Что такое творческое мышление
Креативность — это изобретательность, предприимчивость, свежие идеи, непротоптанные тропы, отличные решения, острый ум и быстрая готовность генерировать альтернативные пути решения задач.
Это процесс достижения любой цели нестандартным путем. Умение видеть новые способы, методы и идеи. Даже там, где, казалось бы, все изведано. Творческий подход в принятии решений приводит к новым открытиям и явлениям. Его развитие «снимает шоры» и открывает новые грани мышления.
За творческое мышление отвечает правое полушарие мозга. Оно не подвергает мысли логике и анализу, выдает только образы. Поэтому при должной гибкости выдает свежие идеи легко и без чрезмерных усилий.
Тесты на выявление способностей к творчеству
Тест Дж. Гилфорда
Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.
Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:
- Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
- Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
- Уникальность ответов.
Тесты Э. Торренса
Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.
Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:
- Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
- Разносторонность ответов.
- Неповторимость предложенных решений.
- Конкретизация идей и решений.
Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.
Тест Е. Туник
Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:
- Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
- Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
- Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
- Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.
Особенности креативного мышления
Творческого человека отличает:
- стремление найти нетривиальное решение задач
- умение видеть новое в обыденном, использовать знакомые вещи иначе
- способность менять фокус внимания с привычного точки зрения на новую
- готовность генерировать идеи в любой обстановке, даже если она не содержит источников вдохновения
Ценность креативного мышления невероятно выросла за последние несколько лет. Если раньше умение нешаблонно мыслить ассоциировался в основном с обязанности креативных агентств, то сейчас спектр применений креатива сильно расширился.
Часть 2. Как повысить свой креативный потенциал
У каждого из нас разная способность придумывать креативные решения. К счастью, эту способность можно улучшить. Существуют два основных пути:
- изменение окружающей среды
- применение специальных техник
Я поделюсь несколькими принципами по работе со средой, которые использую сам и имеют научное подтверждение. На тему специальных техник написано несколько толковых книжек. Поделюсь списком в конце статьи.
Что может повысить креативный потенциал:
1. Переключения между задачами Вы наверняка слышали историю про Архимеда, который придумал решение задачи, сидя в ванной. Про Ньютона, который сделал своё открытие, сидя в саду под яблоней. Про Эйнштейна, любившего играть на скрипке в перерывах между размышлениями. Все эти личности занимались процессом, который в науке принято называть mind wandering — блужданием ума.
Блуждание ума считается важным процессом в креативном мышлении. Этот процесс позволяет найти нетривиальные связи между идеями. Противоположным ему считают cognitive fixation — процесс, когда вы буквально зациклились на выбранном решении проблемы, не видите альтернативных подходов.
Само креативное мышление принято разделять на два вида: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление — способность найти несколько решений для одной и той же задачи. Конвергентное мышление — выбрать из этих решений самое эффективное.
Исследование 2022 года показало, что переключения между задачами способны снизить cognitive fixations и повысить эффективность обоих типов креативного мышления. Причём для конвергентного мышления эффект был сильнее.
Испытуемых разбили на три группы. У каждой из групп было по 12 минут на выполнение задания. Первая группа должна была переключаться между задачами каждые 30 секунд. Вторая работала в комфортном ей режиме. Третья должна была работать 6 минут без переключений над первой задачей, затем 6 минут над второй задачей.
Первая группа справилась с заданием значительно лучше двух других. Что интересно, вторая группа показала такой же результат, как и третья. То есть инстинктивно мы выбираем неэффективную стратегию работы над креативными задачами.
2. Придумывать идеи в одиночестве, обсуждать коллективно При работе над новым продуктом приходится устраивать коллективные мозговые штурмы. Увы, эти встречи не всегда заканчиваются результативно.
Мне сразу вспоминается мультик про Винни-Пуха, где Винни говорит: «Это какие-то неправильные пчёлы, и они делают неправильный мёд». Так и с мозговым штурмом: он какой-то неправильный. Остаётся осадок после встречи, что ничего нового ты не узнал и потратил время впустую.
Наука и здесь подсказала способ решить проблему. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого из участников придумать несколько вариантов решения проблемы в одиночестве. А совместную встречу использовать не для генерации вариантов, а для выбора самых лучших из общего списка. Такое простое решение повысило «новизну» предлагаемых решений.
