Для человека, только вставшего на путь самопознания, может быть сложно уловить разницу между некоторыми философскими и религиозными терминами. Одним из первых сложных вопросов, озаряющих искателя, является вопрос о душе и духе. На понимании подобных нюансов и на том, какие выводы для себя делает человек, разбирая и пропуская через себя информацию, строится духовный фундамент личности.
Христианство «разделяет» человека на три части: тело, душу и дух. Они взаимосвязаны и взаимодействуют. Слабость какого-то из этих компонентов ослабляет и остальные два. Не зря наши предки говорили: в здоровом теле — здоровый дух. Эта пословица наверняка знакома вам с детства и объясняет идеи предыдущих поколений о связи этих понятий.
Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.
Махатма Ганди
С позиции православия душа — это самое важное, что есть в нашем теле, а дух — самое важное, что есть в нашей душе. Душа — это прежде всего ум, чувства и воля, но по своей природе она инертна и нуждается в направлении. Дух — истинный рулевой для души. Там, где живёт сильный дух, душа начинает раскрываться, подобно цветку лотоса.
Ведизм видит дух как некий зародыш божественной энергии, который переходит с человеком из воплощения в воплощение. Он был дан личности с самых первых дней её существования и, несмотря на всё противоборство внешнего мира, движет её в направлении развития. «Веды» также говорят, что дух у человека в той или иной степени присутствует всегда, а вот душа может быть угнетена. Такого человека можно назвать бездушным, лишённым радости, эмоций.
В исламе дух аллегорично представлен в виде птицы, которая помещена в клетку тела. Птица существовала и раньше, а после разрушения клетки вылетит и продолжит свой путь. Улучшение, укрепление и увеличение клетки никак не влияет на птицу. И, конечно, никому не нужна клетка для птицы, если у вас её нет. Её здоровье и рост основаны на другом. Повлиять на птицу можно только с помощью самопознания, любви и веры. В «Коране» используется фраза: «О человек, читай себя». Тот, кто способен познать себя, рано или поздно познает и Бога.
Бог образовал человека из земного праха и вдохнул в его ноздри дыхание жизни — и человек стал душою живой
Три силы души
В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) – разумную, раздражительную и вожделевательную (ум, чувства и волю).
Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям» (св. Симеон Новый Богослов).
Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Св. Василий Великий называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», – говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.
Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.
«Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.
Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. Симеона Нового Богослова, от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.
Классическое определение
В энциклопедиях понятие души в психологии трактуется как исторически меняющийся термин, долго служивший предметом изучения. Затем объектом исследования науки стала психика. Теперь понятие «душа» всецело отдан в сферу философии и религии, в научных трудах вспоминается в исторических справках.
С одной стороны появляется парадокс: наука изучающая то, чего нет. Но он разрешается более глубоким экскурсом.
Психея — персонаж древнегреческого мифа, девушка, прошедшая испытания богов на пути к любви. У древних греков она символизировала бессмертную сущность человека. А понятие «психология» ввел в XVIII в. Христиан Вольф.
Наука уже вышла за пределы знаний о душе, а название осталось по традиции. Многие проводят аналогию с геометрией, которая давно уже не отрасль об измерении земли.
Душа и тело человека
Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы – душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова, срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.
Спина
Спина в нашем подсознании накрепко связана с понятием уязвимой точки. Люди, начинающие помывку со спины, зачастую скрытные одиночки. Им сложно довериться другим. Нож в спине для таких людей не метафора, а вполне реальная угроза. Зато обмануть подобных личностей практически невозможно! Да и компания им особо не нужна. В одиночестве такие люди чувствую себя вполне комфортно.
© Freepik
На чём основано православное учение о двусоставности человека (душа и тело)?
Православное учение о двусоставности человека основано на прямых свидетельствах Священного Писания и Священного Предания.
В повествовании о создании человека ясно говорится, что тело Адама было создано из праха земного, а душа была вдохнута в него Богом (Быт.2:7). В этом контексте следует понимать и слова Экклезиаста, указывающие на смерть как на разлучение души с телом: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).
Вообще же Священное Писание неоднократно указывает на то, что каждый человек состоит из души и тела, например: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:20); «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1).
О том, что душа — не продукт жизнедеятельности тела (центральной нервной системы), ясно сообщается в притче о богаче и Лазаре, из которой следует убедительно, что после разлучения с телом (то есть после физической смерти человека) душа продолжает жить, причём, жить сознательной жизнью. Так, душа богача, пребывая в аду, узнаёт души Авраама и Лазаря (последние находятся в особой области — лоне Авраамовом) (Лк.16:23), ведёт с душой Авраама беседу (Лк.16:24-26), ощущает мучение и испытывает осознанное желание облегчить свои муки (Лк.16:24), стремится проявить заботу о живущих земной жизнью братьях (Лк.16:27-31).
