Социальная роль: что это такое, какие бывают и в чем проявляются, примеры из жизни

Общество – это огромная система, где каждый человек занимает определенное место в зависимости от условий взаимодействия. Дома он может быть родителем, сыном или дочерью, на работе – начальником или сотрудником, на учебе – преподавателем или студентом. Осознание и принятие этих требований заключает в себе выбор рациональной стратегии для существования. Что это такое – социальная роль личности, о ее определении, видах и характеристиках я расскажу ниже.

Понятие в психологии

Социум – это механизм, имеющий сложный комплекс правил и взаимоотношений, сложившихся в течение его развития и представляющей определенную совокупность ценностей и установок. В этом механизме каждый является участником существования общественной группы. Поэтому на него наложены конкретные ожидания – то, как он должен вести себя, в соответствии с представлением окружающих о правильном поведении.

Что есть социальная роль? В первой половине 20 столетия представляли это качество, как систему норм, установленную обществом. В это же время также обозначали ее как игру, где индивид усваивает соответствующие законы и становится частью социума. Сегодня мы можем сказать, что это попытка личности совместить индивидуальное с тем, что считается общепринятым.

Таким образом, это ожидание окружающей действительности, что человек в качестве носителя определенного статуса, будет корректировать свое поведение в соответствии с ним.

Понятие личности и ее конституционно-правового статуса

На сегодняшний день существует много трактовок данного понятия. Оно раскрывается в разрезе психологического, социологического или научного контекста, рассматривается в широком смысле или в узком. Но во всех случаях основная мысль сводится к тому, что личность – это человек, который владеет сознанием и участвует в общественных взаимоотношениях. Ею не может быть грудной младенец или психически неуравновешенный больной, не способный себя контролировать и выполнять свою социальную роль.

Существует несколько конкретных признаков и черт, характеризующих человека как личность:

  • принадлежность к социальной группе и выполнение своей роли в обществе;
  • обладание светлым разумом и чистым сознанием;
  • определение не физиологическими или генетическими свойствами, а конкретно психоэмоциональным состоянием и коннектом с окружающим социумом;
  • протекция человеком себя как автора своей жизни, то есть самоконтроль и владение собственным «я».

Взгляды ученых, психологов и социологов относительно определения описываемого понятия отличаются. Многие из них считают, что каждый человек – это уже личность, поскольку каждый имеет суммарный набор устойчивых качеств, обладает определенным типом темперамента и конкретными чертами характера. Остальные глубоко убеждены, что нельзя родиться личностью, ею нужно стать. Только тот, кто умеет контролировать свою жизнь и выполнять свои общественные функции, тот, кто в ответе за себя и за свои действия, может по праву называться личностью.

Каждый современный человек обладает совокупностью конституционно гарантированных прав и свобод с закреплением за ним определенных обязанностей перед обществом. Такой набор свободных и обязательных факторов именуется конституционно-правовым статусом личности. Он предполагает принципиальную принадлежность к сегодняшнему демократическому государству в неотъемлемости и гарантированности свободного выбора действий, равноправия, единства и коммуникаций каждого представителя нынешнего социума. Конституционно-правовой статус личности выставляет на первое место интересы человека и защиту его прав перед общественностью.

Какие социальные роли существуют: список

Жизнь индивидуума многообразна. В связи с многочисленными ее проявлениями, классификация также имеет огромное множеств позиций.

Во-первых, в иерархии человеческих взаимоотношений выделяют разделение по:

  • гендерным признакам: мужчина, женщина;
  • профессии;
  • возрастной категории: ребенок, взрослый, пожилой.

Во-вторых, их можно обозначить, как общественные амплуа:

  • муж, супруга, мама, папа;
  • руководитель, лидер;
  • изгой, отверженный социумом;
  • любимчик и т.д.

В механизме индивид может выполнять несколько социальных ролей. Они распределяются в официальном порядке или возникают неожиданно в зависимости от жизненных ситуаций.

Так, по уставу, подписанному на работе, начальник будет ожидать от сотрудника придерживания конкретных правил, установленных компанией. А бытовые явления делают индивидуума участником событий, в которые он и не думал быть вовлеченным.

Формализация

Данная характеристика описывает межличностные отношения между носителями ролей. Некоторые роли сопровождают формальные отношений, остальные, в свою очередь, – неформальные.

Существуют такие роли, в которых допустимо сочетание и формальных, и неформальных отношений. Например, руководитель предприятия устроил на должность заместителя своего друга.

