Ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления

Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.

Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.

Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

  • Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).
  • Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).
  • Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).
  • Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).
  • Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).
  • Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).
  • Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).
  • Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).
  • Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

  • Важность использования наглядного материала в процессе обучения;
  • Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.
  • Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Проблема креативного мышления в ассоциативной психологии

Ассоциированная психология вряд ли смогла объяснить не только законы творческого мышления, но даже процесс сознательного мышления, поскольку не учитывала тот важный факт, что этот процесс на каждом этапе определяется соответствующим отраженным содержанием проблемы, для решения которой он происходит.

Процесс взаимодействия между содержанием проблемы, отраженным в сознании и мыслительным процессом, вплоть до момента ее решения, становится все более сложным.

Обычно такие трудности возникают тогда, когда решение сложной задачи достигается внезапно, т.е. интуитивно понятным способом.

В более простых случаях, до середины процесса решения проблемы, эта связь усложняется, но затем она начинает упрощаться, когда субъект сознательно доверяет свое решение подсознательному и бессознательному уровням психики.

Интуиция — это знание, которое возникает без понимания субъектом способа и условий его приобретения, которое он имеет в результате «прямой проницательности».

Интуиция рассматривается как специфическая способность «полного понимания» состояния проблемной ситуации и как механизм творческой деятельности.

Представители ассоциативной психологии не могли воспринимать диалектическую связь между отраженным содержанием решаемой проблемы и мыслительным процессом, который, по сути, является обратной связью. Однако следует отметить, что законы ассоциаций, установленные ассоциативными психологами, являются величайшим достижением психологической науки 10 века. Единственная проблема — как интерпретировать эти законы.

Кратко рассмотрим основные моменты ассоциативной психологии. Важнейшей причиной его неспособности должным образом решать проблемы мысли является абсолютизация рациональной стороны мысли, интеллектуализма.

Фундаментальный закон объединения идей в своей психологической формулировке гласит, что «каждая идея либо порождает идею, подобную ей по содержанию, либо идею, с которой она часто возникала одновременно; принципом внешней ассоциации является синхронность». Принцип внутреннего — схожесть».

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

  • способствует развитию воображения;
  • помогает генерировать новые, незаурядные идеи;
  • облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
  • улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
  • стимулирует работу мозга;
  • улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать из нашей статьи Ассоциативная память. Развитие ассоциативной памяти.

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Типы ассоциативных связок

Впервые классификацию образов создал Аристотель, его типология используется и современными психологами.

Мыслитель разделил ассоциативные связи на 3 группы:

  1. Смежность — частый вид появления образа, появляется при регулярном восприятии нескольких объектов одновременно. Шум воды может вызвать ассоциацию с отдыхом, аромат выпечки — с домом. К этому типу связок относятся вербальные образы, которые могут формироваться из идиом, поговорок. Вместе с возникновением слова «дуб» может появиться ассоциация «могучий». Связка по смежности чаще проявляется посредством действительной связи между предметами и/или действиями. Звезды ассоциируются с ночью, перчатки — с кистями рук.
  2. Сходство. Для возникновения такой связи объекты должны быть похожи в одном или нескольких характеристиках: цвет, форма, эмоциональный отклик личности на предметы и проч. Небо вызывает связь с морем, заснеженная поляна — с белой тканью.
  3. Контраст. Наиболее сложный тип, малоизученный, необоснованный научно. В сознании возникает связь с образом как реакция на его противоположность предмету или явлению. Большинство людей вспоминает при упоминании лета зиму, услышав слово «свет» — вспоминают о темноте.

В конце XIX века античную классификацию дополнили видом ассоциаций по смыслу. Такие связи являются результатом анализа данных и появления в сознании человека комплексных образов.

Смысловые ассоциации в большинстве случаев индивидуальны и обусловлены личным опытом. Так, человек может связать кашель с зимой, поезд — с морем.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

  1. Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.
  2. Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).
  3. Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.
  4. Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.
  5. Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?
  6. Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.

