Что такое психические процессы и какими они бывают
Психические процессы одно из ключевых понятий современной психологии. Психику человека рассматривают как целостную структуру, но для облегчения ее изучения, выделяют несколько групп психических явлений:
- психические процессы
- психические свойства
- психические состояния
Замечание 1
Классификация психических явлений нужна лишь с методической точки зрения, так как психика человека едина и по отдельности эти явления не существуют и не функционируют.
Психические процессы — это группа психических явлений, которые объединены по функциям, которые они выполняют в системе психики человека. Отличительными характеристиками психических процессов являются:
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
- динамичность
- кратковременность
- быстропротекаемость
Все они являются откликом на происходящее.
Психические процессы могут быть:
- низшие
- высшие
Низшие психические процессы иначе называют натуральными. Они являются неопосредованными и формируются без участия культурной среды. По своей сути они представляют продукт естественного развития. Управление этими психическими функциями происходит непроизвольно. Человек не может сознательно вмешиваться в этот процесс. Примерами натуральных психических функций являются:
- механическая память
- непроизвольное внимание
- воспроизводящее воображение
Высшие психические процессы это сложные системные психические процессы, которые формируются в течении всей жизни, имеют социальное происхождение. Среди примеров высших психических процессов можно назвать:
- логическая память
- произвольное внимание
- творческое воображение
- понятийное мышление
- речь
Краткая биография Л.С. Выготского
Лев Семенович Выготский (первоначальное имя — Лев Симхович Выгодский (1896-1934)) — выдающийся ученый, мыслитель, известный в мировой психологии выдающийся советский психолог, педагог, нейролингвист, изобретатель-экспериментатор, вдумчивый теоретик, знаток литературы, профессор Института экспериментальной психологии в Москве, один из основоположников советской школы психологии, классик мировой психологической науки, основоположник культурно-исторической теории развития психики в процессе обретения индивидом ценностей человеческой культуры и цивилизации, теоретический и эмпирический потенциал которого еще не исчерпан, как это можно сказать почти по всем остальным аспектам творчества Льва Семеновича. Он проводил различие между «естественными» (данными природой) психическими функциями и «культурными» функциями (приобретенными в результате интернализации, т.е. процесса присвоения культурных ценностей индивидом). Он рассмотрел роль инструментов и знаков как необходимых компонентов культурного поведения. Он исследовал связь между мыслью и речью, развитие смыслов в онтогенезе и эгоцентрическую речь. Он представил концепцию зоны ближайшего развития.
Он оказал огромное влияние на развитие национальной и международной психологии. Л.С. Выготский работал во многих областях психологии. Он занимался историей психологии, внес большой вклад в решение ее методологических и теоретических проблем — он был одним из тех, кто поставил советскую психологию на основу марксистской философии. Он изучал сознание и отдельные психические процессы: Память, внимание, эмоции; провел фундаментальное изучение мысли и языка; разработал ряд проблем развития ребенка — нормальных и аномальных, и, в частности, заложил основы советской дефектологии. Он внес большой вклад в раскрытие влияния коллектива, общества на личность. Наконец, он внес значительный вклад в психологию искусства.
Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 гг. сменил отчество и фамилию) родился 17 ноября (5 ноября). Ноябрьский старый стиль) 1896 г. в белорусском городе Орше, второй из восьми детей в семье состоятельного заместителя управляющего Гомельского отделения Объединенного банка, выпускника Харьковского института коммерции купца Симча (Семена) Яковлевича Выгодского и его жены Силии (Сесилии) Моисеевны Выгодской. Через год, в 1897 году, семья переехала в Гомель (Беларусь), который Л.С. Выготский всегда считал своим родным городом. Молодой Лев Выготский учился в основном дома. Своё образование он получил у частного репетитора Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз (Аспиз), известного использованием так называемого сократовского метода диалога и вовлечённостью в революционную деятельность в качестве члена Гомельской социал-демократической организации. Он изучал только последние два класса в частной еврейской мужской средней школе А.Е. Ратнера.
