Анатомия Рефлексов человека – информация:


Что такое безусловный рефлекс?

Помните, в школе, в учебнике биологии были картинки, демонстрирующие, как некий индивид ладонью касается горячего чайника. Как следствие — обжигает и отдергивает руку. А ещё изображение с собакой, у которой начинается активное слюноотделение, когда подают сигнал.

Все это рефлексы: безусловный и условный.

И, казалось бы, на изображении с чайником ситуация для взрослого человека непривычная. Кто же будет трогать вскипевший чайник голой рукой?! А между тем на этом простом примере нам показывают, насколько важны в данном случае безусловные рефлексы. Они помогают нам выжить и не травмировать себя. Про собаку с активным слюноотделение не забываем и вернёмся к ней позже.

Итак, безусловный рефлекс – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма у всех животных данного вида. Термин в обиход ввел Иван Петрович Павлов.

Иван Петрович Павлов

Рисунок 1 — Термин безусловного рефлекса ввел Иван Петрович Павлов

То есть безусловный рефлекс это те реакции на постоянные факторы среды, которые даны нам с рождения. Для них, в отличие от условных рефлексов, не нужны специальные условия возникновения. Безусловные рефлексы относительно постоянны в течение жизни, осуществляются при участии всех отделов ЦНС и служат для поддержания нормальной жизнедеятельности организма и его взаимосвязи с окружающей средой.

Безусловные рефлексы могут классифицироваться следующим образом:

по степени сложности:

  • простые (пример с чайником);
  • сложные (если в крови повысился оксид углерода, то вы станете чаще дышать, чтобы поддержать гомеостаз);

по виду реакции:

  • пищевые (слюноотделение);
  • половые (эрекция);
  • оборонительные (рефлекторная защита руками головы);
  • ориентировочно-исследовательские (поворачивание головы на громкий звук);

по отношению животного к раздражителю:

  • биологически положительные (поиск пищи по запаху);
  • биологически отрицательные (убегание от источника шума).

Стоит отметить, что безусловные рефлексы хоть и врожденные, но не проявляются все сразу одновременно, и не все из них остаются с нами навсегда. Например, сосательный рефлекс у маленьких детей угасает к 4 годам.

Особое место в ряду безусловных рефлексов занимает ориентировочный рефлекс, некоторые особенности которого (например, угасание при повторении раздражителя) сближает его с условными рефлексами. На основе безусловные рефлексы в процессе индивидуальной жизни у животных и человека образуются условные рефлексы.

Рефлекс – реакция организма, при это участвует нервная система, на раздражитель. Термин “рефлекс” ввел Рене Декарт в XVII в. А вот как объяснение психической деятельности как рефлекторной предложено основоположником русской материалистической физиологии Иваном Михайловичем Сеченовым в 1862-ом году в труде “Рефлексы головного мозга”. Позже Иван Петрович Павлов, развивая тезисы И. М.Сеченова, с помощью экспериментов исследовал функциональность рефлексов и выделил две группы рефлексов: безусловные и условные. Впоследствии использовал условный рефлекс как метод изучения высшей нервной деятельности.

И если про безусловные написано выше, то про условные (приобретенные) мы поговорим здесь. Итак, пришло время вспомнить собаку и ее активное слюноотделение при подаче сигнала.

Условный рефлекс носит адаптивный характер. Это ответная реакция организма (участвует кора головного мозга) на какое-либо воздействие. Мы приобретаем их в течение жизни. Это, можно сказать, наш опыт. Это по сути комбинация – раздражение рецепторов + безусловный рефлекс. Чтобы русловый рефлекс возник не достаточно просто воссоздать комбинацию, необходимо несколько раз повторить ее, причем сначала идет раздражитель, а потом уже безусловный рефлекс. Но и это временно, так как без поддержки, без постоянной связи “раздражитель-безусловный рефлекс” приобретенный рефлекс будет угасать, а потом и вовсе исчезнет. То есть условные рефлексы помогают нам приспосабливаться к меняющимся условиям.

