Блог / Что такое пограничное расстройство личности?

Медицинская информация достоверна Проверял Еремин Алексей Валентинович

Напряженный ритм жизни, постоянные стрессы, индивидуальные особенности реагирования на те или иные обстоятельства. Все это может спровоцировать различные патологии. Пограничное расстройство личности характеризуется эмоциональной неустойчивостью индивида, импульсивностью, гневом без причины, другими неприятными проявлениями. От них страдает сам больной, а также его окружение.

Расстройство имеет устойчивый характер, проявляется в течение жизни, возникает в раннем возрасте. Диагноз устанавливается на основании анамнеза событий, результатов диагностических методик, личной беседы с пациентом. В Клинике Доктора Исаева ведется лечение пограничного расстройства личности. Для нормализации состояния больного используются традиционные техники и авторские методы психотерапии. Назначается медикаментозная терапия и сопутствующие методики для восстановления душевного равновесия.

Общие сведения о болезни

Пограничное расстройство личности это одна из форм психопатий, существенно ухудшающая качество жизни. Страдающий ей человек не может построить долгосрочные отношения с партнерами, у него нет друзей, адаптация к новым условиям проходит крайне тяжело. Конфликтные ситуации усугубляются отсутствием самоконтроля. Больной не в состоянии отслеживать свои реакции, контролировать собственные импульсы в поведении.

Болезнь диагностируют примерно у 3% пациентов с нарушениями психики, 10% из них уходят из жизни путем самоубийства. Первые симптомы ПРЛ проявляются в юности, при этом не обязательно наличие пускового механизма в виде стресса. Развитие ментального заболевания может происходить постепенно. На первых порах оно часто остается незаметным для окружающих.

Внутренний мир у таких больных очень бедный, они часто описывают свое состояние, как опустошенное «обесточенное», лишенное энергии и сил. Пограничное расстройство личности сопровождается следующими симптомами:

  • частые переживания по незначительному поводу;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • импульсивность в принятии решений;
  • внутренние переживания;
  • невозможность овладеть базовыми навыками коммуникации.

Сорванные попытки реализовать себя в профессии и социуме усугубляют ситуацию. На фоне постоянного недовольства собой развивается депрессия. Возникает зависимость от наркотиков и алкоголя. Сначала с помощью сторонних стимуляторов такие пациенты пытаются унять внутреннюю боль. Незаметно они втягиваются, проявляя крайние формы алкоголизма и наркомании.

Определение годности к службе с расстройством личности

Согласно Расписанию болезней для армии Беларуси призывник признается

  • негодным к службе в мирное и военное время (НГИ), если у него наблюдается расстройство аутистического спектра, расстройство с коморбидной патологией, транссексуализм, смена пола, декомпенсированное, требующее лечения эмоционально неустойчивое расстройство личности: в армию с таким диагнозом не берут;
  • негодным в мирный период и годным во время военных действий (НГМ) считается человек с расстройством сексуальных предпочтений и идентификации по признаку пола; поведенческими и личностными расстройствами, при которых сильно затруднена адаптация к работе, семье, социуму, например, шизоидное расстройство личности в армии может относиться к этой группе;
  • временно негодными к службе (ВН) и годными с ограничениями (ГО) считаются люди с поведенческими и эмоциональными расстройствами, которые не доходят до уровня расстройства личности.

Профессиональная диагностика расстройства личности для военкомата позволяет точно определить состояние призывника и получить соответствующее решение призывной комиссии.

Причины ПРЛ

Пограничное расстройство личности развивается вследствие воздействия ряда внешних факторов, которые не могут контролироваться человеком.

  • Наследственность.

Если у родителей был этот диагноз, то шансы его постановки ребенку в подростковом возрасте достаточно высоки. Женщины страдают от этой болезни чаще, чем мужчины.

  • Особенности характера.

Если у человека заниженная самооценка, он по натуре является пессимистом, психика не устойчива к стрессовым ситуациям, есть повышенная тревожность, риск развития пограничного расстройства высокий.

  • Все формы насилия.

Если ребенок в детстве страдал от эмоционального, сексуального или физические насилия, в позднем возрасте у него может развиться это заболевание. Сюда же относятся расставание с одним из родителей или их физическая утрата.

  • Отсутствие эмоционального контакта со значимым человеком.

Недостаток внимания со стороны родителя, его эмоциональная холодность, подсознательный запрет на выражение своих чувств приводят к нарушению психики. Аналогичная картина наблюдается в случае, если значимые взрослые выражали завышенные или противоречивые требования к ребенку. Неблагоприятные условия жизни формируют дезадаптивную модель поведения, которая проявляется в позднем возрасте.

  • Излишняя активность лимбической системы головного мозга.

Эта патология возникает в результате эмоциональной депривации, являясь вторичным нарушением.

Пограничное состояние психики в психиатрии и степени тяжести расстройств личности

В клинической психиатрии традиционно выделяют три уровня расстройства психики:

  • Невротический
    . Сюда относятся неврозы различного характера, подразумевающие под собой обратимые временные состояния, поддающиеся лечению.
  • Психопатический
    уровень. В его плоскости лежат расстройства личности, включающие в себя аномалии характера различного патогенеза или болезненные изменения его черт, сделать с которыми ничего нельзя, так как они относятся к личностной структуре индивида.
  • И наконец, самое глубокое поражение психики проявляется на психотическом
    уровне. Сюда относятся такие проявления, как бред, галлюцинации, сумеречное сознание.

В современном же психоанализе выделяют 4 уровня отклонений. Между состоянием психоза и невроза условно расположен как раз «пограничный

уровень», называемый также
пограничное состояние
. Под пограничным состоянием может подразумеваться, как само расстройство, так и обозначение уровня поражения психики.