Почему это сработало: групповая работа склоняет человека к принятию конформных решений и возникновению cognitive fixation. Это тенденция излишне фокусироваться на одном единственном решении. Во время групповой работы участники начинали раскручивать уже имеющиеся идеи, вместо поиска принципиально новых решений.
3. Музыка Исследователи решили посмотреть, как музыка разных типов будет влиять на креативное мышление. Они подобрали четыре режима музыки: спокойную, счастливую, печальную и тревожную. Контрольная группа работала в тишине.
Работу дивергентного мышления тестировали с помощью задания «придумайте как можно больше способов использования кирпича». А работу конвергентного мышления — через тест вербальной креативности на поиск связующего слова для трёх других.
Оказалось, что счастливая музыка повышала эффективность дивергентного мышления и почти никак не влияла на конвергентное. Увы, по остальным типам музыки не нашёл результаты влияния на креативность. Если найдёте, буду очень рад и добавлю в статью.
Здесь можете найти оригинальные композиции из исследования.
4. Юмор Дивергентный тип мышления напрямую зависит от текущего эмоционального состояния. Первый способ поднять настроение — послушать счастливую музыку. Второй способ — юмор.
Спонтанные шутки расслабляют человека и включают рассеянное внимание вместо сфокусированного. Это способствует возникновению неочевидных связей между разными идеями. Получившиеся решения отличаются новизной и оригинальностью.
Юмор положительно влияет не только на качество самих решений, но и на их количество. В исследовании MIT импровизационные комики придумали на 20% больше идей и на 25% более креативные решения, чем профессиональные продуктовые дизайнеры.
У профессиональных импровизаторов можно многому научиться. Так и вышло с участниками эксперимента в MIT. Испытуемые, которые прошли специальный воркшоп, на 37% лучше справились с заданием, чем до прохождения тренинга.
Один из самых эффективных приёмов в импровизационной комедии — “Да, и”. Задача: продолжить историю за партнёром так, чтобы она не потеряла интерес. Вы должны одновременно соглашаться с предыдущим партнёром и давать зацепку для следующего, чтобы он тоже мог интересно продолжить историю.
5. Воспроизведение идей (recall)
За воспроизведение информации и создание новых идей отвечает одна и та же зона мозга. Одна из выгод воспроизведения: создание ассоциативных связей с другими идеями. Воспроизведение информации создаёт больший потенциал для рождения новых идей.
По своей сути креативное мышление — это соединение двух обычных объектов необычным способом. Воспроизведение помещает информацию из долговременной в рабочую и позволяет производить активные мыслительные операции. Так вы можете соединить старую информацию с только что изученной и получить новое решение.
Я активно использую эту методику с помощью личного дневника. Выписываю на бумагу любую мысль, которая пришла в голову. За полтора месяца активного использования техники придумал идеи для 15-ти проектов, которые хочу реализовать в будущем. Я положительно оцениваю полезность этих идей.
Где применять креативное мышление
- Реклама. И речь не только рекламных агентствах. Умение выделиться нужно крупным и малым компаниям, самостоятельным экспертам, которые запускают собственные продукты.
- Творчество. Писательство, рисование, танцы, съемки фильма и любые другие творческие проявления требуют особого подхода. Результат должен зацепить и выделиться среди аналогов. Автор с высоким уровнем креативности свободно выражает внутренние порывы. Наверняка вам знакомо состояние, когда в голове крутится мысль, но вы не можете ее выразить. С креативным мышлением творческая реализация не вызывает трудностей.
- Бизнес. Развитие бизнеса — постоянный путь и принятие сотен решений. Невозможно запуститься и расслабиться, пожиная плоды. Постоянный поиск новых путей развития, шагов, стратегий, выход из тупика и масштабирование сопровождает умение креативно думать. Оно на высоком уровне? Компания развивается интенсивнее и заметна клиентам.
- Блогерство. Есть такое определение — УТП — уникальное торговое предложение. Оно касается не только фирм, но и каждого человека, работающего на аудиторию. Умение выделиться среди конкурентов — главная задача. Аудитория любит нестандартный подход, и за его продумывание отвечает способность мыслить не как все.
А здесь вы можете почитать удивительную историю очень творческого и креативного человека, запустившего онлайн-школу фотографии.
