Достоинства и недостатки наблюдения, как метода психологического исследования

Один из самых старых методов исследования в психологии является наблюдение.

Его активное использование началось еще в догиппократовский период, когда научные знания получались путем непосредственной регистрации.

В дальнейшем наблюдение эффективно использовалось при изучении типов темперамента, нервной деятельности в начале двадцатого столетия. Не потеряла свою эффективность оно и в современной психологии.

Для чего используется лонгитюдный метод в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Общая информация

Основным предметом изучения науки психологии является нематериальная составляющая , психика человека.

Она представляет собой сложную систему с множеством уровней, связей и взаимно влияющих компонентов.

Эта система постоянно находится в активном состоянии и подвергается внешнему воздействию, таким образом предсказать развитие тех или иных психологических изменений бывает очень сложно.

Поэтому ведущими методами в психологии и является наблюдение и эксперимент.

Наблюдение представляет собой комплекс описательных приемов, которые регистрируют состояние объекта в течение определенного времени.

Для этого описания формируются определенные наборы характеристик: качества характера, типы темперамента, характер психологической реакции и тому подобное.

Для более всеобъемлющего подхода актуально применение эксперимента. Этот метод представляет собой психологический «,опыт»,, который также основан на использовании данного инструмента в процессе построения этого опыта.

Эксперимент чаще всего используется вместе с наблюдательным способом, что обеспечивает наиболее полное получение информации.

Беседа

Беседа

является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.

Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком — объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:

  • Нужно заранее продумать план и содержание беседы;
  • Установить контакт с исследуемым человеком;
  • Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);
  • Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;
  • Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;
  • Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;
  • Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;
  • Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;
  • Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.

Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми. С помощью грамотно проведённой беседы можно не только получить ответы на вопросы, но и лучше узнать собеседника, понять, что он за человек и «чем он живёт».

ПРИМЕР:

Житейский. Вы замечаете, что ваш близкий друг уже который день ходит с поникшим и удручённым видом. На вопросы отвечает односложно, редко улыбается, избегает привычного для него общества. Перемены явные, но сам он никак это не комментирует. Человек этот вам близок и судьба его вам не безразлична. Что делать? Как узнать, что происходит и помочь ему? Ответ на поверхности — поговорите с ним, проведите беседу. Попытайтесь подгадать момент, когда никого не будет рядом или специально позовите его выпить вместе с вами чашечку кофе. Не начинайте разговор прямо — с фраз типа: «Что случилось?» или «Давай рассказывай, что у тебя!». Даже если у вас хорошие приятельские отношения, начните беседу с искренних слов о том, что вы заметили перемены в нём, что он вам дорог и что вы хотели бы ему помочь, что-то посоветовать. «Разверните» человека на себя. Дайте ему почувствовать, что вам НА САМОМ ДЕЛЕ важно знать, что случилось и что вы его в любом случае поймёте. Скорее всего, под вашим добрым натиском ваш друг «выключит» свой защитный механизм и расскажет вам, в чём дело. Практически каждому человеку нужно, чтобы в его жизни принимали участие другие люди. Важно почувствовать, что он не одинок и небезразличен. Тем более своим друзьям.

Беседа всегда хороша, когда есть возможность пообщаться тет-а-тет, ведь именно во время беседы (официальной или доверительной) можно смело поговорить о том, о чём по каким-то причинам не удаётся поговорить в суете обычных дел.

Методы теоретической психологии на этом далеко не исчерпаны. Существует множество их вариаций и комбинаций. Но с основными из них мы познакомились. Теперь же, для того, чтобы представление о методах психологии стало более полным, нужно рассмотреть практические методы.

Понятие

Данный способ представляет собой метод познания окружающего мира при помощи сенсорных ощущений, анализируемых за определенный промежуток времени.

В научном отношении этот метод определяется как согласованная система научно-обоснованных методик изучения объекта в его естественной среде.

При этом всегда имеется четкий план действий, который включает в себя цели, задачи и основные характеристики описания.

Этот процесс может быть как ретроспективным, то есть осуществляющим анализ прошедших событий, так и настоящим, то есть проводящим наблюдение в текущий момент времени.

В практике психологов чаще применяется сиюминутное слежение и анализ полученных данных, поскольку психика является очень динамичным объектом наблюдения.

Где применяется?

Наблюдательный метод имеет самое широкое применение в научной и повседневной деятельности. Его используют для:

  • описания текущей психологической обстановки в коллективе,
  • анализа основных характеристик личности,
  • проведения эксперимента для получения описательных данных,
  • самостоятельного использования в рамках самонаблюдения,
  • контроля за поведением,
  • контроля за эффективностью терапии или методики коррекции,
  • получения базы данных для составления научной или ной гипотезы,
  • обработки результатов психологических исследований.

Многообразие возможных вариантов использования унифицирует этот метод, который применяется во всех разделах: от психологии труда до гештальт-терапии.

Внушение

Внушением

является процесс вставления в исследуемого человека определённых формул, установок, позиций или взглядов вне его сознательного контроля. Внушение может быть прямым или косвенным коммуникативным (словесным или эмоциональным). Задачей этого метода является формирование требуемого состояния или точки зрения. Средство внушения особой роли не играет. Главная задача — осуществить его. Именно поэтому при внушении широко применяются эмоциональные запечатления, запутывания, отвлечения внимания, интонации, замечания и даже отключение у человека сознательного контроля (гипноз, алкоголь, наркотики).

От других обращений (просьбы, угрозы, наставления, требования и т.п.), которые также являются методами психологического воздействия, внушение отличается непроизвольностью и автоматизмом реакций, а также тем, что не подразумевают волевых усилий, совершаемых сознательно. В процессе внушения всё происходит само собой. Внушения оказывают воздействие на каждого человека, но в разной степени.

Существует несколько видов внушений:

  • Прямое — воздействие с помощью слов (приказы, команды, наставления);
  • Косвенное — скрытое (промежуточные действия, раздражители);
  • Намеренное;
  • Ненамеренное;
  • Положительное;
  • Отрицательное.

