Социальное развитие личности
Фазы формирования личности в обществе:
- Становление человека как личности в обществе;
- Противоречие и невозможность подчеркнуть индивидуальность личности;
- Принятие обществом индивидуальных особенностей личности.
Далее рассмотрим каждую фазу подробнее.
Переход из одной фазы в другую возможен только при условии стабильного протекания жизни в социуме.
Другими словами, если социальная среда всегда находится на одном постоянном уровне, а субъекты общества не оказывают агрессивное воздействие на личность, тогда она имеет все предпосылки для прохождения каждой из трех стандартных фаз.
Цикличность с точки зрения современной науки
Цикличность – это закономерный ряд каких-либо явлений, периодически повторяющихся в связи с определёнными законами, например: смена дня и ночи, смена времён года и так далее.
Многие учёные сегодня подтверждают тот факт, что всё на планете происходит циклично, в том числе и глобальные климатические изменения.
Очень важно разобраться, каковы же истинные причины изменения климата на Земле. Важно отметить, что такое же резкое изменение климата, которое есть сейчас, наблюдалось на Земле и 12000 лет назад. Известно, что было резкое потепление, таяние ледников, остановка Гольфстрима, резкое нагревание океанов – это то, о чём говорят данные палеонтологии морских осадков. На планете были катастрофические наводнения, которые сопровождались ускоренным отложением осадков. На это указывают осадочные отложения в разных частях мира. Наблюдается вымирание различных видов животных. Была также и демографическая катастрофа: численность населения с пятисот миллионов человек резко сократилась до пятидесяти миллионов.
О цикличности в разное время говорили многие известные учёные:
А также об этом писал и учёный И.П. Копылов – профессор, доктор технических наук, почётный профессор кафедры «Электромеханика» Московского энергетического института. В его книге «Геоэлектромеханика» говорится о том, что солнечная система движется по винтовой спирали. Именно это движение по спирали и определяет галактические циклы, которые влияют на великие оледенения, смену полюсов, изменение биосферы и очертания материков.
В передаче «Дыхание Земли», созданной волонтёрами Международного общественного движения «АЛЛАТРА», также представлено много информации и доказательств специалистов и учёных, подтверждающих такую цикличность.
На примере исследований геологического прошлого рассмотрим два вида цикличности Земли:
- 100 000-летний цикл:
Из графика видно, что резкие изменения температуры за последние 420 000 лет наша планета переживала 5 раз. Пики, отмеченные на графике красным, показывают, что был очень быстрый рост температуры и такое же её быстрое падение. И та площадка температур, на которой мы находимся сейчас, абсолютно закономерна с точки зрения геологической истории Земли. Также закономерно и предстоящее резкое понижение температуры Земли, то есть начало наступления ледникового периода.
- 12 000-летний цикл
Так, 12 000 лет назад, когда наступил межледниковый голоцен, было такое же резкое повышение температуры, что происходит и сейчас на нашей планете. Такое же резкое изменение климата было и 24 000, 36 000, 48 000, … лет назад.
Из вышесказанного следует, что последний ледниковый период на Земле был где-то около 12 000 лет назад.
Соответственно, сегодня мы живём в эпоху смены циклов, и наше общество переживает череду кризисов и катаклизмов, которые уже стали нашей реальностью.
Глобальные климатические изменения уже влияют на здоровье, условия проживания и жизнеобеспечение людей на всех континентах Земли. Для бушующих стихий не существует границ и отдельно взятых территорий. Есть ли выход у человечества, чтобы достойно пройти все эти испытания?
Да, выход есть. В 2014 году на платформе Международного общественного движения «АЛЛАТРА» был опубликован Доклад «О проблемах и последствиях глобального изменения климата на Земле. Эффективные пути решения данных проблем». В опубликованном докладе подробно описаны причины и пути выхода из сложившейся ситуации, а также приведены факты, которые говорят нам о том, что у человечества есть шанс на выживание.
Необходимо, объединившись всем человечеством, изменить вектор развития общества с потребительского на созидательный, и всем вместе построить Созидательное общество. Именно в таком обществе у людей есть шанс не только сохранить свои жизни, но и перейти на новый эволюционный уровень развития.
Однако, хочется подчеркнуть, что все эти технологии будут доступны только в том случае, когда в обществе будут преобладать человечность, доброта, уважение, взаимопомощь и духовно-нравственные ценности. Истории уже известен опыт построения такого общества, в котором люди жили с подобным укладом жизни и такими ценностями.
