Индивидуальность в психологии. Что это такое, как сохранить, примеры, признаки, черты, структура, предпосылки, виды, формы проявления


Индивидуальность – это свойство быть непохожим на остальных. Это слово подходит ко всему, что нас окружает. Обычный камушек на дороге, цветок в поле или на клумбе, любое дерево или куст, птица или другое животное по-своему уникальны. Все встречается в природе в единственном экземпляре, даже если входит в состав комплекса камней, целого букета, леса полного деревьев и кустов, даже если это часть целого класса или отряда некоего вида животных. Все в нашем мире разное. Касается это, естественно, и человека.

С психологической точки зрения, конечно, интереснее узнать об индивидуальности человека. Мы все разные. Это отличие начинается в различии генетического кода, набора хромосом и заканчивается непохожестью поведения, темперамента и характера каждого из нас. В каждом есть что-то свое личное: свой цвет глаз, волос, рост и вес, тип телосложения; манера разговора и голос; свой характер и темперамент; свое отношение к окружающему. Это делает нас разными в глубоком смысле этого слова. Каждый мыслит и делает по-своему. Однако индивидуальность это нечто более широкое, чем просто установленный природой набор признаков. Индивидуальность человека, как личности, развивается в течение всей жизни. Биологически, как индивиды, то есть, как представители рода человеческого, мы очень схожи. У всех с рождения два глаза и два уха, один рот и нос, две руки и две ноги. У некоторых бывают одинаковые признаки: один цвет глаз или волос, один цвет кожи, схожие формы носа и губ и т. д. Однако мы очень отличаемся друг от друга. Это отличие накапливается постепенно и придает нам индивидуальности.

Человек как биологический вид

С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.

С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.

Животное Человек
1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо. 1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.
2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий. 2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.
3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда. 3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.
4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью. 4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.

Структура

Чтобы разобраться с определениями, стоит рассмотреть принципы составления индивидуальности. В психологии и биологии человеком принято называть представителей человеческого рода. Однако в психологии также есть и другое разделение.

Индивидуальность в психологии. Что это такое, как сохранить, примеры, признаки, черты, структура, предпосылки, виды, формы проявления

Определение в психологииОписание
ЧеловекПредставитель человеческого рода, который характеризуется исключительно физическими и генетическими признаками.
ИндивидЕдиничный представитель человеческого рода. То есть конкретный экземпляр. Индивиды обладают своей индивидуальностью, так как они отличаются по росту, весу, типу телосложения, цвету волос (то есть в основном биологическими характеристиками).
ЛичностьИндивид, у которого есть определенные свойства, развитые в нем под влиянием общества, продолжительности жизни и других факторов. Личность формируется в процессе семейного воспитания, понимания традиций, влияние школы, родственников, друзей, учителей.
ИндивидуальностьЛичность с определенными духовными и моральными качествами, привычками, характером, которые делают ее неповторимой. То есть индивидуальность – это личность, которая способна самостоятельно определять свой выбор в той или иной сфере.

Индивид и личность

С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.

Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.

Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с тяжелыми психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.

В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).

Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.

Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.

Важно!

Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.

Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.

Биологическая сущность человека Социальная сущность человека
Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду. Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.

Индивидуальность в психологии

Индивидуальность такое уникальное свойство личности, которое вызывает интерес в изучении психологами. Этот феномен давно исследуется как в нашей стране, так и зарубежными психологами. В психологии индивидуальность рассматривается как комплекс взаимодействий между темпераментом, характером, межличностными отношениями, интеллектом, интересами и увлечениями личности.

Анализ взаимосвязей между отличительными чертами человека играет важную роль. Он помогает понять масштабы влияния общества и среды на развитие личности и ее индивидуальности. Помогает узнать о возможностях человека самореализоваться, быть оригинальным и непохожим на других благодаря своим стараниям. Человек – это член общества, а не изолированный субъект, что вызывает интерес к изучению. Особенно интересно с точки зрения психологии изучение межличностных отношений между людьми в обществе. Это дает возможность исправить ошибки на этапах развития и становления личности.

Индивидуальность

В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.

Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.

Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже монозиготные близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Характеристика индивидуальности

Индивидуальность человека описывается набором качеств, личностными свойствами и способностями, которых нет в других людях. Особенно отличительны интеллектуальные способности человека. Интеллект развивается в результате работы над собой. Он зависит от количества полученных знаний, жизненного опыта и умений. Интеллектуально развитая личность мыслит, самовыражается и ведет себя независимо и в своей манере. Индивидуальность обусловлена наличием своего мировоззрения, своего восприятия окружающего мира. При этом человек имеет четкую жизненную позицию и собственную точку зрения на все. Часто с индивидуальностью личности мы позиционируем творческую личность, человека, у которого есть личный творческий взгляд на все. Иногда эти творческие способности настолько развиты и не похожи на других, что речь заходит об одаренности. Талантливый человек особенно отличается от других своими характерными чертами. Такого индивида называют сильной личностью.

