Применение методов психологической диагностики в научных исследованиях

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

Классификация методов исследования

Характеристика основных эмпирических методов психологии

Владение методами изучения психологии личности является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности юриста. Юрист должен уметь выявлять, анализировать и учитывать индиви-дуально-психологические особенности личности (свидетеля, подозре-ваемого, обвиняемого) цели их действий и поступков, скрытые мотивы поведения. Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависит от целей, которые стоят перед ним, и от характера вопросов, требующих разрешения.

Стандартизированные и качественные методы

Первое разделение методов психодиагностики, о котором мы скажем, касается содержательной части. Исходя из неё, методы психодиагностики делятся на:

  • Стандартизированные методы
  • Клинические методы

Стандартизированные методы психодиагностики считаются наиболее эффективными, если требуется получить данные по группе людей в сжатые сроки, а также принять какое-либо конкретное решение, основанное на количественном обосновании надёжности. Стандартизированные методы защищены от различного рода ошибок, которые могут возникнуть по причине низкой квалификации реализующего методы специалиста.

Качественные методы психодиагностики являются более результативными, если их применяют опытные специалисты-психологи, например, специалисты по подбору персонала или профессиональному отбору и т.п. Посредством качественных методов можно с большей точностью и глубиной изучить личностные особенности людей, однако для своей реализации они требуют существенно большее количество времени. Поимо прочего, профессиональные психодиагностики сходятся во мнении, что качественные методы могут быть ещё эффективнее, если психолог проводит с человеком психологический тренинг, психотерапию или психологическую коррекцию, основываясь на результатах применения метода.

Теоретическое исследование

Основная цель теоретического исследования заключается в получении общего знания об определенном психологическом явлении. Основа такого исследования — имеющиеся в науке описания и объяснения фактов психической жизни, гипотезы и предположения. Результат такого вида исследований представляется в виде стройных и доказательных обобщений.

Уровень данных обобщений может быть разным:

  • гипотеза,
  • концепция,
  • теория.

Определение 1
Гипотеза является научным предположением, выдвигаемым с целью объяснения явлений и требующим дальнейшей проверки опытным путем или теоретического обоснования для трансформации в достоверную научную теорию.

Концепция представляет собой систему аргументированных взглядов, которая оформляет определенное понимание изучаемых явлений.

Теория – это уже обобщение опыта, посредством доказательств отражающее сущность изучаемого предмета.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Психологическая реальность, включает в себя объективные и субъективные факты, закономерности.

К методам теоретического исследования относится работа с тематическими публикациями, научные дискуссии, консультации, не экспериментальное моделирование, классификация и другие.

Малоформализованные и высокоформализованные методы

В психодиагностике выделяют также методы, исходя из того, насколько они формализованы. Таким образом, выделяют две группы методов:

  • Малоформализованные методы
  • Высокоформализованные методы

К группе малоформализованных методов относятся такие, которые реализуют потенциал общих методик психологической диагностики человека. Среди них выделяют анализ результатов деятельности, диагностическую беседу, наблюдение и т.п. Применение таких методов предполагает высокую квалификацию специалиста, т.к. в большинстве случаев у этих методов отсутствуют стандарты реализации и трактовки результатов.

Среди высокоформализованных методов выделяют всевозможные формы тестирований и опросов. Отличаются они множеством характеристик, например, строгим регламентом проведения, обработки результатов и их интерпретации, высокой степенью достоверности и т.п. По этой причине процедура диагностики выстраивается так, чтобы никто из испытуемых не обладал какими-либо преимуществами перед остальными.

Наблюдение

Метод наблюдения применяется в нескольких вариантах.

Внешнее наблюдение позволяет собрать данные о психологии и поведении человека посредством прямого наблюдения со стороны.

Внутреннее наблюдение применяется психологом-исследователем, когда он хочет изучить явление в том виде, в каком оно представлено в его сознании.

В свободном наблюдении можно менять предметы и объекты наблюдения, его характер в процессе наблюдения.

Стандартизированное наблюдение подразумевает наличие заранее определенного и четко ограниченного предмета наблюдения. Оно проводится по определенной программе независимо от происходящего в процессе наблюдения с объектом или наблюдателем.

