Стереотип — что это такое, виды, формы и суть стереотипов.

Речь пойдет о стереотипах – нормах, канонах, законах, обычаях, традициях, предрассудках общества. Большинство людей считают их правильными, и следуют им. Здесь важно различать понятие правильности стереотипа и условности (надуманности). А ведь выдуманные стереотипы порой управляют коллективным сознанием (и нами, в том числе). Стереотипы людей в первую очередь делятся на глобальные – характерные для масштабов планета, и узкие – те, которым мы следуем в школах, на работе, дома и т. д. Однако и те и другие становятся той иллюзией, у которой масса последователей.


Мужчин-моделей традиционно относят к геям

Что такое СТЕРЕОТИП — определение, значение простыми словами.

Простыми словами Стереотип – это обобщенная или повторяющаяся идея или концепция.

Люди могут формировать стереотипы практически обо всем в своей жизни, но эти стереотипы могут развиваться по-разному. Термин «стереотип» используется в различных областях, включая психологию, неврологию, антропологию, социологию и культурологию. Стереотипы часто могут привести к предубеждениям и предрассудкам, потому что они заставляют людей делать общие предположения о других людях, не имея доступа к большому количеству информации. Однако в некоторых случаях стереотипы могут иметь полезную роль с эволюционной точки зрения, когда они помогают людям избегать опасности и понимать социальные ситуации.

Какие бывают соцстереотипы

В психологии и социологии выделяется несколько видов стереотипов. В первую очередь отметим стереотипы социальных групп и индивидуальные

. Стереотипами соцгрупп, как и следует из этого названия, «руководствуются» люди той или иной группы (включая жителей одной и той же страны, представителей определенных национальностей и других больших групп). В свою очередь, индивидуальные стереотипы – это «социальные шаблоны» личности, выработанные ей исходя из ее индивидуального жизненного опыта.

Также теория отмечает, что есть положительные, нейтральные и отрицательные

стереотипы. При этом из-за заложенной в них
упрощенности все три перечисленных вида могут в равной степени отражать неправду в отношении конкретной личности, что способно привести к различным заблуждениям. Например, вы решили положиться на стремление немцев к порядку или на вкус французов в одежде. Но конкретно тот немец и француз, к которым вы применили данный стереотип, необязательно обладают нужными вам качествами. И это создаст вам дополнительные проблемы.
Также стереотипы делятся по своей точности: точные, приблизительные, упрощенные

. При этом нужно понимать, что даже точные стереотипы точны лишь в определенных случаях, так как обобщение (а значит, и упрощение) заложено в саму суть данного явления.

Способы выражения стереотипов.

Есть несколько различных способов выразить понятие «стереотип» и его концепцию, в том числе:

  1. Паттерн: стереотипы основаны на реальных или предполагаемых парадигмах мира, и поэтому они могут быть полезными.
  2. Предубеждение: стереотипы могут привести к предубеждению, если они не продуманы или приняты с ограниченными доказательствами.
  3. Определение: стереотипы можно использовать как способ определить людей, их характеристики и способности; одни из этих определений могут быть положительными, другие отрицательными.
  4. Норматив: стереотипы обеспечивают нормативные взгляды на мир, которые соответствуют идеям своей группы; они часто полагаются на то, что многие люди верят им.

Как избавиться от стереотипов?

Что такое стереотип для людей, которые занимаются самосовершенствованием и саморазвитием? Таких людей становиться все больше. Стереотипы и предрассудки мешают видеть за «заезженными» штампами и клише реальных конкретных людей, и понимать те или иные человеческие поступки в контексте реальности. Прошлый опыт, не всегда срабатывает в новой ситуации. Отказ от стереотипного мышления, предполагает работу над собой:

  • смена привычного взгляда на мир;
  • отказ от поспешных суждений;
  • открытость восприятия явления целиком;
  • подвергание шаблонов критике: «это действительно так?»;
  • формирование новых мнений, собственных.

Как формируются стереотипы?

Стереотипирование, или формирование стереотипов — это когнитивный процесс, существующий в большинстве социальных групп и варьирующийся в зависимости от контекста или ситуации.

Связывая определенные характеристики с определенной группой, стереотипирование может включать, приводить или служить оправданием физической или эмоциональной реакции со стороны человека, увековечивающего стереотип. Хотя формирование стереотипов общества происходит когнитивно, важно отметить, что сами стереотипы приобретаются. Им могут неявно или явно обучать или подкреплять друзья, члены семьи, учителя, группы сверстников, средства массовой информации или общество в целом.

Существует множество различных способов, которыми могут развиваться стереотипы людей. В большинстве случаев стереотипы возникают либо из личного опыта, либо из того, чему людей учат, когда они растут. Психологи определили несколько возможных ответов на вопрос «как формируются стереотипы?», которые можно применить к множеству различных ситуаций.

  1. Процесс социализации.

