Тема 6. Анализ понятия «социально-психологическая адаптация»

Приспособление человека к новым условиям называют адаптацией. Социальная адаптация – это процесс освоения гражданином норм и правил поведения в обществе. С точки зрения обществознания и психологии, социальная адаптация выполняет важные функции в процессе социализации. У одних людей формирование социально одобряемого поведения идет быстрее, у других – медленнее. Скорость протекания приспособления к жизни в обществе зависит от множества факторов.

Социальное приспособление

Тема 6. Анализ понятия «социально-психологическая адаптация»

Обзор теоретических подходов

Социально-психологическая адаптация рассматривается в научной литературе как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы [5]. Необходимость в социально-психологической адаптации обычно возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия с привычной средой. Её можно также представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать своё отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения [8].

В научной литературе наблюдается отсутствие четких разграничений в определениях понятий «социально-психологическая адаптация», «социальная адаптация», «социализация», «психическая адаптация» [5]. Обычно принято выделять два вида адаптации – психофизиологическую и социально-психологическую. Причем социально-психологическая адаптация имеет два уровня:

1. поведенческий (социальная адаптация);

2. внутриличностный (психологическая, психическая адаптация).

Разделение единого процесса социально-психологической адаптации на уровни оправданно для определения степени вклада различных параметров – социальных и индивидуально-личностных в социально-психологическую адаптированность личности [5]. Толерантность является компонентом социального поведения, способствующим более успешной адаптации человека.

Современной наукой накоплен богатый эмпирический опыт по диагностике отдельных социально-психологических характеристик личности. В монографии А. «Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии)» [7] приведен наиболее полный обзор научной литературы по проблеме социально-психологической адаптации. Рассматриваются различные научные подходы к данному понятию: необихевиористский, интеракционистский, психоаналитический.

Адаптивный характер модификации поведения через научение в необихевиористской традиции нашел достойное продолжение в исследованиях представителей других теоретических направлений. В интеракционистской концепции Л. Филипса адаптивное поведение «характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего» [7]. В настоящее время эту идею активности личности в адаптационном процессе, заключающуюся в творческом преобразовательном характере социальной активности, разделяют практически все исследователи.

В психоаналитической теории наибольшую ценность для психологии адаптации представляет открытие и описание системы защитных механизмов [7].

По мнению К., социально-психологическая адаптированность личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей, способностей индивида в социально-значимой деятельности, в способности сохранять себя как личность, взаимодействовать с социальным окружением в конкретных условиях среды. Смысл явления адаптации личности заключается в достижении соответствия между субъектом и окружающей средой [4].

Понятие «социально-психологическая адаптация» неразрывно связано с развитием личности. Причем, «на одних этапах взаимодействия индивида и социальной среды развитие оказывается средством адаптации, на других этапах – адаптивные процессы оказываются основой и сопутствующими моментом в развитии личности», адаптация в социальной среде является условием дальнейшего развития [4].

Адаптация и социализация

При рассмотрении проблемы социально-психологической адаптации нельзя обойти понятие «социальной адаптации» и связанную с ней социализацию личности. Проблема социализации рассматривается достаточно широко как отечественными (Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева, Е. П. Белинская и О. А. Тихомандрицкая), так и зарубежными исследователями (Г. Тард, Т. Парсонс, Т. Шибутани и др.).

С позиции теории научения Т. Шибутани рассматривает социализацию как форму адаптации, как усвоение шаблонов поведения, санкционированный группой: «Социализация – это продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям» [11].

«Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны — процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1]. Основными сферами социализации Г. М. Андреева считает: деятельность, общение, самосознание [1].

А. А. Налчаджян строит свою концепцию социально-психической адаптации на основе идеи онтогенетической социализации. Онтогенетической социализацией автор называет «процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов» [7].

