Основные расстройства речевой функции и свойства речи


Речь, ее свойства

В лингвистической терминологии речь – проговаривание необходимой информации вслух, про себя (такая форма изложения мыслей называется внутренней речью) или ее представление в письменном виде.

Речь обладает сразу несколькими свойствами, которые отличают ее от языка (многие качества присущи и языку, но устное или письменное изложение информации – более динамичная и быстро развивающаяся структура):

  • актуальность;
  • реализация во времени/пространстве;
  • линейность;
  • вариативность;
  • присутствие слов, нехарактерных для языка;
  • ситуативность;
  • наличие длительности, темпа, артикуляции, тембра, громкости и акцентов.

Речь сильно зависит от языка, при помощи которого она осуществляется, так как постоянно использует его средства и правила.

Для говорящих имеет значение культура речи – нормы, используемые при изложении собственных мыслей, подобранные таким образом, чтобы наиболее полно, четко и правильно выразить необходимую информацию.

Это понятие связано с этикой – речь должна соответствовать установленным этическим требованиям. Языковой этикет выстраивается в соответствии с конкретной ситуацией – важно, кто участвует в общении, есть ли между собеседниками разница в возрасте, официальная ли встреча. Этический компонент меньше всего связан с лингвистической составляющей речи.

Ведущие качества хорошей речи – коммуникативные. Они включают сразу все сферы общения, то есть отвечают на вопрос, как построить изложение, чтобы оно было лаконичным, уместным, точным, но понятным для собеседника.

Не всегда соблюдение всех предписанных лексических и этических норм при общении приводит к должному результату, поэтому человеку необходимо адаптировать эти правила под конкретную ситуацию. В этом заключается коммуникативная задача речи.

Речь как высшая психическая функция

Благодаря речи, человек может усваивать информацию из внешних источников. Она является одним из главных психических процессов, поскольку позволяет активно выстраивать коммуникацию между людьми. С ее помощью реализуются:

  1. Общение с окружающими людьми в повседневной жизни.
  2. Воспитание. Перенятие существующих в обществе правил и законов. Способность учится у других людей морали, вырабатывать личностные ценности.
  3. Познание. Возможность изучить историю планеты, понять устройство мира через естественные науки (биология, физика, химия).
  4. Передача информации и накопленного опыта через века. Возможность зафиксировать знания с помощью речи на физических носителях (бумага, аудио, видео).

Коммуникативные свойства речи

В лингвистике выделяют несколько свойств, присущих речевой коммуникации:

  • точность;
  • правильность;
  • чистоту;
  • понятность;
  • выразительность;
  • эффективность;
  • логичность;
  • уместность;
  • образность;
  • емкость (информативность);
  • доступность;
  • богатство.

Важно уметь правильно применять эти коммуникативные качества речи на практике, а потому необходимо знать, что под ними подразумевается.

Доступность

Эта характеристика во многом зависит от человека или аудитории, которая слушает воспроизводимую информацию. Все высказываемые аргументы, речевые обороты, а также факты должны соответствовать уровню подготовки собеседника – в противном случае они не будут для него понятными, значимыми.

Говорящий должен учитывать пол слушателя, круг его интересов, профессиональную область, степень образованности и кругозор. В соответствии с этими данными подбираются и коммуникативные качества речи – какой она должен быть, чтобы быть доступной, логичной и интересной для собеседника. Объем информации при этом также имеет значение.

Логичность

Речь во многом зависит от типа мышления говорящего, так как именно это определяет, насколько письменные или устные высказывания будут логичными и последовательными.

Здесь учитывается не только смысловая цельность речи, но и ее синтаксические характеристики.

Логичность бывает 2 типов:

  1. понятийная;
  2. предметная.

В первом случае подразумевается речевая структура как мысль развивается в рамках правил конкретного языка, насколько это развитие последовательно.

Предметная логичность соотносит слова говорящего с реальной действительностью – насколько устное или письменное отображение идеи соответствует ее реальному отражению, взаимоотношениям между существующим предметом и явлением.

Существует также несколько условий речевой логики:

  1. последовательность рассуждения (экстралингвистическое условие);
  2. использование языковых средств, делающих речь связанной, непротиворечивой (лингвистическое условие).

