Что такое социальный статус личности и чем он определяется?


Понятие

Социальный статус – позиция в социальной структуре. Термин употребляется в 2-х значениях:

  1. Социальный статус личности – положение человека в обществе, в системе социальных и межличностных отношений. Он отражается во внутренней позиции (ценностных установках и ориентациях, мотивациях), во внешнем облике, культуре речи, жаргоне.
  2. Социальный статус группы – место, занимаемое группой в социальной иерархии. Статусные группы характеризуются специфической системой ценностей, норм поведения, определенным стилем жизни, типом образования и занятий.

Понятие включает в себя:

  • оценку индивидом, группой своего места в социальной иерархии;
  • общественную оценку деятельности индивида или группы.

Социальный статус определяется по социально значимым для данного общества признакам:

  • природным – этническим, возрастным, гендерным;
  • экономическим – имущественному и материальному положению, образу жизни;
  • социально-поселенческому – горожане, сельские жители;
  • совокупности прав, обязанностей, функций;
  • месту в иерархии политических отношений – обладанию властью, деятельностью в политических группах, организациях, движениях;
  • месту в системе разделения труда – образованию, виду занятости, профессии, квалификации;
  • престижу – социальной значимости позиции, занимаемой в обществе.

Совокупность всех этих признаков определяет социальное положение человека. Система социальных статусов формирует законы взаимодействия (права и обязанности, иерархию подчинения) индивидов и групп.

Основные составляющие общества: социальная структура

Глава 3. Социальная структура

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Статусом называется позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями.

Люди могут иметь несколько статусов, но лишь один из них, считающийся основным, определяет положение человека в обществе. Статус, полученный от рождения, называется приписанным; статус, обретенный благодаря тому, что человек осуществил, называется достигнутым статусом.

2. Роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Совокупность ролей соответствующих данному статусу, называется ролевой системой. Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, например законы, являются формальными, другие, скажем умение вести себя за столом, — неформальными.

Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения (деньги или уважение).

3. Парсонс составил классификацию ролей, исходя их пяти основных характеристик:

1) некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие допускают откровенное выражение чувств;

2) есть роли приписанные, а бывают — достигнутые;

3) некоторые роли ограниченны, а другие носят диффузный характер;

4) одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, другие позволяют устанавливать неформальные, личные отношения;

5) разные виды ролей связаны с различной мотивацией.

Ни одна роль (формальная или неформальная) не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее поведение представляет собой результат свойственного данной личности способа толкования ролевых ожиданий. Сторонники символического интеракционизма и этнометодологии подчеркивают гибкость связи между поведением индивида и ролевыми ожиданиями.

5. Когда человек сталкивается с противоборствующими требованиями двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт.

Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напряженности. Существуют несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию помогают шутки.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Люди не могут существовать, не создавая долговременных коллективов. Маркс считал, что люди создают условия для удовлетворения своих материальных потребностей только благодаря организованной совместной деятельности, без этого общество не могло бы существовать.

Спенсер придавал важное значение потребности в «активной обороне», нуждам в «общем обеспечении жизненных ресурсов» координации различных видов деятельности.

Г.Ленски и Дж.Ленски выделяли шесть основных элементов, необходимых для существования общества:

а) общение между его членами;

б) производство товаров и услуг;

в) распределение;

г) защита членов общества;

д) замена выбывающих членов общества;

е) контроль их поведения.

Для производства товаров необходимы четыре вида общественных ресурсов: земля, труд, капитал и организация. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.

Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, на основе которой формируются более или менее устойчивые ролевые модели поведения.

Слово «общество» HNSCCT много различных значений. Марш попытался определить условия, при которых социальное объединение становится обществом. К этим условиям относятся: а) постоянная территория; б) пополнение общества главным образом благодаря деторождению; в) развитая культура; г) «политическая» независимость. Г.Ленски и Дж.Лен-ски составили следующую классификацию обществ в соответствии с присущими им основными способами добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное.