Зачастую, формальные взаимоотношения имеют все шансы быть нарушенными неформальными. Обычно такое бывает, когда человек излишне сентиментален и чувствителен, либо недостаточно хорошо воспитан, чтобы соблюдать субординацию и тактичность.

Виды и типы

Весь комплекс можно описать всего пятью свойствами:

  1. Возможная близость взаимоотношений людей. Между взаимодействием преподавателя и ученика встает субординация и нормы общения, установленные образовательной организацией. Но вот супруги или друзья связаны гораздо глубже.
  2. Метод приобретения. Есть требования, полученные в силу не зависящих от личности обстоятельств: гендерная принадлежность, возраст. Но есть те, которых человек добивается, прикладывая усилия: должность на службе, образование.
  3. Масштаб проявленных чувств во время контакта индивидов. В отношениях продавца и покупателя или между коллегами не принято проявлять сильных эмоций. Другое дело – семья, где эмоциональная вовлеченность в жизнь ее членов значительнее.
  4. Условия взаимодействия: наличие или отсутствие. Повар в ресторане должен приготовить вкусную еду для клиентов, а полицейский – обеспечить порядок и следить за тем, чтобы люди следовали законам. Женщина же в семейном кругу кормит своих домочадцев, но делать это на формальном уровне она не обязана.
  5. Мотивы и намерения. Бизнесмен ведет свою деятельность с целью получения прибыли. Но если такую задачу поставит перед собой священнослужитель – это будет восприниматься негативно, так как от него обществом ожидаются бескорыстные действия.

Темперамент личности

Очень часто в практике частной психологии применяется методика тестирования. Она применяется к большинству проблемных вопросов, возникающих у пациентов в области психологии. Не является исключением тест на определение типа личности по темпераменту.

Темпераментом именуется совокупность свойств человека, зависящих от его врожденных естественных психофизиологических черт характера. Темперамент рассматривается в разрезе тех качеств личности, которые предопределяют его типаж со стороны особенностей деятельности его психической системы в рамках интенсивности, скорости, темпа психологических процессов.

Выделяют четыре типа темперамента:

  • флегматик – человек неспешный, невозмутимый, имеющий устойчивое стремление и настрой, не проявляющий свои эмоции и чувства; флегматики отличаются спокойствием и уравновешенностью, проявляют упорство и настойчивость в своей деятельности;
  • холерик – вспыльчивый, скоростной, страстный, но при этом абсолютно неуравновешенный, меняет свое настроение через эмоциональные вспышки, вследствие чего быстро истощается;
  • сангвиник – человек, ведущий активный образ жизни, отличающийся живостью, подвижностью, впечатлительностью, быстрой реакцией, частой сменой настроения, оптимистично смотрящий на жизнь и обладающий выразительной мимикой;
  • меланхолик – человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, чересчур впечатлительный, мало реагирующий на внешние факторы.

Психологически тест на определение типа личности предполагает ряд конкретно подобранных вопросов, ответы на которые помогают выявить принадлежность человека к тому или иному виду темперамента. Вне зависимости от того, каким темпераментом обладает личность, у каждого из его типов есть свои положительные и отрицательные стороны, поэтому нет объективного мнения о том, какой тип темперамента наиболее хорош среди остальных.

В чем проявляется социальная роль: характеристики

Позиции, занимаемые личностью, характеризуются четырьмя факторами:

  1. Масштабность. Статус определяется степенью межличностных взаимоотношений. Возьмем пример взаимодействия супругов. Между ними существует множество амплуа: чувства и обязанности перед союзом. Со стороны профессий жена-врач может вылечить супруга, а муж-автомеханик, починить машину спутницы. А если вы пришли в магазин за продуктами, то масштаб контакта между вами и продавцом довольно узкий – вам выдают товар, а вы должны его оплатить.
  2. Метод получения. По этому признаку социальными ролями называются те, которые приобретаются естественным путем или с помощью приложенных усилий. Первые определяются автоматически и не зависят от наших решений: половая принадлежность, возрастная категория. Но чтобы стать студентом, вы поступаете в вуз, бизнесменом – открываете дело.
  3. Уровень формальности. Позиции могут жестко регламентироваться со стороны учреждений, либо оставаться независимыми. Взаимоотношения близкого круга общения считаются неформальными, так как основаны на дружеской привязанности. А вот между полицейским и правонарушителем контакт закреплен законодательно: решения принимаются не в зависимости от чувств, а так, как этого требует закон.
  4. Социальные роли связаны также с мотивацией. Грузчик хочет приобрести собственный автомобиль и поэтому трудится по 12 часов в сутки. А участники благотворительных акций стремятся получить признание социума или же сделать окружающую действительность намного лучше. Все это зависит от потребностей и намерений людей, от их взглядов и ценностей.