Можно рассмотреть эти условия по уровням логичности отдельного высказывания и связного текста.

Высказывание считается последовательным, если:

  • соблюдается порядок слов;
  • слова между собой сочетаются;
  • используются служебные части речи, вводные слова, а также иные выражения, обеспечивающие связь слов (частицы, союзы, предлоги, слова «итак», «другими словами», «во-первых»).

Для текста, помимо вышеприведенных правил, предусмотрены другие:

  • в письменной речи текст должен быть поделен на смысловые абзацы;
  • переходы между темами и мыслями должны быть обозначены;
  • синтаксическая составляющая текста должна соотноситься с мыслью, которую человек выражает.

Последовательность речи также зависит от композиции текста и изначального плана изложения информации.

Чтобы логичность не нарушалась, не следует дробить мысль на неоправданно мелкие составляющие или, напротив, слишком усложнять идею, изложив ее в длинном, сложном предложении.

Действенность

Правильно построенная речь может повлиять на поведение слушателей, изменив как их реальные действия, так и внутренние мысли. В этом и заключается речевая действенность. Ее можно варьировать – использование различных языковых средств может усиливать или ослаблять влияние информации на аудиторию.

Многое при этом зависит от опыта говорящего человека, его способности прочувствовать слушателей, а также от характера воспроизводимой им информации. Аудитория может по-разному воспринимать мысль с эмоциональной (или эстетической) точки зрения.

Понятность

Чтобы речь была понятной собеседнику, нужно исключить специфические слова или выражения, которые используются в языке очень редко.

Все диалектизмы, термины, этнографизмы, жаргонизмы осложняют взаимопонимание собеседников – их использование не входит в качества хорошей речи.

В повседневном общении их применение зачастую не оправданно.

Чистота

С понятностью речи связана ее чистота. В чистом повествовании отсутствуют избыточные или неуместные слова, нет нелитературных высказываний. Языковую чистоту нарушает использование жаргонизмов, диалектизмов, канцеляризмов, слов-паразитов, варваризмов, вульгаризмов.

Богатство

Напрямую с языком связана такая характеристика речи, как богатство. Чем больше при выражении мысли используется речевых оборотов, информации по теме, авторских оценок, разнообразных средств языка (либо художественной выразительности), тем богаче и ярче речь человека.

При этом важно, чтобы все эти средства использовались уместно, именно в том объеме, в котором необходимо для выражения мысли. Слова, не несущие лексической ценности, в такой речи отсутствуют (но для этого говорящий должен иметь обширный словарный запас, чтобы заменять подобные выражения синонимичными, более подходящими).

Существует также смысловое богатство речи. Заключается оно в том, что автор использует различные средства синтаксической выразительности, подбирает нестандартные фразы, связывает слова в словосочетаниях и предложениях неожиданным образом.

Точность

Речевая точность связывает окружающую действительность с тем, что говорит о ней человек.

Точность бывает двух видов:

  1. фактическая;
  2. терминологическая.

О фактической (или предметной) точности можно говорить, когда реальные события (или предметы) словесно описаны правильно, адекватно, достоверно, без ошибок в фактологии.

Терминологическая (понятийная) точность характеризует, насколько уместно и правильно говорящий использует в речи специальный термин. Понятие должно соответствовать его реальному значению.

Существуют критерии словесной точности:

  • лингвистический – отображение предмета и языковая система, в которой это отображение производится, должны быть едины;
  • экстралингвистический – точное знание качеств предмета, о котором идет речь.
  • Третий критерий включает одновременно первые два – говорящий должен уметь соотнести свои навыки в языковых средствах со знаниями о предмете, о котором он говорит.

Информативность

Емкость – качество, характеризующее, сколько полезной информации человек проговаривает, выражая свою мысль. Повествование должно быть лаконичным, сжатым, чтобы быть информативным.

Нарушает речевую емкость многословие, тавтология и используемые плеоназмы.

Выразительность

Выразительностью называют те качества хорошей речи, которые зависят от следующих факторов – интонации, речевого богатства, акцентов, используемых средств художественной выразительности.

Речь будет выразительной и красочной, если говорящий:

  • заинтересован в теме, о которой он говорит;
  • имеет обширный словарный запас;
  • обдумывает тему сообщения, анализирует ее, дает личные оценки;
  • хорошо знает языковые нормы, культуру и историю.