С верой в загробное существование душ связана практика молитвенного поминовения усопших, а также практика молитвенного общения верующих с почившими о Господе святыми. Таким образом, отрицание в человеке субстанциональной души является грубейшим противлением против Православия, против Церкви.
***
Что такое душа. Полная информация о душе, ее природе и качествах
Что такое душа простыми словами? Душа, это набор наших качеств и сознания? Все куда проще и сложнее одновременно. Чтобы понять все от А до Я, чрезвычайно важно пройти простую логическую цепочку размышлений. Знание о том, что такое душа, навсегда освобождает человека от страха. В том числе, от страха смерти.
Итак, у нас есть руки и ноги. Руки или ноги это я? Скорее ответим, что это мои руки и ноги. То есть принадлежат мне. Когда мы стрижемся, упавшие волосы уже не часть нас. И от того, что мы от них избавились, свою индивидуальность не потеряли. Всего минуту назад отождествляли себя с ними.
По сути, тоже самое можно сказать, если не дай Бог, мы потеряли свою конечность или конечности. Несомненно, чувство глубочайшего расстройства поглотит нас. И будет казаться, что утяряли свою физическую полноценность. Когда шок от потери пройдет, ясно осознаем, что внутреннее я от этого не изменилось. Я остается тем же самым я.
Из этой статьи Вы узнаете:
- Что никогда не будет принадлежать нам
- Самый неуловимый материальный элемент
- Каковы качества и свойства души
- Как работает ложное я
- При чем тут аватар?
- Правда и мифы об ауре
- Секрет на всю жизнь
Что такое душа или что такое наше я
Если бы мы, как индивидуум, менялись после того, как опорожним желудок, постригли волосы, потеряли ту или иную конечность, все было бы понятно – тело есть неотъемлемая часть нас. Но это совсем нет так. Тело в той или иной мере, это отдельная или отделимая наша часть.
Еще раз – наша часть, или то, что принадлежит нам. Например, как одежда.
Наше тело, словно автомобиль для водителя. Есть поломки, которые никак не влияют на ход нашего автомобиля. А есть те, что приводят к его полной остановке. Водитель же от этого не меняется. Он может только на тот или иной период времени быть обескуражен от того, что автомобиль сломан.
Но водитель никогда не скажет – я это машина.
Также, как никто из нас не говорит, я — это тело. Мое тело – да. Я – тело, нет.
Что такое душа простыми словами? Наше сознание, наше я. Но не осознание себя, как лишь тело и разум
Хорошо, тогда кто же такой я? И как связан с душой? Идем дальше.
Мы постоянно мыслим, о чем-то думаем. Наверняка замечали, что не думать ни о чем невозможно. Если никогда не замечали, то попробуйте ни о чем не думать хотя бы 1 минуту. Или, думать хотя бы 3 минуты об одном предмете. Вы заметите, что ум обязательно переключится на иной объект размышления. Вообще не заметите, как это произошло. Ради интереса, попробуйте =)).
А когда «очнетесь», то поймете, что думаете совсем не о том, на чем сконцентрировались.
И здесь вновь интересный момент.
И заключается в том, что если мы не можем контролировать мысли, ход мыслей нашего ума, тогда ум, в полной мере, нам принадлежит? =))
Давайте так, наша цель не запутаться. Сегодня предлагается простая логическая цепочка, с помощью которой Вы сами сделаете выводы.
Наше я это только ум и разум?
От аналогии тела с автомобилем, перейдем к программному «обеспечению», мозгам автомобиля. Как мы понимаем, водитель, это вовсе не автомобиль, и никак не программное обеспечение автомобиля. Наш ум, это своего рода программное обеспечение нашего автомобиля (тела). Ум очень тонкий инструмент, с помощью которого мы управляем автомобилем.
Наша память, это своего рода, архив нашего ума, куда ум обращается во время мыслительного процесса.
Есть еще и разум.
Его функция нам в целом понятна. Само слово «разум» говорит за себя. Нам хочется какой-либо покупки стоимостью 50% от нашей зарплаты. Ум говорит – хочу! Ты будешь счастлив! Тут же включается разум и говорит, что есть и другие траты, обязательства, кредиты, семья и так далее. Сделав такую покупку разово, ты просто сядешь в долговую яму. Давай подумаем, как осуществить желаемое по-другому.
Ум подает идею. Разум анализирует и предлагает варианты исходя из своего опыта, уровня интеллекта.
