Интеллект по наследству Как гены и среда влияют на уровень интеллекта

В США в последние три-четыре десятилетия популярны исследования, связанные с выявлением соотношения между наследуемым и приобретенным интеллектом. Интерес к этой теме связан с быстрым развитием генетики и, как ни странно, с растущим количеством мигрантов, в особенности из стран Латинской Америки и Восточной Азии. Приехавшие в Соединенные Штаты люди привносят в жизнь страны свои традиции и порядки, а также по-своему воспринимают местные обычаи.

Естественно, ученых интересует, насколько эффективными оказываются познавательные методы, используемые новыми гражданами страны, и какое место в новом мире могут занять классические западные когнитивные установки и их адекватность современным реалиям, а также влияние изначальных условий — врожденного уровня интеллекта.

«Лента.ру» решила проанализировать несколько исследований, в которых анализируются статистические данные о корреляции приобретенного и врожденного интеллекта, уровня жизни, этнической и классовой принадлежностей.

Подвижный и кристаллизованный интеллект

Под интеллектом понимаются обычно умственные способности в целом: наличие знаний и умение их применять. Это предполагает существование абстрактного мышления, способность к получению новой информации и возможность ее использования. Такое определение интеллекта свойственно, прежде всего, западной культуре. В традиционных обществах некоторых регионов Африки и Восточной Азии с таким определением интеллекта не согласились бы: в ряде азиатских культур ценится не абстрактное знание в целом, а главным образом прагматичность и мудрость.

Афроамериканка Кондолиза Райс — 66-й Государственный секретарь США — яркий пример, вызывающий сомнение в генетической предопределенности интеллекта

Фото: Department of State

Стандартный, хотя и спорный способ измерения уровня интеллекта основан на использовании -тестов. В результате прохождения этих тестов испытуемый набирает некоторую сумму баллов, по количеству которых и можно судить об уровне его интеллекта.

Западные психологи и социологи, по примеру Рэймонда Кэттела, выделяют из общего два основных типа интеллекта, в зависимости от динамики его проявления: подвижный и кристаллизованный. К первому относится совокупность знаний и умений, реализующих организационные функции интеллекта: внимание, торможение, скорость реакции. Кристаллизованный интеллект связан с фактическим уровнем знаний. Как считают ученые, примерно до 15 лет уровень подвижного интеллекта растет. В среднем к 20 годам уровни двух типов интеллектов совпадают, а затем растет только кристаллизованный интеллект. К 55 годам начинает падать и кристаллизованный уровень интеллекта.

Ученые связывают подвижный интеллект с активностью в префронтальной коре головного мозга и передней части поясной извилины. Эти зоны головного мозга также ответственны за реакции на стресс и эмоции. Люди с нарушениями в этих областях испытывают затруднения в тестах на определение части IQ, связанной с подвижным интеллектом, но почти без затруднений продолжают проходить тесты на кристаллизованный интеллект.

Латиноамериканка Дженнифер Лопес

Фото: dvsross/ wikipedia.org

Классическим способом определения уровня подвижного интеллекта является тест с использованием прогрессивных матриц Равена. В этом тесте испытуемому предлагается набор меняющихся картинок с изображением группы из трех комбинаций геометрических фигур, в которой нужно угадать, какой четвертой фигуры не хватает на картинке. Измерение уровня кристаллизованного интеллекта обычно предполагает наличие специфических знаний, в том числе и социокультурных, и включается в тесты для измерения общего IQ.

Кроме вышеприведенной классификации интеллекта, существуют и другие. Например, некоторые исследователи рассматривают творческий тип интеллекта, который также включает в себя несколько подвидов.

Этапы развития интеллекта

От рождения и примерно до двух лет малыш познает окружающую действительность только через органы чувств. На этом этапе к нему приходит осознание, что он является автономной частью мира, а любые его действия приводит к каким-то последствиям.

Около двух лет начинается новый этап развития. Ребенок мыслит уже не конкретными предметами, как ранее, а образно, символами. Сначала малыш эгоцентричен, но постепенно начинает понимать, что в мире существуют и другие люди с собственными мнениями и точками зрения.