Оба вида рефлексов тесно взаимосвязаны, безусловные «обрастают» приобретенными рефлексами, и в чистом виде из найти сложно. Причем проявление одних притормаживает другие. Когда вы, например, знаете, что в этой ситуации лучше убежать, то слюноотделение, когда вы пробегаете мимо еды, вряд ли вам грозит, этот условный рефлекс на время спасения отключен.

Психика. Рефлексы. Торможение

Психика

— это способность высокоорганизованного мозга отражать объективную реальность, анализировать устройство окружающего мира, создавать его непротиворечивую картину, реагировать на изменения обстановки.
Психической деятельностью
называют внутренние процессы, которые предваряют поведенческие реакции, определяют их.

Конечно, психика и психическая деятельность не являются единым набором схем для всех: львов, голубей, человеческих младенцев, взрослых людей. У животных и младенцев психическая деятельность во многом определяется инстинктами (по отношению к людям говорят о врожденных потребностях) и рефлексами. В дикой природе животное, которое по каким-то причинам неадекватно реагирует на изменения ситуации, просто гибнет. Младенец с его незрелой психикой долго зависит от заботы взрослых.

Ну а взрослый человек с нормальной психической организаций уже способен управлять своим поведением и некоторыми рефлексами. Поэтому говорят, что человек — биосоциальное существо, в его психике соседствуют факторы, определенные природой, и сформировавшиеся в процессе социальной жизни.

Психические процессы

являются составляющей сознания. К ним относят как кратковременные, быстро сменяющие друг друга процессы (восприятие, ощущение), так и довольно устойчивые психические явления (например, возникновение и формирование чувств).

К познавательным психическим процессам

относят следующие:

1. Внимание

— сосредоточенность сознания на некой деятельности. Этот процесс может нарушаться вплоть до патологических состояний — например, при синдроме дефицита внимания (о котором много говорят в последние десятилетия) ребенку трудно сосредоточиться, он гиперактивен.

2. Ощущения

— отражение органами чувств различных качеств предметов и явлений.

3. Представление

— процесс мысленного воспроизведения образов предметов и явлений, которые в данную минуту не контактируют с человеком, не воздействуют на органы чувств (например, воссоздание приятного ощущения от мягкого пледа или воспоминание о вчерашней грозе).

4. Восприятие

— отражение всего предмета, всей обстановки в ее полноте. Например, когда человек смотрит на яблоко, он воспринимает не только внешнюю оболочку и коричневые семечки, находящиеся внутри (зрение), но также представляет яркий аромат (запах), вкус фрукта, его твердость, сочность (кожные ощущения) и даже звук при поедании.

5. Память

— способность запоминать, сохранять и неоднократно воспроизводить в сознании прошлый опыт. В разных формах память свойственна всем высшим животным, но наиболее совершенна у человека. Кстати, способность к запоминанию можно тренировать и развивать.

6. Воображение

— представление, «работающее» в отсутствии реального предмета. Например, человек может вообразить свое путешествие на Марс и прогулку там по Южному морю.

7. Мышление

— способность на базе уже полученных знаний добывать новую информацию.

Психические процессы

бывают также
волевыми
и
эмоциональными
.

1. Воля

— сознательная регуляция индивидом своего поведения для достижения каких-либо результатов. К волевым качествам характера относят настойчивость, терпение, самообладание, инициативность и другие.

2. Эмоции

— форма отражения действительности, при которой субъект проявляет свое оценочное отношение к различным ситуациям (радость от получения подарка, раздражение в споре, нежность при мысли о любимом человеке и пр.). Эмоции обычно довольно кратковременны — при просмотре кинофильма зритель может плакать или хохотать, но через несколько дней эмоциональное восприятие этой картины сгладится. Впрочем, бывают события, по отношению к которым человек долго испытывает положительные или отрицательные эмоции, легко воспроизводит их в памяти и переживает заново.

Рефлекторная теория поведения. Безусловные и условные рефлексы

Рефлекс

— это типичная, повторяющаяся реакция организма на различные воздействия, которая идет при участии центральной нервной системы. Простейшие, примитивные рефлексы —
врожденные, безусловные
. Они отражают
видовой опыт
за огромный период времени и призваны удовлетворять базовые потребности (безопасность, пища, вода, продолжение рода). А вот
условные
рефлексы, то есть реакции, выработанные в течение жизни, являются гораздо более сложными.

