Стоит ли мужикам лить слезы: 4 неочевидных факта о безэмоциональности

Эмоции присущи всем людям, это важная составляющая нашей жизни, и в оценках других людей мы во многом ориентируемся на чувства, которые они вызывают. С другой стороны, внешние проявления эмоциональных состояний создают уникальный, неповторимый образ каждого человека. Эмоциональность, как качество личности, естественна и необходима и в общении, и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Но чрезмерная демонстрация эмоций утомляет, а часто и раздражает, она мешает нормальному взаимодействию с людьми и нередко бывает источником конфликтов. Чтобы понять, с чем связана повышенная эмоциональность, следует разобраться в психологии этого личностного качества.

Взаимодействие с другими людьми

Немного внимания нужно уделить и этой теме. Формирование эмоциональной устойчивости зависит не только от осознания, обдумывания и принятия своих чувств
Важно также научиться улавливать все подобные проявления и в других людях

Конечно, считывать чужие эмоциональные реакции намного сложнее. Но это лишь поначалу. Достаточно помнить, что все мы – люди. Если один человек как-то определенно реагирует на ту или иную ситуацию – почему другой не может отзываться на нее так же? Достаточно проявить немного наблюдательности и эмпатии, и со временем навык разбираться в других людях придет.

Коммуникация станет намного понятнее и четче. Человек заметит, как его связи с людьми (особенно с близкими) трансформируются. Ведь именно эмоции связывают нас между собой.

А отношения с другими людьми, надо отметить, непосредственно влияют на пресловутую устойчивость и социальную успешность. Как именно? Все просто. Чем больше у человека крепких, налаженных, качественных связей, тем он сам намного более устойчив. У него элементарно есть люди, с которыми он может поделиться впечатлениями, погрустить или порадоваться, попросить участия и помощи. Это – поддержка. Она укрепляет, делает сильнее. И, соответственно, устойчивее.

Типы характера

  1. Гармонически целостный тип, хорошо адаптируемый в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.
  2. Внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением. Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако эти действия постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, коммуникативные свойства достаточно развиты.
  3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией. Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.
  4. Вариативный тип, адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения.

Итак, характер — это общая регулятивная особенность личности, которая формируется в соответствующих условиях жизни. Основой воспитания характера является система воздействий на направленность личности и соответствующая организация способов жизнедеятельности человека.

Характер человека формируется постепенно, в процессе активной систематической деятельности. Однако значительные изменения в характере иногда происходят скачкообразно, в результате психических потрясений, в сложной конфликтной ситуации. Характер особенно четко проявляется в критических обстоятельствах.

0

2.0416666666667

Эмоциональные реакции

  • Лабильность – изменчивость проявления переживаний. Они всегда колеблются в довольно широком диапазоне (от легких сантиментов до истерики).
  • Монотонность – однообразие, статичность или вовсе отсутствие чувственных откликов на происходящее.
  • Отзывчивость и эмпатия – умение быстро и гибко реагировать на воздействия извне, способность ставить себя на место другого, сопереживать.
  • Вязкость – фокусировка на длительном чувстве (например, вместо того, чтобы отреагировать на ситуацию, человек возвращается к старым обидам, неудачам).
  • Огрубление – невозможность осознавать уместность и допустимость выражения эмоции, утрата сдержанности и деликатности.
  • Алекситимия – затруднения в определении своих чувств и их проявлении, неумение отличить переживание от физических ощущений.
  • Ригидность – неподвижность и ограниченный диапазон реагирования.

Иногда поведение человека имеет демонстративный характер, что связано с его социальными функциями. То есть люди изображают определенную вовлеченность и эмоциональность в ситуации, требующей этого. В таком случае говорят о существовании эмоциональной акции, а не реакции.

Изменение мышления

В рамках темы, касающейся устойчивости эмоционального состояния, надо поговорить о том, что без преобразования своего собственного восприятия усилить это качество не получится.

Человек, желающий стать «крепче», обязан осознать: если он не может изменить обстоятельства, то переменить испытываемое к ним отношение ему подвластно.

Допустим, во время прогулки он заметил собаку, лающую на кого-то. Человек не станет раздражаться – просто пройдет мимо, потому что через 1-2 минуты лай перестанет до него доноситься. Точно так же и со сложными ситуациями. Надо прекратить воспринимать их как нечто, что происходит лично ему во вред. Они просто имеют право на существование.

Когда человек позволяет событиям идти так, как «задумано Судьбой» — они так и проходят мимо. Если он «цепляется» за все, ситуация усугубляется. Это философский подход, не всем он близок, но для многих является подходящим.

Также эмоциональная устойчивость человека зависит от условий, в которых он живет. Если у него от природы реактивный тип нервной деятельности, то лучше ему вести интенсивный образ жизни. Без возможности выплеснуть свою энергию такой личности будет очень дискомфортно. А психика человека устойчива лишь тогда, когда его образ жизни соответствует его природным предрасположенностям.

Еще очень важно систематически разгружать свою нервную систему. Особенно это важно людям, занятых на таких работах, которые требуют повышенной эмоциональной устойчивости (педагоги, врачи, предприниматели, спасатели и т

д.). Постоянное давление оказывает негативное влияние на психику. Следствием становится постоянная усталость, нервозность, раздражительность. Это сильно ослабляет нервную систему. И когда случается какая-либо стрессовая ситуация (пусть даже незначительная) – человек не в силах с нею справиться.

Дифференциальные эмоции Изарда

Ученый определил следующие фундаментальные переживания:

  • Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
  • Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
  • Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
  • Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
  • Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
  • Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
  • Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
  • Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
  • Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
  • Горе. Реакция на негативные события.

Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.

ПроявленияСумма балловКатегория
ВнимательныйСконцентрированныйСобранныйС1 Интерес
НаслаждающийсяСчастливыйРадостныйС2 Удовольствие
УдивленныйИзумленныйПораженныйС3 Удивление
УнылыйПечальныйСломленныйС4 Горе
ВозбужденныйГневныйБезумныйС5 Гнев
НеприязньОтвращениеОмерзениеС6 Отвращение
ПрезрительныйПренебрегающийНадменныйС7 Презрение
ИспуганныйВ ужасеВ паникеС8 Страх
ЗастенчивыйРобкийСтыдливыйС9 Стыд
СожалеющийВиноватыйРаскаивающийсяС10 Вина

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Чтобы определить эмоциональное состояние, необходимо оценить свое нынешнее самочувствие по каждому столбцу:

1 – не подходит абсолютно;

2 – скорее да, чем нет;

3 – согласие;

4 – полностью верно.

