Общество – это огромная система, где каждый человек занимает определенное место в зависимости от условий взаимодействия. Дома он может быть родителем, сыном или дочерью, на работе – начальником или сотрудником, на учебе – преподавателем или студентом. Осознание и принятие этих требований заключает в себе выбор рациональной стратегии для существования. Что это такое – социальная роль личности, о ее определении, видах и характеристиках я расскажу ниже.
Понятие в психологии
Социум – это механизм, имеющий сложный комплекс правил и взаимоотношений, сложившихся в течение его развития и представляющей определенную совокупность ценностей и установок. В этом механизме каждый является участником существования общественной группы. Поэтому на него наложены конкретные ожидания – то, как он должен вести себя, в соответствии с представлением окружающих о правильном поведении.
Что есть социальная роль? В первой половине 20 столетия представляли это качество, как систему норм, установленную обществом. В это же время также обозначали ее как игру, где индивид усваивает соответствующие законы и становится частью социума. Сегодня мы можем сказать, что это попытка личности совместить индивидуальное с тем, что считается общепринятым.
Таким образом, это ожидание окружающей действительности, что человек в качестве носителя определенного статуса, будет корректировать свое поведение в соответствии с ним.
Понятие личности в социологии, ее структура
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………3
1 Понятие личности в социологии, ее структура……………………………………….4
2 Ролевая концепция личности…………………………………………………………..8
3 Типы личности…………………………………………………………………………13
4 Социализация личности: сущность, виды, этапы и факторы. Проблемы воспитания и образования………………………………………………………………………………16
5 Основные механизмы и институты социализации личности……………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………22
Введение
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. тема личности очень важна не только для социологии, но и для других наук, что и объясняет актуальность выбранной темы.
В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей.
Цель контрольной работы – на основании литературных источников изучить личность в социологии, социализацию личности.
Задачи контрольной работы:
· изучить понятие личности в социологии, ее структуру;
· изучить ролевую концепцию личности;
· изучить социализацию личности: сущность, виды, этапы и факторы;
· изучить проблемы воспитания и образования;
· изучить типы личности;
· подвести итоги.
Понятие личности в социологии, ее структура
Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается органично сопряженной с проблемой личности. Но чтобы правильно ответить на вопрос, что такое личность, следует выяснить различия в терминах: человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «человек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens». Это понятие охватывает именно всех: мужчин и женщин, стариков и детей, чернокожих, желтокожих и белых; указывает на качественные отличия людей от животных (обладание сознанием, речью, совместный труд и т.п.), но ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.
Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями — определенным темпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п.
Когда употребляется понятие «личность», то имеются в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными институтами, организациями, культурой, такие, например, как достоинство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и т.п.
Сказанное позволяет дать определение рассматриваемому феномену. Личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.
Личность обладает определенной социально-психологической структурой. В концепции Фрейда выделяются три структурных компонента личности. В основании этой структуры находится Оно (Ид) — бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все природные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами и стимулирующие стремление к удовольствию. Это четыре основных влечения — питания, сексуальности, избежания опасности и смерти, агрессивности. Они представляют в своей совокупности своеобразный котел, наполненный бурлящими возбуждениями. Благодаря влечениям Ид (Оно) наполняется энергией, но не имеет организации, не обладает волей, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия, не подчиняется логическим законам мышления.
Более высоко организованной структурой, надстраивающейся над бессознательным Оно, является Эго (Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с двумя принципами:
1) рациональности (разумности);
2)реальности.
Высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер-Эго (Сверх-Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.
Если эти три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутри-личностным конфликтам, с которыми индивид не всегда в состоянии справиться собственными силами и тогда приходится прибегать к услугами психиатров, психоаналитиков.
В своих взаимодействиях с другими людьми, для сохранения своей индивидуальности, личность, согласно Эриху Фромму должна одновременно обладать двумя основными качествами:
1) связанностью с другими;
2) свободой от ограничений.
Между этими полюсами развертывается процесс формирования и развития социальных качеств, составляющих главное социальное содержание личности.
Социальные качества личности — это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности.
Наиболее значимые социальные качества личности таковы:
1) Самосознание — выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними.
2) Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки — регуляция поведения личности. Но раз самооценка перерастает в регуляцию, значит она способна привести к самокоррекции личностью своих поступков.
3) Активность — способность личности производить самостоятельно, энергично и интенсивно социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве.
4) Интересы — постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности, подталкивающей ее к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями.
5) Направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится, ее устремленность к достижению вполне определенной цели.
6) Убеждения — личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением.
7) Установка — социальная характеристика личности, выражающая ее готовность к активной деятельности в определенной жизненно важной для ее сфере социальной действительности — в экономической, политической, научной и т.п.
Ценностная ориентация — совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека.
9) Идентичность — социальное качество, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и социального, раскрывающегося во взаимодействиях с другими личностями и общностями. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации — процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной и т.п. общностью (Я — белорус, Я — студент, Я — минчанин, Я -православный и т.п.).
Социальные качества представляет в своей совокупности сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целостная, динамически развивающаяся система социально значимых качеств, характеризующих человека как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.
Система личности обладает определенными особенностями. Они таковы:
1) Целостность — интегрированность, взаимообусловленность, соподчиненность социальных качеств, составляющих в своей совокупности ее сложную внутреннюю структуру, ее своеобразие в сопоставлении с другими людьми, составляющими ее социальное окружение.
2) Открытая социальная система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой.
3)Динамически изменяющаяся система, находящаяся в процессе изменений и развития.
4) Самопознающая система, т.е. постоянно познающая сама себя в сопоставлении с другими людьми и их поступками.
5) Саморегулирующаяся система, которая сама себя организует, самоактуализирует, проектирует и осуществляет свой собственный жизненный проект, т.е. развивает свои способности, знания, навыки, умения, повышает свой профессионализм, компетентность и т.п.
6) Саморазвивающаяся система — не только приспосабливающаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправленной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя: получает новые знания, уточняет оценки; развивается физически, интеллектуально, нравственно.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………3
1 Понятие личности в социологии, ее структура……………………………………….4
2 Ролевая концепция личности…………………………………………………………..8
3 Типы личности…………………………………………………………………………13
4 Социализация личности: сущность, виды, этапы и факторы. Проблемы воспитания и образования………………………………………………………………………………16
5 Основные механизмы и институты социализации личности……………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………22
Введение
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. тема личности очень важна не только для социологии, но и для других наук, что и объясняет актуальность выбранной темы.
В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей.
Цель контрольной работы – на основании литературных источников изучить личность в социологии, социализацию личности.
Задачи контрольной работы:
· изучить понятие личности в социологии, ее структуру;
· изучить ролевую концепцию личности;
· изучить социализацию личности: сущность, виды, этапы и факторы;
· изучить проблемы воспитания и образования;
· изучить типы личности;
· подвести итоги.
Понятие личности в социологии, ее структура
Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается органично сопряженной с проблемой личности. Но чтобы правильно ответить на вопрос, что такое личность, следует выяснить различия в терминах: человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «человек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens». Это понятие охватывает именно всех: мужчин и женщин, стариков и детей, чернокожих, желтокожих и белых; указывает на качественные отличия людей от животных (обладание сознанием, речью, совместный труд и т.п.), но ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.
Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями — определенным темпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п.
Когда употребляется понятие «личность», то имеются в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными институтами, организациями, культурой, такие, например, как достоинство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и т.п.
Сказанное позволяет дать определение рассматриваемому феномену. Личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.
Личность обладает определенной социально-психологической структурой. В концепции Фрейда выделяются три структурных компонента личности. В основании этой структуры находится Оно (Ид) — бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все природные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами и стимулирующие стремление к удовольствию. Это четыре основных влечения — питания, сексуальности, избежания опасности и смерти, агрессивности. Они представляют в своей совокупности своеобразный котел, наполненный бурлящими возбуждениями. Благодаря влечениям Ид (Оно) наполняется энергией, но не имеет организации, не обладает волей, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия, не подчиняется логическим законам мышления.
Более высоко организованной структурой, надстраивающейся над бессознательным Оно, является Эго (Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с двумя принципами:
1) рациональности (разумности);
2)реальности.
Высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер-Эго (Сверх-Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.
Если эти три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутри-личностным конфликтам, с которыми индивид не всегда в состоянии справиться собственными силами и тогда приходится прибегать к услугами психиатров, психоаналитиков.
В своих взаимодействиях с другими людьми, для сохранения своей индивидуальности, личность, согласно Эриху Фромму должна одновременно обладать двумя основными качествами:
1) связанностью с другими;
2) свободой от ограничений.
Между этими полюсами развертывается процесс формирования и развития социальных качеств, составляющих главное социальное содержание личности.
Социальные качества личности — это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности.
Наиболее значимые социальные качества личности таковы:
1) Самосознание — выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними.
2) Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки — регуляция поведения личности. Но раз самооценка перерастает в регуляцию, значит она способна привести к самокоррекции личностью своих поступков.
3) Активность — способность личности производить самостоятельно, энергично и интенсивно социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве.
4) Интересы — постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности, подталкивающей ее к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями.
5) Направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится, ее устремленность к достижению вполне определенной цели.
6) Убеждения — личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением.
7) Установка — социальная характеристика личности, выражающая ее готовность к активной деятельности в определенной жизненно важной для ее сфере социальной действительности — в экономической, политической, научной и т.п.
Ценностная ориентация — совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека.
9) Идентичность — социальное качество, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и социального, раскрывающегося во взаимодействиях с другими личностями и общностями. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации — процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной и т.п. общностью (Я — белорус, Я — студент, Я — минчанин, Я -православный и т.п.).
Социальные качества представляет в своей совокупности сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целостная, динамически развивающаяся система социально значимых качеств, характеризующих человека как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.
Система личности обладает определенными особенностями. Они таковы:
1) Целостность — интегрированность, взаимообусловленность, соподчиненность социальных качеств, составляющих в своей совокупности ее сложную внутреннюю структуру, ее своеобразие в сопоставлении с другими людьми, составляющими ее социальное окружение.
2) Открытая социальная система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой.
3)Динамически изменяющаяся система, находящаяся в процессе изменений и развития.
4) Самопознающая система, т.е. постоянно познающая сама себя в сопоставлении с другими людьми и их поступками.
5) Саморегулирующаяся система, которая сама себя организует, самоактуализирует, проектирует и осуществляет свой собственный жизненный проект, т.е. развивает свои способности, знания, навыки, умения, повышает свой профессионализм, компетентность и т.п.
6) Саморазвивающаяся система — не только приспосабливающаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправленной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя: получает новые знания, уточняет оценки; развивается физически, интеллектуально, нравственно.
Какие социальные роли существуют: список
Жизнь индивидуума многообразна. В связи с многочисленными ее проявлениями, классификация также имеет огромное множеств позиций.
Во-первых, в иерархии человеческих взаимоотношений выделяют разделение по:
- гендерным признакам: мужчина, женщина;
- профессии;
- возрастной категории: ребенок, взрослый, пожилой.
Во-вторых, их можно обозначить, как общественные амплуа:
- муж, супруга, мама, папа;
- руководитель, лидер;
- изгой, отверженный социумом;
- любимчик и т.д.
В механизме индивид может выполнять несколько социальных ролей. Они распределяются в официальном порядке или возникают неожиданно в зависимости от жизненных ситуаций.
Так, по уставу, подписанному на работе, начальник будет ожидать от сотрудника придерживания конкретных правил, установленных компанией. А бытовые явления делают индивидуума участником событий, в которые он и не думал быть вовлеченным.
Виды социальных статусов
Так как понятие статуса охватывает чрезвычайно обширную область социальной активности личности, то есть существует немало их разновидностей. Давайте выделим основные классификации. В зависимости от доминирования разных признаков выделяют следующие статусы:
- Естественный, или социально-демографический. Эти статусы устанавливаются в соответствии с такими признаками, как возраст, родство, пол, раса и состояние здоровья. Примером могут быть положения ребёнка, родителя, мужчины или женщины, европеоида, инвалида. Социальная роль и статус человека в общении отражаются в этом случае наделением личности определёнными правами и обязанностями.
