Что такое субкультура — её роль в обществе, список субкультур

Если вы задаетесь вопросом: «Что такое субкультура?», то вам следует обратить внимание на то, что это понятие очень обширно. Впервые о субкультурах, как о явлении, начали говорить в ХХ веке, перенасыщенном различными философскими течениями. Следующее столетие не осталось в стороне: уже известные молодежные субкультуры начали модернизироваться, обрастая новыми штрихами.

Субкультура

Суть термина

Субкультура

– это понятие, произошедшее от латинских слов «sub» (под) и «cultura» (культура), и применяющееся в социологии и культурологии. Речь идет о части общества, отличающегося от подавляющего большинства своим мировоззрением и поведением. Носители субкультур могут отличаться от остальных людей системой ценностей, внешним видом и прочими аспектами.

Молодежные субкультуры имеют несколько разновидностей, и формируются на демографической, национальной, географической, профессиональной и иных основах.

Чаще всего та или иная субкультура «помечает» своих приверженцев определенными шаблонами в поведении, особенностями внешнего вида (одежда, прически), лексиконом и другими отличительными характеристиками.

Развитие феномена субкультуры в России

Впервые молодежные субкультуры возникли на Западе (первая половина XX века), а сам термин «субкультура» появился в 30-е годы XX века. В Россию этот феномен пришел в конце 40-х.

Некоторые из существующих сейчас в России субкультур (стиляги, мажоры) берут свое начало в Советском Союзе. В СССР для обозначения молодежных субкультур использовалось определение «Неформальные объединения молодежи». Отсюда и возник жаргонный термин «неформалы».

Появлению и развитию субкультур всегда предшествуют:

  • какие-либо изменения в сферах (или одной его сфере) общества (экономическая, политическая, социальная и другие);
  • психофизиологические особенности молодежи;
  • особенности менталитета;
  • отсутствие социально-значимой деятельности в жизни молодежи и другое.

Часто субкультура служит способом оградиться, защититься, уйти от реальности.

Историю возникновения и развития молодежных субкультур в России можно разделить на несколько этапов (волн).

Первый этап (40-60-е годы XX века)

Социализация

Начался с момента появления субкультур в России. Наиболее популярными были субкультуры активно-созидательного, романтического характера (барды), музыкальной направленности. Тогда практически не существовало протестных и негативных субкультур. Обуславливается это доступностью досуговых центров, клубов по интересам, учреждений культуры, а также позитивным воспитанием в школах и цензурой (отсев протестного и негативного материала). В те годы все общество находилось под строгим вниманием комсомола. Западная музыка и иные веяния западной жизни были почти недоступны, а потому возможность создания субкультурных клубов, которые не подчинялись бы комсомолу, была минимизирована.

  • Но именно в этот период и именно этот музыкальный пробел создал первую советскую субкультуру – стиляг (конец 40-х). В начале 1960-х годов интерес к стилягам пропал: представители этого движения выросли, а многие элементы западной культуры стали легкодоступны и законны.
  • На смену стилягам еще более массово молодежное общество захватила битломания (60-е годы). Это было всеобщее увлечение рок-н-роллом и одной из групп, исполняющих его.

Первый всплеск субкультур (40-60-е годы) отличался своей легкостью, поверхностностью. Стиляги и битломания стали первыми проявлениями нонконформизма и контркультуры. Это были отчасти неформальные субкультуры, а отчасти молодежные движения, основанные на увлечении танцами, музыкой, ярким и вызывающим внимание (но не шокирующим) внешнем виде.

Второй этап развития молодежных субкультур (конец 60-х – начало 80-х годов)

Наиболее глубокий, широкий, мощный и продолжительный всплеск контркультурности. В России в тот момент был период застоя.

  • Во второй половине 60-х годов XX века в России зародилось фрик-движение. К нам эта культура пришла из Северной Америки. Первое ее проявление было заметно в среде хиппи. В 70-е годы субкультура фриков достигла своего апогея и стала проявляться во внешних особенностях ее представителей (пирсинги, татуировки, вызывающая одежда, прическа). Это веяние сохранилось до сих пор.
  • В конце 1970-х возникла молодежная субкультура мажоров. В наши дни эта субкультура тоже существует, только название немного изменилось. Теперь это звучит как «золотая молодежь». Эта субкультура считается антиподом гопников и «быдла».
  • Основным контркультурным движением этого периода стала «Система» (70-е годы). Компоненты системы периодически менялись.
  • Но начиналось все с хиппи. Культура хиппи пришла из США (1960-1970 гг). В СССР это движение возникло только в 1970-х годах, в то время как в США оно уже затихало. В СССР хиппи было не так много, как на Западе. Отношение общества к представителям этой субкультуры было преимущественно негативным. Однако это не мешало существовать субкультуре хиппи в СССР в 1970-1990-х годах. В наше время остались отголоски этой культуры. Но актуальнее будет назвать ее «кибер хиппи». Акценты с реальных встреч единомышленников были перенесены на виртуальное общение, виртуальные сообщества. Реальными остались только массовые, заранее организованные встречи. Наиболее популярны среди таких собраний сейчас в России «Радуга» (1990 – наши дни), ежегодные встречи хиппи в Москве первого апреля «на Гоголях» и 1 июня – в Царицынском парке. Отголоски культуры хиппи можно найти сегодня в других субкультурах. Символика и культура хиппи стала источником большинства других отечественных субкультур.

Период перестройки и развал СССР (80-е – начало 90-х)

Данный период был настоящим взрывом нонконформизма. Активнее стали возникать, трансформироваться, развиваться молодежные субкультуры.

