БИЛЕТ 2 Методы психологического познания. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.


Методы психологического познания

Как все естественные и общественные науки, психология располагает двумя методами получения фактов, подлежащих дальнейшему анализу, — методами наблюдения и эксперимента

, в свою очередь имеют ряд модификаций, не изменяющих их сущности.

Наблюдение

становится методом психологического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляется переход к объяснению природы этих явлений. Сущность наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении их причин.

Регистрация фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения, ввиду того, что они бесчисленны и в качестве критерия имеют повседневный опыт, дают иногда в итоге рациональное зерно психологической мудрости. Житейские психологические наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках.

Научное психологическое наблюдение в отличие от житейского предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого факта поведения к объяснению его внутренней сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Её проверка или опровержение – дело дальнейших наблюдений. Существенно важным требованием к психологическому наблюдению является наличие чёткого плана, а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике.

Разновидность наблюдения – психологический анализ продуктов деятельности. В этом случае как будто изучается не сама деятельность, а лишь её продукт, но по существу объектом изучения оказываются психические процессы, реализующиеся в результате действия. Так, в детской психологии немалую роль играет изучение детских рисунков.

Основной инструмент получения новых психологических фактов и объективного научного познания – это экспериментальный метод

. В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Так, исследователь создаёт условия, в которых психический факт может отчётливо выявиться, может быть изменён в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для рассмотрения.

Различают два основных вида экспериментального метода: лабораторный и естественный.

Характерный признак лабораторного эксперимента

– не только то, что его проводят в лабораторных условиях с помощью специальной психологической аппаратуры и что действия испытуемого определяются инструкцией, но и отношение испытуемого, который знает, что над ним идёт эксперимент. С помощью эксперимента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т.д. В настоящее время лабораторный эксперимент нередко строят таким образом, что в нём оказались смоделированными некоторые психологические стороны деятельности, которую выполняет человек в привычных условиях (так, в эксперименте могут быть смоделированы ситуации значительного эмоционального напряжения, в ходе которых испытуемый, лётчик по профессии, должен принмать осмысленные решения, выполнять сложные, требующие высокой степени координированности движения, реагировать на показания приборов и т.д.).

Естественный эксперимент

(предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г.) по своему замыслу должен исключать то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, а перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, беседа, игра и т.д.).

Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся при различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т.д.

Опрос

представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых вопросов. Устный опрос применяется в том случае, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения, больших затрат времени на проведении исследования. Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространённая форма –
анкета
. Но её недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание её вопросов и, исходя из этого изменить их. Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень вопросов заранее не ограничен определёнными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Тесты

являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест – задание. Тест –опросник

основан на системе заранее продуманных, тщательно проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание

предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это – их положительная сторона. Недостаток в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того данные тесты неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознаёт или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Например, отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях применяются проективные тесты

. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательно характера он им приписывает.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Моделирование

как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления путём простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель

представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении (закон Бугера-вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса).
Техническое моделирование
предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению (перцептроны).
Кибернетическое моделирование
основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики (компьютерные программы).
Логическое моделирование
основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

Основной методВариант основного метода
Наблюдение Опрос Тесты Эксперимент моделированиеВнешнее (наблюдение со стороны) Внутренне (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включённое Сторонее Устный Письменный Свободный Стандартизироный Тест-опросник Тест-задание Проективный тест Естественный Лабораторный Математическое Логическое Техническое кибернетическое

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии применяются различные способы и приёмы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются разнообразные методы математической статистики, методы качественного анализа.

Структура психологического исследования

1 этап – формулировка проблемы;

2 этап – выдвижение гипотезы;

3 этап – проверка гипотезы – получение данных эмпирических и обработка их;

4 этап – интерпретация результатов проверки – соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, выводы о достоверности гипотезы и дальнейшее соотнесение её с теорией, в рамках коей формировалась гипотеза; при необходимости пересмотр определённых положений, что порождает новые проблемы, новые гипотезы.

Проблема надёжности в психологическом исследовании

Надёжность – характеристика теста , отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов к действию случайных факторов. Чем выше надёжность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения.

Результат психологического исследования обычно подвержен влиянию большого количества неучитываемых факторов (например, эмоциональное утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, освещённость, температура и другие особенности помещения, в котором проводится исследование, уровень мотивированности испытуемых на исследование и др.).

Определение надёжности теста бывает связано с понятием внутренней состоятельности теста; это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов частей. Надёжность теста определяется также методами анализа дисперсионного и факторного.

Как все естественные и общественные науки, психология располагает двумя методами получения фактов, подлежащих дальнейшему анализу, — методами наблюдения и эксперимента

, в свою очередь имеют ряд модификаций, не изменяющих их сущности.

Наблюдение

становится методом психологического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляется переход к объяснению природы этих явлений. Сущность наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении их причин.

Регистрация фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения, ввиду того, что они бесчисленны и в качестве критерия имеют повседневный опыт, дают иногда в итоге рациональное зерно психологической мудрости. Житейские психологические наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках.

Научное психологическое наблюдение в отличие от житейского предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого факта поведения к объяснению его внутренней сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Её проверка или опровержение – дело дальнейших наблюдений. Существенно важным требованием к психологическому наблюдению является наличие чёткого плана, а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике.

Разновидность наблюдения – психологический анализ продуктов деятельности. В этом случае как будто изучается не сама деятельность, а лишь её продукт, но по существу объектом изучения оказываются психические процессы, реализующиеся в результате действия. Так, в детской психологии немалую роль играет изучение детских рисунков.

Основной инструмент получения новых психологических фактов и объективного научного познания – это экспериментальный метод

. В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Так, исследователь создаёт условия, в которых психический факт может отчётливо выявиться, может быть изменён в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для рассмотрения.