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Индивид, индивидуальность, личность

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» эссе.

Данное изречение Асмолова Александра Григорьевича. Оно содержит в себе многозначительные и очень интересные понятия.

Другими словами это выражение можно сформулировать таким образом: от появления на свет человек считается индивидом, с каждым годом жизни он может приобрести статус личности, а вот индивидуальность ему необходимо отставать перед другими людьми. Действительно, соотношение понятий индивид – личность – индивидуальность в каждом социуме проявляются на разных ступенях его жизненного пути.

Как уже говорилось ранее, человек появляется на свет индивидом, то есть имеет свои врождённые генетические отличия. В процессе приобретения опыта, познания каких-либо умений, индивид формируется личностью. Получить статус индивидуальности можно только в соотношении социальных и биологических качеств.

Вот, к примеру, Наполеон Бонапарт от рождения был обычным представителем социума – не отличался физическими способностями и выразительностью во внешности. Однако, стал яркой личностью, так как основополагающей целью у него было именно борьба за свою индивидуальность.

Ещё можно привести пример жизненного пути популярного композитора – Людвига ван Бетховена. Бетховен был выходцем из обычной семьи и не имел особого отличия от своих сверстников. Правда, в детстве его стремились научить музыке, но особых надежд не было. Но все же он смог проявить свой уникальный талант в музыке. Помимо этого он активно участвовал в политике и социальной жизни. Он смог доказать обществу свои индивидуальные качества.

Таким образом, на основе этих фактов можно сделать вывод, что выражение: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» в человеческой жизни очень значимо. Только лишь развитию этих понятий последовательно можно доказать обществу свою неповторимость.

Группа и индивид

Так как человек является социальным существом, невозможно представить его полноценную жизнь вне общества. Жизнь в социуме так организована, что каждый индивид является представителем самых разных социальных групп. Наиболее значимыми для индивида являются такие социальные группы, как:

  • семья;
  • группа детского сада;
  • компания сверстников во дворе;
  • школьный класс;
  • студенческая группа;
  • производственный коллектив;
  • клубы и объединения по интересам.

Для того, чтобы комфортно себя чувствовать, индивиду нужно быть принятым в группу. Для этого он должен выполнять правила, установленные в этой группе:

  • признавать авторитет лидера группы;
  • иметь соответствующие внешние атрибуты (конкретный стиль одежды, аксессуары, гаджеты);
  • разделять мнение группы, ее убеждения и ценностные ориентации;
  • отождествлять себя с этой группой.

Являясь членом группы, индивид постоянно находится в ситуации выбора: соглашаться с группой или показывать свое истинное лицо. Если индивид обладает харизмой и лидерскими способностями, он чувствует себя уверенно даже в те моменты, когда его личная позиция не совпадает с мнением большинства членов группы. Он не боится озвучить свое мнение. Так как свои мысли и убеждения он подкрепляет аргументами, члены группы прислушиваются к нему, а иногда даже встают на его сторону, меняя свои взгляды.

Если же индивид обладает низкой самооценкой, он опасается выражать свое несогласие с мнением большинства в группе. Он вынужден кривить душой, носить маску, льстить, желая произвести впечатление на лидера группы. Его поведение будет оставаться неискренним до тех пор, пока человеку выгодно быть членом данной социальной группы.

Влияние группы на индивида можно проследить на примере некоторых профессий:

  1. Продавец. Существуют определенные стандарты обслуживания покупателей, в соответствии с которым продавец должен быть доброжелательным, вежливым, улыбчивым. Этот профессиональный стандарт не позволяет продавцу на работе демонстрировать свое плохое настроение или негативное отношение к неопрятному покупателю.
  2. Учитель. В школьном классе могут оказаться совершенно разные дети. Некоторые из них обладают высокой учебной мотивацией, а другие – низкой. Учитель, как правило, видит детей, которые заинтересованы в получении знаний, но он не может учить только их. В соответствии с должностной инструкцией, педагог должен одинаково относиться ко всем ученикам. Профессиональный стандарт запрещает учителю выделять в классе любимчиков. Личностное отношение учителя к конкретному ребенку не должно накладывать отпечаток на его обучение.
  3. Работник конвейера. Данная процессия не предполагает проявления индивидуальности. Сотрудник фабрики или завода должен выполнять определенные операции в нужной последовательности. Группой для данного сотрудника будет являться производственный цех. Если индивид прекрасно справляется со своими обязанностями, то другие работники конвейера относятся к нему лояльно. Если же он допускает ошибку, его ждут санкции со стороны других работников, ведь его ошибка непременно отразится на их работе.