  • «Система» разбилась на многочисленные отдельные движения: металлисты (которые позже разделились на умеренных и бешеных), байкеры, ностальгисты, афганцы, оптимисты, пацифисты, волосатые, панки, рокеры, деловые, солидняки, гопники, широкоштанники, качки, бизнесмены, деляги, уличные и другие. В молодежную субкультуру начинает проникать криминогенность, увлечение ПАВ.
  • Общество впервые признало молодежные субкультуры социальной проблемой, начало придавать это огласке (СМИ, научная литература).
  • В 80-е годы XX века в СССР впервые появились футбольные фанаты. Порой восхваление любимой команды доходило до фанатизма и между болельщиками разных футбольных клубов случались драки, которые пресекались полицией. Сейчас футбольный фанатизм является очень актуальной проблемой нашего общества. Стоит отметить, что для людей, не относящих себя к футболу и далеких от этого вида спорта и любых команд, фанатские группировки являются совершенно безобидными. Тогда как друг для друга фанаты разных команд являются настоящей угрозой. Иногда они специально организовывают так называемые встречи «стенка на стенку», или же драки имеют спонтанный характер. Дополнительная опасность проявляется в том, что часто футбольные фанатики являются еще и нацистами. Нередко такие люди придерживаются праворадикальных взглядов, национализма и расизма.
  • В 1984 году в России возникли первые эксперименты с рэпом (у афроамериканцев и латиноамериканцев в 70-х). Но набольшую популярность хип-хоп движение в России получило во второй половине 1980-х годов, совместно с движением брейкданса. Окончательно это направление сформировалось в России лишь к 1990-м годам.
  • Чуть позже, ближе к концу 80-х общество поразила новая субкультура. Речь идет о неофашистских молодежных группировках. Но официальных данных об этой субкультуре никто не давал, да и вообще старались не придавать огласке их деятельность. Такое игнорирование привело к созданию активистами этого движения партии «Национальный фронт». Основной символ этой культуры – свастика. Они открыто призывали придерживаться национал-социалистической идеологии. Так, считали представители данной субкультуры, сохранится русская нация. Прежде всего, решение они находили в стерилизации неполноценных (по их мнению) наций, выселении «черных» и других национальностей. Принципом этой партии было «жестокость – врожденное качество человека». Потом отголоски этого выражались в таких субкультурах, как фашисты и скинхеды.
  • В конце 80-х в Россию пришло еще одно направление культуры. Так называемые толкиенисты, зародившиеся в Америке и Европе в середине 60-х годов. Массовую известность у нас это направление получило только в первом десятилетии XXI века. Толчком к появлению этой субкультуры послужил выход в свет «Властелина кольца».
  • В наше время благодаря движению толкиенистов возникают другие субкультуры. Например, неоязычники. Представители толкиенистской культуры, повзрослев, нередко уходят в язычество. Подобные культуры способствуют возрождению духа Древней Руси, традиций нашего народа, древних ценностей и так далее.

Постсоветский период развития субкультур (90-е – начало 2000-х)

Проблемы в семье

Молодежные движения стали получать еще большую огласку в СМИ, распространяться по всем субъектам страны, внедряться, заимствовать, интегрироваться. Субкультуры приобретают еще более вольный, криминогенный характер, в молодежной среде укореняются наркотики, алкоголь и другие вещества. Свою деятельность продолжают имеющиеся до этого субкультуры и возникают новые.

  • В начале 90-х годов до России дошло увлечение аниме. Возникло оно в Японии в 70-80-е годы. С момента появления в России стало активно развиваться, набирать популярность, аудиторию. Эта субкультура смогла дойти до наших дней. Более того, она продолжает увлекать новые поколения молодежи и развиваться.
  • В середине 90-х в России стали популярны брейкданс и граффити. К нам увлечение граффити пришло из Нью-Йорка. По факту брейкданс и граффити являются частями культуры хип-хопа. Вместе с этими направлениями стали также развиваться паркур и катание на скейтборде. Пик популярности увлечением паркуром пришелся на 2006 год, это было связано с выходом фильма «13 район». В разные периоды катание на скейте являлось частью то одной, то другой культуры. Долгое время это был атрибут панк-культуры. Но позже скейтинг стал выделяться в самостоятельную субкультуру. И вот в наши дни это уже совершенно иное самостоятельное движение, имеющее свои особенности, принципы, цели, атрибуты, символы и смысл.

Современная Россия (2000-е – наши дни)

С 2000 года феномен молодежных субкультур начинает активно изучаться наукой (педагогика, психология, социология и другие). Альтернативное видение мира современных субкультур больше проявляется во внешнем виде, сленге и имеет развлекательный характер, нежели смысл жизни.

  • Нонконформизм стал не таким ярым, хотя еще в 2007 году очень громко заявляли о себе некоторые движения (скинхеды, готы, эмо).
  • Для современной России актуальными являются общества байкеров, субкультура интернет-сообществ, гопники, рэперы или хип-хоперы, ролевики, панки, металлисты, футбольные фанаты, готы, скинхеды, хиппи и другие. Нынешние субкультуры отличаются своим многообразием.
  • Вместе с техническим прогрессом и развитием общества субкультуры заметно изменились. Например, с новой силой возродилось движение хакеров. Впервые о нем заговорили в конце 50-х годов в США. Движение того времени не имело абсолютно никакого разрушающего и негативного характера. Напротив, оно строилось на принципах новаторства, творчества, усовершенствования и взаимопомощи.
  • В 70-е годы возник такой термин, как фрикеры – хакеры, взламывающие телефонные сети. В начале 80-х годов пропал интерес к телефонам и появился интерес к компьютерам и иной технике. С тех же лет и начало меняться направление и характер субкультуры хакеров. Все больше он становился деструктивным, незаконным, агрессивным. Хакеры разрабатывали вирусы и внедряли их, крали пароли, номера карт, личные данные, взламывали сайты и меняли или блокировали какую-либо информацию.
  • В 90-е годы стала наблюдаться тенденция взаимодействия хакеров с криминальными сообществами и террористическими организациями. Последнее послужило внедрению терминов «кибертерроризм», «кибершпионаж», «киберпреступление». В наше время субкультура хакеров привлекает к себе много внимания со стороны государства. Это действительно сильная и опасная субкультура. Безусловно, имеющая свои плюсы, но одновременно и серьезно влияющая на жизнь общества.
  • Появляются новые движения. Например, вейперы. Основой для их возникновения стал запрет на курение в общественных местах и появление электронных сигарет. У представителей этой субкультуры имеется свой сленг, девиз, они организовывают встречи («сходки»). Как таковых ценностей и установок не имеют. Эта субкультура носит исключительно развлекательный характер и имеет лишь внешние проявления. Однако вызывает негатив со стороны некоторых членов общества.

Виды субкультур

В списке субкультур имеется несколько видов:

По музыкальным предпочтениям

Представители отдельных субкультур зачастую отдают предпочтение разной музыке. Готам нравится – готик-метал, маталлистам — хэви-метал и его виды, панкам – панк-рок, растаманам – регги, эмо – пост-хардкор и так далее.

Спортивные субкультуры

Одна из известнейших спортивных субкультур – паркур. Термин обозначает виртуозное искусство перемещения и огибание препятствий в пространстве. Ключевая идея паркура: «границы отсутствуют, есть только препятствия». Паркур стал особо популярен после выхода картин «Тринадцатый район», «Ямакаси».

Футбольные болельщики также причисляются к ряду особой спортивной субкультуры. Более организованной группой они стали на рубеже 70-80 годов ХХ века.

По стилю

В числе субкультур, выделяющихся по стилю обычно отмечают: Visual kei, милитари, тедди-боев, кибер-готов, модов, стиляг, фриков. Все они имеют собственные отличительные признаки в имидже.

По общественным убеждениям

В списке субкультур есть и выделяющиеся по общественным убеждениям: битники, SHARP-скинхеды, RASH-скинхеды, стрейт-эджеры, анархо-панки, яппи, неформалы, нью-эйндж, хаппи.

По хобби

Люди, которых объединяет общее специфическое хобби и сопутствующая атрибутика тоже причисляют себя к одной из субкультур. Речь может идти о таких сообществах: байкеры, реконструкторы, геймеры, бибои, ролевики и так далее.