Симптомы пограничного расстройства личности

Несмотря на то, что полная клиническая картина формируется примерно к 25 годам, первые признаки ПРЛ проявляется в раннем детстве. Такие дети демонстрируют неадекватные эмоциональные реакции на ситуацию. Они могут быть излишне сильными, хотя стимул достаточно слабый. Постоянное беспокойство, эмоциональная неустойчивость, принятие решений под воздействием импульса ― главные характеристики ребенка, у которого есть пограничное расстройство личности.

Дефект идентичности

Основной признак заболевания, который создает большие проблемы для социализации пациента. Больной частично осознает свое положение и в некоторые моменты понимает, что у него отсутствуют собственные эмоции, желания и привычки.

Невозможность построить стабильные отношения

Человек с пограничным расстройством личности очень раним, он страдает от боли, причиненной другими людьми. Он знает, что новые отношения обречены на провал, но подсознательно к ним стремится. Своевременное обращение в психиатрическую клинику даст хороший прогноз на выздоровление.

Стимулом к такому поведению является отсутствие возможности переносить одиночество. Это состояние для таких людей очень болезненно. Они проводят много времени в местах, где можно познакомиться с кем-то. Они соглашаются идти куда угодно, лишь бы не оставаться в одиночестве.

Одним из главных симптомов пограничного расстройства личности становится отсутствие возможности осознать свои эмоции. Это приводит к сложностям при контроле расстояния между партнером и самим собой.

Компенсировать невыносимую боль и одиночество у таких пациентов получается только одним способом ― переменой настроения. Они впадают в беспричинный гнев, через несколько минут переходят к радости.

Ощущение пустоты внутри себя

Человек чувствует себя ненужным, и это состояние имеет хроническую форму. Периоды обострения и ремиссии чередуются между собой. Часто в процессе сеансов психотерапии пациенты описывают пустоту в своей душе, которая похожа на огромную черную дыру. В нее попадает все, что дорого человеку. Возникает паника вследствие отсутствия возможности взять этот процесс под контроль.

Если своих эмоций нет, их заменителями часто выступают физическая боль и случайные знакомства. Пациенту важно почувствовать адреналин, который тонизирует организм. Люди с такой патологией часто говорят, что у них болит душа. На физическом уровне эти ощущения проявляются в виде стеснения в области грудной клетки и живота.

  • Склонность к саморазрушению.

Поведение человека с пограничным расстройством личности практически всегда импульсивное. Это происходит по причине того, что он не выносит собственных переживаний и сомневается, что окружающие также могут это делать. Не справляясь с этой ситуацией, пациент стремится к нанесению вреда своей психике и физическому телу. Это не обязательно раны или порезы на коже, часто аутоагрессия и саморазрушение проявляются в виде следующих склонностей:

  • употребление больших объемов пищи, чтобы тело потеряло свою привлекательность;
  • большое количество татуировок на коже, преобладает мрачная стилистика в виде символов зла и смерти;
  • алкоголизм и наркомания, которые приводят к деградации личности;
  • незащищенный секс, это фактор риска, угрожающий такими заболеваниями, как ВИЧ, ИППП и гепатит;
  • несоблюдение правил дорожного движения, повышение скорости как подсознательное желание не вернуться из поездки на автомобиле (риск при переходе дороги и другие отклонения от нормы).

Постоянные перепады настроения

Больные с этим диагнозом привыкают к тому, что эмоциональный подъем сменяется спадом. Утром они могут проснуться с очень мрачными мыслями и желаниями, в обед быть самыми счастливыми в мире, а вечером сидеть и смотреть в одну точку, не видя просвета в безутешной грусти.

Такие метаморфозы психики сильно истощают нервную систему, воздействует на все органы. Это состояние затягивается на долгие годы. Симптомы очень похожи на другие психические расстройства, что усложняет диагностику.

  • Отсутствие контроля своих поступков.

Когда у пациента возникает сильный гнев, он может причинить физический вред окружающим. Параноидальные мысли укрепляют его уверенность в том, что близкие люди и друзья постоянно что-то замышляют, желают ему смерти. Постоянные перепады настроения провоцируют драки и правонарушения. Нередко такие пациенты попадают на скамью подсудимых, заподозрить их неадекватность и направить на лечение не всегда возможно. Нападение могут совершаться не только на людей, но и на животных. Последние являются слабыми и беззащитными, поэтому не могут противостоять агрессии больного.

Среди общих симптомов, по которым можно заметить психические проблемы у близкого человека выделяют:

  • заниженная самооценка, неуверенность в своих силах;
  • мысли о суициде и попытки их реализации;
  • стремление быть зависимым и подчиняться;
  • незначительное расстройство речи;
  • в любой ситуации больной обвиняет только себя;
  • отсутствие самодисциплины и пунктуальности;
  • сопротивления переменам и желание сохранить свой статус любыми путями;
  • путаница в жизненных целях и собственных чувствах;
  • невозможность определиться с сексуальной ориентацией;
  • спонтанные траты больших сумм денег;
  • сопротивление близкому контакту и сокращению дистанции;
  • случайное сексуальные связи и эпизоды;
  • обострение параноидальных мыслей.

Пограничные психические состояния

Психические состояния, находящиеся между нормой и патоло­ гией (слабые формы психических расстройств), называются по­граничными состояниями. К таким состояниям относятся: реак­тивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния; задержки психического развития (умственная отсталость).

В психологии еще не сформировано понятие психической нормы. Однако для выявления перехода психики человека за грань психической нормы необходимо в общих чертах опреде­лить критерии нормы.