Есть и разные приёмы внушения:

  • Приёмы прямого внушения — совет, команда, наставление, приказ;
  • Приёмы косвенного внушения — осуждение, одобрение, намёк;
  • Приёмы скрытого внушения — предоставление всех вариантов, иллюзия выбора, трюизм.

Первоначально внушение бессознательно использовали люди, навыки общения которых развились до высокого уровня. Сегодня же внушение играет огромную роль в психо- и гипнотерапии. Очень часто этот метод используется при гипнозе или в других случаях, когда человек находится в состоянии транса. Внушения являются частью человеческой жизни с самого детства, т.к. применяются в процессе воспитания, в рекламе, политике, взаимоотношениях и т.д.

ПРИМЕР:

Широко известен пример внушения, называемый эффектом «плацебо» явление улучшения состояния больного при приёме лекарства, которое, по его мнению, обладает определёнными свойствами, когда на самом деле это пустышка. Вы можете применить данный метод на практике. Если, к примеру, у кого-то из ваших близких вдруг разболелась голова, дайте ему простую пустую капсулу под видом средства от головной боли — через некоторое время «лекарство» подействует и головная боль прекратится. Это и есть .

Предмет изучения

В зависимости от целей исследования предметом могут быть разные объекты. Сюда относятся:

  1. Поведенческие реакции индивида и коллектива. Эти реакции могут наблюдаться как во взаимодействии, так и вычленяя конкретные для анализа субъективной реакции.
  2. Психологические вербальные и невербальные коммуникации: словесный контакт, мимика, эмоциональное отражение. Все эти сигналы формируют психологический портрет, который также может быть предметом наблюдения.
  3. Модели взаимодействия людей. Сюда относятся конфликты, способы их разрешения, варианты коммуникаций внутри коллектива, вычленение лидера и аутсайдера. Предметом в этом случае являются коммуникативные формы поведения и особенности психики, позволяющие их реализовывать.
  4. Личностные характеристики. При слежении за отдельно взятым индивидом предметом исследования будет являться его психическая деятельности и особенности поведения.

Виды

Данный метод исследования в психологии имеет несколько классификаций. В зависимости от отношения людей к исследователю выделяют скрытое и открытое наблюдение.

При скрытом не оповещают о проведении изучения, это максимально уменьшает влияние специалиста на процесс, а также позволяет описывать процессы в их естественной среде.

Открытое или явное включает в себя элемент осознанности: люди знают что находятся под наблюдением. Это может как скрыть натуральную реакцию, так и обострить поведенческие особенности. Также такой способ позволяет более широко проводить научные испытания.

Если исследователь находится в гуще событий своего наблюдательного процесса и влияет на его течение и результаты, к примеру общаясь с другими людьми, проводя тренинги или занятия, то такое наблюдение называют вовлеченным.

Если же психолог остается в стороне от происходящего и только фиксирует все изменения, то опыт называется сторонним. Такой способ подходит для этапа сбора информации.

По отношению к изучаемому объекту этот способ делится на самоанализ или самонаблюдение и внешнее исследование. Внешнее осуществляет описание других людей, а самоанализ направлен на самого себя.

При этом исследователь и исследуемый является одним лицом. В ряде случаев этот способ применяется как вспомогательный метод терапии под контролем психолога.

По времени процесса выделяют:

  • разовое,
  • многократное или длительное,
  • периодическое или персистирующее.

Классификация наблюдений.

Наблюдения классифицируются в социологии по различным аспектам:

  • По степени формализации процедуры.
  • По степени участия наблюдателя в исследовании.
  • По месту проведения наблюдения
  • Судя по регулярности наблюдений.

Давайте рассмотрим типы наблюдений более подробно.

В зависимости от степени формализации мы различаем неконтролируемое (или нестандартное, неструктурированное) наблюдение и контролируемое (стандартизированное, структурированное) наблюдение.

При нестандартизированном наблюдении большинство наблюдаемых элементов не предопределены. Данный вид наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и разрешения конфликтов, умения наблюдать не менее 5-7 параметров ситуации с равным вниманием, умения быстро переключать внимание. То есть исследователь использует только общий принципиальный план, согласно которому результаты записываются в свободной форме непосредственно во время наблюдения или позже из памяти.

Стандартизированное наблюдение, с другой стороны, характеризуется четко формализованными процедурами и инструментами, что, в свою очередь, требует от наблюдателя большей способности к ориентации в деталях и самоконтролю, а также пунктуальности, усердия и педантичности. В этом случае необходимо иметь заранее составленный список событий и знаков, подлежащих наблюдению; определение условий и наблюдательных ситуаций; инструкции для наблюдателей; единообразные кодировщики для регистрации наблюдаемых явлений.

В зависимости от позиции наблюдателя проводится различие между совместным наблюдением (или участием) и простым наблюдением. В первом случае исследователь имитирует вход в социальную среду, приспосабливается к ней и анализирует события как бы «изнутри». Наблюдение участника, в свою очередь, может быть открытым и закрытым. На открытом воздухе наблюдаемые знают о присутствии исследователя среди них и знают цели исследователя. Такой наблюдатель нуждается в способности быстро и эффективно устанавливать контакты с незнакомыми людьми, коммуникабельность, дружелюбие, тактичность, сдержанность и терпимость (совместимость с другими людьми).

Конфиденциальное наблюдение, которое проводится инкогнито (скрытно), означает, что наблюдатели ничего не знают о наблюдателе и думают, что он один из них. Здесь наблюдателю нужны не только вышеперечисленные качества, но и артистизм, умение реагировать на множество сигналов одновременно, систематизировать их быстро и запомнить надолго (точнее, до момента завершения соответствующей методической документации), умение не терять исследовательскую позицию под влиянием различных обстоятельств, сохранять нейтралитет в конфликтах между наблюдателями и многие другие качества, близкие к качествам скаута.

В простом наблюдении наблюдатель регистрирует события «извне». Идеальный наблюдатель, не наблюдающий, старается быть невидимым. Поскольку этот идеал недостижим, он должен вести себя так, чтобы его как можно меньше замечали, чтобы уменьшить помехи, которые он причиняет наблюдаемому феномену. Ему противопоказаны яркая (вычурная) одежда, экстравагантные манеры, чрезмерная демонстрация его интереса к изучаемым событиям. Он должен иметь стабильную психику, флегматичный темперамент, способность к самоконтролю при резких изменениях ситуации, терпение и стабильность в отношении внешнего наблюдателя.