По хулиганскому поведению

Больше всего опасений у обычных граждан вызывают представители именно этих субкультур, схожих хулиганским и вызывающим поведением: ультрас, высокоорганизованные любера, руд-бои, футбольные дебоширы, и гопники.

По другим признакам

Существует немало молодежных субкультур, объединенных иными увлечениями. В их числе отаку – люди, обожающие и хорошо разбирающиеся в аниме и различной манги. Также довольно примечательны фурри, являющиеся поклонниками антропоморфных существ и причисляющие себя к фурри-фэндому.

Причины увлечения субкультурой

Не все молодые люди увлекаются субкультурами. Интерес к ним зачастую возникает при определенной ситуации (психосоциальном состоянии) в жизни человека.

  • Отсутствие полноценной традиционной социализации (например, неблагополучные отношения с родителями и/или сверстниками).
  • Резкие изменения в привычном укладе жизни (развод родителей, смерть кого-то из близких, переезд семьи, изменение статуса или материального положения).
  • Нередко участниками молодежных субкультур становится инфантильная молодежь. Для них философия какой-либо субкультуры, ее ценности и образ жизни становятся спасением, уходом от реальности, пристанищем. Большая часть современной молодежи не хочет взрослеть и становиться взрослыми на социальном уровне, она боится ответственности, рутины, обязанностей.
  • Представители неформальных групп хотят казаться взрослыми, но жить легкой и беззаботной жизнью. Чаще всего решением является употребление каких-либо веществ (наркотики, алкоголь), копирование внешнего поведения.

Сейчас наше общество вновь переживает серьезные изменения, переоценку ценностей, разрушение и создание многих систем, поэтому именно молодежи сложнее всего. Хотя это и самая мобильная демографическая группа, в то же время это самая социльно слабая и неустойчивая группа:

  • с одной стороны, молодежь хочет понять общество, войти в него, найти ориентиры и свое место;
  • а с другой натыкается на непонимание и непринятие, отсутствие тех самых ориентиров, противоречивые информационные данные, воздействие различных философий и видений мира.

Молодежные субкультуры и их роль в современном обществе

Время стремительно летит и мир подстраивается под его изменения. Однако всегда были те, кто считал нужным придерживаться выбранной идеологии, бросая вызов большинству окружающих. В ХХ столетии такие индивидуумы объединились под термином «субкультуры», и активно продолжают развивать свои сообщества.

Изначально представители таких групп всячески противопоставляли себя большинству и неохотно принимали в свои ряды новичков. Сейчас в этом плане свободы гораздо больше. В советском союзе их назвали неформальным объединением молодежи. К ним относились с неодобрением и опаской, но сейчас субкультуры уже не кажутся чем-то необычным, пугающим и нездоровым.

Они уже не считаются чем-то категорически негативным, и даже несут определенную пользу обществу. Теперь люди, которые раньше замыкались в себе, боясь оказаться непонятыми, могут легко найти друзей по интересам, какие бы безумные увлечения их не интересовали.

Членами различных субкультур зачастую становятся подростки, желающие выразить протест взрослым, и если их выбор падает на гопников и эмо, то это может привести к проблемам.

Характеристика молодежной субкультуры

Культурой принято называть убеждения, ценности и выразительные средства, являющиеся общими для определенной группы людей, которые используются для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.
Определение 1

Под субкультурой следует понимать систему норм и ценностей, которые противопоставляют группу большинству обществ.

Ее формирование происходит под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры имеют лишь некоторые отклонения от национальной культуры, принятой большинством, но не являются отказом от нее.

Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Список субкультур

Список субкультур довольно обширен. Рассмотрим самые популярные из них. Итак, примеры субкультур

Хиппи

Философская молодежная субкультура, первые упоминания о которой появились в 60-х годах в Америке. Изначально выражали протест против пуританской морали, насилия. Также их называли «детьми цветов» за использования лозунга «Flower Power». Одними из символов группы стали старые раскрашенные микроавтобусы, на которых они разъезжали по небольшим городам США, шокируя сограждан необычным внешним видом, неординарными выходками.

Хиппи

В одежде хиппи преобладают этнические элементы, насыщенные цвета. Зачастую носят длинные волосы, увлекаются восточными религиями, медитациями. Согласно их убеждениям, люди должны быть свободными, и достичь этого можно изменив душу.

Скинхеды

Ультраправая молодежная субкультура, члены которой отличаются весьма экстремальной деятельностью и пропагандируют национал-социалистическую идеологию. Появилась в Англии в 80-х годах ХХ века. Позиционировали себя солдатами Священной расовой войны, противостоящим «недолюдям» — евреям, афроамериканцам, цыганам, гомосексуалистам, наркоманам, левой молодежи. После развала СССР движение начало набирать популярность и в России, приняв экстремальную направленность. У скинхедов имеется культ личности Гитлера и прочих нацистов. Являются сторонниками радикальных мер в отношении «неарийцев».

Скинхэди

Образ типичного скинхеда: выбритая голова или короткие волосы, темные футболки или рубашки, темные куртки, высокие ботинки.

Эмо

Довольно известный пример субкультуры. Обычно к ней относятся подростки с ярко выраженным акцентом на личные переживания, возвышенную дружбу и любовь, романтизм. Ориентируются на духовные идеалы в виде честности, искренности, верности. Появилась в Британии в 80-х годах ХХ века.

Эмо

Популярная атрибутика: значки на одежде, сумках, обуви, а также крупные украшения, очки в яркой оправе. В имидже преобладают черный и розовый цвет. Черный символизирует отверженность и депрессию, а розовый – отрицания мрачной реальности. Эмо зачастую ранимые и депрессивные, имеют склонность к суициду (культивируемой искусственно или реальную).

Готы

Представляют молодежную субкультуру, появившуюся в 70-х годах ХХ века. Название появилось чуть позже, однако точный смысл и авторство неизвестны. Предполагается, что термин произошел от значения «варварский» либо от прозвища лидера группы «Sex Gang Children» (Граф Визи-гот). Субкультура формировалась как музыкальная, однако позже существенное влияние оказала литература (Мэри Шелли, Э.По и т.д.) и кинематограф («Сонная лощина», «Ворон» и т.д.).

Готы

Главные аспекты имиджа: преобладание в одежде черного цвета, металлические украшения, готическая символика (черепа, кресты, пентаграммы и так далее). Макияж используют и женщины, и мужчины (белая пудра, черная подводка для глаз).

Панки

Пример субкультуры, о которой слышали практически все. Слово «панк» происходит от английского «punk» (отбросы, грязь). Движение началось в США, Канаде, Великобритании в 70-х годах. Представители субкультуры отличаются стремлением к независимости, антимилитаризму, нигилизму, и личной свободе. Имеется немало ответвлений течения (хоррор-панк, наци-панк и так далее).

