Становление личности
Первые люди на планете Земля немало поборолись за свою жизнь. Выживать приходилось в условиях холода, голода, в постоянном окружении врагов. Но человек — существо смекалистое. Креативное мышление помогло создать людям орудия труда, построить жилища, сшить одежду и смастерить обувь. Биологическая адаптация к условиям окружающей среды плавно перетекла в социальную, помогая людям взаимодействовать между собой.
Статьи по теме
- Социальная адаптация осужденных: специфика деятельности спецучреждений 19.01.2022
- Межкультурная адаптация — основа успешной жизни за рубежом 17.01.2022
- Плохое воспитание и его влияние на поведение человека 24.08.2021
- Что значит роковая женщина и чем она отличается от стервы 24.06.2021
Психологи считают, что становление человека в социуме необходимо называть «социально-психологическая адаптация», потому что личные интересы всегда будут сталкиваться с общественными. Отдельная личность живет на основании правил, установленных как обществом в целом, так и ближайшим окружением.
Начиная с раннего детства, люди общаются друг с другом в:
- семье;
- детском саду;
- школе;
- компании приятелей;
- институте;
- на работе.
В сущности, личностное становление — это сплав общественных норм и индивидуального познания мира. Пропуская через себя всю гамму знаний и ощущений, человек становится индивидуальностью, открывает потенциал, создает свою реальность.
Стадии адаптации в условиях частичного расхождения систем ценностей
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Этапы социальной адаптации 460 ₽ Реферат Этапы социальной адаптации 240 ₽ Контрольная работа Этапы социальной адаптации 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Предыдущая этапизация Я. Щепаньского актуальна только в том случае, если отмечено кардинальное расхождение ориентации личности с ориентациями новой для нее окружающей действительности. Если же есть определенные совпадения, то актуальны будут следующие стадии социальной адаптации:
- Уравновешивание – оно характеризуется наименьшей степенью включенности индивида в адаптационные процессы к новой социальной среде. Чаще эта стадия связана с узнаванием новой ситуации. Новичок знакомится с новой обстановкой, присматривается к коллективу в целом и к каждому его члену в частности, устанавливает социальные контакты, изучает специфические черты психологической атмосферы. Данная стадия полностью построена на процессах установления «равновесия» между индивидом и новых для него условий;
- Псевдоадаптация. Самая яркая черта этой стадии – это сочетание внешней приспособленности к новой обстановке с негативным отношением к ней. Индивид как бы притворяется, что его устраивают новые правила, новые условия и система ценностей, но его внутренний мир полностью их отвергает. Тем не менее, чтобы избежать некоторых нападок извне, а также дискриминации, ему приходится жить в данном образе;
- Приноровление – эта стадия базируется на признании и дальнейшем (прежде всего внутреннем) принятии основных систем ценностей новой ситуации. На данном этапе очень важны взаимные уступки – как самого индивида, так и со стороны принимающего сообщества или коллектива. Индивид находит в себе силы и желания отказаться от некоторых своих взглядов и ценностей, при этом все еще сохраняя свободу выбора и решения;
- Уподобление – особенность данного этапа заключается в том, что происходит переориентация индивида, абсолютная трансформация его ценностей, прежней системы норм и правил поведения, его мировоззрения. Все это происходит из-за влияние окружающей среды, к которой индивиду необходимо было приспособиться и адаптироваться.
Замечание 2
Стоит отметить, что для каждого эти стадии индивидуальны, так как кому-то требуется пройти через все этапы социальной адаптации, а кому-то достаточно будет перейти с первой стадии к последней (от уравновешивания к уподоблению) без дополнительных этапов.
Стадии социального развития
В течение всей жизни человек контактирует с социумом, учитывая существующие правила.
Исходя из того, насколько адекватно личность воспринимает окружающую действительность, оценивают успешность адаптации специалисты выделяют три стадии социального развития:
- ознакомление;
- ориентация;
- самоутверждение.
Позитивная адаптация, успешное взаимодействие с окружением позволяет сильным личностям впоследствии воздействовать на общество. И даже изменять существующую систему. Человек трансформирует внешние условия жизни, создавая благоприятную среду для своего существования.
Критерии успешности социальной адаптации:
- объективные: успехи в обучении, достижения в карьере, социальный статус;
- субъективные: креативность, стремление к личностному росту, адекватная самооценка.
Биологические факторы становятся все менее значимыми в социальной адаптации. Благодаря современной науке, успешно проходят адаптацию люди с ограниченными возможностями. Аппараты для коррекции биологических функций организма помогают им активно участвовать в общественной жизни.
