Качества личности — что это такое в психологии, характеристика


Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • ораторские способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к невербальному общению.

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого индивида.

Перечень хороших качеств человека

Не знаю как вам, но мне интересно, какие положительные качества есть у человека. Я, например, очень мечтаю вырастить своих детей достойными людьми. А чтобы знать, как их воспитывать, нужно знать, какие положительные черты характера у них должны быть. Итак, начнем наш список.

Аккуратность

Это качество полезно не только для женщин, но и для мужчин. Вспомните хотя бы, как героиня фильма “Москва слезам не верит” отреагировала на грязные ботинки Гоши. А у летчиков и бортпроводников в должностной инструкции прописано, что они должны быть гладко выбриты, рубашки чисто белые, выглаженные, и ботинки начищены.

Поэтому, дорогие мои, аккуратность в цене у многих. Никому не захочется общаться с вонючим человеком. Следите за собой!

Бескорыстие

Всегда в людях ценилась способность помогать и ничего за это не требовать. Это такое рыцарское благородство, о котором много сказок придумано. И многие мечтали бы иметь бескорыстных друзей. А сами вы являетесь такими?

Вежливость

Она важна как в ребенке, так и во взрослом человеке. Всегда приятно общаться с вежливыми людьми. Вежливость помогает наладить дружеские контакты, смягчить негативно настроенного человека. Это качество очень ценно в нашем современном агрессивном обществе.

Есть же разница: “Эй, чувак, сколько там натикало?” или “Молодой человек, подскажите, который час”? Вежливых людей сразу видно, на них даже не обидишься, они просто повода не дадут.

Верность

Это очень важное качество, особенно в мире, где все продается и покупается. С верным мужем жена чувствует себя в безопасности, с верным другом можно и в огонь, и в воду. Верные люди всегда были в цене. Верность проявляется и в мелочах: верен своему слову, верен хорошей привычке, верен традициям семьи. Такие люди надежные, с ними можно совершать подвиги.

Дисциплинированность

Люди с этим качеством – эталон для подражания. Они умеют подчиняться правилам, придерживаться распорядка, следить за собой и за своими родными.

Вот представьте солдата без дисциплинированности – да его сожрут в коллективе. Из-за его опозданий всем будет горячо. Чем армия хороша – так это воспитанием дисциплины. Да и когда смотрят на мужчину – подтянутого, пунктуального, с порядком на рабочем месте и четко спланированным графиком – у многих слюнки текут.

Доброта

Это базовое качество человека, которое должно быть у каждого. Доброта помогает на людей смотреть как на братьев, а не на врагов.

К сожалению, все чаще ко мне на консультацию приходят детки с агрессией и злостью. Где они это берут? Конечно, в семье – стрессы родителей, плохие привычки и зависимости, постоянный просмотр фильмов со сценами жестокости и насилия влияют на психику взрослого, не говоря уже о ребенке.

Доброта должна спасти мир, иначе скоро будет страшно на улицу в светлое время суток выходить. Доброта – это двигатель хороших и долгих взаимоотношений между любыми людьми.

Отзывчивость

Я написала это качество сразу после доброты, потому что отзывчивости без доброты не бывает. Человек с этим качеством всегда готов прийти на помощь.

У меня отзывчивость ассоциируется с медициной. Врачи, медсестры – пример, символ этого качества. Отзывчивый – это тот, кто готов помочь близкому и дальнему в любое время.

Дружелюбие

Оно не зря дополняет список лучших качеств человека. Дружелюбие – качество человека, который стремится к открытому общению. С помощью него можно завести много друзей и жить припеваючи.

Дружелюбие
Положительное качество дружелюбие

Честность

Еще одно хорошее качество человека. Честный не позволит себе врать, сочинять, преувеличивать, умалчивать. Таких людей в коллективе, бывает, недолюбливают, а руководство их ценит. Есть много историй, когда на работе людей проверяли на честность – это даже назвали проверкой на вшивость.

Честный будет говорить горькую, но правду. Из честных получаются хорошие друзья, но люди завистливые и злые таких всячески топят и высмеивают. Но это не мешает честным достигать успехов во всех сферах жизни.

Коммуникабельность

Это может быть черта характера, но может быть и “мягкий” навык. Такой человек умеет устанавливать контакт, с ходу искать новые темы в любой компании. Коммуникабельность полезна в работе, жизни, общении и дружбе.