Тем, кто проводит время с людьми из разных слоев общества, может быть легче бороться со стереотипами. Эффекты стереотипов могут ограничивать перспективы. Очень часто стереотипы формируются в результате социального обучения, то есть информации, которую люди узнают от своих родителей и сверстников. Например, если детям в детстве говорят, что мальчики более спортивны, чем девочки, они могут вырасти, поверив, что это правда. У них сформировался стереотип о чертах мальчиков и девочек, основанный на социализации. Родители могут передать стереотип своим детям, внушая им, что все члены определенной группы глупы, преступны, грубы и т. д.

Еще одним элементом социализации, который может привести к формированию стереотипов, является теория личности, которая предполагает, что чей-то личный опыт может привести к формированию обобщенных убеждений. Например, человек, которого в детстве укусила собака, может вырасти и поверить в то, что собаки опасны, даже если статистические данные свидетельствуют о том, что большинство собак не опасны для людей. Эмоциональные и интенсивные переживания могут гораздо эффективнее влиять на убеждения людей, чем доказательства и статистика. Именно так обычно работает человеческий мозг.

  1. Мотивация.

Другая теория формирования стереотипов называется мотивационной теорией. Эта теория утверждает, что люди будут развивать стереотипы о своих конкурентах, чтобы повысить уровень собственного доверия. Например, кто-то, кто собирается соревноваться в гонке с десятью другими людьми, может убедить себя, что другие участники, вероятно, не тренировались так усердно, как он, и что поэтому они вряд ли выступят так же хорошо в гонке. Такого рода стереотипы могут иметь эволюционное преимущество, повышая уверенность в сложных ситуациях и потенциально повышая шансы на успех. Однако, как и другие стереотипы, они не основаны на реальных фактах.

  1. Окружающая обстановка.

Подобно тому, как то, что кому-то говорят во время взросления, может влиять на формирование стереотипов, так же может влиять и окружающая среда. Согласно теории социальной идентичности, люди обычно считают, что их собственная группа (которая может быть расовой, религиозной, национальной, культурной, семейной и т. д.) неоднородна, в то время как чужая группа однородна. У тех, кто вырос в регионе, где подавляющее большинство людей принадлежит к одной культурной или этнической группе, могут развиться более сильные стереотипы о других группах из-за ограниченного взаимодействия с членами этих групп и, следовательно, меньше возможностей увидеть нюансы и разнообразие внутри других групп.

Стереотипы также могут быть усвоены пассивно через влияние СМИ. Например, несколько исследований показали, что темнокожих преступников чаще показывают в вечерних новостях. Это может тонко побудить людей ассоциировать цветных людей с преступным поведением.

Стереотипизация

Стереотипизация (складывание социальных стереотипов) проходит у всех людей по-своему, поэтому при всей общности имеет индивидуальные особенности. Зависит процесс стереотипизации от таких факторов, как общественное влияние, окружение, семейные установки, личное восприятие. При формировании стереотипа учитывается:

  • Место жительства: стереотипы людей в маленьких городах отличаются от стереотипов жителей мегаполисов.
  • Уровень жизни: стереотипы бедных и богатых людей различаются. Бедные считают, что богатые не заработали, а украли. Богатые считают, что бедные – ленивые и глупые.
  • Возраст. Традиционный конфликт «отцов и детей» тоже можно отнести к стереотипам.
  • Политические взгляды: люди пожилого возраста видят в советском строе много плюсов и говорят, что «тогда было лучше». Молодые люди имеют стереотип, что все советское непродуктивно хвалить сейчас.
  • Религиозные наклонности.

Стереотипизация – процесс не быстрый, но в последние десятилетия очень распространенный. Навязывание и формирование стереотипов активно идет через социальные сети, телевидение, Интернет. Не всегда новые стереотипы носят негативный характер, хотя есть случаи, когда стереотипизация наносит ощутимый вред.

Ярким примером формирования положительного стереотипа может являться стереотип девушки, ведущей здоровый образ жизни с правильным питанием и занятиями спортом. При грамотном подходе у последовательниц может развиться желание подражать такому стереотипу и следовать ее советам, добиваясь красивой фигуры. Неправильный подход повлечет за собой анорексию, девушка в погоне за телом мечты получит серьезное заболевание.

Поэтому еще раз подчеркнем, что все стереотипы, их формирование и восприятие индивидуально, следовать им нужно, используя разумный подход и опираясь на собственный опыт.

Виды и формы стереотипов.

Все существующие сегодня в обществе стереотипы можно включить в такие группы:

  1. Неявные / имплицитные стереотипы.

Это стереотипы, которых придерживаются люди, даже не задумываясь о них. Их может быть трудно идентифицировать, а если они идентифицированы, люди могут сначала даже не распознать их как стереотипы. Обычно это убеждения, которых придерживаются, но не подвергают сомнению, иногда в течение многих лет или даже всей жизни.

Примеры имплицитных стереотипов:

  • вера в то, что одна расовая группа интеллектуально, физически или морально превосходит другие расовые группы;
  • вера в то, что представители определенной религии склонны к насилию в непропорционально больших количествах;
  • идеализированная вера в то, что все представители определенной нации (своей или чужой) особенно нравственно или интеллектуально просвещены.