Адаптация как социальная категория
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся изучения социальной адаптации. Автор ставит перед собой цель рассмотреть теоретико-методологические основы процесса социальной адаптации. В работе сформулированы ключевые понятия вопроса.
Ключевые слова: социальная адаптация, процесс адаптации, адаптивность, адаптированность, адаптационный процесс.
This article discusses current issues related to the study of social adaptation. The author aims to consider the theoretical and methodological basis of the process of social adaptation. The paper formulates the key concepts of the question.
Keywords: social adaptation, adaptation process, adaptability, adaptation, adaptation process.
Масштабы преобразования общества и возрастающие изменения социально-экономических условий нашей жизни несут в себе глобальный характер, ставя на первый план исследования адаптивного процесса к существующей реальности. Таким образом, развивая концепцию непрерывного стремления человека к развитию и радикально изменяющейся социальной среде, отметим, что политические, экономические и социальные процессы, мигрирование и трудовая деятельность, социальные институты и организации относят к объектам и субъектам социальной адаптации. Наряду с этим, вышеперечисленное, является причинами и следствиями данного процесса [5, c. 82].
Понятие «адаптация» представляет большое научное и практическое значение для решения проблем во многих областях познания — биологии, социологии, философии, социальной психологии, этике, педагогике, экологии и др. В действительности, исследования данного процесса находятся на стыке различных областей знания, что и является важнейшим и перспективным направлением разработки в комплексном изучении человека [1, c. 5].
Впервые термин «адаптация» (от лат. adapto — приспособляю) появился в физиологии и биологии, а позже стало предметом широких дискуссий в социологии, психологии других науках. Основоположником считается Г. Ауберт, который ввел данное понятие в научный оборот в 1865 г., обозначавшее изменения чувствительности анализаторов к действиям раздражителей [3, c. 22; 6, c.11].
Научное исследование социальной адаптации в изменяющихся социальных условиях требует теоретической интерпретации таких терминов, как «адаптация», «адаптивность», «адаптированность», «адаптационный процесс».
Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики адаптации содержится в трудах Л. В. Корель. Согласно ее концепции, адаптация — это объективный фактор общественного развития, способствующий разрушению социальных противоречий, а все социальное наследие, традиции, культура, техника, наука — это накопленный результат адаптации социума к внешней среде и своим собственным «внутренним» изменениям [4].
В большой российской энциклопедии адаптация представлена, как универсальный процесс приспособления к изменениям окружающей среды любой социальной единицы — индивида, группы, сообщества, организации — и результат её соответствующих изменений [2].
Опираясь на труды Ю. А. Александровского, Г. Айзенка, М. И. Бобневой, М. Вебера, Г. Гартмана, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса и других, отметим, что под социальной адаптацией понимается процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов.
По мнению И. Ф. Албеговой, под адаптивностью подразумевается уровень адаптационного потенциала субъекта адаптации, то есть совокупность предпосылок, определяющих успешность адаптационного процесса. В свою очередь «адаптированность» — это состояние, возникающее в результате адаптационного процесса, который характеризуется определенным уровнем равновесия между субъектом и объектом адаптации. На основании данных, адаптационный процесс — это процесс изменения свойств субъекта адаптации в соответствии с требованиями внешней и (или) внутренней среды с целью достижения равновесного состояния. Таким образом, «адаптивность», «адаптированность» и «адаптационный процесс» составляющие механизмы социальной адаптации [1, c. 22].
Целесообразным стоит отметить тот факт, что процесс адаптации и социализации зачастую отождествляют. Анализ литературы показывает, что социальная адаптация является одним из механизмов социализации.
В результате изучения различных источников, можем сказать, что адаптация как социологическая категория это целостный и непрерывный процесс взаимодействия личности либо группы и социума, в результате чего у людей происходит формирование способностей быстро ориентироваться в меняющихся жизненных условиях и осмысленно применять знания и умения для наиболее полной реализации своих потребностей и притязаний.
В итоге хотелось бы подчеркнуть, что социальную адаптацию можно измерить. Процедура измерения социальной адаптации включает оценку и измерение потребностей, отбор актуализированных потребностей; измерение социальной установки. Показатель социальной адаптации является необходимым измерительным инструментом при исследованиях личности, социальных групп, социальных институтов. Он отражает современную ситуацию социального развития, учитывает динамику и позволяет прогнозировать последствия адаптационных изменений в социуме [5, c. 96].