Мозг — это инструмент нашей души. Душа находиться в сердце
Здесь приведен очень простой пример. Такая борьба или диалог нашего ума и разума происходит ежедневно. Мы даже не замечаем как вплетено одно в другое. Разум куда более тонкий элемент, чем ум. Ум и разум настолько «тонки», что зачастую принимаем их за себя. Так и думаем, я умный, или я разумный. Правда мы также говорим, мой ум, мой разум мне говорит то-то или то-то.
Еще немного терпения, и скоро доберемся до развязки нашего размышления.
Что такое душа — простыми словами о ложном я
Но есть еще более тонкий, материальный «элемент», который и заставляет нас отождествить себя с телом, умом, разумом.
Тот элемент, который не дает понять самого себя, кто такой я, что такое душа.
Этот элемент называется ложное эго.
Эго и есть я. Ложное эго – есть ложное я. За счет ложного эго человек привязан к своему грубому телу, принимает тело за себя. Возвращаясь к теме водителя с автомобилем, часто водитель как бы сливается воедино со своим автомобилем. Особенно это можно видеть в ФОРМУЛЕ 1, когда руль болида является как-бы продолжением руки автопилота.
Также при ДТП можно видеть картину, когда мы говорим, ты ударил меня! Хотя по факту, может пострадать только автомобиль.
И смех и грех
Еще более явно это показано в известном фильме АВАТАР. Помните, как хозяин аватара настолько сознанием сливался с ним, что уже зачастую не мог понимать, что он всего лишь в оболочке аватара.
Также и наше сознание, за счет ложного эго связано с нашим тонким и грубым телом.
Теперь давайте снова обратимся к нашему опыту. Вы точно много раз замечали за собой, что тело в порядке и ничего не болит. Ум в покое, разум, проанализировав ситуацию, подтверждает, что плохого ничего не происходит и не должно быть. То есть, вроде все хорошо. При этом никак не находите себе места.
Нам знакомо такое высказывание как; «душа болит», «на душе кошки скребутся», «душевная боль», «душу вывернуть наизнанку» и так далее. Мы время от времени сталкиваемся с ситуацией, когда почему-то в душе нехорошо, или наоборот «берет за душу».
И многие из нас сталкивались с тем, когда «помимо своей воли» мы поддаемся душевному порыву.
То есть ум и разум согласны друг с другом и буквально кричат – нет! Но все равно, идем им наперекор потому, что иначе поступить не можем. Мы словно отключаем свой ум и разум. Это состояние не будем путать с наркотическим опьянением, или влюбленностью. Это иное.
Сейчас говорим о нашей текущей жизни без перечисленных исключений. Мы говорим, как о совести, так и о нашем истинном я, которое время от времени пробивается сквозь сито ума, разума и ложного эго. Сквозь нашу грубую и тонкую оболочку.
Про ложное я с другой стороны
Что бы лучше понять тему главы, кратко разберем этот вопрос с другой стороны.
Ум и разум, связанные с нашим ложным я, глушат наши истинное я. Мы часто делаем то, что от нас требуют, как научили, действуем по обстоятельствам. Ложное эго в связке с нашим умом говорит, будь не хуже других, подними свой статус в обществе, ты будешь счастлив, если будешь на вершине успеха и тому подобное.
Разум бьется и лавирует. Борется как может против ума и ложного эго.
Здесь я не имею в виду, что деньги, статус и материальные блага — это плохо.
Акцент лишь в том, что не имея понимания, кто же есть я, мы еще больше отождествляем себя с внешними аспектами нашей жизни и потом искренне удивляемся, почему стали еще более несчастными.
Чтобы понять еще лучше, что такое ложное эго и близкими для нас понятиями, — это наша гордыня и эгоизм. Бывает, что люди настолько зациклены только на своих личных интересах, на своем самомнении о себе, тем самым закрываясь, укутываясь в свой неприкосновенный кокон, что ничего кроме себя хорошего, видеть и слышать не хотят.
Я здесь царь и Бог
Мы словно живем в своем мире, никого не пускаем к себе, огородившись колючей проволокой. Такой человек находится в иллюзии относительно себя и других.
Это работа большого ложного эго.
Я самый крутой, потому что у меня самый лучший автомобиль, квартира, статус и тому подобное. Чем больше человек гордиться этим, тем больше находится в заблуждении относительно этого мира и самого себя.
В чем отличие души от ауры
Итак, важно понимать — не то, что я умру, а моя душа куда-то улетит, или переселиться в другое тело. Нет! Вы и есть та самая душа.
Душа — это и есть наше я, как чистое сознание. Как себя сейчас осознаете, так и после смерти вашего тела, будете себя осознавать.
При смерти тела оставляем его, как автолюбитель свой автомобиль выходя из него. Или как старую одежду. От того, что вышли из машины или переоделись, вы не меняетесь. Также не будет никаких изменений в вашем сознании и отождествлении себя при оставлении бренного тела.