Существенными характеристиками психической нормы, с нашей точки зрения, являются следующие поведенческие особенности:

  • адекватность (соответствие) поведенческих реакций вне­шним воздействиям;
  • детерминированность поведения, его концептуальность, упорядоченность в соответствии с оптимальной схемой жизне­деятельности; согласованность целей, мотивов и способов пове­дения;
  • соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;
  • оптимальное взаимодействие с другими людьми, способ­ность к самокоррекции поведения в соответствии с социальны­ми нормами.

Все пограничные состояния аномальны (отклоняющиеся), они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психи­ческой саморегуляции.

Процесс психической саморегуляции осуществляется в един­стве содержательно-смысловых, генетических и нейродинамических процессов. И здесь возможны различные парциальные (частичные) аномалии саморегуляции. При этом интеллект чело­века в основном сохраняется, но оказываются нарушенными от­дельные регуляционные механизмы. Эти нарушения психической саморегуляции сводятся в основном к следующим особенностям.

  1. Частая и быстрая смена настроений, недостаточность пси­хоэнергетических возможностей индивида, повышенная нерв­но-психическая истощаемость, слабость нервной системы.
  2. Ригидность, малоподвижность нервно-психических про­цессов, обусловливающих замкнутость индивида; уход от кон­тактов с людьми; гипертрофия одиночества, отверженности, противопоставленности окружающей социальной среде.
  3. Повышенная возбудимость, импульсивность, гневливость, обидчивость, жестокость, склонность к конфликтным взаимо­действиям; завышенность самооценок, уровня притязаний.
  4. Повышенная конформность, слабохарактерность, интел­лектуальная ограниченность, некритичность.

Чем менее социализирована личность, тем шире возможнос­ти автономизации отдельных регуляционных факторов. Чем ог­раниченнее психическое развитие человека, тем большую роль в его поведении играют иерархически низшие уровни регуляции.

Для поведения лиц с психическими аномалиями характерны конфликтность, повышенная импульсивность, спонтанность побуждений, ослабленность механизма понятийно-мотивационной регуляции.

Психические аномалии деформируют внутриличностные структуры, мотивационно-ценностную иерархизованность лич­ности, порождают гиперкомпенсаторные тенденции.

В массе правонарушений лиц с психическими аномалиями четко просматриваются такие характерные особенности поведе­ния, как крайняя возбудимость, импульсивность, эмоциональ­ная неустойчивость, неадекватность реакций.

Психические отклонения, не исключающие вменяемость, суще­ственно деформируют поведение человека, сужают возможность осознавать значение совершаемого деяния либо руководить им.

Сужение возможности осознавать значение своих дей­ствий — нарушение полноценной ориентации индивида в окру­жающей его действительности, неспособность адекватно вос­принимать реальную обстановку. Неспособность полноценно руководить своими действиями — неспособность рационально организовывать свое поведение, предвидеть развитие событий.

Ограниченная вменяемость, предусмотренная ст. 22 УК РФ, содержит интеллектуальный (отражательный) и волевой (регу­ляционный) признаки. Оба этих признака неразрывно взаимо­связаны.

Для установления юридического критерия ограниченной вменяемости достаточно одного из двух — интеллектуального или волевого — признаков.

Индивид может осознавать фактическое значение и обще­ственную опасность деяния, но не способен сдерживать себя.

Повышенная импульсивность, невладение оптимальными моделями поведения в критических ситуациях, ситуативная за­висимость, личностная склонность к конфликтному поведению, повышенная реактивность в зоне «слабых мест» характера, повышенная тревожность, завышенный уровень притязаний — таков далеко не полный перечень поведенческих проявлений лиц с психическими аномалиями.

К пограничным расстройствам волевой регуляции, выража­ющимся в неспособности в полной мере руководить своими действиями, относятся:

  • возникающий по различным причинам психогенный ступор (кратковременное обездвиживание в связи с переживанием страха, ужаса);
  • акинезия (временное прекращение произвольных движений);
  • гипокинезия (временное замедление и обеднение движений стрессогенных ситуациях);
  • кататоническое возбуждение (двигательное перевозбуждение с преобладанием неадекватных двигательных стереотипов);
  • тревожное перевозбуждение (общая двигательная актив­ность — ажитация — в эмоционально конфликтной ситуации);
  • абулия — отсутствие волевых побуждений, апатичная безу­частность;
  • парабулия — извращенная волевая активность (вычурная демонстративность, псевдоактивность);
  • импульсивные влечения:
  • клептомания (периодически внезапно возникающее вле­чение к тайному хищению),
  • пиромания (непреодолимое стремление к немотивиро­ванному поджогу),
  • дромомания (периодически возникающее непреодолимое стремление к бродяжничеству, перемене мест),
  • гомицидомания (внезапно возникающее влечение к убийст­ву человека),
  • гемблинг (патологическая страсть к азартным играм);
  • психосексуальные перверсии;
  • реактивные состояния.

Реактивные состояния

Реактивные состояния — острые аффективные реакции, вре­менные расстройства психики в результате психических травм. Ре­активные состояния возникают как вследствие одномоментных психотравмирующих воздействий, так и в результате продолжи­тельного травмирования, а также в силу предрасположенности индивида к психическому срыву (слабый тип высшей нервной деятельности, ослабленность организма после болезни, длитель­ное нервно-психическое напряжение).

