СОЗНА́НИЕ, одно из центральных общенаучных и философских понятий, обладающее широким спектром значений («Протей философии», по Э. Кассиреру): 1) состояние «бодрствования», в отличие от бессознательных состояний – глубокого сна, обморока и т. п. (ср., напр., такие выражения в обыденном словоупотреблении, как «потерять сознание» или «прийти в сознание»); 2) состояние «вменяемости», предполагающее возможность отчёта о своих переживаниях и поступках (с этим связан нравств. аспект С., фиксированный в понятиях ответственности, совести и др.); 3) совокупность феноменов субъективного опыта, включающих в себя элемент рефлексии, – то же, что самосознание; 4) система определённых установок и представлений о мире (С. «историческое», «классовое», «нравственное» и т. д.). В качестве субъективного переживания С. включает как чувственные, так и смысловые компоненты (см. Воображение, Восприятие, Мышление).
Из-за многозначности этого понятия оно обозначается в совр. языках не всегда совпадающими по значению терминами, одни из которых выделяют состояние совместного знания (рус. «сознание», лат. conscientia), другие – личной осведомлённости (нем. Bewusstsein), третьи – бдительного бодрствования (англ. awareness). Многие из этих терминов появились сравнительно недавно. До 18 в. наиболее близким по значению словом рус. языка было слово «совесть». Это слово сохранилось в значении С. в сербскохорватском языке и в рус. прилагательном «сознательный», имеющем смысловой оттенок «добросовестный». Как и лат. conscientia, совр. франц. conscience употребляется в обоих значениях – нравств. начало, совесть, и когнитивная способность к рефлексии.
Сознание и данные самонаблюдения
Как конституирующий факт внутр. жизни, С. потенциально открыто для самонаблюдения, которое позволяет выделить в нём неск. характерных феноменов: 1) множество специфич. сенсорных качеств, или «квалиа» (лат. qualia – свойства), составляющих «чувственную ткань» образа (А. Н. Леонтьев); 2) разл. степень ясности содержаний С., одни из которых находятся как бы в «фокусе» С., тогда как другие образуют его размытую периферию (в случае эмоциональных переживаний такой периферией, или фоном, является настроение человека); 3) чувство свободы выбора и возможности произвольно определять характер хотя бы простейших из совершаемых действий (см. Свобода воли).
Последняя группа феноменов указывает на присутствие в эпизодах осознания Я человека, играющего роль наблюдателя, арбитра и инициатора принимаемых решений (см. Личность). Не случайно выражения «прийти в сознание» и «прийти в себя» являются почти синонимичными. Внутренний «театр для себя» (Н. Н. Евреинов) часто включает нескольких действующих лиц, что характеризует диалогичность С.: мы замечаем, что ведём с собой или с кем-то другим внутр. диалог, смотрим на себя со стороны глазами окружающих, оцениваем других в зависимости от того, как они оценивают нас, пытаемся представить, как бы мы поступили на месте другого либо как др. человек повёл бы себя в нашей ситуации.
Сознание в истории философии
В античности понятие С., фиксируемое лат. термином conscientia, встречается в филос.-юридич. текстах Сенеки и Цицерона. Двойное значение этого термина сохраняется и в средние века, напр., у Фомы Аквинского. Р. Декарт впервые отождествляет С. с мышлением и отделяет его от понятия совести. Опираясь на отмеченную Августином самоочевидность собств. знания («Я знаю, что я знаю», лат. scio me scire), он противопоставляет непосредств. данность феноменов С. («мыслящей субстанции») опосредованному измерениями знанию о физич. мире («протяжённой субстанции»). Возникшая в силу этого разделения проблема взаимодействия С. и тела стала одной из центральных в развитии европ. философии, а затем и когнитивных исследований (см. Психофизическая проблема, Когнитивная наука). Декарт допускал возможность такого взаимодействия в некоторой области головного мозга («гипотеза картезианского театра»).
У Дж. Локка физическое и психическое выступают не как две самостоят. субстанции, а как две формы сознательного опыта – внешняя (ощущения) и внутренняя (рефлексия). Согласно Б. Спинозе, всё в мире является модификациями единой субстанции. Она имеет атрибуты протяжённости и мышления, которые могут находиться в разных состояниях («модусах»). Для мышления такими модусами являются рассудок, разум, воля, желание и аффект. Каждый из модусов представлен и в сфере психического, и в сфере телесного, что выходит за рамки идей Декарта о бестелесной мысли и машиноподобных движениях организма. Наблюдая телесные проявления аффектов и эмоций, наша душа осознаёт своё существование, в результате чего появляется самосознание.
