Методология и методы психологического исследования

Метод наблюдения должен отвечать ряду требований:

  • Личная подготовка исследователя к проведению наблюдения. Это знание научной литературы по теме, осознание собственной задачи, отбор объектов наблюдения, составление плана, разработка формы фиксации материала наблюдения;
  • Полная объективность исследователя, умелый отбор фактов для фиксации в соответствии с целью исследования, фиксирование не только того, что подтверждает его предположение, но и того, что противоречит;
  • Собранный материал подвергается тщательному психологическому анализу со всеми научными выводами, которые из него вытекают.

В практике научного исследования достоинство метода психологического наблюдения состоит в том, что непосредственно из жизни и деятельности личности, собирается богатый фактический материал. Но по ряду причин возможности метода ограничены:

  1. Исследователь не может вмешаться в естественный ход изучаемого психического явления, а это значит, не может его ускорить, замедлить, повторить нужное количество раз;
  2. Психические явления могут быть вызваны одновременно несколькими действующими причинами, поэтому определить какая из них основная, достаточно сложно. Помимо этого случайные обстоятельства могут маскировать истинные причины;
  3. Собранные методом наблюдения фактические данные точной количественной обработке поддаются с трудом, поэтому часто приходится ограничиваться только качественным анализом.

Метод эксперимента

Данный метод не имеет недостатков предыдущего метода. Используя эксперимент, исследователь при создании необходимых условий, может вызвать то явление психики, которое изучается. Также он может упростить условия, заменить их другими, ускорить или замедлить протекание психического процесса. В ходе эксперимента возможно многократное повторение изучаемого процесса и количественная обработка собранного материала. Выделяют два вида эксперимента:

  • Лабораторный эксперимент. Его проводят обычно в специально созданных лабораториях, оснащенных соответствующими техническими средствами. Можно его проводить и без психологической аппаратуры. Метод имеет свои недостатки, например, зная, что проводится какой-то опыт, а цель точно не известна, может вызвать у испытуемого излишнее нервное напряжение. Искусственными и необычными являются сами условия лабораторного эксперимента. Такие важные явления психики человека как чувства, волю, интересы, характер и др. методом лабораторного эксперимента изучать трудно. Во время эксперимента на поведение испытуемого оказывает влияние физическое и психическое состояние – усталость, рассеянность, напряженность, а также отношение к самому эксперименту, степень доверия к нему;
  • Естественный эксперимент. Проводится в условиях, привычных для испытуемого. Не подозревая, что является объектом исследования, испытуемый выполняет экспериментальные задания естественно, как и другие. Успешность его применения зависит от разработанности экспериментальных заданий, тщательности учета условий, точности и полноты фиксирования его хода.

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Метод беседы

Суть метода заключается в том, что через анализ словесных реакций человека на специально сформулированные вопросы, исследователь изучает некоторые явления его психики. Успех исследования зависит от подготовленности исследователя, который заранее продумывает и составляет план беседы. Вопросы должны формулироваться точно, не допускаются трудные для понимания вопросы и вопросы сбивающего характера.

Беседа ведется в непринужденном тоне, спокойно и доброжелательно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей испытуемого. Ответы на все вопросы точно регистрируются с помощью техники, например магнитофона. При помощи этого метода специалисты изучают представления и понятия человека об окружающем мире, интересы и склонности, мотивы действий и поступков. Беседа часто служит подсобным методом в соединении с наблюдением и экспериментом.

Методы изучения психических явлений

Что называется методами научного познания.Так назы­ваются методы, при помощи которых ученые получают на­дежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют лю­ди в обычной, повседневной жизни, представляются доста­точно точными и проверяемыми. Последнее означает, что правильность научных знаний можно повторно проверить в специальном исследовании, если оно организовано и прово­дится в соответствии с правилами науки. К таким правилам, в частности, относятся законы строгой логики мышления, следование которым позволяет получать достоверные знания.

В каждой науке существуют свои методы познания, соот­ветствующие природе тех явлений, которые в данной науке изучаются. Вместе с тем, в разных науках используются одинаковые методы исследования. Это, например, наблюде­ние

и
эксперимент.
Каким образом можно изучать психические явления.Психические явления можно изучать, непосредственно на­блюдая за ними, фиксируя, оценивая и описывая их в том виде, в каком они представлены в ощущениях человека. Ин­троспекция с давних пор применяется в психологии. Одна­ко этот метод не вполне надежен, так как с его помощью не­возможно получать в должной степени достоверную, объек­тивную информацию о психических явлениях. Он не позво­ляет изучать те явления, которые человеком не полностью осознаются. Тем не менее, это единственный метод, с помо­щью которого психические явления можно наблюдать и оце­нивать непосредственно.

Косвенно о психических явлениях также можно судить по тем внешним признакам, в которых они проявляются. Это — двигательные и другие телесные реакции человека, непосред­ственно связанные с психическими явлениями, его речь и по­ступки. Подобный метод изучения психических явлений на­зывают объективным,

имея в виду то, что о психических яв­лениях в данном случае судят по внешним, отчетливо наблю­даемым признакам. Данный метод также далеко не всегда позволяет получать абсолютно точные и вполне достоверные знания о психических явлениях, так как между психически­ми явлениями, телесными изменениями, словесными реак­циями и поведением человека нет однозначной связи.