Ответственность

Я считаю, что для мужчин это самое главное качество. Если у них нет ответственности, то залезут в любую передрягу и выйдут сухими из воды.

Ответственный человек хоть и допускает ошибку, но самостоятельно “разгребает” последствия. Например, накосячил на работе – принял выговор. Опоздал на встречу – договаривайся, заглаживай вину, что хочешь делай, но наладь отношения. И так во всем.

Хорошее качество ответственность
Ответственный человек

Щедрость

Это еще одна положительная черта характера. Щедрые люди умеют не только благотворительностью заниматься. Они щедры для друзей, посторонних людей. Это качество очень похоже на отзывчивость.

Обычный человек по просьбе нищего даст на хлеб и все. А щедрый пойдет с нищим в магазин и купит весь необходимый продуктовый набор. Чувствуете разницу?

Пунктуальность

Если это качество есть у человека, ему цены нет. Он никогда не позволит себе украсть лишнюю минуту у того, кто его ждет. Пунктуальность принято считать чертой немцев, но и уважающие себя славяне учатся этому качеству.

Это же классно, когда парень назначил свидание на 20:00, а девушка взяла, да и пришла в 19:59. Прямо находка для парня! Время – бесценный ресурс, пунктуальные люди это знают, учитывают и не позволяют себе его просто так тратить.

Решимость

Среди основных черт характера сильного мужчины есть решимость. Люди с этим качеством могут осуществлять все, что задумали, не боятся принимать сложные решения и куда подальше прячут свой страх и сомнения.

Решительный человек – находка в таких профессиях, как медицина, спасатель, полицейский, руководитель, летчик и других, где есть повышенная ответственность за жизнь и здоровье человека. Решимость иногда становится на чаше весов с жизнью.

Скромность

Это не тютя, который ноет и об него можно ноги вытирать. Скромный человек знает себе цену, но не будет о ней кричать на всех проспектах. Например, захотел скромный и щедрый пожертвовать большую сумму для погорельцев. Он это сделал тихонько, люди, которым помог, его в ранг святых возводят, а об этом поступке никто больше не знает. Вот она скромность.

У таких людей нет желания возвыситься, хотя они могут быть очень успешными и богатыми. С такими гораздо приятнее общаться, чем с хвастливыми.

Юмор

Это качество тоже может быть приобретенной компетенцией, а может и с воспитанием и темпераментом у человека проявляться. Есть хорошая поговорка: “В ком юмор вызывает зло, тому с умом не повезло”. Юмористам легче живется – их любят слушать и с ними общаться, они с позитивом идут по жизни, сглаживая углы и преодолевая стрессы.

Смелость

Смелый человек все-таки имеет свои страхи, спрятанные глубоко внутри. Если кто-то вообще ничего не боится, тогда это либо психическая патология, либо глупость.

Смелость – это способность действовать несмотря на опасения, волнение и недоверие. Смелый водитель сможет экстренно затормозить и оказать помощь пострадавшим в ДТП. Смелый педагог не робеет перед классом с подростками-преступниками. Смелый бизнесмен не побоится начать новое дело, хоть и с большими рисками.

Смелый мальчик
Смелость как положительное качество человека

Справедливость

Есть такой тип темперамента, которому эта черта явно не присуща с рождения. Холерики склонны к другим выдвигать больше требований, чем к себе, хотя если к ним относятся несправедливо, ой, что будет…

Справедливость – хорошая черта личности, она дает возможность не превышать полномочия на “лакомых” должностях. Такие люди ЗА вознаграждение за хорошее поведение, действия, и ЗА наказание при плохом поведении.

Но если у человека “повышенное чувство справедливости” – это тоже не есть гуд, потому что в жизни всякое случается, а ему сложно будет с этим смириться.

Трудолюбие

Это отсутствие лени, заинтересованность в работе, положительное отношение к трудовой деятельности. Трудолюбие – это про получение удовольствия от работы. Человек тратит энергию, время, преодолевает препятствия и выполняет все с полной ответственностью и отдачей.

Трудолюбивый человек – находка для любого коллектива. Но на таких могут “ездить”. Поэтому тут нужно придерживаться золотой середины.

Уверенность

Это полезное качество для каждого человека. Уверенного видно сразу – он не сутулится, высказывает свое мнение, знает чего хочет и достигает этого. Такой человек абсолютно спокойно держится на камеру, на сцене и публике, умеет сдерживать эмоции в конфликтных ситуациях, умеет владеть собой.

