Что такое рациональное мышление и как его развить в себе


Понятие рациональности

Перед тем как рассуждать о рациональном мышлении, сперва выясним, что значит рациональность в целом. Слово “рациональность” происходит от латинского термина ratio, что переводится как “разум”.

Принято считать, что наделенный этим качеством человек обладает умом, рассудительностью, логичностью, практичностью. Он эффективно и осмысленно решает задачи, не поддаваясь эмоциям и чувствам. Любую ситуацию рациональный человек может объяснить с логической точки зрения. Он уверен только в том, что может проверить и доказать на практике.

На основе этих знаний попробуем дать определение рациональному мышлению.

Рациональное мышление – это конструктивный мыслительный процесс, который построен на логических умозаключениях и направлен на принятие решений и достижение целей.

Простыми словами можно сказать, что это форма мышления, в основе которого лежит логика. Оно не подвластно эмоциям. Им руководит только разум.

Как правило, данный тип мыслительного процесса больше характерен для мужчин. Хотя в современном мире есть много женщин, которые занимают ответственные посты, ведут собственный бизнес и нередко обладают прекрасным рациональным мышлением.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Но если мужчины редко отступают от данного типа мышления, то женщины могут обращаться и к другим своим сторонам: интуиции, мечтательности. Стоит отметить, что именно эта способность женского ума иногда показывает эффективность в решении некоторых вопросов, поскольку не все можно решить одной лишь логикой.

Структуру логической интеллектуальной активности, как и мышления в целом, составляют такие формы рационального познания, как:

  1. Понятие.
  2. Суждение.
  3. Умозаключение.

Подробно эти и другие термины я объясняю в статье о видах мышления.

Единство чувственного и рационального познания. Эйдетическое познание

До сих пор мы тщательно избегали темы единства чувственного и рационального познания

Внимание было направлено на своеобразие того и другого, их относительную изолированность друг от друга. Однако многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязанности и, более того, взаимообусловленности чувственного и рационального

Психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными цепями взаимоопределения. В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное «пронизывают» друг друга.

Допустим, нас интересует психический образ «этого яблока», желтого, круглого и сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает собой различные цвета, среди которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса в данном случае представлено вкусом «сладкий». Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей.

Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точками, то психический образ любого объекта выступает как некий центр пересечения линий и точек.

В точке пересечения чувственные и рациональные формы познания образуют нечто целое. Исчерпывающим психическим образом «этого яблока» выступает синтез понятия «яблоко» и восприятия яблока. Понятие яблока не есть исчерпывающий психический образ именно «этого » яблока. Восприятие яблока не дает образ яблока. Только вместе, в согласовании друг с другом, понятие и восприятие яблока дают адекватный психический образ «этого яблока».

Психические образования, выступающие синтезом чувственного и рационального, обладают целостностью и соответственно интегральным качеством. Так, мелодия воспринимается как целое, совсем необязательно она структурируется субъектом на чувственную и рациональную составляющие.

Принципы рационального мышления

Можете ли вы назвать себя рациональным человеком? Ниже я приведу признаки, которые помогут вам сделать выводы о своем мышлении.

Итак, мыслить рационально – это:

  1. Думать о будущем больше, чем о прошлом. Рациональные мыслители заботятся о прогрессе и фокусируются на своих целях и задачах, а не на событиях давно минувших дней.
  2. Перед принятием решений отмечать за и против. Когда задумываешься о последствиях, приходится испытывать меньше беспокойства.
  3. Всегда спрашивать сначала о причинах. Рациональный человек не будет просто делать что-то. Он сначала спросит себя о том, для чего это ему нужно.
  4. Не позволять эмоциям брать верх над разумом. Эмоции могут затуманивать взгляд на очевидные вещи. При принятии важных решений рационалист будет руководствоваться трезвой оценкой.
  5. Строить планы и пошагово следовать им. Каждая задача, пусть даже самая простая, требует четкого плана действий. Рациональный человек тщательно прописывает цепочку достижения своих целей, определяет методы, расписывает дедлайны. С таким подходом решать задачи и добиваться прогресса становится проще.
  6. Уметь быстро находить и изучать новое. Рациональность позволяет без труда осваивать любые навыки, всего лишь уделив этому достаточно времени, концентрации и внимательно разобравшись во всех деталях. Такой человек знает, какими методами можно раздобыть ту или иную информацию. Ему не лень копаться в справочниках и спрашивать мнение у более опытных людей.
  7. Вести ежедневник. Это помогает оставаться организованным и не дает забыть о делах.
  8. Адекватно воспринимать и учитывать чужие замечания. Не нужно слепо верить мнению окружающих. Но в любом мнении или критике можно услышать здравое зерно и применить это на благо собственных целей.

