Что такое душа. Полная информация о душе, ее природе и качествах


Для человека, только вставшего на путь самопознания, может быть сложно уловить разницу между некоторыми философскими и религиозными терминами. Одним из первых сложных вопросов, озаряющих искателя, является вопрос о душе и духе. На понимании подобных нюансов и на том, какие выводы для себя делает человек, разбирая и пропуская через себя информацию, строится духовный фундамент личности.

Христианство «разделяет» человека на три части: тело, душу и дух. Они взаимосвязаны и взаимодействуют. Слабость какого-то из этих компонентов ослабляет и остальные два. Не зря наши предки говорили: в здоровом теле — здоровый дух. Эта пословица наверняка знакома вам с детства и объясняет идеи предыдущих поколений о связи этих понятий.

Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.

Махатма Ганди

С позиции православия душа — это самое важное, что есть в нашем теле, а дух — самое важное, что есть в нашей душе. Душа — это прежде всего ум, чувства и воля, но по своей природе она инертна и нуждается в направлении. Дух — истинный рулевой для души. Там, где живёт сильный дух, душа начинает раскрываться, подобно цветку лотоса.

Ведизм видит дух как некий зародыш божественной энергии, который переходит с человеком из воплощения в воплощение. Он был дан личности с самых первых дней её существования и, несмотря на всё противоборство внешнего мира, движет её в направлении развития. «Веды» также говорят, что дух у человека в той или иной степени присутствует всегда, а вот душа может быть угнетена. Такого человека можно назвать бездушным, лишённым радости, эмоций.

В исламе дух аллегорично представлен в виде птицы, которая помещена в клетку тела. Птица существовала и раньше, а после разрушения клетки вылетит и продолжит свой путь. Улучшение, укрепление и увеличение клетки никак не влияет на птицу. И, конечно, никому не нужна клетка для птицы, если у вас её нет. Её здоровье и рост основаны на другом. Повлиять на птицу можно только с помощью самопознания, любви и веры. В «Коране» используется фраза: «О человек, читай себя». Тот, кто способен познать себя, рано или поздно познает и Бога.

Бог образовал человека из земного праха и вдохнул в его ноздри дыхание жизни — и человек стал душою живой

Три силы души

В стро­е­нии души свв. Отцы выде­ляют три силы (спо­соб­но­сти) – разум­ную, раз­дра­жи­тель­ную и вожде­ле­ва­тель­ную (ум, чув­ства и волю).

Разум­ная сила души (γνωστικον, rationale) также име­ну­ется сло­вес­ной, мыс­ли­тель­ной и позна­ва­тель­ной. Она при­зна­ется гос­под­ству­ю­щей частью души. В своем непо­вре­жден­ном состо­я­нии разум­ная сила «здраво рас­суж­дает и верно отли­чает добро от зла, и пока­зы­вает опре­де­ленно и властно, силе жела­тель­ной, к каким вещам ей подо­бает скло­няться жела­нием, какие любить, а от каких отвра­щаться; раз­дра­жи­тель­ная же сила стоит между ними двумя, как бла­го­по­кор­ный раб, гото­вый усердно слу­жить их жела­ниям» (св. Симеон Новый Бого­слов).

Раз­дра­жи­тель­ная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чув­ству­ю­щая, эмо­ци­о­наль­ная сила. Св. Васи­лий Вели­кий назы­вает ее душев­ным нервом, сооб­ща­ю­щим душе энер­гию для утруж­де­ния в доб­ро­де­те­лях. Этой части души свв. Отцы при­пи­сы­вает гнев и ярост­ное начало. Однако в данном случае гнев и ярость озна­чают не стра­сти, а рев­ность (рвение, энер­гию), кото­рая в своем пер­во­здан­ном состо­я­нии была рев­но­стью к добру, а после паде­ния должна исполь­зо­ваться как муже­ствен­ное отвер­же­ние зла. «Дело раз­дра­жи­тель­ной части души гне­ваться на дья­вола», – гово­рят свв. Отцы. Раз­дра­жи­тель­ная сила души также име­ну­ется серд­цем.

Вожде­ле­ва­тель­ная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также назы­ва­ется жела­тель­ной (поже­ла­тель­ной) или дея­тель­ной. Она поз­во­ляет душе стре­миться к чему-либо или отвра­щаться от чего-либо. К вожде­ле­ва­тель­ной части души отно­сится воля, кото­рой свой­ственно дей­ство­вать.

«Раз­дра­жи­тель­ную часть души обуз­дай любо­вью, жела­тель­ную воз­дер­жа­нием увядь, разум­ную молит­вою окрыли…» /Каллист и Игна­тий Ксанфопулы/.

Все силы души суть сто­роны ее единой жизни. Они неот­де­лимы друг от друга и непре­станно вза­и­мо­дей­ствуют. Наи­боль­шего един­ства они дости­гают, когда под­чи­ня­ются духу, сосре­до­та­чи­ва­ясь на созер­ца­нии и позна­нии Бога. В этом позна­нии, по слову св. Симеона Нового Бого­слова, от их раз­де­ле­ния не оста­ется и следа, они пре­бы­вают в един­стве подобно един­ству Святой Троицы.

Классическое определение

В энциклопедиях понятие души в психологии трактуется как исторически меняющийся термин, долго служивший предметом изучения. Затем объектом исследования науки стала психика. Теперь понятие «душа» всецело отдан в сферу философии и религии, в научных трудах вспоминается в исторических справках.

С одной стороны появляется парадокс: наука изучающая то, чего нет. Но он разрешается более глубоким экскурсом.

Психея — персонаж древнегреческого мифа, девушка, прошедшая испытания богов на пути к любви. У древних греков она символизировала бессмертную сущность человека. А понятие «психология» ввел в XVIII в. Христиан Вольф.

Наука уже вышла за пределы знаний о душе, а название осталось по традиции. Многие проводят аналогию с геометрией, которая давно уже не отрасль об измерении земли.

