных изменений
    проводится следующим образом. Испытуемому дают инструкцию говорить «да», если он сигнал слышит, и «нет», — если не слышит. Сначала испытуемому предъявляют стимул, который он явно может расслышать. Затем при каждом предъявлении величина стимула уменьшается. Эту процедуру проводят до тех пор, пока не изменятся ответы испытуемого. Например, вместо «да» он может сказать «нет» или «вроде бы нет» и т. д.

    Величина стимула, при которой изменяются ответы испытуемого, соответствует порогу исчезновения ощущения (Р1). На втором этапе измерения в первом предъявлении испытуемому предлагают стимул, который он никак не может слышать. Затем на каждом шаге величина стимула возрастает до тех пор, пока ответы испытуемого перейдут от «нет» к «да» или «может быть, да». Это значение стимула соответствует порогу появления

    ощущения (Р2). Но порог исчезновения ощущения редко бывает равен порогу появления. Причем возможны два случая:

    Р1 >Р2 или Р1 < Р2.

    Соответственно абсолютный порог (Stp) будет равен среднеарифметическому порогов появления и исчезновения:

    Stp = (P1 + P2)/ 2

    Аналогичным способом определяется и верхний абсолютный порог —

    значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Верхний абсолютный порог иногда называют
    болевым порогом,
    потому что при соответствующих ему величинах стимулов мы испытываем боль — резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке.

    Абсолютные пороги — верхний и нижний — определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. По аналогии с измерительным прибором абсолютные пороги определяют диапазон, в котором сенсорная система может измерять раздражители, но кроме этого диапазона работу прибора характеризует его точность, или чувствительность. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность. Например, чувствительность двух людей будет выше у того, у кого появляются ощущения при воздействии слабого раздражителя, когда у другого человека ощущений еще не возникает (т. е. у кого меньше величина абсолютного порога). Следовательно, чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность.

    Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.

    Если абсолютную чувствительность обозначить буквой
    Е,
    а величину абсолютного порога
    Р,
    то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой:

    E= 1/Р

    Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. О чувствительности глаза мы уже говорили. Очень высока чувствительность и нашего обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает восьми молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения.

    Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т. д.

    Другая характеристика чувствительности — это чувствительность к различию. Ее еще называют относительной, или разностной,

    так как это чувствительность к изменению раздражителя. Если мы положим на руку груз весом 100 граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов. Таким образом, для того чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия па определенную величину, а
    то минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений, называется порогом различения.
    Еще в 1760 г. французский физик П. Бугер на материале световых ощущений установил очень важный факт, касающейся величины порогов различения: для того чтобы почувствовать изменение освещенности, необходимо изменить поток света на определенную величину. Изменения характеристик светового потока на меньшую величину мы не сможем заметить с помощью наших органов чувств. Позднее, в первой половине XIX в. немецкий ученый М. Вебер, исследуя ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, мы воспринимаем не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов. Так, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма, чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов, для того чтобы почувствовать различия, необходимо добавить шесть граммов. Иначе говоря: чтобы заметить увеличение веса, надо к первоначальному грузу прибавить приблизительно ^д его массы. Дальнейшие исследования показали, что подобная закономерность существует и у других видов ощущений. Например, если исходная освещенность комнаты составляет 100 люксов, то прибавка освещенности, которую мы впервые заметим, должна составлять не менее одного люкса. Если же освещенность составляет 1000 люксов, то прибавка должна составлять не менее 10 люксов. То же самое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям. Итак, порог различий ощущений определяется соотношением

    I / I

    где I — величина, на которую должен быть изменен исходный, уже породивший ощущение стимул, чтобы человек заметил, что он действительно изменился; I — величина действующего стимула. Причем исследования показали, что относительная

    Важность ощущений

    Итак. Ощущения делятся на 3 группы, отличающиеся друг от друга местоположением рецепторов, реагирующих на раздражитель. Это поверхность тела, мышцы | сухожилия | связки и внутренние органы.

    С точки зрения психологии, все виды ощущений важны. Если человек здоров ментально и физически, он хорошо «слышит» свое тело, что делает жизнь полноценной и счастливой. Он знает, чего хочет, что ему нравится, а что доставляет дискомфорт.

    В итоге такая личность осознано пишет сценарий своего существования. Поэтому она чаще всего довольна собой и своим окружением, чувствует себя счастливей по сравнению с теми, кто с собой не знаком. А именно ощущения дают нам представление о себе.

    Нарушение чувствительности обедняет или искажает опыт человека.

    Например, при сенсорной гипопатии присутствует низкий порог ощущений: раздражители разной интенсивности воспринимаются одинаково слабо. А при сенсорной гиперпатии (высокий порог) – одинаково сильно. Это физиологические заболевания.

    Так же имеет место психологическая нечувствительность как вид психической защиты. Это когда человек неосознанно, как правило, в детском возрасте принимает решение не чувствовать себя.

    Так ребенок спасает себя от негативных переживаний (жертвы жестокого обращения, эмоционального отвержения и др.). Во взрослом возрасте такие люди могут не чувствовать голода, телесной или эмоциональной боли, терпеть неуважительное отношение окружающих, полностью зависеть от мнения других и т.д. Поэтому в психологии ощущениям уделяется очень много внимания.

    Сенсорная адаптация

    Чувствительность ощущений как абсолютная, так и относительная не остаются неизменными, и выражать в постоянных числах их пороги нельзя. Абсолютная и относительная чувствительность, как показали исследования, могут меняться в широких пределах. Например, в темноте обостряется зрение в 200 000 раз, а при сильном освещении его чувствительность значительно снижается. Чувствительность человека в зависимости от окружающей обстановки резко меняется.
    Подобные изменения чувствительности связаны с явлением сенсорной адаптации. Это есть не что иное, как изменение чувствительности, которое происходит в результате приспособления органа чувств на раздражитель.

    Выражается адаптация в том, что:

    • Чувствительность уменьшается при воздействии на органы чувств достаточно сильных раздражителей;
    • Чувствительность увеличивается при воздействии слабого раздражителя или отсутствии оного.

    Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
    Сразу изменение чувствительности не происходит, для этого требуется определенное время, а временные характеристики для разных органов чувств различаются. Нужную чувствительность зрение в темной комнате приобретает через 30 мин. Гораздо быстрее к окружающему фону адаптируются органы слуха – через 15 сек.

    Такое явление тепловой адаптации, как привыкание к изменению температуры окружающей среды, известно достаточно хорошо. Но только отчетливо выражено это явление в среднем диапазоне. Привыкание к сильному холоду или сильной жаре почти не встречается. Есть явления адаптации к запахам.

    В самом рецепторе происходят процессы, от которых зависит адаптация наших ощущений, например, под влиянием света зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза, разлагается. В то время как в темноте, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, а это приводит к повышению чувствительности.

    Явление адаптации связано еще и с процессами, которые протекают в центральных отделах анализаторов. Разная возбудимость нервных центров оказывает влияние на изменение чувствительности. Кора головного мозга при длительном раздражении отвечает внутренним охранительным торможением, в результате чего чувствительность снижается. По мере развития торможения усиливается возбуждение других очагов, а это приводит к повышению чувствительности уже в новых условиях.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений 410 ₽ Реферат Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений 240 ₽ Контрольная работа Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений 220 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Таким образом, адаптация как важный процесс, говорит о большой пластичности организма в его приспособлении к условиям среды.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]