Адаптация, по мнению Налчаджана, — это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит к состоянию адаптированности Он же дает следующее определение социально-психической адаптированности: «Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет на встречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей». [7]. Выделяя две разновидности социализации (адаптирующую и дезадаптирующую), автор отмечает, что социализация личности не всегда обеспечивает ее социально-психическую адаптацию.

Анализ адаптационного процесса на основе трех основополагающих принципов современной методологии психологической науки: системности, развития и активности проведен С. А. Шапкиным и Л. Г. Дикой [9]. Авторы выделяют следующие структурные компоненты адаптации: активационный, когнитивный, эмоциональный и мотивационно-волевой, который, по их мнению, является системообразующим фактором адаптации, обеспечивающим «координацию всех остальных компонентов в направлении реализации значимых для субъекта целей и тем самым придает устойчивость и непрерывность процессу адаптации» [9]. В своем анализе адаптации С. А. Шапкин и Л. Г. Дикая в качестве одного их центральных вводят понятие «ресурсы», понимая под ним совокупность средств, которыми обладает субъект для обеспечения эффективной деятельности в процессе адаптации [9].

Налчаджян отдельно выделяет способность к адаптации (адаптивность), при этом отмечает, что по уровню обладания этой способностью имеются большие индивидуальные различия [7, с. 50].

Составляющие социально-психологической адаптации

Термин «адаптационные ресурсы», который тождественен понятию «адаптивность», использует в своей монографии А. [5]. Автор обозначает следующие понятия, характеризующие наличный (достигнутый) уровень адаптации:

1) «эффективная адаптация» — высокая степень адаптированности;

2) «неполная адаптация», «неустойчивая адаптация» — снижение степени адаптированности в определенных социальных ситуациях;

3) «дезадаптация» — нарушение адаптации.

Адаптационные ресурсы не всегда характеризуют реальную степень адаптированности. Так, ограниченные адаптационные ресурсы могут не препятствовать социально-психологической адаптации акцентуированной личности в случае нахождения ею оптимальной «социальной ниши». Однако в новых, непривычных условиях степень социально-психологической адаптированности такой личности снизится (вплоть до дезадаптации) в связи с недостаточностью адаптационных ресурсов. В то же время у личности с достаточно высокими адаптационными ресурсами может возникнуть состояние дезадаптации в экстремальных условиях вследствие истощения адаптационных механизмов [5]. Вообще А. предлагает рассматривать структуру системы социально-психологической адаптации через составляющие структуры личности.

Ядром системы социально-психологической адаптации, обеспечивающим взаимодействие всех элементов системы между собой, а так же взаимоотношения системы с социальной средой, является центральный элемент системы – ценностные ориентации, направленность личности

. Ценностные ориентации, как система устойчивых образований сознания, смысловых компонентов мировоззрения, обеспечивает относительно устойчивую направленность потребностей и интересов, последовательность поведения. Ценностные ориентации, мотивационное ядро определяют нормативность ее социальных установок, обуславливают согласованность ее индивидуальных потребностей и интересов социальной группы. Конфликт индивидуальных потребностей и социальных ценностей, как правило, приводит к нарушению социально-психологической адаптации личности.

Интегративным фактором данной системы, обеспечивающим внутриличностную адаптацию является Я-концепция личности

.

По существу весь процесс социально-психологической адаптации направлен на удовлетворение базовой социальной потребности в позитивном отношении и самоотношении,

которая имеет социальную природу и отражает социальную сущность личности. Она так же является системообразующим фактором системы социально-психологической адаптации (это то, ради чего функционирует система). Отмечается особая роль базовой социальной потребности в позитивном отношении и самоотношении во взаимодействии ядра системы и Я-концепции, а так же ее этическая основа.

Третьим элементом системы являются – коммуникативные свойства личности, которые свидетельствуют об эффективности адаптации и являются одновременно главным средством (инструментом) адаптационного процесса. В коммуникативном процессе формируются и проявляются индивидуально-личностные особенности

, которые в свою очередь, как четвертый элемент системы обуславливают адаптационные ресурсы личности и определяют эффективность адаптации в конкретной социальной среде.