Душа и тело чело­века

Чело­ве­че­ская душа соеди­нена с телом. Это соеди­не­ние есть нес­ли­ян­ное соеди­не­ние. В резуль­тате этого соеди­не­ния в чело­веке при­сут­ствуют две при­роды – душев­ная и телес­ная, кото­рые, по слову св. Симеона Нового Бого­слова, срас­тво­ренны нес­ли­янно. Из двух природ Богом обра­зо­вано одно чело­ве­че­ское суще­ство, в кото­ром «ни тело не пре­ла­га­ется в душу, ни душа не изме­ня­ется в плоть» (св. Симеон Новый Бого­слов). При всем такое соеди­не­ние явля­ется нес­ли­ян­ным, но не явля­ется нераз­дель­ным и нераз­луч­ным, поскольку чело­ве­че­ское тело при­об­рело смерт­ность и раз­де­ле­ние с душой в резуль­тате греха.

Спина

Спина в нашем подсознании накрепко связана с понятием уязвимой точки. Люди, начинающие помывку со спины, зачастую скрытные одиночки. Им сложно довериться другим. Нож в спине для таких людей не метафора, а вполне реальная угроза. Зато обмануть подобных личностей практически невозможно! Да и компания им особо не нужна. В одиночестве такие люди чувствую себя вполне комфортно.


© Freepik

На чём осно­вано пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века (душа и тело)?

Пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века осно­вано на прямых сви­де­тель­ствах Свя­щен­ного Писа­ния и Свя­щен­ного Пре­да­ния.

В повест­во­ва­нии о созда­нии чело­века ясно гово­рится, что тело Адама было создано из праха зем­ного, а душа была вдох­нута в него Богом (Быт.2:7). В этом кон­тек­сте сле­дует пони­мать и слова Эккле­зи­а­ста, ука­зы­ва­ю­щие на смерть как на раз­лу­че­ние души с телом: «И воз­вра­тится прах в землю, чем он и был; а дух воз­вра­тится к Богу, Кото­рый дал его» (Еккл.12:7).

Вообще же Свя­щен­ное Писа­ние неод­но­кратно ука­зы­вает на то, что каждый чело­век состоит из души и тела, напри­мер: «Посему про­слав­ляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, кото­рые суть Божии» (1Кор. 6:20); «Итак, воз­люб­лен­ные, имея такие обе­то­ва­ния, очи­стим себя от всякой скверны плоти и духа, совер­шая свя­тыню в страхе Божием» (2Кор.7:1).

О том, что душа — не про­дукт жиз­не­де­я­тель­но­сти тела (цен­траль­ной нерв­ной системы), ясно сооб­ща­ется в притче о богаче и Лазаре, из кото­рой сле­дует убе­ди­тельно, что после раз­лу­че­ния с телом (то есть после физи­че­ской смерти чело­века) душа про­дол­жает жить, причём, жить созна­тель­ной жизнью. Так, душа богача, пре­бы­вая в аду, узнаёт души Авра­ама и Лазаря (послед­ние нахо­дятся в особой обла­сти — лоне Авра­амо­вом) (Лк.16:23), ведёт с душой Авра­ама беседу (Лк.16:24-26), ощу­щает муче­ние и испы­ты­вает осо­знан­ное жела­ние облег­чить свои муки (Лк.16:24), стре­мится про­явить заботу о живу­щих земной жизнью бра­тьях (Лк.16:27-31).

С верой в загроб­ное суще­ство­ва­ние душ свя­зана прак­тика молит­вен­ного поми­но­ве­ния усоп­ших, а также прак­тика молит­вен­ного обще­ния веру­ю­щих с почив­шими о Гос­поде свя­тыми. Таким обра­зом, отри­ца­ние в чело­веке суб­стан­ци­о­наль­ной души явля­ется гру­бей­шим про­тив­ле­нием против Пра­во­сла­вия, против Церкви.

***

Что такое душа. Полная информация о душе, ее природе и качествах

Что такое душа простыми словами? Душа, это набор наших качеств и сознания? Все куда проще и сложнее одновременно. Чтобы понять все от А до Я, чрезвычайно важно пройти простую логическую цепочку размышлений. Знание о том, что такое душа, навсегда освобождает человека от страха. В том числе, от страха смерти.

Итак, у нас есть руки и ноги. Руки или ноги это я? Скорее ответим, что это мои руки и ноги. То есть принадлежат мне. Когда мы стрижемся, упавшие волосы уже не часть нас. И от того, что мы от них избавились, свою индивидуальность не потеряли. Всего минуту назад отождествляли себя с ними.

По сути, тоже самое можно сказать, если не дай Бог, мы потеряли свою конечность или конечности. Несомненно, чувство глубочайшего расстройства поглотит нас. И будет казаться, что утяряли свою физическую полноценность. Когда шок от потери пройдет, ясно осознаем, что внутреннее я от этого не изменилось. Я остается тем же самым я.

Из этой статьи Вы узнаете:

  • Что никогда не будет принадлежать нам
  • Самый неуловимый материальный элемент
  • Каковы качества и свойства души
  • Как работает ложное я
  • При чем тут аватар?
  • Правда и мифы об ауре
  • Секрет на всю жизнь

Что такое душа или что такое наше я

Если бы мы, как индивидуум, менялись после того, как опорожним желудок, постригли волосы, потеряли ту или иную конечность, все было бы понятно – тело есть неотъемлемая часть нас. Но это совсем нет так. Тело в той или иной мере, это отдельная или отделимая наша часть.

Еще раз – наша часть, или то, что принадлежит нам. Например, как одежда.

Наше тело, словно автомобиль для водителя. Есть поломки, которые никак не влияют на ход нашего автомобиля. А есть те, что приводят к его полной остановке. Водитель же от этого не меняется. Он может только на тот или иной период времени быть обескуражен от того, что автомобиль сломан.

Но водитель никогда не скажет – я это машина.

Также, как никто из нас не говорит, я — это тело. Мое тело – да. Я – тело, нет.

Что такое душа простыми словами? Наше сознание, наше я. Но не осознание себя, как лишь тело и разум

Хорошо, тогда кто же такой я? И как связан с душой? Идем дальше.

Мы постоянно мыслим, о чем-то думаем. Наверняка замечали, что не думать ни о чем невозможно. Если никогда не замечали, то попробуйте ни о чем не думать хотя бы 1 минуту. Или, думать хотя бы 3 минуты об одном предмете. Вы заметите, что ум обязательно переключится на иной объект размышления. Вообще не заметите, как это произошло. Ради интереса, попробуйте =)).

А когда «очнетесь», то поймете, что думаете совсем не о том, на чем сконцентрировались.

И здесь вновь интересный момент.

