Важной способностью человека во все века была адаптация. Чтобы выжить, привыкнуть к новому, научиться чему-либо, человек должен адаптироваться. Разделяют виды адаптации, которые зависят от факторов их формирования. Само понятие адаптации является актуальным на сегодняшний день в свете постоянно меняющегося мира.
Человек всегда был вынужден адаптироваться. Чтобы поймать мамонта, ему необходимо было создать оружие и разработать стратегию охоты. Чтобы выжить в условиях холода или жары, ему следовало создать определенные средства защиты своего организма. Современному человеку, к примеру, необходимо постоянно адаптироваться к новым законам или правилам общества. А если человек уезжает в другую страну, тогда адаптация считается важным элементом в процессе организации новой жизни.
Адаптация является главным этапом, который позволяет человеку вскоре привыкнуть и выработать привычки, по мнению интернет-журнала psytheater.com. Можно сказать, что даже в процессе своего взросления и жизни человек постоянно вынужден адаптироваться. Данное понятие следует связать с такими терминами, как изменение и гибкость. Человек должен менять себя, чтобы адаптироваться. При этом он должен гибко воспринимать окружающие обстоятельства, чтобы благоприятно для самого себя пройти процесс адаптации.
Что такое адаптация?
Что подразумевает под собой понятие адаптации? Это приспособление человека к окружающей среде. Осуществляется это на одном из или сразу на всех уровнях:
- Физиологический.
- Поведенческий.
- Генетический.
- Личностный.
Выглядит это как изменение человеком своего поведения в соответствии с окружающими обстоятельствами. Индивид стремится сохранить гармонию в условиях окружающей среды, к которой приспосабливается, плюс к людям, которые в ней находятся и тоже адаптируются к ней.
- Адаптация – это способность организма сохранять постоянство характеристик в меняющихся окружающих условиях.
- Адаптация – это процесс привыкания к меняющимся в окружении обстоятельствам.
Человек как существо социальное проходит адаптацию на трех уровнях: физиологическое, психологическое и социальное. Иногда они воздействуют друг на друга, а порой и не отражаются.
Многие люди говорят о приспособленности к жизни. Успешные люди гордятся данным качеством. В литературе все чаще можно прочитать о различного рода людях, адаптированных к жизни. Но что же понимается под этим словосочетанием?
Чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к жизненному примеру, который ярко демонстрирует явление приспособленности к жизни. Многие люди могут заметить, что ученики, которые учились на отлично в школах и университетах, занимают низшие слои профессий, нежели те, кто славился «двоечником» в учебные годы. Не исключением являются случаи, когда некогда красивые женщины вдруг превращались в «серых мышек», а успешные мужчины – в бедных людей. Почему так происходит? Почему одни продолжают сохранять свой статус или развиваются, а другие, наоборот, деградируют, падают со своего пьедестала короля?
Все довольно-таки просто. Жизнь любого человека делится на периоды: младенчество, детство, школьные годы, подростковый период, студенчество, взросление и т. д. Периоды могут заключаться и в жизненных событиях: замужество, рождение ребенка, появление новых знакомых, изменение места работы, расставание с любимым или начинание новых любовных отношений. Под периодами можно понимать все, что влияет на жизненный уклад в большей или меньшей степени. Какие-то периоды легко воспринимаются индивидом, а какие-то сложно. Например, смерть близкого человека тяжелее переносится, чем знакомство с новым партнером, с которым вы увидитесь единожды в жизни.
Итак, каждый период, который меняет привычный жизненный уклад человека, влияет на него. Именно в этот самый момент, когда жизнь человека меняется малейшим образом, происходят изменения в его личности: он может остаться прежним, начать развиваться или, наоборот, деградировать. Проще говоря, прошлый образ жизни (период) помогал человеку быть успешным и красивым, а новый период не соответствует привычным действиям человека. Все, что действовало раньше, перестало действовать, и если человек не смог изменить свои привычки в соответствии с изменившимися обстоятельствами, то он превращается в неудачника.
Многие могут это связать со следующим фактором: раньше у человека была цель, ради которой он что-то делал и развивался, но когда цель была достигнута, новой цели не появилось. Поэтому человек потерял былой пыл, активность или свою успешность. К этому всему добавляется потеря активности человека, который раньше постоянно чем-то занимался и увлекался, а теперь, в связи с новыми обстоятельствами, стал пассивным, не интересующимся ничем.
Вот почему некоторые «отличники» работают на «двоечников», становясь взрослыми; вот отчего бывшие бизнесмены не всегда могут начать новое дело; вот почему некоторые былые красавицы становятся скучными и «серыми» и т. д. Их жизнь изменилась (они больше не учатся в школе; бизнеса больше нет; женщина достигла замужества) и перешла на новый этап своего становления. Только вот сами люди не были готовы к подобным изменениям: они не поставили перед собой новые цели, которые подведут их к новому росту, а также перестали проявлять активность.