Чувство собственного достоинства

В молодежи это чувство называют ЧСВ, но тут речь именно о хорошем качестве. Проще говоря, это человек, который ведет себя достойно. Он владеет собой, умеет оценить свои возможности, знает свою значимость и ценность.

Например, хороший плиточник не будет за гроши ложить плитку, его такса будет доступна не каждому.

Терпеливость

Это способность человека проявлять храбрость, держать себя в руках, даже когда очень больно, даже когда очень обидели, даже когда трудно дышать от проблем. И такой человек не проявляет агрессию, а от него идет внутренняя стойкость, сила духа, хладнокровие.

Нравственность

Это качество, которое сейчас, к сожалению, очень редко встречается. Хотя это база любого общества, то, что и характеризует нас – людей разумных. Нравственная личность поступает только по духовным принципам, для нее непустые слова: честь, долг, совесть, справедливость. Такой человек не обидит слабого, подаст руку упавшему, не причинит вреда никому, ему несвойственна подлость.

Искренность

Искренний умеет выражать настоящие чувства, не стесняясь этого. Если хочется плакать, он прослезится, от радости улыбнется. Он действует без обмана, лжи, эгоизма. Этот человек проявляет эмоциональный интеллект интуитивно – слушает и слышит людей, уважает их мнение и открыт к любой новой информации.

Вообще, это сильная личность – не каждый может открыто выражать свои эмоции, не боясь осуждения.

Целеустремленность

Это очень хорошее качество для любого человека. Когда вы знаете, чего хотите, много достигаете. Такое качество помогает преодолевать препятствия на пути к цели, анализировать и достигать успеха.

Целеустремленный не остановится на полпути. Если он решил стать начальником отдела, будет все для этого делать, даже если пока работает курьером.

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей), моральные нормы.

Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.

Какие качества необходимы для развития личности

Чтобы человек мог развиваться как личность, ему в первую очередь нужна такая цель. В дальнейшем ему могут пригодиться некоторые качества, которые необходимы для развития личности человека. Среди них:

  1. Целеустремленность.
  2. Терпение.
  3. Трудолюбие.
  4. Упорство.
  5. Сила воли.

В зависимости от того, какие качества присущи личности, развиваться она будет в своем темпе.

Также немаловажным будет умение планировать – разбивать большую цель на несколько маленьких. Основы тайм-менеджмента будут полезны в развитии личности.

Самое главное – мотивация, благодаря которой человек может двигаться дальше и расти, становясь лучше.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Врожденные свойства личности, типы темперамента

Темперамент определяется наследственностью и устойчиво проявляется в течение всей жизни человека. Выделяют четыре вида темперамента: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. «Чистые» темпераменты встречаются редко. Как правило, люди имеют смешанные психотипы, но ведущий темперамент заметно выделяется у каждого человека. Темперамент проявляется у человека в характеристиках скорости, интенсивности, выносливости, чувствительности и степени открытости психических (внутренних) и сенсомоторных (поведенческих или внешних) действий. Скорость (темпоритмы) человека можно заметить потому, насколько быстро он говорит и отвечает собеседнику, запоминает и воспринимает информацию, получает впечатления, думает и принимает решения. Скорость также проявляется в походке и движениях человека. Выносливость тоже относится к свойствам темперамента человека. Некоторые из нас нуждаются в непродолжительном отдыхе и могут трудиться без перерыва. Но есть люди, которые «выдыхаются» достаточно быстро и им требуется регулярный и продолжительный отдых.

Холерик

имеет самые скоростные темпоритмы. Он много и быстро говорит, без промедления отвечает собеседнику. Часто перебивает: когда собеседник только начал о чем-то говорить, холерик уже все понял и имеет готовый ответ. Такой человек быстро воспринимает и запоминает новую информацию, правда, иногда поверхностно и может сразу же ее забыть. Он много и быстро двигается, часто и суетливо поправляет детали своего костюма. Во время стресса его поспешность и суетливость усиливаются. Холерик может проявить раздражение и вспыльчивость. Хотя он имеет высокую чувствительность, долго помнить обиды и разочарования не будет. Может вспылить, но через минуту успокоится. Про него говорят: «Вспыльчивый, но отходчивый!» Холерик – открытый, прямой и общительный человек, с активным интересом к людям и внешнему миру; имеет высокую работоспособность и выносливость; нередко амбициозный и честолюбивый, стремится к лидерству и доминированию.