В зависимости от условий организации, наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации). Эти виды наблюдений предъявляют также особые требования к профессиональным знаниям и навыкам социолога, а также к его личным качествам: Лабораторное наблюдение, проводимое в искусственно созданных условиях, повышает значимость способности исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемое, а также таких качеств, как соблюдение принципов и точность, техническая компетентность (за счет использования аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях, проводимых в обычной социальной жизни и предоставляющих более объективную информацию, знание смысла невербальных реакций людей (улыбки, жесты), оперативная память, аналитическое мышление наблюдателя, его умение отличать отдельные черты изучаемого объекта друг от друга, распределять свое внимание на всех них и переключать его на одну из них, играть особую роль.

Существуют также систематические, эпизодические и случайные наблюдения (последние два иногда подсуммируются термином «несистематические»).

Случайные наблюдения, которые не предусмотрены программой исследований и в которых единицы наблюдения не жестко регламентированы, могут стать эвристически ценными только в том случае, если теоретическое мышление, научное воображение и интуиция социолога хорошо развиты.

Однако в систематическом наблюдении, целью которого является регулярная фиксация (по жесткому графику и в четко регламентированных методических документах) наблюдательных подразделений, определяемых не самим наблюдателем, а директором исследования, эти качества не являются обязательными.

Социологические школы, ориентированные на качественные методы социальных исследований, используют метод наблюдения как один из центральных независимых методов. Классическим примером в социологии является изучение Н. Андерсоном жизни чикагских бродяг посредством интегративного наблюдения. История знает о многих других исследованиях этого типа, таких как исследование Трашера о городских бандах (Чикаго, 1928 г.). Относительно недавним примером такого подхода является исследование М. Боровой, профессора социологии Калифорнийского университета в Беркли, который провел несколько лет, работая заводским рабочим в разных странах (в том числе и в России).

Обратимся к одному из классических примеров использования наблюдений участников для получения базовой информации: работе Уильяма Уайта (1936 — 1939), который ввел этот метод наблюдений в научную практику.

Во время обучения в Гарвардском университете Уайт поселился в трущобах американского города, чтобы изучать образ жизни проживающих там итальянских иммигрантов (он дал этому району название Корневилль). Белых интересовали привычки эмигрантов, оказавшихся в чужой культуре, их ориентация и взаимоотношения. Район Клорневилля был известен как опасное итальянское гетто для посторонних, полное подозрительных банд. Белый вошел в местное сообщество, якобы студент-историк, который хотел описать происхождение Клорневилля. Исследователь исследовал особый жаргон итальянского языка, используемый в обществе. В течение трех лет он жил бок о бок с этими людьми, подружившись с лидерами двух соперничающих групп мошенников и узнав о местных обычаях, карточных играх и игре в мяч. В течение 18 месяцев он жил в одной и той же семье иммигрантов, в конце концов, его приняли как одного из них. Сначала он тайно записывал свои впечатления, но по мере того, как он обретал уверенность в себе, не стеснялся делать заметки в самых, казалось бы, неподходящих местах; все привыкли видеть его с записной книжкой в руке.

Этапы исследования

Подавляющая часть научных испытаний построена по определенной схеме. Наблюдение также имеет свою систему. Оно включает:

  1. Выделение цели исследования. На этом этапе специалист формулирует основное назначение этого описательного процесса.
  2. Обозначение задач. Задачи представляют собой более подробные пункты основной цели и включены в план работы. Его составляют заранее, формируя основные способы и методы проведения.
  3. Подбор исследуемых объектов наблюдения. Выделяют группу или одного человека, который будут составлять целевую аудиторию наблюдательного процесса.
  4. Определение предмета наблюдательного эксперимента. Этот пункт зависит от цели и исследуемой аудитории и определяет необходимые для описания психологические пункты (особенности характера или реакции человека или группы).
  5. Выявление основных факторов воздействия, составление плана наблюдения. На этом этапе подбирается информация об условиях наблюдения и возможных погрешностях и ошибках. Также определяется длительность процесса.
  6. Предварительная проверка выбранного метода на предмет уточнения возможных сложностей и ошибок.
  7. Непосредственный процесс регистрации. Применение всех выбранных методик.
  8. Получение результатов и их статистическая обработка.
  9. Формулирование выводов и ответов на поставленные вопросы.

Преимущества и недостатки метода наблюдения

Метод НАБЛЮДЕНИЯ

Сущность метода наблюдения, его значение

Метод наблюдения принадлежит к числу общенаучных методов. Психология заимствовала этот метод из естествознания, адаптировав его к специфике своего объекта исследования. Многие теоретические направления в истории психологии абсолютизировали этот метод, считая его основным, а все остальные методы вспомогательными. Причина абсолютизации связана с тем, что только наблюдение сохраняет естественность существования объекта, так как наблюдатель не воздействует на объект. Наблюдение применяется тогда, когда в естественное течение процесса или состояние явления вмешиваться непозволительно или невозможно.

Наблюдение – это метод сбора эмпирической информации об изучаемом объекте в определенных условиях путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Наблюдение может выступать основным методом изучения объекта, в результате чего будет получено целостное описание объекта или его поведения. Наблюдение также выступает как один из существенных вспомогательных приемов в исследованиях, где основным методом является эксперимент, опрос или измерение. Наблюдение часто используют на подготовительных этапах крупных исследований с целью первоначального ознакомления с объектом, ориентировки в проблеме. Данные наблюдения применяют для подтверждения вербальных высказываний и отчетов самонаблюдения, что повышает их достоверность. Зафиксированные в наблюдении факты могут служить иллюстрацией психологических явлений и закономерностей, полученных другими методами.

Основной особенностью метода наблюдения является наличие заранее составленной системы наблюдения, которая предполагает избирательность, выборочность из сложного целого тех психических явлений, которые соответствуют целям исследования. Система наблюдения устанавливает единицы наблюдения (что наблюдать?) и способы их регистрации (как фиксировать обнаруженные факты?). Единицей наблюдения и регистрации может быть тот или иной акт поведения отдельного человека или группы в определенной ситуации: речевые акты и их особенности, перемещения, выразительные движения, физические воздействия, взаимодействия с предметами и другое.