В возрасте примерно 7 лет ребенок уже максимально активно мыслит символами, например, находит количество несуществующих птенцов в арифметических задачах. Он уже способен классифицировать предметы, знаком с принципом сохранения вещества. Начиная с 11-12 лет дети мыслят и абстрактно, и конкретно, понимают метафоры, находят аналоги, прислушиваются к мнению других.

Точки зрения

По всей видимости, большинство ученых скажут тривиальное: хорошая наследственность в совокупности с хорошим уровнем жизни (воспитанием, образованием и медицинской защитой) являются залогом наиболее успешной стратегии для получения максимального уровня IQ. Однако, остается неясным вопрос о соотношении врожденного и приобретенного уровней интеллекта. С этой целью примерно в течение последних 40 лет ряд психологов и социологов из США исследовал разные группы американцев, относящихся к различным культурным, этническим и социальным группам. В выборке исследователей фигурировали четыре основные группы: белое население США, афроамериканское, частично — испаноязычные жители США и переселенцы из Восточной Азии (главным образом, китайцы).

Коэффициент корреляции определяется как мера линейной зависимости двух случайных величин. Он может меняться от -1 до 1, где -1 означает полную отрицательную зависимость, 0 — ее отсутствие, а 1 — полную зависимость. В социологии и психологии, как правило, корреляция более 0,50 считается высокой.

Ученые наблюдали за детьми и подростками из выборки и их взрослением; в ходе исследования проводили замеры уровня IQ. Полученные данные соотносились с уровнем жизни, доходами и некоторыми другими параметрами, характеризующими семьи, в которых жили дети, а также уровнем IQ биологических родителей и приемных семей. Также специалисты изучали динамику изменения уровня интеллекта в течение наблюдения и влияние среды на такое изменение.

Споры исследователей сводятся к вопросу о соотношении доли наследуемого и приобретенного интеллекта, а также о роли среды в его формировании. Сторонники того, что интеллект является наследуемым, доводят уровень его предопределенности генетическими факторами до 85 процентов, на остальные 15 процентов приходится, по их мнению, вклад среды. К числу приверженцев таких взглядов относится, например, социальный психолог Артур Дженсен. В своих выводах ученый опирался на исследования детей, которые состояли в родстве, но росли в различных социальных условиях. Всего ученый обобщил данные более 200 работ других ученых. По мнению психолога, на уровень интеллекта таких детей могли оказать влияние только факторы среды.

Дженсен заметил, что у однояйцевых близнецов при совместном воспитании генетические факторы обусловили коэффициент корреляции в уровне интеллекта, равный 0,83 (где 1 соответствовало бы предельное значение корреляции). Однояйцевые близнецы, воспитывавшиеся раздельно, имели корреляцию в уровне интеллекта в 0,74. Корреляция в уровне интеллекта у разнояйцевых близнецов при совместном проживании составила 0,59.

Между тем, данный показатель между уровнем интеллекта у приемных детей, воспитывавшихся совместно, составил всего 0,26. По-видимому, результаты обобщения Дженсона могут свидетельствовать о том, что влиянием генетических факторов обусловлена значительная часть уровня интеллекта.

Не все психологи согласны с выводами Дженсона. Основной недостаток анализа ученого, по их мнению, состоит в особенностях репрезентативности выборки. Среди основных факторов, выделяемых критиками подхода Дженсона, например, Ричардом Нисбеттом, являются, например, возраст детей, взятых на усыновление приемными родителями, характер отбора таких детей приемными родителями (не всех детей и не всем родителям позволяют усыновлять) и продолжительность наблюдения.

Справа — будущий австралийский математик китайского происхождения Теренс Тао. Учился и работал в США

Фото: Terence Tao

Так, чем в более взрослом возрасте происходит усыновление детей, тем менее всего обнаруживаются корреляции между уровнем их интеллекта. Ученые сходятся в одном: влияние условий среды особенно важно в самом раннем возрасте, дальше оно начинает снижаться. Тут, по мнению исследователей, может скрываться одна из причин, по которой обнаруживается высокая корреляция уровня интеллекта у однояйцевых близнецов: эти дети воспитывались изначально в одинаковых условиях.