Если активный и энергичный холерик не всегда нравится окружающим за свою резкость и несдержанность, то флегматика

любят все. Это спокойный, миролюбивый и сдержанный человек. У него мягкие и неторопливые движения, негромкий голос. Он никогда не перебивает собеседника, умеет внимательно выслушать и кивает в знак согласия. Флегматик – медлительный человек. Он долго усваивает новую информацию, долго думает, когда принимает решение. Флегматик имеет надежную память, которая его не подводит: если запомнил, то никогда не забудет. Так же и в решениях. Если после тщательного анализа всех «за» и «против» флегматик принял решение, оно будет продуманным, взвешенным и без риска; от принятого решения не отступает, проявляет настойчивость и упрямство. Внешне нередко флегматик – плотный и полноватый человек, любит хорошо поесть. Он неравнодушен к жизненным удовольствиям, но предпочитает пассивный отдых, хорошо восстанавливается в уединении. Это вдумчивый и основательный человек, надежный друг и партнер, стабильный и устойчивый. В стрессовой ситуации такой человек не волнуется, сохраняет самообладание и ясную голову. В условиях запредельного стресса может затормозиться и вообще отказаться от общения, решений и действий. Неконфликтный, он старается избегать столкновений с людьми.

Флегматик – малообщительный, молчаливый, немногословный, закрытый, без особого интереса к неформальным отношениям в компании человек. Имеет друга, одного и на всю жизнь. Флегматик не имеет склонности к лидерству, может работать и в команде, и самостоятельно. В работе проявляет себя либо как ведомый (подчиненный), либо как независимый эксперт. Однако если его назначают руководителем, например, линейного уровня, будет предан своим подчиненным. Флегматик не любит инноваций (консервативный), к новому привыкает долго, нередко – мучительно. Хорошо работает в условиях однообразия и монотонности, т. е. там, где нужны выдержка, терпение и усидчивость. У флегматика есть одна особенность: если ему что-нибудь не нравится на работе, он способен незаметно накапливать неудовлетворенность. Обычно она проявляется при невнимании со стороны руководства или нарушении принципа справедливости. В подобных случаях такой сотрудник может неожиданно «взорваться» и написать заявление об уходе. И остановить его будет невозможно.

Меланхолик

– чувствительный, обидчивый и очень ранимый человек, легко расстраивается даже при мелких неудачах. Он любит жаловаться на судьбу и искренне верит в то, что самая «тяжелая доля» и «самые тяжкие испытания» из всех возможных выпали именно ему. Меланхолик нередко сверхосторожен, потому что многого боится (страхи перед неудачами, неожиданными переменами, непониманием со стороны окружающих, одиночеством, несостоятельностью, болезнями и т. д.). Именно эта черта его характера стимулирует развитие у него интуиции и способности к предвидению. Если меланхолик является компетентным специалистом, то он первый заметит кризисные явления в компании и забьет тревогу. Не следует отмахиваться от его предчувствий: они могут быть верными. Меланхолик обладает проницательностью и хорошо чувствует людей. Его можно брать на переговоры. Пусть он молчит и наблюдает, как ведут себя партнеры. После первого раунда обсуждений такой сотрудник даст точную оценку каждому из участников: где они говорят одно, а думают другое, что они задумали, в чем их уязвимые стороны. Меланхолик, как правило, не умеет отказывать в просьбе, а потом долго переживает, что выполнил за другого работу и не успел решить свою задачу. Он имеет высокую утомляемость. Перерабатывать и работать с максимальной самоотдачей не способен, так как может «выгореть». Лучше, если он будет регулярно отдыхать, чем часто болеть и брать больничные листы, которые компании придется оплачивать. В стрессовой ситуации меланхолик – не работник (начинает переживать, бояться, имеет склонность к самообвинениям или может обвинять окружающих).