Введение единиц регистрации при наблюдении позволяет применять количественную оценку изучаемого явления, что уменьшает субъективизм и обеспечивает единообразие процесса исследования, проводимого несколькими наблюдателями.

Объекты (единицы) наблюдения, по данным В. Фридриха, связаны главным образом, с поведением отдельных лиц или групп в труде и общественной жизни, а также со специфическими условиями среды, в которых наблюдаемые лица действуют и общаются между собой. В связи с такой классификацией объектов наблюдение дает следующие возможности:

— Возможности наблюдения за поведением в труде: выявление факторов, способствующих и препятствующих процессу труда, факторов утомляемости, влияния методов обучения на результативность труда, различий в темпе выполнения заданий при индивидуальной или совместной работе, роли поощрений и т.д.

— Возможности наблюдения за социальным поведением: изучение последовательности взаимодействия при решении проблем, эмоциональных реакций на успехи и неудачи, форм общения в формальных и неформальных группах, между руководителями и подчиненными, поведения в конфликтных ситуациях и т.д.

— Возможности наблюдения за окружающей средой: окружающая среда представляет собой целую систему связей, и задачей исследования является установление соответствующей системы. Так, с одной стороны, в качестве окружающей среды могут рассматриваться семья, школьный класс, производственная бригада. С другой стороны, особенности территории проживания (крупный город, село) также принято считать социальной или вещественной средой. К вещественной окружающей среде относятся обстановка квартиры, близлежащие спортивные площадки и культурные учреждения, оборудование учебных помещений и т.д. При интерпретации данных окружающей среды важно учитывать реальные всеохватывающие факторы социальной среды: она различается в разные периоды времени и у людей разного возраста.

Единицами наблюдения и регистрации выступают лишь конкретные акты поведения, ими не могут стать свойства, установки, оценки, способности человека, то есть лежащие «за» актом поведения предрасположенности. Наблюдаемо лишь само поведение, но его особенности позволяют нам делать выводы относительно тех или иных предрасположений к поведению.

Система наблюдения всегда опирается на определенные теоретические предпосылки, на основании которых формулируется гипотеза, придающая наблюдению избирательный характер. Полученные в наблюдении факты сопоставляются с исходными теоретическими данными и служат материалом для построения новых теоретических гипотез.

Признаки научного наблюдения

Научное наблюдение в отличие от житейского, обыденного наблюдения должно отвечать определенным требованиям.

Главным требованием, очевидно, является целенаправленность наблюдения, что обусловливает его избирательный характер. В научном наблюдении присутствует осознанная цель, которая формирует установку на восприятие определенных фактов, существенных для конкретного исследования.

Сосредоточенность наблюдателя на таких фактах позволяет обнаружить их, даже если они незначительно выражены.

Следующим важным требованием является организованность и системность научного наблюдения, что означает наличие определенного порядка действий, специально созданной процедуры для получения целостных представлений об объекте. Разработанный план наблюдения позволяет минимизировать вероятность пропуска существенного и повышает вероятность обнаружения малозаметных фактов. Случайные, бесплановые наблюдения обычно приводят к ошибочным суждениям в оценках людей и групп.

Данные научных наблюдений подлежат обязательной фиксации и должны без большого труда поддаваться воспроизведению. Не стоит надеяться на хорошую память. Отсутствие или недостаточная полнота фиксации данных

приведет к значительной потере информации. Обычно результаты записываются в ходе или непосредственно по окончании наблюдения. При этом записываются не только сами акты поведения, но и условия, в которых осуществлялась деятельность, любые сопутствующие обстоятельства, а также соображения, возникшие у наблюдателя в ходе наблюдения по поводу происходящего, т.е. сбор сведений должен быть максимально широким. Делается это потому, что часто факты, казавшиеся в ходе наблюдения несущественными, впоследствии окажутся важными для объяснения изучаемого явления.

Способ фиксации данных должен продумываться заранее. Чаще всего составляется специальная карта наблюдений – бланк, где в закодированной форме приведен возможный перечень проявлений изучаемого объекта (т.е. единиц наблюдения). Наблюдатель вносит в соответствующие части бланка пометки, отражающие появление той или иной характеристики в процессе сеанса наблюдения. В практике работы школьных психологов широко применяется карта наблюдений Д. Стотта для выявления уровня школьной дезадаптации у учащихся.

Для фиксации данных используются также технические средства. Их использование частично разгружает наблюдателя, освобождая его для регистрации других событий, в результате чего удается зарегистрировать больший объем информации. Просмотр видеозаписей позволяет уточнить некоторые данные, это повышает общую результативность наблюдения. Однако аппаратура не может заменить наблюдателя, она лишь обогащает его возможности. Во многих случаях наблюдатель должен обходиться без технических средств, так как их использование нарушает естественную обстановку в поле наблюдения.

Научное наблюдение требует объективности, то есть достаточно свободной от влияний личности наблюдателя передачи того, что им зафиксировано на всех этапах наблюдения. Наблюдатель обычно не только регистрирует событие, но и интерпретирует полученную информацию. Он выносит оценку фактам, при этом может проявиться его субъективизм. В связи с этим компетентный наблюдатель стремится:

— к субъективной независимости при языковом описании регистрируемого события (использует общепринятый в науке тезаурус);

— к субъективной независимости при восприятии;

— к субъективной независимости при выборе охватываемого события;

— к субъективной независимости при классификации данных;

— к субъективной независимости при интерпретации результатов.

Эти требования обычно невозможно выполнить полностью, но необходимо понимать, что чем меньше процесс восприятия и классификации данных искажается вследствие влияний личности наблюдателя, тем выше уровень точности результатов наблюдения.

Преимущества и недостатки метода наблюдения

Уровень точности результатов наблюдения, правильность интерпретации данных и достоверность выводов зависят также от знания достоинств и ограничений метода. Учет того и другого позволяет исследователю получить объективное знание. Наиболее полный перечень преимуществ и недостатков наблюдения приведен А. Пинтером.