Пристальное изучение рефлексов физиологами началось во второй половине XIX века. В 1863 году вышла книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой, в частности, рассматривались три звена рефлексов

.

1. Первое звено анализаторов — внешнее раздражение, которое превращается в нервное возбуждение и отсылается в мозг.

2. Второе звено — возбуждение и торможение в мозге. На их основе формируются разнообразные психические явления: ощущения, представления, чувства и проч.

3. Третье звено — мышечные движения и действия человека (поведение).

И. П. Павлов развивал идеи И. М. Сеченова и на основе исследований глубоко разработал учение о безусловных и условных рефлексах. Ученый назвал связанные между собой физиологические процессы, составляющие базис психической деятельности, высшей нервной деятельностью (ВНД). Под ВНД он понимал «деятельность, обеспечивающую нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру».

Итак, высшая нервная деятельность

— это те сложные процессы, которые протекают в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. Сюда относят безусловные и условные рефлексы, высшие психические функции (память, мышление и др.), которые обеспечиваю адекватные реакции (поведение) особи на изменение природных и социальных условий, а также изменения внутри самого организма.

Кора больших полушарий играет ведущую роль в осуществлении высшей нервной деятельности у высших животных и человека. Чем выше уровень организации животного, тем большее влияние на его жизнедеятельность оказывает кора больших полушарий. После удаления коры больших полушарий (анэнцефалия) человек практически нежизнеспособен.

А что же тогда представляет собой низшая нервная деятельность

? Это интегративная функция спинного мозга и ствола головного мозга, которая отвечает за регулирование
вегетативных рефлексов
. Именно так организована слаженная работа всех внутренних органов, их быстрое взаимодействие.

Рефлексы, их классификация.

Рефлекс

(от лат.
reflexus
— отражённый) — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством
рефлекторной дуги.]Рефлекс — основная
форма деятельности нервной системы.Термин «рефлекс» был введен французским ученым Р. Декартом в XVII в. Но для объяснения психической деятельности он был применен основоположником русской материалистической физиологии И. М. Сеченовым.

Предположение о полностью рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые было развито ученым-физиологом И. М. Сеченовым. До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.

Далее идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудахИ. П. Павлова, который

открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. Павлов в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные, которые осуществляются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями, и условные, которые, согласно взглядам Павлова, осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного.

Большой вклад в формирование учения о рефлексах внёсЧарлз С. Шеррингтон

(Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1932). Он открыл координацию, взаимное ингибирование и облегчение рефлексов.

Классификация

По ряду признаков рефлексы могут быть разделены на группы[3].

По типу образования: условные и безусловные рефлексы.

По видам рецепторов

: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов)

По эффекторам

: соматические, или двигательные (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов — пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.

По биологической значимости

: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.

По степени сложности

нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также один или несколько промежуточных нейронов и имеют два или несколько синаптических переключений (например, флексорный).

По характеру влияний на деятельность эффектора:

возбудительные — вызывающие и усиливающие (облегчающие) его деятельность, тормозные — ослабляющие и подавляющие её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца — блуждающим).

По анатомическому расположению центральной

части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса — отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные — с участием нейронов среднего мозга; кортикальные — с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.

Анатомия Рефлексов человека – информация:

Рефлекс (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой.

Классификация рефлексов

По типу образования: условные и безусловные

По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов)

По эффекторам: соматические, или двигательные, (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов — пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.

По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.

По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный).

По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные — вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные — ослабляющими и подавляющими её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца — блуждающим).

По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса — отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные — с участием нейронов среднего мозга; кортикальные — с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.

По типу образования Безусловные рефлексы Безусловные рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные)реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза(приспособления к условиям окружающей среды) . Безусловные рефлексы — это наследуемая, неизменная реакция организма на внешние и внутренние сигналы, независимо от условий возникновения и протекания реакций. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые.

Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях. Простейшие нейронные сети, или дуги (по выражению Шеррингтона), участвующие в безусловных рефлексах, замыкаются в сегментарном аппарате спинного мозга, но могут замыкаться и выше (например, в подкорковых ганглиях или в коре). Другие отделы нервной системы также участвуют в рефлексах: ствол мозга, мозжечок, кора больших полушарий. Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3-4 месяцев. Различают моносинаптические (включающие передачу импульсов к командному нейрону через одну синаптическую передачу) и полисинаптические (включающие передачу импульсов через цепочки нейронов) рефлексы.