Панки

Типичный образ: яркие волосы, закрепленные в ирокез. Зачастую носят куртки-косухи, пятнистые джинсы, кеды, тяжелые ботинки. Пользуются декоративной косметикой. Известные атрибуты субкультуры: браслеты, ошейники с шипами, серьги.

Растаманы

Представители субкультуры, ратующей за религиозно-политическую доктрину африканского превосходства. Основой убеждений считается идея возвращения темнокожих в Африку и создание огромного африканского государства. В СНГ произошла замена идеей «Сион в тебе». Убеждения растаманов гласят, что Сион нужно искать не в материальном мире, а в душе человека, стремясь к нему добрыми делами, мыслями, любовью.

Растаман

Предпочтительные цвета – красный, зеленый, желтый, музыка – регги, прическа – дреды. Считают, что гашиш и марихуана должны быть позволены населению на официальном уровне, участвуют в различных демонстрациях.

Геймеры

Термин произошел от английского слова «gamer» (игрок). Речь идет о человеке, увлекающимся компьютерными играми, чувствующим от них психологическую зависимость. Увлечение может повлечь за собой неблагоприятные последствия: человек перестает адекватно воспринимать реальность. Геймеры относятся не только к молодежной субкультуре – тяге к играм могут быть подвержены и дети, и люди в возрасте.

Геймеры

С распространением интернет-технологий субкультура начала распространяться активнее. Внешне геймеры могут не отличаться от сверстников, но их «сущность» легко обнаружить при общении: они владеют множество непонятных большинству людей терминами, относящимся к геймерской жизни. Польза от такого увлечения возможна исключительно при наличии чувства меры. Человек, не просиживающий за играми сутки напролет, развивает скорость мышления, его реакции становятся острее.

Гопники

Впервые этот термин появился в 80-х годах минувшего века. Им характеризовалась молодежная субкультура, которая не гнушалась выходками криминального характера, вызывающим и нахальным поведением. Особенности рядового гопника: желание вселить страх, унизить, доминировать. По мнению множества исследователей, к гопникам можно отнести существенную прослойку современных молодых людей.

Гопники

Поведение представителя «гопоты» неотличимо от поведения обычных преступников. Они агрессивны, часто проводят время на улицах, «цепляясь» к прохожим. Характерный внешний облик, ставший предметом многочисленных мемов: кепка-уточка, спортивные брюки, кожаная куртка, туфли или кроссовки. Для представителей этой прослойки естественна сильно выраженная гомофобия.

Ролевики

Не самая известная, но набирающая обороты молодежная субкультура. Приверженцы ролевых игр понимают, что всерьез изменить окружающий мир непросто, поэтому они создают «собственную реальность», погружаясь в мир фэнтези, различных игр. В современном мире можно выделить несколько главных течений в этой сфере: хоббитские игры, сатано-ролевики, фэнтэзийные розенкрейцеры.

Ролевики

Ценности субкультур

Социализация

Ценности молодежных субкультур до сих пор не исследованы до конца. Возможно, это связано с их динамичностью, трансформацией и тенденцией к заимствованиям.

Ценности субкультур – диктуемые субкультурой приоритеты и потребности во всех сферах жизни индивида (социальная, духовная, материальная).

  • Как правило, ценности молодежных субкультур не противоречат полностью общепринятым образцам. Чаще они могут мирно сосуществовать или же критике поддаются отдельные аспекты жизни общества. Группы, ценности которых абсолютно противоположны общепринятым, называются контркультурами.
  • В культуре российской молодежи встречаются элементы как контркультур, так и субкультур. В молодежной субкультуре наиболее важной сферой является досуговая. Отсюда и вытекают многие особенности времяпрепровождения и мировоззрения молодых людей.

Для некоторых субкультур, например диггеров и толкиенистов, главной ценностью является риск, поиски приключений, испытание себя, поиски новых и необычных ощущений, смысла жизни. Такая же тяга к риску движет и членами субкультур, связанных с опасными видами спорта.

Можно выделить несколько групп субкультур, классифицировав их по ценностям.

По направленности ценностей

  • Музыкальное направление (рокеры, рэперы, металлисты и т. д.).
  • Спортивно-экстремальное (паркурщики, скейтеры, байкеры, мотоциклисты, велосипедисты, воркаут).
  • Субкультуры виртуального пространства (геймеры, хакеры, иные интернет-субкультуры).
  • Модно-потребительские группы (хипстеры, стиляги и т. д.).
  • Эпатажно-эскапистские (эмо, готы, хиппи).
  • Спортивные болельщики (футбольные фанаты, ультрас).
  • Танцевальные группы (брейк-данс, хип-хоп и другое).
  • Креативно направленные (граффити).
  • Творчески увлеченные (анимешники) и творчески-имитационные (реконструкторы, толкиенисты).

По типу объединения ценностей

  1. По типу времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы, нацисты). Для них ценностью является формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, участие в решении политических проблем, сохранение и восстановление памятников культуры и истории, улучшение окружающей среды, любая социальная и политическая активность.
  2. По образу жизни (пипл, хайрасты, религиозные организации, «системники» и любые их ответвления). Пропагандируют и следуют идее ценности человеческого общения, мира и любви. Представителей таких групп объединяет поиск бытия без экономических и социальных проблем, противоречий, войн, повседневных хлопот и иных потрясений. Очень часто даже повзрослев, люди не уходят из этих субкультур, так как для них это не способ проведения досуга, а сама жизнь.
  3. По альтернативному творчеству (не признанные официально художники, скульпторы, музыканты, граффитисты). Первое место занимает творческая самореализация. Они рисуют, пишут стихи, музыку, но их творчество выходит за рамки общепринятого, потому не признается официально.

По уровню преемственности и ценности ПАВ

  • Группы с негативным отношением (неонацисты, шовинисты, движение стрэйт-эджд).
  • «Группы риска» (растаманы, хиппи, панки, рейверы, рэперы, эмо, готы, байкеры).
  • Группы с нейтральным отношением (аниме, натуристы, нудисты, ролевики, толкиенисты).

По отношению ценностей к общепринятым способам их достижения

  • Конформисты. Ценности группы совпадают с общественными и достигаются законными средствами.
  • Ретретисты. Ценности группы совпадают с общественными, но достигаются любым путем, в том числе противозаконным.
  • Ритуалисты. Общественные ценности отрицаются, но ценности субкультуры достигаются только законным путем.
  • Инноваторы. Не признаются ни ценности, ни способы их получения. Участники предлагают альтернативные методы достижения целей.
  • Мятежники. Не признаются ценности и способы, выдвигаются альтернативы. Для их достижения выбираются любые методы.