Преимущества наблюдения:

— Непосредственность наблюдения. Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать поведенческие акты. Результаты наблюдения отражают конкретные события в конкретных ситуациях. По сравнению с лабораторным экспериментом в наблюдении сохраняется естественное поведение испытуемых. Непосредственная фиксация данных в процессе наблюдения уменьшает опасность того, что что-нибудь будет забыто или ошибочно истолковано впоследствии.

— Возможность анализировать поведение групп. С помощью метода наблюдения можно одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам, предметам и т.д., что недоступно никакому другому методу.

— Преимущества по сравнению с собственным описанием своего поведения. Опытный наблюдатель в большинстве случаев может определить степень интенсивности актов поведения более точно, чем это позволяет сделать субъективная оценка собственного поведения самими наблюдаемыми.

— Независимость от готовности наблюдаемых лиц. Продуктивность и точность результатов опроса во многом зависят от того, насколько опрашиваемые готовы давать сведения о себе. Наблюдение же в значительной степени может не считаться с этим обстоятельством. Несмотря на это, необходимо учитывать вероятность притворства наблюдаемых, особенно когда им известно о наблюдении.

— Многомерность охвата. Многомерный охват события позволяет сделать более полное его описание. Наблюдение за групповой дискуссией предполагает не только запись содержания высказываний, но и реакций группы, громкости голосов, пылкости высказываний отдельных лиц, жестов и манеры поведения спорящих, пространственных дистанций между ними. Эмоциональные телесные реакции можно определить только путем наблюдения, они же в свою очередь дают подробное представление о внутригрупповой ситуации.

— Широта наблюдения. В систему наблюдения может быть одновременно включено большое число вопросов. Возможность широкого охвата разных единиц наблюдения в исследовании делает наблюдение более выгодным по сравнению с опросом.

Недостатки наблюдения:

— Настроение наблюдателя во время опыта. Настроение может отрицательно влиять как на характер восприятия событий, так и на оценку результатов наблюдения. Особенно сильные искажения возникают при отсутствии в период опыта мотивации у исследователя к наблюдению своих объектов.

— Социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемым. Близкое социальное положение может способствовать тому, что некоторые факты будут оценены как более значительные или, наоборот, получат заниженную оценку. Так, например, наблюдаемое критическое отношение молодого человека к своему руководителю с точки зрения одного наблюдателя может считаться признаком самостоятельности, тогда как другой оценит его как строптивость.

— Тенденция ожидания у наблюдателя. Она выражается в формировании определенной точки зрения у наблюдателя, исходя из сформулированной гипотезы исследования. Приверженность гипотезе приводит к тому, что наблюдатель замечает и фиксирует определенного типа события, оставляя без внимания другие. В случае, если наблюдаемым известно, что их поведение изучается, они могут преувеличивать какие-то стороны своего поведения в соответствии с тенденцией ожидания у наблюдателя, желая помочь ему. Отсутствие желания сотрудничества, напротив, может привести к маскировке некоторых свойств.

— Комплексность наблюдаемых ситуаций. Комплексность, оцениваемая в определенных случаях как преимущество, часто может оказывать и отрицательное влияние на способность наблюдателя отбирать нужные факты, особенно, если поле наблюдения не было достаточно ограничено.

— Однократность наблюдаемых обстоятельств. Наблюдаемые факты могут быть единичными и поэтому недостаточными для установления закономерностей, к чему стремится наука.

— Предшествующие личные встречи наблюдателя с наблюдаемыми. Как первое впечатление, так и ряд встреч могут сформировать определенные установки в восприятии поведения испытуемых.

— Необходимость классифицировать результаты наблюдения. Сознание этой необходимости и ее реализация могут привести к неточностям в передаче деталей наблюдения.

— Обнаружение последующих событий. Оно может исказить уже сложившееся верное суждение наблюдателя относительно прошедшего события.

— Психологическое насыщение. Наблюдатель в большинстве случаев должен длительно воспринимать происходящие в поле наблюдения события.

Это предъявляет повышенные требования к его способности сосредоточиваться. Длительное наблюдение достаточно однообразного процесса (наблюдение за учениками в классе в течение 3–4-х уроков) вызывает состояние скуки и непроизвольное переключение внимания на незначимые с точки зрения целей исследования события (включение в деятельность учеников по решению задач).

— Ошибки в оценках. Это ошибки в деятельности наблюдателя, к ним можно отнести и возникшие установки в восприятии испытуемых, и провалы в памяти, и неверное языковое описание событий. Они снижают адекватность в отображении исследуемого объекта.

— «Гало-эффект» (ореол престижа). Гало-эффект основан на общем впечатлении, которое наблюдаемый производит на наблюдателя и ведет к поверхностным обобщениям в восприятии и оценке. Например, наблюдатель фиксирует у наблюдаемого ряд положительных актов поведения. И он склонен приписать ему другие хорошие качества, фактически их не наблюдая. Гало-эффект проявляется, прежде всего, тогда, когда оцениваемая характеристика нечетко определена, редко встречается, имеет большое нравственное значение, а также, когда оцениваемый близко знаком оценивающему.

— Эффект «снисходительности». Это тенденция давать общему результату наблюдения преувеличенно положительную оценку. Причиной этого могут быть: забота наблюдателя о собственном престиже, усиленное проявление симпатии к наблюдаемому, личные связи с ним, поверхностное выполнение задания.

— Ошибка усреднения. Она состоит в боязни крайних суждений. Причина ее лежит в общеизвестном из опыта факте, что экстремальные признаки поведения встречаются намного реже, чем свойства средней интенсивности. Стремление избегать крайних оценок, приближение их к средним величинам приводит к тому, что результаты наблюдений становятся трудноотличимыми друг от друга и поэтому бесполезными. Причинами такой ошибки могут быть: неуверенность наблюдателя, чрезмерная приверженность гипотезе, излишняя снисходительность, слишком слабое знание объекта исследования изза недостаточности наблюдений.