И заключается в том, что если мы не можем контролировать мысли, ход мыслей нашего ума, тогда ум, в полной мере, нам принадлежит? =))

Давайте так, наша цель не запутаться. Сегодня предлагается простая логическая цепочка, с помощью которой Вы сами сделаете выводы.

Наше я это только ум и разум?

От аналогии тела с автомобилем, перейдем к программному «обеспечению», мозгам автомобиля. Как мы понимаем, водитель, это вовсе не автомобиль, и никак не программное обеспечение автомобиля. Наш ум, это своего рода программное обеспечение нашего автомобиля (тела). Ум очень тонкий инструмент, с помощью которого мы управляем автомобилем.

Наша память, это своего рода, архив нашего ума, куда ум обращается во время мыслительного процесса.

Есть еще и разум.

Его функция нам в целом понятна. Само слово «разум» говорит за себя. Нам хочется какой-либо покупки стоимостью 50% от нашей зарплаты. Ум говорит – хочу! Ты будешь счастлив! Тут же включается разум и говорит, что есть и другие траты, обязательства, кредиты, семья и так далее. Сделав такую покупку разово, ты просто сядешь в долговую яму. Давай подумаем, как осуществить желаемое по-другому.

Ум подает идею. Разум анализирует и предлагает варианты исходя из своего опыта, уровня интеллекта.

Мозг — это инструмент нашей души. Душа находиться в сердце

Здесь приведен очень простой пример. Такая борьба или диалог нашего ума и разума происходит ежедневно. Мы даже не замечаем как вплетено одно в другое. Разум куда более тонкий элемент, чем ум. Ум и разум настолько «тонки», что зачастую принимаем их за себя. Так и думаем, я умный, или я разумный. Правда мы также говорим, мой ум, мой разум мне говорит то-то или то-то.

Еще немного терпения, и скоро доберемся до развязки нашего размышления.

Что такое душа — простыми словами о ложном я

Но есть еще более тонкий, материальный «элемент», который и заставляет нас отождествить себя с телом, умом, разумом.

Тот элемент, который не дает понять самого себя, кто такой я, что такое душа.

Этот элемент называется ложное эго.

Эго и есть я. Ложное эго – есть ложное я. За счет ложного эго человек привязан к своему грубому телу, принимает тело за себя. Возвращаясь к теме водителя с автомобилем, часто водитель как бы сливается воедино со своим автомобилем. Особенно это можно видеть в ФОРМУЛЕ 1, когда руль болида является как-бы продолжением руки автопилота.

Также при ДТП можно видеть картину, когда мы говорим, ты ударил меня! Хотя по факту, может пострадать только автомобиль.

И смех и грех

Еще более явно это показано в известном фильме АВАТАР. Помните, как хозяин аватара настолько сознанием сливался с ним, что уже зачастую не мог понимать, что он всего лишь в оболочке аватара.

Также и наше сознание, за счет ложного эго связано с нашим тонким и грубым телом.

Теперь давайте снова обратимся к нашему опыту. Вы точно много раз замечали за собой, что тело в порядке и ничего не болит. Ум в покое, разум, проанализировав ситуацию, подтверждает, что плохого ничего не происходит и не должно быть. То есть, вроде все хорошо. При этом никак не находите себе места.

Нам знакомо такое высказывание как; «душа болит», «на душе кошки скребутся», «душевная боль», «душу вывернуть наизнанку» и так далее. Мы время от времени сталкиваемся с ситуацией, когда почему-то в душе нехорошо, или наоборот «берет за душу».

И многие из нас сталкивались с тем, когда «помимо своей воли» мы поддаемся душевному порыву.

То есть ум и разум согласны друг с другом и буквально кричат – нет! Но все равно, идем им наперекор потому, что иначе поступить не можем. Мы словно отключаем свой ум и разум. Это состояние не будем путать с наркотическим опьянением, или влюбленностью. Это иное.

Сейчас говорим о нашей текущей жизни без перечисленных исключений. Мы говорим, как о совести, так и о нашем истинном я, которое время от времени пробивается сквозь сито ума, разума и ложного эго. Сквозь нашу грубую и тонкую оболочку.

Про ложное я с другой стороны

Что бы лучше понять тему главы, кратко разберем этот вопрос с другой стороны.

Ум и разум, связанные с нашим ложным я, глушат наши истинное я. Мы часто делаем то, что от нас требуют, как научили, действуем по обстоятельствам. Ложное эго в связке с нашим умом говорит, будь не хуже других, подними свой статус в обществе, ты будешь счастлив, если будешь на вершине успеха и тому подобное.

Разум бьется и лавирует. Борется как может против ума и ложного эго.

Здесь я не имею в виду, что деньги, статус и материальные блага — это плохо.

Акцент лишь в том, что не имея понимания, кто же есть я, мы еще больше отождествляем себя с внешними аспектами нашей жизни и потом искренне удивляемся, почему стали еще более несчастными.

Чтобы понять еще лучше, что такое ложное эго и близкими для нас понятиями, — это наша гордыня и эгоизм. Бывает, что люди настолько зациклены только на своих личных интересах, на своем самомнении о себе, тем самым закрываясь, укутываясь в свой неприкосновенный кокон, что ничего кроме себя хорошего, видеть и слышать не хотят.

Я здесь царь и Бог

Мы словно живем в своем мире, никого не пускаем к себе, огородившись колючей проволокой. Такой человек находится в иллюзии относительно себя и других.

Это работа большого ложного эго.

Я самый крутой, потому что у меня самый лучший автомобиль, квартира, статус и тому подобное. Чем больше человек гордиться этим, тем больше находится в заблуждении относительно этого мира и самого себя.

В чем отличие души от ауры

Итак, важно понимать — не то, что я умру, а моя душа куда-то улетит, или переселиться в другое тело. Нет! Вы и есть та самая душа.

Душа — это и есть наше я, как чистое сознание. Как себя сейчас осознаете, так и после смерти вашего тела, будете себя осознавать.

При смерти тела оставляем его, как автолюбитель свой автомобиль выходя из него. Или как старую одежду. От того, что вышли из машины или переоделись, вы не меняетесь. Также не будет никаких изменений в вашем сознании и отождествлении себя при оставлении бренного тела.

Вы останетесь, как есть, в тонкой оболочке состоящее из ума, разума и ложного эго.

Чтобы избежать путаницы, теперь кратко внесем ясность в понятие ауры.

