Социальная мобильность — это в обществознании процесс перемещения членов общества или отдельных граждан между социальными ступенями, изменение социального статуса индивидов с течением времени на базе жизненных перемен, саморазвития и совершенствования собственных навыков. Различают высокую и низкую социальную мобильность. Для традиционного общества характерен низкий, ограниченный показатель. Это объясняется тем, что индивид или группа лиц соблюдают наследственные традиции, сохраняют приверженность наследственности, кастовой принадлежности. Переход, изменение общественного положения считается практически невозможным.
Социальная мобильность – это основа в индустриальном обществе. Здесь положение гражданина в обществе регламентируется его талантами, знаниями и стараниями. Сюда относится работа, способность восходить к успехам, образование, опыт, предпринимательские способности. Социальная мобильность измеряется несколькими показателями:
- Скорость. Характеризует вертикальное расстояние, пройденное гражданином за определенный период времени. Это может быть продвижение или, наоборот, упадок.
- Степень интенсивности. Показатель используется для исчисления количества людей, которые успели за некоторый промежуток времени сменить свою горизонтальную или вертикальную позицию в обществе.
О социальном статусе
Социальный статус личности – это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.
Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.
Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.
Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.
Примеры социальной мобильности
Одно из основных мест развития социальной мобильности – это подсистемы: университеты, школы, колледжи, техникумы. Задача ученика – изучение заданной программы. В случае успешной сдачи зачетов, контрольных работ, он переходит в следующий класс. В дальнейшем школьник поступает в институт, заканчивает поочередно каждый курс, защищает диплом, получает профессию.
Если ученика выгоняют со школы, это нисходящая мобильность. Поступление в вуз – восходящая мобильность. Другой пример – сотрудник компании долгое время откладывает деньги на открытие собственного дела. Собрав нужную сумму, он увольняется с работы, начинает заниматься бизнесом. Повышается его уровень дохода, меняется социальный статус. Неожиданный кризис отрицательно сказывается на бизнесе, предприниматель вынужден закрыть свое дело, он снова возвращается к статусу работника по найму. Сначала мы видим пример восходящей мобильности, затем нисходящего движения.
Виды социального статуса
Существует несколько классификаций статусов:
- Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
- Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы – это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
- Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
- Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.
Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.
Горизонтальная и вертикальная мобильность
Мобильность – это движение, динамичное изменение статуса человека. В обществознании рассматривается горизонтальная мобильность и вертикальная мобильность. Эти два понятия обладают различными значениями. Например, вертикальная социальная мобильность характеризует перемещение индивида по социальной лестнице в сторону повышения или понижения. Например, вертикальный тип изменения положения — это повышение менеджера до управляющего, или понижение начальника отдела до заместителя начальника. Вертикальная соц. мобильность – это понятие, которое может быть реализовано двумя способами:
- Нисходящий тип мобильности. Человек двигается вниз по социальной лестнице. Например, крупный предприниматель вынужден закрыть несколько торговых точек, так как в бизнесе возникли финансовые проблемы. Или владелец кафе должен продать свое дело, чтобы рассчитаться с кредитами. Ему придется устроиться на работу по найму. Наиболее негативный исход нисходящей мобильности – люмпенизация. Индивид теряет свой статус, уверенность в себе и собственных силах, начинает употреблять алкоголь, наркотики, продает имущество, теряет жилье и прочее.
- Восходящий тип подвижности. Гражданин двигается вверх по социальной шкале. Например, продавец торгового центра получает новую должность – управляющий торгового зала. Или сотрудник крупной компании, долгое время работающий на начальника, принимает решение открыть собственное дело. Он получает статус индивидуального предпринимателя, перспективы роста, увеличение дохода.
Горизонтальная социальная мобильность – движение человека в одном социальном уровне. Сюда можно отнести географическую миграцию, изменение места работы с сохранением должности и размеров заработной платы. Например, горизонтальная мобильность – это переход сотрудника в другую компанию на идентичную должность. При этом размер зарплаты остается прежним, как и спектр обязанностей. Горизонтальный тип мобильности может быть представлен миграцией. Люди переезжают между регионами, городами, странами в поисках высокооплачиваемой работы, социальной защиты, политической стабильности.
Иерархия
Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.
Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).
Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.
Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.
От чего зависит статус в обществе
Пограничное расстройство личности — что это такое
Положение в социуме – многогранная характеристика. Уже при рождении человека относят к социальному слою, что определяется его национальностью, полом, расовой принадлежностью. Это постоянный аспект, изменить который практически невозможно.