— Ошибка моделирования. В этом случае вместо обстоятельных наблюдений исходят из дедуктивного вывода, что различные личностные свойства наблюдаемого должны согласовываться либо быть сходными между собой. Считается логичным вывод о том, что приветливые люди добродушны, носящие очки – интеллигентны, полные – добродушны. Девушки, не употребляющие губной помады, считаются мало интересующимися мужчинами. Предположение, что определенные признаки личности взаимосвязаны (или могут противоречить друг другу), вытекает из теории, из теоретической модели наблюдателя.

— Ошибка контрастности. Склонность наблюдателей – в большинстве случаев неосознанная – при оценке других людей игнорировать или отрицать у них наличие черт характера, наблюдаемых у самих себя, приводит к подчеркиванию тех признаков, которые якобы противоположны их собственным.

Ограниченность применения метода наблюдения связана также:

— с большими затратами времени, людских и материальных ресурсов, необходимых для составления надежных систем наблюдения и для его непосредственного осуществления;

— с ограниченностью круга наблюдаемых лиц, который едва ли может оказаться репрезентативным для крупных генеральных совокупностей;

— субъективной подверженностью наблюдателя влиянию мешающих факторов, поскольку он представляет в одном лице и реципиента (воспринимающего) и судящего (классифицирующего, оценивающего).

Сопоставление преимуществ и недостатков метода наблюдения показывает, что наблюдение является особенно ценным в сочетании с другими исследовательскими методами. Одних результатов наблюдения обычно бывает недостаточно для получения надежных данных. В то же время без учета результатов наблюдения невозможен точный диагноз поведения отдельных лиц или групп.

Процедура наблюдения

Процедура наблюдения включает в себя определенный порядок этапов реализации методики наблюдения. Основными этапами являются:

1. Этап подготовки, где исходя из цели исследования уточняется объект и предмет исследования, определяются ситуации наблюдения и способы, обеспечивающие в максимальной степени сбор необходимой информации.

2. Этап разработки схемы наблюдения, на котором устанавливается продолжительность общего времени наблюдения, количество и длительность сеансов наблюдения, выбираются способы регистрации единиц наблюдения. На этом этапе проводится пробный сеанс наблюдения, где выявляются все недоработки программы как организационные, так и содержательные (могут обнаружиться неучтенные единицы наблюдения). В результате программа уточняется и конкретизируется.

3. Этап проведения наблюдения, то есть сбора эмпирических данных, итогом которого является протокол фиксации наблюдавшихся ситуаций.

4. Последний этап включает в себя обработку и интерпретацию полученных результатов. Подготовительная работа не менее важна для обеспечения надежности результатов исследования, чем основной этап сбора данных. Надежность наблюдения бывает существенно выше, если в подготовительной работе участвуют все будущие наблюдатели (часто эта работа выполняется только руководителем исследования), что приводит к согласованности их действий и суждений на основном этапе. Более высокая надежность результатов обеспечивается также использованием на одном объекте нескольких наблюдателей с последующим сопоставлением их данных.

Виды наблюдения

Как справедливо указывает А. Пинтер, относительно видов научного наблюдения отсутствуют не только единые критерии классификации, но и единообразная терминология. Так, например, включенное наблюдение у других авторов названо участвующим или прямым наблюдением, самонаблюдение – наблюдением переживаний и т.д. Многие классификации выделяют такие виды наблюдения, которые нельзя строго отнести к научным способам сбора фактов. Среди них можно назвать опосредованное наблюдение, в котором используются результаты наблюдений, собранные другими людьми, не имевших специальной цели наблюдать (например данные учителей); случайное наблюдение — не запланированное заранее; несистематическое наблюдение — наблюдение без определенного плана; нестандартизированное – наблюдение без регламентации процедуры и прочие.

Для устранения этих противоречий А. Пинтер предлагает классификацию видов наблюдения, опирающуюся на характерные признаки эмпирического обследования, то есть возможных при наблюдении форм практическичувственных отношений между исследователем и объектом исследования, направленных на получение информации.

А. Пинтер различает эти формы:

а) по тому, известно ли наблюдаемому, что он является объектом наблюдения (осознанная, неосознанная);

б) по тому, находится ли наблюдатель внутри или вне ситуации наблюдения (внешняя, внутренняя);

в) по факторам окружающей среды, в которой реализуется поведение наблюдаемых лиц.

Некоторые формы могут сочетаться, в итоге выделяются четыре вида наблюдения:

— осознанное наблюдение;

— неосознанное внутреннее наблюдение;

— неосознанное внешнее наблюдение;

— наблюдение окружающей среды.

Осознанное наблюдение проводится в контакте с наблюдаемым и с его ведома, то есть роль наблюдателя и его цель известны наблюдаемому лицу.

Обычно этот вид наблюдения применяется для оценки уровня выполнения профессиональной деятельности. Например, при аттестации учителей группа экспертов наблюдает, как аттестуемый педагог ведет урок, фиксируя поведенческие проявления в соответствии с заданными критериями. Данный вид используется также для оценки степени овладения практическими навыками, полученными в процессе обучения. Так, при сдаче экзамена по вождению автомобиля инспектор ГИБДД наблюдает за тем, насколько уверенно ученик управляет автомобилем в соответствии с возникающими на дороге ситуациями и правилами дорожного движения. Можно сказать, что данный вид наблюдения решает скорее практические, чем исследовательские задачи. В то же время данный вид наблюдения может быть составной частью другого метода, который является в исследовании основным. Осознанное наблюдение дает дополнительные данные при проведении интервью, тестирования, эксперимента, существенно повышая надежность данных и точность выводов.

Поскольку наблюдаемым лицам известна роль наблюдателя, осознанное наблюдение может неоднократно повторяться, наблюдатель может занимать любую удобную для наблюдения позицию и свободно вести записи. Все это является преимуществом данного вида наблюдения, так как позволяет точно регистрировать факты.

Однако недостатки этот вида наблюдения более весомы. Так как наблюдаемый знает, что изучается его деятельность, возникают явления фасилитации или ингибиции, то есть улучшения деятельности, повышения работоспособности в присутствии другого лица, или, наоборот, подавления деятельности. Причем последнее проявляется чаще, особенно среди педагогов. Иногда для снятия этих эффектов наблюдаемым сообщают ложную цель (что наблюдение будет вестись не за учителем, а за учениками). Однако если наблюдаемые сомневаются в истинности сообщенной цели либо цель им вообще неясна, возникают сильное смущение и маскировка поведения. Естественность поведения наблюдаемых будет тем выше, чем большее доверие вызывает наблюдатель.