Что такое душа — простыми словами о ауре человека

Аура – это энергетическое сияние исходящие именно от души. В своем свободном состоянии душа излучает свет. Чем больше человек развит духовно, тем ярче и больше его сияние, естественно на тонком, не зримом для нас уровне. Через наше физическое тело оно не пробивается.

Наше сознание имеет тот или иной цвет в виде ауры. От черного до светлого, с разными оттенками.

В тонком теле, опять же в зависимости от духовного уровня человека, это сияние более яркое. Но и здесь может его совсем не быть. Известно такое понятие, как «темный человек». Так вот, даже в тонком теле, после смерти грубого тела, от него почти не будет исходить никакого света.

В противовес — «светлый человек».

Также часто говорим, ты аж весь светишься. У святых людей изображают нимб вокруг головы. Все не просто так. Их духовная сила была настолько великой, что наделенные чуть более тонким видением люди, могли рассмотреть их сияние даже в грубом теле.

Итак, что такое душа? Это чистое сознание нашего я. Я сознаю, я есть.

Свойства души

Свойства или качества души это:

  • Вечность. Душу невозможно убить, уничтожить любыми материальными средствами.
  • Не имеет свойств материи. Материя не имеет мышления и сознания.
  • Счастье и свобода (в своем развитом и свободном состоянии)
  • Безграничность в плане развития
  • Имеет одну и ту же природу с Высшим разумом, Богом ( в качественном плане)

В материальном мире, душа переходит из тела в тело в соответствие со своей кармой.

Этот круговорот рождения и смерти бесконечен.

Точнее конец приходит только когда вселенная заканчивает свое существование. Душа переходит в «спящий режим», до возникновения новой вселенной и так до бесконечности.

Да, пока наше сознание окутано умом и разумом, ложным эго. И нам тяжело уловить, где начинается одно, где заканчивается другое. Однако, чем лучше человек разбирается в себе, больше наблюдает за собой, богаче в плане духовного знания, тем четче разделяет одно от другого. Это одна из основ для духовного и личностного роста.

И конечно вопрос не в раздвоении личности. Не путаем психологическое заболевание с духовным образованием. Когда святые говорят о спасении своей души, это ведь ничего общего не имеет с душевнобольными. =).

Заключение по теме, что такое душа простыми словами

Итак, по теме, что такое душа, 5 важных постулатов.

Тело — набор грубых материальных элементов этого мира. Наше тело меняем как старый автомобиль, как износившуюся одежду.

Ум, разум и ложное его — это наше ментальное, тонкое тело, в котором переселяемся в тонких измерениях, пока не примем рождение в новом грубом теле. В другой статье — “что такое ментальное тело человека”, мы более подробно разберем этот вопрос.

Аура — это энергетическое сияние нашего я, то есть души. Насколько человек развит духовно, настолько это свечение ярче пробивается сквозь ментальное и физическое тело.

Наши чувства — то, что мы чувствуем и понимаем через призму нашего сложного ума. На сколько чист и ясен наш ум, настолько тоньше и глубже понимаем себя и окружение.

Душа, это есть я. Душа вечна, то есть мы вечны, потому что душа — это не материальный элемент. Наше я никогда не умрет, в отличие от материи. Умрет наше тело. Это очевидно.

Сознание не подвержено смерти, поскольку это не материальный элемент.

Понимание этих пяти постулатов — большое знание для нас. Всем нужно это понимание. Это основа всего. Обладая этим знанием, закладываем прочный фундамент своего духовного образования. Эти знания бесценны. Это единственное, что унесем с собой в могилу, а точнее в следующую жизнь.

Наши дети будут счастливее, если будут понимать свое вечное я

Если дочитали статью, что такое душа простыми словами, теперь у вас есть понимание этого вопроса. Полагаю, что могли остаться другие вопросы, например, связанные с темой вечности и качеств души. Здесь читайте мою статью «Что такое реинкарнация» Комментируйте, делитесь статьей с друзьями, вступайте в мою группу Вк. И будьте свободны и счастливы!

Ниже может быть немного рекламы =)). Но я сделал максимум, чтобы реклама не мешала вашему чтению.

Поня­тие души

Душа – это некая особая сила, при­сут­ству­ю­щая в чело­веке, кото­рая состав­ляет высшую его часть; она ожив­ляет чело­века, дает ему спо­соб­ность мыс­лить, состра­дать, чув­ство­вать. У слов «душа» и «дышать» общее про­ис­хож­де­ние. Душа создана дыха­нием Бога, и она обла­дает неуни­что­жи­мо­стью. Нельзя ска­зать, что она бес­смертна, потому что бес­смер­тен по при­роде только Бог, душа же наша неуни­что­жима – в том смысле, что она не теряет своего созна­ния, не исче­зает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неве­де­ние Бога. И в этом отно­ше­нии она может уме­реть. Потому и ска­зано в Писа­нии: «Душа согре­ша­ю­щая, она умрет» (Иез.18:20).

Душа есть сущ­ность живая, про­стая и бес­те­лес­ная, по при­роде своей неви­ди­мая для телес­ных глаз, разум­ная и мыс­ля­щая. Не име­ю­щая формы, поль­зу­ю­ща­яся снаб­жен­ным орга­ном – телом, предо­став­ля­ю­щая ему жизнь и воз­рас­та­ние, чув­ство­ва­ние и порож­да­ю­щая силу. Име­ю­щая ум, но не иной, по срав­не­нию с ней самой, а как чистей­шую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она само­власт­ная и спо­соб­ная желать и дей­ство­вать, измен­чи­вая, т.е. доб­ро­вольно меня­ю­ща­яся, поскольку сотво­рена. Полу­чивши все это по при­роде от бла­го­дати Создав­шего ее, от Кото­рого она и полу­чила свое бытие.

Неко­то­рые сек­танты, такие как Сви­де­тели Иеговы и Адвен­ти­сты седь­мого дня, отвер­гают бес­смер­тие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссы­ла­ются на Библию, на текст Еккле­си­а­ста, где ста­вится вопрос о том, подобна ли душа чело­века душе живот­ных: «Потому что участь сынов чело­ве­че­ских и участь живот­ных – участь одна: как те уми­рают, так уми­рают и эти, и одно дыха­ние у всех, и нет у чело­века пре­иму­ще­ства перед скотом, потому что все – суета!» (Еккл.3:19). Потом Еккле­си­аст сам и отве­чает на этот вопрос, чем пре­не­бре­гают сек­танты, он гово­рит: «И воз­вра­тится прах в землю, чем он и был; а дух воз­вра­тился к Богу, Кото­рый дал его» (Еккл.12:7). И здесь как раз мы пони­маем, что душа неуни­что­жима, но может и уме­реть.