На первый план, возможно, встала депрессия от потери былой славы, мнение окружающих людей, а не свое собственное, стремление чего-то достичь, бороться с собственной ленью и жить в соответствии со своими желаниями. Периоды жизни постоянно сменяют друг друга, но только к одним периодам человек готов (и тогда он становится Королем), а к другим – нет (тогда он становится несчастным и неудачливым человеком).
Чтобы в будущем не «упасть с вершины», на которую вы взобрались, следует понимать, что жизнь не всегда будет стабильной и постоянной. Необходимо быть гибким и приспособленным к переменам. Обычное течение жизни изменится, но вы можете поставить перед собой новые цели, которые будут вмещать все то, что важно для вас и чего вы хотите еще достичь, а также быть активными в их реализации. Помните, только вы можете возвысить себя или опустить. Не поддавайтесь факторам, которые вас могут лишить нужных качеств и способностей. Приспосабливайтесь к жизни: берегите то, что имеете, ставьте новые цели и активно достигайте их.
Адаптация часто становится необходимой в период достижения цели. Здесь возникают барьеры, трудности. Это и есть те самые внешние обстоятельства, к которым нужно адаптироваться. Какими способами?
- Получить новые знания.
- Четко поставить цель.
- Адекватно оценить обстановку.
- Сделать свои действия такими, чтобы устранить барьер.
Механизмами адаптации являются:
- Социальный интеллект – усматривание отношения, связей между объектами.
- Социальное воображение – создавать опыт, осознавая себя, собственные возможности и ресурсы, размещая себя в текущие обстоятельства и предопределяя будущее.
Защитными механизмами при адаптации являются:
- Отрицание – игнорирование травмирующего и неприятного.
- Регрессия – проявление инфантильного поведения.
- Вытеснение – стирание из памяти неприятных воспоминаний.
- Формирование реакции – изменение эмоциональных состояний и нерациональных импульсов на противоположные.
- Подавление – то же, что и вытеснение, только сознательное.
- Проекция – наделение других качествами, которыми обладает сам человек, только не осознает их.
- Рационализация – попытка интерпретировать событие так, чтобы смягчить травмирующий элемент.
- Идентификация – приписывание себе качества другого реального или вымышленного человека.
- Юмор – снижение эмоциональной напряженности путем смешных рассказов.
- Сублимация – преобразование инстинктов в общественно приемлемые формы поведения.
Эмоции являются регулятором того, насколько хорошо человек адаптируется. Успешность адаптации – это ощущение равновесия в физическом и психическом во внешней среде. Эмоции при этом человек испытывает уравновешенные и спокойные.
Управление персоналом. Тест 5
1. Чтобы вознаграждение служило мотивирующим фактором необходимо, чтобы оно соответствовало: возможностям организации ценности сотрудника ожиданиям сотрудника среднеотраслевому уровню вознаграждению за предыдущую работу
2. Как обеспечить эффективную интеграцию нового сотрудника в организацию: достоверная и полная предварительная информация об организации и подразделении, где предстоит работнику трудиться использование испытательного срока для новичка регулярные собеседования новичка с руководителем его подразделения и представителем кадровой службы введение в должность все вместе
3. Выделите ключевой элемент адаптации знакомство непосредственно с рабочим местом знакомство с предприятием опыт работы налаживание внешних коммуникаций снижение конфликтности
4. Какие виды адаптации выделяют ученые? первичная, вторичная, функциональная устойчивая, неустойчивая, прогрессирующая скрытая, явная, фрикционная профессиональная, психофизическая, социально-психологическая экономическая, социальная, политическая
5. Какой из ниже перечисленных видов адаптации относят к вторичной адаптации? санитарно-гигиеническая адаптация экономическая социально-психологическая организационно-административная прогрессирующая
6. Какой из перечисленных пунктов является особенно важным для эффективной работы руководителя? выбор стиля управления, приемлемого для данной организации сокращение управленческого штата на предприятии способность менеджера к творческой инициативе приспособление под требования подчиненных дружелюбное отношение к подчиненным
7. Новый сотрудник приходит в отдел, где все работники давно знают друг друга и привыкли работать в команде. Они не стремятся общаться с новичком, предпочитая сначала к нему присмотреться. С Вашей точки зрения, как должен поступить руководитель в подобной ситуации? назначить одного из сотрудников наставником новичка и попросить помочь адаптироваться опекать новичка, контролировать его действия и защищать от критики других сотрудников не вмешиваться в процесс адаптации, чтобы новичок сам решал свои проблемы заставить работников признать новичка изолировать нового сотрудника во избежание негативных последствий
8. Один из кандидатов на вакантную должность получил хорошее образование, мотивирован на работу в вашей компании и умеет легко находить общий язык с людьми. Но у него отсутствует опыт работы в аналогичной должности. На Ваш взгляд, следует: отказать ему в приеме на работу принять с испытательным сроком принять без испытательного срока принять, но с более низким жалованием порекомендовать обратиться через год – после обретения опыта