С нейрофизиологической точки зрения реактивные состоя­ния являются срывом нервной деятельности в результате запре­дельного воздействия, вызывающего перенапряжение возбуди­тельного или тормозного процесса, нарушение взаимодействия этих процессов. Одновременно происходят и гуморальные сдвиги — повышается выделение адреналина, возникает гипер­лейкемия (повышается свертываемость крови); перестраивается вся внутренняя среда организма, регулируемая гипофизно-над-почечной системой; изменяется деятельность ретикулярной си­стемы (системы, обеспечивающей энергетику мозга). Наруша­ется взаимодействие сигнальных систем, возникает рассогласо­вание функциональных систем, взаимодействия коры и подкорки.

Непатологические реактивные состояния подразделяются на:

  • аффективно-шоковые психические реакции;
  • депрессивно-психогенные реакции.

Аффективно-шоковые психогенные реакции возникают в ост­рых конфликтных ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей: при массовых катастрофах — пожарах, наводнениях, землетрясениях, кораблекрушениях, до­рожно-транспортных происшествиях, физическом и нравствен­ном насилии. В этих обстоятельствах возможна также гиперки­нетическая или гипокинетическая реакция.

Следствием аффективно- шоковой реакции может быть и так называемый эмоциональный паралич — последующее индиффе­рентное отношение к действительности.

Депрессивные психогенные реакции (реактивные депрессии) возникают обычно вследствие больших жизненных неудач, по­тери близких людей, краха больших надежд.

В поведении индивида могут возникнуть элементы пуэрилизма (появление в речи и мимике взрослого человека особеннос­тей, свойственных детскому возрасту) и псевдодеменции (приоб­ретенного снижения интеллекта).

Невротические состояния — неврозы

Неврозы — срывы нервно-психической деятельности: истери­ческий невроз, неврастения и навязчивые состояния.

  1. Истерический невроз возникает в психотравмирующих об­стоятельствах у лиц с патологическими чертами характера. По­вышенная тормозность коры у этих людей обусловливает повы­шенную возбудимость подкорковых образований — центров эмоционально-инстинктивных реакций. Истерический невроз часто встречается у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Он выражается в излиш­ней аффектации; громком и длительном, не поддающемся кон­тролю смехе, театральности, демонстративности поведения.
  2. Неврастения проявляется в ослаблении нервной деятель­ности, раздражительной слабости, повышенной утомляемости. Поведение индивида отличается несдержанностью, эмоцио­нальной неустойчивостью, нетерпеливостью. Резко повышается уровень тревожности, беспокойства, по­стоянного ожидания неблагополучного развития событий. Ок­ружающая среда субъективно отражается индивидом как фак­тор угрозы. Испытывая тревожность, неуверенность в себе, ин­дивид ищет неадекватные средства гиперкомпенсации. Ослабленность, истощенность нервной системы при невро­зах сказываются в ослаблении ее интегрирующей функции; про­исходит некоторая дезинтеграция психических образований, от­дельные проявления психики приобретают относительную са­мостоятельность, что приводит к навязчивым состояниям.
  3. Невроз навязчивых состояний выражается в навязчивых чувствах, влечениях, представлениях и мудрствованиях.

Навязчивые чувства страха называются фобиями (от греч. phobos — страх). Фобии сопровождаются вегетативными дис­функциями (потливость, учащенность пульса) и поведенческой неадекватностью. Человек при этом осознает навязчивость сво­их страхов, но не может от них освободиться.

Фобии многообразны. Укажем лишь некоторые из них: нозофобия — страх различных заболеваний (канцерофобия, кардио­ фобия и др.), клаустрофобия — боязнь закрытых помещений, аго­рафобия— боязнь открытых пространств, айхмофобия— боязнь острых предметов, ксенофобия — боязнь всего чужого, социофобия — страх общения, публичных самопроявлений, логофобия — страх речевой деятельности в присутствии других людей и др.

Навязчивые представления — персеверации (от лат. persevera-tio — упорство) — циклическое непроизвольное воспроизведе­ние двигательных и сенсорно-перцептивных образов (это то, что помимо нашего желания «лезет в голову»).

Навязчивые влечения — непроизвольные нецелесообразные стремления (считать сумму цифр, читать слова наоборот и т. п.).

Тревожность — диффузный страх, порождающий ощущение об­щего неблагополучия.

Навязчивое мудрствование — навязчивые размышления о второстепенных вопросах, бессмысленных проблемах («какая рука была бы правой, если бы у человека было четыре руки?»).

При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль над своими манерами, совершает неуместные действия (шмыгает осом, почесывает затылок, допускает неуместные ужимки, гримасы и т. п.).

Наиболее распространенный вид навязчивых состояний — навязчивые сомнения («выключен ли утюг?», «правильно ли на­писан адрес на отправленном письме?»). В критических ситуа­циях возникают навязчивые побуждения к контрастным действи­ям, противоположным тем, которые диктуются ситуацией (же­лание сделать движение вперед, стоя на краю пропасти, выпрыгнуть из кабины «чертова колеса»).

Навязчивые состояния возникают преимущественно у людей со слабым типом нервной системы, в условиях ослабления их психики. Отдельные навязчивые состояния могут быть крайне устойчивыми и криминогенными.

Молодая женщина была напугана угрозами соперницы облить ее серной кислотой; особенно ее страшила возможность потерять зрение. Однажды утром, услышав стук в дверь и открыв ее, она вдруг почув­ствовала на своем лице что-то мокрое. Женщина с ужасом подумала, что ее облили серной кислотой, и у нее внезапно возникла слепота. На самом же деле на лицо женщины упал лишь чистый снег, скопивший­ся над дверью и обвалившийся при ее открывании. Но упал он на психически подготовленную почву.