Основные фазы развития личности в обществе
Фаза №1. Становление человека как личности в обществе
Нормы морали. На этом этапе личности предстоит усвоить стандартные нормы морали и этичного поведения в обществе.
Развитие навыков. Человек в этот период максимальными темпами развивает свои практичные навыки и умения общения с каждым членом социума.
Адаптация к среде. Каждая форма деятельности личности подвергается адаптации под конкретную среду социального общества.
Читайте далее: Развитие личности в процессе деятельности
Влияние общественного мнения. Логичный вывод в этой ситуации заключается в том, что человек в первой фазе максимально подвержен влиянию общественного мнения, поскольку для него важно показать свою лояльность и приверженность сложившимся устоям.
Усвоение общественных норм. Даже невзирая на то, что каждая личность, попадая в социальную среду, имеет свои индивидуальные особенности, проявить свои качества и характер она не в состоянии, поскольку сперва необходимо усвоить общественные нормы и приемы поведения, которыми досконально владеют другие члены социума. Подобный аккуратный подход является наиболее эффективным способом проявить себя в дальнейшем.
Индивидуальность. «Свое творческое и индивидуальное «Я» вместе с персональным мировоззрением предстоит раскрывать и внедрять в коллектив постепенно, стараясь детально изучить все примеры поведений других членов». Согласитесь, что большинство примеров с «белой вороной» воспринимается обществом крайне негативно.
Фаза №2. Противоречие и невозможность подчеркнуть индивидуальность личности
Противоречия. На этом этапе личность переживает конфликт внутренних противоречий, которые состоят из адаптации к обществу и невозможностью опять же выразить свою индивидуальность.
Проявление индивидуальных качеств. Как только субъект осознает свою похожесть на других, он всячески старается подчеркнуть индивидуальные качества и выделиться на фоне остальных. Особое внимание к своей персоне личность может привлекать разными способами. Это и выдвижение кардинально новых идей, смена поведения или же проявление лидерских качеств. Каждая личность в обществе старается проявить себя по-особенному.
Это является следствием естественного развития и становления личности. Подобный этап проходит каждый из нас. Главным мотивирующим фактором во время этой фазы становиться страх. Именно он подталкивает человека выделяться на общем фоне, поскольку боязнь стать чьей-то тенью превышает все другие мысли.
«Внутренние противоречия и желание самовыражения – переломный момент в развитии личности»
Самовыражение. Каждый человек регулярно продолжает поиски способов самовыражения. Зачастую бывает так, что такие способы кардинально идут вразрез с нормами общественного поведения. Это может говорить о некотором отчаянии со стороны личности, поскольку она не может найти правильного подхода и возможность привлечь к себе внимание.
Как правило, случается следующее. С одной стороны человек по факту доволен своим положением, а общество полностью удовлетворено его пребыванием внутри группы. А с другой стороны, каждый внутри себя желает выделиться на фоне остальных и сделать так, чтобы его заметили или воспринимали отличным от других в положительном русле. По аналогии с личной жизнью, человек ищет свою вторую половину и партнера, который будет восторгаться его индивидуальными качествами на протяжении всей жизни.
Подобный процесс внутреннего противоречия между личностью и его восприятия общества может протекать достаточно долгое время. Затяжной период противоречия и вовсе может подавить естественную личность индивида.
Фаза №3 Принятие обществом индивидуальных особенностей личности
Польза качеств и навыков человека для общества. Третья фаза является логическим продолжением предыдущего этапа. В ней происходит оценка и принятие всех способов самовыражения с точки зрения полезности индивидуальных качеств для самого общества. Человек сможет проявить свои черты характера и особенности как личность в том случае, если общество решит, что его навыки и умения являются полезными и необходимыми составляющими нормального функционирования между индивидами.
Если социум не воспринимает человека как индивидуальность и считает его особенности ненужными для себя, тогда человек усердно старается навязать себя и свое поведение. Успеха в подобных мероприятиях достигают только те, кто обладают поистине сильными моральными принципами.