Невозможно точно определить, как влияет степень знакомства или незнакомства наблюдателя и наблюдаемого на поведение последнего, поэтому учесть этот фактор сложно. Кроме того, осознанное наблюдение проводится в специфической ситуации, в связи с чем перенести его результаты на другие ситуации можно лишь с незначительной вероятностью.

Несмотря на недостатки, по мнению А. Пинтера, этот вид наблюдения имеет существенное значение в обследованиях, тренировке социального и профессионального поведения, а также при судебных допросах.

Неосознанное внутреннее наблюдение осуществляется в общении с наблюдаемыми, но они не осведомлены о том, что лицо, вступившее с ними в контакт, действует как наблюдатель. Это требует психологических знаний и навыков. Наблюдатель выполняет в данном случае две роли: роль наблюдателя (что неизвестно наблюдаемым) и социальную роль, реализуемую непосредственно в общении с наблюдаемыми. Так, например, при изучении причин отказов от трудоустройства на предприятие после первичного согласия психолог выступил в роли поступающего на работу молодого рабочего и прошел всю процедуру трудоустройства от начала до конца. В процессе исследования было выявлено много организационных недостатков, которые вызывали негативные реакции у лиц, оформляющих документы для поступления на работу. Выявить максимальное число проблем и даже нюансов позволил именно данный вид наблюдения, когда исследователь, выполняя роль трудоустраивающегося человека, на себе прочувствовал все возникающие трудности, которые в своей совокупности могут вызвать реакцию отказа иметь дело с данным предприятием. Осознанное или неосознанное внешнее наблюдение либо опрос трудоустраивающихся вряд ли бы дали столь исчерпывающую информацию, какая была получена и впоследствии использована кадровым управлением предприятия для изменения ситуации с приемом на работу.

Этот вид наблюдения также наиболее пригоден для изучения внутригрупповых процессов. Для реализации наблюдения в данном случае наблюдатель должен стать полноправным членом изучаемой группы. Участие в жизни группы дает ему возможность провоцировать важные для исследования поведенческие акты наблюдаемых, не вызывая недоверия. Так для изучения адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии в бригаду принимается на работу ученик, осваивающий в течение месяца профессию наравне с другими учениками. В реальности это наблюдатель, фиксирующий все факты, относящиеся к процессу адаптации.

Эта форма наблюдения широко распространена в психологии и педагогике. Ее эффективность связана с тем, что присутствие наблюдателя считается «естественным» и не воздействует на наблюдаемых, так как им неизвестна его функция наблюдателя. Наблюдатель при этом имеет возможность воздействовать в некоторой степени на происходящие события, провоцировать нужные для целей исследования акты. Непосредственный контакт с наблюдаемыми дает большие возможности для получения информации, что является существенным достоинством данного вида наблюдения. Кроме того, поскольку деятельность наблюдателя разнообразна (не только рецептивная), опасность психологического насыщения здесь меньше, чем при внешнем наблюдении.

Данный вид наблюдения имеет свои недостатки. Во-первых, невозможно непосредственно фиксировать данные в процессе наблюдения, так как наблюдатель не может вести записи, не обнаружив своей роли. Кроме того, непосредственное взаимодействие с наблюдаемыми может привести к идентификации с их системой оценок, что существенно повлияет на достоверность результатов, так как будут регистрироваться только предвосхищаемые ожиданиями факты. Возможно и противоположное: наблюдатель может пережить сильный внутренний конфликт между своей групповой ролью и своими этическими нормами (при изучении девиантных групп), что влечет большие психологические нагрузки. Трудностью данного вида наблюдения является и то, что наблюдатель не может изменить неблагоприятные для исследования условия наблюдения.

Неосознанное внешнее наблюдение – вид, при котором наблюдаемые лица не знают, что за ними ведется наблюдение. Наблюдатель неизвестен для наблюдаемых либо потому, что он скрыт от них (ведет наблюдение из другой комнаты через одностороннее зеркало или скрытую камеру), либо не бросается в глаза, представляясь им безучастным посторонним человеком. С помощью данного вида наблюдения можно изучать особенности общения в разных социальных группах, формы досуга, поведение лиц, занимающих разные социальные позиции (лидеров, аутсайдеров и др.), высказывания и эмоциональные реакции людей по поводу события, участниками которого они являются и т.д.

Особенностью данного вида наблюдения является то, что наблюдатель никак не влияет на наблюдаемых лиц и не может вызывать соответствующее цели исследования поведение. Именно данный вид наблюдения наиболее достоверно охватывает естественное поведение, и в этом его главное преимущество. Кроме того, при неосознанном внешнем наблюдении можно свободно применять необходимые технические и другие средства, облегчающие восприятие и фиксацию результатов; при длительном наблюдении наблюдатели могут менять друг друга в случае утомления.

В то же время при данном способе наблюдения могут возникать трудности, не позволяющие качественно изучить нужное явление. Так, например, наблюдаемый может расположиться в помещении таким образом, что окажется недоступным для восприятия наблюдателем или его техническими средствами (например, встанет к стене под видеокамерой). При наблюдении в роли «безучастного лица» при неудобном расположении наблюдаемого также невозможно улучшить ситуацию, так как перемещение за наблюдаемым может привести к раскрытию его роли наблюдателя. Технические средства, используемые в таких исследованиях, тоже могут привести к ошибкам в интерпретации действий наблюдаемых (если на линии взора наблюдаемого лица находится не один человек, сложно однозначно установить, на кого именно он смотрит). При возникновении непредвиденных обстоятельств, ухудшающих ситуацию наблюдения, исследователь не может вмешаться в происходящие события. Очевидно, нельзя полностью исключить и возникновение разных погрешностей в получении данных.