Теннис исследовал особенности связей людей в допро-мышленном, традиционном и современном обществах и ввел термины «Гемайншафт» и «Гезельшафт». ‘Темайншафт» обозначает крестьянскую общину, в то время как «Гезельшафт» относится к индустриально-городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем:

а) в обществе типа «Гемайншафт» люди живут в соответствии с общинными обязанностями, тогда как «Гезельшафт» основано на стремлении к личной выгоде;

б) «Гемайншафт» основано на традиционных обычаях, в то время как «Гезельшафт» придает основное значение формальным законам;

в) «Гемайншафт» предполагает ограниченную специализацию, тогда как в «Гезельшафт» формируются специализированные профессиональные роли;

г) «Гемайншафт» опирается на религиозные, а «Гезельшафт» — на светские ценности;

д) главными институтами общества первого типа являются семья и община, основой второго становятся крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

Помимо понимания структуры и динамики отдельных обществ, необходимо более глубокое знание международных общественных систем, особенно в связи с усиливающейся интернационализацией современного мира, олицетворяющей прогресс XX в.

Виды

Каждый человек занимает в обществе несколько статусных позиций одновременно. Их количество определяется диапазоном связей и отношений, в которых индивид состоит. Совокупность всех статусов, характеризующих данную личность, называется статусным набором. У каждого человека он индивидуален. Его основу составляют генеральные статусы – человек, член общества, гражданин.

Из всех статусов, обладаемых личностью, всегда можно выделить один, который имеет для него наибольшее значение. Этот статус называется главным или интегральным. Именно он определяет стиль и образ жизни, ближайшее окружение и формы взаимодействия индивида с другими членами общества. Противоположность ему составляют второстепенные или ситуативные статусы. Человек меняет их несколько раз в день, в зависимости от ситуации, в которой он оказывается (клиент, собеседник, покупатель).

Статусы одного человека определяются его вхождением в различные социальные группы, подразделяются на:

  • личные – места, занимаемые человеком в малых группах: семье, группе сверстников, трудовом коллективе;
  • социальные – места, занимаемые в больших группах (гендерной, этнической, религиозной, профессиональной).

По степени формализации различают статусы:

  • формальные – позиции, закрепленные в официальных документах;
  • неформальные – статусы, не предполагающие документального закрепления.

Различают также статусы:

  • прирожденные – биологически унаследованные: национальность, раса, пол;
  • приписываемые (аскриптивные) – приобретенные независимо от желаний индивида: возраст, социальное происхождение, место рождения, родственные связи;
  • обретенные – полученные вследствие знаковых событий: наследование титула, состояния.
  • достигаемые – те, которые человек получает в результате прилагаемых усилий;
  • смешанные – обретается в результате неблагоприятного стечения обстоятельств (война, потеря работы, здоровья).

Общество не только создает социальные статусы, но и обеспечивает распределение индивидов по социальным позициям.

Детали статусного имиджа

​​​​​​​Задумывались ли вы о том, как один помещик мог держать в повиновении и страхе тысячи крестьян? Как царский генерал мог посылать на верную смерть рекрутов, призванных на двадцать пять лет, в войнах, не нужных никому, кроме кучки аристократов? Приоткроем секреты начальственных персон!

Некогда довелось мне читать доклад о лидерстве и умении ставить на место хамов. Слушателями являлись преподаватели, посещавшие лекции в Институте усовершенствования учителей. Не знаю, как сейчас, а тогда в этой организации проводились самые разнообразные занятия, в том числе и развлекательного характера. На моё несчастье оказалось, что та же компания слушателей перед этим последовательно побывала на лекциях астролога, рериховца и экстрасенса, и поэтому каждое моё слово встречали с недоверием. Возможно, что виной этому был мой совсем юный возраст.

Апофеозом мероприятия стал вопрос одной из слушательниц: «Можете ли вы определить, кто в нашей школе является директором и завучем, по ауре над групповой фотографией?». Мне стало ясно: если я скажу, что такими вещами не занимаюсь, слушатели немедленно разойдутся, и ответила с важностью – «Определять по ауре – это слишком просто. А я вот могу описать вашего директора и обоих завучей, даже не глядя на фотографию!». Далее я подошла к доске и разделила её на две части. Первую часть я озаглавила «Ваши начальники», вторую – «Подчинённые», и пояснила, что слева напишу приметы членов администрации и тех, кто в ней вскоре окажется, а справа перечислю приметы тех, кому не суждено оказаться у власти, а если они там окажутся благодаря случайному стечению обстоятельств, их правление окажется недолгим и завершится скандалом и изгнанием.

Курс Н.И. КОЗЛОВА «ВАШ ПРЕКРАСНЫЙ ИМИДЖ» В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>

По мере того, как я записывала, лица слушателей принимали всё более заинтересованное выражение. Тут и там начали раздаваться возгласы: «Да ведь это наш директор!.. А завуч-то наш именно так и выглядит!» и т.п. Одна старенькая учительница запричитала: «Мы все так любим нашу Марью Андреевну, она такой хороший, интеллигентный человек, а ей, оказывается, не суждено стать ни директором, ни даже завучем! Неужели ничего нельзя поделать?». Тогда я перешла к объяснениям.