Чем ярче и художественнее речь, тем она интересней для слушателей. Выразительность может быть связана как с информацией (отражает логичность повествования о каком-то предмете), так и с эмоциональной составляющей (воздействует на чувства аудитории).

Образность

Образной называют такую речь, которая оперирует не только абстрактными понятиями и терминами, но и воздействует на эмоции слушателей. При этом аудитории становится проще воспринимать информацию, так как фактологическое восприятие информации при этом смешивается с художественным.

Правильность

Правильность характеризует, насколько речь человека соотносятся с установленными языковыми нормами. При этом рассматриваются все аспекты – словообразование, постановка ударения, произношение, лексические, синтактические, морфологические, стилистические характеристики.

Понятность

Речевая ясность зависит от стиля повествования. Если человек придерживается научного стиля, понятность его мысли определяется такими критериями:

  • экспрессивность;
  • точность;
  • лаконичность;
  • нормированность;
  • последовательность.

Для художественного стиля ясность характеризуется другими качествами:

  • эмоциональность;
  • образность;
  • широта повествования;
  • яркость.

Языковые средства подбираются и сочетаются в зависимости от стилистической окраски сообщения – уместными и понятными они будут для собеседника в рамках используемого стиля.

Уместность

Такое качество, как уместность, зависит от условий общения. Говорящий подбирает языковые средства в зависимости от конкретной ситуации так, чтобы в полной мере выразить свою мысль.

Уместность охватывает употребление слов, словосочетаний, выражений, морфологических и грамматических форм – они должны быть подобраны таким образом, чтобы соответствовать уровню подготовки слушателя и теме разговора.

Уместность бывает нескольких видов:

  • контекстуальная (включает стилистическую однородность, единство содержания и выражения мысли);
  • стилевая (языковой стиль определяет используемое выражение);
  • личностно-психологическая (подбираются необходимые слова в разных условиях для различных слушателей);
  • ситуативная (исключаются выражения, которые могут кого-то обидеть или задеть).

Понятие языка

Язык открывает мысли других людей своеобразным образом, делая их доступными для множества и тонко нюансированных влияний. Включенная в процесс реальных практических отношений, совместная деятельность людей, речь через послание включает в себя человеческое сознание. Благодаря речи, сознание одного человека становится самоочевидным для другого.

Главной функцией сознания является восприятие существования, его отражение. Язык и речь выполняют эту функцию определенным образом: Они отражают существование, указывая на него. Речь, как и сам язык, в первую очередь является знаковым отражением существования. Но речь и язык — это и то, и другое. Они обозначают два разных аспекта одного целого.

Говорение — это деятельность по общению — самовыражению, влиянию, обмену — через язык; речь — это язык в действии. Язык, будь то вместе с речью или отдельно от нее, представляет собой единство данной деятельности — коммуникации — и заданного содержания, означающего и, обозначающего, отражающего существование. Точнее, язык для другого — это форма существования сознания, которая служит средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мысли.

Говорение — это функционирование языка в контексте индивидуального сознания. Соответственно, психология речи отличается от лингвистики, изучающей язык; при этом определяется конкретный объект психологии речи, в отличие от психологии мышления, чувства и т.д., которая выражается в виде языка. Обобщенные значения, зафиксированные в языке, отражающие социальный опыт, приобретаются в контексте индивидуального сознания, в сочетании с мотивами и целями, которые определяют речь как акт индивидуальной деятельности, индивидуальный смысл или значение, отражающие личное отношение говорящего, — не только его знания, но и его опыт в неразрывном единстве и взаимопроникновении, в котором они даются в сознании индивида. Так же, как индивидуальное сознание отличается от общественного сознания, психология от идеологии, так и речь отличается от языка. В то же время они взаимосвязаны: Подобно тому, как индивидуальное сознание опосредуется общественным сознанием, человеческая психология — идеологией, так и язык, а значит, и лингвистическая мысль индивида, обусловлены языком: Только через формы социальной мысли, осажденной на языке, человек может сформулировать свою собственную мысль на своем языке.

Язык, слова — это специфическое единство чувственного и семантического содержания. Каждое слово имеет смысловое содержание, смысловое содержание которого является его значением. Слово означает объект, который оно представляет в обобщенном виде. Смысл слова — обобщенное отражение его объекта.