Исторический пример

В бытовом смысле рациональное мышление означает необходимость включить холодную голову, отойти от эмоциональных переживаний и проанализировать происходящее спокойно, глядя на все как бы со стороны. Сделать это бывает непросто. Особенно в критических ситуациях, когда чувства зашкаливают и мозг отказывается мыслить здраво.

Такую проблему осознавали с древнейших времен. Вспомним, к примеру, стоицизм – античную философию, возникшую в Афинах. Слово “стоик” у многих ассоциируется с непоколебимостью и твердостью, подобной скале. Данное учение как нельзя лучше описывает изречение из книги мыслей Марка Аврелия и Сенеки: “Стоик – это тот, кто стоит, хоть бы и рушилось все вокруг, и тот, кто выполняет свой долг до конца”.

Марк Аврелий

Но такое качество стоика не является какой-то уникальной особенностью личности или характера. Способность не терять разум в самых тяжелых жизненных ситуациях можно в себе воспитывать и развивать. Приведу еще одно размышление великого римского императора.

Независимость и спокойствие перед игрой случая. Чтобы и на миг не глядеть ни на что, кроме разума, и всегда быть одинаковым: при острой боли или потеряв ребенка, или в долгой болезни.

Марк Аврелий.

Игра случая в данном контексте – это философское отношение к жизни. Ведь все происходящее вокруг нас есть не что иное, как цепь событий, судьба. И если что-то мы не в силах контролировать, то к чему переживания? Если мы можем взять под контроль самих себя и свое отношение к происходящему, не лучшим ли решением будет сохранить рациональное мышление и не поддаваться излишним эмоциям?

Из многих философских учений именно стоицизм больше всего приближен к реальной повседневной жизни. Он помогает обучиться принимать взвешенные решения даже в трудных ситуациях, что и является базой для рационального мышления.

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Структура познания:

  1. Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
  2. Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
  3. Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
    • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).

  4. Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
  5. Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Ошибки мышления

Перед тем как мы перейдем к ошибкам, в качестве предисловия я хотела бы упомянуть о фанфике “Гарри Поттер и методы рационального мышления”. Фанфик – это любительские сочинения по мотивам известных литературных произведений. С 2010 года и на протяжении 5 лет американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковский публиковал в своем блоге фанфик по серии романов о Гарри Поттере.

Но при чем здесь книжный волшебник и тема нашей сегодняшней статьи? Интерес для нас представляет то, как герой произведения об альтернативной реальности Поттера выявляет ошибки мышления, используя свой поистине канонический рациональный мыслительный процесс.

Итак, теперь об ошибках. Узнаем, какие факторы мешают нам мыслить логически:

  1. Ошибка атрибуции. Это когда человек объясняет поступки и поведение других людей их личностными особенностями (характером), а свои личные поступки – внешними обстоятельствами. Если мы скверно себя ведем, то видим причину в усталости, цепочке неприятных событий, которые предшествовали этому и т. п. Почему же мы не делаем таких поблажек другим людям? Все дело в том, что мы не видим, какие события спровоцировали то или иное поведение другого человека, и нашему мозгу гораздо проще навешать ярлык и действовать по стереотипу. Мозг всегда выбирает ту мысль, которая требует меньше всего энергетических затрат.
  2. Ошибка планирования. Говорит о том, что человек чаще всего недооценивает время, которое потребуется для решения какой-то задачи. К примеру, когда вас спрашивают, к какому сроку будет готов проект, вы с большей вероятностью озвучите меньшее время, чем потребуется по факту. Причин несколько. Во-первых, человек обычно фокусируется на позитивном сценарии, нежели задумывается о потенциальных препятствиях. Во-вторых, он склонен принимать желаемое за действительное. И в-третьих, люди могут забывать о времени, которое они уже потратили на выполнение задачи в прошлом.
  3. Эгоцентрическое искажение. Выражается в том, что человек слишком переоценивает свою точку зрения, когда смотрит на события своей жизни или пытается поставить себя на место других людей. Поясню на примере. Вы совершили какой-то смущающий вас поступок и думаете, что окружающие будут вспоминать о нем еще долгие годы. По факту думать об этом будете только вы, мучаясь и испытывая стыд, а других людей заботят лишь они сами, ведь центром своего мира каждый является для себя сам.
  4. Эффект свидетеля. Он возникает при каких-либо чрезвычайных происшествиях. Исследования доказали, что получить постороннюю помощь при несчастном случае вероятнее всего, если рядом окажется один свидетель, нежели три, пять или даже целая толпа. Когда человек становится не единственным свидетелем, он всегда надеется, что пострадавшему поможет кто-то другой. А одиночный очевидец понимает, что только он может взять на себя эту роль.
  5. Самообман. Это попытка избавиться от когнитивного диссонанса, когда человек подстраивает реальную действительность под свое видение мира, т. е. под личные убеждения, представления. Или, к примеру, полностью отрицает то, что ему не нравится или не соответствует его мнению, отказываясь проверить это на практике.

Это сравнительно краткий список. Более подробно тему ошибок мышления мы раскрыли в другой нашей статье.

Что такое иррациональное мышление

Иррационализм происходит от латинского irrationalis и переводится как “бессознательный, неразумный”. Иррациональное мышление – это полная противоположность рациональному.

В широком смысле слова иррационализм означает отрицание или ограничение роли разума в постижении мира. Если рациональное мышление основано на логике, то его антипод базируется на чувствах, интуиции, эмоциях, вере, инстинктах.

Чтобы продемонстрировать примеры иррационального мышления, я приведу три его основные категории:

  1. Преувеличение. Это когда мы думаем что-то вроде: “Я им точно не понравился”, “Он заметил, что у меня низкая самооценка” и т. п.
  2. Сверхобобщение. Например: “Они не сдали этот экзамен, значит, я и подавно не справлюсь”, “В прошлый раз я забыл слова доклада, значит, в этот раз будет так же” и пр.
  3. Чтение мыслей. К примеру: “Я знаю, что ты думаешь обо мне” или “Она думает, что я невоспитанный” и т. п.

Все эти мысли не основаны ни на каких фактах. Это чисто восприятие человека или, если хотите, интуиция.

Как научиться мыслить рационально

Становление основ рационального мышления у ребенка завершается примерно к 12 годам. Дальше необходима постоянная целенаправленная тренировка.

Есть несколько способов развить в себе логическую форму мышления:

  1. Решайте как можно больше интеллектуальных задач и головоломок.
  2. Оценивайте все прочитанное с критической точки зрения. В сети очень много иррациональных постов и статей с кучей ляпов и ошибок. Изучайте внимательно то, что читаете. Со временем вы сможете легко и быстро вычислять различные нелогичные вещи.
  3. Практикуйтесь в написании эссе. В качестве темы можно выбрать какое-нибудь литературное произведение либо новостное событие. Подробно излагайте мысли, приводите факты, аргументируйте свои выводы и высказывайте позицию.
  4. Изучайте материалы на тему логики. Могут подойти как простые университетские учебники, так и более сложные труды.
  5. Общайтесь на разные темы. Хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдутся те, кто может поддержать любую дискуссию, обсудить прочитанное, разобраться в актуальных мировых новостях и т. п.
  6. Если перед вами стоит какая-либо задача, распишите подробно на бумаге по пунктам все нюансы, возможные пути решения, идеи, загвоздки, заметки и все, что придет в голову. Такой мозговой штурм поможет подробно изучить ситуацию и придумать новые решения.
  7. Всегда находите ответы на свои вопросы. Вспомнили о чем-то и стало интересно узнать об этом? Погуглите и утолите свою любознательность.
  8. Перед тем как принять какое-то решение, спросите себя о том, почему вы так думаете и действительно ли это ваша мысль, а не навязанная кем-то.
  9. Записывайте все свои странные или негативные мысли и пробуйте их анализировать с критической точки зрения.