Взгляды известных психологов на душу

Когда говорят о теории души, вспоминают Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Это одни из самых известных психологов, которые создали собственные учения про человека, его личность, сознание и подсознание. Хотя некоторые их выводы были ошибочны, труды остаются значительным достижением в развитии науки.

Зигмунд Фрейд

Немецкий психолог стал автором теории психоанализа. Он впервые обратил внимание на проявление бессознательного в жизни человека: описки, оговорки, образы в сновидениях. В них раскрывался травмирующий опыт, повторное переживание которого приводило к излечению.

Психология души человека состоит из 3 компонентов: Я, Оно, Сверх-Я. Они же являются составляющими психики (Фрейд отождествлял душу и сознание). Есть 3 составляющие личности в психоанализе.

  1. Я — часть личности, у которой есть разум и воля. Изменяется под влиянием внешних факторов.
  2. Оно — темное бессознательное, инстинкты, одновременно движущая сила подсознания.
  3. Сверх-Я — контролирующая структура, следит за соблюдением ценностей и социальных установок.

В учении Фрейда Я испытывает давление с нескольких сторон: Сверх-Я диктует свои правила, нередко противоречащие низменному удовольствию Оно. Я можно сравнить с кучером на колеснице (Сверх-Я), управляющим быстро скачущей в неизвестном управлении лошадью (Оно).

Много внимания психотерапевт уделял драмам детства. По его мнению, большая часть травмирующего опыта появилась в ранние годы жизни, но была вытеснена памятью в бессознательное. Это влияет и на сексуальное развитие. Человек, которого любила мать, становится успешным, а недолюбленный ребенок часто во взрослой жизни обретает набор сексуальных комплексов.

Карл Густав Юнг

Известный автор теории об архетипах сознательно разводил понятия души и психики. Об этом он написал в своих трудах.

  1. Душа мыслится как личность. Это подтверждено расщеплением (сегодня — диссоциативное расстройство), сомнамбулизмом, раздвоенным сознанием.
  2. Сознание — это совокупность сознательных и бессознательных процессов.

В учении Юнга важную роль играют маски человека. Под этим углом он рассматривает три ипостаси.

Личность

Психолог наблюдает стандартное расщепление личности в обществе разных людей. В одной компании человеку свойственно быть спокойным и сдержанным, в другом — несколько агрессивным. Явление получило название «самоидентификация».

Она более ярко проявляется тогда, когда личность вращается в разных слоях общества. Например, индивид из образованного класса среди интеллектуалов и дома ведет себя по-разному, актуализируя непохожие личности.

Более наглядно на примерах военных, полицейских: если на работе это решительные, уверенные, иногда жесткие люди, то дома характер смягчается либо становится обычным. Это первая маска, которую надевает индивид, чтобы приспособиться к обществу.

Персона

В этом подпункте он рассматривает внешние и внутренние влияния на личность. Если в первом случае заметны внешние факторы, т.е. коллективные, то во втором побуждения идут изнутри.

Так появляется особенный тип людей с новой маской. Они неподатливы к влияниям извне, плохо поддаются внушению. Но крайне чувствительны к событиям изнутри: дурные сновидения, предчувствия, самовнушение сильно на них действует.

В качестве примера Юнг приводит одного знакомого: он беспощадно разрушил счастье своей семьи, не думая о чувствах близких. Но без тени сомнения прервал деловую поездку, чтобы полюбоваться красотой лесной опушки, которую заметил из окна поезда.

Структура души по Юнгу

Анима

Анимой психолог и называет внутреннюю установку, которую отождествляют с душой. У каждого человека есть набор подобных программ, поэтому когда он от них отходит, это замечают окружающие.

Внутренние установки прочно сидят в личности. Сложнее всего избавиться или изменить аниму, когда персона и личность более податливы. По мнению Юнга:

  • душа дополняет внешний характер персоны;
  • она содержит все общечеловеческие качества, несмотря на маску (так тиран мучается от сновидений, где кается — это говорит о наличии стандартных ценностей);
  • душа сентиментальна;
  • ее характер влияет на половые особенности (мужественные внешне мужчины часто имеют женственный характер и наоборот).

Далее психолог рассуждает о балансе и объясняет склонность сильного пола в трудные минуты к отчаянию, а слабого — к утешению и рассуждению. Соответственно, после смерти тела душа исчезает.

Учение про душу связано и с теорией архетипов, но это уже предмет более детального изучения аналитического направления: это структурный элемент бессознательного коллективного.

Юнг считал, что понять и вылечить свою душу можно с помощью арт-терапии.

Об оккульт­ных тех­но­ло­гиях, свя­зан­ных с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом

Если мы обра­тимся к свя­то­оте­че­скому насле­дию, то увидим, что обычно в душе выде­ляют три основ­ные силы: ум, волю и чув­ства, кото­рые про­яв­ля­ются в разных спо­соб­но­стях – мыс­ли­тель­ной, жела­тель­ной и вожде­ле­ва­тель­ной. Но при этом надо пони­мать, что у души есть и другие силы. Все они раз­де­ля­ются на разум­ные и нера­зум­ные. Нера­зум­ное начало души состоит из двух частей: одна непо­слушно разум­ная (разуму не пови­ну­ется), другая послушно разум­ная (пови­ну­ется разуму). К высшим силам души отно­сятся ум, воля и чув­ства, а к нера­зум­ным отно­сятся жиз­нен­ные силы: сила серд­це­би­е­ния, семен­ная, воз­рас­та­тель­ная (кото­рая обра­зует тело) и т.д. Дей­ствие силы души ожив­ляет тело. Бог созна­тельно сделал так, чтобы жиз­нен­ные силы были непод­властны разуму, чтобы чело­ве­че­ский разум не отвле­кался на управ­ле­ние серд­це­би­е­нием, дыха­нием и т.д. Суще­ствуют разные тех­но­ло­гии, свя­зан­ные с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом, кото­рые пыта­ются повли­ять на эту жиз­нен­ную силу. Чем уси­ленно зани­ма­ются йоги: они пыта­ются кон­тро­ли­ро­вать серд­це­би­е­ние, изме­нять дыха­ние, кон­тро­ли­ро­вать внут­рен­ние про­цессы пище­ва­ре­ния и страшно этим гор­дятся. На самом деле гор­диться здесь абсо­лютно нечем: Бог созна­тельно осво­бо­дил нас от этой задачи, и зани­маться этим глупо.