Различие в коэффициентах корреляции, равное 0,24 для однояйцевых и разнояйцевых близнецов, воспитывающихся совместно, почти совпадает с различием в 0,26 для приемных детей, воспитываемых совместно. Также ученые отмечают, что большое влияние могут оказать и одинаковые условия внутриутробного развития для однояйцевых близнецов: некоторые исследователи доводят корреляцию до 0,20. Таким образом, доводы Дженсона относительно легко разрушаются детальным исследованием выборки, используемой ученым.

РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

Развитие интеллекта у детей крайне важно. Однозначного понимания того, что такое интеллект, нет. В науке существует три подхода, каждый из которых предлагает свое определение этого понятия.

  • Интеллект предоставляет способность личности адаптироваться к окружающей среде.
  • Интеллект определяет индивидуальные показатели усвоения человеком знаний, умений и навыков.
  • Интеллект является показателем возможности использовать абстракции.

Развитие интеллекта и мышления ребенка необходимо. Интеллектуальные способности представляют собой совокупность различных умений. Существует ошибочное мнение, что сформировавшийся интеллект не нуждается в развитии. Однако научно доказано, что человек даже в зрелом возрасте может добиться значительных успехов в развитии интеллекта. Часто дети и подростки не уделяют достаточного внимания совершенствованию умственных способностей. Взрослый человек способен наверстать упущенные возможности, но для этого придется приложить много усилий.

На развитие интеллекта у детей школьного возраста также стоит обратить внимание. Одаренные личности, достигшие успеха в развитии специальных способностей, нередко считают, что развивать остальные индивидуально-психологические особенности необязательно. Это мнение также ошибочно. Развитие способностей лишь в одной сфере жизнедеятельности может привести к затруднениям при решении не связанных с ней задач. Например, людям с математическим складом ума тяжело справляться с заданиями гуманитарной направленности. Гармоничное развитие интеллекта позволяет легче приспосабливаться к изменениям окружающего мира, добиваться успехов в разных областях.

Афроамериканцы и латиноамериканцы

Статистически уровень жизни афроамериканского и испаноязычного населения США ниже, чем белого. В том числе и поэтому средний уровень IQ у них также ниже. Однако, не является ли такой вывод противоречивым в сравнении с предположением о решающем влиянии генов на интеллект?

Как оказалось, средний уровень IQ афроамериканского населения США в настоящее время совпадает с таковым для белого населения в 1960-х годах. Такое повышение уровня интеллекта сложно объяснить изменением в генах; скорее всего, это связано с общим повышением влияния среды и увеличением общей вовлеченности черного населения США в общественную жизнь страны.

Между тем, критики такой точки зрения склонны считать, что повышение IQ, произошедшее не только у черного, но и у белого населения, свидетельствует, во-первых, об изменении методов определения коэффициента интеллекта и, во-вторых, о сохранении положительных генетических изменений в популяциях цветного населения, которые и позволили последним повысить средний уровень IQ. Также ученые считают немаловажным фактор изначальной неуверенности афроамериканского населения в своих интеллектуальных способностях.

Что такое интеллект

Интеллект – это, другими словами, ум, разум. Интеллектуально развитый человек способен:

  • мыслить логически и абстрактно мыслить;
  • анализировать поступающую информацию;
  • понимать причинно-следственные связи;
  • быть податливым обучению;
  • находить правильные научные, практические и ежедневные жизненные решения.

У такого человека легче проходит адаптация к изменениям в окружающей действительности, он лучше планирует, умеет ставить цели и добиваться их. Выше IQ – это значит лучше память и способность концентрироваться, богаче словарный запас.

Признаки умного человека

Каждый из нас личность и у каждого есть свои повадки в поведении. Но, если провести анализ действий и поведения, то можно установиться их связь с умом. Этот материал не только поможет понять, какой перед вами собеседник, но и заняться самоанализом. А в дальнейшем, можно и заняться «тренировкой» своих умственных способностей.