По гендерным ценностям

  • Андрогинность (отсутствие отличия полов и разделения социальных ролей). Тенденция заметна, например, у эмо, глэм-рокеров, фриков, готов, анимешников, хиппи.
  • Маскулинность (культ физической силы, брутальности и мужественности). Характерна для футбольных фанатов, байкеров, металлистов, скинхедов, гопников.
  • В некоторых субкультурах сохранилась гендерная идентификация и разделение ролей (гламур, ролевики, хип-хоп).
  • Гендерно индифферентные, то есть нейтральные группы (панк, раста, рейв, альтернатива, роллеры, скейтеры, сноубордисты, хакеры, растаманы).

Спорным является вопрос о причинно-следственных связях между ценностными ориентациями субкультур и особенностями современной молодежи:

  • с одной стороны, молодежь сама создает и развивает субкультуры, а значит, вкладывает определенные ценности;
  • с другой – субкультуры взаимодействуют друг с другом, с общей культурой, с культурой других стран, а значит, в них проникают новые (возможно, кому-то выгодные) установки.

Как правило, ценности субкультур очень влияют на формирование личности и оставляют свой след навсегда. Даже после самоопределения человека в обществе и ухода из субкультуры некоторые субкультурные ценности навсегда остаются с ним. Ценности и тенденции молодежной среды, наблюдаемые в наши дни, могут укорениться и стать определяющим фактором в формировании будущего страны, общества, мировой культуры.

Напоследок предлагаю познакомиться с новым и опасным молодежным движением «Молодежный патруль». Это яркий пример деструктивной и асоциальной молодежной субкультуры. Неужели в таком мире мы хотим жить?

Взаимоотношения между разными субкультурами

Субкультура – это весьма распространенное явление, делится на виды, каждый из которых имеет свои особенности и отличия. Как и прочие культурные явления, субкультуры образовались в культурно-насыщенной среде. Случилось это в начале ХХ столетия, в период перенасыщения обществом различными идеями и философскими течениями. В современном мире нельзя заявить, что субкультуры автономны и никак не связаны с прочими. Им приходится взаимодействовать, и в их отношениях нередко появляются конфликты.

Некоторые субкультуры откровенно заявляют о неприязни к мировоззрению друг друга. Это называют субкультурным антагонизмом. Речь может идти о музыкальных субкультурах и, соответственно, конфликты возникают в результате разности предпочтений. Ситуация стала особо заметной, когда в обществе начали пользоваться популярностью многие музыкальные направления, существенно отличающиеся по звучанию и стилю. Каждая из субкультур полагает, что их жанр лучше и имеет глубину, в отличие от прочих.

Напряжение, возникающее между сторонами может привести к противостоянию участников. Каждая субкультура старается честь свои негласные правила. Зачастую они даже не предписаны, а проявляются интуитивно. В схожих ситуациях представители разных субкультур могут действовать совершенно противоположно, в зависимости от своего мировоззрения, мотивации. Любое объединение придерживается собственной системы ценностей, и, естественно, считает мнения прочих неформальных групп не совсем правильным или вовсе абсурдным. В случае стычки в подобной ситуации сложно договориться. Например, скинхеды не считают зазорным добиваться собственной правоты, идя путем физического насилия. В то же время эмо совсем не склонны к насилию и могут даже пожертвовать жизнью, чтобы доказать истинность собственных убеждений.

Основная задача общества заключается в признании того, что субкультура – часть общей культуры. Вовсе не обязательно применять привычные радикальные меры, пытаясь доказать значимость своего мнения и собственную правоту. Многие родители беспокоятся, узнав, что их дети становятся частью какой-либо субкультуры, но если речь идет о безобидных видах, вроде тех, которые проявляются в том или ином стиле одежды, позвольте подростку проявить свою индивидуальность. Многие молодые люди пытаются выразить протест, примкнув к той или иной группе – покажите им, что вы на одной стороне с ними и противостоять друг другу нет нужды.

Понятие субкультуры

На одном из сайтов в Интернете есть список обычных фраз современного человека, за которые году в 1990-м человеку грозило попасть в психиатрическую лечебницу. Например, «Я тебе из леса отзвонюсь». Другой пример: в книжном магазине до двух третей книг имеют названия и жанры, невозможные пару десятилетий назад.

В жизни подростков, юношей и девушек, молодежи эти социально-технические новшества и культурные влияния оформляются в виде современных молодежных субкультур и деятельностей.

Субкультура – это модели поведения, жизненные стили, специфические ценности и их символическое выражение какой-либо социальной группы.

Свои субкультуры имеют не только возрастные когорты и особые слои молодежи, но и профессиональные группы. Субкультуры есть у врачей, космонавтов, актеров, телевизионщиков, учителей… Обычные учительские слова «окно», «часы», «русичка», «продленка» далеко не всем представителям иных профессий понятны. А попробуйте расшифровать сленг тележурналистов: «кирпич», «консервы», «лайв», «линейка», «паркет»… Отличительные особенности культуры присущи и политическим объединениям: субкультура тех же коммунистов не очень похожа на субкультуру либералов.

Молодежная субкультура – это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет).

Молодежные субкультуры существовали давно, по крайней мере, со второй половины ХХ века. В нашей стране они обратили на себя внимание общества и средств массовой информации в 1980-е годы. В те годы носителей таких особенных культурных практик обычно называли участниками неформальных молодежных объединений. Наиболее известные примеры – хиппи, панки, рокеры, металлисты.

Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля говорения. Например, длинные волосы хиппи – это не только длинные волосы, но и символизация свободы; англоязычный слой сленга хиппи – это ориентация на западные образцы поведения; квартира, где собираются неформалы, – это не просто помещение, а флэт, где все свои, объединенные непритязательным стилем повседневной жизни.

Громов Дмитрий Вячеславович, кандидат психологических наук «Молодежные субкультуры»

Преобладающая направленность тех юношеских и молодежных групп была асоциальна. Асоциальна, но не антисоциальна! Асоциальность в этой терминологии трактуется как непринятие преобладающих в официальном обществе норм внешности, поведения, общения, времяпровождения. В то время как антисоциальность – это направленность личности, группы, содержащая агрессивное, противостоящее обществу начало и имеющая тенденцию к смыканию с криминальной культурой.

Число молодых людей, подростков, принадлежащих к молодежным субкультурам 15–20 лет назад, даже в больших городах было немногочисленно. По данным ряда опросов начала 1990-х годов, определенно к неформальным группам себя относили 1−3% юношей и девушек.

В 2000-е годы в молодежной культуре происходили и происходят значительные изменения. Прежде всего, это увеличение, рост молодежных, юношеских групп, объединенных новыми, порой весьма необычными, видами деятельности, такими как ролевые игры (ролевки), маунтбейки, файер-шоу, фотокроссы, городские игры (дозоры, энкаутеры, квесты), паркуры, стрит-дансы, стрит-болы, граффити, пейнтболы, байкерство, стрейсеры. Некоторые из этих групп, те же байкеры и стрейсеры, существенно выходят за пределы молодежного возраста.