Вы останетесь, как есть, в тонкой оболочке состоящее из ума, разума и ложного эго.
Чтобы избежать путаницы, теперь кратко внесем ясность в понятие ауры.
Что такое душа — простыми словами о ауре человека
Аура – это энергетическое сияние исходящие именно от души. В своем свободном состоянии душа излучает свет. Чем больше человек развит духовно, тем ярче и больше его сияние, естественно на тонком, не зримом для нас уровне. Через наше физическое тело оно не пробивается.
Наше сознание имеет тот или иной цвет в виде ауры. От черного до светлого, с разными оттенками.
В тонком теле, опять же в зависимости от духовного уровня человека, это сияние более яркое. Но и здесь может его совсем не быть. Известно такое понятие, как «темный человек». Так вот, даже в тонком теле, после смерти грубого тела, от него почти не будет исходить никакого света.
В противовес — «светлый человек».
Также часто говорим, ты аж весь светишься. У святых людей изображают нимб вокруг головы. Все не просто так. Их духовная сила была настолько великой, что наделенные чуть более тонким видением люди, могли рассмотреть их сияние даже в грубом теле.
Итак, что такое душа? Это чистое сознание нашего я. Я сознаю, я есть.
Свойства души
Свойства или качества души это:
- Вечность. Душу невозможно убить, уничтожить любыми материальными средствами.
- Не имеет свойств материи. Материя не имеет мышления и сознания.
- Счастье и свобода (в своем развитом и свободном состоянии)
- Безграничность в плане развития
- Имеет одну и ту же природу с Высшим разумом, Богом ( в качественном плане)
В материальном мире, душа переходит из тела в тело в соответствие со своей кармой.
Этот круговорот рождения и смерти бесконечен.
Точнее конец приходит только когда вселенная заканчивает свое существование. Душа переходит в «спящий режим», до возникновения новой вселенной и так до бесконечности.
Да, пока наше сознание окутано умом и разумом, ложным эго. И нам тяжело уловить, где начинается одно, где заканчивается другое. Однако, чем лучше человек разбирается в себе, больше наблюдает за собой, богаче в плане духовного знания, тем четче разделяет одно от другого. Это одна из основ для духовного и личностного роста.
И конечно вопрос не в раздвоении личности. Не путаем психологическое заболевание с духовным образованием. Когда святые говорят о спасении своей души, это ведь ничего общего не имеет с душевнобольными. =).
Заключение по теме, что такое душа простыми словами
Итак, по теме, что такое душа, 5 важных постулатов.
Тело — набор грубых материальных элементов этого мира. Наше тело меняем как старый автомобиль, как износившуюся одежду.
Ум, разум и ложное его — это наше ментальное, тонкое тело, в котором переселяемся в тонких измерениях, пока не примем рождение в новом грубом теле. В другой статье — “что такое ментальное тело человека”, мы более подробно разберем этот вопрос.
Аура — это энергетическое сияние нашего я, то есть души. Насколько человек развит духовно, настолько это свечение ярче пробивается сквозь ментальное и физическое тело.
Наши чувства — то, что мы чувствуем и понимаем через призму нашего сложного ума. На сколько чист и ясен наш ум, настолько тоньше и глубже понимаем себя и окружение.
Душа, это есть я. Душа вечна, то есть мы вечны, потому что душа — это не материальный элемент. Наше я никогда не умрет, в отличие от материи. Умрет наше тело. Это очевидно.
Сознание не подвержено смерти, поскольку это не материальный элемент.
Понимание этих пяти постулатов — большое знание для нас. Всем нужно это понимание. Это основа всего. Обладая этим знанием, закладываем прочный фундамент своего духовного образования. Эти знания бесценны. Это единственное, что унесем с собой в могилу, а точнее в следующую жизнь.
Наши дети будут счастливее, если будут понимать свое вечное я
Если дочитали статью, что такое душа простыми словами, теперь у вас есть понимание этого вопроса. Полагаю, что могли остаться другие вопросы, например, связанные с темой вечности и качеств души. Здесь читайте мою статью «Что такое реинкарнация» Комментируйте, делитесь статьей с друзьями, вступайте в мою группу Вк. И будьте свободны и счастливы!
Ниже может быть немного рекламы =)). Но я сделал максимум, чтобы реклама не мешала вашему чтению.
Понятие души
Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неведение Бога. И в этом отношении она может умереть. Потому и сказано в Писании: «Душа согрешающая, она умрет» (Иез.18:20).
Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, разумная и мыслящая. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом – телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу. Имеющая ум, но не иной, по сравнению с ней самой, а как чистейшую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, т.е. добровольно меняющаяся, поскольку сотворена. Получивши все это по природе от благодати Создавшего ее, от Которого она и получила свое бытие.
Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (Еккл.3:19). Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.
Взгляды известных психологов на душу
Когда говорят о теории души, вспоминают Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Это одни из самых известных психологов, которые создали собственные учения про человека, его личность, сознание и подсознание. Хотя некоторые их выводы были ошибочны, труды остаются значительным достижением в развитии науки.
Зигмунд Фрейд
Немецкий психолог стал автором теории психоанализа. Он впервые обратил внимание на проявление бессознательного в жизни человека: описки, оговорки, образы в сновидениях. В них раскрывался травмирующий опыт, повторное переживание которого приводило к излечению.
Психология души человека состоит из 3 компонентов: Я, Оно, Сверх-Я. Они же являются составляющими психики (Фрейд отождествлял душу и сознание). Есть 3 составляющие личности в психоанализе.
- Я — часть личности, у которой есть разум и воля. Изменяется под влиянием внешних факторов.
- Оно — темное бессознательное, инстинкты, одновременно движущая сила подсознания.
- Сверх-Я — контролирующая структура, следит за соблюдением ценностей и социальных установок.
В учении Фрейда Я испытывает давление с нескольких сторон: Сверх-Я диктует свои правила, нередко противоречащие низменному удовольствию Оно. Я можно сравнить с кучером на колеснице (Сверх-Я), управляющим быстро скачущей в неизвестном управлении лошадью (Оно).
Много внимания психотерапевт уделял драмам детства. По его мнению, большая часть травмирующего опыта появилась в ранние годы жизни, но была вытеснена памятью в бессознательное. Это влияет и на сексуальное развитие. Человек, которого любила мать, становится успешным, а недолюбленный ребенок часто во взрослой жизни обретает набор сексуальных комплексов.
Карл Густав Юнг
Известный автор теории об архетипах сознательно разводил понятия души и психики. Об этом он написал в своих трудах.
- Душа мыслится как личность. Это подтверждено расщеплением (сегодня — диссоциативное расстройство), сомнамбулизмом, раздвоенным сознанием.
- Сознание — это совокупность сознательных и бессознательных процессов.
В учении Юнга важную роль играют маски человека. Под этим углом он рассматривает три ипостаси.
Личность
Психолог наблюдает стандартное расщепление личности в обществе разных людей. В одной компании человеку свойственно быть спокойным и сдержанным, в другом — несколько агрессивным. Явление получило название «самоидентификация».
Она более ярко проявляется тогда, когда личность вращается в разных слоях общества. Например, индивид из образованного класса среди интеллектуалов и дома ведет себя по-разному, актуализируя непохожие личности.
Более наглядно на примерах военных, полицейских: если на работе это решительные, уверенные, иногда жесткие люди, то дома характер смягчается либо становится обычным. Это первая маска, которую надевает индивид, чтобы приспособиться к обществу.
Персона
В этом подпункте он рассматривает внешние и внутренние влияния на личность. Если в первом случае заметны внешние факторы, т.е. коллективные, то во втором побуждения идут изнутри.
Так появляется особенный тип людей с новой маской. Они неподатливы к влияниям извне, плохо поддаются внушению. Но крайне чувствительны к событиям изнутри: дурные сновидения, предчувствия, самовнушение сильно на них действует.
В качестве примера Юнг приводит одного знакомого: он беспощадно разрушил счастье своей семьи, не думая о чувствах близких. Но без тени сомнения прервал деловую поездку, чтобы полюбоваться красотой лесной опушки, которую заметил из окна поезда.
Структура души по Юнгу
Анима
Анимой психолог и называет внутреннюю установку, которую отождествляют с душой. У каждого человека есть набор подобных программ, поэтому когда он от них отходит, это замечают окружающие.
Внутренние установки прочно сидят в личности. Сложнее всего избавиться или изменить аниму, когда персона и личность более податливы. По мнению Юнга:
- душа дополняет внешний характер персоны;
- она содержит все общечеловеческие качества, несмотря на маску (так тиран мучается от сновидений, где кается — это говорит о наличии стандартных ценностей);
- душа сентиментальна;
- ее характер влияет на половые особенности (мужественные внешне мужчины часто имеют женственный характер и наоборот).
Далее психолог рассуждает о балансе и объясняет склонность сильного пола в трудные минуты к отчаянию, а слабого — к утешению и рассуждению. Соответственно, после смерти тела душа исчезает.
Учение про душу связано и с теорией архетипов, но это уже предмет более детального изучения аналитического направления: это структурный элемент бессознательного коллективного.
Юнг считал, что понять и вылечить свою душу можно с помощью арт-терапии.
Об оккультных технологиях, связанных с управлением человеческим телом
Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы. Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму). К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело. Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу. Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.