Сангвиник

– это сильный, энергичный человек, с хорошим самоконтролем. Как правило, он деловитый, выносливый и работоспособный. Нередко проявляет себя как трудоголик, любит хорошо зарабатывать и делать карьеру. Но трудоголизм холерика и сангвиника – разные вещи. Если холерик полностью отдается работе, то сангвиник всегда находит время для веселого отдыха. Сангвиник – жизнелюбивый человек. Он любит общаться с интересными и нужными людьми. С удовольствием путешествует, умеет наслаждаться хорошей пищей и прекрасными пейзажами. Жизнелюбие сангвиника всегда в меру. Он любит выпить, но редко становится алкоголиком. Допускает увлечения, но всегда помнит о семье. Он компанейский человек, но всегда помнит о собственной выгоде. Сангвиник любит быть в центре внимания. На работе он часто предлагает новые проекты и делает доклады, на «тусовках» рассказывает анекдоты. Он живет легко и оптимистично, не принимая проблемы и трудности «близко к сердцу». В несчастье старается переключиться на дела и заботы по дому. Когда все переживают, может начать новый проект или ремонт квартиры. Люди считают его «толстокожим», но он просто смог принять жизнь такой, какая она есть. Сангвиник не любит долго грустить и печалиться. Он первым скажет: «Жизнь продолжается». По характеру он самостоятельный и независимый человек. Он не будет поддерживать другого, но и сам не нуждается в поддержке. Он рассуждает так: «У всех – свои проблемы. А кому сейчас легко?» Или так: «Мы взрослые люди и должны справляться со своими проблемами самостоятельно, не загружая ими других».

Характер личности

Характер (от греч. charakter

– черта, особенность) – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для индивида способы поведения. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (в семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе, асоциальной ассоциации и т. д.). В коллективе, как группе высокого уровня развития, создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в коллективе и дальнейшему развитию самого коллектива.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств личности, проявляющаяся в поведении и поступках. Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера могут быть выражены в различной степени. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний рассматривается как акцентуация характера. Это не патология, а крайние варианты нормы. Акцентуация представляет собой определённое «слабое звено» характера, нарушение которого способствует однотипным конфликтам с её носителем. Чтобы избегать неправильных поступков, излишних нагрузок и осложнений в работе и общении, необходимо учитывать особенности характера сотрудников и знать слабости собственного характера.

Одной из применяемых в повседневной жизни психологических классификаций является типология Хейманса – Ле Сенна, в которой характер рассматривается как совокупность трёх составных частей: эмоциональности, активности и первичности-вторичности.

Эмоциональность (обозначаемая как «Э+» или «Э–») характеризует то, насколько легко данная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние (эмоцию или чувство).

Активность («А+» или «А–») – это потребность в действии, в осуществлении плана или замысла.

Первичность и вторичность (обозначаемые «П» или «В») зависят от того, насколько длительное влияние оказывают на нас мнения, чувства и цели, которые мы преследуем. Вторичные люди долго остаются под впечатлением пережитого, не скоро забывают нанесённую им обиду, испытывают волнение при воспоминании об удаче. Они редко сердятся, но гнев их бывает страшен. Они упорны, терпеливы, постоянны в своих убеждениях, им трудно навязать новую точку зрения. Первичные люди, напротив, не долго остаются под впечатлением пережитого. Они непрерывно «разряжают» свои эмоции. Такие люди живут настоящим, поэтому легко приспосабливаются к новой обстановке. Они быстро отказываются от своей цели или идеи, не любят упорного труда.

Различные комбинации приведённых качеств дают следующие типы:

1. Э+, А–, П – нервный. Такого человека следует держать в рамках, указывать, как и что делать и не бояться идти с ним на столкновение, так как он легко идёт на примирение. Плохо переносит монотонный труд.

2. Э+, А–, В – сентиментальный. С таким человеком нужно вести себя с большой осторожностью. Грубое обращение – лучший способ заставить его замкнуться в себе. В разговоре с ним нужно быть справедливым. Необходимо постоянно обращаться к его чувствам и показывать, что с ним считаются. Он достаточно трудолюбив, но решения принимает с трудом.

3. Э+, А+, П – очень деятельный, бурный. Отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью. Подобного человека не пугают препятствия: благодаря своей изобретательности, он умеет их обходить. Охотно участвует в общем деле и выполняет всё, что требуется. Способен взяться за работу «засучив рукава», но нужно постоянно поддерживать его интерес к ней. Такому человеку следует поручать работу, которая должна быть выполнена без промедления. При этом не следует забывать о том, что он легко отвлекается.

4. Э+, А+, В – страстный. Это человек одной идеи, который отдаётся работе со всей страстью. Любит порядок, его реакции решительные, но не взрывные. Ум быстр и надёжен. Удачу переживает тихо и скромно. Не любит менять убеждений. При назначении на руководящую должность следует предварительно удостовериться, что его позиция не расходится с мнением начальства. Не следует поручать одно и то же дело двум людям того же типа – они вряд ли придут к согласию.

