Развитие личности в процессе жизни: этапы формирования и становления


Генетика и биология

Процесс формирования личности начинается с утробы матери. Предполагать, что если читать нерожденному ребенку Платона, то он вырастет мыслителем, не стоит. На стадии биологического формирования закладываются генетические факторы. Те болезни и патологии, что передаются малышу от родителей.

Генетические и биологические факторы, влияющие на формирование личности:

  • Биохимические особенности: психические заболевания, вещественный обмен.
  • Наследственные заболевания.
  • Образ жизни, который вели родители во время вынашивания ребенка: даже стрессы матери могут оказать воздействие на биохимическое и физическое развитие плода.
  • Анатомические особенности.

Генетика и биология — база, с которой все начинается. В зависимости от окружения, воспитания и ряда других факторов человек будет по-разному вести себя в разных условиях. Личность инвалида, выросшего в центре большого города, окажется иной, чем личность человека в том же состоянии, родившегося в поселке в только развивающейся страны.

Окружение

Определить, что точно для развития личности является основным фактором, проблематично. Но те окружение и социальная среда, в которых растет ребенок, формируют его привычки и взгляды. Изменить установки, заложенные с детства, сложнее всего.

Человека преимущественно окружают люди того же социального статуса, вероисповедания, менталитета. Мы выбираем такую естественную мягкую сегрегацию самостоятельно, потому что общаться и развиваться проще с «себе подобными». О взаимоотношениях читайте в этом разделе. Окружение может поменяться под влиянием внешних обстоятельств — личностное развитие также свернет в другую сторону. Человеку свойственно подстраиваться под свое окружение, стремятся выделяться из него только единицы. Единицы из этих единиц формируют собственное окружение, становятся людьми, способными изменить мир.

Влияние социального окружения на развитие прослеживается в биографии любого исторически известного человека: Михаила Ломоносова, Адольфа Гитлера, Стива Джобса и других. Но это влияние также необходимо рассматривать в комплексе с другими обстоятельствами.

Воспитание

Основой формирования всей личности становится воспитание в детстве. В дальнейшем человек начинает заниматься самовоспитанием и саморазвитием, но начинается все с детства. Воспитанием занимаются родители, другие старшие родственники. Товарищи, в особенности старшие, дополняют картину воспитания. Свой вклад вносят воспитатели в детском саду, учителя в школе, инструктора в секциях и кружках.

Личность — пазл, складывающийся из различных кусочков. Даже самый детальный психоанализ в перспективе не сможет определить, какое обстоятельство повлияло на ту или иную черту характера взрослого члена общества. Воспитание в детстве дает схему поведения, толчок к дальнейшему саморазвитию (или деградации, в зависимости от окружения и иных факторов). То, как родители влияют на формирование личности, во многом определяет будущий характер, стремления, психологические травмы, другие обстоятельства.

Дети, стремящиеся во всем походить на старших, могут копировать у взрослых для формирования своего «я»:

  • манеру поведения;
  • гендерные роли;
  • тип мышления;
  • разные качества родителей.

Это копирование в перспективе превращается в установки. Положительные стоит сохранять. С отрицательными — бороться самостоятельно или при участии психолога.

Отличительные свойства личности

Свойства личности – это совокупность врожденных и приобретенных характеристик человека, которые лежат в основе его деятельности и отношений с окружающими людьми и миром. Основными свойствами личности, от которых зависит взаимодействие с социумом, в психологии называют характер, темперамент, волю, способности, мотивацию и эмоции.

Под характером в психологии понимают приобретенный способ взаимоотношений с окружающими людьми. Он включает в себя определенную манеру поведения, а также реакцию на происходящие с человеком события. Характер бывает мягким и деликатным, а бывает грубым и бесцеремонным.

Воля означает способность человека управлять психикой, контролировать свои действия, поведение, определенным образом реагировать на происходящее, привносить изменения в окружающий мир. Про силу воли обычно говорят, когда необходимо принимать важные, осознанные решения, при реализации которых требуется приложение определенных усилий, преодоление препятствий.

Воля связана с самоограничением, самоконтролем, необходимостью отказа от чего-либо для достижения поставленной цели, т. е. человек должен пожертвовать чем-то сиюминутным, но для него привлекательным, чтобы получить отдаленное желаемое.

Главная особенность воли заключается в том, что, достигнув результата, человек испытывает моральное удовлетворение.