Группа оказывает влияние на индивида, формируя его систему жизненных ценностей и принципов. Но и индивид оказывает влияние на группу, если обладает достаточным личностным потенциалом. Получается, что не только группа формирует те или иные личностные характеристики своих членов, но и каждый индивид, который является членом группы, оказывает влияние на ее социально-психологические характеристики.

Поведение индивида

Человек как индивид может вести себя по-разному. Существуют особенности, которые отражают поведение конкретного индивида.

Тип поведения может быть осознанным и неосознанным, регулируемым, меняться в зависимости от обстоятельств или оставаться статичным. Поведение бывает нормальным и девиантным, то есть, отклоняющимся от нормы.

Поведение может измениться благодаря получению новых знаний, навыков.

Поведение не может быть спонтанным, оно всегда имеет причины и цели. Индивид не всегда может их осознавать, понимать и отстаивать.

Из поведения формируется мотивация – желание удовлетворять свои потребности. Цель возникает на месте неудовлетворенной или нереализованной потребности. Это заставляет индивида действовать и понимать, почему это происходит.

С появлением компьютерных технологий зашла речь о виртуальном поведении человека. Часто оно отличается искусственностью, наигранностью, нереальностью.

Структура личности

Структуру личности образуют характеристики индивида, приобретенные им в процессе социального взаимодействия. К ним относятся:

  • развитая сила воли;
  • готовность нести ответственность за свои слова и поступки;
  • самостоятельность;
  • самодисциплина;
  • самоорганизованность;
  • высокий уровень самоконтроля:
  • высокий уровень нравственности.

Психологи объединили характеристики личности, составив ее социально-психологическую структуру:


Социально-психологическая структура личности

Развитие индивида

В формировании и развитии индивида участвуют разные факторы:

  1. Биологический. У организма развиваются его физиологические, анатомические свойства.
  2. Психологический. Человек проходит психологические изменения, структура его психики становится более разноплановой.
  3. Личностный. Личностное развитие индивида происходит под влиянием социума в процессе его воспитания, научения, адаптации.

Благодарим за прочтение материала. Делайте репосты и делитесь статьей в социальных сетях. Она поможет лучше разобраться в терминологии и больше никогда не путать похожие, на первый взгляд, понятия.

Как сохранить индивидуальность

Есть масса стратегий, которые могут позволить человеку научиться оценивать и представлять себя в обществе согласно своим принципам и нормам морали. Все зависит от среды, в которой пребывает личность и других факторов.

Например, существует стратегия самопрезентации по Л. Лауксу. Для того, чтобы научиться понимать задачи и свойства своей личности предлагается начать с описания самого себя. Нужно определить уровень своей компетенции в том или ином вопросе, и откорректировать восприятие и подачу этой информации.

Индивидуальность в психологии. Что это такое, как сохранить, примеры, признаки, черты, структура, предпосылки, виды, формы проявления

Например, человек, который хорошо разбирается в биологии, должен уметь представлять себя специалистом в биологии. Однако если просто говорить: «Я отлично разбираюсь в биологии», то это будет показательная индивидуальность, демонстративная.

А вот если сказать окружающим и самому себе: «Я разбираюсь в биологии, но это наука, в которой постоянно появляются новые исследования. Я стараюсь всегда за ними следить», то в этом случае речь идет о гармоничном уровне развития индивидуальности, без преувеличения.

Для того, чтобы оставаться яркой уникальной личностью, рекомендуется выполнять несколько рекомендаций. Прежде всего, нужно слушать внутренний голос, а не руководствоваться исключительно мнением окружающих. Также стоит научиться развивать аутентичность.

Это означает, что внешний и внутренний мир должны соответствовать друг другу. Если человек обожает зеленый цвет, но считает, что в его окружении больше принято носить одежду синего цвета, то не стоит опять же концентрироваться только на индивидуальных предпочтениях других.

Немаловажно быть честным с собой. Самообман нарушает внутреннюю гармонию и лишает индивидуальности. У открытых и искренних людей меньше страхов, опасений, беспокойств. Немаловажным является постоянное самосовершенствование. Индивидуальность развивается с возрастом, она меняется.

Важно не потерять своей уникальности, непохожести. В качестве тренировки можно практиковать вариативное мышление. Например, каждый раз, когда что-нибудь происходит, нужно подумать, по какому еще сюжету могли развиться события. При этом нужно придумать не менее 5-7 вариантов. Это поможет стать более гибким человеком.

Понятие индивидуальности в психологии сегодня является темой для рассмотрения большинством специалистов. Это очень изменчивое понятие, которое стремительно меняется с каждым годом. Тем не менее, неизменным остается одно: индивидуальность является внешней и внутренней непохожестью личности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]