Если интересно, рекомендую прочитать нашу статью о том, что такое аналитическое мышление и как его развить.

Какие существуют методы?

Решение некоторых задач невозможно без участия рационального мышления. Данные методы используются во многих научных дисциплинах и сферах деятельности.

  1. Анализ. Способность анализировать поступающую информацию, рассортировывать ее по критериям дает возможность сузить ее объем. Если вы не умеете анализировать, то фактически вы не сможете отделить нужное от ненужного, полезное от бесполезного.
  2. Сравнение. Предположим, вы обладаете рядом данных. Каким образом вы выявите наиболее пригодные и важные? Разумеется, вы будете их сравнивать между собой. Если рассматривать все по отдельности, то плюсы можно найти везде, но как только вы выставите данные на одну линию, сразу увидите существенные недостатки.
  3. Аргументирование. Любые предположения должны подкрепляться аргументами, иначе они будут являться просто вашим субъективным мнением. Аргументы строятся на объективных фактах.
  4. Суждение. Мнение о чем-либо, о предмете, задаче, идее. Опять же стоит заметить, что если суждение не подкрепляется аргументами, то считать его верным или неоспоримым нельзя.
  5. Умозаключение. Это основной вывод. Другими словами – это завершающая точка всех предыдущих процессов. Вы собрали информацию, проанализировали, провели сравнение, вынесли суждение о ней, аргументировали свои суждения и сделали вывод.

Плюсы и минусы

Несомненно, рациональное мышление обладает целым рядом достоинств. В частности:

  • позволяет адекватно реагировать на происходящие события и не жалеть о содеянном или сказанном сгоряча;
  • помогает принимать взвешенные решения без лишних эмоций, которые в определенных ситуациях просто мешают;
  • позволяет делать выводы, основанные на реальных фактах, а не на личных домыслах и чутье.

Вместе с тем у рациональности есть и свои недостатки. Главным образом это низкий уровень чувствования. У людей с преобладанием логического типа мышления могут возникать сложности с выражением эмоций и чувств, ведь они воспринимают окружающую действительность с позиции “не доказано – не существует”.

Но при таком подходе нельзя забывать, что рациональность – это не единственный способ понимания мира. Мы неслучайно наделены широким спектром разных чувств и ощущений, которые помогают решать такие жизненные вопросы, в которых логика может оказаться бессильной. Все художники, поэты, композиторы обладают именно иррациональным мышлением, которое помогает творить, фантазировать, воспроизводить образы из головы.

Можно сказать, что рациональный и иррациональный типы мышления – это две стороны одной медали. Для гармоничного восприятия мира и полноценного успеха нужно обладать навыками обоих типов.

Рациональность: качество мужчин или женщин

Рациональное мышление — это качество личности, которое можно найти как в мужчине, так и в женщине. При этом рациональность свойственна больше мужчинам, ведь у них развит разум. У женщин развит ум, который сплетается с чувствами. Именно поэтому женщины часто принимают иррациональные решения. К примеру, можно привести бескорыстную и безусловную любовь, которая относится к иррациональным решениям. У мужчин центр разума действует отдельно от чувств. Даже если решение проблемы требует, эмоциональных усилий, у мужчины сделать первый шаг больше шансом, чем у женщины.