Далее, посчитайте сумму баллов в строках списка и рассчитайте коэффициент по формуле:

КС = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8)

Если полученное значение >1, то результат оценивается как положительный, если <1, имеет место негативное настроение, близкое к депрессии.

Как развить эмоциональность

Эмоция – это реакция на происходящее, которую можно назвать «здесь и сейчас». Эмоции проявляются в конкретный момент и отражают отношение проявляющего переживания к происходящему. Чувства, напротив, обладают относительной устойчивостью и постоянством и всегда имеют адрес – тот объект, на который направлены. Психологи выделяют эмоции, которые называют базовыми или врожденными. Названы они так потому, что присущи всем здоровым людям и проявляются одинаково на всех континентах и в разных национальностях. Базовые эмоции – эмоции общие для всех. На сегодняшний день выделено семь базовых: радость (счастье, довольство), гнев (злость, ярость), страх, печаль (грусть), интерес, отвращение и удивление.

Способность выражать силу и энергию своих эмоций характеризует эмоциональность как качество личности. Многие психологи рассматривают эмоциональность как одну из основных составляющих темперамента. У холериков эмоциональность характеризуется молниеносной сменой эмоций, которые к тому же проявляются ярко. Эмоциональность меланхоликов внутри, там бурлят страсти, быстрота движений переживаний, но выплеск наружу еле заметный, незначительный. Сангвиники более медлительны и уравновешены, эмоции проявляют не столь бурно. Эмоциональность флегматиков в полном равновесии, рождение и проявление переживаний не яркое.

Думаю, всем известны выражения «ничем не пронять», «толстокожий как слон», «холодный» и подобные. Все эти выражения говорят про низкий уровень эмоционального реагирования. Эмоциональность можно развивать.

Чтобы успешно развить эмоциональность необходимо познакомиться с эмоциями и чувствами, выделить для себя те, которые человек испытывает наиболее часто, а также понаблюдать за поведением и проявлением эмоций, как у себя, так и у других людей.

Далее важно ответить себе на вопрос «что я могу изменить в своем поведении?» Эмоциональность – это открытость миру. Психологи советуют больше общаться, ведь малообщительные люди, как правило, закрытые люди

Необходимо пробовать проявлять эмоции жестами, словами, говорить о чувствах, стать более открытым, чаще улыбаться. Это облегчает общение и понимание.

Замечено, что не всегда отсутствие внешнего проявления эмоциональности говорит об отсутствии самих эмоций. Бывают случаи, когда из-за невозможности проявить свои переживания (не уместно, не вовремя, не воспитано и прочее) человек сдерживает их или иными словами подавляет, возникает внутреннее накопление эмоционального напряжения.

Периодическое подавление собственных переживаний отрицательно сказывается на здоровье человека как физическом, так и психическом. Не выраженные эмоции грозят взрывом чувств, что может вылиться в истерику или в приступ агрессии и, несомненно, проявиться в теле повышением давления вследствие прилива крови к головному мозгу, тремором в конечностях, скажется также и на дыхательном аппарате.

Эмоциональность без разрядки, похожа на спящий вулкан, готовый в любой момент к извержению и что станет отправной точкой остается только догадываться. В любой момент обязательно произойдет эффект последней капли и каковы будут последствия никому не известно. Стоит ли доводить до этого? Опасность взрыва связана не только с подавлением переживаний, но и с повышенной эмоциональностью человека.

Высокая эмоциональность характеризуется быстрым возникновением раздражения и повышенной ответной реакцией. Если игнорировать накопление эмоций, то наступит точка не возврата и при таких условиях они возьмут верх.

Эмоциональность как качество личности

Несложно заметить, что люди отличаются друг от друга и по характеру проявления эмоций, и по их количеству. Есть те, кто готов по любому поводу визжать от восторга или впадать в истерику. А иные практически в любой ситуации сохраняют спокойствие и даже равнодушие, возможно, они и испытывают какие-то переживания, но заметить их бывает сложно.

Проявления эмоциональности

Особенности эмоциональной сферы личности проявляются в ряде индивидуальных характеристик, которые накладывают отпечаток на поведение в целом.

  • Уровень возбудимости. Этот показатель лишь частично связан со сферой эмоций и носит больше нейрофизиологический, чем психический характер. Но от него во многом зависит характер эмоциональности личности. Более возбудимые люди, соответственно, и более эмоциональны. Связан уровень возбудимости со скоростью и силой нервных процессов, в первую очередь, с возникновением очагов возбуждения в коре головного мозга.
  • Эмоциональная устойчивость определяется временем сохранения возбуждения, а значит, и длительностью переживания тех или иных эмоций. Мимолетные, поверхностные эмоции, яркие, но неустойчивые вспышки чувств, частая смена настроения – признаки непостоянной натуры. Но с другой стороны, чрезмерное зацикливание на одних переживаниях, «пережевывание» какой-то эмоциональной ситуации снова и снова может привести к серьезным проблемам, в том числе психологическим.
  • Сила и глубина переживаний. Сильные эмоции свойственны многим ярким, неординарным личностям. Такие эмоциональные состояния играют важную роль в творчестве, они поддерживают энергию, активность и работоспособность личности на пути к успеху. С другой стороны, подобные эмоции и сами энергоемки, их переживание часто приводит к эмоциональному выгоранию – ощущению опустошения, апатии и душевной усталости.
  • Экспрессивность – это способность (и потребность) человека транслировать свои эмоции окружающим. Нередко экспрессивность принимают за повышенную эмоциональность, но чаще всего чувства выражаются сильнее, чем переживаются, так как люди просто хотят привлечь к себе внимание. Многие и вообще «играют на публику», не испытывая и половины тех эмоций, которые переживает сдержанный, замкнутый, неэкспрессивный человек.

Сочетание этих характеристик и разных их уровней делает каждого человека уникальной и неповторимой с точки зрения эмоциональности личностью. Характер и уровень наших эмоций связан с целым рядом причин, среди которых можно выделить две группы: индивидуальные особенности нервной системы и внешние факторы.

Эмоциональность и темперамент

Одной из главных причин различий в эмоциональной сфере людей являются особенности нервных процессов, то есть темперамент.

Не углубляясь в анализ этого понятия, лишь скажу, что под типом темперамента понимают врожденные особенности психических процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Сочетание таких характеристик, как сила, скорость и соотношение возбуждения, и торможения дают огромное разнообразие индивидуально-психологических типов людей. Их условно разделяют на 4 основных: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. В чистом виде они не встречаются, однако у большинства людей преобладают черты какого-то одного типа, а остальные присутствуют в меньшем количестве.