Эти стереотипы часто проявляются как бессознательные предубеждения, когда люди действуют в соответствии с мнением, которого они, возможно, даже не осознают. Неявные стереотипы могут влиять на поведение на многих уровнях. Практически у всех есть определенный уровень имплицитных стереотипов просто потому, что человеческому мозгу легче обобщать, чем постоянно ломать ожидания и предположения.

  1. Явные / эксплицитные стереотипы.

Явный стереотип — это стереотип, о котором кто-то знает и в который активно верит. В отличие от имплицитных стереотипов, которые люди могут понять, что они не соответствуют действительности, когда сталкиваются с ними напрямую, явные стереотипы — это убеждения, которые люди намеренно включают в свои мировоззрения. Все, что может быть неявным стереотипом, также может быть явным стереотипом, но явные стереотипы — это то, что люди будут активно обсуждать и даже действовать сознательно.

Примеры потенциально явных стереотипов:

  • вера в то, что существует установленный способ соблюдения гендерных ролей, которому активно учат детей;
  • вера в то, что некоторые этнические группы лучше справляются с определенной работой, что проявляется в дискриминационной практике найма;
  • вера в то, что люди из своей страны лучше, что проявляется в националистической практике голосования или игнорировании опыта людей из других стран;

Явные стереотипы могут нанести ущерб, особенно когда они используются для ущемления прав определенных групп.

Существуют и другие типы стереотипов:

  1. Положительные стереотипы
  2. Негативные стереотипы

Негативные стереотипы очевидны и часто связаны с дискриминацией по признаку расы, религии и пола. Позитивные стереотипы менее очевидны, потому что человек, создающий стереотипы, может не причинять вреда пострадавшей группе. Однако в некоторых случаях позитивные стереотипы могут быть истолкованы реципиентом как негативные стереотипы. Чтобы объяснить эту концепцию более подробно, рассмотрим следующие примеры позитивных стереотипов. Азиаты хорошо разбираются в математике и естественных науках. Этот стереотип возник в 1960-х годах из-за общего убеждения, что азиатские люди преуспели в определенных дисциплинах. Однако этот стереотип не был подтвержден статистически, и в результате многие испытывают сильное давление, заставляя его работать. Не в силах оправдать ожидания, некоторые могут заниматься саморазрушительными мыслями или поведением, которые снижают успеваемость. Чернокожие — превосходные спортсмены. Этот по сути положительный стереотип возник во второй половине девятнадцатого века. Хотя верно то, что представители некоторых рас доминируют в определенных видах спорта, понятия спортивного превосходства окончательно не доказаны. По правде говоря, культура и общество определяют, будут ли некоторые люди заниматься определенными видами спорта. Многие считают, что чернокожие — лучшие бегуны на длинные дистанции. Но большинство обладателей олимпийских золотых медалей родом из небольшого района Кении под названием Нанди. Остальная часть Африки, в которой преобладают чернокожие, недопредставлена ​​с точки зрения бегунов с высокими показателями. Геи более модны – этот стереотип, скорее всего, создан или, по крайней мере, подкреплен средствами массовой информации. Геев обычно изображают в модной рекламе, потому что они считаются женоподобными и имеют более сильное чувство моды, более близкое к женскому. Но точно так же, как некоторые натуралы воздерживаются от пива и охоты, некоторые геи не заботятся о моде.

Популярные стереотипы

Что такое стереотип – на этот вопрос, в основном отвечают «правильно», «стереотипно». Общество привыкло мыслить понятиями популярными, причина этого кроется в недостаточности или дефиците информации и невозможности подтвердить эту информацию. Стереотип мышления (ментальная установка) — « я — как все» обозначает принадлежность своей семье, группе, народу, государству имеет и обратную сторону: загоняет в рамки ограничений, обедняет личный опыт переживаний человека. Принятые в обществе популярные стереотипы:

  • наглость — второе счастье;
  • эталон фигуры — 90/60/90;
  • там хорошо – где нас нет;
  • бьет – значит любит;
  • завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу;
  • женщина на корабле — быть беде;
  • выйти замуж надо до 30;
  • девочки должны носить розовое, мальчики – голубое;
  • женщины — слабый пол;
  • дорого – значит качественно;

Стереотипы о русских

Стереотипы о России прослеживаются в различных байках и анекдотах, придуманных как самими россиянами, так и другими народами. Стереотипно русичи предстают в анекдотах как «рубахи-парни, запредельно выносливые, любящие выпить и побуянить» Интерес к России велик. Эта держава остается загадочной и величественной, а для некоторых и враждебной страной. Что о стране, русских женщинах и мужчинах думают представители других государств:

  • россияне – самые пьющие;
  • по улицам ходят медведи;
  • русские девушки самые красивые;
  • мужчины, ходят с каменным лицом, не улыбаются;
  • Россия — страна балалаек, матрешек и косовороток;
  • самые гостеприимные;
  • невоспитанные и неграмотные;
  • девушки мечтают выйти замуж за иностранцев;