Эксперимент

Идеи Гартли и Юма, а также других представителей ассоциативной психологии перекочевали в другие направления и стали основой для новых исследований. Одним из таких стал ассоциативный эксперимент в психологии, его развитием занимались Э. Кремелин, К. Юнг, В. Вундт и другие исследователи.
Данный метод используется как для изучения взаимодействия людей в группе, так и для исследования внутренних процессов индивида. Благодаря динамике, которая задается в эксперименте, испытуемый выдает непроизвольные ассоциации. И именно они являются основой для исследования мыслительного процесса как данного человека, так и группы людей.

Рекомендуем: Определите свой архетип

Ассоциативный эксперимент широко используется в различных областях психологии для получения достоверной информации:

  • Его используют как метод анализа речи, а именно для исследования словарного запаса испытуемого. Для этого испытуемым предъявляется список слов (порядка ста) и предлагается на каждое слово написать свою ассоциацию (первое приходящее в голову слово) – на данный эксперимент отводится не более 10 минут.
  • Также его используют в рамках психофизиологических исследований, для оценки правильного понимания стимулов. Например, испытуемому предъявляют некий стимул (обычно это слово) и обращают внимание на его физиологическую реакцию – например, как быстро начнет выделяться слюна у испытуемого, после того как исследователь скажет слово «лимон».
  • Как метод анализа взаимодействия внутри группы, для понимания того, кто является лидером, а кто – аутсайдером, а также того, насколько данная группа сплоченная.
  • Интересно, что рассматриваемый эксперимент активно используется и в криминалистике: с помощью ассоциаций у подозреваемого выясняют его причастность к тому или иному преступлению. В таких случаях «надежными» считаются те ассоциации, которые подозреваемый выдает сразу, не думая, так как обдумывание может привести к ложным данным.

Как видите, данный эксперимент используется достаточно широко и в совершенно разных направлениях современной психологии. Не стоит забывать, что во многом ассоциации демонстрируют не только сознательную часть нашей психики, но и подсознательную. Не зря данный метод использовался психоаналитиками, предметом изучения которых было наше бессознательное.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

1. По изменению темпа мышления:

  • Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.
  • Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.
  • Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.
  • Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

2. По подвижности, живости процесса мышления:

  • Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.
  • Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.
  • Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

3. По грамматическому построению речи:

  • Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.
  • Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.
  • Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

4. По целенаправленности:

  • Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.
  • Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.
  • Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).
  • Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).
  • Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).
  • Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).
  • Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.
  • Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.
  • Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.
  • Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.
  • Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.
  • Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.
  • Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия c помощью увлекательных онлайн игр выполненных в виде упражнений для развития мышления у взрослых.

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

Правила образования ассоциаций

Для точного образования ассоциаций существует несколько основных правил. Давайте их разберем: 1. Представляйте зрительные образы четкими и конкретными в пространстве на расстоянии около одного метра от себя. При этом не имеет значение то открыты или закрыты у вас глаза. Но большинство опытных мнемонистов предпочитают образовывать ассоциации с открытыми глазами, сфокусировав взгляд на однотонной гладкой поверхности. 2. Зрительные образы представляйте довольно крупного размера, чтобы вы могли их уменьшать (удалять) и увеличивать (приближать). 3. Соединяйте зрительные образы так, чтобы их можно было обвести сплошной непрерывной линией по кругу. То есть все образы в ассоциации должны соприкасаться друг с другом. 4. Образовывайте ассоциацию так, чтобы все зрительные образы были вам четко видны. Нельзя прятать образы друг в друга или один за другой. 5. Когда вы создаете ассоциацию, ваши зрительные образы могут находиться в движении. Но после того как вы их соединили, остановите (зафиксируйте) картинку и сфокусируйте на ней свое внимание. 6. Созданные вами зрительные образы могут иметь различный характер (быть грустными или веселыми, добрыми или злыми). На самом деле это не влияет на процесс запоминания, но чем «ярче» характер образа, тем лучше. 7. Для облегчения процесса соединения образов, вы можете подгонять их друг к другу разными способами (вращать, крутить, приближать, удалять).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]