Методика диагностики страхов детей — Страхи в детском возрасте


Страхи в детском возрасте

Д. Икке определяет страх как психическое явление, которое любой человек может наблюдать у себя практически каждый день. Страх — это неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени осознает, что ему угрожает опасность.

А. Кемпински в своей работе отмечает, что когда речь идет об определении таких понятий, как, например: страх, ужас, боязнь, тревога и т.д., невозможно дать четкое определение. Автор считает, что так происходит всегда, когда речь идет о понятиях, связанных с самыми личными переживаниями. Их можно почувствовать, но трудно определить, утверждает он [10].

По мнению Е. Степановой, страхи — это эмоционально насыщенные чувства тревоги в ответ на реальную или воображаемую угрозу жизни и благополучию. В ситуации явной опасности для жизни, например, обморок, удушье, внезапная потеря равновесия, падения и т.д., страх имеет инстинктивный характер и представляет собой защитную реакцию, средство защиты.

По мнению А.И. Захарова, страх — это одна из фундаментальных человеческих эмоций, возникающая в ответ на угрожающий стимул. Если рассматривать эмоцию страха объективно, то, несмотря на ее негативную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет множество функций в жизни человека. На протяжении всего периода развития человечества страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступал как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как он играл и играет защитную роль. Поэтому А.И. Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение развития человека [6].

A. И. Захаров отмечает, что страх может развиться у человека в любом возрасте: у детей от 1 до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни наиболее распространены страх неожиданных звуков, страх остаться одному, страх боли и связанный с ним страх медицинских работников. В возрасте 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. С 5 до 7 лет ведущим страхом становится страх смерти. С 7 до 11 лет самый большой страх для детей — «не быть хорошо сказанным, уважаемым, ценимым и понятым».

По мнению Г. Эберлейна, наличие стойких страхов у детей говорит о неспособности справляться со своими чувствами, контролировать их. В таких случаях дети пугаются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить «бушующие» чувства [13, с.29].

Поговорим об особенностях детских страхов. Детские страхи — это нормальное явление в детском развитии. Они имеют разное значение для ребенка. Страх, как и любое переживание, полезен, когда он выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время или у ребенка большое количество страхов, то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, которое, в свою очередь, может перейти в невроз тревоги, являющийся патологическим состоянием, при котором у ребенка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается замкнутость и отстраненность. Если страхи сохраняются длительное время, это является признаком неблагополучия, свидетельствует о нервном расстройстве ребенка, неправильном поведении родителей, возможном наличии самих страхов, конфликтных отношениях в семье. Если страхи сохраняются длительное время, или если есть ярко выраженные страхи, ребенку необходима помощь в их преодолении. Отсутствие своевременной психологической помощи может привести к развитию тревожности как устойчивой личностной черты, неуверенности в себе и сверстниках, агрессивности, что в дальнейшем может стать препятствием для развития поведенческих навыков.

Выявление тревожного ребенка в группе

Работа с дошкольниками может проводиться и на групповых занятиях. Одним из способов выявления тревожных детей является определение признаков страха по системе, созданной Г. Лаврентьевой и Т. Титаренко. Опросник включает 20 основных пунктов, каждый из которых требует определенного наблюдения специалиста за детьми.

Специалист оценивает, может ли тот или иной дошкольник:

  1. Играть не уставая.
  2. Жаловаться, когда ему снятся кошмары.
  3. Подвергаться частой смене настроения.
  4. Иметь проблемы с аппетитом.
  5. Сдерживать слезы при конфликтах.
  6. Иметь проблемы со сном.

Для обозначения ответов по пунктам строится таблица с фамилиями детей. Напротив каждого вопроса специалист ставит «плюс» или «минус». Подсчитывается общее количество знаков в колонке каждого тестируемого. Уровень тревожности определяет количество «+»:

  • 1-6 – низкая;
  • 7-14 – средняя;
  • 15-20 – высокая.

Такая методика в индивидуальной диагностике неэффективна. Ее задача – выявлять тревожных детей, а не выяснять особенности их страхов.

Особенности страхов у детей, воспитывающихся в детских домах

Когда говорят о детях, воспитывающихся в детских домах, то подразумевается, что они испытывают на себе негативные последствия депривации. Для понимания особенностей страхов у детей, воспитывающихся в детских дома, проанализируем сначала понятие депривации.

Под депривацией понимают такое психическое состояние, при котором человек испытывает недостаточное удовлетворение своих потребностей.

Наиболее характерные черты депривационного синдрома — тревожность, страхи, агрессия, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познать новое. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, во всей полноте испытывает эти последствия, поскольку лишен удовлетворения важнейшей потребности в материнской любви. Вследствие нарушения эмоциональных связей с матерью и другими близкими родственниками происходит не просто отставание или недоразвитие личностных новообразований, но и интенсивное формирование иных механизмов, позволяющих приспособиться к жизни в иных условиях. Этот процесс усугубляется и тем, что многие функции личности ребенка, которые он реализует в семье, не востребованы в условиях коллективного воспитания, поэтому зачастую мы можем наблюдать у выпускников детских домов потребительское отношение к жизни, отсутствие стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, психологический инфантилизм. З. Фрейд в ряде работ развивает мысль о том, что разлука с матерью заставляет младенца остро переживать свою беспомощность, вызывает у него повторно эмоцию страха, в результате чего это переживание фиксируется, вступает в связь с каким-нибудь внешним объектом и переходит в фобию.