При включенном наблюдении исследователь является непосредственным участником процесса, за которым он ведет наблюдение.

Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в изучаемом процессе.

Тестовые и опросные методы

Рассматриваемые нами далее два вида методов относятся к высокоформализованным методам. Наиболее популярным среди них считаются тестовые методы, основной которых является тестирование, подразумевающее решение стандартизированных заданий, целью чего является определение количественных (в некоторых случаях – качественных) характеристик, описывающих психологические особенности личности по заданным параметрам. Содержательно тестовые методы разделены на ряд групп:

  • Личностные тесты
  • Тесты достижений
  • Тесты способностей
  • Тесты интеллекта

При помощи таких тестов становится возможным дать объективную оценку уровню развития личностных особенностей человека, которые можно отнести к психическим процессам и образованиям.

Опросные методы применяются в психодиагностике для определения уровня развития психических свойств личности. Эти методики имеют форму опросов, направленных на изучение психологических особенностей личностной сферы испытуемых. Оценка же даётся после интерпретации ответов, которые дают испытуемые на поставленные вопросы (как правило, предлагается несколько вариантов ответов).

На практике среди специалистов по психодиагностике распространено применение методов, включающих в себя как тестовые, так и опросные задания. Такие методы называются тест-опросными.

Анкеты и тесты

Наиболее популярный метод оценки личности. Испытуемый проходит определенные тесты, решает задачи, рисует и выполняет другие задачи. В составлении таких тестов нужно учитывать множество факторов, которые должны сделать тест более информативным в отношении того, что изучается с его помощью:

  1. Оценка надежности. Проводится с помощью повторного тестирования, расщепления теста и параллельной формы теста.
  2. Валидность. Это тот показатель, который показывает, насколько тест измеряет нужное психологическое свойство, качество или способность.
  3. Стандартизация. Помогает адаптировать тестовые оценки в производные, которые облегчат понимание результатов.
  4. Практичность. Простота, экономичность и эффективность теста.

Методы по форме проведения

Методы психодиагностики могут различаться и по форме проведения – они могут быть индивидуальными, групповыми, бланковыми (письменными), устными, машинными (аппаратурными), компьютерными, а также вербальными и невербальными. Одновременно с этим, все они состоят из нескольких составных частей, а именно из:

  • Руководства по работе
  • Стимульного (тестового) материала
  • Листа регистрации ответов
  • Ключа для обработки ответов
  • Интерпретационного материала для трактовки результатов

В том случае, если процедуру психодиагностики проходит один человек, она называется индивидуальной, а если несколько людей, то групповой. И у индивидуального и у группового метода есть свои плюсы и минусы.

К примеру, групповые методы позволяют изучить особенности большого количества людей, отличаются более однообразными условиями реализации, а также упрощают работу специалиста и требуют меньше времени для получения результатов. Однако недостатками можно назвать сниженную возможность установления контакта и понимания с испытуемыми и формирование у них позитивной мотивации относительно диагностирования сферы их личности. В то же время, подобных недостатков нет у индивидуальных методов, но они позволяют работать лишь с отдельными людьми.

Практически все методы психодиагностики, которые используются в наше время, являются письменными (бланковыми), т.е. имеют форму письменных заданий, чтобы выполнить которые, достаточно снабдить исследуемых людей листами регистрации ответов и письменными принадлежностями. Но и устные методы сегодня продолжают применяться, пусть и несколько реже. В процессе проведения устного психодиагностирования исследователь задаёт вопросы, а испытуемый на них отвечает.

Машинные (аппаратурные) методы психодиагностики подразумевают использование для регистрации ответов и интерпретации данных специальных технических средств (особых машин и другой диагностической аппаратуры), которые функционируют на механическом принципе. Если же применяется компьютерный метод, например, компьютерный опрос или тестирование, то обработка полученной информации многократно упрощается, как и их интерпретация, т.к. все данные имеют форму таблиц, схем, диаграмм, графиков и т.п.