Нужда общества в конкретной личности не является обязательной. Бывает так, что в полноценном коллективе появляется всеми признанный лидер, который оказывается способным вести за собой остальных и принимать ответственное решение за всех в критических ситуациях. Однако и без него социум прекрасно бы справился с любыми трудностями. Просто его лидерские и организационные качества воспринимаются нужными для общества и способны значительно улучшить внутреннее взаимопонимание и координацию действий всех участников.
Не каждый человек способен сформироваться как личность в обществе подобным образом. Ярко продемонстрировать свою особенность способны только сильные и морально-устойчивые люди. Однако в каждом сложившемся коллективе присутствуют уникальные участники, которые хоть как-то, но выделяются на фоне остальных, получая всеобщее признание с их стороны.
Читайте далее: Формирование лидерских качеств. Список качеств лидера
Роль родителей в становлении личности ребенка
Виды стресса в психологии — их особенности и пути решения
В процессе становления личности важную роль играют родители. В кругу семьи закладываются личностная база поведения, представления о внешнем мире, поступках и справедливости. Именно образ родителей влияет на выбор круга общения (более или менее тесного) в будущем. Несмотря на методы воспитания, с течением жизни восприятие родителей будет меняться и все равно иметь стойкое место в подсознании индивида.
Положительные образы родителей – залог здоровой психики, умение адекватно преодолевать жизненные трудности. Отрицательные образы, основанные на требовательности, строгости и контроле, вызывают необъяснимую нервную напряженность даже у взрослого самостоятельного индивида, что, естественно, негативно влияет на качество его жизни.
Неоэволюционизм
Человек как продукт социальной эволюции вновь фигурирует в философии второй половины XX века. Взяв на вооружение научные данные и доказательства антропологии, истории, этнографии, Лесли Уайт и Джулиан Стюард разрабатывают теорию неоэволюционизма.
Новая идея является синтезом классической линейной, универсальной и многолинейной модели. В своей концепции ученые отказываются от термина «прогресс». Считается, что культура не совершает резкий скачок в развитии, а всего лишь несколько усложняется по сравнению с прошлой формой, процесс изменений происходит более плавно.
Основоположник теории Лесли Уайт основную роль в социальной эволюции отводит культуре, представляя её главным инструментом для адаптации человека к окружающей среде. Он выдвигает энергетическую концепцию, согласно которой с развитием культуры развивается количество источников энергии. Таким образом, он говорит о трех этапах становления общества: аграрном, топливном и термоядерном.
Исторические примеры Созидательного общества
Сопоставляя и анализируя исторические, археологические, мифологические сведения, в которых сохранились зёрна Исконных Знаний, а также на основании Заповедей, которые привносили в этот мир Пророки и Посланники Духовного мира, очевидно, что эти знания — универсальны, они были, есть и будут всегда. Они незыблемы и отражают ценности и правила жизни людей, позволяют быть в мире и гармонии друг с другом, с природой, с планетой в целом и эволюционировать в своём духовно-нравственном развитии.
Человечеству известны примеры развития протоцивилизаций, в основе которых на первом месте были духовно-нравственные ценности. Например, такие древние культуры и цивилизации как: Кукутень Трипольская (2650 г. до н. э.), Чатал-Гуюк (7400 г. до н. э.), Аркаимо-Синташтинская (2800 г. до н. э.), в которых, наряду с высоким уровнем развития технологий, на первом месте были духовные ценности и духовное развитие каждого человека. Сохранилось множество артефактов, подтверждающих это.
Так, основной характеристикой поселений данных культур является отсутствие социального неравенства в обществе. И это явно выражено в постройках жилых сооружений того времени. Хорошо сохранившиеся остатки древних городов говорят нам о том, что в них не было дворцов для знати и вельмож. В погребениях отсутствуют признаки классовых различий. А также отсутствие массовых захоронений свидетельствует о том, что люди не вели войн. Металл, который производился, использовался в основном в земледелии, а не для изготовления военного оружия. Такие факты археологических исследований позволяют предположить, что эти древние сообщества не вели захватнических войн, а жили в мире.
На данных территориях при раскопках были повсеместно обнаружены одинаковые созидательные знаки и символы на посуде, жилищах и украшениях, например, такие как Аллат, АллатРа, жучок, спираль, пятиконечная звезда и другие. Через знакопись, скорее всего, в те далекие времена и передавались Исконные Знания для будущих поколений.