Рациональные качества прослеживаются в женщине только в некоторых ситуациях. Новая работа, нестабильная ситуация, испуг позволяют девушке обстрагиваться от эмоций и начать думать рационально, но такое состояние проходит со стабилизацией эмоционального фона или с привыканием к новому месту работы или учёбы.

Книги по теме рационального мышления

Если вы хотите развить в себе рациональность и логику, одной статьи по теме и нескольких упражнений может оказаться недостаточно. Для большего понимания рекомендую подборку книг:

  1. Дэвид Рок “Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок” (электронная версия на ЛитРес, бумажная версия на Лабиринт).
  2. Кейт Станович “Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей” (Лабиринт).
  3. Элиезер Юдковский “Гарри Поттер и методы рационального мышления” (приобрести бумажную версию книги можно на заказ через сайт копировального центра Реглет или через официальное сообщество во ВКонтакте).
  4. Ричард Нисбетт “Мозгоускорители” (ЛитРес).
  5. Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт “Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем” (ЛитРес).
  6. Рюта Кавашима “Японская система развития интеллекта и памяти” (Лабиринт).
  7. Барбара Оакли “Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее” (ЛитРес).

Еще больше книг про мышление вы можете найти на блоге iklife.ru.

Как строится классификация философских направлений

Сложности: нужно учитывать будущие философские учения — наша классификация никогда не будет закончена.

В основе классификации философских учений лежит их подход к решению фундаментальных, всеобщих проблем. Так как при развитии философии не только изучаются существующие проблемы, но и открываются новые, то такая классификация не может быть абсолютно полна и всеобъемлюща. Иначе говоря, если поставить цель учитывать будущие философские учения, то наша классификация никогда не будет закончена.

Выделяем 3 основных критерия классификации:

  1. По способу соединения знания и мудрости.

а) Придерживающиеся сохранения действующей мудрости, пусть и в ущерб рациональному знанию — например, Ницше, восточные философы и т. д. Истина ищется в интуиции и мистическом опыте. Соединение знания и мудрости нужно только на пути к истине, и при её достижении философию можно отбросить.

б) Стремящиеся рационализировать всё, облечь мудрость в понятия — например, Декарт. Истина ищется в понятиях и теории.

  1. По выбранным ценностям. Какие ценности мы выберем, так и будем мыслить. Это влияет на мировоззрение, определяет логику философских учений, влияет на наше отношение к миру. Например, в античной философии ценность — космос (а не человек!), для Декарта и Канта основная ценность — разум.
  2. По ответу на т. наз. «основной вопрос философии» — о выборе предельных оснований в сфере мышления в двух областях — бытии и познании: 3.1. При обосновании бытия. Что первично — дух или материя?

а) Материализм: материя первична. Пример: Маркс, Локк.

б) Идеализм: первичен дух, а не материя. Вещь — это отпечаток духа, дух — организатор.

Идеализм субъективый: первичен дух, являющийся обобщением человеческого «Я». Это не уникальное «я» каждого человека, это обобщённое «я». Все мы разные, но спектр желаний и наклонностей одинаков, различия в степени. Пример: Фихте.

в) Идеализм объективный: первичен мировой, надчеловеческий дух, цели и логика которого отличны от воли, желания, целей и логики отдельных индивидов. За основу берутся нечеловеческие цели, человек — лишь инструмент. Пример: Гегель, Платон, Аристотель.

3.2. При обосновании познания. а) Эмпиризм: первичен опыт. Основа познаний — эмпирический уровень, затем нужно упорядочить факты, наблюдения с помощью понятий. Разум выводит теорию из эмпирических фактов; эмпиризм не отрицает рационального мышления. Примеры: Локк, Юм, Беркли.

б) Рационализм: первичны разум и теория. Основа познания — разум. Факты, наблюдения, эксперименты вторичны. Пример: Декарт.

Выделяют 2 типа рационализма:

  1. без эмпирических факторов. Мысленно созерцаем идеи, делаем выводы (платоновский).
  2. наука не может обойтись без чувственного опыта, но он организован разумом, который первичен. Опыт подчинятся разуму (Кант)
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]