Вокруг таких деятельностей иногда возникает своя субкультура: свои традиции одежды (та же кепочка у маунтбейкеров или перчатки файершистов), свои кумиры, места сбора, традиции, правила «тусования». Но нередко юноши, подростки, увлекаясь новой деятельностью, не воспринимают себя как принадлежащих к какой-то особой группе. Для них деятельность только деятельность.

Примеры субкультур

Чтобы окончательно разобраться в том, что такое субкультура, рассмотрим несколько примеров. Вообще, их существует огромное количество и постоянно возникают новые. Однако в истории есть несколько наиболее ярких субкультурных движений, которые не просто были популярны, но и оказали заметное влияние на глобальные исторические события. Рассмотрим несколько наиболее известных.

Панки

Данная подкультура возникла в 1970-х годах в Великобритании. Страна не могла преодолеть сильный экономический кризис, молодые люди не могли трудоустроиться и не понимали, что делать дальше. Из-за этого у них появился лозунг «Нет будущего!», который и стал девизом субкультуры. Идея данного движения заключалась в том, что ситуация уже настолько плоха, что испортить её ещё сильнее просто невозможно. Панки не отличались особой законопослушностью, поскольку считали, что им нечего терять.

Готы

Это движение возникло под влиянием панк-культуры и многое от неё переняло. Готы тоже пренебрежительно относятся к образованию и любому личностному развитию. При этом они ведут себя более сдержанно, чем панки, и не стремятся к такому пёстрому внешнему виду. В их внешности преобладает чёрный цвет. Они выбирают черную одежду и аксессуары, красят черной краской волосы, используют черный макияж.

Эмо

Это самая эмоциональная субкультура, ведь именно от слова «эмоции» образовано её название. Эмо слушают особую музыку и одеваются так, чтобы создать максимально драматический и эмоциональный образ. Также для них характерны специфические прически и обильный макияж, подчеркивающий размер и форму глаз. В их внешнем виде преобладают черный и розовый цвет.

Признаки субкультуры

В большинстве случаев представители субкультур стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенному течению. Это проявляется в их привычках, манере поведения, особенностях речи и внешнего вида. Они слушают определенные стили музыки и часто отрицают другие стили, даже если не испытывают к ним эстетического неприятия.

Большинству подкультур свойственно наличие таких элементов как:

  • особый стиль жизни и поведения;
  • собственный набор моральных ценностей и взглядов;
  • характерные особенности внешнего вида;
  • нонконформизм;
  • низкая толерантность ко всеобщим ценностям и высокая к ценностям, принятым внутри движения.

Обычно субкультуры аполитичны, и их представители подчеркивают свою аполитичность. Но бывает и так, что они придерживаются определенных политических взглядов, которые высказывают в довольно жёсткой форме. Субкультура может быть замкнутой и стремиться максимально изолироваться от общества, а может вести себя вызывающе, демонстрируя протест против принятых в обществе норм или каких-то значимых событий. Многие субкультуры имеют собственную прессу и общественные организации.

Влияние субкультур на жизнь подростка

В последнее десятилетие молодежные субкультуры являются одной из важных ценностей современной молодежи. C помощью разнообразных направлений молодежь является носителем «нестандартных» ценностей. Наше общество не однородно. Каждый человек — это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами, Но при этом у многих похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур — объединение людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

«Каждый ребенок имеет право на свободу слова и выражение своего мнения, свободу совести, развитие своей общественной активности, получение и распространение информации, соответствующей его возрасту, добровольное участие в общественных объединениях, а также в других формах некоммерческих организаций и мирных собраниях, разрешенных законодательством Республики Казахстан» [1].

Согласно закону Республики Казахстан «О государственной молодежной политике», молодежь в целях самостоятельного решения социальных, культурных, образовательных задач, направленных на защиту их прав и интересов, удовлетворение потребностей и успешную социализацию, имеют право создавать и участвовать в деятельности различных организаций: молодежных и детско-юношеских; добровольческих; профессиональных союзов; детско-юношеских, молодежных, студенческих спортивных лиг; молодежных творческих союзов; молодежных клубов по интересам [2].

Одним из наиболее ярких периодов становления личности, характеризующимся стабилизацией черт характера и основных форм межличностного общения является подростковый возраст.

Подростковый возраст во многом является определяющим в жизни каждого человека. Подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот короткий период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Подростничество — это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск, ради другого и т.п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя.

Поиск себя и самовыражение вынуждают подростков искать примеры для подражания и идеалы. В этот период процесс формирования самосознания, происходит по средствам «примерки» на себя качеств, принадлежащих тем, кого подросток считает своим идеалами. Проблема только в том, что эти идеалы могут быть очень разными, а их качества слишком противоречивыми, чтобы сформировать из них единую полноценную личность. В связи с этим, добиться нужного сходства с идеалами, заведомо, невозможно, что и является центральной проблемой несущей в себе массу переживаний по этому поводу [3].

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества, называют субкультурой. Понятие «субкультура» неоднозначно, её можно рассматривать:

  1. с точки зрения психологии:
  • трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры;
  • особую форму организации людей, определяющую стиль жизни и мышления ее носителей, отличающуюся своими обычаями, нормами, интересами;
  • совокупность некоторых негативных интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры [4];
  1. с точки зрения философии — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение [5];
  2. с точки зрения культурологии — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её [6];
  3. с точки зрения педагогики — совокупность специфических социальнопсихологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальные представители социума) [7].

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой, ее основой могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

По мнениюю В.А. Гришина характерными особенностями субкультур являются:

  • безнравственность, равнодушие, безразличие — т.е. состояние свободы от обязанностей и ответственности;
  • проявление своей сущности — т.е. субкультура как средство самовыражения и солидарности;
  • социализирующая роль — т.е. роль семьи, школы, окружающей среды;
  • нутреннее единообразие и внешний протест — протест против установленной системы власти, против всего старшего поколения;
  • маргинальность — промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами;
  • образ — элементы костюма, прическа, косметика;
  • манера поведения — особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, походка, жестикуляция и т.д.);
  • сленг — специфический словарь и его использование [8].

В настоящие время субкультуры получили очень широкое распространение, которые охватывают все слои общества. Наиболее восприимчивыми являются подростки, которые отличаются своим поведением, привычками и мировоззрением. Нередко они становятся представителями какой-нибудь субкультуры, имеющей свои правила и тенденцию развития. Влияние субкультур на подростков является одной из самых актуальных проблем, волнующих родителей, классных руководителей, общество в целом.

Подростковые субкультуры, представляют собой отдельную систему ценностей и моделей поведения, ту безопасную, для подростка, зону, в которой он может сохранять и формировать свою индивидуальность. Подростковая субкультура — это некая попытка построить сообщество единомышленников и утвердить свой собственный стиль жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого. Именно это и помогает выйти из конфликта пубертатного возраста не менее эффективным способом, чем следование нормам установленным родителями. Субкультуры не только дают возможность подростку установить свои правила и ритуалы, но и, как бы, разрешают ему те или иные способы проявления самовыражения.