Читайте также: как взять обещанный платеж на теле2

Главная особенность воли заключается в том, что, достигнув результата, человек испытывает моральное удовлетворение. В процессе достижения цели эмоциональная радость возникает очень редко. Индивид направляет все силы на то, чтобы преодолеть себя, какие-либо препятствия и получить нужный результат. Чем более сильной волей он обладает, тем легче справляется со сложностями и быстрее развивается.

Под темпераментом в психологии понимают психические качества человека, определяющие его поведение, настроение, скорость их изменения, эмоциональную устойчивость.

Эмоциями в психологии называют положительные и отрицательные индивидуальные переживания человека, испытываемые в ответ на определенные ситуации и раздражители. Выделяют следующие виды эмоций:

  • Настроение, под которым понимают общий настрой человека в разное время.
  • Простые эмоции, которые связаны с необходимостью удовлетворения базовых потребностей.
  • Чувства – означают комплекс переживаний, вызванный отношением к определенному объекту.
  • Аффекты – яркие и острые эмоции, возникающие в качестве ответа на раздражитель, отличаются кратковременностью и высокой интенсивностью.
  • Страсть – сильные эмоции, которыми человек не в состоянии управлять.
  • Стресс – совокупность отрицательных эмоций и физического состояния человека, возникает в ответ на психологическую и эмоциональную перегрузку.

Качество жизни человека во многом зависит от испытываемых им эмоций. Люди ощущают неодинаковые эмоции, разница заключается в том, с какой скоростью они реагируют на те или иные события и раздражители, как долго переживают случившееся, какие эмоции испытывают чаще – положительные или отрицательные. Переживания влияют на совершаемые человеком поступки, принимаемые им решения.

Под мотивацией в психологии понимают совокупность причин, лежащих в основе поведения человека.

Мотив вызывает целенаправленное поведение индивида. На мотивацию влияют желания человека, его потребность в чем-либо. Именно благодаря постановке целей он начинает совершать активные действия, добиваясь их.

Способности означают врожденные умения и навыки, без которых невозможно решать определенные задачи. Они помогают легче и быстрее приобретать знания и опыт, которые в дальнейшем помогают лучше справляться со стоящими перед человеком задачами.

Социализация и общение

Сформировать человека как личность помогают общение и социализация. Мы социальные существа. Провинившихся заключенных в тюрьмах отправляют в одиночную камеру, где отсутствие социализации способно сводить с ума. Поэтому общения является также основой для формирования человека как личности.

Первая социализация начинается при контакте с родителями и близкими родственниками. Затем круг общения расширяется до воспитателей в детском саду, других детей, случайных людей. Общаясь, индивидуум начинает формировать чувства, перенимать манеры поведения, находить собственный «голос» в разговорах. Роль общества в процессе формирования мотивов, взглядов и мировоззрения в целом играет огромную роль. Даже уверенно саморазвиваясь, невозможно отделаться от влияния социальных контактов на точку зрения.

Факторы социализации и формирования личности идут рука об руку и в том, что касается психического состояния человека. Если исключить общение, то происходить следующее:

  • интеллект слабее развивается;
  • замедляется развитие навыка речи;
  • снижение эмпатии, чувства не развиваются;
  • могут появляться симптомы депрессии, шизофрении, других психических заболеваний.

Так, если изолировать индивидуума от общения с другими людьми, можно замедлить его интеллектуальное, психическое и эмоциональное развитие. Такой человек может оказаться опасен для себя и окружающих, ему потребуется продолжительное лечение.

Факторы, влияющие на формирование личности

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и соци­альные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, про­изводящий) — движущая сила, причина какого-либо про­цесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная актив­ность личности, порождаемая противоречиями, интереса­ми и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микро­среда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание — это социальные факторы, тогда как наследственность — биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социоло­гов, психологов и педагогов о соотношении биологических социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются на­следственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследствен­ные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии лич­ности. Они ошибочно переносят достижения биологиче­ской науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожден­ных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеции и др.) Они отрицают генетическую пред­расположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения — «чистая доска, на которой можно все напи­сать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К.Д. Ушинский утверждал, что личностью человек ста­новится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование лич­ностных качеств. Человек — не только продукт наслед­ственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственнос­ти. Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особеннос­ти. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наукой доказа­но, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследствен­ную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей стол непохожими друг на друга.