О психических явлениях, в принципе, можно судить по тому, что сам человек говорит о них. Такой метод изучения психических явлений называется самоотчетом

или
опро­сом.
Для того чтобы делать правильные выводы о законах, которым подчиняются психические явления, можно создать условия, при которых эти явления будут целенаправленно изменяться, и далее внимательно следить за их изменения­ми. Этот метод исследования психических явлений получил название
эксперимента.
Он был заимствован психологами из других, более развитых, чем психология, наук и способ­ствовал тому, что психология стала признанной, современ­ной наукой.

Все остальные методы изучения психических явлений, о которых пойдет речь дальше, представляют собой разновид­ности этих четырех основных методов научного исследова­ния. Вообще же в психологии используется довольно много разнообразных методов изучения психических явлений. Это связано с тем, что психические явления очень трудно иссле­довать и точно оценивать.

Каковы основные группы методов научного изучения и практического познания психических явлений.Всю сово­купность методов изучения психических явлений можно разделить на группы. Таких групп выделяется шесть: мето­ды наблюдения, методы опроса, физиологические методы, тесты, экспериментальные методы, естественнонаучные методы, технические методы.

Заметим, что это — одна из возможных классификаций методов психологических иссле­дований. Существуют и другие способы разделения методов познания психологических явлений на группы.

Рассмотрим кратко каждую из выделенных выше групп методов исследования в психологии.

Методами наблюдения обычно называют такие методы познания психических явлений, в основе которых лежит прямое наблюдение человека за самими психическими явле­ниями или за теми признаками, в которых они отчетливо и однозначно проявляются.

В случае применения метода наблюдения о психических явлениях судят по результатам наблюдения, обрабатывают эти результаты, анализируют их и делают соответствующие выводы. Так, например, человек, запоминая или припоми­ная какой-нибудь материал, может наблюдать за тем, что и в какой последовательности запоминается или припоминает­ся им. Если нас интересуют эмоциональные переживания человека, то мы можем о них судить, наблюдая за жестами, мимикой и пантомимикой человека.

Существуют следующие разновидности методов наблюде­ния: самонаблюдение, наблюдение со стороны, свободное наблюдение, стандартизированное наблюдение

и
включен­ное наблюдение.
Самонаблюдение — это наблюдение челове­ка за самим собой, наблюдение со стороны — это наблюде­ние за другими людьми. Свободное наблюдение обычно про­водится без заранее заданного плана или предварительно продуманной программы. При этом в ходе самого наблюде­ния наблюдателем принимаются решения о том, что наблю­дать, как наблюдать, как записывать и обрабатывать резуль­таты.

В так называемом стандартизированном наблюдении все это заранее продумано, и само такое наблюдение ведется по вполне определенному плану. Включенным называют на­блюдение, при котором наблюдатель не только наблюдает, но и сам является участником того процесса, за которым он наблюдает и в который включены наблюдаемые им люди. К примеру, можно наблюдать за игрой детей, играя вместе с ними.

Методы опроса основываются на выводах о психологии человека, которые делаются на базе того, что он сам о себе говорит. Такие методы тоже имеют несколько вариантов: устный опрос, письменный опрос, свободный опрос, стан­дартизированный опрос.

Смысл разновидностей этих мето­дов становится ясным уже из самих названий методов.

Физиологическими или объективными

называют такие методы исследования психических явлений, при использо­вании которых выводы о психических особенностях поведе­ния человека делают на основе телесных, физиологических реакций и движений, связаных с изучаемыми явлениями. Поскольку эти реакции и соответствующие им внешние или внутренние движения можно наблюдать и записывать, на­пример, с помощью физических приборов, такие методы на­зываются объективными. В отличие от них методы наблюде­ния и опроса, описанные выше, можно условно назвать
субъективными,
так как они основаны на том, что чувству­ет и говорит сам человек.

Психологическими тестами называются методы, с по­мощью которых можно достаточно точно описывать и коли­чественно оценивать изучаемые психологические явления. Психологические тесты являются стандартизированными в указанном выше смысле слова методами научного исследо­вания, их нельзя произвольно изменять и необходимо при­менять точно так, как описано в соответствующей инструк­ции. Тесты составляют основную группу современных мето­дов изучения психических явлений.

Естественнонаучными называют методы, которые психо­логами заимствованы из наук о природе и наук об устройст­ве и работе организма человека. К таким методам, в частно­сти, относятся применяемые в психологии методы матема­тической статистики

и
аппаратурные методы
изучения физиологии организма.

Техническими называют методы, связанные с использова­нием различных приборов и устройств, например, приборов, с помощью которых осуществляется представление и регист­рация объективной информации о психических явлениях, компьютеров, средств передачи и обработки информации (радио, телефон, телевизор).