5. Э–, А+, П – сангвиник. Такой человек весьма практичен, легко и быстро адаптируется, весьма оптимистичен. Это делец. Он спокоен и смел. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность. Его рассудок ясен и открыт для любых проблем. К порученному делу относится с большой ответственностью.

6. Э–, А+, В – флегматик. Подобный человек холоден и исключительно спокоен. Не склонен к товариществу и предпочитает одиночество; неразговорчив и сводит беседу к выяснению главного. В работе любит порядок и выполняет её методично и спокойно. Не боится работать с полной отдачей, но лишь тогда, когда это ему выгодно. Убедить его можно только с помощью обоснованной аргументации. Флегматика лучше всего использовать на стадии проектирования работы и в подготовительный период. Здесь очень полезными оказываются его организаторские способности, спокойствие и уравновешенность.

7. Э–, А–, П – аморфный. Такой человек очень инертен, никогда не делает больше того, что ему приказано. С готовностью откладывает на завтра то, что можно было сделать сегодня. Его поступки лишены элементарной пунктуальности.

8. Э–, А–, В – апатичный. Безразличен ко всему, что делает. Способен удовлетворительно выполнять повседневную работу, требующую определённого порядка. Всегда в ровном расположении духа, получает удовольствие от одиночества. Лица с подобным характером наименее услужливы и наиболее безразличны к другим.

Это всё так называемые «чистые» типы, редко встречающиеся в действительности. Тем не менее, ориентируясь на них, легче определить, как поведёт себя тот или иной человек.

Характер проявляется в делах и поступках и формируется в преодолении трудностей и препятствий. В воспитании характера необходимо, прежде всего, сформировать истинные убеждения, представления и идеалы. Одновременно следует добиваться, чтобы человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения в жизни и труде. Его мировоззрение не должно быть оторвано от практики.

Неотъемлемой чертой характера является дисциплинированность. Дисциплинированность – это точное соблюдение должностных инструкций, правил работы, норм поведения. Эта черта воспитывается, когда неизменно выполняются требования руководителя, все режимные положения организации. В ходе их выполнения преодолеваются трудности и препятствия.

Воспитывая моральные (доброта, деликатность), эмоциональные (жизнерадостность, страстность) и волевые (настойчивость, критичность) черты характера, руководитель, прежде всего, показывает пример поведения. Руководителю необходимо использовать индивидуальный подход к подчиненным. Он не должен упускать возможность одобрить и похвалить лучшие проявления характера и отметить недостатки в поведении людей.

Важную роль в формировании характера играет самовоспитание. Прямой обязанностью руководителя является стремление указать подчиненному наиболее эффективные пути устранения недостатков, эффективные приемы самовоспитания, преодоления вредных привычек.

Не следует забывать, что характер – это не врожденное качество личности. Он формируется и совершенствуется в течение жизни. Человек непосредственно участвует в формировании своего характера и сам несет ответственность за его отрицательные проявления.

Чрезмерное участие отдельных черт характера называется акцентуацией. Для умелого руководителя, обладающего определенной психологической подготовкой, важно знать, к какой акцентуации относится характер исполнителя, чтобы подобрать наиболее подходящие для данной личности способы и методы формирования характера.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Волевые качества личности

Волевыми качествами личносоставленных целей. Коснемся основных.

Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.

Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо действия. Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.

Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается психологией как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Способности – это врожденное

  1. Считается, что доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству) является их раннее проявление у ребенка. Как известно, музыкальные способности у Моцарта проявились в 3 года, в Гайдна – в 4, Рафаэль показал себя как художник в 8 лет.
  2. О врожденности способностей можно говорить также на основании повторения их у потомков выдающихся людей. Существуют целые династии одаренных личностей. Например, семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 – выдающиеся. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины, Фортунатоы). Впрочем, эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условий жизни и жизненных ценностей, которые благоприятствуют развитию в семье совершенно определенных способностей.

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.

Врожденные качества человеческой натуры

Давайте подведем некоторые итоги. Было высказано мнение, что внутреннюю природу человека определяют не только анатомия и физиология, но также его самые основные потребности, желания и психические способности. Кроме того, внутренняя природа, как правило, остается неявной и неочевидной, она скорее является скрытой и не до конца реализованной, слабой, а не сильной.