Различают два основных вида экспериментального метода: лабораторный и естественный.

Характерный признак лабораторного эксперимента

– не только то, что его проводят в лабораторных условиях с помощью специальной психологической аппаратуры и что действия испытуемого определяются инструкцией, но и отношение испытуемого, который знает, что над ним идёт эксперимент. С помощью эксперимента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т.д. В настоящее время лабораторный эксперимент нередко строят таким образом, что в нём оказались смоделированными некоторые психологические стороны деятельности, которую выполняет человек в привычных условиях (так, в эксперименте могут быть смоделированы ситуации значительного эмоционального напряжения, в ходе которых испытуемый, лётчик по профессии, должен принмать осмысленные решения, выполнять сложные, требующие высокой степени координированности движения, реагировать на показания приборов и т.д.).

Естественный эксперимент

(предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г.) по своему замыслу должен исключать то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, а перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, беседа, игра и т.д.).

Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся при различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т.д.

Опрос

представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых вопросов. Устный опрос применяется в том случае, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения, больших затрат времени на проведении исследования. Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространённая форма –
анкета
. Но её недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание её вопросов и, исходя из этого изменить их. Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень вопросов заранее не ограничен определёнными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Тесты

являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест – задание. Тест –опросник

основан на системе заранее продуманных, тщательно проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание

предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это – их положительная сторона. Недостаток в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того данные тесты неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознаёт или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Например, отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях применяются проективные тесты

. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательно характера он им приписывает.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Моделирование

как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления путём простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель

представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении (закон Бугера-вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса).
Техническое моделирование
предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению (перцептроны).
Кибернетическое моделирование
основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики (компьютерные программы).
Логическое моделирование
основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

Основной методВариант основного метода
Наблюдение Опрос Тесты Эксперимент моделированиеВнешнее (наблюдение со стороны) Внутренне (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включённое Сторонее Устный Письменный Свободный Стандартизироный Тест-опросник Тест-задание Проективный тест Естественный Лабораторный Математическое Логическое Техническое кибернетическое

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии применяются различные способы и приёмы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются разнообразные методы математической статистики, методы качественного анализа.

Структура психологического исследования

1 этап – формулировка проблемы;

2 этап – выдвижение гипотезы;

3 этап – проверка гипотезы – получение данных эмпирических и обработка их;

4 этап – интерпретация результатов проверки – соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, выводы о достоверности гипотезы и дальнейшее соотнесение её с теорией, в рамках коей формировалась гипотеза; при необходимости пересмотр определённых положений, что порождает новые проблемы, новые гипотезы.

Проблема надёжности в психологическом исследовании

Надёжность – характеристика теста , отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов к действию случайных факторов. Чем выше надёжность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения.

Результат психологического исследования обычно подвержен влиянию большого количества неучитываемых факторов (например, эмоциональное утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, освещённость, температура и другие особенности помещения, в котором проводится исследование, уровень мотивированности испытуемых на исследование и др.).

Определение надёжности теста бывает связано с понятием внутренней состоятельности теста; это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов частей. Надёжность теста определяется также методами анализа дисперсионного и факторного.

Формы познания — чувственное и рациональное

Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.

Чувственное и рациональное познани

Рассмотрим их в отдельности более конкретно:

  1. Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.
    Познание через чувства включает в себя:
  2. ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);
  3. восприятие – эторождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);

  4. представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.
  • Рациональное познание позволяет нам получать информацию об окружающем мире, используя только разум (от лат. ratio — разум). Оно опирается на абстрактное мышление и имеет следующую структуру:
      понятие– мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;
  • суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;
  • умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.
  • Мозг

    В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.

    Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.

    Сущность понятий «методология» и «метод»

    Определение 1
    Методология – это учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук, также это культура научного исследования.

    Разработка методологии психологии была и есть актуальным вопросом.

    В переводе с греческого языка слово методология означает путь исследования. Это система принципов организации и построения теоретической и практической деятельности, система способов, а также учение об этой системе. Другими словами, методология является учением о методе.

    Функция методологии двояка – с одной стороны она дает возможность описать и оценить деятельность человека с точки зрения внутренней организации, а с другой стороны – в методологических рамках вырабатываются рекомендации и правила или нормы познания и деятельности.

    Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

    Замечание 1

    Необходимые достоверные сведения ученые получают с помощью методов, которые являются приемами и средствами познания, благодаря которым изучается предмет любой науки.

    Методика содержит в себе описание объекта и процедуру его изучения и отвечает конкретным целям и задачам исследования. В методике содержится способ обработки полученных данных и способ фиксации результатов. На основании одного метода можно создать множество методик.

    Перед современной психологией стоит важнейшая задача, суть которой заключатся в том, чтобы используемые методы и методики рассматривать как единую систему, в рамках системного подхода. Тот или иной предмет надо рассматривать с разных сторон, что позволяют сделать различные методы и на разных уровнях методологического анализа.

    Любой предмет науки познается с помощью способа познания. Этим способом является метод. С помощью методов психологии познаются внутренние психические явления через анализ внешних психологических факторов. Все методы психологического исследования имеют общую цель, которая заключатся в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов. Это накопление эмпирических, опытных данных необходимо для дальнейшего теоретического анализа.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Методология и методы в психологии 490 ₽ Реферат Методология и методы в психологии 270 ₽ Контрольная работа Методология и методы в психологии 250 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Для проведения психологических исследований психологи используют такие методы, как наблюдение, различные формы эксперимента, беседу, тесты, анализ продуктов деятельности ребенка, социально-психологические методы и др. Для каких-либо конкретных исследований используется несколько взаимодополняющих и контролирующих друг друга методов. Базой конкретных методов исследования являются методологические принципы, исходящие из теоретических положений науки.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]