Условные рефлексы

Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга. Разработка учения об условных рефлексах связана в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. Это наиболее простые программы.

Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.

Нейронная организация простейшего рефлекса

Простейшим рефлексом позвоночных считается моносинаптический. Если дуга спинального рефлекса образована двумя нейронами, то первый из них представлен клеткой спинномозгового ганглия, а второй — двигательной клеткой (мотонейроном) переднего рога спинного мозга. Длинный дендрит спинномозгового ганглия идёт на периферию, образуя чувствительное волокно какого-либо нервного ствола, и заканчивается рецептором. Аксон нейрона спинномозгового ганглия входит в состав заднего корешка спинного мозга, доходит до мотонейрона переднего рога и посредством синапса соединяется с телом нейрона или одним из его дендритов.

Аксон мотонейрона переднего рога входит в состав переднего корешка, затем соответствующего двигательного нерва и заканчивается двигательной бляшкой в мышце. Чистых моносинаптических рефлексов не существует. Даже коленный рефлекс, являющийся классическим примером моносинаптического рефлекса, является полисинаптическим, так как чувствительный нейрон не только переключается на мотонейрон мышцы-разгибателя, но и отдает аксонную коллатераль, переключающуюся на вставочный тормозной нейрон мышцы-антагониста, сгибателя. У человека количество рефлексов, которые могут быть вызваны теми или иными способами, достаточно велико, однако в неврологической практике при обследовании больного исследуют лишь небольшое количество рефлексов, наиболее доступных для выявления и отличающихся наибольшим постоянством у здорового человека.

Исследование рефлексов требует практического навыка, при отсутствии которого может быть получена ложная картина изменения рефлексов, а следовательно, и неверное суждение о состоянии того или иного отдела нервной системы обследуемого. При поражении пирамидной системы появляются патологические рефлексы, а также так наз. защитные рефлексы, которые у здоровых взрослых людей не вызываются. Понижение (гипорефлексия) или исчезновение (арефлексия) рефлексов являются признаками нарушения проводимости или анатомической целости рефлекторной дуги в любом из ее отделов. Понижение сухожильных рефлексов наиболее характерно для поражений периферического отдела нервной системы. Следует иметь в виду, что у некоторых здоровых лиц рефлексы можно вызвать лишь с помощью специальных приемов, а иногда не удается вызвать даже опытному исследователю. Общее понижение рефлексов наблюдается при глубокой коме. Повышение сухожильных рефлексов (гиперрефлексия) чаще всего является признаком поражения пирамидных путей, однако общая гиперрефлексия может наблюдаться при интоксикации, неврозах, гипертиреозе и других патол. состояниях.

Крайняя степень повышения сухожильных рефлексов проявляется клонусом — ритмичными, долго не прекращающимися сокращениями какой-либо мышцы, возникающими вслед за резким ее растяжением. Наиболее постоянны при поражении пирамидной системы клонусы стопы и коленной чашечки (растяжение икроножных мышц и четырехглавой мышцы бедра). Несимметричность, неравномерность (анизорефлексия) рефлексов в сочетании с патологическими рефлексами всегда свидетельствует об органическом поражении нервной системы. Патологическими являются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а появляются лишь при поражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга на сегментарный аппарат спинного мозга или двигательные ядра черепно-мозговых нервов.

Патологические рефлексы в зависимости от характера ответной двигательной реакции разделяют на сгибательные и разгибательные (для конечностей) и аксиальные (вызываются на голове, туловище). Если придерживаться порядка исследования этих рефлексов сверху вниз, то основными окажутся следующие патологические рефлексы:

  • носогубный рефлекс (короткий удар неврол. молоточком по спинке носа вызывает сокращение круговой мышцы рта с вытягиванием губ вперед);
  • хоботковый рефлекс (та же двигательная реакция, но возникающая при нерезком ударе неврологическим молоточком по верхней или нижней губе);
  • сосательный рефлекс (штриховое раздражение шпателем губ вызывает их сосательные движения);
  • ладонно-подбородочный рефлекс (штриховое раздражение кожи ладони в области возвышения большого пальца вызывает сокращение подбородочной мышцы на той же стороне со смещением кожи подбородка кверху). Появление перечисленных патологических рефлексов характерно для псевдобульбарного паралича, обусловленного разобщением рефлекторных двигательных центров, расположенных в стволе головного мозга с вышележащими отделами центральной нервной системы.