– Просмотрите видеозаписи различных мероприятий: свадеб, соревнований, школьных вечеров, собраний и банкетов. Обратите внимание, что типажи и поведение лидеров повторяются. Например, когда на школьных вечерах и собраниях по-очереди предоставляется слово всем учителям, почти никто из них не выходит на середину и не подходит вплотную к слушателям. А вот директор или завуч так делают всегда. Большинство выходящих начинает говорить ещё на ходу, а завуч или директор сначала принимают устойчивую позу, затем окидывают взглядом аудиторию, и лишь затем начинают речь, пусть даже состоящую из пары слов. Очень многие учителя, помимо этого, ещё и озираются на завуча или директора, даже если произносят какое-нибудь банальное поздравление выпускникам.

Самый главный признак, отличающий завуча (или человека, которому суждено им вскоре стать) от простого смертного – это умение звонко выговаривать согласные, а особенно звуки «з», «ц», «с», «дь» и «ть». Индикатором «речи завуча» является слово «делать». Если человек произносит согласные в этом слове глухо, и получается нечто вроде «гелакь», не видать ему должности, как своих ушей. Более того, к мнению такого человека никто не прислушивается и сильной личностью его не считают. Классический завуч произносит это слово как «дзелатьсь». Иначе говоря, в речи всех, кто умеет командовать, присутствуют «прицыкиывания» и «присвистывания». Заметные «С», «Ч» и «ТЬ» как бы символизируют повышенную энергию их обладателей, свистящие пронзают вас, словно шпагой, а упругими «Ч», «Ц», «ТЬ» такие люди будто отталкивают вас от себя, держа на расстоянии. Это касается не только завучей, но и любых успешных начальников, которые без труда внушают к себе почтение.

Люди же, которые произносят согласные смягчённо и тускло, кажутся лишёнными внутренней силы и способности за себя постоять. Именно эти люди являются «козлами отпущения» в любом коллективе, и совершенно не имеет значения, громко они говорят или тихо. Если вы говорите громко, но в вашей речи выделяются только гласные, горе вам: окружающие воспринимают вас как человека, претендующего на роль, с которой вы не справитесь. В общем, без яркого произнесения свистящих, карьеры начальника не сделаешь.

Чтобы добиться «начальственного» «с», поднесите кончик языка к основанию зубов, а не отодвигайте его назад, к твёрдому нёбу. Между прочим, почти у всех людей дефекты речи связаны именно с привычкой отодвигать язык назад, что в свою очередь, действительно связано с трусостью. Произносите попеременно «З» и «С» так, чтобы они стали звучными совершенно в одинаковой степени, затем, так же отрабатывайте и другие звуки, пока они не станут вызывающе звонкими.

Между прочим, директор и его заместитель должны воплощать разные качества. В заместителе директора хотят видеть активную личность, способную следить за соблюдением порядка, поэтому в заместители директора легче попасть человеку, имеющему устрашающую внешность. Волосы у завуча или директора должны быть не приглаженными, а уложены так, чтобы причёска хотя бы немного приподнималась над головой. Лоб следует непременно открыть, зачесав волосы назад, хотя иногда встречаются начальницы, предпочитающие короткую чёлку «а ля Кашпировский» (при выпуклой форме лба выглядит весьма пугающе). Учителя, занимающие в служебной иерархии подчинённую роль, всегда имеют длинные чёлки, закрывающие лоб. Следует заметить также, что учителя, не претендующие на начальственную должность, склонны носить обувь, похожую на тапочки, а начальство предпочитает стучащие каблуки, порой с металлическими набойками.

Внешность человека также влияет на то, доверяют ли ему финансовые дела организации.

Как выглядеть, чтобы вам доверили деньги?