Даже самое скучное превращать в интересное
Стимуляция познавательной активности – едва ли не важнейшая задача любого учителя, однако не менее важно этот уровень еще и удержать. Рутинная подача материала может свести на нет все старания, приложенные ранее, и полностью отбить у ребенка охоту узнавать новое
Именно поэтому столь важно сделать учебный процесс максимально интересным. Воображение и творческое мышление в этом наилучшие помощники.
Дети всегда должны иметь возможность высказать собственную точку зрения, продемонстрировать угол, под которым они видят ту или иную ситуацию. Это может происходить не только непосредственно во время урока, но и при выполнении контрольных или самостоятельных работ. В литературе, к примеру, для этого отлично подходят сочинения на нестандартные темы. Чаще всего учителя предлагают своим воспитанникам написать работу, в которой в качестве главного героя выступал второстепенный персонаж изучаемого произведения.
В математике это может быть необычный способ подачи материала. Дроби, к примеру, можно изучать на примере долек мандарина. Формирование творческого мышления в данном случае происходит за счет задействования наглядного примера и повышения интереса к изучаемому.
Что мешает развить креативность
- Чужая оценка. Что скажут люди? А если я буду выглядеть глупо? Возможно, будете. Особенно в самом начале. Поставьте на чаши весов мнение со стороны и возможности, которые открываются благодаря нестандартному мышлению.
- Внутренний критик. Какие только отговорки не выдумает наш мозг. Шепчет, что выглядеть глупо даже перед самим собой — плохо. Так ли это? Представьте свою открытость миру и возможностям, если перестанете стесняться самого себя.
- Привычка действовать по шаблону. Еще одна уловка мозга: все должно быть предсказуемо, шаг в неизвестность = опасность. Но кто здесь главный? Можно всю жизнь идти однообразной проторенной тропой или раскрыть творческие способности на максимум и прожить жизнь ярко.
Рынок пресыщен предложениями и интересными персонажами. Сейчас развивается тренд на естественность и некую обыденность. Но это то же умение выделиться, только под другим углом.
Компания по установке пластиковых окон «Окна», парикмахерская «Мария», блогер «Настя» не соберут большую аудиторию, если за ними не стоит необычная и интересная история.
Продумывание этой истории, создание неизбитого сюжета, захватывающие повороты — все это требует умения мыслить креативно.
Совет. Развивать креативность мышления можно начинать с любого возраста. Конечно, детям ее нужно не развивать, а направлять и поддерживать. Но даже людям преклонного возраста под силу освоить этот навык. Просто нужно чуть больше упорства. Сила воли и регулярное выполнение тренировок — вот главные составляющие развития креативности.
Характеристики и факторы креативности
Чтобы развивать свое творческое мышление, важно понимать, какие существуют факторы развития креативности. Ведь креативность человека – это неоднородное свойство, имеющее несколько характеристик. В этой статье мы расскажем, как оценить творческие способности человека, а также рассмотрим ключевые характеристики и факторы творчества (креативности). Самыми распространенными свойствами творческого мышления, являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. На них мы и сосредоточимся. Читать подробнее…
4
Кому нужно развитие креативности
Давайте посмотрим глубже. Как умение думать иначе повлияет на жизнь обычного человека?
- Интересная жизнь. Креатив выводит нас за рамки привычного. Будни перестают быть серыми, жизнь играет яркими красками. Мы не выполняем то, чему научились. Мы сами придумываем интересное развитие своего сюжета. Усильте правое полушарие мозга, и вполне возможно, что по сюжету вашей жизни напишут отличную книгу.
- Преимущество над ИИ. В течение 20-30 лет роботы заменят людей на 50% существующих профессий. Развитие креативности позволяет самоидентифицироваться, как личность. Понять: какой я? Как мне найти свое место, чтобы остаться интересным и полезным для современного общества? Как жить счастливо?
- Продление молодости. Гибкое мышление полезно для здоровья. Пока молод мозг, мы в силах проживать ярко каждый день. Тренировки разума важны не меньше, а может даже больше, чем для тела.
Развивать гибкость мышления можно начинать с любого возраста. Конечно, детям ее нужно не развивать, а направлять и поддерживать. Но даже людям преклонного возраста под силу освоить этот навык. Просто нужно чуть больше упорства.