Для каждого типа характерна своя картина эмоциональности, заданная своеобразием психических процессов:

  • Холерик. Из-за высокой скорости и неустойчивости психических процессов эмоции у этого типа проявляются ярко, бурно, но непродолжительно. Для холериков характерна быстрая смена настроений, но преобладают позитивные эмоции. Поистерив немного, холерик быстро переключает внимание на что-то приятное. Эти люди влюбчивы, но непостоянны, готовы с энтузиазмом и восторгом поддержать любой проект, но надолго их энтузиазма не хватает.
  • Флегматик. Эмоциональная противоположность холерику. Для данного типа темперамента характерен высокий уровень торможения, поэтому эмоции у флегматиков возникают с трудом и не проявляются ярко. Спокойствие этих людей граничит с холодностью и черствостью. Однако неярко выраженные чувства флегматиков очень устойчивы и часто сохраняются всю жизнь.
  • Меланхолик. Этот тип называют слабым из-за низкого уровня активности нервных процессов. Смена настроений у меланхолика почти незаметна, но так как негативные эмоции объективно устойчивее позитивных, то люди этого типа постоянно пребывают в состоянии уныния. Их легко расстроить, и они не могут самостоятельно создать себе позитивное настроение. С другой стороны, это очень чувствительный тип. Меланхолики чутко реагируют на изменение настроения других, у них высокая способность к сопереживанию.
  • Сангвиник. Это сильный и устойчивый тип, он способен на яркие эмоции, которые к тому же сохраняются долго. Сангвиник лучше любого другого типа темперамента способен регулировать свою эмоциональность. Но упорство и даже упрямство сангвиников, а также их стремление к доминированию иногда делает этих людей агрессивными и жестокими.

Так как у нас в той или иной степени присутствуют черты всех четырех типов, то в разных жизненных ситуациях мы можем вести себя по-разному. И сама эмоциональность, как личностное качество, тоже формируется и меняется под влиянием внешних факторов.

Критерии чувств

Все чувства характеризуются следующими критериями:

  • валентностью;
  • интенсивностью;
  • стеничностью.

Валентность

Под валентностью чувств понимают их тон, в связи с чем выделяют несколько видов чувств

  1. Положительными называют чувства, которые доставляют человеку удовлетворение и создают ощущение довольства происходящим, счастья и радости. Примером таких чувств могут быть симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение.
  2. Отрицательными считаются чувства, которые создают у человека общую неудовлетворенность происходящим и плохое настроение. К ним относятся: страх, печаль, зависть, горе, грусть, злость, обида, тоска.
  3. Нейтральными называют такие чувства, которые не влияют напрямую на действие индивида. Это равнодушие, удивление, интерес.

Интенсивность

Все эмоции различаются по интенсивности или силе.

  1. Слабые эмоции появляются редко и случайно, при этом они легко подавляются другими чувствами.
  2. Средние по силе эмоции обычно управляются сознанием, но при этом могут влиять на другие чувства.
  3. Сильные эмоции с трудом поддаются управлению сознанием и подавляют другие чувства.

Чем сильнее эмоция человека, тем сильнее будут ее внешние и физиологические проявления. Очень сильные эмоциональные состояния могут вызвать изменения в психике.

Определение

Аффект — это иррациональное переживание, которое человек не способен контролировать. При нахождении в состоянии аффекта у человека полностью отсутствует волевой и сознательный контроль, зачастую такое состояние проявляется в агрессии, оцепенении или бегстве.

Патологический аффект — это психическое расстройство, которое возникает как реакция на внезапное потрясение. Характеристиками этого состояния являются: сверхсильные переживания, искаженное восприятие действительности и нарушение сознания.

Стеничность

Общеизвестно, что внешнее и внутреннее проявление эмоций и чувств может сильно отличаться. Ученые доказали, что такой же разный эффект эмоции и чувства оказывает на организм человека, влияя на метаболизм, выброс гормонов, кровообращение и другие процессы. Выяснилось, что эмоции способны влиять на скорость реакции, уровень энергии, восприятие происходящего, внимательность и другое.

В зависимости от того, какое влияние эмоции оказывают на организм, они делятся на:

  1. Стенические (активные) эмоции придают нам энергии и работоспособности, активизируют все жизненные процессы (например, радость).
  2. Астенические (пассивные) эмоциональные состояния, наоборот, вводят человека в угнетенное состояние, вызывают упадок сил и чувство усталости (грусть, разочарование).

Аффект как психологическое состояние

Бывают ситуации, когда индивид становится чрезмерно агрессивным, раздражительным, кричит при этом не контролирует себя. В данной ситуации человек выражает высокий уровень эмоций, такое поведение проявляется у людей в состоянии аффекта. Итак, аффект – это сильные эмоциональные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из трудной ситуации, сопровождающиеся двигательной активностью. С помощью теста Куликовой В.Н. «Склонны ли Вы к аффектам?» Вы можете узнать о собственной предрасположенности к аффективному состоянию.

Изображение в шапке — Alexey Sokolov

Направленность — важнейшее свойство личности

Каждому человеку присущи собственные внутренние побуждения, определяющие его жизненные цели и устремления, объясняющие причины его действий и поступков. Совокупность этих побуждений формирует направленность как важнейшее психическое свойство личности.

Деятельность человека всегда тем или иным образом связана с удовлетворением определенных потребностей и характеризуется проявлением его отношения к обществу в целом и поведением в конкретной социальной группе в частности. Направленность является выражением личностного смысла человеческой деятельности, объясняет, зачем или почему субъект совершает определенный поступок.

Являясь высшим психическим свойством, направленность имеет внутреннюю структуру состоящую из:

  • целей;
  • мотивов;
  • потребностей.

Потребности характеризуются надобностью для человека какого-либо предмета или события, могут быть как материальными, так и духовными. Для удовлетворения своих потребностей личность проявляет активную деятельность. Потребности человека, не являющиеся базовыми, необходимыми для выживания, во многом зависят от уровня развития общества и меняются на протяжении всей жизни.

Особенности, присущие потребностям:

  • направлены на конкретный объект или деятельность;
  • связаны с определенным эмоциональным состоянием (удовлетворенность или ее отсутствие);
  • характеризуются наличием воли, необходимой для поиска путей удовлетворения.