Директор является лицом, которое отвечает за финансовые дела в организации, поэтому директором обычно выбирают человека, чьё тело вызывает ассоциации с денежным мешком. Худые и подвижные люди в директорах оказываются крайне редко, и непременно подвергаются критике за «растраты», как бы разумно они ни вели дела. Тем не менее, если директор хорошо упитан, он остаётся вне подозрений, потому что его сотрудникам кажется, будто он не тратит, а лишь аккумулирует в себе финансовые средства. Иллюзию «аккумуляции и нерастрачивания» средств вызывают и специфические черты лица, в особенности, внешние уголки глаз, опущенные вниз. Таким образом, создаётся впечатление, что лицо имеет замыкающий контур. Кроме того, эта деталь внушает окружающим иллюзию того, что человек отрешился от собственных интересов и живёт только интересами организации (последнее наблюдение принадлежит уже не мне, а С.Попову, автору книги «Думай и богатей по-русски»).

Лицо, которому доверили финансы, будет пользоваться бо́льшим доверием, если наденет очки. Причина та же самая: очки – это ещё один «аккумулирующий» элемент. Иначе говоря, очки кажутся некоей заслонкой, которая не позволит деньгам «убежать в никуда». Директора без очков чаще становятся жертвами критики, а то и клеветы из-за своей финансовой деятельности, да и вообще человеку без очков трудно получить в свои руки значительные средства. Оправа очков тоже имеет большое значение для карьеры начальника. Ревизия практически не грозит человеку с огромными очками на пол-лица, особенно если оправа белая (кажется, такой фасон называется «глаза стрекозы»). У других просто храбрости не хватит предпринять какие-либо действия по проверке его деятельности. Правда, когда в учреждении появляется другой человек с такой же впечатляющей внешностью, эпоха безнаказанности проходит.

Очки среднего размера с тонкой металлической оправой или даже без оправы для стекол (такие были у Михаила Сергеевича Горбачёва в период его наибольшей популярности) удивительным образом внушают окружающим, что перед ними человек необычайно интеллектуальный и проницательный. Отсутствие оправы на стёклах создаёт впечатление, будто человек видит всё вокруг «на много километров вперёд» и и держит всё под контролем. Прозорливость его будто бы не имеет границ. Противникам такого человека кажется, что у того есть целый штат невидимых соглядатаев. Подобные очки на носу у следователя, прокурора, судьи вгоняют в панику даже невиновного человека (кстати, у Берии точно такие и были).

Разумеется, на реальные деловые качества человека ни его очки, ни причёска, ни фигура, ни дикция не влияют, разве что придают уверенности в себе. К сожалению, люди судят о других на 90 % не по делам, а по внешности. Поэтому, при попытке запугать вас и поставить «рангом ниже», представьте вашего противника с чёлкой, без очков, в обуви без каблуков, и изрядно похудевшим, а, прежде чем критиковать своего начальника – худого, косноязычного и без очков, подумайте, надо ли это делать!

Иерархия статусов

Статусы в общественной структуре неравны. В общественном сознании индивиды и группы сравниваются по своим статусным признакам и располагаются в иерархическом порядке. Социальный престиж статусов, их иерархия формируются под влиянием следующих факторов:

  • реальной значимости того или иного статуса для общества;
  • системы ценностей, исторически сложившейся в данной культуре.

Типы иерархии:

  • межгрупповая – охватывает различные группы в рамках общества;
  • внутригрупповая – ранжирует индивидов в рамках одной группы.

Позиция статуса в иерархии называется статусным рангом. Он определяет уровень этого статуса – высокий, средний или низкий. Множественность статусов индивида нередко порождает их несовпадение (несоответствие). Оно проявляется в тех случаях, когда человек занимает разные статусные позиции в разных социальных группах и ему приходится выполнять противоречащие друг другу функции, права и обязанности.

Понятию социального статуса родственно понятие социальной роли. Однако между ними имеются существенные различия. Если социальный статус определяет занимаемое человеком место в обществе, то роль характеризует социальные ожидания на основании этого статуса. В ситуациях несовпадения, несоответствия статусов может возникнуть ролевой конфликт.

Элементы социального статуса

Структура социального статуса складывается из нескольких элементов:

  • функции, права и обязанности – нормативное, социально одобряемое поведение;
  • статусный диапазон – условные границы, в пределах которых индивид выполняет свои статусные права и обязанности;
  • статусная символика – внешние признаки принадлежности к определенному рангу (униформа, стиль одежды, прическа, украшения, татуировки);
  • статусный образ – адекватный внешний вид и ролевое поведение;
  • статусная идентификация – психологическое отождествление себя со своим статусом;
  • статусное мировоззрение – социальные установки и ценностные ориентиры, присущие носителям данного статуса.

Показателем статуса является образ жизни человека. В большинстве случаев он связан с профессией, родом деятельности, должностью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]