Но как же мы можем узнать, что данные потребности и определяемые конституцией потенциальные возможностипредставляют собой внутренний замысел? Из 12 пунктов, перечисляющих свидетельства и методы обнаружения, приведенных в главе 4 (см. также Maslow, 1965а), мы упомянем теперь только четыре наиболее важных. Во — первых, фрустрация этих потребностей и способностей приводит к психопатологии, т. е. делает человека больным. Во — вторых, их удовлетворение носит здоровый характер, в то время как удовлетворение невротических потребностей таковым не является. Таким образом, оно делает людей лучше и здоровее. В — третьих, эти потребности спонтанно проявляются в условиях свободы выбора. В — четвертых, они доступны для непосредственного изучения у относительно здоровых людей.

Если мы захотим установить отличие базовых потребностей от не базовых, нам будет недостаточно самонаблюдения за осознанными потребностями или описания подсознательных потребностей, поскольку феноменологически невротические потребности и врожденные потребности могут представляться весьма похожими друг на друга. И те и другие требуют удовлетворения, стараются завладеть сознанием и их доступные наблюдению проявления не настолько отличаются друг от друга, чтобы позволить наблюдателю различить их, за исключением разве что ситуации, когда человек перед смертью оглядывается на прожитую жизнь (как Иван Ильич в произведении Толстого) или в моменты инсайта.

Очевидно, что нам нужна другая внешняя переменная, с помощью которой мы могли бы обнаружить определенное соотношение. На самом деле такой переменной является континуум невроз — здоровье. Теперь мы совершенно уверены в том, что отвратительные проявления агрессивности по своей сути скорее реактивные, нежели базовые, скорее результат, нежели причина, поскольку по мере того, как недоброжелательный человек выздоравливает в процессе психотерапии, он становится менее злобным; и по мере того, как здоровый человек заболевает, он проявляет большую враждебность,большее раздражение ибольшуюзлобность.

Кроме того, нам известно, что удовлетворение невротических потребностей не ведет к здоровью, в отличие от удовлетворения врожденных базовых потребностей. Если мы дадим страдающему неврозом, который жаждет власти, всю власть, к которой он стремится, это не излечит его от невроза и, возможно, даже не удовлетворит его невротическую потребность властвовать. Как его ни насыщай, он остается голодным (поскольку на самом деле он ищет совсем иного). Удовлетворение или подавление невротических потребностей практически не сказывается на состоянии здоровья.

Когда речь идет о базовых потребностях, таких как потребность в любви или безопасности, дело обстоит совершенно иначе. Их удовлетворение оказываетнесомненное влияние на состояние здоровья, их насыщениедействительно возможно, их фрустрацияна самом деле вызывает болезнь.

То же самое можно сказать и о потенциальных возможностях личности, таких как интеллект или устойчивая склонность к определенной деятельности. (В данном случае мы располагаем только клиническими данными.) Такая склонность проявляется как влечение, которое требует реализации. Удовлетворив его, человек будет развиваться нормально; в случае же его подавления и блокирования у человека начинают возникать разного рода странные проблемы, многие из которых пока еще не слишком понятны.

Наиболее очевидным методом исследования является непосредственное изучение тех людей, которыедействительно здоровы. У нас достаточно знаний, чтобы выбрать относительноздоровых людей. Разумеется, совершенных объектов изучения не существует, но ведь мы считаем, что сможем больше узнать о природе, например, радия, когда он находится в относительно концентрированном состоянии, чем когда концентрация его невысока.

Исследование, описанное в главе 11, доказало возможность того, чтоученый мог бы исследовать и описывать соответствие норме в смысле совершенства, безупречности, идеального здоровья и реализации возможностей человека.

Давайте подведем некоторые итоги. Было высказано мнение, что внутреннюю природу человека определяют не только анатомия и физиология, но также его самые основные потребности, желания и психические способности. Кроме того, внутренняя природа, как правило, остается неявной и неочевидной, она скорее является скрытой и не до конца реализованной, слабой, а не сильной.

Но как же мы можем узнать, что данные потребности и определяемые конституцией потенциальные возможностипредставляют собой внутренний замысел? Из 12 пунктов, перечисляющих свидетельства и методы обнаружения, приведенных в главе 4 (см. также Maslow, 1965а), мы упомянем теперь только четыре наиболее важных. Во — первых, фрустрация этих потребностей и способностей приводит к психопатологии, т. е. делает человека больным. Во — вторых, их удовлетворение носит здоровый характер, в то время как удовлетворение невротических потребностей таковым не является. Таким образом, оно делает людей лучше и здоровее. В — третьих, эти потребности спонтанно проявляются в условиях свободы выбора. В — четвертых, они доступны для непосредственного изучения у относительно здоровых людей.