Представьте себе, что, помимо вашей обычной работы, вас заставят выполнять работу ЖЭКа: организовывать вывоз мусора, перекрывать крышу, контролировать подачу газа, электроэнергии и т.д. Сейчас многие люди в восторге от всяких оккультных, эзотерических искусств, они гордятся тем, что в какой-то степени овладели регулировкой этой жизненной силы души, которая неподвластна разуму. Фактически они гордятся тем, что поменяли работу преподавателя университета на работу ассенизатора. Это связано с глупой идеей, что будто бы разум лучше справится с телом, чем неразумная часть души. Я отвечу, что на самом деле справится хуже. Давно известно: всякие попытки рационально построить жизнь приводят к очень нерациональным последствиям. Если мы пытаемся силу нашего разума обернуть на то, чтобы правильно управлять нашим телом, получится полная глупость.
Зачем Антоний Великий говорил, что монах должен даже на количество капель воды, которые выпьет, взять благословение? Для того, чтобы максимально освободить разум монаха от жизненных забот. Задача послушания – это прямая противоположность йоге. Если йог или оккультист пытаются своим телом управлять при помощи разума, то православный монах полностью высвобождает свой разум от заботы о теле, чтобы переключить его весь на Бога.
священник Даниил Сысоев
***
Душа в арабо-мусульманской мысли
Д. (араб. – нафс), означающая также «самость», «я», нередко отождествлялась с духом (рух). Согласно Корану (15:29, 38:72) и сунне, Бог, сотворив первого человека – Адама, вдохнул в него Д.; потомки Адама получают её в утробе матери через посредство особого ангела. Разлучённая с телом после смерти, Д. воссоединится с ним в Судный день. Для рационалистич. богословия (калама) характерно представление о Д. как о чём-то привходящем в теле и, следовательно, смертном; Ибн Кайим аль-Джаузийя (ум. 1350) в «Книге о душе» («Китаб ар-рух») привёл 116 доказательств материальной природы Д. Учение о нематериальности, субстанциальности и бессмертии Д. отстаивали прежде всего философы-аристотелики (фальсафа), взгляды которых были далеки от господствующих в мусульм. богословии представлений; бессмертие при этом понималось по-разному. Если Ибн Сина считал бессмертной всякую Д., то аль-Фараби – только «просветлённые» души, реализовавшие свой потенциальный разум, а Ибн Рушд утверждал лишь бессмертие единого разума, общего для всех людей. С точки зрения философов и мн. представителей суфизма (Ибн аль-Араби и его школа), Судный день для каждого человека наступает сразу после его смерти, а воскрешение означает возвращение в божественный мир только Д. (но не тела); развивалось также родственное неоплатонизму представление о мировой Д. Высшую часть человеческой Д. суфии называли «духом». Учение о переселении душ нашло сторонников среди некоторых сект, прежде всего шиитских.
О душе Богочеловека Иисуса Христа
По человеческой природе Христос обладал телом и душой. Поскольку человеческая и Божеская природы соединены в Лице (Личности) Сына Божьего, постольку можно утверждать, что душа Христа — душа воплотившегося Сына Божьего.
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет.3:18-19).
Из Часов пасхальных: «Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».
***
Признаки сильной души
Человек, душа которого сильна, в состоянии самостоятельно справиться с абсолютно любыми негативными эмоциями. Он терпеливый, милосердный и решительный, умеет решать практически все проблемы и находить в любой ситуации что-то хорошее.
Говорят, что люди с сильными душами появляются на свет в страданиях. Но поскольку они выносливые и стойкие, то не сдаются. И в конце концов справляются с трудностями, которые подкинула им жизнь, и извлекают для себя что-то полезное.
Людям с сильным душами непросто. Они проживают много страхов, неприятностей и бедствий, а потом, преодолевая их, становятся еще более храбрыми, сильными и покорными судьбе. С каждым днем они вырастают и идут дальше по своему пути.
«Умная» одежда: гениальные приемы, позволяющие значительно сэкономить время
Сочный рулет из простых продуктов: картофель, сыр и ветчина
Синий или желтый: как рассчитать свой цвет интерьера по дате рождения
Несмотря на все плохое, что с ними может произойти, они остаются светлыми, чистыми, вдохновляющими и чувствительными. Сила таких людей – в их внутреннем свете, который не угасает, несмотря ни на что. Они понимают: искусство жить заключается в способности расти вместе со своими проблемами и последовательно их решать, а не бежать от них и избавляться.
Существуют ли неприкаянные души, которые вынуждены скитаться по земле, не находя покоя?