9. Организационно — административная адаптация позволяет работнику: ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией ознакомиться с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения в организационной структуре включиться в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями ознакомиться с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины ознакомиться с правовой стороной деятельности организации
10. По результатам исследований, полная адаптация работника в коллективе завершается, как правило, по окончании: первого года работы двух лет работы трех лет работы пяти лет работы десяти лет работы
11. Приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности – это: первичная адаптация вторичная адаптация второстепенная факторная регрессивная
12. С какого процесса начинается адаптация работника в коллективе? приспособления ориентации идентификации стереотипизации аккредитации
13. Чем характеризуется полная адаптация? сочетанием профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также планирования карьеры персонала организации сочетанием высокого уровня овладения специальностью, полного освоения порученной работы с устойчивым положительным отношением к специальности (прочным намерением продолжить работу по ней) и достаточно высокой степенью удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в коллективе сочетанием мер по профинформации, профконсультированию, профподбору и профадаптации, которые помогают человеку выбрать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям признанием новичка другими сотрудниками снижением трудовой мотивации
14. Что относится к социально-психологическим процессам в коллективе? планирование человеческих ресурсов, стимулирование труда, прогнозирование, управление карьерой обучение, аттестация, оценка потенциала, развитие способностей и навыков адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция планирование карьеры, обучение, стажировки материальное стимулирование труда – повышение зарплаты, премирование
15. Что способствует уменьшению стрессовых ситуаций руководителя? правильная организация труда демократический стиль руководства возраст менеджера пол менеджера увеличение функциональных обязанностей и ответственности
Факторы адаптации
Адаптироваться человеку приходится ко многим факторам, одни из них являются естественными, другие – созданными искусственно:
- Природные факторы: живая природа, климатические факторы, природные катаклизмы.
- Материальная среда: окружающие предметы, автомобили, техника и прочие искусственные элементы, работа, дом.
- Социальная среда: государство, этнос, люди.
Адаптивностью называется способность человека приспосабливаться к новым условиям. Все привыкают к одним условиям с разным темпом. Одни приспосабливаются быстро, другие — медленнее. На это влияют два фактора:
- Субъективные. Включают физиологию, возраст и психику человека. Психологический фактор включает умение человека познавать, эмоционально реагировать на ситуации, практически совершать действия и мотивировать себя.
- Средовые. Включают то окружение, в которой человек живет: дом, люди, работа, хобби, экономика и пр.
Виды адаптации
В адаптации выделяют:
- Биологическую адаптацию. Это путь эволюции. Организм человека меняется в соответствии с той средой, где он проживает. Если организм не может приспособиться, тогда он заболевает.
- Социальную адаптацию. Это привыкание человека к общественному распорядку, чтобы быть способным достигать личных целей. Адаптированность может выражаться в различных формах – от полного приспособления до нежелания работать или с кем-то коммуницировать. При этом человек обычно адаптируется пассивно. Однако активная (осознанная, намеренная) форма адаптации считается более приемлемой и эффективной.
- Этническую адаптацию. Адаптация человека к тому обществу, в котором он проживает.
- Психологическую адаптацию. Это приспособление человека в характере, поведении, мировоззрении, ценностях, что будет вызывать гармоничные и спокойные ощущения в окружающем мире.
Неприемлемыми формами адаптации являются:
- Девиантное поведение – антисоциальное, направленное против социума, против его правил и законов.
- Патологическое поведение – это невротические и психические расстройства.
Итог
Человек вынужден адаптироваться всегда на различных уровнях своей жизни. Сначала человек адаптируется физиологически, привыкая к контролю за своим телом, потом к окружающей природе. Социальная адаптация начинается в тот момент, когда родители приступают к воспитанию ребенка. При этом осуществляется психологическая адаптация, когда человек вырабатывает такие черты характера, которые помогут ему чувствовать себя гармонично в существующих условиях.
Адаптация не всегда предполагает исключительно эффективное и успешное, приемлемое поведение. Адаптироваться можно путем формирования болезни или плохого поведения, что также помогает более быстро достигать поставленных целей в имеющихся условиях.
Социально-психологическая адаптация как психологическая категория
Различают биофизиологическую и социально-психологическую адаптацию.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Определение 2
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс овладения личностью определенных социально-психологических ролей, приобретения определенного социально-психологического статуса, стремление к оптимизации и гармонизации взаимоотношений с социально-природной окружающей реальностью.