На руках в условиях патологии может появиться кистевой патологический рефлекс Россолимо: при коротком ударе пальцами исследующего по кончикам II-V пальцев свободно свисающей кисти больного возникает сгибание («кивание») концевой фаланги большого пальца. На ногах практически важными являются так наз.

Cтопные патологические рефлексы:

  • рефлекс Бабинского (разгибание большого пальца, иногда с веерообразным разведением остальных пальцев, при штриховом раздражении кожи наружного края подошвы);
  • рефлекс Оппенгейма (разгибание большого пальца стопы в момент скользящего нажима по гребню большеберцовой кости);
  • рефлекс Россолимо (сгибание — «кивание» II-V пальцев стопы при коротком ударе по кончикам этих пальцев со стороны подошвы) и др.

Перечисленные патологические рефлексы у взрослых составляют синдром центрального, или спастического, паралича, развивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1-1 1/2 лет эти рефлексы не являются признаками патологии. К симптомам поражения пирамидной системы относятся и так называемые защитные рефлексы. Защитные (укоротительные) рефлексы возникают чаще всего при поперечном поражении спинного мозга и могут служить дополнительными признаками при определении уровня его поражения. Проще всего эти Р. вызываются уколом (иногда серией повторных уколов) в подошву, при этом возникает непроизвольное сгибание парализованной ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, и нога как бы отдергивается («укорачивается»). Защитные Р. могут быть причиной стойкой сгибательной контрактуры ног, когда помимо повреждения спинного мозга имеется раздражение задних корешков (опухоль, туберкулезный спондилит и др.). Для суждения о степени нарушений различных структур нервной системы при топической диагностике ее поражений проводится исследование некоторых вегетативных рефлексов — вазомоторных, пиломоторных, потоотделительных, висцеральных и др. Для исследования этих рефлексов используют специальные методики нанесения раздражения и регистрации ответных реакций, различные фармакологические пробы, позволяющие судить о состоянии вегетативной нервной системы. При обследовании больного проводят исследование вазомоторных реакций кожи, вызванных ее штриховым раздражением в различных областях тела.

Пиломоторный рефлекс (сокращение мышц, поднимающих волосы, с появлением так наз. гусиной кожи) вызывается охлаждением или пощипыванием кожи в области надплечья; ответная реакция в норме возникает на всей половине тела (на стороне раздражения); поражение вегетативных центров в спинном мозге, узлов симпатического ствола ведет к отсутствию рефлекса в соответствующей зоне иннервации. Сходную картину получают в условиях патологии при нарушении потоотделительного рефлекса. Наиболее доступными для исследования являются висцеральные рефлексы, позволяющие выявить возбудимость определенных участков вегетативной нервной системы — глазосердечный рефлекс (замедление пульса в ответ на нерезкое давление на глазное яблоко), ортостатический рефлекс (ускорение пульса при переходе из лежачего положения в вертикальное), клиностатический рефлекс (замедление пульса после возвращения в горизонтальное положение). При нормальной возбудимости вегетативной нервной системы разница в частоте пульса не должна превышать 8-12 ударов в 1 мин.

Примерами дистантных рефлексов могут служить зрачковый рефлекс на свет, имеющий большое диагностическое значение, а также старт-рефлекс, повышение которого проявляется резким вздрагиванием тела при всяком неожиданном звуке, вспышке света. Больные, у которых старт-рефлекс нарушен вследствие поражения определенных отделов головного мозга, не могут быстро включиться в действие, требующее быстрой реакции и двигательной мобилизации. При сохранении старт-рефлекса движения, требующие его участия, часто совершаются лучше, чем другие движения, не требующие действий по внезапному сигналу и затрудненные вследствие общей мышечной скованности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]