Пред­ставьте себе, что, помимо вашей обыч­ной работы, вас заста­вят выпол­нять работу ЖЭКа: орга­ни­зо­вы­вать вывоз мусора, пере­кры­вать крышу, кон­тро­ли­ро­вать подачу газа, элек­тро­энер­гии и т.д. Сейчас многие люди в вос­торге от всяких оккульт­ных, эзо­те­ри­че­ских искусств, они гор­дятся тем, что в какой-то сте­пени овла­дели регу­ли­ров­кой этой жиз­нен­ной силы души, кото­рая непод­властна разуму. Фак­ти­че­ски они гор­дятся тем, что поме­няли работу пре­по­да­ва­теля уни­вер­си­тета на работу ассе­ни­за­тора. Это свя­зано с глупой идеей, что будто бы разум лучше спра­вится с телом, чем нера­зум­ная часть души. Я отвечу, что на самом деле спра­вится хуже. Давно известно: всякие попытки раци­о­нально постро­ить жизнь при­во­дят к очень нера­ци­о­наль­ным послед­ствиям. Если мы пыта­емся силу нашего разума обер­нуть на то, чтобы пра­вильно управ­лять нашим телом, полу­чится полная глу­пость.

Зачем Анто­ний Вели­кий гово­рил, что монах должен даже на коли­че­ство капель воды, кото­рые выпьет, взять бла­го­сло­ве­ние? Для того, чтобы мак­си­мально осво­бо­дить разум монаха от жиз­нен­ных забот. Задача послу­ша­ния – это прямая про­ти­во­по­лож­ность йоге. Если йог или оккуль­тист пыта­ются своим телом управ­лять при помощи разума, то пра­во­слав­ный монах пол­но­стью высво­бож­дает свой разум от заботы о теле, чтобы пере­клю­чить его весь на Бога.

свя­щен­ник Даниил Сысоев

***

Душа в арабо-мусульманской мысли

Д. (араб. – нафс), оз­на­чаю­щая так­же «са­мость», «я», не­ред­ко отож­де­ст­вля­лась с ду­хом (рух). Со­глас­но Ко­ра­ну (15:29, 38:72) и сун­не, Бог, со­тво­рив пер­во­го че­ло­ве­ка – Ада­ма, вдох­нул в не­го Д.; по­том­ки Ада­ма по­лу­ча­ют её в ут­ро­бе ма­те­ри че­рез по­сред­ст­во осо­бо­го ан­ге­ла. Раз­лу­чён­ная с те­лом пос­ле смер­ти, Д. вос­со­еди­нит­ся с ним в Суд­ный день. Для ра­цио­на­ли­стич. бо­го­сло­вия (ка­ла­ма) ха­рак­тер­но пред­став­ле­ние о Д. как о чём-то при­вхо­дя­щем в те­ле и, сле­до­ва­тель­но, смерт­ном; Ибн Кайим аль-Джау­зийя (ум. 1350) в «Кни­ге о ду­ше» («Ки­таб ар-рух») при­вёл 116 до­ка­за­тельств ма­те­ри­аль­ной при­ро­ды Д. Уче­ние о не­ма­те­ри­аль­но­сти, суб­стан­ци­аль­ности и бес­смер­тии Д. от­стаи­ва­ли преж­де все­го фи­ло­со­фы-ари­сто­те­ли­ки (фаль­са­фа), взгля­ды ко­то­рых бы­ли да­ле­ки от гос­под­ст­вую­щих в му­сульм. бо­го­сло­вии пред­став­ле­ний; бес­смер­тие при этом по­ни­ма­лось по-раз­но­му. Если Ибн Сина счи­тал бес­смерт­ной вся­кую Д., то аль-­Фараби – толь­ко «про­свет­лён­ные» ду­ши, реа­ли­зо­вав­шие свой по­тен­ци­аль­ный ра­зум, а Ибн Рушд ут­верж­дал лишь бес­смер­тие еди­но­го ра­зу­ма, об­ще­го для всех лю­дей. С точ­ки зре­ния фи­ло­со­фов и мн. пред­ста­ви­те­лей су­физ­ма (Ибн аль-Араби­ и его шко­ла), Суд­ный день для каж­до­го че­ло­ве­ка на­сту­па­ет сра­зу пос­ле его смер­ти, а вос­кре­ше­ние оз­на­ча­ет воз­вра­ще­ние в бо­же­ст­вен­ный мир толь­ко Д. (но не те­ла); раз­ви­ва­лось так­же род­ст­вен­ное не­оп­ла­то­низ­му пред­став­ле­ние о ми­ро­вой Д. Выс­шую часть че­ло­ве­че­ской Д. су­фии на­зы­ва­ли «ду­хом». Уче­ние о пе­ре­се­ле­нии душ на­шло сто­рон­ни­ков сре­ди не­ко­то­рых сект, преж­де все­го шиит­ских.

О душе Бого­че­ло­века Иисуса Христа

По чело­ве­че­ской при­роде Хри­стос обла­дал телом и душой. Поскольку чело­ве­че­ская и Боже­ская при­роды соеди­нены в Лице (Лич­но­сти) Сына Божьего, постольку можно утвер­ждать, что душа Христа — душа вопло­тив­ше­гося Сына Божьего.

«Хри­стос, чтобы при­ве­сти нас к Богу, одна­жды постра­дал за грехи наши, пра­вед­ник за непра­вед­ных, быв умерщ­влен по плоти, но ожив духом, кото­рым Он и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал» (1Пет.3:18-19).

Из Часов пас­халь­ных: «Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с раз­бой­ни­ком, и на Пре­столе был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».

***

Признаки сильной души

Человек, душа которого сильна, в состоянии самостоятельно справиться с абсолютно любыми негативными эмоциями. Он терпеливый, милосердный и решительный, умеет решать практически все проблемы и находить в любой ситуации что-то хорошее.