  • Развеем и так поставленный под сомнение миф – отличник не всегда самый умный. И у него может не быть красного диплома или же вовсе высшего образования. Точно так же и с рабочими должностями. Умного человека выделяет то, что он знает, чего хочет. Он не разменивается на общепринятые требования или стандарты, а выделяет главное и интересное для себя. И реализовывается в этом направлении.
  • Но умный человек не остановится на достигнутом знании. Он постоянно будет дополнять, узнавать новую информацию. Ведь для развития и постоянного роста нужны еще знания, и тогда можно стать еще лучше. Да, даже соцсети могут быть полезными. Правда, речь сейчас не идет о банальных картинках или анекдотах.

ВАЖНО: Умный человек придерживается умственной диеты. То есть, он развивается всесторонне. Если он специалист в своей области, то обязательно будет интересоваться и другими сферами и профессиями. Но в меру! Он не будет жадно хватать любую информацию, если он увидел ее в интернете или прочитал в газете. То есть, любой поток информации нужно фильтровать и отсеивать лишнее.

  • Также умные люди очень внимательны к мелочам. Они не идут за принятыми штампами, а выделяют свои требования. Даже к цвету, фасону, к прочим деталям просто до мелочей. Все составляющие их жизни должны быть в полной гармонии, чтобы создать целое. А главное, они хотят и достигают гармонии в своих чувствах, мыслях, ощущениях.
  • Под баланс попадают все сферы его жизни. Поэтому, трудоголик – это не показатель ума, а скорее неумение совмещать между собой разные части жизни. Умный человек грамотно и без какого-либо ущерба скомбинирует между собой и работу, и дом, и семью, и даже свои личные интересы.
  • Умный человек больше слушает, нежели говорит. Нет, ему есть что сказать или добавить. Но умный человек будет вникать в информацию, задавать наводящие вопросы, чтобы дополнить чем-то новым и полезным свои знания.
  • Умный человек никогда не кричит всем и каждому, что он самый умный. Даже, если в комнате среди других людей он и в самом деле такой. Во-первых, он посчитает это глупым и бесполезным занятием. А во-вторых, он даст почувствовать, что каждый тоже много стоит. И конечно, унизив или дав понять другому человеку, что он глуп, умный сам же опускается до его уровня. Если и не ниже.


Умный человек развивается всесторонне

  • Он не раскрывает свои способности. Опять же, умный человек не будет кому-то что-либо доказывать. Если этого потребуют обстоятельства, то он проявит свои возможности. Но только по делу и факту.
  • Умный человек читает книги. Но они могут быть и в электронном варианте, а также он просматривает фильмы. Важно, как он их выбирает. Он выделяет сюжет и смысл, а не популярность и «количество лайков». Также обстоят дела и с музыкой. Умный человек не отбрасывает классику только из-за прошедшего времени, но и о новых жанрах не забывает.
  • Умный человек не критикует и не осуждает. По той причине, что для любой оценки нужен дополнительный контекст. Поэтому, перед любым выводом он проанализирует, взвесит и проведет связь между всеми событиями и последствиями.
  • Умный человек понимает, что в нашем мире практически все создано руками человека. Поэтому, он в качестве благодарности хочет отдать что-то от себя. Покупая, он не жалеет потраченных денег. Также вносит хоть и незначительную, но свою лепту – создает что-то и своими руками.

ВАЖНО: Умный человек не боится и даже нуждается в одиночестве. Ведь главные мысли и идеи происходят внутри человека. Соцсети использует для познания, а не для заполнения пустоты во времени. Более того, он умеет концентрироваться на чем-то определенном и важном. Умный человек в прямом смысле умеет замыкаться в себе и своих мыслях.