Согласно Г. В. Лейбницу, мир состоит из множества субстанций-монад, в разной степени способных к С. Монады человеческого тела образуют иерархию. В верхней её части расположены монады, способные к восприятию себя и Вселенной. Одна из них способна к особенно ясному восприятию (апперцепции) и самонаблюдению (интроспекции), репрезентируя то, что можно было бы назвать «душой человека». Когда рука движется, выполняя волевое действие, то цель движения соответствует целям этой монады, а не локальным целям и ограниченному полю зрения («малым перцепциям») любой из др. монад, составляющих тело. В этом смысле допустимо говорить о произвольности движений тела и даже о свободе воли. «Бессознательные монады» в концепции Лейбница ограничивают возможности самонаблюдения.
Для И. Канта проблематичность самонаблюдения состоит в том, что его результаты являются амальгамой вкладов чувственного опыта и доопытных (априорных) категорий рассудка. С. осуществляет синтез содержания чувственных созерцаний и имеет своей предпосылкой априорное самосознание: «Я мыслю». Такое самосознание, согласно Канту, «далеко ещё не есть познание самого себя» в качестве мыслимого объекта, каковой, чтобы быть познанным, должен быть дан в «эмпирическом созерцании». Для теоретич. разума человека С. и Я – это «трансцендентальные» сущности, их понимание всегда будет иметь гипотетич. характер. Практич. разум, напротив, имеет дело с вопросами морали, давая на них вполне определённые ответы. Поскольку нравств. поступки не могут быть навязаны извне или преследовать утилитарные цели, свобода воли и достоинство личности – гл. условия осознанности и разумности поведения человека.
В работах И. Г. Фихте деятельность получила статус реальности, первичной по отношению к картезианским субстанциям С. и материи. В отличие от Канта, Фихте считал самосознание не чем-то данным до опыта, но впервые рождающимся в ходе свободного развёртывания деятельности («самополагания») субъекта. Подобный подход получил развитие у Г. В. Ф. Гегеля и К. Маркса. Так, «Феноменология духа» Гегеля, задуманная как «наука об опыте сознания», представляет собой картину развития деятельности и одновременно восхождения С. в последовательной смене форм – от «чувственной достоверности» до «абсолютного знания». Социальный контекст рассмотрения деятельности определяет содержание понятия «общественное сознание» в работах Маркса.
В рамках общей аристотелевско-томистской традиции Ф. Брентано описал феномены С. как интенционально направленные на предметы психич. акты, или действия. Понятие интенциональности – направленности С. на предмет – было воспринято феноменологией Э. Гуссерля с её установкой на исследование актов С. и их смысловых содержаний. Я выполняет при этом функцию абстрактной точки отсчёта, делающей возможной отношение к предметам, которые понимались как конструкты «чистого сознания», подобные понятиям математики. Экзистенциалисты, напротив, подчёркивают значение обыденного С., включённого в направленную на решение жизненных задач активность – «бытие-в-мире» (см. Экзистенциализм). Связь С. с категорией времени была акцентирована У. Джеймсом и А. Бергсоном. Предложенные ими описания С. как потока субъективных переживаний либо как необратимой последовательности жизненных эпизодов оставляли, однако, открытым вопрос о возможной природе этих феноменов.
По мере накопления психофизиологич. данных на рубеже 20 в. наметилось возвращение к исходному картезианскому противопоставлению С. и протяжённой материи. Соотношение психического и телесного стало центр. проблемой многочисл. дискуссий в аналитической философии и философии сознания 20 – нач. 21 вв. Разл. варианты решения этой проблемы представлены широким спектром концепций – от интеракционизма до теорий тождества С. и некоторых мозговых процессов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
ОЩУЩЕНИЕ КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ
Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является «парциальный образ мира», так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.
Согласно концепции А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. На определенном этапе эволюционного процесса у организма элементарная раздражимость перерастает в чувствительность, то есть способность реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на раздражители, имеющие сигнальное значение. Эта точка зрения не является единственно возможной. Так, К. К. Платонов пытался доказать, что элементарной и исторически первой формой психического является эмоция.
Принципиальное значение для развития теории ощущений имеют исследования, посвященные изучению участия эффекторных процессов в возникновении ощущения. Общий вывод этих исследований: ощущение как психическое явление при отсутствии или неадекватности ответной реакции невозможно; неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука астереогностична (работы А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко и др.).
Исследуя механизмы ощущения, А. Н. Леонтьев приходит к выводу, что общим принципиальным механизмом является механизм уподобления процессов в органах чувств свойствам внешнего воздействия.
Имеются различные классификации ощущений.
Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.
Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяю щая следующие виды ощущений:
– экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);
– проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);
– интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.
Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.
Общие свойства анализаторов
– Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность , то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение.
– Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: различительной, разностной, контрастной), то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.
– Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.
– Тренируемость анализаторов, то есть повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.
– Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая «инерция» ощущений обозначается как последствие, или последовательные образы.
– Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования.
Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека. См.: Небылицын В. Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. //Типологические особенности в нервной деятельности человека. – М.: Просвещение, 1969.
Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии – психофизика.
О порогах чувствительности см.:
1. Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов. радио, 1966.
2. Стивенс С. С. Экспериментальная психология. – М., Изд. ИЛ, 1963.
Рассматривая ощущение как отражение, нужно помнить и о другой стороне – регуляторной . Оценка расстояния, сила действия руки на предмет, громкость произнесенного слова регулируются возникшими ощущениями.
Актуальный вопрос в теории ощущений – чувствительность в структуре личности. Он наиболее полно разработан Б. Г. Ананьевым в учении о сенсорной организации личности. См.: Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961. С. 89 112.
О развитии чувствительности см.:
1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. С. 122 137.
2. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961.
3. Люблинская А. А. Детская психология. – М., Просвещение, 1971. С. 35 155.
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие , как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.
Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.
Свойства восприятия:
– Константность – относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т. д.). См.: Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М.: Просвещение, 1986. С. 9 39.
– Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. См.: Коффка К. Восприятие: введение в гештальтпсихологию. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М.: МГУ, 1975. С. 96 113.
– Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов. См.: Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981. С. 281 295.
Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).
– Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название.
– Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. См.: Липер Р. Жена и теща. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской – М.: МГУ, 1975. С. 300 301.
Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феноменпроекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.
Воспрятие пространства
Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.
Восприятие формы определяется участием трех основных групп факторов:
– врожденная способность первичных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину;
– законы выделения фигуры на фоне, описанные гештальт психологами;
– жизненный опыт человека, получаемый за счет движений рук по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.
Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки, ряда других частей тела. (Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности восприятия).
Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них зрительной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз.
Аккомодация – изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей.
Конвергенция – сближение или расхождение осей глаз, происходящее при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся объектов.
Эти процессы «работают» в ограниченных пределах: 5 6 метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции.
При оценке больших расстояний человек использует информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.
Восприятие движения
Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции.
Восприятие времени
Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.
Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.
Для формирования адекватного перцептивного образа необходимы следующие условия:
– активное движение;
– обратная связь;
– поддержание определенного оптимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды;
– сохранение привычной структурированности информации.
Иллюзии восприятия
Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы.
Развитие восприятия
Восприятие изменяется под влиянием условий жизни, то есть развивается.
А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов:
I этап – адекватный перспективный образ строится ребенком путем практических действий с материальными предметами.
II этап – сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно исследовательский движений рук и глаз.
III этап – начинается процесс сворачивания, сокращения перцептивных действий.
IV этап – перцептивное действие превращается в идеальное. Дети приобретают способность быстро и без каких либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга.
Основные подходы к анализу восприятия:
– стимуляционный . См.: Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1988;
– нейрофизиологический . См.: Гостев А. А. Образная сфера человека. – М., 1992; Марр Д. Зрение. – М., 1987;
– деятельностный . См.:
Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительных образов. – М., 1969;
Леонтьев А. Н. Психология образа. //Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. – N 2. С. 3 14;
Митькин А. А. Системная организация зрительных функций. – М., 1988];
– субъектный [Надирашвили Ш. А. Психологическая природа восприятия. – Тбилиси, 1976; Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966. ];
– конструктивистский. См.: Рок И. Введение в зрительное восприятие.: В 2 т. – М., 1980.;
– динамический. См.:
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1988;
Колерс П. Некоторые психологические аспекты распознавания образов. //Распознавание образов. – М., 1970. С. 16 87;
– генетический. См.: Ланге Н. Н. Теория волевого внимания. //Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976;
– прогностический. См.:
Арнхейм Р. Образ и мысль. //Зрительные образы. Феномено логия и эксперимент. – Душанбе, 1971;
Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.;
– информационный. См.:
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 х т. – Т. I, Л.: ЛГУ, 1974 1981;
Линдсей П., Норман Д. А. Переработка информации у человека. – М., 1974;
Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981;
– когнитивно структурный. См.:
Марр Д. Зрение. – М., 1987;
Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно логического отображения структуры этого класса.
Представления позволяют видеть не только «лицо», но и «спину» объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.
Исследование представлений сталкивается с рядом трудностей.
Во первых, эти трудности связаны с отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта раздражителя, с которым можно было бы сравнить содержание представления. Во вторых, из за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию «летучей структурой».