Кроме вышеуказанных существуют и другие разновидности навязчивых состояний, вызывающие неадекватность поведения. Так, при навязчивой боязни неудачи человек оказывается неспо­собным совершить те или иные действия (по этой схеме разви­ваются некоторые формы заикания, полового бессилия и т. п.).

При неврозах ожидания опасности человек, переживший ис­пуг в определенной ситуации, начинает панически бояться всех аналогичных ситуаций.

Существуют и невротические сценарии прошлого, при которых остро переживаются давно прошедшие события.

Психопатия

Психопатия — врожденная или развившаяся в ранние годы ано­малия личности.

Поведение личности модифицируется в зависимости от фор­ мы психопатии, приобретая аномальную реактивность на отдельные группы раздражителей. В развитии и течении психопа­тии различаются стадии обострения психопатических черт, фазы декомпенсации.

Психопатический склад личности возникает на основе взаи­модействия врожденной или рано приобретенной биологичес­кой неполноценности нервной системы с остро негативными условиями внешней среды. Ведущим фактором психопатизации личности в одних случаях являются врожденные конституцио­нальные особенности (так называемая ядерная психопатия), в других—психогенное воздействие окружающей среды (так на­зываемое патохарактерологическое развитие индивида). Харак­терологической особенностью психопатизированной личности является дисгармоничность ее эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности интеллекта. Психопатические особенности личности затрудняют ее социальную адаптацию, а при психотравмирующих обстоятельствах ведут к дезадаптивным поведенческим актам.

Психопатам не присущи необратимые дефекты личности. При благоприятных средовых условиях их психические анома­лии сглаживаются. Однако во всех психически трудных для них условиях неизбежна реакция срыва, поведенческая дезадапта­ция. (Среди лиц, совершающих насильственные преступления, психопаты занимают ведущее место.)

Для психопатов характерна незрелость психики, проявляю­щаяся в повышенной внушаемости, склонности к преувеличе­ниям, необоснованной мнительности.

Классификация психопатий обширна. Мы выделяем пять их разновидностей: астеническую, возбудимую (взрывную), исте­рическую, паранойяльную и шизоидную психопатию.

Психастенические психопаты отличаются повышенным уров­нем тревожности, боязливостью, неуверенностью в себе, крайне повышенной чувствительностью к психотравмирующим обсто­ятельствам, дезадаптированностью в психически напряженных ситуациях. Их интеллектуальные построения, жизненные пла­ны оторваны от реальных условий жизни, они склонны к болез­ненному мудрствованию («интеллектуальной жвачке»), застойно­му самокопанию («любят пилить опилки»), навязчивым идеям.

Для психастеников характерны функциональный перевес второй сигнальной системы и слабость подкорковых систем, что проявляется в общей энергетической ослабленности их выс­ шей нервной деятельности, в слабости наиболее хрупкого тормозного процесса. Их мотивационная сфера характеризуется застойными, навязчивыми побуждениями.

Возбудимые (взрывчатые) психопаты отличаются повышен­ной раздражительностью, постоянным пребыванием в состоя­нии психического напряжения, взрывной эмоциональной реак­тивностью, доходящей до неадекватных приступов ярости. Для них характерны повышенная требовательность к окружающим, крайний эгоизм и себялюбие, недоверчивость и подозритель­ность. Они часто впадают в состояние дисфории — злобной тоски. Они упрямы, неуживчивы, конфликтны, мелочно при­дирчивы и властны. В общении грубы, а в гневе — крайне агрес­сивны, способны наносить жестокие побои, не останавливают­ся даже перед убийством. Их аффективное поведение происхо­дит на фоне суженного сознания. В некоторых случаях злобность и эксплозивность (взрывчатость) смещаются в сторону застойных влечений (пьянство, бродяжничество, азартные игры, сексуальные излишества и извращения).

Истерические психопаты отличаются главным образом жаж­дой признания. Они стремятся к внешнему проявлению своей значительности, демонстрации своего превосходства, склонны к театральности и рисовке, позерству и внешней эффектности.

Их тяга к преувеличениям часто граничит с лживостью, а восторги и огорчения проявляются бурно и экспрессивно (теат­ральные жесты, заламывание рук, рыдания и громкий продол­жительный смех, восторженные объятия и обиды «на всю жизнь»). Стратегия их жизни — быть в центре внимания любыми средствами: безудержным фантазированием, постоянной ложью (патологические лгуны и мифоманы). В погоне за признанием они не останавливаются даже перед самооговором.

Психика этих людей незрела, инфантильна. В нейрофизиоло­гическом плане у них преобладает первая сигнальная система, деятельность правого полушария. Их непосредственные впечат­ления настолько ярки, что подавляют критичность мышления.

Паранойяльные психопаты (параноики) отличаются повышен­ ной склонностью к «сверхценным идеям». Это обусловлено крайней узостью мышления, однонаправленностью интересов, повышенным самомнением, эгоцентризмом, подозрительнос­ тью в отношении других людей. Низкая пластичность психики Делает их поведение конфликтным, они постоянно в борьбе с мнимыми врагами. Основная их направленность — «изобретательство» и «реформаторство». Непризнание их заслуг приводит к постоянным столкновениям со средой, к сутяжничеству, ано­нимным доносам и т. п.

Шизоидные психопаты — высокочувствительны, ранимы, но эмоционально ограниченны («холодные аристократы»), деспо­тичны, склонны к резонерству, педантичны и аутичны (отчуж­денны). Психомоторика дефектна — неуклюжа. Резко нарушена социальная идентифицированность — враждебность к социаль­ному окружению. У психопатов шизоидного типа отсутствует эмоциональный резонанс к переживаниям других людей. Их социальные контакты затруднены. Они холодны, жестоки и бесцеремонны; их внутренние побуждения малопонятны и не­редко обусловлены сверхценными для них ориентациями.