На основе сложившейся потребности формируются цель — идеальный образ желаемого результата действий, совершаемых для ее удовлетворения. Являясь предвосхищаемым результатом деятельности, образ стимулирует человека действовать в нужном направлении и предлагает ему выбор различных путей достижения желаемого.

Мотив служит непосредственной побудительной причиной и движущей силой для продвижения к цели. Он является динамическим процессом, напрямую управляющим поведением индивида. Содержание мотивов определяется социальными условиями, в которых находится субъект. Сначала возникают отдельные побуждения, которые затем складываются вместе и образуют личностную мотивационную систему, управляющую поведением человека с помощью его сознания и воли. Мотивы могут выражаться в простых формах в виде хотений, желаний и влечений, а могут и в более сложных, в виде интересов, идеалов, установок.

Направленность можно характеризовать следующими признаками:

  • значимость для общества;
  • проявление системы жизненных взглядов, установок, убеждений человека;
  • степень социальной зрелости личности.

Отсюда следует важность понимания направленности как свойства личности человека. Обладая знанием о направленности конкретного индивида, можно прогнозировать его поведение в разных ситуациях и при различных условиях

Черты характера

Многообразные черты характера объединяются в следующие группы:

  • волевые;
  • эмоциональные;
  • интеллектуальные.

Волевые черты характера

Волевые черты характера — это устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся:

  1. целенаправленность,
  2. самостоятельность,
  3. решительность,
  4. настойчивость и др.

Целенаправленность — способность выдвигать на передний план те мотивы поведения, которые связаны с основными принципами и целями личности.

Самостоятельность — способность подчинять поведение собственным взглядам, принципам и убеждениям, это относительная независимость от разнообразия требований различных малых групп; критическая оценка советов и указаний.

Решительность — способность в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованное, устойчивое решение и приводить его в исполнение.

Настойчивость — способность к достижению поставленной цели через преодоление значительных трудностей, выносливость к моральному и физическому напряжению, стойкое отношение к неудачам и даже поражениям, упорный поиск новых средств достижения ранее поставленной цели.

Выдержка и самообладание — способность контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, способность воздерживаться от ненужных действий, сдерживать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать свое настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

Смелость — способность к самообладанию в опасных ситуациях, готовность и умение достигать цели, несмотря на опасность,

Мужество — способность к проявлению смелости в крайне опасных для жизни условиях, готовность во имя достижения высоких целей к самопожертвованию.

Дисциплинированность — способность подчинять поведение правилам, нормам, требованиям общества в целом и отдельных социальных групп; способность проявлять большие усилия для наилучшего выполнения этих требований.

Эмоциональные черты характера

Эмоциональные черты характера — это устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

По эмоциональным качествам различаются натуры:

  • эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность);
  • сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность);
  • страстные, экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью);
  • малоэмоциональные (эмоции не играют значительной роли в деятельности).

Важнейшей эмоциональной особенностью является преобладающее настроение человека, его эмоциональная устойчивость,

Наряду с эмоциями черты характера личности определяются особенностями чувств. Широта и глубина устойчивых чувств, их действенность и гармоничное сочетание с интеллектуальной и волевой сферой — важнейшая характерологическая особенность личности.

Интеллектуальные черты характера

Интеллектуальные черты характера — это устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, с различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов, с разной способностью к творческому преобразованию элементов опыта; к самостоятельности в постановке и решении новых проблем.

Качества, характеризующие интеллектуальный склад личности:

  1. продуктивность ума, его оригинальность, ясность и другие, то есть общая интеллектуальная одаренность;
  2. владение обобщенными способами мышления, а также
  3. устойчивая интеллектуальная направленность личности — любознательность, рассудительность, вдумчивость и др.

В многообразии характеров можно выделить то, что у данной личности выступает на передний план:

  1. предрасположенность к рассудочной деятельности, вдумчивость, осмотрительность, аккуратность, развитое чувство долга и самолюбия;
  2. преобладание волевой стороны психики, проявляющееся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях или в повышенной активности;
  3. безынициативность, подверженность внушению, неустойчивость отношений, преобладание витальных, органических потребностей и связанных с ними влечений;
  4. эмоциональная импульсивность, экспрессивность, повышенная подвижность эмоций, желаний и стремлений при среднем уровне развития воли;
  5. повышенная эмоциональная впечатлительность, импрессивность, сопровождаемая признаками слабоволия, пониженной адаптацией к изменяющимся условиям;
  6. повышенная экспансивность, стремление к положительно-эмоциональным ситуациям, беззаботность, повышенная общительность и речевая активность;
  7. повышенная внешняя активность на недостаточно сформированной мотивационно-ориентировочной основе, негибкость поведения, неустойчивость принятых решений и неспособность к длительным волевым усилиям.

Приведенные черты, конечно, схематизированы. У одних людей они очень выражены, у других — менее выражены, у многих — представлены в различных сочетаниях.

Структура эмоциональной сферы

  1. Эмоциональная возбудимость – готовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. При повышенной эмоциональной возбудимости эмоциональные реакции в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия.
  2. Сила эмоций – энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. Некоторые люди могут испытывать чувства такой силы и интенсивности, на которые другие оказываются неспособными.
  3. Эмоциональная устойчивость – сопротивляемость действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений, терпеливость, ведущие к стабильности состояния.
  4. Эмоциональная лабильность – подвижность эмоций, благодаря которой человек быстро реагирует на смену стуаций и обстоятельств, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие.
  5. Общая эмоциональная направленность личности проявляется в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми, обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.

См.также: Волевая сфера личности

20.6. Эмоциональные свойства человека

Важную роль играют эмоциональные свойства человека. По данным Н.Э. Висотської, эмоциональная возбудимость способствует успешному обучению профессии артиста балета, положительно влияя на выразительность, артистичность, танцевальность, успешность в классическом и обычном танцах, а также актерское мастерство.