Сила воли и регулярное выполнение тренировок — вот главные составляющие развития креативности. Ранее мы делились с вами историей нашего резидента Ивана, который уже в 20 лет заработал 2 миллиона рублей, используя креативное мышление и не боясь неудач. Не проходите мимо и обязательно почитайте эту увлекательную историю по ссылке здесь.
Шесть шляп мышления
Этот метод позволяет взглянуть на возможные решения с разных точек зрения. Каждая шляпа представляет собой разный угол мышления, и во время занятия участники должны будут надевать их по очереди.
- Синяя шляпа: управление. Используется для координации совместной работы, определения стратегий обсуждения и состояния проблемы. Её надевают в конце и в начале сессии.
- Белая шляпа: Информация и факты. Используется для определения известных фактов и понимания, какой именно информации не хватает для полноты картины.
- Красная шляпа: эмоции и чувства. Используется для сокращения количества вариантов, их интуитивной и эмоциональной оценки.
- Черная шляпа: критическое суждение. Используется для выявления рисков, препятствий и опасностей.
- Желтая шляпа: оптимистичность. Используется для выявления преимуществ, поиска аргументов в пользу идеи.
- Зеленая шляпа: креативность. Используется для поиска творческих, нестандартных идей и решений.
Доска настроения (mood board)
Это коллаж, который помогает визуализировать проект. Он может состоять из изображений, текста, видео и образцов в определенной последовательности. Особенно часто доски используются дизайнерами и иллюстраторами. Мудборд может предотвратить разочарования из-за отсутствия четкого творческого направления и вдвое сократить общее время на проект. Ещё с их помощью можно вовлечь клиента на раннем этапе: согласовать с ним видение и показать, что работа ведётся.
SWOT-анализ
Матрицу SWOT можно представить в виде таблицы. Любой проект, идеи и продукт зависит от внешних и внутренних факторов: от того, как он устроен, и от того, как его воспримут на рынке.
Анализ помогает определить сильные и слабые стороны проекта, дополнительные возможности и вероятные риски. В бизнесе SWOT-анализ применяется в анализе конкурентов и ситуации, стратегическом планировании, для выявления возможностей и смягчения угроз.
Ассоциации — основа развития креатива
Ассоциации запускают создание новых явлений, решений, продуктов. Мы используем ассоциативное мышление ежедневно.
В создании нового мозг опирается на то, что знает, видел и помнит. Сознательно или нет он последовательно соединяет одно событие с другим. Такая цепочка приводит к «неожиданным» идеям. На самом деле процесс мог быть запущен давно и только нахождение новых ассоциаций приводит к его завершению.
Виды ассоциаций
- Схожие по признакам: лампочка — груша.
- Противоположности: холодное — горячее, свежо — душно.
- Близкие по расположению предметы и явления: кисть — краски.
- Причина — следствие: щекотка — смех.
Как усилить ассоциативное мышление
- Самостоятельно. Возьмите ручку и бумагу. Возьмите за основу любое слово, например, «креативность». В течение трех минут записывайте цепочку слов, где каждое последующее слово должно быть ассоциацией для предыдущего. В итоге у вас наверняка получится что-то далекое от исходника.
Затем еще в течение трех минут попробуйте связать первое и последнее слово в единый продукт, услугу. Как их можно применить, чем они будут полезны?
- В компании. Устраивайте с друзьями ежедневный ассоциативный «забег». Генерируйте слово за словом, придумывайте необычные связи. Это полезное и по-настоящему веселое занятие.
Такие элементарные упражнения дают ощутимые результаты примерно через 3 недели. Выполняя их, ум приобретет гибкость, вы станете замечать новые возможности, принимать интересные решения.
Необходимость развития разных видов мышления
Важно иметь представление о том, какой именно из видов творческого мышления нужно развивать для ситуаций и повседневности. Современные технологии позволяют выбирать оптимальный вариант из разнообразия. Способы развития мышления применяются для улучшения познавательного процесса. При этом творчество на начальном этапе отражает действительность с таким результатом, которого еще не существует. Развитие стратегического мышления либо пространственной, системной, позитивной его формы предпринимается для возможности изменять окружающие условия.