Психопатические индивиды крайне чувствительны к отдель­ным психотравмирующим воздействиям, они обидчивы и подо­зрительны. Их настроение подвержено периодическим рас­ стройствам — дисфории. Приливы злобной тоски, страха, по­давленности вызывают у них повышенную придирчивость к окружающим.

Психопаты возбудимого и истерического типов склонны к половым извращениям — гомосексуализму (влечение к лицам своего пола), геронтофилии (влечение к лицам старческого воз­раста), педофилии (половое влечение к детям).

Возможны и иные поведенческие извращения эротического характера: скопофилия (тайное подглядывание за интимными актами других людей), эротический фетишизм (перенос эроти­ческих чувств на вещи), трансвестизм (испытывание полового удовлетворения при переодевании в одежду противоположного пола), эксгибиционизм (половое удовлетворение при обнаже­ нии своего тела в присутствии лиц другого пола), садизм (эро­тический тиранизм), мазохизм (аутосадизм).

С краевыми психопатиями (не достигшими уровня психи­ ческого заболевания) граничат и акцентуации характера.

Умственная отсталость

Термины «умственная отсталость» и «задержка психического развития» — синонимы. И поскольку умственные процессы не­разрывно связаны со всеми психическими процессами и лично­стными образованиями, более корректно пользоваться терми­ном «задержка психического развития».

Каждому возрастному периоду соответствует определенная мера развития познавательных, эмоциональных и волевых про­цессов, система потребностей и мотивов поведения, т. е. мини­мум базовых структур психики.

На показателях психического развития основана возрастная периодизация: дошкольный возраст — от 4 до 7 лет; младший школьный возраст — от 7 до 12 лет; средний школьный возраст — от 12 до 15 лет; старший школьный возраст — от 15 до 18 лет.

Психическое развитие индивида происходит неравномерно: формирование отдельных психических свойств может быть опе­режающим или замедленным. Границы между уровнями психи­ческого развития по годам жизни не абсолютны (нельзя точно определить критерии психического развития по годам жизни).

Но в каждой возрастной стадии выделяется определенная совокупность признаков нормального психического развития.

В экспертном исследовании можно установить тот возрастной период, которому соответствует психическое развитие обследу­емого индивида.

Показатели задержки психического развития: некритичность мышления, необдуманность действий, недоучет объективных условий деятельности, повышенная отвлекаемость на случай­ные раздражители. Отдельные внешне привлекательные объек­ты для умственно отсталых подростков служат спонтанным по­будителем к действию, индивид подчинен ситуативному «полю» — полезависим.

Критерием задержки психического развития считается крайне низкий коэффициент интеллектуального развития — IQ. При­няты следующие показатели IQ для оценки умственной отста­лости:

  • легкая — IQ = 50—70;
  • средней тяжести — IQ = 35—50;
  • резко выраженная — IQ = 20—35; глубокая — IQ = 20.

(При высшей умственной одаренности IQ = 180.)

К пограничным психическим состояниям (непатологичес­ким психическим аномалиям) относится лишь легкая степень слабоумия — дебильность. Дебилы способны к обучению и овла­дению простейшими трудовыми навыками. Их поведение во многих случаях адекватно ситуационным условиям, что может маскировать слабость мышления.

Однако все дебилы (как апатичные, так и возбудимые) отли­ чаются дефектами психической саморегуляции (низкий уровень самообладания, неспособность подавлять свои влечения, им­ пульсивность поведения, высокая внушаемость, разорванность мотивов и средств действия).

Различаются три степени дебильности: резко выраженная, средняя и легкая. Легкая дебильность — нижняя граница нор­ мального интеллекта.

К психическим аномалиям можно отнести и крайне низкий уровень сознания индивида, его категориально-ценностную ог­раниченность. Все психические аномалии связаны с определен­ной степенью сужения сознания, повышением регуляционной роли подсознательных и бессознательных механизмов.

Агрессивное состояние

К психическим аномалиям следует отнести и повышенную устойчивую агрессивность. Агрессивность — стремление индиви­да нанести другим людям физический или нсихотравмирующий вред, ущерб.

Агрессия может быть фрустрационной (агрессивность против тех, кто препятствует достижению значимых целей), импульсив­но-аффективной. Она может быть также умышленной и инстру­ментальной (когда агрессия используется лишь как средство достижения цели).

Агрессивность как устойчивая черта формируется в небла­гоприятных условиях психического развития личности, являет­ся показателем несформированности у нее социальной иденти­фикации.

Чем ниже уровень социализированно, тем выше уровень агрессивности индивида. Можно сказать, что степень агрессив­ности индивида — показатель уровня его десоциализированности.

Агрессивность индивида связана с дефектами социализации, негативным влиянием массовой культуры, дефектами в психи­ческой саморегуляции индивида. Существенную роль здесь иг­рают и генетические аномалии, особенности эндокринно-гуморальной организации индивида (норадреналиновый тип, лиш­няя Х-хромосома в генетической структуре).

Агрессивность имеет комплексную многофакторную обус­ловленность. Кроме некоторых биологических предпосылок в ее формировании существенно научение агрессии, «агрессив­ный тренинг».

Как проявление дефекта психической саморегуляции агрес­сивность связана со слабостью у индивида антистрессовой за­ щиты, повышенным уровнем тревожности. В формировании агрессивных типов отмечается их ранняя эмоциональная депривация (недостаточность положительных эмоций в раннем дет­стве), жестокость обращения, суровое отношение родителей и ближайшего окружения.