Что же человек наследует? По наследству от родителей к детям передаются:

— анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Ноmо sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

— физические данные: внешние расовые признаки, осо­бенности телосложения, конституции, черты лица, цвет во­лос, глаз, кожи;

— физиологические особенности: обмен веществ, артери­альное давление и группа крови, резус-фактор, стадии со­зревания организма;

— особенности нервной системы: строение коры голов­ного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных про­цессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

— аномалии в развитии организма: дальтонизм (частич­ная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;

— предрасположенность к некоторым заболеваниям на­следственного характера: гемофилии (болезни крови), са­харному диабету, шизофрении, эндокринным расстрой­ствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности челове­ка, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например осложнений после болезни, физиче­ских травм или недосмотра при развитии ребенка, наруше­ния режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в ре­зультате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и. аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений.

Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследу­ются также некоторые врожденные индивидуальные осо­бенности человека, связанные с его внутриутробным раз­витием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллек­туальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, яв­ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея­тельности.

Различают задатки двух видов:

— общечеловеческие (строение мозга, центральной не­рвной системы, рецепторов);

— индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внима­ния, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности — индивидуальные особенности личнос­ти, являющиеся субъективными условиями успешного осу­ществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявля­ются в быстроте, глубине и прочности овладения способа­ми и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожден­ных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов, педагогов — рассматривают способности как прижизнен­ные образования, формирующиеся в процессе жизнедея­тельности и в результате воспитания. Передаются не спо­собности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть или реа­лизованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недо­статочным условием их развития. При отсутствии соответ­ствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соот­ветствующих задатков. И наоборот, ранние достижения мо­гут свидетельствовать не об особых способностях, а, ско­рее, об адекватной имеющимся задаткам организации Деятельности и воспитания.

Одни ученые считают, что все люди получают от при­роды высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны прак­тически к неограниченному духовному развитию. Имею­щиеся различия в типах высшей нервной деятельности из­меняют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуаль­ной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям.

Вме­сте с тем они признают, что наследственность может не­благоприятно влиять на развитие интеллектуальных спо­собностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психи­ческие заболевания.Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о насле­довании способностей к интеллектуальной (познаватель­ной, учебной) деятельности.

Другая группа ученых считает доказанным фактом на­личие интеллектуального неравенства людей. Его причи­ной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизмен­ными и постоянными.

Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче­ские пути воспитания и обучения людей. Современная педа­гогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специаль­ным относятся музыкальные, художественные, математи­ческие, лингвистические, спортивные и другие наклоннос­ти. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продви­гаются более быстрыми темпами в соответствующей обла­сти деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человече­ства встречалось немало потомственных дарований. Извест­но, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много та­лантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господ­ствовало утверждение, что психические качества не насле­дуются, а приобретаются в процессе взаимодействия орга­низма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных ка­честв своих родителей, в генетических программах челове­ка не заложена информация о социальном поведении. Ка­ким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению пе­редаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для та­ких выводов служат данные, полученные при изучении по­ведения человека и животных. Согласно учению И.П. Пав­лова, и животным, и человеку присуши инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, мо­ральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В послед­нее время позицию о генной обусловленности нравствен­ности и социального поведения человека занимают отече­ственные ученые (П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором раз­вития личности является среда. Среда — это реальная дей­ствительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географиче­ская, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней относятся такие характеристики, как обще­ственный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания произ­водственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или на­следственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеции считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реаль­ная действительность понимается в этом случае метафизи­чески, она фатально предопределяет судьбу человека. Ин­дивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние сре­ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен­ка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, яв­ляется общение. Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контак­тов между людьми, в формировании межличностных отно­шений.

Личность формируется только в общении, взаимодей­ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду­ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы­вающим влияние на формирование личности, является вос­питание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отноше­ний можно было бы охарактеризовать как отношение цело­го к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия.

Большинством исследователей вос­питание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправлен­ных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотно­шений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание — это процесс целенаправленной и со­знательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить послед­ствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный по­тенциал для прогнозирования и конструирования педагоги­ческой стратегии и тактики. Социальная среда может воз­действовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специ­ально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых раз­нообразных видах деятельности: игровой, учебной, позна­вательной, трудовой, общественной, политической, худо­жественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования че­ловека, деятельность:

— обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

— способствует удовлетворению естественных челове­ческих потребностей;

— содействует познанию и преобразованию окружа­ющего мира;

— является фактором развития духовного мира челове­ка, формой и условием реализации его культурных потреб­ностей;

— дает возможность человеку реализовать свой личност­ный потенциал, достичь жизненных целей;