Святая Церковь верует, «что души умерших находятся в состоянии покоя или мучения, в соответствии со своими делами. Отделившись от своих тел, они немедленно (!) переходят или к радости, или к печали и плачу; однако, общепризнанно, что ни их блаженство, ни осуждение не являются совершенными» (Посл. восточ. патриархов, чл. 18). Местопребыванием праведных является рай, грешников – ад, (см. Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 67, 68) или, согласно словам Иова, страна «вечной тьмы, где нет света и нельзя видеть жизни человеческой» (Иов.10:22).
По этому поводу хорошо говорил вселенский учитель святитель Иоанн Златоуст: «Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что “праведных души в руке Божией” (Прем. Сол. 3:1) <�…> Да и души грешников тотчас удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Христос говорит: “Сегодня душу твою возьмут у тебя” (Лк.12:20). Да и быть не может, чтобы душа, вышедшая из тела, блуждала здесь. И это вполне сообразно с разумом. <�…> А что и души грешников по смерти не могут здесь пребывать, послушай богача, который много о том просил, и не получил желаемого. Если бы это возможно было, то он сам пришел бы и возвестил о происходящем там. Отсюда видно, что души, по отшествии отсюда, уводятся в некую страну и, уже не имея возможности возвратиться оттуда, ожидают страшного того дня» (Беседы на Евангелие от Матфея, 28).
Случаи видений блуждающих духов святитель объясняет демоническим действием: «Демон старается показать, что она не только обитает в костях (умерших людей), но ходит туда и сюда, блуждая понапрасну, что она не подчинена какой-либо власти, ни даже Божественному промышлению, и не будет подвержена какому-либо наказанию за содеянные преступления. Таким образом он делает то, что многие верят, будто после смерти души постоянно блуждают. Но это – басни детей и старух, и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами» (Толкование на пророка Исаию, гл. 8).
В то же время история знает много случаев явлений душ умерших живым. Поскольку «продолжение существования души по разлучении её с телом и её бессмертие есть несомненная истина, так как сам Спаситель утвердил её против непризнававших её саддукеев, то уже, по этому одному возвращение отшедших душ и явление их живущим на земле людям, по допущению или повелению Бога, вполне возможны и не представляют ничего невероятного. У иудеев, современных Спасителю, вера в это возвращение и это явление была всеобщею верою. Иисус Христос предполагал её уже как несомненную, и никогда не говорил ничего такого, из чего бы можно было заключать, что он не одобрял или осуждал эту веру. <�…> Души усопших, конечно, являются и могут являться на землю не по своей собственной воле, а только по повелению и допущению Божию. Бог повелевает и допускает им являться только для каких-нибудь особенных, достойных Его, целей. Если бы они могли являться по своему собственному произволу, в таком случае их явления были бы, конечно, гораздо чаще, чем как есть на самом деле; в таком случае, конечно, мало нашлось бы между ними таких, которые бы не стали являться на землю по разным личным побуждениям, из побуждения, например, родственного чувства и желания свидания со своими близкими и пр. Такое мнение высказывает блаженный Августин, говоря о своей матери, св. Монике, которая его так нежно любила. Евангельский богач непременно бы посетил своих братьев и родственников, чтобы известить их о той несчастной участи, которая постигла его в загробной жизни. Но Бог по своему милосердию и всемогуществу дозволяет являться душам усопших только очень редко. Поэтому ко всему тому, что говорят и пишут о явлениях усопших, должно относиться с большою осторожностью и осмотрительностью» (прот. Григорий Дьяченко. Тайная жизнь души после телесной смерти. М., 2010. С. 93, 97).
Как познать суть души человека?
Для глубокого понимания сути души человека очень важно разобраться еще с одним понятием — «Высшее Я».
Высшее «Я», как говорилось ранее, это энергия, которая напрямую связана с неисчерпаемым источником.
Существуют разные способы для установления контакта с высшим «Я», например, практика медитаций.
Благодаря медитациям нам удается «очистить свой ум от мыслей». Внутренний диалог замолкает, разум успокаивается, воцаряется тишина и устанавливается внутренняя пустота. В эту «пустоту» можно задать любой волнующий вопрос, и ответ обязательно придет.
По теме: Медитация — кратчайший путь к исполнению заветной мечты
Связь с самим собой необходимо поддерживать постоянно. Только так Закон притяжения будет работать на нас, позволяя стать настоящими творцами и создателями собственной реальности. Только после налаживания отношений с самим собой становится возможным управлять своей жизнью, притягивая нужных людей, события и ситуации.
Эстер и Джерри Хикс утверждают:
Когда вы связаны со своей Внутренней Сущностью, сила вашего влияния намного больше. Чем осознанней вы в своих предложениях, имеющих форму намерения: «я хочу, я собираюсь, я ожидаю», тем более способна ваша Внутренняя Сущность это переработать и тем более точное, конкретное и понятное Руководство она вам предлагает.