Но смысл не является пассивным отражением самого объекта, как вещи самой по себе, вне практических действенных отношений между людьми. Значение слова, которое является обобщенным отражением объекта, вовлеченного в реальные, эффективные социальные взаимодействия между людьми, определяется функцией этого объекта в системе человеческой деятельности. Так как она формируется в общественной деятельности, она вовлечена в процесс коммуникации между людьми. Слово — это познавательное отношение человеческого сознания к объекту, опосредованное социальными отношениями между людьми.

Язык — это особая, более совершенная форма общения, уникальная для человека. В этом процессе участвуют две стороны — спикер и слушатель. Говорящий выбирает слова, необходимые для выражения своих мыслей, комбинирует их по правилам грамматики и говорит через органы речи. Слушатель — воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мыслей.

Что может осложнить речевую коммуникацию

Некоторые речевые конструкции могут осложнить коммуникацию. Среди них:

  • диалектизмы (слова, используемые в определенной географической местности);
  • слова-паразиты (ну, вот);
  • жаргонизмы (слова, возникшие в узких языковых группах);
  • иностранные слова (эквиваленты русских слов, заменяющие их; если русского аналога нет, выражение не мешает коммуникации);
  • канцеляризмы (излишне официальные, «документальные» штампы);
  • вульгаризмы (грубые названия предметов и явлений);
  • профессионализмы (слова, использующиеся в узком профессиональном круге).

Чтобы общение было максимально эффективным и понятным, важно знать те аспекты речи, которые влияют на качество коммуникации. Если учитывать их влияние, обмен информацией значительно упростится, станет более емким, выразительным.

Функции

Выделяют следующие психологические функции речи:

  1. Понятийная функция. Заключается в формировании понятий, определений. Совокупность звуков соединяется в слово, которое характеризует явление, предмет или процесс.
    Понятийная речь , одно из главных отличий человека от животных.
  2. Обобщающая функция. Если понятийная отвечает за название предметов, то обобщающая , за способность слова выражать несколько значений. Например, лук , один набор звуков и символов, но два обозначения , растение и оружие.
  3. Коммуникативная функция. Заключается в обмене информацией между людьми, позволяет людям общаться, распространять данные, договариваться.

История изучения

Французский учёный Поль Брока, специализировавшийся на изучении функций и строения человеческого тела, в XIX в. провёл аналогии между патологиями отдельных областей мозга и нарушениями речи. Так был открыт участок, отвечающий за способность связно говорить. Область Брока дополняет участок Вернике, благодаря которой человек усваивает письменную и устную речь.

Согласно данным современных исследований, в процессе осмысления также участвует височная доля. Немецкий психоневропатолог и современник Поля Брока Карл Вернике искал связь различных недугов с повреждениями мозговой коры, среди заслуг учёного первое подробное описание афазии (патологии, включающей нарушения речи) и её причин. Изучением и классификацией этого недуга позднее также занимался немецкий профессор Людвиг Лихтгейм.

Исследования мозга указали анатомические причины нарушений говорения, однако это не удовлетворяло рассмотрению искажений речи как высшей психической функции. Английский невролог Джон Хьюлингс Джексон описывал устное вербальное общение в качестве сложной иерархии динамических процессов, зависящих как от деятельности сознания, так и от рефлексов, привычных реакций и подсознания.

Приверженец взглядов Джексона нейропсихолог Генри Хэд отстаивал мнение, что локализация и физиологическое обоснование связанных с речью недугов годятся лишь для объяснения симптомов, но не могут определять её функционирование.

Углублённому изучению речи по мере становления психологии предшествовали исследования лингвистов, так же интересовавшихся зависимостью говорения от разума и связанными с ним патологиями.

Украинский философ-языковед Александр Афанасьевич Потебня написал книгу «Мысль и язык» ещё в 1862 г. Среди видных учёных этого направления, в разное время проявлявших интерес к афазии, были Лев Владимирович Щерба, Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, Василий Алексеевич Богородицкий, Фердинанд де Соссюр и Роман Осипович Якобсон, определивший язык как динамическую систему.