Стереотипы о французах

Весь мир с трепетом следит за французскими подиумами, покупает французский парфюм, умиляется самым романтичным фильмам планеты. «Увидеть Париж и умереть!» — фраза, сказанная советским писателем-фотографом И.Эренбургом – давно стала крылатой и говорится с придыханием и мечтательным взглядом. Стереотипы Франции, прочно ассоциирующиеся с этой прекрасной страной:

  • француженки самые утонченные, элегантные;
  • Париж – диктует моду всем остальным;
  • французы – лучшие любовники в мире;
  • круассаны, вино, фуа-гра, лягушки, багеты и устрицы – ежедневная национальная еда;
  • берет, тельняшка, красный платок – стандартная одежда
  • самая курящая нация в мире;
  • забастовки и демонстрации «по поводу» и «без повода»;
  • самые заядлые пессимисты;
  • свобода нравов и легкомысленное поведение;
  • раздражаются, если иностранцы неправильно произносят слова по-французски;
  • патриоты своей родины ласково и называют страну «ля дус Франс» («Франция милая»).

Стереотипы об американцах

Америка — страна контрастов и неограниченных возможностей, где исполняются самые заветные мечты — американцы так думают о своем государстве. США является страной, во многом непонятной для русского менталитета, вызывая у некоторых неприятие, а в свете существующих напряженных отношений между Россией и Америкой — недоверие к самой улыбчивой американской нации. Мифы и стереотипы про американцев:

  • нация фастфуда и толстых людей;
  • любят организовывать сюрпризы;
  • хотят захватить весь мир;
  • отсутствие стиля и вкуса в одежде;
  • самая патриотичная нация;
  • у каждого американца есть оружие;
  • не стесняются бурного проявления эмоций.

Стереотипы об англичанах

Какие ассоциации возникают у людей, которые никогда не были в Англии, но наслышаны об этой стране? Те, кто учил английский в школе, вспоминают о знаменитом часовом механизме Big Ben (Биг-Бен) и что Англия страна дождей, туманов и овсянки на завтрак. О чопорности англичан сложены легенды. Английские детективы о Шерлоке Холмсе любят читать во всем мире. Стереотипы о британцах:

  • постоянно говорят о погоде;
  • по расписанию пьют чай;
  • англичане самые вежливые;
  • высокомерные снобы;
  • консерваторы;
  • странный английский юмор;
  • все ходят в паб;
  • самые законопослушные граждане.

Гендерные стереотипы.

Гендерный стереотип — это чрезмерно упрощенное восприятие кого-либо на основе его пола или гендера.

Это включает в себя предположения о том, что мужчина или женщина могут и не могут (или должны и не должны) делать что-то. Гендерные стереотипы были одним из самых коварных типов стереотипов на протяжении всей истории. Вплоть до начала 20 века многим женщинам не разрешалось голосовать или заниматься многими профессиями из-за ограниченных убеждений относительно их способности участвовать в общественной жизни. Сегодня гендерные предрассудки продолжают наносить вред как мужчинам, так и женщинам. Часто женщинам отказывают в приеме на работу из-за опасений, что они могут бросить работу, чтобы родить ребенка, или женщина-врач мгновенно воспринимается как медсестра из-за укоренившихся в обществе стереотипов на рабочем месте. Многие мужчины также часто подвергаются дискриминации (часто со стороны других мужчин), если они выбирают феминизированные профессии, такие как медсестра и учитель. Вот доминирующие сегодня гендерные стереотипы:

  • Доминирующая мужественность

От мужчины ожидается, что он будет напористым, возьмет на себя управление, руководящую роль и опасные или физические задачи в служении женщинам. На мужчин, которые не соответствуют этой стереотипной норме, другие в обществе часто смотрят свысока как на «бета-мужчин».

  • Доминирующая женственность

Ожидается, что женщина будет пассивной, милой, застенчивой и тихой. Некоторые считают, что она должна «вести себя как леди» (стереотип поведение женщины) и принимать более активное участие в домашних делах, чем мужчины.

Стереотипы: примеры из жизни

Стереотипы: примеры из жизни, которые имеют разные направления и суждения:

Стереотипы о женщинах

  • Женщина должна подчиняться мужчине, вести домашнее хозяйство, рожать и растить детей, ухаживать за мужем.
  • Женщина не должна стремиться к карьерному росту и не должна противоречить мужу.
  • Если женщина разведена, то она или стерва, или несчастная, или гулящая.
  • Если женщина успешна в работе и состоятельна, то она тоже стерва, карьеристка, чья-то любовница.
  • Если женщина начала вдруг следить за собой (заниматься спортом, правильно питаться, посещать косметолога, красиво одеваться), то у нее появился любовник, это все делается исключительно для него.
  • Если женщина блондинка или блоггер – она глупа.
  • Женщина за рулем – катастрофа, источник глупости и причина аварий.

Расовые и этнические стереотипы.

Этнический или расовый стереотип — это предвзятое мнение о людях, основанное на их расе (черный, белый, азиат и т. д.) или этнической принадлежности (латиноамериканец, коренной американец, пуштун и т. д.).