Говорят, что люди с сильными душами появляются на свет в страданиях. Но поскольку они выносливые и стойкие, то не сдаются. И в конце концов справляются с трудностями, которые подкинула им жизнь, и извлекают для себя что-то полезное.

Людям с сильным душами непросто. Они проживают много страхов, неприятностей и бедствий, а потом, преодолевая их, становятся еще более храбрыми, сильными и покорными судьбе. С каждым днем они вырастают и идут дальше по своему пути.

«Умная» одежда: гениальные приемы, позволяющие значительно сэкономить время

Сочный рулет из простых продуктов: картофель, сыр и ветчина

Синий или желтый: как рассчитать свой цвет интерьера по дате рождения

Несмотря на все плохое, что с ними может произойти, они остаются светлыми, чистыми, вдохновляющими и чувствительными. Сила таких людей – в их внутреннем свете, который не угасает, несмотря ни на что. Они понимают: искусство жить заключается в способности расти вместе со своими проблемами и последовательно их решать, а не бежать от них и избавляться.

Суще­ствуют ли непри­ка­ян­ные души, кото­рые вынуж­дены ски­таться по земле, не находя покоя?

Святая Цер­ковь верует, «что души умер­ших нахо­дятся в состо­я­нии покоя или муче­ния, в соот­вет­ствии со своими делами. Отде­лив­шись от своих тел, они немед­ленно (!) пере­хо­дят или к радо­сти, или к печали и плачу; однако, обще­при­знанно, что ни их бла­жен­ство, ни осуж­де­ние не явля­ются совер­шен­ными» (Посл. восточ. пат­ри­ар­хов, чл. 18). Место­пре­бы­ва­нием пра­вед­ных явля­ется рай, греш­ни­ков – ад, (см. Прав. испо­ве­да­ние, Ч. 1, вопр. 67, 68) или, согласно словам Иова, страна «вечной тьмы, где нет света и нельзя видеть жизни чело­ве­че­ской» (Иов.10:22).

По этому поводу хорошо гово­рил все­лен­ский учи­тель свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Душе, отде­лив­шейся от тела, уже невоз­можно блуж­дать здесь, потому что “пра­вед­ных души в руке Божией” (Прем. Сол. 3:1) <�…> Да и души греш­ни­ков тотчас уда­ля­ются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Хри­стос гово­рит: “Сего­дня душу твою возь­мут у тебя” (Лк.12:20). Да и быть не может, чтобы душа, вышед­шая из тела, блуж­дала здесь. И это вполне сооб­разно с разу­мом. <�…> А что и души греш­ни­ков по смерти не могут здесь пре­бы­вать, послу­шай богача, кото­рый много о том просил, и не полу­чил жела­е­мого. Если бы это воз­можно было, то он сам пришел бы и воз­ве­стил о про­ис­хо­дя­щем там. Отсюда видно, что души, по отше­ствии отсюда, уво­дятся в некую страну и, уже не имея воз­мож­но­сти воз­вра­титься оттуда, ожи­дают страш­ного того дня» (Беседы на Еван­ге­лие от Матфея, 28).

Случаи виде­ний блуж­да­ю­щих духов свя­ти­тель объ­яс­няет демо­ни­че­ским дей­ствием: «Демон ста­ра­ется пока­зать, что она не только оби­тает в костях (умер­ших людей), но ходит туда и сюда, блуж­дая пона­прасну, что она не под­чи­нена какой-либо власти, ни даже Боже­ствен­ному про­мыш­ле­нию, и не будет под­вер­жена какому-либо нака­за­нию за соде­ян­ные пре­ступ­ле­ния. Таким обра­зом он делает то, что многие верят, будто после смерти души посто­янно блуж­дают. Но это – басни детей и старух, и осте­ре­гай­тесь верить им, когда вас при­вле­кают такими вымыс­лами» (Тол­ко­ва­ние на про­рока Исаию, гл. 8).

В то же время исто­рия знает много слу­чаев явле­ний душ умер­ших живым. Поскольку «про­дол­же­ние суще­ство­ва­ния души по раз­лу­че­нии её с телом и её бес­смер­тие есть несо­мнен­ная истина, так как сам Спа­си­тель утвер­дил её против непри­зна­вав­ших её сад­ду­кеев, то уже, по этому одному воз­вра­ще­ние отшед­ших душ и явле­ние их живу­щим на земле людям, по допу­ще­нию или пове­ле­нию Бога, вполне воз­можны и не пред­став­ляют ничего неве­ро­ят­ного. У иудеев, совре­мен­ных Спа­си­телю, вера в это воз­вра­ще­ние и это явле­ние была все­об­щею верою. Иисус Хри­стос пред­по­ла­гал её уже как несо­мнен­ную, и нико­гда не гово­рил ничего такого, из чего бы можно было заклю­чать, что он не одоб­рял или осуж­дал эту веру. <�…> Души усоп­ших, конечно, явля­ются и могут являться на землю не по своей соб­ствен­ной воле, а только по пове­ле­нию и допу­ще­нию Божию. Бог пове­ле­вает и допус­кает им являться только для каких-нибудь осо­бен­ных, достой­ных Его, целей. Если бы они могли являться по своему соб­ствен­ному про­из­волу, в таком случае их явле­ния были бы, конечно, гораздо чаще, чем как есть на самом деле; в таком случае, конечно, мало нашлось бы между ними таких, кото­рые бы не стали являться на землю по разным личным побуж­де­ниям, из побуж­де­ния, напри­мер, род­ствен­ного чув­ства и жела­ния сви­да­ния со своими близ­кими и пр. Такое мнение выска­зы­вает бла­жен­ный Авгу­стин, говоря о своей матери, св. Монике, кото­рая его так нежно любила. Еван­гель­ский богач непре­менно бы посе­тил своих бра­тьев и род­ствен­ни­ков, чтобы изве­стить их о той несчаст­ной участи, кото­рая постигла его в загроб­ной жизни. Но Бог по своему мило­сер­дию и все­мо­гу­ще­ству доз­во­ляет являться душам усоп­ших только очень редко. Поэтому ко всему тому, что гово­рят и пишут о явле­ниях усоп­ших, должно отно­ситься с боль­шою осто­рож­но­стью и осмот­ри­тель­но­стью» (прот. Гри­го­рий Дья­ченко. Тайная жизнь души после телес­ной смерти. М., 2010. С. 93, 97).