- Собственно социальный статус. Он может складываться только в обществе. Обычно выделяют экономические статусы, в зависимости от занимаемой должности, наличия собственности; политические, в соответствии со взглядами и социальной активностью, также признаком выделения статуса является наличие или отсутствие власти; социокультурные, к которым относят по признакам образование, отношение к религии, искусству, науке. Кроме того, существуют правовые, профессиональные, территориальные статусы.
По другой классификации выделяют предписанные, достигаемые и смешанные статусы в соответствии со способом его получения. Предписанные статусы – это те, которые присваиваются по факту рождения. Их человек получает поневоле, ничего для этого не делая.
Достигаемые, напротив, приобретаются в результате усилий, часто значительных. К ним относятся профессиональные, экономические, культурные позиции в обществе. Смешанные – те, которые объединяют два предыдущих вида. Примером таких статусов могут быть различные династии, где по праву рождения ребёнок получает не только положение в обществе, но предрасположенность к достижениям в определённой сфере деятельности. Также выделяют формальные и неформальные статусы. Первые закреплены официально, в каких-либо документах. Например, при вступлении в должность. Вторые присваиваются группой негласно. Ярким примером является лидер в малой группе.
Виды и типы
Весь комплекс можно описать всего пятью свойствами:
- Возможная близость взаимоотношений людей. Между взаимодействием преподавателя и ученика встает субординация и нормы общения, установленные образовательной организацией. Но вот супруги или друзья связаны гораздо глубже.
- Метод приобретения. Есть требования, полученные в силу не зависящих от личности обстоятельств: гендерная принадлежность, возраст. Но есть те, которых человек добивается, прикладывая усилия: должность на службе, образование.
- Масштаб проявленных чувств во время контакта индивидов. В отношениях продавца и покупателя или между коллегами не принято проявлять сильных эмоций. Другое дело – семья, где эмоциональная вовлеченность в жизнь ее членов значительнее.
- Условия взаимодействия: наличие или отсутствие. Повар в ресторане должен приготовить вкусную еду для клиентов, а полицейский – обеспечить порядок и следить за тем, чтобы люди следовали законам. Женщина же в семейном кругу кормит своих домочадцев, но делать это на формальном уровне она не обязана.
- Мотивы и намерения. Бизнесмен ведет свою деятельность с целью получения прибыли. Но если такую задачу поставит перед собой священнослужитель – это будет восприниматься негативно, так как от него обществом ожидаются бескорыстные действия.
Типы
В современной науке принято выделять следующие социальные типы личности с точки зрения ценностных ориентаций, присущих индивидам:
- Традиционалисты. Для них на первом месте законопослушность, исполнительность, дисциплинированность и ответственность. Подобные черты наблюдаются на фоне отсутствия стремления к самореализации, самостоятельности.
- Идеалисты. Они являются полной противоположностью традиционалистов. Стремятся проявить себя и действовать в соответствии с собственными установками, принципами. Не признают авторитетов и традиционных взглядов на вопросы.
- Фрустрированный тип. Эти люди не чувствуют себя вовлеченными в общественную жизнь, в принятие важных общественных решений. Им свойственна низкая самооценка, постоянное состояние подавленности и пассивности.
- Реалисты. Подобные личности грамотно сочетают стремление к самореализации с осознанием чувства долга.
Они способны рационально подходить к решению проблем и объективно оценивать предлагаемые обстоятельства. - Гедонистические материалисты. Являются типичными потребителями, которые стремятся к получению сиюминутных удовольствий, не задумываясь о завтрашнем дне. Собственные желания для них всегда на первом месте.
Типы личности:
В чем проявляется социальная роль: характеристики
Позиции, занимаемые личностью, характеризуются четырьмя факторами:
- Масштабность. Статус определяется степенью межличностных взаимоотношений. Возьмем пример взаимодействия супругов. Между ними существует множество амплуа: чувства и обязанности перед союзом. Со стороны профессий жена-врач может вылечить супруга, а муж-автомеханик, починить машину спутницы. А если вы пришли в магазин за продуктами, то масштаб контакта между вами и продавцом довольно узкий – вам выдают товар, а вы должны его оплатить.