Во всех предметах он проявлял необычные способности. В гимназии он выучил немецкий, французский, латынь; дома он также выучил английский, древнегреческий и иврит. Значительное влияние на будущего психолога в детстве оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик, один из видных представителей «русского формализма», Давид Исаакович Выгодский (1893-1943). Интересно, что Л.С. Выготский поменял одну букву в своей фамилии, чтобы отличить себя от своего уже известного родственника Д.И. Выгодского. Лев Семенович увлекался литературой и философией. Его любимым философом был и оставался Бенедикт Спиноза до конца жизни.
После окончания средней школы поступил на юридический факультет Московского университета (участвовал в семинаре Г. Г. Шпеца) и одновременно поступил на историко-философский факультет Национального университета имени А. Л. Шанявского (Москва) (посещал курсы П. П. Блонского, сыгравшего важную роль в его интеллектуальном развитии), где учился во время Первой мировой войны (1914-1917 гг.). С энтузиазмом Л. С. Выготский изучал сначала медицину, затем юриспруденцию, и буквально «пожирал» книги, читал У. Джеймса и З. Фрейд, русская и европейская литература. Затем он заинтересовался литературной критикой, и в нескольких журналах появились его рецензии на книги авторов-символистов, мастеров души интеллигенции того времени: А. Белого, В. Иванова, Д. Мережковского. В эти студенческие годы он написал свое первое произведение — трактат «Трагедия датского Гамлета В. Шекспира» (1915), в котором появляются экзистенциальные мотивы вечной «печали бытия».
После окончания учебы в Москве Л.С.Выготский вернулся в Гомель. С 1918 по 1924 год он преподавал в нескольких институтах и играл важную роль в литературной и культурной жизни этого города. Организовал психологическую лабораторию при педагогическом училище в Гомеле и приступил к работе над рукописью учебника психологии для учителей общеобразовательных школ («Педагогическая психология: краткий курс», 1926 г.). Он был бескомпромиссным сторонником естественнонаучной психологии, руководствовался учением И.М. Сеченова и И.П. Павлова, которое он рассматривал как основу для разработки новой системы взглядов на определение поведения человека, в том числе и на восприятие произведений искусства.
В 1924 году он переехал в Москву, где провел последнее и в научном смысле наиболее продуктивное десятилетие своей жизни. Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии (1924-1928), Государственном институте научной педагогики при Ленинградском государственном педагогическом институте (ЛГПИ) и Ленинградском педагогическом институте имени А. И. Герцена (оба 1927-1934), Академии коммунистического образования (1929-1931), 2-м. Московский государственный университет (МГУ) (1927-1930), а также после реорганизации 2-го Московского государственного педагогического института имени А. С. Бубнова (1930-1934) и Экспериментального института дефектологии (1929-1934), в создании которых он принимал активное участие; читал лекции в ряде учебных заведений и научных организаций в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Харькове.
Переезд в Москву дал возможность Льву Семеновичу сотрудничать с А.Р. Лурией, которая тогда занималась психоанализом, и другими видными учеными. Л.С. Выготский занимался рядом исследований, в том числе и «дефектологией», благодаря этому интересу в 1925 г. ему впервые и единственно удалось выехать за границу: его отправили в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию он остановился в Германии, Франции, где встретился с местными психологами. Так в 1924 году начался десятилетний московский этап работы Л. С. Выготского.
Важнейшее направление исследований Л.С.Выготского. Выготский в первые годы московского периода занимался анализом ситуации в мировой психологии. Он написал предисловие к русским переводам произведений лидеров психоанализа, бихевиоризма и гештализма, пытаясь определить значение каждого направления для развития новой картины психической регуляции.