— создает условия для самореализации человека в сис­теме общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при оди­наковых внешних условиях во многом зависит от собствен­ных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние ока­зывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек­тив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллек­тиве. Такая деятельность способствует проявлению твор­ческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективно! цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает раз­витие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и со­циальными факторами, которые действуют не изолирован­но, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и соци­альные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, про­изводящий) — движущая сила, причина какого-либо про­цесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная актив­ность личности, порождаемая противоречиями, интереса­ми и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микро­среда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание — это социальные факторы, тогда как наследственность — биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социоло­гов, психологов и педагогов о соотношении биологических социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются на­следственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследствен­ные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии лич­ности. Они ошибочно переносят достижения биологиче­ской науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожден­ных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеции и др.) Они отрицают генетическую пред­расположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения — «чистая доска, на которой можно все напи­сать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К.Д. Ушинский утверждал, что личностью человек ста­новится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование лич­ностных качеств. Человек — не только продукт наслед­ственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственнос­ти. Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особеннос­ти. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наукой доказа­но, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследствен­ную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей стол непохожими друг на друга.

Что же человек наследует? По наследству от родителей к детям передаются:

— анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Ноmо sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

— физические данные: внешние расовые признаки, осо­бенности телосложения, конституции, черты лица, цвет во­лос, глаз, кожи;

— физиологические особенности: обмен веществ, артери­альное давление и группа крови, резус-фактор, стадии со­зревания организма;

— особенности нервной системы: строение коры голов­ного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных про­цессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

— аномалии в развитии организма: дальтонизм (частич­ная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;

— предрасположенность к некоторым заболеваниям на­следственного характера: гемофилии (болезни крови), са­харному диабету, шизофрении, эндокринным расстрой­ствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности челове­ка, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например осложнений после болезни, физиче­ских травм или недосмотра при развитии ребенка, наруше­ния режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в ре­зультате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и. аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений.

Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследу­ются также некоторые врожденные индивидуальные осо­бенности человека, связанные с его внутриутробным раз­витием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллек­туальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, яв­ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея­тельности.

Различают задатки двух видов:

— общечеловеческие (строение мозга, центральной не­рвной системы, рецепторов);

— индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внима­ния, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности — индивидуальные особенности личнос­ти, являющиеся субъективными условиями успешного осу­ществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявля­ются в быстроте, глубине и прочности овладения способа­ми и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожден­ных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов, педагогов — рассматривают способности как прижизнен­ные образования, формирующиеся в процессе жизнедея­тельности и в результате воспитания. Передаются не спо­собности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть или реа­лизованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недо­статочным условием их развития. При отсутствии соответ­ствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соот­ветствующих задатков. И наоборот, ранние достижения мо­гут свидетельствовать не об особых способностях, а, ско­рее, об адекватной имеющимся задаткам организации Деятельности и воспитания.

Одни ученые считают, что все люди получают от при­роды высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны прак­тически к неограниченному духовному развитию. Имею­щиеся различия в типах высшей нервной деятельности из­меняют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуаль­ной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям.

Вме­сте с тем они признают, что наследственность может не­благоприятно влиять на развитие интеллектуальных спо­собностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психи­ческие заболевания.Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о насле­довании способностей к интеллектуальной (познаватель­ной, учебной) деятельности.

Другая группа ученых считает доказанным фактом на­личие интеллектуального неравенства людей. Его причи­ной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизмен­ными и постоянными.

Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче­ские пути воспитания и обучения людей. Современная педа­гогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специаль­ным относятся музыкальные, художественные, математи­ческие, лингвистические, спортивные и другие наклоннос­ти. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продви­гаются более быстрыми темпами в соответствующей обла­сти деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человече­ства встречалось немало потомственных дарований. Извест­но, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много та­лантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господ­ствовало утверждение, что психические качества не насле­дуются, а приобретаются в процессе взаимодействия орга­низма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных ка­честв своих родителей, в генетических программах челове­ка не заложена информация о социальном поведении. Ка­ким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению пе­редаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для та­ких выводов служат данные, полученные при изучении по­ведения человека и животных. Согласно учению И.П. Пав­лова, и животным, и человеку присуши инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, мо­ральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В послед­нее время позицию о генной обусловленности нравствен­ности и социального поведения человека занимают отече­ственные ученые (П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором раз­вития личности является среда. Среда — это реальная дей­ствительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географиче­ская, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней относятся такие характеристики, как обще­ственный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания произ­водственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или на­следственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеции считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реаль­ная действительность понимается в этом случае метафизи­чески, она фатально предопределяет судьбу человека. Ин­дивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние сре­ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен­ка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, яв­ляется общение. Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контак­тов между людьми, в формировании межличностных отно­шений.