Важно заметить также и то, что компьютерная психодиагностика позволяет в кротчайшие сроки проанализировать полученные данные, что было бы невозможным, если бы применялись другие методы, ведь они требуют немалых временных затрат. По этой причине специалисты имеют возможность на глубинном уровне продиагностировать индивидуальные особенности мышления людей, определить темповые и другие характеристики их деятельности.

В случае использования вербальных методов психодиагностики исследователь и испытуемый взаимодействуют в вербализованной (словесно-логической) форме. Когда же применяются невербальные методы, стимульный (тестовый) материал имеет форму графических изображений, чертежей, картинок и т.д.

Прикладные исследования

Цель прикладного исследования — получение практического результата в конкретных жизненных ситуациях. Такие исследования производятся, как правило, по заказу со стороны заинтересованных лиц. Конечный результат содержит сформулированные рекомендации, выполнение которых должно привести к ожидаемому эффекту. В данных исследованиях применяются теоретические и эмпирические знания, разработанные и апробированные научные методы и методики.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Виды психологического исследования 410 ₽ Реферат Виды психологического исследования 240 ₽ Контрольная работа Виды психологического исследования 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Исследовательские методы.

Как и во всякой науке, в психологии основными способами сбора данных являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение становится методом психического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Сущность наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих психологических фактов. Регистрацией фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от научного наблюдения, прежде всего своей случайностью, неорганизованностью и бесплановостью. В них редко осуществляется учет всех существенных условий, влияющих на возникновение психического факта и протекания его. Однако житейские наблюдения, ввиду того, что они бесчисленны и в качестве критерия имеют повседневный опыт, дают иногда в итоге рациональное зерно. Бесчисленные житейские психологические наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках и представляют определенный интерес для изучения.

Научное психологическое наблюдение в отличие от житейского предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого факта поведения, деятельности к объяснению его внутренней психологической сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Ее проверка или опровержение – дело дальнейших наблюдений.

Особенностью научного наблюдения в отличие от простого, житейского является его преднамеренность, целенаправленность, избирательность (наблюдается не все, а определенные особенности поведения и деятельности), планомерность и систематичность.

Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить в поведении главное и не подменить реально наблюдаемый факт собственной интерпретацией.

Значительные проблемы связаны и с полнотой наблюдаемого. Так, в одном из экспериментов двое наблюдателей собирали данные о поведении испытуемых в ходе выполнения действий с кубиками. В итоге выяснилось, что протоколы наблюдателей существенно отличались друг от друга. Один из наблюдателей почти не обращал внимания на словесные реакции испытуемых, а отмечал только их двигательные реакции. Таким образом, этот наблюдатель не смог обеспечить полноту наблюдений.

Однако, несмотря на имеющиеся трудности, наблюдение – эффективный метод психологического исследования. Важнейшее его достоинство в том, что он позволяет увидеть психическое явление в реальном поведении, в реальной жизни.

Разновидностью наблюдения будет метод психологического анализы продуктов деятельности (написанных текстов, рисунков, других изделий).

В этом случае как будто изучается не сама деятельность, а лишь ее продукт, но по существу, объектом изучения являются психические процессы, реализующиеся в результате действия.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Так, исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Естественный и лабораторный эксперимент отличаются друг от друга тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Характерный признак лабораторного эксперимента – не только то, что он предполагает создание некоторой искусственной ситуации и что действия испытуемого определяются инструкцией, но и отношение испытуемого, который знает, что над ним экспериментируют. Естественный эксперимент по своему замыслу должен исключать то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обычные, естественные условия, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.

В ходе психологического исследования могут изучаться одни и те же люди и только один раз. Такой способ называется методом срезов. Однако, когда исследователи хотят понять, как развивается та или иная способность, как изменяются те или иные качества, свойства людей с возрастом, они изучают одних и тех же людей в течение нескольких лет. Такой метод называется логитюдным исследованием (то англ. longitude – долгота), или лонгитюдом. Самое длительное лонгитюдное исследование в истории психологии – Калифорнийский лонгитюд, прослеживавший развитие более 1000 одаренных детей, продолжался более сорока лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]