Эмоциональные свойства человека:

  • эмоциональная возбудимость — степень готовности эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. Оказывается через раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, горячность; способствует чувствительности, уязвимости и т.п.;
  • глубина переживания эмоций (эмоциональная глубина) выражается в том, насколько глубоко человек переживает эмоции;
  • эмоциональная ригидность — лабильность. Эмоциональная ригидность — это устойчивость эмоции, которая проявляется в том, что возникнув на некую событие или ситуацию, эта эмоция продолжает проявляться, несмотря на то, что обстоятельства уже изменились, и возбудитель перестал действовать. Лабильность эмоций (подвижность, способность к переключению) — заключается в том, что человек свободно выходит из одних эмоциональных ситуаций и быстро приспосабливается к другим. Иногда это предопределяет ее реактивность, импульсивность, а это означает, что человек плохо управляет собой;
  • эмоциональная устойчивость рассматривается как: а) способность эмоционально сильно не возбуждаться в ситуационных условиях, подавлять эмоциональные реакции, самоконтролювати их; б) эмоциональная незбудливість, нереагирование на емоціогенні раздражители;
  • экспрессивность — это проявление эмоций человека через мимику, жесты, голос, моторику, пантоміміку, вещания и т.д. По степени проявления экспрессии выделяют: а) гипомимию (амимия) — означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств языка, монотонность интонации, потухший взгляд и т.п.; б) гіпермімію, которая связана с чрезвычайным выявлением средств выражения эмоций, с богатством ярких экспрессивных состояний, которые быстро меняются;
  • эмоциональный отклик — это степень чувствительности, восприятия. За В.В. Бойко, он проявляется в том, как легко, быстро и гибко человек эмоционально реагирует на различные воздействия — социальные события, процесс общения, особенности партнеров, «на дело», «предмет», «природу», «на себя» и т.д.;
  • эмоциональный оптимизм — пессимизм.

Характеристики эмоционального реагирования, которые постоянно и ярко проявляются в данной человека, является ее эмоциональными свойствами.

С точки зрения физиологии, эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, то есть готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Существенную роль в формировании этой готовности играет адреналин. Его введение подопытным предопределяло то, что они начинали проявлять эмоциональные вспышки на те раздражители, которые раньше оставляли их совершенно спокойными.

Эмоциональная возбудимость способствует эффективности некоторых видов профессиональной деятельности.

Эмоциональный отклик (восприимчивость, чувствительность). Близким по смыслу к эмоциональной возбудимости есть свойство, которое обозначается как эмоциональный отклик.

Потеря эмоционального резонанса — это полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на различные события.

Уязвимость. К.К. Платонов определяет уязвимость как свойство личности, которая выражается в доминировании впечатлений над познавательной функцией восприятия мира. При этом впечатление он понимает как психическое явление, в структуру которого входит нечеткое восприятия, усиленное его эмоциональной окраской, через что переживания доминирует в нем над познанием.

Эмоциональная глубина. А.Ф. Лазурський писал: «Наблюдая в течение длительного времени нескольких индивидов, мы убеждаемся, что в некоторых из них чувства могут достигать при известных условиях такой интенсивности, к которой другие оказываются совершенно неспособными. Вот именно эту способность испытывать при некоторых благоприятных обстоятельствах такие интенсивные чувства, которые доступны сравнительно лишь некоторым, мы и будем называть силой чувствований». Это свойство равнозначна интенсивности, глубине эмоции, которая переживается.

Объективными показателями интенсивности пережитых человеком эмоций могут служить изменения физиологических функций. Однако Лазурський отмечает, что они не всегда достаточны, потому что вегетативная возбудимость у разных людей неодинакова.

Эмоциональная ригидность — лабильность. Эмоциональную ригидность, которую А.Ф. Лазурський назвал устойчивостью эмоций, ученый определял следующим образом: это тот самый для данного человека промежуток времени, на протяжении которого эмоция, которая возникла, продолжает еще проявляться, несмотря на то, что обстоятельства уже изменились и раздражитель перестал действовать.

Эмоционально ригидные люди отличаются «вязкостью» эмоций, их стабильностью. Эмоциональная вязкость связана с фиксацией внимания и аффекта на неких значимых событиях, объектах, психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и образах (злопамятность), темам, которые волнуют. По этому поводу в народе говорят: «Говорит три дня, а все о бедности».

Неустойчивость эмоции, за Лазурським, проявляется в том, что сначала она может быть интенсивной, но потом быстро ослабевает и, в конце концов, прекращается, переходя в состояние спокойного безразличия. Если же эмоции у человека легко возбудимы, то прошлая эмоция очень быстро заменяется в нее другой.

Итак, лабильность эмоций (подвижность, переключение) характерна тем, что человек быстро реагирует на изменение ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие.

Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнять отношения с окружающими, потому что личность становится реактивной, импульсивной, плохо управляет собой.

Эмоциональная лабильность свойственна лицам с высоким нейротизмом (тревожностью). Наоборот, низком нейротизма отвечает эмоциональная ригидность.

Эмоциональная устойчивость. В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены. Некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к емоціогенних условий. При этом под «устойчивостью эмоций» понимают и эмоциональную стабильность и устойчивость эмоциональных состояний, и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Итак, в одном понятии объединены различные явления, которые не совпадают по смыслу с понятием «эмоциональная устойчивость».

Є.О. Мілерян в книге «Психологический отбор летчиков» писал, что во эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к соціогенних факторов (наряду со способностью контролировать и сдерживать астенические эмоции, которые возникают). Я. Рейковський считает, что у некоторых лиц эмоциональная устойчивость проявляется через их низкую эмоциональную чувствительность. К.К. Платонов и Л.М. Шварц в эмоционально неустойчивых относят тех, кто повышен эмоционально возбудимый и подвержен частой смены эмоциональных состояний. В то же время авторы признают большую роль свободы в обеспечении эффективности деятельности при возникновении сильной эмоции. М.Д. Левітов связывает эмоциональную неустойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л.С. Славина — с «аффектом неадекватности», которая проявляется в повышенной уязвимости, замкнутости, упрямства, негативизме.

Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебания настроений. П. Фресс как главную характеристику эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичність), для которой характерна чувствительность человека к емоціогенних ситуаций.

Итак, эмоциональной устойчивости, с точки зрения названных выше авторов, свойственна эмоциональная невозмутимость, неуязвимость, то есть нереагирования человека на емоціогенні раздражители, ситуации.

В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такой степень эмоционального возбуждения, который не превышает предельной величины и не нарушает поведение человека (Я. Рейковський) и даже положительно влияет на эффективность деятельности.

Л.М. Аболін считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях.

Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в емоціогенній ситуации. А.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной емоціогенній обстановке.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — способность подавлять эмоциональные реакции, то есть «сила воли», которая проявляется в терпения, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самовладанні), определяющих стабильность эффективности деятельности.

Не случайно К.К. Платонов разделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владение человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость) и психомоторики эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).

Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости является в П.Б. Зильбермана, который под этим понятием понимает «интегративную свойство личности, которую характеризует такое взаимодействие эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивида, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке». Такая же позиция Б.Х. Варданяна, который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, которая обеспечивает гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности в емоціогенній ситуации, а значит способствует успешному выполнению деятельности».

М.И. Дяченко и В.А. Пономаренко понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, которое обеспечивает целесообразную поведение в экстремальных ситуациях.

По мнению Є.П. Ильина, о настоящую эмоциональную устойчивость следует говорить в том случае, когда определяются:

  • время появления эмоционального состояния при длительной и постоянной действия емоціогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пересыщения при выполнении однообразной работы); чем позже возникают эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;
  • сила емоціогенного влияния, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т.п.); чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.

Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. При различных емоціогенних факторах эта устойчивость будет разной.

Экспрессивность. Проявление эмоций у людей индивидуальный, в связи с чем говорят про такую личностную характеристику, как экспрессивность. Чем больше человек выражает свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше в ней выражена экспрессивность. Экспрессивность является интегральной функцией двух приложений: степени выражения (силы) эмоций и контроля за их проявлением.

По степени проявления экспрессии (в частности, на лице) выделяют гипомимию и гіпермімію.

Гіпомімія (амимия) означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств языка, монотонность интонации, взгляд, который погас и ничего не выражает.

Гіпермімія связанная с чрезмерным оживлением средств выражения эмоций, с обилием ярких и экспрессивных актов, которые быстро меняются. Она случается в разных формах и обусловлена многими причинами.

Часто гіпермімія выражается в беспричинном смеха подростков. Лейтенант, что переходит в ґиґотіння, — обычное явление в подростков. Оно может скрывать застенчивость.

Другим проявлением гіпермімії является манерность поз и вычурность движений, особенно у детей с аутизмом.

Эмоциональность как интегральная свойство человека. Эмоциональность как свойство (качество) личности упоминал еще Гиппократ, когда говорил о холерический тип темперамента. В конце XIX ст. П. Малапер выделял особый тип эмоциональных людей рядом с апатичными и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма выделили три главных фактора личности: эмоциональность, активность і реактивность. О эмоциональность люди часто судят, исходя из того, как близко к сердцу он принимает мелочи, увлекается или плачет по незначительному поводу.

Очевидно также, что те чувства, которые наиболее свойственные данному индивиду, возбуждаются в него намного легче и могут достичь гораздо большей интенсивности, чем все остальные. Итак, О. Лазурський обозначил в отечественной психологии феномен, который гораздо позже стали рассматривать как свойство человека — эмоциональность.

Эмоциональность как качественную характеристику гіперемоційності рассматривает и Г. Крейг. Для нее эмоциональность — это склонность легко поддаваться страха и гнева.

В.Д. Небиліцин тоже рассматривал эмоциональность как одно из свойств темперамента. Уровень эмоциональности человека он определял как способность к эмоционального переживания (с учетом модальности этого переживания). Как основные характеристики эмоциональности он выделяет уязвимость, импульсивность и эмоциональную лабильность.

Уязвимость выражает аффективную восприимчивость человека, чувствительность ее к емоціогенних воздействий, способность ее найти почву для эмоциональных реакций там, где для других такого грунта не существует. Следовательно, речь идет о эмоциональную возбудимость.

Импульсивность Небиліцин рассматривает как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их (Є.П. Ильин не согласен с пониманием импульсивности как рефлекторной реакции на эмоциональную смену, которая возникла).

Под эмоциональной лабильностью он понимает скорость, с которой прекращается настоящее эмоциональное состояние и происходит смена одного переживания другим.

Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления в ситуации, которые имеют особую значимость для человека. Качественные свойства эмоциональности характеризуют становления индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамических свойств эмоциональности А.Є. Ольшаннікова причисляет особенности возникновения, течения и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения (экспрессию). Вслед за В.Д. Небиліциним, она считает эмоциональность одной из основных составляющих темперамента.

Рассмотрение эмоциональности как свойства темперамента заставляет говорить о ее генетическое происхождение.

Кроме этого, было обнаружено две тенденции в эмоционально-когнитивных связях. Первая — сообщения «аналитичности» с отрицательной эмоциональностью пассивно-защитного рода. Это значит, что чем выше у человека оценки страха и сумму (дистресс), тем более она склонна к операций отмежевание, дифференциации, подчеркивание специфических признаков объектов. Вторая тенденция — сообщения «синтетичності» с отрицательной эмоциональностью активно-екстернального рода. Иначе говоря, чем выше оценка гнева, тем больше человек ориентирована на операции объединения, установления общности, подобия.

Эмоциональность и общительность. А.П. Савинкова, изучая связь эмоциональности с общительностью, показала, что широкий круг общения, большая его активность в сочетании с кратковременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками (доминированием эмоции радости), а узкий круг общения, малая активность общения на фоне устойчивости отношений — для лиц со склонностью к переживание негативных эмоций (страх, печаль). Первые более инициативные в общении. Была обнаружена связь между эмоцией радости и таким динамичным боком общения, как потребностью в нем, инициативностью, легкостью, выразительностью общения. Было также обнаружено негативные связи между астеническими эмоциями и активностью общения, в частности между «гневом» и «страхом», легкостью и широтой круга общения.

М.Б. Депенчук обнаружил, что лица (в частности — мужчины) с высокой эмоциональностью хуже адаптируются к социокультурной среды той страны, куда они эмигрировали. Они в меньшей степени овладевают языком страны проживания, хуже ориентируются в местном жизни.

1. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. — Львов: Край, 2005.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

4. Джемс В. Психология / Пер. с англ. — М., 1991.

5. Додонов Б.И. В мире эмоций. — К.: Политиздат, 1987.

6. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / / Вопросы психологии. — 1975. — №6.

7. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М., 1978.

8. Зарудная А.А. Эмоции и чувства / / Психология: Учебник. — Минск, 1970.

9. Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2000.

10. Изард К. Эмоции человека. — М., 1980.

11. Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2002.

12. Китаев-Смык Л.А Психология стресса. — М.: Наука, 1983.

13. Кондаш О. Волнение: страх перед випробуванням. — К., 1981.

14. Куликов Л.В. Психология настроения. — СПб., 1997.

15. Лазарус Г. Теория стресса и психофизиологические исследования / / Эмоциональный стресс. — Л., 1970.

16. Линдслей Д.Б. Эмоции / / Экспериментальная психология / Под ред. С.С. Стивенса — М., 1960. -С. 629-684.

17. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. — М.: Сов. Россия, 1974.

18. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. — СПб., 1996.

19. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1979.

20. Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. — Рига: Виеда, 1992.

21. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. — М., 1971.

Как стать более спокойным?

Большая эмоциональность может принести личности не меньше трудностей, чем холодность и отстраненность. Нет никаких упражнений для того, чтобы стать менее пассионарным, здесь вам поможет обычный здравый смысл. Чрезмерная экспрессивность уместна на театральных подмостках или в домашней среде с людьми, которые хорошо вас знают. Но сильное проявление вашего настроения и внутренних переживаний не одобрят коллеги или шеф. «Фильтруйте», что и как вы говорите, как себя ведете.

Станьте наблюдателем самого себя, так как превратиться из очень открытого человека в рассудительного даже более сложно, чем наоборот.

Результаты

Что же получается по итогам данной тестовой методики? Эмоциональная устойчивость может быть четырех уровней:

  • Высокий (до 7 баллов). Человек имеет стабильную психику. Вряд ли ему страшны хоть какие-то эмоциональные стрессы. Это неплохо, но рекомендуется все равно поддерживать свою нервную систему в таком же состоянии.
  • Средний (8-9 баллов). Человек довольно уравновешен, умеет адекватно реагировать на подавляющее большинство ситуаций, вызывающих стресс. У большинства людей уровень именно такой.
  • Низкий (15-20 баллов). Чрезмерная эмоциональность отличает человека – ему не помешало бы обрести навыки психической саморегуляции. Может быть, даже стоит принимать успокаивающие травяные сборы.
  • Критический (21-25 баллов). Людям с таким показателем присуща крайняя степень возбудимости. У них очень низкая психологическая защита, а их нервы «обнажены». Таким лицам часто показаны транквилизаторы. Многие ходят к психотерапевтам.

Эмоциональность личности

У каждой личности структуры эмоциональной сферы являются индивидуальными. Индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека обозначается понятием «эмоциональность личности».

Определение.
Эмоциональность личности— качество личности, характеризующее содержание, качества и динамику её эмоций и чувств.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности: направленностью личности, мотивацией, ценностными и мировоззренческими ориентациями.

Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят выражение в знаке и модальности доминирующей эмоции. У конкретных личностей могут доминировать либо положительные, либо отрицательные эмоции. В структуре эмоциональности могут преобладать одна или несколько эмоций одновременно. Если преобладает эмоция радости, то такие люди, как правило, жизнерадостны, отзывчивы на любое приятное возбуждение, спокойно относятся к отрицательным явлениям, оптимистичны. Если же господствует эмоция страха, то человека характеризуют подавленность, замкнутость, тревожность, нервозность, напряженное беспокойство, низкий эмоциональный фон. В случае господства эмоции гнева человек характеризуется агрессивностью, раздражительностью, возбудимостью.

К динамическим свойствам эмоциональности

относятся особенности
возникновения, протекания и прекращения
эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Среди динамических свойств эмоциональности можно выделить, по крайней мере,
три следующие черты
:

1. Впечатлительность

— способность человека воспринимать различные ситуации как эмоциональные. Одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка возбудят, а у третьего вызовут сильные переживания.

2. Эмоциональная устойчивость

— качество личности, которое характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому, тесно связано с темпераментальными особенностями личности.

3. Эмотивность

— черта личности, характеризующая силу эмоциональных реакций, присущих человеку.

Развитие эмоций

Нельзя ответить однозначно на вопрос о том, развивается эмоциональная сфера человека в течение жизни или нет. Существует несколько точек зрения.

1. Согласно первой точке зрения, эмоции — это врожденные характеристики организма

, поскольку они связаны с его функционированием, нервными, гуморальными и экспрессивными процессами.

2. Другая точка зрения выражает противоположное мнение о том, что эмоциональная сфера человека

, как и все психические процессы,
развивается
.

3. Современные исследования показывают, что эти точки зрения совместимы друг с другом

. Элементарные эмоции как субъективные проявления органических состояний действительно врожденные и в течение жизни человека изменяются мало. Однако уже в отношении высших эмоций и чувств это утверждение неверно.

Развитие высших эмоций и чувств

происходит по мере социализации и становления личности
в нескольких направлениях
:

Во-первых, в направлении, связанном со включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей.

Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля чувств со стороны личности.

В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. д.

Далее:

4. Состояния психической напряженности
Вверх:
Тема 5. Эмоциональная сфера
Назад:
2. Виды эмоций

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий26.07.2010

Эмоции и их роль в жизни человека

Радость и огорчение, удовольствие и неприязнь, страх и восторг, страсть и аффект – все это эмоциональные состояния, играющие важную роль в жизни человека. Часто их называют эмоциями, хоть с точки зрения психологии эмоции – только один из видов эмоциональных состояний. Но мы не будем слишком педантичны и станем употреблять и более короткое название этих психических явлений.

Что такое эмоциональные состояния

Эмоции – это реакции человека на значимые для него вещи: явления, события, людей и т. д. Как правило, эмоции связаны с потребностями, и в этом плане механизм их очень прост. Если какие-то обстоятельства помогают удовлетворению потребностей, то они вызывают положительные эмоции, а если препятствуют, то, соответственно, отрицательные.

Другое дело, что потребности у нас бывают очень разные и отношение к вещам тоже самое противоречивое. Поэтому и эмоции у людей тоже противоречивые. Например, влюбленный молодой человек, несомненно, должен испытывать к объекту своей влюбленности самые положительные эмоции. Однако если девушка не отвечает взаимностью, то есть препятствует удовлетворению потребности, то эта влюбленность как-то уживается с раздражением, а то и с ненавистью.

Чем более значимы и важны для человека потребности, тем более сильные эмоции он испытывает. Правда, значимость потребностей исключительно субъективная. Так, заядлый курильщик испытывает раздражение, когда не может выкурить желанную сигарету, хоть объективно это не та потребность, которую стоило бы удовлетворять.

Эмоции очень разнообразны и окрашивают буквально каждый миг нашей жизни. В психологии принято выделять следующие виды этих психических состояний:

  • удовольствия;
  • чувства;
  • эмоции;
  • настроения;
  • стресс;
  • страсть;
  • аффекты.

Наиболее устойчивыми являются чувства и настроения. Они-то в большей степени и определяют особенности такого личностного качества, как эмоциональность.