Личность формируется только в общении, взаимодей­ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду­ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы­вающим влияние на формирование личности, является вос­питание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отноше­ний можно было бы охарактеризовать как отношение цело­го к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия.

Большинством исследователей вос­питание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправлен­ных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотно­шений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание — это процесс целенаправленной и со­знательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить послед­ствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный по­тенциал для прогнозирования и конструирования педагоги­ческой стратегии и тактики. Социальная среда может воз­действовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специ­ально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых раз­нообразных видах деятельности: игровой, учебной, позна­вательной, трудовой, общественной, политической, худо­жественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования че­ловека, деятельность:

— обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

— способствует удовлетворению естественных челове­ческих потребностей;

— содействует познанию и преобразованию окружа­ющего мира;

— является фактором развития духовного мира челове­ка, формой и условием реализации его культурных потреб­ностей;

— дает возможность человеку реализовать свой личност­ный потенциал, достичь жизненных целей;

— создает условия для самореализации человека в сис­теме общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при оди­наковых внешних условиях во многом зависит от собствен­ных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние ока­зывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек­тив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллек­тиве. Такая деятельность способствует проявлению твор­ческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективно! цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает раз­витие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и со­циальными факторами, которые действуют не изолирован­но, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Культура и искусство

Роль искусства в формировании личности также важна и является основой для формирования человека как личности. Познание окружающего мира, изучение истории, погружение в искусство — все это помогает развиться дальше базовых потребностей в пропитании и социализации. Искусство — не определяющий фактор, роль общества в создании индивидуальности гораздо важнее. Но оно помогает:

  • мыслить шире и критически;
  • защитить свое «я» от массовых взглядов;
  • найти гармонию между собой и окружающим миром;
  • выразить себя;
  • понять свой внутренний мир;
  • разрушить стереотипы, установки, социальные конструкты.

Без погружения в культуру и искусство вряд ли получится расширить границы собственного сознания, выйти за узкие рамки воспитания, перешагнуть через давление общества.

Этапы развития личности

На каждом этапе развития личности присутствует ведущая деятельность. Концепции формирования представлялись разными психологами. Одна из таких концепций принадлежит Д.Б. Эльконину, включает в себя периоды с младенчества до пубертатного периода.

Концепт Эльконина

Концепция включает в себя следующие этапы формирования личности:

  1. Младенчество.
  2. Раннее детство.
  3. Дошкольный период.
  4. Младший школьный возраст.
  5. Подростковый период.

В младенчестве происходит этап общения с близкими взрослыми. В раннем детстве начинается взаимодействие с окружающим миром и его предметами. В дошкольном возрасте ребенок начинает тянуться к взрослым, разбираться в социальных и гендерных ролях, примерять их на себя, определять свое будущее. К младшему школьному возрасту начинается глубокое обучение, закладывается база знаний, проявляются интересы и стремления. В подростковом возрасте определяющей деятельностью становится интимное познание себя и окружающих.

Теория Эриксона

Дополнительные этапы включает в себя теория Эрика Эриксона. Он рассматривает формирование личности человека с рождения до смерти, не ограничиваясь младенчеством, детством и отрочеством.

На практике личность не перестает развиваться, когда проходит половое созревание. К этим этапам можно добавить юность — период определения в обществе, полноценного поиска себя. Зрелость — период самоутверждения, передачи своих знаний другим (ученикам, последователям, детям, внукам). И старость — переосмысление своей роли в мире, достижение гармонии с собой.

Проблема формирования личности не перестает волновать психологов и исследователей по всему миру. Одной общей теории, с которой были бы согласны все, не существует. Сходятся специалисты только в том, что построение индивидуальности является комплексным, происходит за счет влияния разнообразных факторов.

Понятие становления личности

Процесс становления личности, который берет начало с первых месяцев рождения, продолжается почти непрерывно всю жизнь. Индивид набирается опыта в общении, учится приспосабливаться под ситуацию, осознает свою уникальность и пытается показать ее другим. Со временем появляется необходимость выделиться среди толпы.

Обратите внимание! Нередко необходимость выделиться в обществе и быть полезным для него происходит на уровне противоречия.

Позднее индивид желает быть полезным для окружающих, привнести свой вклад в развитие общества. Все это формирование личности, которое характеризуется разными этапами, фазами. Описывая, как формируется личность, современные источники информации придерживаются давно укоренившихся определений данных этапов и фаз становления личности. Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и какое воздействие имеют разнообразные факторы на его личностное развитие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]