Итак, установить неразрывную связь со своим высшим «Я» и обрести гармонию души можно всего в три шага:
Шаг 1. Осознание себя и
собственныхэмоций
Это самый важный шаг. Ведь именно эмоции показывают, в согласии мы с самими собой или полном разладе.
Шаг 2. Остановка внутреннего диалога, медитации
Этот шаг позволит вам приблизиться к неисчерпаемому источнику энергии. Сделайте высшее «Я» своим помощником в реализации идей, желаний и планов.
Шаг 3. Получение ответа от высшего «Я»
Завершающий шаг: применив предложенные в этой статье советы, вы удивитесь переменам, постоянное «общение» и крепкая связь с высшим «Я» станет для вас нормой.
Перевод слова душа
Мы предлагаем Вам перевод слова душа на английский, немецкий и французский языки. Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»
- На английский
- На немецкий
- На французский
- soul
— соул, сердце, психика бессмертная душа — immortal soul - огромная душа — huge heart
- человеческая душа — human psyche
— дух
- родственная душа — kindred spirit
— подобие
— духи
- родственные души — kindred spirits
— внутренность
— симпатия
— грудь
- mind
— ум состояние души — state of mind
— жизнь
- душа общества — life of the party
- Seele
— сердце, дух, ум бессмертная душа — unsterbliche Seele
— человеческая душа
— сердце
— нрав
— внутренние органы
— сердце
— средняя точка
- âme
— сердце, личность спасти свою душу — sauver son âme - ввп на душу — pib par habitant
— сердце
Понятие души в современной психологии
Для современной психологии душа — носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику. “Современная психология” — это неправильное название, потому что слово “психология” происходит от слова “психе”. “Психе” значит “душа”. Точное значение слова “психология” — наука о душе. Но это весьма потустороннее слово. Психология отрицает существование души и тем не менее продолжает называть себя “наукой о душе”. Она признает только физическое тело и его побочный продукт — ум. Когда умирает физическое тело, ум тоже умирает; нет никакого возрождения, нет никакой реинкарнации. Жизнь — это не вечный принцип, а просто побочный продукт соединения определенных материальных веществ.
Со многими положениями концепции идеал-реализма Лосского был согласен профессор Московского университета Семен Людвигович Франк (1877-1950). Его наиболее значительной психологической работой явилось сочинение «Душа человека» (1917). Главная идея этого произведения — в стремлении вернуть в психологию понятие души взамен понятия душевных явлений, которые, с точки зрения Франка, не имеют самостоятельного значения и потому не могут быть предметом науки. Он считал, что основой психологии является и должна являться философия, а не естествознание, ибо психология изучает не реальные процессы предметного бытия в их причинной или другой естественной закономерности, а дает «общие логические разъяснения идеальной природы и строения душевного мира и его же идеального отношения к другим объектам бытия». Доказывая необходимость и возможность исследовать душу. Франк ссылается на интуитивизм Лосского: при помощи озарения, интуиции мы можем мгновенно познать состояние своей души, ее глубину и целостность в единстве связи с прошлым и будущим.
Франк в своей работе разводил такие понятия как душевная жизнь, душа и сознание. В аномальных случаях, подчеркивал он, душевная жизнь как бы выходит из берегов и затопляет сознание. Именно по этим случаям и можно дать некоторую характеристику душевной жизни как состояния рассеянного внимания, в котором соединяются предметы и смутные переживания, связанные с ними. Приходя фактически к тем же выводам, что и психоанализ. Франк пишет о том, что под тонким слоем затвердевших форм рассудочной культуры тлеет жар великих страстей, темных и светлых, которые в жизни и отдельной личности, и народа в целом могут прорвать плотину и выйти наружу, сметая все на своем пути, ведя к агрессии, бунту и анархии.
Таким образом, с точки зрения Франка, главным содержанием души является слепая, хаотическая, иррациональная душевная жизнь. При этом — опять-таки в унисон с психоанализом — он доказывает, что в игре и в искусстве человек выплескивает наружу эту свою смутную, неосознанную душевную жизнь и тем самым дополняет узкий круг осознанных переживаний. Именно бессознательное является, по Франку, главным предметом психологических исследований, так как главными характеристиками душевной жизни являются ее бесформенность, слитность, т.е. непротяженность и вневременность. В душе происходит объединение многообразных разнородных и противоборствующих сил, формирующихся и объединяющихся под действием чувственно-эмоциональных и сверхчувственно-волевых стремлений, которые и образуют таким образом как бы два плана, или два уровня, души. Смутная душевная жизнь, связанная с эмоциями и чувствами, является низшим уровнем души, который связывается с телом.