  • Его расширенный кругозор позволяет со всеми общаться на их «языке». То есть, с писателями через книги, а с художниками через картины. Он не поставит умными фразами другого человека в неловкое положение, поэтому и общаться будет на равных.
  • Умный человек всегда доводит начатое дело до конца. У него не возникает подобных мыслей, а вдруг результат не принесет никакой пользы. Поэтому, умный человек всегда все детально анализирует перед началом действий.
  • Также он не боится и ошибиться. Это саморазвитие и движущая сила вперед, поэтому без ошибок никак. Но он не будет повторять их снова. Умный человек всегда сделает из опытного урока правильный вывод.
  • Нет никакой удачи! В этом мире все зависит только от нас самих. Если ты потрудился, то достигнешь результата. Да, если и другие составляющие жизни, которые могут повлиять на ход событий. Но это точно не судьба. Значит, нужно с новой силой взяться за действие или провести подробный анализ.
  • Умный человек никогда, ничего и никому не доказывает! Он признает свои ошибки. Для него быть «правым» не столько важно, поэтому он не врет. Умный сделает вывод и получит долю саморазвития.
  • Также он умеет приспосабливаться к разным ситуациям. Он знает, как вести с теми или иными людьми и при определенных условиях. Он может быть мягким, как глина, но, в то же время, имеет стальной стержень.
  • И умный человек всегда остается оптимистом. Он не впадает в депрессию или апатию из-за неудач. А, наоборот, пытается извлечь урок. Обратите внимание, что у умных людей на лице практически всегда есть улыбка.

Несколько моментов, которые сразу же бросаются в глаза или как себе помочь:

  • По статистике более умные, авторитетные и успешные люди имеют опрятный внешний вид. Нет, они не бегут сломя голову за новой дизайнерской вещью. Они выбирают свой стиль, но умный человек всегда чисто и аккуратно выглядит.
  • Равномерное и глубокое дыхание помогает насытить мозг кислородом. Это не только помогает для умственной деятельности, но и дает спокойствие и уравновешенность.

ВАЖНО: Матерные слова не только влияют на нашу судьбу не лучшим образом, но и засоряют мозг. А в глазах собеседника ругающийся человек теряет значимость и авторитет. Запомните, умный человек использует «чистую» речь.

  • Осанка также скажет о вашем уме. По статистике, язык тела играет важную роль в общении между людьми. И если человек сутулиться, то это говорит либо о его неуверенности, либо о его стеснительности. Также сутулость – это признак лени.

Как отличить умного человека от глупого?

Выше была предоставлена подробная информация, чем отличается глупый человек от умного представителя. Чтобы было легче усвоить и понять аналогию, ниже будут предоставлены основные критерии отличия.

  • Взгляд на жизнь и наличие проблем: У глупца они постоянно. Он все время жалуется на мужа (жену), детей, работу и вообще вся жизнь плохая. Глупец сам же их и создает. Но не умеет заниматься самоанализом и здраво реагировать на критику.
  • Умный же человек не падает духом и не видит негативного влияния судьбы, а выносит урок. Он анализирует в данной ситуации себя в первую очередь. Сопоставляет связи с действиями и результатами, и обязательно будет решать проблемы.
  • Отношение к власти:
      Глупцу нужно, чтобы им руководили и управляли. Да, он будет жаловаться на своего босса. А главное – у него нет уважения. Бывает, что глупцы занимают и руководящие должности. Они не только не уважают своих подчиненных, но и пытаются подавлять их, чтобы в своих же глазах казаться более значимым.
  • Умный редко склоняется перед сильными представителями, но, в то же время, он имеет уважение к ним. А если перед ним опытный человек, то он обязательно перехватит часть знаний.

  • Критерии отличия умного от глупого

    • Боязнь одиночества: Глупцы боятся остаться наедине с собой, он нуждается в постоянном общении. Более того, от него редко можно услышать о том, какой же он одинокий, и что все его бросили.
    • Умный человек хорошо ладит и с компанией людей, и со своими мыслями в гармонии. Более того, для него полезно отдохнуть от разговоров и поразмышлять или впитать дополнительные знания.
  • Правда или ложь:
      Глупые люди не знают, как правильно преподнести правду. А часто бывает, что нужно себя ложью оправдать. Поэтому, глупец врет часто, если не постоянно.
  • Умный же человек и свои ошибки признает, и правду скажет в деликатной форме.
  • Уверенность в себе и своих силах:
      Глупец с пеной во рту будет доказывать свою правоту. Но и это еще не все, он слишком горд, чтобы просить о помощи или признавать ошибки.
  • Умный же человек понимает, что уважение нужно заслужить. То есть, для этого нужно самому что-то сделать. И не кричать о своих победах, а доказывать их действиями.
  • Нестандартные сигналы, которые выделяют умного человека от глупой личности:

    • Наверное вы слышали, что порядок в квартире или доме не указывает на наличие «чистоты» в голове. И это верно. По статистике, у умных людей беспорядок в доме бывает куда чаще, нежели у глупцов. А дело в том, что в жизни есть дела важнее уборки – вспомните про баланс всех сфер жизни.
    • А еще, лень – это плохо, но иногда даже полезно. Это необходимо, чтобы дать организму отдохнуть и набраться сил перед важным событием. Иногда, подобное дает и творческое вдохновение.
    • Вы честны перед собой, в первую очередь – это признак умного человека. Для того чтобы придумать ложь, нужно потратить время, обдумать все до мелочей. А в результате все равно все раскроется.
    • Умный человек чувствует, когда его обманывают. Он очень тонко улавливает мотивы и желания других людей, да и умеет трезво анализировать ситуацию, что не ведется на пустые уловки.


    Умный человек

    • Еще раз о балансе – умный совместит работу с домом. И он не станет растворяться в своей второй половинке, ведь имеет свои интересы и хобби. То есть, он реализовывается и развивается не только в отношениях или на работе. Глупый представитель же хватается за все и нигде не успевает.
    • Глупый человек «застрянет» в прошлом. Он копается и думает, как нужно было поступить еще тогда, лет 10 назад. Умный представитель живет настоящей жизнью. Он вынес урок и опыт с прошлого, но не зацикливается на нем.
    • Умный человек допускал ошибки и в настоящем ошибки совершает. Он не боится их, ведь это движение вперед.
    • Глупые люди порой излишне эмоциональны, они могут долго страдать или же веселится в неположенном месте. Умная личность знает, где и когда давать волю чувствам. Они руководствуются следующим: прочувствовать, отпустить и жить дальше. То есть, потери или победы не будут долго «смаковать».
    • И еще раз, глупый всегда спорит и доказывает, что он самый умный. Умный человек же никому и ничего не доказывает.

    Интеллектуальная жизнь

    Человечество еще со времен своего «зачаточного состояния» стремилось вырваться из плена животной природы и задействовало для этого все ресурсы, дарованные ему этой самой природой.

    Но все же законное место под солнцем ему удалось завоевать исключительно за счет уникальных качеств собственного мышления.

    Наиболее «эффективными» из этих свойств оказались:

    1. Логичность – благодаря логике люди выстраивают длинные цепочки зависимостей, учитывают все свойства объекта.
    2. Доказательность – доказанные цепочки можно преподавать будущим поколениям в качестве достоверных фактов, постепенно наращивая объем накопленных предками знаний.
    3. Критичность – эта характеристика человеческого мышления позволяет отбрасывать устаревшие или недостоверные результаты, чтобы информация всегда оставалась актуальной.
    4. Широта – именно широта мышления отвечает за охват огромного пласта проблем и соответствующего их решения в рамках конкретных обстоятельств.

    Таким образом, понятие интеллекта, ранее ограниченное только смысловым оттенком набора разнообразных умственных способностей, предстает нам в новом качестве – как обобщенный комплекс поведенческих характеристик, непосредственно связанных с успешностью процессов адаптации к новым и более сложным жизненным задачам.

    Тем не менее в основе человеческой природы лежат и другие качества, которые некогда позволили Homo sapiens выделиться из мира животных, а затем выйти за пределы существования одного человека и стать точкой отсчета развития социума.

    Это стало возможным благодаря таким особенностям интеллекта, как:

    1. любопытство;
    2. глубина ума;
    3. гибкость.

    Пытливость ума и познавательная деятельность каждого из индивидов обеспечили дальнейшее развитие интеллектуальных способностей благодаря искреннему интересу к окружающему миру.

    Глубокий интеллект помогал отделять значимые задачи (поиск пищи, крова) от незначительных (вкуса еды, внешнего вида жилья), а гибкость ума позволила человеку использовать накопленный опыт как можно шире и научила его расставлять приоритеты.

    Со временем человек научился преодолевать ограниченность мышления и отрешаться от его шаблонности. Ну а благодаря «подвижности» интеллекта Homo sapiens обрел способность в считаные минуты наделять знакомый предмет новыми свойствами – в итоге обычная палка могла стать как оружием, так и посохом или инструментом.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]