Общество создает архетипические представления о людях на основе их расы, которые могут сопровождать их на протяжении всей жизни. Иногда в истории западное общество ошибочно считало белых людей более разумной расой и создавало расистские и ложные стереотипы о «жестоком» чернокожем человеке. Точно так же многие пожилые консервативные родители могут хотеть, чтобы их ребенок женился на ком-то той же расы, что и они. Это предубеждение может помешать людям испытать настоящую любовь и счастье.

Разрушение стереотипов

Сильные личности, не желающие находиться в рамках общественного мнения, всегда находятся в поиске эффективного решения, как сломать стереотип. Основываясь на жизненных примерах, можно выделить несколько распространенных стереотипов и способов борьбы с ними:

  • Дети обязаны оправдывать ожидания родителей. Взрослый человек, чувствующий давление родителей, должен им объяснить, что он пришел в этот мир, чтобы выполнить свою неповторимую миссию, а не жить по чужому сценарию. Роль родителей — принимать ребенка таким, каков он есть, и быть для него поддержкой.
  • Каждая женщина должна выйти замуж. Это убеждение, которое навязывается девочкам с раннего детства. Тем не менее общество упускает из внимания тот факт, что такое распределение ролей, как «мужчина — добытчик, а женщина — хранительница очага», все менее актуально для настоящего времени. Сегодня представительницы прекрасного пола более сильные, самостоятельные и уверенные в себе, чем несколько поколений назад. Она обеспечивает себя сама, имеет массу интересов и увлечений. Если женщина посчитает нужным реализовать себя не только в карьере, но и в семье, она это непременно сделает.
  • Внешность важнее внутреннего мира. Действительно, первое впечатление создает именно внешний вид. Более того, сложилось четкое представление о том, что красивый человек — это хороший человек. Тем не менее истории известны примеры, когда непривлекательные люди заслуживали мировое признание, а красивые оказывались внизу социальной лестницы.
  • Мужчины не плачут. Человечество считает, что слезы — это исключительно женская привилегия. Тем не менее такой эмоциональный выброс и духовное очищение необходимы всем, независимо от пола. Удерживая негатив внутри себя, человек провоцирует душевные и физические болезни.
  • Матери-одиночки несчастны. Порой в браке женщина более несчастна, чем будучи свободной. Если супруг грубо обращается с женой, пьет или склоняется к домашнему насилию, такой союз не стоит сохранять, несмотря на общественное мнение. К тому же для ребенка неполная семья более предпочтительна, чем постоянные скандалы родителей.

Стереотипы сексуальности.

Многие люди продолжают иметь предубеждения против людей, основанные на их сексуальной ориентации. Это приводит к жесткой дискриминации ЛГБТ-сообществ. Последние десятилетия кажутся большим прогрессом для сообщества ЛГБТ. Даже в 1980-х геи считались грязными из-за моральной паники по поводу эпидемии СПИДа. Многим было отказано в медицинских услугах и услугах по трудоустройству из-за их сексуальной ориентации. Сегодня геи и трансгендеры продолжают сталкиваться с предрассудками, основанными на предположениях об их идентичности. Остаются до сих пор ложные предположения о том, что геям нельзя позволять находиться рядом с детьми, а также гомофобные взгляды, которые могут привести к их исключению из спортивных команд и даже вооруженных сил.

Основные свойства социальных стереотипов.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер

. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики.

Даже описание черт уже несет в себе оценку: явно или скрыто она присутствует в стереотипах, необходимо только учитывать систему ценностей группы, в которой они распространены. Например, в русской прессе 19 в. Н.А.Ерофеевым обнаружено множество высказываний о присущих англичанам практицизме, деловой энергии, расчетливости, стремлении к прибыли. Но высказывания эти не только не содержат в себе одобрительной оценки, но даже не нейтральны. Для русского общества того времени «практицизм» означал поглощенность низменными заботами в ущерб более высоким идеальным ценностям.

Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость.

Стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях. Стереотипы московских старшеклассников и студентов в конце 1980-х и середине 1990-х свидетельствуют: цивилизационный слом, произошедший в этот период в нашей стране, привел не к слому образа своей группы, а лишь к некоторой его трансформации. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться.

Еще одно свойство социальных стереотипов – согласованность

, или
консенсус
. Именно согласованность считал важнейшей характеристикой стереотипов А.Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей.

В последние десятилетия ряд авторов, считая согласованность стереотипов химерой и игрой воображения исследователей, отказались считать консенсус обязательной и необходимой характеристикой стереотипов. Утверждается, что критерий консенсуса стереотипов является излишним: так как стереотипы размещены в голове индивидов, они должны изучаться как индивидуальные убеждения.

Впрочем, преобладает противоположная точка зрения, сторонники которой, признавая, что индивидуальные убеждения о социальных группах существуют, подчеркивают, что стереотипы и личные убеждения, хотя и могут частично совпадать, есть различные структуры, каждая из которых представляет собой часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен.

Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность

. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Ложность настолько прочно стала ассоциироваться с понятием «стереотип», что был даже предложен новый термин «социотип» для обозначения стандартного, но истинного знания о социальной группе.

Начиная с 1950-х получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных – так называемая гипотеза «зерна истины

»
.
Теперь уже не вызывает сомнений, что социальные стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений. Социальный стереотип есть образ социального объекта, а не просто мнение о нем. Он отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними.

То, что реальные межгрупповые отношения оказывают влияние на стереотипы, не требует особых доказательств. Именно от характера отношений – сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения – зависят содержание и степень благоприятности стереотипов.

Социальные стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы. При этом признаками истинности стереотипа предлагается считать, во-первых, единодушие мнений двух и более групп относительно черт, характеризующих третью. Во-вторых, – совпадение в восприятии группы самой себя и ее восприятием другой группой. Видимо, есть «зерно истины» в стереотипе, что американцы конкурентны, патриотичны, независимы и эмоциональны, если эти качества считают «типично американскими» и они сами, и русские респонденты. Однако «критерий автостереотипа» достаточно слабо проверяет точность стереотипов, так как нет никакой уверенности в том, что люди свою группу воспринимают более точно, чем чужую.

Свойства, приписываемые другим, косвенным образом отражают особенности группы, в которой распространены. Так как другие народы воспринимаются через сравнение с собственным, русские приписывают общительность и раскованность разным народам: американцам, которые далеко не всегда включают эти черты в автостереотип, и финнам, в автостереотип которых входят противоположные черты. Вполне вероятно, что русские особо выделяют эти качества у других народов из-за восприятия своих соотечественников как «зажатых» и недостаточно общительных.

Стереотипы социального класса.

Стереотипы о людях из рабочего класса преследовали их на протяжении веков. Это и сегодня может помешать им получить хорошую работу или доступ к социальному обеспечению. Люди из рабочего класса долгое время считались грязными, необразованными и жестокими. Таким образом, человека с акцентом рабочего класса могут занизить на собеседовании (не из-за способностей, а просто из-за акцента). Но существуют даже стереотипы о более состоятельных людях. Их часто рассматривают как напыщенных, высокомерных и равнодушных. Это может привести к тому, что у кого-то возникнет несправедливое предубеждение против богатого филантропа, который хочет преуспевать и помогать другим, но на которого смотрят с подозрением из-за его социального положения.

Стереотип – что это означает простыми словами

Стереотип – это устоявшийся образ человека, явления или события. Данное понятие ввёл американский журналист Уолтер Липпман в двадцатые годы прошлого века.

Само слово он позаимствовал у полиграфистов. Люди этой профессии используют слово стереотип для обозначения печатной формы, которая позволяет воспроизводить текст несколько раз.

Уолтер Липпман выделил несколько свойств стереотипов:

  • они упрощают жизнь;
  • зачастую они неверны;
  • они не вырабатываются самим человеком, а усваиваются извне;
  • крайне устойчивы.

Само слово «стереотип» переводится с греческого как «твёрдый отпечаток». Это своеобразный штамп мышления, который помогает сформировать определённые образы событий, а может также помешать шире смотреть на мир.

Чем опасно стереотипное мышление

Стереотипизация считается «ленью головного мозга». Зачем мыслить самостоятельно, если за тебя уже давно подумали другие. Зачем тратить свою энергию на объективный анализ поведения людей, если общество решило, что одно хорошо, а другое плохо.

В XXI веке, когда развивается не только техника, но и мышление людей, стереотипы создают всё больше проблем с восприятием мира и сужают кругозор.

Чем больше у человека стереотипов, тем он считается менее образованным и подверженным манипуляциям других. Таких людей называют «ведомыми».

В наше время у каждого должно быть своё мнение на любую ситуацию, каждый должен самостоятельно уметь думать и объективно оценивать происходящее. Правильное выражение своих мыслей и их аргументирование является неотъемлемой частью развивающейся личности. Но некоторые стереотипы нам необходимы, об этом вы узнаете в следующем пункте.

Стереотипы о людях с инвалидностью.

Люди с инвалидностью долгое время были исключены из общественной жизни. Например, человека с трудностями в речи или без рук можно считать неспособным выполнять работу, на которую он вполне способен. С 1990-х годов в западных странах предпринимались конкретные попытки принять «социальную модель инвалидности». Цель этой модели – преодолеть стереотипы, требуя от учреждений и рабочих мест принятия разумных приспособлений для обеспечения доступа к людям с ограниченными возможностями. Это может помочь преодолеть социальные стереотипы, которые предполагают, что кто-то недееспособен из-за физического недуга. Например, если на рабочем месте есть пандус, сложнее сказать «вы не можете попасть в это пространство, поэтому мы не можем вас нанять», заставляя работодателей думать о реальных способностях людей с ограниченными возможностями, а не просто смотреть на их инвалидность.