Диагностика ПРЛ

Диагностика – это первый и основной этап, предшествующий назначению курса терапии. Специалист совершает поэтапно следующие шаги:

  • детальный опрос родственников, коллег по работе и друзей, что помогает установить точное время, когда признаки пограничного расстройства личности проявили себя впервые;
  • изучение семейного анамнеза – важно удостовериться, что похожие заболевания отсутствовали у близких родственников;
  • сбор максимальной информацией о жизни больного;
  • беседа с пациентом и наблюдения за ним со стороны с целью выявления характерных симптомов психической патологии;
  • проведение психологического тестирования для получения полной картины внутреннего состояния душевнобольного.

Сопутствующие заболевания

Страдая от постоянной внутренней боли, человек, чтобы хоть как-то переключить с нее внимание, может специально наносит себе травмы, чтобы физическая боль заглушала эмоциональную. Поэтому так часто больные имеют на теле шрамы от ударов, порезов и ожогов. Крайняя степень уйти от переживаний и одиночества – суицид.

Злоупотребление алкоголем и наркотиками — также не редкость. Это та же попытка заглушить боль внутри себя, затуманить разум, уйти от разочаровавшей действительности.

Неконтролируемое переедание и, как следствие, ожирение и сопутствующие ему заболевания (почечная и сердечная недостаточность, болезнь опорно-двигательного аппарата, сахарный диабет и другие).

Нередки дистимия, панические атаки и биполярное расстройство.

Это наиболее распространенные заболевания, связанные с пограничным расстройством личности.

Лечение пограничного расстройства в Москве

Терапия этого заболевания основывается на комбинации консервативных методов и новейших методик с медикаментозными средствами. Всем больным требуются курсы психотерапии, а также применение лекарств со специфическим спектром действия. Хорошо зарекомендовала себя когнитивно-поведенческая терапия, способствующая восстановлению адаптивного потенциала психики.

Специалист проводит работу в следующих направлениях:

  • переосмысление образа жизни пациента;
  • детальное обсуждение его проблем, стремлений, желаний;
  • выработка навыков контроля своего поведения, спонтанно возникающих эмоций;
  • формирование защитных механизмов, которые помогут вовремя избавиться от стресса, тревожных состояний;
  • выработка навыков конструктивного общения с другими людьми.

Консультации бывают индивидуальными или групповыми. Общение с психологом в доверительной обстановке помогает раскрепоститься, понять и признать свое состояние. Второй вариант подразумевает участие в программе друзей, родственников, других значимых лиц. Специалист обучает всех участников способам избегания конфликтных ситуаций. Индивидуальные показатели течения болезни предусматривают использование препаратов таких групп:

  • антидепрессанты;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы.

Осложнения при отсутствии лечения

Своевременное обращение к специалисту психиатрического отделения улучшает прогноз выздоровления. Игнорирование клинических проявлений заболевания приводит к его усугублению, приобретению хронической формы.

Среди негативных последствий выделяют:

  • отсутствие возможности построить личные, деловые отношения с партнерами;
  • постоянные мысли о суициде, которые рано или поздно будут реализованы;
  • хроническая депрессия, отсутствие интереса к окружающему миру;
  • социальная изоляция, замкнутый образ жизни;
  • отсутствие желания выходить из дома.

Пограничное расстройство личности формируется в детском возрасте. Очень важно производить некоторые профилактические мероприятия, чтобы предотвратить манифест болезни. Среди них выделяют:

  • посещение специалиста в критических ситуациях (развод родителей или смерть близкого человека);
  • разрешение ребенку выражать собственные эмоции, даже если они негативные;
  • исключения физического, эмоционального, сексуального насилия;
  • обеспечение условий полноценного общения со значимыми взрослыми;
  • создание атмосферы, в которой комфортно жить и учиться;
  • построение доверительных отношений, при которых ребенок может беспрепятственно делиться своими проблемами.

Длительность терапии определяется несколькими факторами:

  • особенности взаимоотношения с близкими людьми;
  • возраст;
  • первоисточник развития заболевания;
  • готовность пройти длительную терапию;
  • уровень личного, профессионального, социального развития.

Как избавиться?

Как видите, заболевание характерно серьёзными симптомами и последствиями, закономерен вопрос — лечится ли пограничное расстройство личности?

Разберём, какой врач лечит пограничное расстройство личности, и какие методы используются при этом.

Когда человек совершает повторяющиеся неадекватные поступки, а возникающие в связи с этим проблемы мешают комфортно жить, он сам начинает понимать, что что-то не так. Человек анализирует — а всё ли в порядке со мной?

Некоторые игнорируют, другие — смиряются, третьи — начинают «успокаиваться и лечить психику». В последнем случае в ход идёт поиск похожих ситуаций, описанных в интернете и самостоятельное «назначение» себе успокаивающих препаратов: от валерьянки и пустырника до серьёзных медикаментов. На основании симптомов человек идентифицирует у себя психологическое расстройство личности. За подтверждением диагноза к врачу идут не все пациенты. Игнорирование проблемы только усугубляет её.

Если пограничное состояние психики пациента является угрозой для жизни и здоровья других людей, если у больного наблюдаются устойчивое расстройство личности или невроз, появляются мысли о суициде, потеря контроля и неясность сознания, то его могут госпитализировать.

Госпитализация и изоляция больного с ПРЛ не показывают высокой эффективности по сравнению с главным способом лечения — долгосрочной психотерапией.

Если у пациента диагностируется пограничное расстройство личности, как лечить с помощью методов психотерапии, определяет врач-психотерапевт. Психотерапия пограничного расстройства личности проводится разными методами.