Наиболее распространенными субкультурами среди подростков на сегодняшний день являются скинхеды, готы, анимешники и панки.

  1. Скинхеды — название произошло от англ, скин хэд — бритая голова. Это неофашистские молодежные группировки (средний возраст 17-18 лет) закрытого типа, военного образца, проповедующие культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Скинхеды любят слушать военные гимны и марши, музыку в стиле «металл» середины 80-х годов. Скинхеды не скрывают своих взглядов, в качестве приветствия вытягивают вперед руку. Часто молодежную группировку возглавляет взрослый человек с профашистскими взглядами. На собрания, которые проводят скинхеды, чужие не допускаются. Идеология скинхедов — подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь, в ее основе лежат идеи национал-социализма и антисемитизма. По отношению к другим субкультурам скинхеды: ненавидят гранджеров, рэперов, хиппи, рэйверов и людей с другим цветом кожи; к металлистам и большинству рокеров либо равнодушны, либо симпатизируют им; байкеров побаиваются.
  2. Готы — название произошло от англ, готик — варварский, грубый. Это одна из самых старых и влиятельных существующих субкультур, стабильно продолжающих поддерживать уровень популярности среди подростков (средний возраст 15-19 лет). Идеология движения готов основана на идее романтизации смерти, боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления. Отсюда соответствующие стиль некромантического деканданса в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно в черные цвета одежды.

Для данной субкультуры характерна общая тенденция к театральности, позёрству и гипертрофированной заботе о специфическом имидже, к извращенной форме эстетства, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику. Для готов характерны депрессивное психологическое состояние, искусственная стимуляция, либо имитация такого состояния, как вариант — романтически-депрессивный взгляд на жизнь, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему. По отношению к другим субкультурам готы предпочитают нейтральную зону.

  1. Анимешники — название произошло от яп. анимэ — японская анимация. Массовое увлечение подростков и молодежи (средний возраст 15-27 лет) аниме- фильмами привело к формированию данной субкультуры. Характерными признаками анимешников являются: сборы в компаниях, в интернете или вживую, где они делятся впечатлениями и обсуждают просмотренные аниме, обмениваются фильмами. Анимешники часто употребляют смайлики, как в смсках, так и в школьных тетрадках или студенческих конспектах. Анимешников сложно назвать сформированной субкультурой за неимением какой-то общей идеи или ценностей, скорее, это клуб по интересам.
  2. Панки — название произошло от англ, панк — гнилой, гнильё, отбросы. Это молодёжная субкультура, возникшая в конце 1960-х — начале 1970-х годов в Великобритании, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. По своему внешнему виду, назвать их красивыми или стильными никак нельзя (что не скажешь о тех же металлистах или эмо). Отличительные черты панков — ирокезы на голове, кожаные куртки на голое тело или рванные майки, массовый пирсинг на лице и пренебрежение ванной и душем. Панки поддерживают тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и психобилити.

C данными субкультурами подростки пытаются осознать себя и найти свое место в жизни. Нередко их поискам сопутствуют не самые полезные эксперименты, в результате которых появляются такие проблемы, как подростковая наркомания, алкоголизм. В последнее время стали распространяться различные субкультуры, в которых некоторые ценности отклоняются от общепризнанных.

На подростков субкультуры в зависимости от содержания оказывают различное влияние, оно может быть как положительным, так и негативным. Негативное влияние проявляется как активизация качеств личности, с которыми пытается бороться общество. В некоторых течениях может пропагандироваться нетерпимость к определенным группам людей и жестокость, например, скинхеды отличаются расизмом и могут совершать незаконные действия, которые соответствуют их идеологии. При этом среди представителей субкультуры такое поведение является нормой, поэтому они могут не осознавать полной ответственности за свои поступки. Некоторые подростки начинают ощущать вседозволенность и попадают в неприятности. В этом случае влияние субкультур корректирует мировоззрение человека, настраивая его против других членов общества. Положительное влияние субкультур проявляется в приобретении необходимых навыков социализации и умении приспосабливается к другим людям [9].

Субкультуры помогают подросткам реализовать свои желания. Например, на фоне их агрессии существует потребность в общении, которую можно удовлетворить только среди так называемых «своих». Тех, кто не принадлежит этой группе, подростки воспринимают настороженно. Этим свойством субкультуры поддерживают подростковую отчужденность. Благодаря сформированной группе подростки повышают свой авторитет в глазах сверстников. Они очень дорожат этими возможностями, именно поэтому так негативно реагируют на попытку окружающих взрослых принудительно разорвать их связь с другими членами субкультуры.

C точки зрения адаптации подростков к жизни влияние субкультур может быть как положительным, так и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые навыки и приспосабливаются к другим людям. В неформальных подростковых группах не только снимают напряжение после учебы, сколько тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности. Многие родители считают иначе, их дети благодаря взаимодействию со сверстниками могут получить важные жизненные уроки. Это происходит в то время, когда советы со стороны и нравоучения практически не принимаются во внимание молодежью.

Однако существует и ряд негативных последствий. В некоторых течениях может пропагандироваться нетерпимость к определенным группам людей и жестокость (например, скинхеды отличаются расизмом и могут совершать незаконные действия, которые соответствуют их идеологии). При этом среди представителей субкультуры такое поведение является нормой, поэтому они могут не осознавать полной ответственности за свои поступки. Некоторые подростки начинают ощущать вседозволенность и попадают в неприятности. В этом случае влияние субкультур корректирует мировоззрение человека, настраивая его против других членов общества.

Во всех субкультурах существуют не только законы поведения, но и правила, которые диктуют определенный внешний вид. Подростки отдельных течений могут удивлять и даже шокировать взрослых многочисленным пирсингом, неестественным цветом волос, довольно странной модой на одежду и аксессуары. Часто непонимание между обществом и подростками возникает именно на этой почве. Молодежь не терпит вмешательства в личную жизнь [9].

Подростковая субкультура возникает из потребности к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине ее удовлетворения. Причем для молодого человека вполне достаточно достигнуть определенного возраста, чтобы стать признанным членом молодежной неформальной группы, куда взрослому путь навсегда закрыт. Чтобы осознать влияние субкультур на подростков, необходимо понять смысл их существования. Ведь различные молодежные течения возникают вследствие определенных тенденций общества. Агрессия в субкультурах становится ответом на несправедливость взрослых, военные конфликты и неправильное воспитание, а броский внешний вид свидетельствует о бунтарстве против норм. То есть, молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей.