- Метод получения. По этому признаку социальными ролями называются те, которые приобретаются естественным путем или с помощью приложенных усилий. Первые определяются автоматически и не зависят от наших решений: половая принадлежность, возрастная категория. Но чтобы стать студентом, вы поступаете в вуз, бизнесменом – открываете дело.
- Уровень формальности. Позиции могут жестко регламентироваться со стороны учреждений, либо оставаться независимыми. Взаимоотношения близкого круга общения считаются неформальными, так как основаны на дружеской привязанности. А вот между полицейским и правонарушителем контакт закреплен законодательно: решения принимаются не в зависимости от чувств, а так, как этого требует закон.
- Социальные роли связаны также с мотивацией. Грузчик хочет приобрести собственный автомобиль и поэтому трудится по 12 часов в сутки. А участники благотворительных акций стремятся получить признание социума или же сделать окружающую действительность намного лучше. Все это зависит от потребностей и намерений людей, от их взглядов и ценностей.
Психологическая структура личности
Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.
Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.
Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.
Второй компонент структуры — это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.
Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.
Еще одним компонентом есть система саморегуляции. Самоконтроль человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.
Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.
Соц. роль человека – это
Говоря о данном определении, стоит упомянуть и его структуру:
- ролевое ожидание;
- исполнение амплуа.
Между этими характеристиками никогда не достигается абсолютное равенство. Социум возлагает на индивида надежды, а то, как он выполняет обязанности, зависит от психологических особенностей, системы ценностей. Общественное место не создает детальную модель поступков и действий. Положение дает комплекс возможностей. А то, как он их использует, составляет процесс социализации и развития внутри системы.
Понятие
Человек не может существовать вне общества.
В этом его главное отличие от животных.
Социальная личность , это любой индивид, который входит в общественные группы, вступает в общественные отношения, является самостоятельным членом общества с определенными правами и обязанностями.
У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.
Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.
Социально-психологическая сторона любой личности включает комплекс специфических индивидуальных параметров. Каждая личность , это отдельный человек, с присущим ему набором социальных и психологических черт.
На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.
Каждый человек изначально представляет собой «,чистый лист»,, который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.
Кратко об основных социальных ролях человека в обществе: примеры из жизни
Обучение выполнению правил начинается уже с раннего детства:
- Родители учат ребенка тому, что можно делать, а что нельзя, как вести себя в разных ситуациях и с различными людьми: мамой и папой, старшими, друзьями.
- Дети получают представление о моделях поведения в зависимости от гендерной принадлежности. Одни и те же действия вызывают разную реакцию. Если девочка начинает плакать, то ее успокаивают, а мальчику в этом случае объясняют, что будущему мужчине так поступать не стоит.
- С возрастом малыш осваивает амплуа учащегося в школе, друга, участника секции.
- После получения образования каждый берет на себя ожидания в связи с его профессиональной принадлежностью: журналист, врач, водитель.
Структура личности по Фрейду
Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.
Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.
Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.
Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.
Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.
Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.
Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.
Проекция – приписывание другим собственных пороков.
Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.
С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.
Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.
Влияние на развитие личности
Освоение нового положения в обществе кардинально воздействует на индивида. Чем больше позиций он выполняет, тем сильнее он приспосабливается к жизни в социуме. Выделяют два фактора обучения новой «должности»: технический и смысловой. Первый включает в себя то, как человек воспринимает свои обязанности и овладевает ими. Второй – его отношение к надеждам, возложенным на него.
Задайте вопрос
В любом случае на протяжении всей жизнедеятельности индивидуум принимает на себя новые роли, связанные с возрастом, профессией, межличностными взаимоотношениями. И от степени погружения в амплуа зависит личностный рост или деградация.
Параметры анализа
Социально-психологические параметры анализа личности следующие:
- Зрелость. Высшим уровнем зрелости является наличие определенных жизненных установок и взглядов. Зрелый человек в своих действиях руководствуется индивидуальной системой ценностей. Он занимает уважаемое положение в обществе и является объектом для подражания, не отказывается от своих взглядов даже под угрозой применения насилия. Такой человек может содействовать развитию других членов общества, которые берут с него пример. Незрелая личность отличается отсутствием четкой системы ценностей, низким уровнем социальной ответственности.