Адаптационные свойства интеллекта

– пятый элемент системы, являющийся регуляционным уровнем адаптационного процесса определяют степень осознанности поведения и позволяют корректировать его с точки зрения большей целесообразности в меняющихся социальных условиях. Адаптационные свойства интеллекта как формы организации ментального опыта представлены индивидуальным своеобразием репрезентационных способностей в виде стилевых характеристик интеллекта (когнитивных, интеллектуальных и эпистемологических стилей), они так же оказывают непрерывное воздействие на остальные элементы системы и, как другие элементы, находятся в тесном взаимодействии с ядром системы и Я-концепцией личности. Особенно важна адаптационная роль интеллекта в формировании рефлексии.

Шестой элемент системы социально-психологической адаптации – эмоционально-волевой

– обеспечивает выбор варианта поведения, характер принятия решения в проблемных ситуациях и его реализацию. Данный элемент выполняет функцию контроля над работой системы в целом, всех ее элементов.

Эмоциональный аспект этого элемента системы является субъективным индикатором эффективности социально-психологической адаптации (не всегда на уровне осознавания) в конкретной социальной среде в виде чувства эмоционального комфорта в данной среде. Однако субъективное чувство комфорта может отражать объективную эффективность адаптационного процесса лишь в случае относительной сохранности функционирования остальных факторов адаптации, описанных выше, — в особенности когнитивного фактора и Я-концепции.

Волевой аспект представлен уровнем контроля над аффектом и влечениями (побуждениями). А соотношение волевого и эмоционального аспектов определяют планомерность, последовательность, автономность и целенаправленность активности субъекта, его стрессоустойчивость, которая, в свою очередь, отражает уровень саморегуляции личности в условиях, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам.

Саморегуляция обеспечивает:

a) автономность и независимость поведения от внешних

социальных воздействий (неконформность);

б) независимость поведения от собственных

эмоциональных импульсов (контроль над аффектом) и побуждений (контроль над влечениями).

Социально-психологическая адаптация

– это процесс взаимодействия личности и социальной среды, направленный на достижение определенной степени соответствия результатов деятельности требованиям социума; представляет собой самоорганизующуюся систему, где основными элементами являются структурные компоненты личности, с одной стороны, и особенности социального окружения, с другой. Системообразующим фактором системы социально-психологической адаптации является базовая социальная потребность личности в позитивном отношении (социальном одобрении) и самоотношении (самопринятии); ядром системы – ее центральным элементом являются ценностные ориентации, направленность личности; Интегративным фактором выступает Я-концепция личности.

Социально-психологическая адаптированность личности

– это результирующая характеристика процесса адаптации, она обусловлена двумя моментами: адаптационными ресурсами личности и параметрами конкретной социальной среды. Степень социально-психологической адаптированности личности отражает эффективность социального взаимодействия личности в группе.

Адаптационные ресурсы личности

– это ряд ее социально-психологических и индивидуальных характеристик, определяющих степень социально-психологической адаптированности личности в конкретных социальных условиях. И поскольку основными элементами социально-психологической адаптации личности являются ее главные структурные компоненты, то эффективная социально-психологическая адаптация есть не что иное, как оптимальное функционирование личности [5].

Список литературы

1. М. Социальная психология: учебник/ Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2001.

2. А. Связь толерантности с особенностями социально-психологической адаптации человека / С. А. Вихорев // Дипломная работа, Новосибирск, 2005.

3. А. Роль толерантности в механизме социально-психологической адаптации человека / С. А. Вихорев // Наука. Технологии. Инновации. НТИ-2006 : тез. докл. всероссийской науч. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. – Ч. 7. – С. 211-213.

4. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: дис. … канд. психол. наук. М.,1980.

5. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография/ С. А. Ларионова. — Белгород, 2002. – 200 с.

6. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях/ А. Г. Маклаков // Психологический журнал. – Т.22. – 2001. — № 1. – С. 16-24.

7. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии): монография/ А. А. Налчаджян. — Ереван, 1988.

8. В. Социальная психология. Часть 2: Программа курса и методические указания для студентов 2 курса дневного отделения специальности «Психология»/ Е. В. Николаенко. – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2005.

9. Б., Г. Культура, эмоции и психическое здоровье/ А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян// Вопросы психологии. – 1999. — №2. – С. 61-74.

10. А., Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации/ С. А. Шапкин, Л. Г. Дикая// Психологический журнал. — Т.17. – 1996. — № 1. — С. 19-34.

11. Социальная психология: монография/ Т. Шибутани. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

Основные порталы (построено редакторами)

Причины

Наиболее часто наблюдается расстройство адаптации у детей и подростков, что объясняется неустойчивостью их психики. Но, при длительном переживании стрессовых ситуаций оно диагностируется у людей работоспособного возраста и пожилых пациентов. Патологическое состояние появляется при:

  • Стрессах;
  • Неврозах;
  • Психозах.

При этих заболеваниях пациенты жалуются на бессонницу и ухудшение общего состояния человека, что приводит к расстройству адаптации. Расстройство адаптации личности имеет различную степень выраженности, что зависит от тяжести стресса.

Возникновение заболевания может наблюдаться при серьезном единичном стрессе, например, при потере престижной работы, смерти близкого человека и т.д. Патология развивается при периодических стрессах, которые возникают на фоне бедности или заболеваний хронического характера.

В группе риска развития патологии находятся люди с генетической предрасположенностью. Если у человека есть сбои в интимном плане или конфликты в семье, то это приводит к дезадаптации. Она появляется при материальных трудностях или сложностях во взаимоотношениях с окружающими. Если резко изменяется традиционный жизненный уклад, то это приводит к патологическому процессу.

Справочная информация

Документы • Законы • Извещения • Утверждения документов • Договора • Запросы предложений • Технические задания • Планы развития • Документоведение • Аналитика • Мероприятия • Конкурсы • Итоги • Администрации городов • Приказы • Контракты • Выполнение работ • Протоколы рассмотрения заявок • Аукционы • Проекты • Протоколы • Бюджетные организации Муниципалитеты • Районы • Образования • Программы Отчеты
: • по упоминаниям • Документная база • Ценные бумаги
Положения
: • Финансовые документы
Постановления
: • Рубрикатор по темам • Финансы • города Российской Федерации • регионы • по точным датам Регламенты
Термины
: • Научная терминология • Финансовая • Экономическая
Время
: • Даты • 2015 год • 2016 год Документы в финансовой сфере • в инвестиционной • Финансовые документы — программы

Диагностические мероприятия

Определить дезадаптацию может только квалифицированный специалист. Он определяет развитие соматических симптомов у детей и подростков и тревожных признаков у пожилых людей, которые свидетельствуют о протекании патологии. Постановление диагноза проводится в соответствии с диагностическими критериями DSM-III-R:

  • Реакции на явные психосоциальные стрессы, которые появляются в течение трех месяцев.
  • Характера дезадаптации. На этом этапе диагностики определяется наличие нарушений в учебе или работе и симптомов, которые не должны присутствовать при стрессе.
  • Длительности реакции дезадаптации более 6 месяцев.

При дезадаптации рекомендуется проведение дифференциальной диагностики. Патологию нужно отличать от таких состояний, как расстройства, появляющиеся на фоне употребления психоактивных препаратов, расстройства посттравматического характера, возникающих на фоне стресса, ароматизация.