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-П О правах ребенка в Республике Казахстан. https://online.zakon.kz/Document/7doc id=1032460
  2. Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике» от 7 июля 2004 года№ 581. Ст.27. httD://online.zakon.kz/Document/?doc id=1049268&doc id2=31414739
  3. Моздор Н.В. Наши дети // Семейная сессия. — 2008. — № 9 (36). — С. 25.
  4. Баева И. Психология молодежной субкультуры: риск и перспективы роста // Социальная педагогика. — 2010. — 2. — С. 117-125.
  5. Абдирайымова Г. Проблемы молодежной субкультуры // Мысль. — 2004. — №11. — с.74-76.
  6. Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы.// Социологические исследования. -2010. — 6.-С. 93-101.
  7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — M., 2002. — С. 280.
  8. Гришин В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. — M.: Изд-во НИИ культуры. 1990.
  9. Павлов Б.С. Над опасным «социальным придоньем» (о девиантной субкультуре подростков) // Социс. — 2013. — №2,- С. 69-80.

Урбанистические субкультуры

Вот кого справедливо назвать «городскими племенами». Сюда относятся:

  1. Руферы. Исследуют заброшки, старые производственные или социальные объекты. Также забираются на крыши высоток.
  2. Диггеры. Путешествуют по подземным ходам и сооружениям.
  3. Киберготы, они же киберпанки (см. что такое стимпанк). Генезис книжный и игровой. Это поклонники идеи техногенного апокалипсиса и жизни после него. Заточены под индустриализацию.
  4. Сталкеры. Ездят в запрещенные зоны, закрытые местности.

    Сталкеры

Некоторые относят сюда хулиганов, которые сами себя субкультурой не считают.

Зато в эту группу можно добавить байкеров, которые часто оказываются вне классификаций. Это люди, для которых мотоцикл стал образом жизни. Культ колес, дороги и полной свободы.

Байк

Молодежь как социально-психологическая группа

Чтобы рассмотреть проблемы молодежи, необходимо представить, что такое молодежь, чем она отличается от других социальных групп.

Поэтому первая глава посвящена анализу индивидуальных и личностных особенностей, характерных для молодого возраста, а также закономерностей усвоения норм, ценностей, поведения, характерных для общества, различных организованных и неорганизованных групп, оказывающих влияние на личность.

В течение длительного времени в российской социологии подростки не рассматривались как отдельная социально-демографическая группа.

Выделение такой группы не вписывалось в существующие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине его общественно-политического единства.

Одно из первых определений термина «молодежь» было дано В.Т. Лисовским в 1968 г.: «молодое поколение людей, которые проходят этап социализации и учатся (и уже научились в более зрелом возрасте) образовательной, профессиональной, культурной и другим социальным функциям; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодости могут варьироваться от 16 до 30 лет». Более полное определение было дано позднее И.С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, характеризующаяся набором возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических характеристик, обусловленных и тем, и другим». Молодежь как конкретный этап, стадия жизненного цикла является биологически универсальной, но ее специфические возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические характеристики носят социальный и исторический характер и зависят от социальной системы, культуры и закономерностей социализации, свойственных обществу».

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, характеризующуюся рядом особенностей, характеристик социального статуса и обусловленную теми или иными социально-психологическими характеристиками, определяемыми уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодость — это путь в будущее, который человек выбирает сам. Выбор будущего, его планирование — характерная черта молодого возраста; было бы не так привлекательно, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

В психологии старости молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, формирования самосознания и формирования социального статуса человека. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью обрабатывать и усваивать огромный поток информации. В это время развивается критическое мышление, желание сделать собственную оценку различных явлений, поиск аргументов, оригинальное мышление. В то же время, в этом возрасте все еще существуют некоторые установки и стереотипы, унаследованные от предыдущего поколения. Это связано с тем, что период активной деятельности противопоставляет молодому человеку ограниченный характер практической, творческой деятельности, неполное включение молодого человека в систему социальных отношений. Поэтому в поведении молодежи наблюдается удивительное сочетание противоречивых качеств и особенностей: стремление к идентификации и изоляции, конформизм и негативизм, подражание и отторжение общепринятых норм, стремление к общению и замкнутости, оторванность от внешнего мира. Нестабильность и непоследовательность юношеского сознания влияет на многие формы поведения и деятельности личности. Сознание молодежи определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях процесс социализации стал более сложным и длительным, и, соответственно, критерии социальной зрелости стали другими. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и получением образования, обучением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Влияние этих факторов не является одновременным и однозначным в разных социальных группах, поэтому усвоение подростком системы социальных ролей взрослых является противоречивым. Он может быть ответственным и серьезным в одной области и чувствовать себя подростком в другой.

Во-вторых, формирование социальной зрелости молодых людей происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: Семья, школа, трудовой коллектив, средства массовой информации, молодежные организации и спонтанные группы. Эта множественность институтов и механизмов социализации не является жесткой иерархической системой, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Молодежь-Пора, когда каждый должен определить свою судьбу, найти единственно верный путь жизни, ведущий к успеху, который позволит максимально реализовать свои способности и таланты. Этот период связан с мучительно трудным процессом самопознания, нахождения своего «я». Человек должен определить границы своих фактических способностей для того, чтобы понять, на что он способен для того, чтобы заявить о себе в обществе. С другой стороны, в то же время, он должен сформировать максимально точную картину окружающего мира, систематизировать его ценностные ориентации, политические, моральные, эстетические взгляды. Жизнь дает молодому человеку необходимость принимать ряд критических решений в условиях отсутствия жизненного опыта. Выбор профессии, выбор партнера, выбор друзей — это далеко не полный список проблем, тех или иных решений, которые в значительной степени формируют дальнейший образ жизни.

Музыкальные субкультуры

Жанры музыки – это тот фундамент, на котором были построены самые громкие, широко известные субкультуры. Прежде всего, это:

  1. Хиппи. Одна из самых старых молодёжно-музыкальных субкультур, которая объединила адептов идеи пацифизма и любителей рока.

    Хиппи

  2. Растаманы. Поклонники регги и легализации марихуаны, чья подкультура получила статус религиозного движения (растафарианства).

    Растаман

  3. Металлисты – любители музыки в стиле металл. Одни из первых представителей новой волны ярких субкультур, появившихся в 1970-80-х годах. Самое главное – личностная свобода.

    Металлисты

  4. Панки. Помимо любви к панк-року, объединены чистым противопоставлением себя обществу, оголтелым политическим бунтом. «Мама – анархия, папа – стакан портвейна» — это сюда.

    Рок-музыканты

  5. Готы. Мрачные, меланхоличные личности, которые слушают готик-рок и тащатся по викторианской эпохе.

    Готы

  6. Хип-хоп культура. Внутри выделяют рэп, хип-хоп и битбокс.

    Хип-хоп

  7. Эмо открыли новую эпоху субкультур, открывшуюся в 90х и нулевых.

    Эмо
    В основном это подростки, демонстрирующие чувствительность, яркие эмоции и тягу к суЕциду. Музыкальный стиль называется так же.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]