Психическая функция

Любой когнитивный процесс или акт, совершаемый человеком, именуется психической функцией личности. Психика как специфическое свойство головного мозга предопределяет отражение внешних явлений посредством конкретно выполняемых процессов мозговой деятельности. Так, различают несколько основных психических функций личности:

  • восприятие представляет собой принимаемую к сведению информацию и отражается впоследствии в мыслительных процессах;
  • мышление – способность человека осознавать и обдумывать конкретные мысли;
  • память – возможность человеческого мозга закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования;
  • речь – способность человека говорить и делиться информацией с окружающими;
  • мотивация – стимул, дающий человеку толчок к действиям;
  • эмоции – проявления чувств и психологического настроения, состояния;
  • сознание – возможность познавать происходящее вокруг;
  • воля – стремление к устойчивости и терпеливости;
  • внимание – возможность сосредоточиваться и проявлять реакцию на воздействие внешних факторов.

Соц. роль человека – это

Говоря о данном определении, стоит упомянуть и его структуру:

  • ролевое ожидание;
  • исполнение амплуа.

Между этими характеристиками никогда не достигается абсолютное равенство. Социум возлагает на индивида надежды, а то, как он выполняет обязанности, зависит от психологических особенностей, системы ценностей. Общественное место не создает детальную модель поступков и действий. Положение дает комплекс возможностей. А то, как он их использует, составляет процесс социализации и развития внутри системы.

Воспитательная личностная функция

Не менее важной наряду с коммуникативной является функция воспитания. Она представляет собой огромный вклад в развитие человека как умственно развитой единицы социума и ответственна за привитие человеку определенного багажа нравственных качеств, сформированных чувств долга и ответственности за свои деяния. Главной задачей функции воспитания личности является моделирование конкретного ее типа – темперамента – такого, который бы соответствовал социальной морали на конкретном промежутке исторического времени.

В современной психологии воспитательную функцию определяют как гуманистическую, ведь в процессе воспитания в человека закладываются понятия ответственности, морали, соответствия своему окружению. Главная ее цель направлена на развитие, образование, обучение и вложение знаний в голову каждого сознательного гражданина общества.

Кратко об основных социальных ролях человека в обществе: примеры из жизни

Обучение выполнению правил начинается уже с раннего детства:

  1. Родители учат ребенка тому, что можно делать, а что нельзя, как вести себя в разных ситуациях и с различными людьми: мамой и папой, старшими, друзьями.
  2. Дети получают представление о моделях поведения в зависимости от гендерной принадлежности. Одни и те же действия вызывают разную реакцию. Если девочка начинает плакать, то ее успокаивают, а мальчику в этом случае объясняют, что будущему мужчине так поступать не стоит.
  3. С возрастом малыш осваивает амплуа учащегося в школе, друга, участника секции.
  4. После получения образования каждый берет на себя ожидания в связи с его профессиональной принадлежностью: журналист, врач, водитель.

Коммуникативная функция

С точки зрения характера выполняемых человеком функций помимо когнитивных, аффективных и моторных ему свойственно выполнять коммуникативные, воспитательные, психические и социальные задачи.

Коммуникативная функция – это реализация обмена информацией между людьми, в процессе которого люди посредством общения делятся друг с другом своими интересами, ощущениями, эмоциями, установками. Ее влияние на становление личности очень важно, поскольку при взаимном общении между людьми вырабатывается общее осмысление полученной информации, которая не просто им принята, но и осознана, обдумана. Вот почему каждый процесс общения сопровождается единством представления деятельности, общения и познания. И в нем коммуникативная функция – это основополагающая составляющая общественных коммуникаций.

Влияние на развитие личности

Освоение нового положения в обществе кардинально воздействует на индивида. Чем больше позиций он выполняет, тем сильнее он приспосабливается к жизни в социуме. Выделяют два фактора обучения новой «должности»: технический и смысловой. Первый включает в себя то, как человек воспринимает свои обязанности и овладевает ими. Второй – его отношение к надеждам, возложенным на него.

Задайте вопрос

В любом случае на протяжении всей жизнедеятельности индивидуум принимает на себя новые роли, связанные с возрастом, профессией, межличностными взаимоотношениями. И от степени погружения в амплуа зависит личностный рост или деградация.

Разновидности функций

Помимо структуры важную роль в формировании сознательности человека играют функции личности в обществе. Они предполагают собой конкретные действия, выполняемые для достижения необходимого для человека результата. Виды функций личности представлены тремя основными направлениями: когнитивным, аффективным, моторным.