Образование и наука

Наука
: Контрольные работы • Научно-технический прогресс • Педагогика • Рабочие программы • Факультеты • Методические рекомендации • Школа • Профессиональное образование • Мотивация учащихся
Предметы
: Биология • География • Геология • История • Литература • Литературные жанры • Литературные герои • Математика • Медицина • Музыка • Право • Жилищное право • Земельное право • Уголовное право • Кодексы • Психология (Логика) • Русский язык • Социология • Физика • Филология • Философия • Химия • Юриспруденция

Бизнес и финансы

Бизнес
: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность
: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство
• Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Фотоблоги

Искусство

• Детское творчество • Картины • Искусство • Поздравления • Кинобзор • Музыкальный мир • Русский рок

Мир

• Люди мира • Мир вокруг нас • Моя родина — СССР • Канал «Природа» • Камни и минералы • Кулинария, еда • Строительство и архитектура • Строимся • Транспорт • Оружие • Военный транспорт

Красота

• Fashion Pandia.ru • Girls and Girls

Школа

• Тесты к ЕГЭ • Решебники • ЕГЭ • 10 и 11 классы • Разные учебники • 4 класс • Русский язык 5-9 классы • 5 класс • 6 класс • 7 класс • 8 класс

Мудрость

• Клипарты • Цитаты

Каталог авторов (частные аккаунты)

Авто

Автосервис • Автозапчасти • Товары для авто • Автотехцентры • Автоаксессуары • автозапчасти для иномарок • Кузовной ремонт • Авторемонт и техобслуживание • Ремонт ходовой части автомобиля • Автохимия • масла • техцентры • Ремонт бензиновых двигателей • ремонт автоэлектрики • ремонт АКПП • Шиномонтаж

Бизнес

Автоматизация бизнес-процессов • Интернет-магазины • Строительство • Телефонная связь • Оптовые компании

Досуг

Досуг • Развлечения • Творчество • Общественное питание • Рестораны • Бары • Кафе • Кофейни • Ночные клубы • Литература

Технологии

Автоматизация производственных процессов • Интернет • Интернет-провайдеры • Связь • Информационные технологии • IT-компании • WEB-студии • Продвижение web-сайтов • Продажа программного обеспечения • Коммутационное оборудование • IP-телефония

Инфраструктура

Город • Власть • Администрации районов • Суды • Коммунальные услуги • Подростковые клубы • Общественные организации • Городские информационные сайты

Наука

Педагогика • Образование • Школы • Обучение • Учителя

Товары

Торговые компании • Торгово-сервисные компании • Мобильные телефоны • Аксессуары к мобильным телефонам • Навигационное оборудование

Терапия заболевания

Лечение расстройств адаптации требует использовать психотерапию. Рекомендуется проводить групповую терапию для пациентов, которые переживают одинаковый стресс, например, у пенсионеров или людей, имеющих одинаковое хроническое заболевание. Индивидуальная психотерапия направлена на то, чтобы человек начал понимать, что возникновение заболевания наблюдается при стрессе. Это основная причина патологии. Если методы лечения подбираются правильно, то у пациента появляется сила и выдержка, с помощью которых проводится борьба со стрессом.

Во избежание вторичной выгоды рекомендуется правильное проведение психиатрического решения. Успешной терапия заболевания будет при внимательном и трепетном отношении доктора к пациенту. При появлении симптомов вторичной выгоды процесс лечения осложняется.

Если диагностируются тревожно депрессивные расстройства, то это требует медикаментозной терапии. Пациентам рекомендован прием антитревожные препаратов, трициклических агентов, с помощью которых устраняется депрессивное состояние.

При дезадаптации пациент может становиться чрезмерно агрессивным, что приводит к конфликтам на работе или в школе, совершению правонарушений и т.д. Врачи не должны оправдывать эти действия пациентов и стараться их оправдать перед правоохранительными органами. При такой линии поведения доктора эмоциональное состояние человека не улучшается. Кроме того, он не критикует себя, и такое неприемлемое в социуме поведения становится нормой для него.

Дезадаптация – это опасный патологический процесс, который имеет смытую клиническую картину. Именно поэтому патология часто диагностируется несвоевременно. Выбор метода лечения должен проводиться доктором, что обеспечит его результативность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]