- Адаптация. Это степень приспособления человека к жизни общества. При конфликтной адаптации происходит непринятие общественных норм, что приводит к психологическому напряжению и сложностям с самореализацией. При средней адаптации человек вполне вживается в окружающую действительность и более или менее успешно функционирует в обществе.
При высоком уровне адаптации индивид не только приспосабливается к окружающей действительности, но и успешно развивается в предложенных условиях. - Адекватность. Это принятие и усвоение человеком существующих в обществе норм и принципов. Индивид не просто внешне подстраивает свое поведение под общепринятые модели, а внутренне преобразовывает себя в процессе социализации. Адекватных с социальной точки зрения людей отличает высокий уровень морали, нравственности.
- Идентичность. Это результат самоидентификации человека. Осознав свое «,Я»,, индивид может сопоставлять выдвигаемые обществом требования и предоставляемые возможности со своими способностями и желаниями. В итоге вырабатывается механизм регулирования поведения в обществе с учетом представлений о себе.
Поведение и конфликты, связанные с ролью
«Ролевая сущность» – это механизм индивидуума и его структуры. Таким образом, его деятельность, в первую очередь, определяется общественным статусом и предписанными обязанностями. Но нередко выполнение своего репертуара сопровождается трудностями. Не все действия даются людям с легкостью. В процессе у человека может возникнуть напряжение, сопряженное со сложностями соответствовать ожиданиям окружающих или с несоответствием внутренних взглядов и ценностей с ними.
Часто две или более роли могут быть несовместимыми между собой. Например, замужняя студентка должна удовлетворять требования жены и ученицы. Напряженность может быть снижена несколькими способами. Один из них – рационализация. Это защита от негативно воспринимаемой ситуации путем установок, наиболее желательных. Так, к примеру, американские работорговцы свято верили, что все индивидуумы равны. Но рабы – это имущество, поэтому об их положении задумываться не стоит. Явление в их глазах предстает так, что ролевое напряжение исчезает.
Второй метод – разделение. В истории есть много наглядных иллюстраций, когда жестокие правители показывали себя примерными и любящими мужьями и отцами. Это «перерождение» также помогает снизить конфликтность.
Социальная роль и статус: пути взаимодействия
В структуре личности роли и статусы тесно переплетены. Они позволяют человеку решать различные социальные задачи, достигать целей и удовлетворять требования. Социальная роль и статус личности в группе важны для мотивации её к деятельности. Желая повысить статус, человек начинает учиться, трудиться, совершенствоваться.
Группы – это динамичная целостность и всегда есть возможность для перераспределения статусов. Человек используя ассортимент своих ролей, может изменить свой статус. И наоборот: его смена приведёт к изменению ролевого набора. Социальная роль и статус личности в группе кратко могут быть охарактеризованы как движущая сила личности на пути к самореализации и достижению целей.
Как определить свою позициюp
Сделать это довольно просто. Достаточно постараться «вписать» себя в систему отношений с обществом. Помните, что понятие начинается там, где присутствуют конкретные обязанности:
- От ребенка требуют слушаться родителей, а от взрослых – помогать детям.
- Пешеходу следует учитывать сигналы светофора, ходить по пешеходной части, а водителю – соблюдать правила дорожного движения, выдвигаемые законодательством.
- Учащийся обязан посещать лекции, сдавать сессии и правильно себя вести на занятиях.
- От друга ожидают поддержку, разделение увлечений и интересов.
Из-за разнообразия амплуа индивиду постоянно следует менять модель собственного поведения. Так, профессор в университете должен быть строгим и всезнающим, а приходя домой и превращаясь в супруга и отца, он проявляет заботу и любовь. Эти требования противоречивы и зачастую многим сложно на 100% соответствовать занимаемым им положениям.
Структура личности по Рубинштейну
По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.
Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.
Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.
Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.
Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.
У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.
Структура личности по Юнгу
Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.
В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.
Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.
Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.
Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.
Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.
Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.
Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.
Структура личности по Леонтьеву
Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.
Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.
Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.
Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.
Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.
Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.
Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.
Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.
А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.