Когнитивные функции включают все виды сознательной деятельности и никак не связаны с эмоциональной подоплекой психологии человека. Они относятся к рассудительной функции человеческого мозга, направлены на мышление, соображение, умственное развитие и включают в себя:

  • способность принимать решения;
  • проявление воли;
  • подсознательную устремленность;
  • интеграцию воспоминаний;
  • возможность управлять памятью, воспоминаниями;
  • проявления внимательности;
  • восприятие окружающего.

Исходя из вышеперечисленного, можно отметить, что к когнитивным функциям личности относится все сознательное и бессознательное, без чувствительности и эмоциональных проявлений.

Аффективные функции, наоборот, абстрагируются от способностей разума и направлены исключительно на проявление эмоциональных чувств человека. Сам по себе аффект, или эмоция, представляет собой мощный вид чувствительной реакции на то или иное действие, явление. Проявлением аффекта являются интенсивно протекающие эмоциональные потрясения. Это и порывы гнева, и вспышки ярости, и охватывающий ужас, и непреодолимое чувство радости, и ощущение глубокого горя, отчаяния. Аффективные функции личности охватывают ее психику, соединяя главный воздействующий раздражитель со смежными, что влечет за собой комплексную реакцию на происходящее в целом. Поэтому человек способен реагировать и проявлять свои чувства и эмоциональные ощущения в ответ на то или иное действие.

Моторные функции личности основной акцент делают на импульсы, подаваемые двигательной системе организма и направленные на осуществление телом определенных движений. Чувство осязания подает сигнал головному мозгу для совершения действия, моторная система получает его и обращает в маневр. Так, моторика предполагает комплекс координационных действий нервной, мышечной и костной систем, обеспечивающих двигательную работу пальцев, кистей рук, ног, шеи, головы, тела в целом.

Поведение и конфликты, связанные с ролью

«Ролевая сущность» – это механизм индивидуума и его структуры. Таким образом, его деятельность, в первую очередь, определяется общественным статусом и предписанными обязанностями. Но нередко выполнение своего репертуара сопровождается трудностями. Не все действия даются людям с легкостью. В процессе у человека может возникнуть напряжение, сопряженное со сложностями соответствовать ожиданиям окружающих или с несоответствием внутренних взглядов и ценностей с ними.

Часто две или более роли могут быть несовместимыми между собой. Например, замужняя студентка должна удовлетворять требования жены и ученицы. Напряженность может быть снижена несколькими способами. Один из них – рационализация. Это защита от негативно воспринимаемой ситуации путем установок, наиболее желательных. Так, к примеру, американские работорговцы свято верили, что все индивидуумы равны. Но рабы – это имущество, поэтому об их положении задумываться не стоит. Явление в их глазах предстает так, что ролевое напряжение исчезает.

Второй метод – разделение. В истории есть много наглядных иллюстраций, когда жестокие правители показывали себя примерными и любящими мужьями и отцами. Это «перерождение» также помогает снизить конфликтность.

Характерные черты личности

Выполняемые личностью функции предопределяют формирование его характерных качеств. Все они условно подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние черты личности предполагают душевное богатство человека. Это те самые качества, которые не видны глазом, но ощущаются после общения. Сюда относятся заботливость, участие, свободомыслие, позитивное мировоззрение, мудрость. Помимо этого к внутренним чертам можно отнести самосовершенствование, предполагающее конструктивное мышление, ответственное ко всему отношение, энергичность и целеустремленность, а также любовь к порядку.

Внешние качества личности работают на выражение его облика. Сюда относятся артистизм, привлекательная внешность, чувство стиля, красивая ровная речь, мимика и жесты.

Как определить свою позициюp

Сделать это довольно просто. Достаточно постараться «вписать» себя в систему отношений с обществом. Помните, что понятие начинается там, где присутствуют конкретные обязанности:

  • От ребенка требуют слушаться родителей, а от взрослых – помогать детям.
  • Пешеходу следует учитывать сигналы светофора, ходить по пешеходной части, а водителю – соблюдать правила дорожного движения, выдвигаемые законодательством.
  • Учащийся обязан посещать лекции, сдавать сессии и правильно себя вести на занятиях.
  • От друга ожидают поддержку, разделение увлечений и интересов.

Из-за разнообразия амплуа индивиду постоянно следует менять модель собственного поведения. Так, профессор в университете должен быть строгим и всезнающим, а приходя домой и превращаясь в супруга и отца, он проявляет заботу и любовь. Эти требования противоречивы и зачастую многим сложно на 100% соответствовать занимаемым им положениям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]