Как познать суть души человека?

Для глубокого понимания сути души человека очень важно разобраться еще с одним понятием — «Высшее Я».

Высшее «Я», как говорилось ранее, это энергия, которая напрямую связана с неисчерпаемым источником.

Существуют разные способы для установления контакта с высшим «Я», например, практика медитаций.

Благодаря медитациям нам удается «очистить свой ум от мыслей». Внутренний диалог замолкает, разум успокаивается, воцаряется тишина и устанавливается внутренняя пустота. В эту «пустоту» можно задать любой волнующий вопрос, и ответ обязательно придет.

По теме: Медитация — кратчайший путь к исполнению заветной мечты

Связь с самим собой необходимо поддерживать постоянно. Только так Закон притяжения будет работать на нас, позволяя стать настоящими творцами и создателями собственной реальности. Только после налаживания отношений с самим собой становится возможным управлять своей жизнью, притягивая нужных людей, события и ситуации.

Эстер и Джерри Хикс утверждают:

Когда вы связаны со своей Внутренней Сущностью, сила вашего влияния намного больше. Чем осознанней вы в своих предложениях, имеющих форму намерения: «я хочу, я собираюсь, я ожидаю», тем более способна ваша Внутренняя Сущность это переработать и тем более точное, конкретное и понятное Руководство она вам предлагает.

Итак, установить неразрывную связь со своим высшим «Я» и обрести гармонию души можно всего в три шага:

Шаг 1. Осознание себя и
собственныхэмоций
Это самый важный шаг. Ведь именно эмоции показывают, в согласии мы с самими собой или полном разладе.

Шаг 2. Остановка внутреннего диалога, медитации

Этот шаг позволит вам приблизиться к неисчерпаемому источнику энергии. Сделайте высшее «Я» своим помощником в реализации идей, желаний и планов.

Шаг 3. Получение ответа от высшего «Я»

Завершающий шаг: применив предложенные в этой статье советы, вы удивитесь переменам, постоянное «общение» и крепкая связь с высшим «Я» станет для вас нормой.

суть души человека

Перевод слова душа

Мы предлагаем Вам перевод слова душа на английский, немецкий и французский языки. Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский
  • soul
    — соул, сердце, психика бессмертная душа — immortal soul
  • огромная душа — huge heart
  • человеческая душа — human psyche
  • spirit
    — дух
      родственная душа — kindred spirit
  • like
    — подобие
  • spirits
    — духи
      родственные души — kindred spirits
  • inside
    — внутренность
  • liking
    — симпатия
  • bosom
    — грудь
    • mind
      — ум состояние души — state of mind
  • life
    — жизнь
      душа общества — life of the party
    • Seele
      — сердце, дух, ум бессмертная душа — unsterbliche Seele
  • Menschenseele
    — человеческая душа
  • Herz
    — сердце
  • Mensch
  • Gemüt
    — нрав
  • Innere
    — внутренние органы
  • Gefühl
  • Busen
    — сердце
  • Mittelpunkt
    — средняя точка
    • âme
      — сердце, личность спасти свою душу — sauver son âme
    • ввп на душу — pib par habitant
  • coeur
    — сердце
  • serf
  • Понятие души в современной психологии

    Для современной психологии душа — носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику. “Современная психология” — это неправильное название, потому что слово “психология” происходит от слова “психе”. “Психе” значит “душа”. Точное значение слова “психология” — наука о душе. Но это весьма потустороннее слово. Психология отрицает существование души и тем не менее продолжает называть себя “наукой о душе”. Она признает только физическое тело и его побочный продукт — ум. Когда умирает физическое тело, ум тоже умирает; нет никакого возрождения, нет никакой реинкарнации. Жизнь — это не вечный принцип, а просто побочный продукт соединения определенных материальных веществ.

    Со многими положениями концепции идеал-реализма Лосского был согласен профессор Московского университета Семен Людвигович Франк (1877-1950). Его наиболее значительной психологической работой явилось сочинение «Душа человека» (1917). Главная идея этого произведения — в стремлении вернуть в психологию понятие души взамен понятия душевных явлений, которые, с точки зрения Франка, не имеют самостоятельного значения и потому не могут быть предметом науки. Он считал, что основой психологии является и должна являться философия, а не естествознание, ибо психология изучает не реальные процессы предметного бытия в их причинной или другой естественной закономерности, а дает «общие логические разъяснения идеальной природы и строения душевного мира и его же идеального отношения к другим объектам бытия». Доказывая необходимость и возможность исследовать душу. Франк ссылается на интуитивизм Лосского: при помощи озарения, интуиции мы можем мгновенно познать состояние своей души, ее глубину и целостность в единстве связи с прошлым и будущим.

    Франк в своей работе разводил такие понятия как душевная жизнь, душа и сознание. В аномальных случаях, подчеркивал он, душевная жизнь как бы выходит из берегов и затопляет сознание. Именно по этим случаям и можно дать некоторую характеристику душевной жизни как состояния рассеянного внимания, в котором соединяются предметы и смутные переживания, связанные с ними. Приходя фактически к тем же выводам, что и психоанализ. Франк пишет о том, что под тонким слоем затвердевших форм рассудочной культуры тлеет жар великих страстей, темных и светлых, которые в жизни и отдельной личности, и народа в целом могут прорвать плотину и выйти наружу, сметая все на своем пути, ведя к агрессии, бунту и анархии.

    Таким образом, с точки зрения Франка, главным содержанием души является слепая, хаотическая, иррациональная душевная жизнь. При этом — опять-таки в унисон с психоанализом — он доказывает, что в игре и в искусстве человек выплескивает наружу эту свою смутную, неосознанную душевную жизнь и тем самым дополняет узкий круг осознанных переживаний. Именно бессознательное является, по Франку, главным предметом психологических исследований, так как главными характеристиками душевной жизни являются ее бесформенность, слитность, т.е. непротяженность и вневременность. В душе происходит объединение многообразных разнородных и противоборствующих сил, формирующихся и объединяющихся под действием чувственно-эмоциональных и сверхчувственно-волевых стремлений, которые и образуют таким образом как бы два плана, или два уровня, души. Смутная душевная жизнь, связанная с эмоциями и чувствами, является низшим уровнем души, который связывается с телом.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]