Специфика лечения при пограничных расстройствах длительная и затратная. Лечение ПРЛ предполагает медикаментозную и психотерапевтическую помощь.

Выбор препаратов для лекарственного лечения пограничных расстройств подбирает врач с учётом индивидуальных особенностей.

Наиболее эффективные, лечащие пограничное расстройство личности, препараты:

  • Антипсихотики — препараты, которые влияют на ЦНС и корректируют психическое состояние: оланзапин, арипипразол.
  • Нормотимики — стабилизирующие препараты, смягчающие и тормозящие развитие болезни: ламотриджин.
  • Вальпроевая кислота — препарат для смягчения и предотвращения «пиковых» ситуаций.

Медикаментозное лечение ПРЛ нормализует и гармонизирует психологическое состояние, уменьшает склонность к психозам. При этом антидепрессанты, нейролептики, бензодиазепины, антипсихотики лишь на время облегчают состояние больного. Более устойчивые результаты при ПРЛ обеспечивает психотерапия. Существует множество методик, которые помогают людям с пограничными расстройствами осознать свои проблемы и научиться выстраивать адаптационные модели поведения.

Психотерапия пограничного расстройства личности, некоторые методы лечения:

СхематерапияМетодология работает с анализом сформированного в детстве образа восприятия действительности. Обычно искажения в восприятии, возникающие при наличии фактов плохого обращения, травмирующих ситуаций, при схожести событий проявляются в течение всей жизни. Задача — переработка травматического опыта: пациент осознаёт эмоции и находит способ иначе реагировать на схожие с событиями из детства ситуации. Применяются разные направления психотерапии — психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия.
Терапия, основанная на ментализацииКорректируются проблемы в межличностных отношениях. Продолжительность лечение составляет до полутора лет. Человека учат осмысливать свои потребности, эмоции, действия и конечные цели. Больных учат также понимать, что может чувствовать другой человек. В различных ситуациях, какие мотивы и смыслы заложены в поступках других людей. Терапевтические сеансы проводят индивидуально или в небольших группах.
SET-UPМетод коммуникации, связанный с поддержкой, сочувствием, правдой, пониманием и настойчивостью (амер. Аббревиатура). Основа метода — это работа с больными в период обострений пограничных расстройств. Терапия осложнена тем, что в период кризисов пациенты особенно остро ощущают тоску, одиночество, непонимание окружающих.
Диалектическая поведенческая терапияОснована на необходимости принимать страдающих пограничными расстройствами такими как есть. При этом задача — побудить пациентов меняться и изменить своё поведение. Для этого проводится валидация — коммуникация больного и врача, где доктор обучает способам борьбы со стрессом, основам эмоциональной стабильности, самоконтролю и умению достигать поставленных целей. Работа направлена на коррекцию импульсивного поведения и саморегуляцию, на развитие навыков переживания кризиса. Длительность терапевтических курсов составляет от одного года и больше.
Арт-терапияЛечение через творчество — музыка, танцы, творчество. Во время занятий пациенты учатся осознавать свои чувства, принимать себя и оставаться в гармоничном состоянии.

Для достижения более быстрого эффекта наряду с психоаналитической индивидуальной терапией может быть назначена групповая терапия. Для этого больного приглашают в подходящую группу, где другие пациенты имеют схожую клиническую картину. Дополнительно лечащий врач может назначить семейную терапию. Семейную терапию используют лишь тогда, когда больной имеет тесную связь со своей семьёй, а близкие выражают готовность обеспечить стабильные спокойные условия лечения.

Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности (КПТ) работает с изменением мыслей и способов реагирования.

Для лечения пограничных расстройств становится популярной диалектико-поведенческая терапия (англ. сокращенно — DBT). При DBT работа с пациентом направлена на то, чтобы он учился не менять мысли, а понимал, что для ситуации, которую он считает безвыходной, существует многообразие точек зрения.

При диагнозе — пограничное расстройство личности, клинические рекомендации помогают развивать навыки с тем, чтобы в сложные ситуации снизить уровень интенсивности и эмоциональности реакции. Например, вместо нанесения себе повреждений в пиковые моменты больного учат воздействовать понижением температуры (умыться ледяной водой или с силой сжать в руке кубик льда). Во время приступов больным рекомендуют напрягать и расслаблять мышцы тела попеременно.

Вопросы и ответы

Можно ли вылечить пограничное расстройство в домашних условиях?

Нет. Такие психические расстройства лечатся в условиях стационара. Больной может нанести физический вред жизни и здоровью окружающих, а также самому себе. Поэтому ему необходима госпитализация.

Можно ли избавиться от ПРЛ народными средствами?

Нет, применение сомнительных препаратов только ухудшит ситуацию. Любые лекарственные средства используются после предварительной консультации с врачом.

Симптомы

  • Безразличие к судьбам других людей.
  • Социальная замкнутость. Отсутствие близких и теплых отношений.
  • Сверхчувствительность к мелким жизненным обстоятельствам.
  • Склонность к отвлеченным абстрактным суждениям, к уходу в мир мечтаний.
  • Ощущение неловкости и чувство напряжения при контактах с окружающими.

Внешне выглядят чудаковато, эксцентрично, порой нелепо и небрежно. Очень часто им не удается обзавестись своей семьей и поэтому шизоидные личности вынуждены жить со своими родителями. Отличаются высоким интеллектом, богатым воображением и склонностью к оригинальному творчеству. Своими особенностями они обычно не тяготятся. Из жалоб у них можно встретить только «дискомфорт при общении».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]