Расовая принадлежность
Обратите внимание! Влияние на роль индивида в социальной иерархии оказывают семья, происхождение. Особенность предписанного статуса в том, что он не определяется желаниями человека, тот просто становится его обладателем.
В течение жизни меняются занятия индивида, круг общения. Каждое общество или социальная группа наделяет его правами и обязанностями. Он становится заложником ожиданий окружения и либо оправдывает их, либо нет, зарабатывая новый социальный статус. Он достигается собственными усилиями, зависит от уровня образования, навыков, профессиональных качеств, мировоззрения, умения находить общий язык с другими.
Изменение социального статуса
Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.
О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела – рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).
Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).
Каналами социальной мобильности выступают социальные институты: школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.
Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.
Что такое социальная мобильность
Соц. мобильность характеризует динамичность экономически активного населения. Все члены социума двигаются по мобильным каналам. Они перемещаются между социальными группами по следующим критериям:
- Получение семейного статуса.
- Развитие физических, умственных способностей.
- Получение иностранной интервенции.
- Переезд, военные конфликты, гражданские войны.
- Прохождение военной службы.
- Окончание школы, университета, курсов.
- Появление детей, внуков.
В последнее время теория стала выделять еще один социальный фактор мобильности – маргинальность. Понятие означает нахождение члена общества в промежуточном, неопределенном состоянии. Маргиналами называют индивидов, которые не входят в стандартизированную социальную систему. Они пребывают на границе общественного класса или структуры. Яркий пример – безработные люди, склонные к вредным привычкам, криминальные личности, граждане, не имеющие определенного места жительства. Попадая в группу маргиналов, человек сталкивается с психическими проблемами, личностным кризисом, он теряет свою социальную идентичность. В результате индивид становится агрессивным, противопоставляет себя окружающему миру, нарушает законы.
Социальные роли
Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус – это положение, а роль – социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.
Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.
В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.
Социальный статус и социальная роль – две стороны одной медали.
Социальная мобильность – виды
В обществознании различают несколько типов социальной подвижности индивидов:
- Индивидуальный тип. Человек горизонтально двигается в верхнем или нижнем направлении. Движение происходит вне зависимости от сторонних лиц.
- Групповой тип. Коллективная мобильность. После реорганизации управленческого состава происходит массовая пертурбация коллектива. Бывших руководителей сменяют новые личности.
- Движение внутри поколений. Статус человека меняется в рамках поколения. В большинстве случаев людям приходится прилагать массу усилий, чтобы изменить социальное положение в рамках одного поколения.
- Перемены между поколениями. Например, отец работает в крупной компании по производству металлоконструкций ведущим инженером. Сын научился многому у отца. Он открывает собственный завод по изготовлению металлических элементов.
Социальная мобильность также может быть организованной или структурной. При организованной форме человек или группа людей меняет статус под управлением государства. Это может осуществляться по согласию граждан или без такового. Структурные перемены вызваны определенными экономическими обстоятельствами. Они происходят по причине, не зависящей от граждан. Например, на заводе обновили производственные линии, система прошла автоматизацию, операторы ленты более не требуются, их сокращают.
Существует другая классификация разновидностей мобильности общества. Выделяют четыре типа подвижности:
- Индивидуальный тип. Один человек меняет свое положение в обществе. Сотрудник компании отправляется по обмену на работу в заграничный филиал.
- Групповой тип. Перемещается группа людей. Причиной масштабных переездов, трансформаций может стать экономический кризис, военный конфликт, стихийное бедствие.
- Организованный тип. Государственное передвижение граждан. Например, вынужденное переселение жителей из одного региона в другую область.
- Структурный тип. Передвижения осуществляются против желания граждан. Сокращения на заводе приводят к росту количества безработных граждан. Они вынуждены осваивать новые профессии, чтобы найти работу.
Разнообразие социальных ролей
Поскольку людей в мире много и каждый человек – индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.
Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).
Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществе и личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста – прибыль, а учёного — поиск истины.
Тест по обществознанию Социальные статусы и роли 8 класс
Тест по обществознанию Социальные статусы и роли для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Социальная сфера. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 2 задания.