Одним из наиболее общих определений речи является коммуникация посредством языка. Подвижки в изучении вопроса были и в среде психологии, уделившей большое внимание вербальному общению в первой половине XX в. Эти исследования легли в основу речи как одного из направлений общей психологии.

Дальнейшее изучение вербальной коммуникации привело к созданию ряда специализированных дисциплин. К примеру, советский психолог-невропатолог Александр Романович Лурия, совместив наработки психологии и неврологии, основал нейропсихологию – науку о соотношении психических процессов и мозговой деятельности.

Связав её с лингвистическими структурированием и характеристиками речи, Лурия положил начало нейролингвистике, изучающей активность мозга при вербальном общении. Развитию психолингвистики, как науке о закономерностях формирования и понимания речи, поспособствовали американские лингвист-семиотик Томас Себеок и психолог Чарльз Эджертон Осгуд.

Классификация

Одним из ключевых трудов по разбору вербальной коммуникации является книга Л. С. Выготского «Мышление и речь», выпущенная на заре советской психологии в 1934 г. В этом труде речь делят на внутреннюю и внешнюю. Обе используют визуальный, звуковой или тактильный образ в качестве ориентира. Первая формируется на основе второй и не предназначена для коммуникации, тогда как функцию второй осуществляют несколькими способами.

Внутренняя речь

Внутренняя речь человека используется при мышлении, возникновении планов и намерений.

Её главное отличие отсутствие озвучивания, она делится на 2 типа:

  • с проговариванием в уме;
  • без него.

Во внутренней речи, как правило, редко присутствуют явные второстепенные члены предложения, разум просто пропускает их. За это её также называют «свёрнутой». Мысленно проговариваемый вариант внутренней речи строится по схожей с её внешним типом структурой.

Внешняя речь

Внешняя речь бывает письменной и устной, последнюю также делят на монологическую и диалогическую. Монолог осуществляется одним лицом. Он является одним из самых древних типов коммуникации и характеризуется непрерывностью, обоснованностью, грамотностью и наличием последовательности. В процессе монолога большое значение имеет выразительность, востребованы жестикуляция и мимика.

Он бывает следующих типов:

  • выступление перед камерой или микрофоном;
  • речь, целью которой обычно является вызов каких-то чувств или реакции;
  • устное повествование о познанном, услышанном или увиденном.
  • доклад, несущий определённое сообщение или обобщение излагаемого материала.

Монологи различаются по сложности ведения и подготовки, которой требуют все их виды.

Диалогический тип коммуникации менее требователен к чёткости и завершённости высказываний. Речевые неточности не так заметны в процессе динамического контакта. В диалоге прямо участвуют 2 и более человек, поддерживая его самим процессом общения.

Второстепенными средствами ведения такой коммуникации являются:

  • интонация;
  • выражение лица;
  • жестикуляция;
  • тембр голоса.

Участвующие в диалоге также могут вместе наблюдать за чем-то. Одним из его признаков служит обсуждение текущей ситуации, положения дел или чего-либо, фигурирующего в общей действительности. Беседа это диалог на какую-либо тему. Её обычными назначениями служат обмен информацией, определение компетенции, оказание эффекта на собеседника, убеждение или внушение ему чего-либо.

Отдельным типом внешней речи является письменная коммуникация. Её стали использовать позже устной. Одним из базовых назначений письма является длительное хранение информации. Этот вид коммуникации не имеет второстепенных средств выражения помимо синтаксиса и пунктуации. Письменную речь используют в качестве одного из способов ознакомления с мировыми культурами, она часто бывает предназначена к общественному пользованию.

Начало развития речи

Речь как науку углубленно начали изучать в 20-м веке. При этом начиная с древности существовали науки, которые были также направлены на постижение речи, такие как языкознание, логика, поэтика, теория словесности, риторика и теория сценической речи. Что касается 20-го века, то он принес новые направления в изучении речи, такие как психолингвистика, теория коммуникации, исследования речи ребенка, теория билингвизма, социолингвистика. Толчок в развитии получила функциональная стилистика, исследования разговорной речи, возникла фонология, функциональный и коммуникативный подходы в грамматике, статистика языка и речи, семиотика, фонология и компьютерные языки. Тогда же стали активно изучаться функции и формы речи. Психология изучает процесс обмена информацией в тесной взаимосвязи с мышлением и сознанием.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]