Особенно остро могут быть выражены страхи у детей, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации, когда они оказались в детском доме с младенческого возраста. У них отмечается повышенная склонность к возникновению страхов. Наиболее распространенные из них связаны с повышенной чувствительностью к новизне, изменчивости окружающей обстановки, появлению новых людей, необычных игрушек, предъявлению новых стимулов — тактильных, голосовых, зрительных. У этих детей усиливается готовность к возникновению страхов, искажаются специфические стимулы, тормозящие и вызывающие страхи. Страхи оказывают общее тормозящее влияние на развитие моторики, игры, мышления. У таких детй не наблюдаются характерные в норме для семейных детей страхов чужих взрослых и разлуки с близкими (страхи «7-го месяца»).

Профилактика

Родители и члены семьи – самые важные люди в жизни ребенка, именно они отвечают за атмосферу в доме, взаимоотношения между взрослыми и детьми, общую здоровую обстановку.

Для того, чтобы снизить вероятность возникновения страхов у малышей, желательно:

  • не показывать маленьким детям фильмы со сценами насилия, убийства, преследования людей фантастическими созданиями;
  • читать книги и сказки, соответствующие возрасту и развитию;
  • дозировать игры на компьютере, планшете или телефоне;
  • не усердствовать с гиперопекой;
  • не запугивать детей выдуманными объектами и, тем более, реальными людьми (врачами, сотрудниками полиции, службы МЧС, учителями, соседями, незнакомцами);
  • не проявлять агрессию по отношению к малышам.

В большинстве случаев при своевременном реагировании и адекватной родительской помощи страхи родом из детства там и остаются, превращаясь лишь в не слишком приятные воспоминания в более старшем возрасте.

Психологи и нейропсихологи клиники «СМ-Доктор» всегда придут на помощь в борьбе с детскими страхами. К Вашим услугам индивидуальная и групповая терапия, игровые занятия и многое другое. Вместе мы найдем подход даже к малышу с непростым характером.

Организация исследования

Курсовое исследование включало в себя четыре этапа:

  1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме страхов у воспитанников детских домов
  2. Подготовка эмпирического исследования
  3. Проведение исследования

Анализ результатов.

Анализ литературы был изложен нами в теоретической главе.

На втором этапе была подобрана методология выборки для исследования. Мы провели наше исследование на воспитанниках Санаторного детского дома № 5. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 6 до 8 лет. Группа состояла из 10 мальчиков и 10 девочек. Учитывая особенности развития детей в данном возрасте, для диагностики было решено использовать методики «Страхи в домах» и «Нарисуй свой страх».

Методика выявления детских страхов «Страхи в домах» была разработана для выявления и уточнения преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т.д.) у детей старше 3 лет. Ребенку дается следующая инструкция: «Страшные страхи живут в черном домике, а нестрашные — в красном. Помоги мне разложить страхи из списка по домикам». Взрослый рисует контур двух домов (на одном или двух листах) — черного и красного. А затем предлагает расселить страхи из списка по домам, называя страхи по очереди. Необходимо записать те страхи, которые ребенок поместил в черный домик, то есть признать, что он его боится. Беседу следует вести медленно и подробно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» или «нет», «боюсь» или «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится ребенок или нет, нужно только время от времени. Тем самым избегается индукция страхов, их непроизвольное внушение. В случае стереотипного отрицания всех страхов, просят давать развернутые ответы типа «Я не боюсь темноты», вместо «нет» или «да». После выполнения задания, ребенку предлагают закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ выбросить или потерять. Это действие успокаивает актуализированные страхи. Анализ результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает количество страхов в черном домике и сравнивает их с возрастными нормами. Суммарные ответы ребенка объединяются в несколько групп в соответствии с типами страхов. После выполнения задания ребенка просят закрыть черный дом (нарисовать его), а ключ выбросить или потерять. Это действие успокаивает актуализированные страхи.

Анализ результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает количество страхов в черном домике и сравнивает их с возрастными нормами. Суммарные ответы ребенка делятся на несколько групп в соответствии с типами страхов.

  1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезнь, кровь)
  2. Физические (транспорт, огонь, стихия, война, звуки)
  3. Страх смерти (умирание)
  4. Животные и герои сказок
  5. Кошмары, темнота
  6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)
  7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство).

Проективная методика «Нарисуй свой страх».

При анализе внутреннего мира ребенка необходимо учитывать его личностные особенности. В практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик, направленных на выявление таких особенностей. Большинство из них относится к так называемым проективным методам исследования личности. Их общим методологическим подходом, служащим для выявления менее доступных непосредственному наблюдению особенностей личности, является принцип неопределенности стимульного материала (например, CAT) или инструкции к заданию (как, например, в рисуночных методиках). Предполагается, что в ситуации неопределенности ребенок свободнее выражает (проецирует) свое собственное «Я», особенности своего внутреннего мира и личного опыта. Задача экспериментатора — облегчить испытуемому «проецирование». Для этого он должен демонстрировать испытуемому доброжелательное отношение и заинтересованность в результатах его деятельности при полном отсутствии оценочного отношения.

Техника «Нарисуй свой страх» проводится с дошкольниками и младшими школьниками. Упражнение помогает диагностировать основные страхи. Детям раздается бумага, цветные карандаши, краски, фломастеры, цветные мелки. Взрослый просит детей нарисовать свой страх и дать ему название. Если ребенок отказывается рисовать свой страх, он может нарисовать на свободную тему. И этот факт считается дополнительной диагностикой. После этого участникам предлагается на выбор несколько вариантов избавления от своего страха — уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его так, чтобы он понравился самому себе

Виды страхов

В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.

Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.

В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:

  • По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
  • По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
  • По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]