Литература:
- Албегова, И. Ф. Социальная адаптация: учебное пособие: для студентов специальности Социальная работа / И. Ф. Албегова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2006. — 112 с.
- Большая Российская энциклопедия. — URL: https://bigenc.ru/ (дата обращения: 13.02.19).
- Козырева, П. М. Процессы социальной адаптации россиян в трансформирующемся обществе: Дис…. д-ра социол. наук: 22.00.04:-М., 2004.- 380 c.
- Корель, Л. В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики / Л. В. Корель. — Новосибирск: Наука, 2005.- 423 с.
- Овшинов, А. Н. Общесоциологическая парадигма социальной адаптации / А. Н. Овшинов; Вестник калмыцкого университета. — № 4, 2014.-С. 81–96.
- Яковлева, Е. П. Теоретико-методологические основания моделирования социальной адаптации: диссертация… кандидата философских наук: 09.00.11. — Якутск, 2002. — 146 с.
Что такое дезадаптация
Человек не всегда может приспособиться к требованиям и правилам коллектива. Неспособность справиться с жизненными обстоятельствами называется дезадаптация.
Что же мешает человеку:
- внешние факторы: люди, общественные нормы, окружающая обстановка;
- внутренние факторы: особенности характера (агрессивность, мнительность), завышенная или заниженная самооценка, слабая мотивация.
Обнаружить в коллективе «белую ворону» совсем несложно. Как правило, человек держится в сторонке, редко вступает в контакт с окружением, является объектом для насмешек. Подобное отношение со стороны окружающих может вызвать серьезные психические расстройства, которые потребуют помощи психолога.
Подростковый возраст создает все предпосылки для возникновения социально-психологической дезадаптации. Дети погружаются в виртуальный мир гаджетов, предпочитая его общению со сверстниками.
Асоциальное поведение быстро закрепляется в неокрепшем мозгу школьника, и проблемы с коммуникацией остро дают о себе знать во взрослом возрасте.
Победить социальную дезадаптацию поможет только общение. Психологи советуют не закрываться от окружающего мира, а «выходить в люди», преодолевая страх. Например, можно записаться на интересный тренинг или курсы.
Успешная социальная адаптация
Человек развивается всю свою жизнь, попадая из одной ситуации в другую, поэтому обучаться приходится постоянно. Способность приспосабливаться смело можно назвать краеугольным камнем всей жизнедеятельности. Успешная адаптация привносит в жизнь человека чувство контроля над своей жизнью, ощущение стабильности.
Как выйти победителем в любой ситуации:
- постоянно развиваться: морально, интеллектуально, физически;
- удовлетворять базовые потребности;
- вовремя решать возникающие задачи;
- учиться разрешать конфликты.
Целостный человек имеет все шансы не только поладить с окружающим миром, но и внести собственную лепту в развитие цивилизации. Но порой, даже сильные личности способны погрязнуть в мелких проблемах и дрязгах. Если подобное произошло, следует помнить о том, что рядом всегда есть близкие люди и специалисты, готовые прийти на помощь.
Этапы социальной адаптации по Я. Щепаньскому
Замечание 1
Поскольку процесс адаптации не может быть примитивным, и представляет собой протекающее во времени действие, то у разных исследователей в области социологии возникает вопрос о его стадиях, или, правильнее говоря, об этапах.
Например, польский социолог 20 века Ян Щепаньский выделил в процессе социальной адаптации четыре этапа.
Первый этап — начальный. Он характеризуется тем, что человек на этой стадии способен усвоить только правила поведения в новой среде, но система ценностей и традиций ему пока что не знакома, или же его внутренний настрой не готов их признать (отчуждение, отвержение или отрицание системы ценностей принимающей стороны).
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Второй этап – так называемый «этап терпимости». На этой стадии и индивид, и окружающая его среда признают равноценность друг друга. Этот этап сложно назвать этапом полной адаптации или принятия, но вхождение в новую среду уже частично произведено.
Третий этап – этап приспособления или так называемой аккомодации. Данная стадия связана с уступками. Например, не только новый индивид признает систему ценностей принимающей среды и воспроизводит ее, но и представители принимающей стороны признают некоторые их этих ценностей индивида. Также этот процесс можно назвать известным в физико-химических кругах термином «диффузия» — проникновение ценностей одной стороны в ценностную систему другой.
Четвертый этап – стадия полной адаптации, или ассимиляции. В данном случае индивид полностью отказывает от прежних образцов поведения, от привычного ему образа жизни и мировоззрения и принимает новые, которые господствуют в новой социальной среде.