Если мы захотим установить отличие базовых потребностей от не базовых, нам будет недостаточно самонаблюдения за осознанными потребностями или описания подсознательных потребностей, поскольку феноменологически невротические потребности и врожденные потребности могут представляться весьма похожими друг на друга. И те и другие требуют удовлетворения, стараются завладеть сознанием и их доступные наблюдению проявления не настолько отличаются друг от друга, чтобы позволить наблюдателю различить их, за исключением разве что ситуации, когда человек перед смертью оглядывается на прожитую жизнь (как Иван Ильич в произведении Толстого) или в моменты инсайта.

Очевидно, что нам нужна другая внешняя переменная, с помощью которой мы могли бы обнаружить определенное соотношение. На самом деле такой переменной является континуум невроз — здоровье. Теперь мы совершенно уверены в том, что отвратительные проявления агрессивности по своей сути скорее реактивные, нежели базовые, скорее результат, нежели причина, поскольку по мере того, как недоброжелательный человек выздоравливает в процессе психотерапии, он становится менее злобным; и по мере того, как здоровый человек заболевает, он проявляет большую враждебность,большее раздражение ибольшуюзлобность.

Кроме того, нам известно, что удовлетворение невротических потребностей не ведет к здоровью, в отличие от удовлетворения врожденных базовых потребностей. Если мы дадим страдающему неврозом, который жаждет власти, всю власть, к которой он стремится, это не излечит его от невроза и, возможно, даже не удовлетворит его невротическую потребность властвовать. Как его ни насыщай, он остается голодным (поскольку на самом деле он ищет совсем иного). Удовлетворение или подавление невротических потребностей практически не сказывается на состоянии здоровья.

Когда речь идет о базовых потребностях, таких как потребность в любви или безопасности, дело обстоит совершенно иначе. Их удовлетворение оказываетнесомненное влияние на состояние здоровья, их насыщениедействительно возможно, их фрустрацияна самом деле вызывает болезнь.

То же самое можно сказать и о потенциальных возможностях личности, таких как интеллект или устойчивая склонность к определенной деятельности. (В данном случае мы располагаем только клиническими данными.) Такая склонность проявляется как влечение, которое требует реализации. Удовлетворив его, человек будет развиваться нормально; в случае же его подавления и блокирования у человека начинают возникать разного рода странные проблемы, многие из которых пока еще не слишком понятны.

Наиболее очевидным методом исследования является непосредственное изучение тех людей, которыедействительно здоровы. У нас достаточно знаний, чтобы выбрать относительноздоровых людей. Разумеется, совершенных объектов изучения не существует, но ведь мы считаем, что сможем больше узнать о природе, например, радия, когда он находится в относительно концентрированном состоянии, чем когда концентрация его невысока.

Исследование, описанное в главе 11, доказало возможность того, чтоученый мог бы исследовать и описывать соответствие норме в смысле совершенства, безупречности, идеального здоровья и реализации возможностей человека.

Нравственные качества личности

Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его отношения к себе и окружающим.

Ее формирует влияние многих составляющих:

  • семейные ценности;
  • индивидуальный опыт;
  • влияние школы;
  • социума.

В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:

  • расовая;
  • религиозная;
  • гуманистическая.

Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.

Профессиональные качества личности

На профессиональные достоинства влияют такие качества человека, которые можно назвать: личные качества лидера. Выделяют несколько категорий:

  • вербальная составляющая – отвечает за умение понимать смысл информации, передаваемой словами;
  • числовая – умение быстро решать в уме арифметические примеры;
  • тригонометрическая – умение мысленно видеть а 2-3 измерениях;
  • визуальная – внимательность к деталям, равное детской игре “найди 10 отличий»;
  • корректорская – умение быстро корректировать слова, числа;
  • координационная – умение оперативно координировать мелкую и крупную моторику рук, ног, а также падать хорошей моторной координации;
  • зрительная – умение согласовывать направление взгляда с движением ног, рук;
  • сравнивающая – восприимчивость к цвету и его оттенкам, умения их видеть и отличать;
  • обучаемость – умение схватывать смысл, способность к рассуждению, умение делать верные выводы (общий интеллект).

Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.

Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:

  1. Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
  2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
  3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
  4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления поставленных целей. К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
  5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
  6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
  7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе работы.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]