Примером всестороннего подхода может служить развитие математического мышления. Это сфера цифр и вычислений. Когда дело касается геометрии, становится понятно, что подобный склад ума — следствие интуитивного понимания пространства. Требуется воображение, умение представлять объекты в трехмерном отображении и их детали. Чтобы освоить эту функцию, понадобится развитие пространственного мышления. В результате можно анализировать свойства структур, трансформировать их, создавать. Установлено, что лишь части людей присуще пространственное мышление. Но и его можно успешно развивать.
Для чего нужна креативность в бизнесе?
- Чтобы придумывать оригинальные идеи. Торговать одеждой, продуктами и автозапчастями — дело хорошее, прибыльное. Замахнуться на необычную идею — куда сложнее. Однако такая идея способна озолотить того, кто первым до нее додумался.
- Чтобы выходить за рамки обыденного, расширять сознание. Нет, мы сейчас не о всяких стимуляторах — Боже упаси. Речь о том, чтобы заставить свой мозг мыслить нестандартно — как в бизнесе, так и в жизни.
- Чтобы развивать, масштабировать и совершенствовать собственное дело. Приток новых необычных идей — как глоток свежего воздуха. Особенно это касается тех, кто немного застоялся или испытывает трудности.
- Чтобы отстраиваться от конкурентов. Большинство бизнес-процессов — организация работы, взаимодействие с сотрудниками, выполнение должностных обязанностей, заключение сделок — в целом мало отличаются. Тот, кто сможет облечь их в новую форму, станет примером для других бизнесменом и гуру для клиентов.
Когнитивная сфера
Творческое мышление тесно связано со всеми когнитивными способностями человека.
Память
Люди, способные к творчеству, обладают специфическими видами памяти. Музыканты — слуховой, художники — зрительной, хореографы — двигательной, дегустаторы — вкусовой, скульпторы — тактильной и т. д. И абсолютно все они обладают образной и ассоциативной памятью. Обычные люди, решая задачу, используют только исходный материал. Креативные привлекают для этого весь свой прошлый опыт, который, казалось бы, совершенно не связан с проблемой. Психологи называют это «высокой готовностью памяти».
Внимание и концентрация
Креативные люди часто считаются рассеянными и несобранными. В большинстве случаев это правда. Просто они слишком заняты своим личностным восприятием окружающей среды и не мотивированы параллельно интересоваться чем-то другим. Например, на совещании они могут совершенно не слушать доклад начальника о подведении итогов за прошедший квартал. В этот момент они представляют на его месте мудрого филина (срабатывают ассоциации) или переносят его на берег лазурного моря и делают аниматором (желаемое вместо действительного). Зато, когда они увлечены процессом творчества, они могут работать часами, ни на что не отвлекаясь. Им не могут помешать ни посторонние звуки, ни голод. Психологи называют это полным погружением и вовлечённостью.
Восприятие
Креативные люди воспринимают мир не так, как все. Они способны увидеть в обыденных вещах и явлениях то, что раздвигает рамки привычного и дозволенного. Только для них «Чёрный квадрат» Малевича — чистое искусство во всей его красоте. Это они придумывают бытовые лайфхаки: чистят зубной щёткой подошву обуви, собирают ртуть с пола скотчем и выращивают рассаду в яичной скорлупе.
Воображение
Творческое мышление невозможно без воображения. Из всех когнитивных способностей между ними самая прослеживаемая связь. Только через воспроизведение в уме образов и ассоциаций человек способен создавать что-то новое, креативное, необычное, ни на что не похожее.
Интеллект
Как именно взаимосвязаны интеллект и творческое мышление, пока нет единого ответа. Множество талантливых людей, создавших бесценные шедевры искусства, имели IQ ниже среднего. Но известны и такие, у кого он зашкаливал. Точно такая же ситуация с обратной стороны: люди, обладающие высоким интеллектом, далеко не всегда отличаются творческим потенциалом. Особенно это заметно в школе. Отличникам, как правило, плохо даются музыка, рисование, прикладная деятельность. Но есть и исключения, когда ребёнок талантлив буквально во всём, демонстрируя высокие показатели по обоим критериям.
Многие склонны объяснять это конвергентностью и дивергентностью мыслительных процессов. Таблица наглядно продемонстрирует, что это такое.
Получается, что творческое мышление является основой мышления именно дивергента, а не конвергента.