Несмотря на недостатки, этот вид наблюдения наиболее ценен, так как на поведение наблюдаемых действует минимум помех. Наблюдение окружающей среды – вид наблюдения, через который исследователь выявляет и анализирует условия среды, оказывающие существенное влияние на поведение наблюдаемых. Этот вид наблюдения имеет свои особенности:

— изучаемые системы связей имеют разную широту (дифференцированный и комплексный подход в наблюдении среды);

— наблюдаемые события обладают многомерностью, т.е. являются признаком одного явления и одновременно условием существования другого

(например, наличие компьютера с выходом в Интернет – признак определенных материальных условий семьи, в то же время пользование системой Интернет представляет собой определенного рода коммуникацию и обучение);

— факторы среды имеют разную устойчивость (местожительство относительно постоянно, а наличие денег нет) и разную длительность (профессиональная деятельность длится долго, участие в научной конференции относительно кратко);

— факторы окружающей среды имеют различную степень важности для наблюдаемого;

— степень точности, с которой можно наблюдать факторы окружающей среды, может сильно различаться (материальные условия существования семьи определяются довольно точно, а факторы, по которым оценивается уютность квартиры, – нет).

Данный вид наблюдения обладает тем преимуществом, что объекты наблюдения здесь относительно неизменны. Помехи, возникающие при восприятии окружающей среды, зависят только от личности наблюдателя.

Необходимо заметить, что установить через наблюдение точное влияние того или иного фактора на поведение не всегда возможно, достаточно сложно определить, какие факторы существенны, а какие не существенны, наблюдение окружающей среды требует много времени и средств. Очевидно, опросы дадут более точные результаты о влиянии того или иного фактора, являясь при этом более экономичными методами.

3.6. Подготовка наблюдателей

Наблюдение – сложный, трудоемкий процесс, предъявляющий к личности наблюдателя значительные требования. Поскольку деятельность наблюдателя часто однообразна и длительна, ее субъект для сохранения работоспособности должен обладать определенными психофизиологическими свойствами (низкая реактивность, уравновешенность, высокий самоконтроль).

Необходимость не только воспринимать, но и оценивать, классифицировать данные требует наличия у наблюдателя аналитических умений. Но, даже владея этими предрасположенностями, без соответствующего обучения наблюдатель не сможет качественно провести сбор данных.

В учебную программу подготовки наблюдателей обычно входят: планирование, выдвижение гипотезы, определение категорий наблюдения, упражнение в протоколировании и использовании технических средств. В процессе обучения будущие наблюдатели должны сформировать у себя самокритичность в отношении своих действий, недоверие к прежнему опыту наблюдения, стремление к регистрации данных, а не их оценке.

Наблюдатель должен иметь знания в области теории личности и психодиагностики, что позволит ему правильно пользоваться понятийным аппаратом, точнее классифицировать данные.

Тренировка наблюдателей предполагает проведение пробных наблюдений, в которых происходит обучение обнаружению существенных для целей исследования признаков поведения, осознание возникающих трудностей и их влияния на качество результатов. Тренировка в наблюдении требует времени и терпения.

Средства наблюдения

Для проведения всей работы требуются технические и аналитические средства для фиксации результатов.

Пользуются градуированными шкалами, тестами, опросниками. При этом выделяют категорийные системы.

Они представляют собой сборник определенных блоков-категорий, которые характеризуют ту или иную черту или процесс и дают возможность ее описать на основе выбора данных. Эта система чем-то похожа на тесты, однако не дает такого категоричного результата.

Пример

Хорошим примером такой работы в психологии является предварительные и периодические психологические тестирования сотрудников.

Они позволяют наблюдать как за профессиональной пригодностью работника, так и за его деформацией в ходе рабочей деятельности.

Такое наблюдение активно используется в военной и правоохранительной области.

Другим примером является составление психологического портрета личности при обращении за соответствующей помощью. При этом метод однократен, основывается на описательной информации и отражает состояние человека на текущий момент.

Плюсы и минусы

К достоинствам этого способа в психологии и психодиагностике относят:

  • простоту,
  • дешевизну,
  • широкий охват исследуемых,
  • большой выбор средств реализации,
  • возможность как длительного, так и однократного опыта,
  • частое использование при других исследовательских способах.

Среди недостатков выделяют:

  • высокий процент ошибок и погрешностей,
  • большое количество сторонних факторов воздействия,
  • необходимость присутствия специалиста-исследователя (влияние на сам процесс),
  • трудности в классификации результатов,
  • кратность оценочных этапов (тестирования, опроса), что снижает достоверность результата,
  • отсутствие единых методик проведения.

Подкрепление

Подкреплением

является мгновенная реакция (позитивная или негативная) исследователя (или окружающей среды) на действия исследуемого. Реакция должна на самом деле быть мгновенной, чтобы испытуемый сразу же имел возможность связать её со своим действием. Если реакция позитивная, то это знак того, что следует и в дальнейшем поступать или действовать подобным образом. Если реакция негативная, то наоборот.

Подкрепление может быть следующих видов:

  • Положительное — закрепляется правильное поведение/действие;
  • Негативное — предотвращается неправильное поведение/действие;
  • Осознанное;
  • Неосознанное;
  • Стихийное — происходит случайно (ожог, удар током и т.п.);
  • Намеренное — сознательное действие (воспитание, дрессировка);
  • Разовое;
  • Систематическое;
  • Прямое;
  • Косвенное;
  • Базовое;
  • Вторичное;
  • Полное;
  • Частичное.

Подкрепление огромная часть жизни человека. Оно, как и внушение, присутствует в ней с самого детства в процессе воспитания и получения жизненного опыта.

ПРИМЕР:

Примеры подкрепления вокруг нас на каждом шагу: если вы опустите руку в кипяток или попытаетесь коснуться огня, то непременно обожжётесь — это негативное стихийное подкрепление. Собака, выполняя какую-то команду, получает лакомство и с удовольствием повторяет это — положительное намеренное подкрепление. Ребёнка, получившего двойку в школе, дома накажут, и он постарается больше двоек не приносить, т.к., если принесёт, то снова будет наказан — разовое/систематическое негативное подкрепление. Культурист знает, что только регулярные тренировки дадут результат — систематическое положительное подкрепление.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]