Глава 2

Психология человека и животных:

Сравнительный анализ

§ 1. Простейшие психические явления. Психические явления и жизнь. Что представляют собой простейшие психические явления. Когда и при ка­ких условиях могла возникнуть психика. Есть ли психика у растений.

§ 2. Психика и поведение животных. Как установить, какие психические явления присущи животным. Каким образом взаимосвязаны психика и пове­дение животных. Какие основные психические явления и виды поведения свой­ственны животным, находящимся на разных ступенях эволюции. Что пред­ставляют собой высшие достижения психологичекого и поведенческого разви­тия животных.

§ 3. Психология и поведение человека. Что называется высшей психиче­ской функцией. Чем отличаются высшие психические функции от элементар­ных психических функций. Что такое высшие психические состояния и выс­шие психологические, личностные свойства человека. Что называют сознани­ем, разумом и волей человека. Что такое совесть, ответственность, мораль, духовные потребности человека.

Метод анализа продуктов деятельности человека

Некоторые психические процессы и свойства личности изучаются по материальным результатам (продуктам) деятельности человека, т. е. опосредованно. Созданные человеком вещи обязательно носят на себе отпечаток творца, в этом заключается суть данного метода.

Произведения писателя, картины художника, конструкторские изобретения могут быть объектами психологического анализа. Особенную ценность в этом случае имеют черновые варианты, эскизы, чертежные наброски или, говоря другими словами, продукты творческой деятельности человека, дающие знания о процессе творчества. Психологическому анализу с этой же целью можно подвергнуть дневники, письма, воспоминания изучаемых лиц. Информация, полученная на основе анализа продуктов деятельности человека, обязательно должна быть проверена еще и другими методами исследования.

Интерпретационные методы в психологии

И последние методы психологического исследования, без которых не может обойтись ни одна работа — это интерпретационные. Это методология, на основе которой будут делаться выводы по изученному проекту.


Грамотно интерпретировать данные — важный этап работы

Генетический метод

Генетический метод предполагает линейное изучение материалов, которое будет опираться на временные отрезки или важные жизненные этапы людей. Его чаще используют при лонгитюдных исследованиях.

Структурные методы

Структурные методы делают основной акцент на том, чтобы искать объединяющие признаки, выявлять общее и систематизировать. Существует несколько разновидностей таких методов:

  • типологизация;
  • классификация.

Они часто используются как основные методы социально-психологического исследования групп и сообществ.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Получился внушительный список. Зато теперь вы знаете, какие методы использовать, чтобы организовать и провести научное исследование, а также обработать и сделать правильные выводы. А если нет времени писать курсовую или диплом по психологии самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Метод анкетирования

Метод массового опроса. При анкетировании человеку предлагается лист с вопросами (анкета) в количестве от 5-25 и более вопросов. Анкеты для ответа могут быть предложены людям определенной категории – учащимся, рабочим, студентам и др. Исследователь, по ответам на предложенные вопросы, может судить о каких-либо сторонах психики опрошенных лиц. Можно узнать об их интересах, стремлениях, идеалах, суждениях и др.

Анкетирование обычно бывает анонимным и может охватить большое количество людей. Минусом анкетирования является неточность и неполнота ответов опрошенных, наличие заведомо неверных ответов, отсутствие ответов на некоторые вопросы, поэтому достоверность анкетирования всего лишь вероятная и дает исследователю только предварительную ориентировку в материале.

Метод тестов, биографический метод

Небольшие, специально подобранные вопросы и задания диагностического характера представляют собой тесты. Тесты могут быть разными, например, для определения профессиональной пригодности человека – машиниста, летчика, диспетчера и др. Тестовые здания составляются так, что по их выполнению можно судить об уровне знаний, умений и навыков человека, его личных качествах, необходимых для той или иной профессии. Метод широко используется в психодиагностических целях.

Биографический метод, как правило, используется в сочетании с другими методами исследования, но при этом психолог изучает человека на основании данных истории его жизни.

Классификация методов исследования в психологии

В современной психологической науке используется множество способов, позволяющих классифицировать методы научных исследований. Мы рассмотрим одну из самых популярных, которая включает четыре большие группы:

  • организационные методы;
  • эмпирические методы;
  • методы, позволяющие обрабатывать данные;
  • интерпретационные методы.


В детской психологии часто используют проективные методы

Моделирование психической деятельности

Это метод косвенного изучения объекта. При использовании метода исследуется его модель, т.е. объект, заменяющий оригинал. Такая замена оригинала его моделью применяется в тех случаях, когда затруднено или невозможно непосредственное исследование объекта.

К примерам использования данного метода можно отнести построение химиками моделей молекул и атомов, астрономами – моделей солнечной системы и космических явлений. Медики искусственно вызывают опасные болезни человека у животных, чтобы отработать на них способы лечения. Результаты, полученные при изучении модели, переносят на оригинал.

Чтобы, добытые таким образом, знания об оригинале были достоверны, модель должна отвечать определенным требованиям:

  • Сходство с оригиналом в целом или в каких-то свойствах;
  • Модель должна быть проста и удобна для исследования;
  • Возможность получения нового знания об оригинале.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]