ТОП-30 стереотипов о женщинах-30

Твердо уверен, что изучил слабый пол от и до и прекрасно разбираешься в женской психологии? Как бы не так! Ты удивишься, но добрая половина мифов о женщинах давным-давно развенчана и вполне обосновано. Поэтому самое время поговорить о наиболее распространенных женских стереотипах, в которые не стоит верить.

  • Девушки уступают мужчинам в силе. В физической – однозначно, в эмоциональной – нет.
  • Слабый пол более подвержен страхам. Отчасти данный стереотип имеет свое логическое объяснение. Но на практике часто оказывается, что «не бояться» и просто «не показывать страх» — разные вещи.
  • Все женщины обожают маленьких детей. А вот и неправда! Своих собственных – да, чужих – по ситуации.
  • Питают особые чувства к розовым оттенкам. Укоренившийся стереотип, который в корне неверен.
  • Продолжительность жизни женщин превышает продолжительность жизни мужчин. Согласно последним статистическим данным в среднем эти значения уравнялись.
  • Все девушки – фанаты чистоты. Нет! И среди представительниц слабого пола есть фанатки хаоса и беспорядка.
  • Не блещут остроумием. Скорее, не желают раскрывать все карты мужчинам.
  • Не страдают карьеризмом. Среди женщин достаточно много руководителей крупных компаний, которые прошли ступеньку за ступенькой по карьерной лестнице.
  • Женщин в разы больше, чем мужчин. На сегодняшний день количество новорожденных мальчиков в несколько раз превышает девочек.
  • Девушки менее выносливы. Так может показаться лишь на первый взгляд.
  • Прирожденные сладкоежки. Поверь, и среди представительниц слабого пола есть те, кто всегда предпочтет сочный стейк сладкому пирогу.

  • Чаще мужчин страдают арахнофобией. Исследования подтвердили, что данные о женских страхах сильно преувеличены.
  • Гораздо меньше мужчин думают о сексе. Не меньше, а иногда даже больше! Просто не говорят об этом вслух.
  • Предпочитают намеки прямым выражениям. Девушки не всегда готовы тонко намекать. Иногда они, не стесняясь в выражениях, говорят о наболевшем прямым текстом.
  • Ищут состоятельного мужа. Скорее, перспективного. А это – разные вещи, не так ли?
  • Грезят о пышной свадьбе. Дорогущем платье и кольце с огромным бриллиантом… Но по факту большинство представительниц слабого пола не против заскочить в ЗАГС по пути на работу. В джинсах.
  • Женщины – более эмоциональны. Не всегда и далеко не с каждым мужчиной.
  • Они – прекрасные хозяйки по умолчанию. Конечно. За исключением того факта, что около 30% из них совершенно не умеют готовить.

  • Вызывающий наряд – верный признак легкодоступности. Навязанный мужчинами стереотип, в который им удобно верить. На самом деле, здесь скорее отсутствие вкуса, нежели желание сиюминутно отдаться первому встречному.
  • Совершенно не умеют управлять автомобилем. Ровно, как и половина мужчин. Вот только об этом почему-то не принято говорить вслух.
  • Все девушки обожают сплетничать. Распространенное заблуждение, которому не стоит верить. Нет, не все. Далеко не все!
  • Не в силах устоять перед «плохим парнем». Хорошие девочки любят «плохишей», но вполне способны совладать с эмоциями и устоять перед соблазном. Ведь в качестве спутника жизни женщина всегда предпочтет надежного и хорошего парня.
  • У девушек атрофировано чувство юмора. Если девушка не смеется над твоими глупыми шутками, то это вовсе не повод усомниться в наличии у нее чувства юмора.

  • Не умеют дружить. И умеют, и дружат. Годами.
  • Пунктуальность – не их конек. Принято считать, что всем девушкам свойственно опаздывать. Но согласись, слегка припоздниться на романтическую встречу и опоздать на важное собеседование – не одно и то же.
  • Постоянно сидят на строжайшей диете. Нет, скорее создают видимость того, что придерживаются правильного питания. Но ты ведь никому не расскажешь?
  • Могут болтать нон-стоп. Только представь, и девушки устают от бесконечных бесед и могут целый (!!!) день провести в тишине.
  • Девушки реже изменяют. Скорее, реже признаются в изменах.
  • Не торопятся признавать свою вину. Далеко не каждая девушка винит во всех смертных грехах кого угодно, только не себя. Многие из них вполне откровенно могут признать свои ошибки и даже попросить прощения.

  • Безоговорочно верят в гороскопы. Нет, безусловно, каждая девушка нет-нет, да и проверит ваши знаки на совместимость. То ли от скуки, то ли от неуверенности в себе. Вопрос лишь в том, насколько серьезно она отнесется к данной забаве и доверит ли каким-то звездам вершить свою судьбу.

Возрастные стереотипы.

Эйджизм — это стереотип, предполагающий, что пожилые люди недееспособны и теряют интеллект (или, аналогично, молодой человек недееспособен исключительно из-за своего возраста и отсутствия опыта).