Его также интересовали психоаналитические идеи. В 1925 г. Л.С. Выготский совместно с А.Р. Лурия издал предисловие к книге З. Фрейд «За принципом удовольствия», в котором он заявил, что З. Фрейд принадлежит к «самым бесстрашным умам нашего века», чья «заслуга Колумба» заключается в открытии феноменов психической жизни, которые «за пределами принципа удовольствия» и их интерпретации, содержащей в себе драйвы материализма. В том же году он защитил диссертацию «Психология искусства». 5 ноября 1925 года Л.С.Выготскому было присвоено звание старшего научного сотрудника, приравненное к доктору наук, без защиты. Контракт на издание книги «Психология искусства», которая, оценив «огромные теоретические ценности» и «положительные стороны психоанализа», подвергла критике его пансексуализм и недооценку роли сознания и — в этом контексте — работу русского психоаналитика И.Д. Ермакова, был подписан 9 ноября 1925 года, но при жизни Льва Семеновича книга так и не вышла в свет.
Вторым периодом творчества Выготского (1927-1931) в московское десятилетие стала инструментальная психология. Он вводит понятие знака, который функционирует как особый психологический инструмент, использование которого, не изменяя сути природы, служит мощным средством трансформации психики из естественной (биологической) в культурную (историческую). Таким образом, диадическая схема «стимул-реакция», принятая как в субъективной, так и в объективной психологии, была отброшена. Она была заменена триадической схемой «стимул-стимул-реакция», в которой специфический стимул — знак — опосредует между внешним объектом (стимулом) и реакцией организма (ментальной реакцией). Этот знак — своеобразный инструмент, при использовании которого индивид развивает из своих первичных естественных ментальных процессов (память, внимание, ассоциативное мышление) особую функциональную систему второго социокультурного порядка, свойственную только человеку. Л.С. Выготский назвал их высшими психическими функциями.
Наиболее значимые результаты, полученные Львом Семеновичем и его группой в этот период, были обобщены в объемной рукописи «История развития высших психических функций».
В последний период работы лейтмотивом исследований Льва Семеновича, связавшим воедино различные ветви его творчества (история учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания и словесно-семантического подтекста), стала проблема взаимосвязи мотивационных и познавательных процессов.
Идеи Л.С. Выготского имели широкий резонанс во всех науках, изучающих человека, включая лингвистику, психиатрию, этнографию, социологию. Они определили целый этап развития гуманитарного знания в России и странах СНГ и до сих пор сохраняют свой эвристический потенциал.
Низшие психические процессы
Механическая память – это один из видов натуральных или низших психологических процессов. Информация запоминается непосредственно в той форме, в которой она преподносится, то есть происходит запоминание непосредственно формы информации. Нервные связи первой сигнальной системы обеспечивают механическую память человека. Логическое и смысловое содержание информации остается в тени.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Высшие и низшие психические процессы 400 ₽ Реферат Высшие и низшие психические процессы 250 ₽ Контрольная работа Высшие и низшие психические процессы 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Непроизвольное внимание по сравнению с произвольным является более низкой формой внимания. Оно возникает, когда на какой-то из анализаторов оказывает воздействие некий раздражитель. Раздражитель может возникнуть неожиданно, может иметь сильное воздействие, новизна раздражителя тоже оказывает влияние на механизм формирования непроизвольной памяти. К причинам возникновения непроизвольного внимания относят внутренние состояние человека.
Воспроизводящее воображение по своей сити является зрительной памятью. При работе этого процесса человек воспроизводит ряд образов, которые были нами пережиты, но возникают они спонтанно. Образ может быть представлен как предметами, так и явлениями, и действиями. Воспроизводящее воображение так же называют репродуктивным.
Развитие высших психических функций у детей. Основные психические функции в детском возрасте
- На главную
- Nils.ru
Детская психика, как относительно лабильная система, неоднородна. В ней переплетены естественные особенности, присущие живым организмам, а также приобретенные в процессе историко-культурного развития черты, впоследствии образующие высшие психические функции у детей.