Эмоции – это довольно древний вид психических состояний, и они связаны с физиологическими процессами в нашем организме. Переживание определенных эмоциональных состояний вызывает изменение в деятельности разных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и т. д. И чем ярче чувства, тем сильнее эти изменения.

Дело в том, что наш мозг реагирует на значимые для человека ситуации повышением активности нервных клеток, возникновением очагов возбуждения. В зависимости от характера ситуации нейроны начинают производить определенные белковые соединения. Например, осознание внезапной опасности приводит к выработке гормона норадреналина. Он усиливает работу сердца, повышает уровень кровяного давления, снижает активность пищеварительной системы. То есть так наш организм готовится к отражению опасности или к бегству от нее.

А приятные для нас ситуации, удовлетворяющие потребности, приводят к выработке серотонина – гормона «хорошего настроения». И мы испытываем чувство удовольствия и безмятежности. Изменение биохимии мозга – это важное следствие переживания эмоций, но не единственная их функция.

Функции эмоциональных состояний

Иногда кажется, что неприятных эмоций гораздо больше, чем приятных. Это связано с тем, что отрицательные эмоции для нашего организма более важны, поэтому мы их лучше запоминаем и дольше помним. Эти состояния предупреждают об опасности, дают сигнал быть осторожным, заставляют не забывать о возможных неприятностях. Для человека жизненно необходимы все эмоциональные состояния, которые выполняют множество функций:

  • Оценочная. Обеспечивает оценку ситуации, и не только ее характера, но и возможных последствий для нас.
  • Сигнальная. Переживаемые нами эмоции – это своеобразные сигналы о значении всего, что происходит вокруг. Они сообщают об опасности или источнике удовольствия, о неудовлетворенной потребности или значимом для нас объекте.
  • Регулирующая или коррекционная. Благодаря эмоциям, мы можем правильно, адекватно реагировать на происходящее с нами. Так, страх высоты заставляет нас избегать края пропасти, а удовольствие от общения с другом – искать встречи с ним. Причем регулируют наше поведение не только сами эмоциональные состояния, но даже воспоминания о них.
  • Экспрессивная (выразительная). Эмоции проявляются внешне в изменениях мимики и выражения глаз, в жестикуляции и интонации. Этим они показывают наше состояние, транслируют его собеседнику. Умеренно эмоциональному человеку легче добиться взаимопонимания. А неэмоциональные люди с невыразительной мимикой часто вызывают настороженность и недоверие.
  • Функция аварийного выхода. Резкий всплеск эмоций при внезапной опасности вызывает активизацию многих психических и физиологических процессов в нашем организме. Это повышает его сопротивляемость, скорость реакций и агрессивность, что позволяет избежать опасности или преодолеть препятствие. Такое состояние в психологии известно как состояние аффекта.

Эмоции настолько тесно связаны со всеми процессами, происходящими в нашем организме, что являются неотъемлемой частью нашей личности. Оценивая людей, мы большое внимание уделяем их эмоциональности.

Темперамент

Темперамент — совокупность душевных и психофизиологических особенностей конкретного человека, которые определяют степень его нервной возбудимости и выражаются во взаимодействии с окружающим миром, проявляясь в его поведении.

Темперамент дает характеристику личности человека в динамике его психической деятельности. Отличительными признаками каждого типа темперамента являются особенности психических состояний и процессов: их темпа, ритма, скорости и интенсивности протекания. Темперамент характеризуется степенью активности, эмоциональности и энергетического потенциала психики индивида.

Активность проявляется либо в энергичности (стремительности, быстроте) индивида, либо в заторможенности (медлительности, инертности) его реакций.

Эмоциональность характеризует особенности проявления эмоциональных реакций, чувств, настроения. Различают два аспекта проявления эмоциональности — в положительном или отрицательном ключе.

В зависимости от этих признаков различают четыре типа темперамента:

  1. Сангвиник — очень деятельный, живой, активный человек с плавно меняющимся настроением. Он быстро реагирует на все события, происходящие в окружающей действительности, не склонен зацикливаться на неприятностях и неудачах, воспринимает все в позитивном ракурсе, быстро забывает обиды. Сангвиники обладают выразительной мимикой, про них говорят «все на лице написано». Если работа им интересна, делают ее быстро и продуктивно, полностью погрузившись в процесс. При отсутствии интереса выполняют работу поверхностно, так как скука вызывает безразличие к делу.
  2. Холерик — такой же быстрый, порывистый, страстный человек, но в отличие от сангвиника крайне неуравновешен. Этому типу присуща резкая смена настроения, которая сопровождается эмоциональными вспышками, часто имеющими негативный характер (раздражение, гнев). Холерикам свойственно увлекаться и растрачивать свои силы на эмоции. Поэтому их неустойчивая нервная система быстро истощается.
  3. Флегматик — медлительный, крайне невозмутимый человек со стабильным настроением и устойчивыми стремлениями. Эмоции и чувства внешне почти никак не проявляются. Такое же спокойствие и уравновешенность характерно для него в любом виде деятельности. В работе проявляет завидную настойчивость и упорство — пусть медленно, но доведет ее до конца. Флегматики компенсируют медлительность основательным подходом к решению проблемы, тщательным и скрупулезным выполнением своих обязанностей.
  4. Меланхолик — тип личности, склонный к постоянному болезненному переживанию происшедших или предстоящих событий. Является очень впечатлительным и легко ранимым человеком. Может в своем воображении долго проигрывать различные варианты продолжения событий или их будущие сценарии. Зацикливаясь на своих переживаниях, мало реагирует на внешние обстоятельства, замыкаясь во внутреннем мире, что является причиной рассеянности, забывчивости и ненадлежащего выполнения поставленных задач.

Физиология эмоции

Где физиологически живут твои эмоции? В классическом понимании, контроль эмоциями предписывается правому полушарию, которое контролирует левую часть тела. Правое полушарие является доминирующим при распознавании эмоционального «крючка», но левое – доминирующее в эмоциональных переживаниях.


Фото Anthony Tran on Unsplash

Возникновение эмоционального ответа на раздражитель находится в височной доле головного мозга, именно там расположено миндалевидное тело.

Миндалевидное тело выступает мостиком для соединения между сенсорными центрами и системами, которые контролируют вегетативную и гормональную системы. В случае повреждения этой части головного мозга, исчезает навык распознавания проявления эмоциональных реакций: человек не может распознать типичных звуков, которые вызывают страх, радость, выражения грусти на лице собеседника, и тому подобное. Функция запоминание эмоций принадлежит другой области: гиппокампусу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]