Часть 1
1. Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т.п. и предполагающее определенные права и обязанности, называется
1) социальным статусом 2) национальным статусом 3) личной независимостью 4) правовым статусом
2. Предписанным статусом не является
1) пол 2) расовая принадлежность 3) образование 4) возраст
3. Достигаемым статусом не является
1) работа 2) образование 3) возраст 4) хобби
4. Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми, называется
1) статусом 2) признанием 3) престижем 4) достижением
5. Признание группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов называется
1) статусом 2) авторитетом 3) престижем 4) достижением
6. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется
1) модификацией 2) социализацией 3) нострификацией 4) адаптацией
7. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств называется
1) модификацией 2) социализацией 3) нострификацией 4) адаптацией
8. Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения называется
1) конформизмом 2) популизмом 3) экстравагантным поведением 4) эмансипацией
9. Набор функций, более или менее чётко определённый шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус в обществе, называется
1) социализацией 2) адаптацией 3) социальной ролью 4) социальным статусом
10. Перемещение в обществе, изменение социального статуса
1) социальная адаптация 2) социальная стратификация 3) социализация 4) социальная мобильность
Часть 2
1. Найдите в приведённом списке основные социальные роли человека.
1) работник 2) друг 3) семьянин 4) гражданин 5) шахматист-любитель
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальный статус». Предписанный, природный, достигаемый, приписываемый, прирождённый. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Установите соответствие между социальной позицией и социальным статусом человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Социальная позиция
А) образование Б) национальность В) материальное положение Г) пол
Социальный статус
1) предписанный статус 2) достигаемый статус
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определённые права и обязанности, называется социальным __________(1). Каждая личность в обществе выполняет определённые социальные __________(2): для школьника и студента — это учёба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по __________(3) и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребёнка являются гражданами России, он тоже сразу является __________(4) России, также предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в обществе __________(5) статусов является основой социальной __________(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) функция Б) статус В) рождение Г) иерархия Д) гражданин Е) стратификация Ж) социализация
Часть 3
1. Прочитайте отрывок из книги Ю. Волкова «Социология» и выполните задания.
«В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни. Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к чёткому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собственной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту. Индия. Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причём представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определённым ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учёными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи — купцы и искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и крестьяне; хариджан — отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом. Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамки кастовой системы. Члены касты хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют группу индийских «неприкасаемых». Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека «нечистым». В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто «испачкался» от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты. Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе. Южная Африка. До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой ещё один пример общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения — многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид (ah-PAR-tate) -разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (чёрные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино — белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Африканской Республики был избран Нельсон Мандела, чёрный африканец, который 19 лет провёл в тюрьме по обвинению в революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая система оставила после себя горькое наследие — предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся ещё не у одного поколения граждан ЮАР. Американская расовая кастовая система. После отмены рабства в Соединённых Штатах (1 января 1863 г.) оно было «заменено» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине ХХ в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые — представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах».
1) Используя текст и свои знания общественной жизни, дайте определение понятия «каста» и приведите не менее двух признаков кастовой социальной структуры общества. 2) Выберите из текста один социальный статус и напишите не менее двух социальных ролей, характерных для него.
2. Приведите не менее четырёх примеров влияния кастовой системы на сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную.
3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1. «Каждый из нас сам вычеканил цену своей личности; человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли» (С. Смайлс).
2. «Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра» (С. Смайлс).
3. «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь» (Л. Толстой).
4. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят» (Н. Миклухо-Маклай).
Ответы на тест обществознанию Социальные статусы и роли Часть 1 1-1, 2-3, 3-3, 4-3, 5-2, 6-2, 7-4, 8-1, 9-3, 10-4 Часть 2 1. 134 2. природный 3. 2121 4. БАВДГЕ
PDF-версия Тест Социальные статусы и роли (107 Кб, pdf)
Ролевой набор
Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.
Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).
Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).
Ролевые ожидания
Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент – хорошо учиться, рабочий – соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.
Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.
Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.
Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.
Статусная несовместимость
Если статусы, которыми обладает человек, противоречат друг другу и вносят дисгармонию, возникает несовместимость.
Процесс развивается по 2 причинам:
- когда личность занимает высокую ступень в первой социальной группе и низкую в другой;
- если права и обязанности в одной позиции мешают соблюдать правила, установленные вторым статусом.
Несовместимость вызывает напряженность и неудовлетворение. Дисгармония провоцирует разочарование в жизни.
Пример несовместимости
Выходец из девяностых годов сколотил хорошее состояние и сейчас является владельцем крупной фирмы. Но у него нет университетского образования, и это отражается отсутствием специфических знаний. У человека есть высокая роль предпринимателя, богача, и одновременно имеется низкий статус культуры, образования.
В пример так же можно привести профессиональных спортсменов. Они обладают авторитетом, материальным благополучием, но лишены социальной власти.
Ролевой конфликт
Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.
Разрешение ролевых конфликтов – дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.
Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.
Социализация
С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).
Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.
От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.
Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации — наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).
Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.
Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.