Древние люди не стремились к личному обогащению. Это были сообщества самоорганизованных, мирных людей с высоким уровнем знаний в области астрономии, геометрии, геодезии и других точных наук. Наши предки были едины в духе, почитали божественное женское начало, а духовные знания и ценности играли в их жизни первостепенную роль.
Все эти артефакты дают нам подсказку того, что у человечества уже был опыт построения созидательного общества, и, что немаловажно, – опыт жизни в таком обществе. Они жили мирно, как одна большая семья.
Создавая свои города и сакральные сооружения, оставляя на них знаки для будущих поколений, дошедшие до наших дней, древние люди и не подозревали, что впереди человечество ожидают многие века рабства, войн, распрей и всего того, что составляет суть современного потребительского формата.
Роль общества и культуры в эволюции
Ещё миллион лет назад биологическая и социальная эволюция человека происходит параллельно. Однако уже 40 тысяч лет назад биологические изменения замедляют свой темп. Кроманьонцы практически не отличаются от нас по внешним признакам. Со времени их возникновения большую роль играют социальные факторы эволюции человека.
Согласно одной из теорий выделяют три основных этапа общественного прогресса. Первый характеризуется появлением искусства в виде наскальных рисунков. Следующим этапом является приручение и разведение животных, а также занятие земледелием и бортничеством. Третьим этапом становится период технического и научного прогресса. Он начинается с XV века и длится до сих пор.
С каждым новым периодом человек увеличивает свой контроль и влияние на окружающую среду. Основоположные принципы эволюции по Дарвину, в свою очередь, отодвигаются на второй план. Так, например, естественный отбор, который играет важную роль в «отсеивании» слабых особей, уже не настолько влиятелен. Благодаря медицине и другим достижениям слабый человек может и дальше жить в современном обществе.
Генетика и биология
Процесс формирования личности начинается с утробы матери. Предполагать, что если читать нерожденному ребенку Платона, то он вырастет мыслителем, не стоит. На стадии биологического формирования закладываются генетические факторы. Те болезни и патологии, что передаются малышу от родителей.
Генетические и биологические факторы, влияющие на формирование личности:
- Биохимические особенности: психические заболевания, вещественный обмен.
- Наследственные заболевания.
- Образ жизни, который вели родители во время вынашивания ребенка: даже стрессы матери могут оказать воздействие на биохимическое и физическое развитие плода.
- Анатомические особенности.
Генетика и биология — база, с которой все начинается. В зависимости от окружения, воспитания и ряда других факторов человек будет по-разному вести себя в разных условиях. Личность инвалида, выросшего в центре большого города, окажется иной, чем личность человека в том же состоянии, родившегося в поселке в только развивающейся страны.
Общество как единая система
Каждое живое существо на планете представляет собой отдельный организм, которому присущи определенные стадии развития, например рождение, рост и смерть. Однако никто не существует изолированно. Многим организмам свойственно объединяться в группы, внутри которых они взаимодействуют и влияют друг на друга.
Человек — не исключение. Объединяясь на основе общих качеств, интересов и занятий, люди образуют общество. Внутри него формируются определенные традиции, правила, устои. Зачастую все элементы социума взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, оно развивается как единое целое.
Социальная эволюция подразумевает скачок, переход общества на качественно другой уровень. Изменения в поведении и ценностях индивидуума передаются остальным и переносятся на весь социум в виде норм. Так, люди переходили от стада к государствам, от собирательства к техническому прогрессу и т. д.
Классические теории развития
Одновременно с трудами Ламарка и Дарвина о происхождении жизни появляются теории эволюционизма. Окрыленные идеей постоянного улучшения и прогресса жизненных форм европейские мыслители считают, что существует единая формула, по которой и происходит социальная эволюция человека.
Одним из первых свои гипотезы выдвинул Огюст Конт. Он выделяет теологическую (примитивную, начальную), метафизическую и позитивную (научную, наивысшую) стадии развития разума и мировосприятия.
Сторонниками классической теории были также Спенсер, Дюркгейм, Уорд, Морган и Теннис. Их взгляды различаются, но существуют и некоторые общие положения, которые легли в основу теории:
- человечество представляется единым целым, а его изменения естественны и необходимы;
- социальная эволюция общества происходит только от примитивного к более развитому, а её этапы не повторяются;
- все культуры развиваются по универсальной линии, этапы которой для всех одинаковы;
- примитивные народы находятся на очередном этапе эволюции, по ним можно изучать первобытное общество.