Возрастные стереотипы могут включать представление о пожилом человеке как о неспособном понять современные культурные нравы или о том, что он не способен выполнять физические задачи. Для более молодых людей это обычно означает, что люди снисходительно относятся к людям в возрасте до 20 лет, считая их наивными или некомпетентными. Эти ошибочные стереотипы могут принизить или свести к минимуму их вклад на рабочем месте.

Уровни проявления стереотипов

Невозможно себе представить существование человека вне общества. В процессе развития социума непременно происходит формирование стереотипов. Этот процесс осуществляется на четырех уровнях:

  • индивидуальный — на основании психологических особенностей каждого конкретного человека, а также его личного опыта, формируются определенные представления о группах и явлениях;
  • межличностное взаимодействие — в процессе контактов между людьми складываются убеждения путем передачи опыта друг другу;
  • коллективный — формирование стереотипов в процессе сотрудничества нескольких групп;
  • высокий — идеология, сформированная под влиянием исторических событий или авторитета политических деятелей.

Национальные стереотипы.

Когда вы делаете заявление типа «Люди из Англии…», вы, вероятно, увековечиваете стереотип. Здесь вы сделаете предположение обо всех людях из нации, которое может нанести ущерб людям из этой нации, не вписывающимся в стереотипную форму. Например, вы можете сказать: «Люди из Франции высокомерны…» «Люди из Америки грубы…» «Люди из Южной Африки — расисты…» Такие предубеждения часто происходят из-за старых стереотипов, которые были распространены и увековечены в социальных сетях и фольклоре. Объединяя целую группу людей на основе упрощенной идеи, вы формируете стереотипы о них. Эти ошибочные предположения и предубеждения могут быть вредны для совершенно скромного француза, вежливого американского туриста или социально открытого южноафриканца.

Функции социальных групп

Американский социолог Нил Джозеф Смелзер выделяет следующие функции социальных групп:

  • Функция социализации: только будучи членом социальной группы, индивид в состоянии выжить, создать семью и вырастить детей. В одиночку вне социума человек не сможет жить, будет обречен.
  • Функция инструментальности: человек не может обойтись без работы, он должен осуществлять какую-то деятельность, позволяющую обеспечивать себя и членов своей семьи всем необходимым.
  • Экспрессивная функция, при которой члены социальной группы должны удовлетворять потребность в уважении, проявлении доверия и доброжелательности друг к другу.
  • Функция поддерживающая, которая нацеливает людей на объединение в группы в трудном положении и определении совместных действий.

Так или иначе, стереотипы, сформированные в социальных группах с определенными функциями, не всегда верны и часто мешают полноценно жить. Поэтому, прежде, чем поддаться тому или иному суждению, следует разобраться в себе и собственных понятиях.

Религиозные стереотипы.

Религиозный стереотип может вызвать страх перед религиозными группами, к которым вы не принадлежите. Это может включать в себя «других» людей определенной религии, такой как ислам или иудаизм. В начале 2000-х господствовали антимусульманские стереотипы. Значительная часть людей в Соединенных Штатах считала мусульман религиозными террористами, несмотря на то, что исторически большая часть терактов в США совершалась правыми экстремистами, а не мусульманами. Точно так же, возможно, самый крайний пример стереотипизации в современной истории, нацистская Германия во время Второй мировой войны дегуманизировала и изображала евреев как коллективно низших людей, что привело к ужасам Холокоста.

Исконно русский вопрос

Жертвой стереотипа может быть как ретранслятор заблуждения, так и принимающая, казалось бы не заинтересованная сторона. Забавно, но есть на просторах нашей необъятной родины бродячие уникумы — два в одном. Подобное часто встречается среди подростков, которые сознательно выбирают социально правильную профессию, закидывая в самый дальний угол самого темного мировоззренческого чулана свои природные данные и способности.

Драматизм внутриличностного противоречия — активное наложение собственной самокритичности на жесткие родительские стереотипы. Критерии успешности, правильности, актуальности — вообще явления очень так многозначные, а тут еще и внешнее давление. Совсем беда-беда! Ведь в современном мире таких людей рано или поздно прибивает к “родным” берегам, но сколько времени потрачено впустую!?

Пока не слишком поздно поищем ответ на пресловутый вопрос классика. Что делать со всем этим безобразием? Что делать, если среди всего вышеперечисленного вы отыскали и свой портрет либо пример из собственной жизни?

Естественно, что самый первый шаг — это осознание проблемы. Второй — создание новой модели мира. Той модели, которая станет вашей путеводной звездой, новой картой, с помощью которой вы сможете достичь мира и гармонии в собственной душе.

И финальный, заключительный и, пожалуй, самый трудный шаг — принятие себя новой, на пока еще старой карте мира. Вашему мозгу, психике, душе и даже телу потребуется какое-то время на адаптацию. Несколько механическая формулировка, но любой процесс обучения и принятия нововведений имеет биологическую природу. Даже в таких, казалось бы, достаточно абстрактных вещах. Это отнюдь не пятиминутный процесс. Проявите терпение и границы вашего мира станут шире

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]