Чрезвычайно широко роль социума в психологическом развитии ребенка раскрыта в трудах Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, а также нашего соотечественника Л.C. Выготского. В соответствии с их представлениями психические функции возможно разделить на низшую и высшую категории. К первой относятся данные человеку в результате филогенеза качества, например, непроизвольное внимание и память – все то, чем он не имеет возможности управлять, происходящее за пределами его сознания. Ко второй — полученные в онтогенезе, скрепленные социальными связями, свойства: мышление, внимание, восприятие и т.д., — инструменты, которыми индивидуум управляет осознанно и контролируемо.
Важнейшие орудия, влияющие на развитие психических функций у детей, — знаки — психологические субстанции, способные изменить сознание субъекта. Одними из таковых являются слова и жесты, в частном случае, родительские. При этом ПФ изменяются в направлении от коллективного к индивидуальному. Первоначально ребенок учится взаимодействовать с внешним миром и понимать закономерности поведения, а затем обращает полученный опыт на себя. В процессе совершенствования ему предстоит последовательно пройти этапы натуральной, доречевой, речевой, энтрапсихической, а затем спонтанной и произвольной интрапсихических функций.
Разновидности высших психических функций
Взаимодействие биологического и культурного аспектов жизни человека взращивает:
- Восприятие – способность принимать информацию от окружения, одновременно выделяя из общего объема значимые и полезные данные;
- Внимание – умение концентрироваться на конкретном объекте сбора информации;
- Мышление – обобщение принимаемых извне сигналов, составление закономерностей и формирование связей.
- Сознание – усовершенствованная степень мышления с более глубокими причинно-следственными зависимостями.
- Память – процесс сохранения следов взаимодействий с внешним миром с накоплением и последующим воспроизведением данных.
- Эмоции – отражение отношения ребенка к себе и социуму. Мера их проявления характеризует удовлетворенность или неудовлетворенность ожиданиям.
- Мотивация – мера заинтересованности в выполнении какой-либо деятельности, подразделяется на биологические, социальные и духовные.
Периодизация и кризисы
Совершенствование ментальных навыков неизбежно сталкивается с противоречиями, возникающими на стыке изменившегося самосознания и стабильного окружающего мира.
Вполне естественно, что в такие моменты развивается нарушение высших психических функций у детей. Так, наиболее внимательного отношения требуют следующие периоды:
- От 0 — 2 месяцев – кризис новорожденности, во время которого происходит решительная перестройка привычного образа внутриутробного существования, знакомство с новыми объектами и субъектами.
- 1 год – ребенок овладевает речью и свободным передвижением, что открывает горизонты с новой для него, но пока избыточной информацией.
- 3 года – в это время начинаются первые попытки осознать себя как личность, впервые переосмысливается полученный опыт, и оформляются черты характера. Кризис проявляется в виде строптивости, упрямства, своеволия и т.п.
- 7 лет – существование ребенка становится немыслимо без коллектива. Изменяется оценка действий других детей с одновременным возрастанием самостоятельности. При этом возможно нарушение психического равновесия.
- 13 лет – предшествует гормональному всплеску, а иногда захватывает его. Физиологической нестабильности сопутствует смена роли с ведомой на ведущую. Проявляется в снижении продуктивности и заинтересованности.
- 17 лет – возраст, когда ребенок стоит на пороге новой жизни. Страх неизвестного, ответственность за выбранную стратегию дальнейшей жизни влекут обострение заболеваний, проявление невротических реакций и т.д.
Определить точные время и причины нарушения высших психических функций у детей невозможно. Поскольку каждый ребенок по-своему преодолевает вызовы, исходящие от окружения: одни – переживают их спокойно, незаметно, другие – сопровождают яркой эмоциональной реакцией, в том числе внутренней.
Различить кризисы поможет постоянное наблюдение и сопоставление поведенческих моделей конкретного ребенка, а не его сверстника — в начале и конце межкризисного периода. Однако стоит понимать, что перелом является частью процесса развития, а не его нарушением. Именно в этот временной отрезок усиливается функция взрослого как наставника, уже прошедшего через подобные потрясения. Тогда высокий риск причинения вреда будет сведен к минимуму.