Бихевиоральное направление и его применение в психологическом консультировании — Основные методы в бихевиоризме


Основные методы в бихевиоризме

Основными методами в бихевиоризме являются:

  • Наблюдение (за поведением).
  • Метод устной записи.
  • Метод условных рефлексов.

Ватсон полностью отрицал существование наследственных черт и инстинктов и отстаивал решающее значение влияния образования и окружающей среды на развитие ребёнка.

Что касается эмоций, то, по словам Ватсона, эмоции — это реакция организма на определённые стимулы. Эти стимулы вызывают как внутренние изменения в организме, так и те внешние реакции, которые возникают в процессе обучения. Эта теория не предполагает сознательного осознания эмоций и ощущений.

Взгляд Ватсона на процесс мышления органично вписывается в общее понятие бихевиоризма. В частности, он пытался свести мышление к неявному двигательному поведению. Он утверждал, что мышление — это сенсомоторное поведение определенного рода (мышечные движения гортани). Следовательно, мышление становится своего рода молчаливым внутренним разговором.

Другой видный представитель поведенческой психологии — Скиннер, который сосредоточил свои исследования на таком аспекте, как оперантское поведение.

Как радикальный бихевиорист Скиннер отверг все представления о том, что люди автономны и их поведение определяется предполагаемым существованием внутренних факторов (бессознательных импульсов, архетипов, личностных черт). Такие идеи, по его мнению, зародились в примитивном анимизме и сохраняются, потому что условия окружающей среды, определяющие поведение, игнорируются.

Теория Скиннера не делает попыток поставить под сомнение или спекулировать процессами внутреннего состояния человека. Это считается неприменимым к научному объяснению поведения. Чтобы избежать замечания о том, что описание равнозначно объяснению, Скиннер утверждал, что человеческое тело — это «черный ящик», содержимое которого (мотивы, побуждения, конфликты, эмоции и т.д.) должно быть исключено из сферы эмпирического исследования. Переменные величины тела ничего не вносят в наше понимание человеческой деятельности и служат только тормозом для развития научного анализа поведения.

Скиннер признал, что поведение может быть надежно подтверждено и спрогнозировано условиями окружающей среды. Понять поведение — значит контролировать его и наоборот. Скиннер считал, что при анализе поведения человека можно использовать данные, полученные в экспериментах на животных. Подобно тому, как наука развивается от простого к сложному, можно экстраполировать данные от простых животных к человеку. Поэтому Скиннер сосредоточил свои исследования на изучении ответного и оперного поведения, а также на изучении типов усиления и наказания.

К. Л. Халл и И. Р. Гатри также внесли свой вклад в изучение процесса обучения. В частности, Гатри ввел понятие «обучение одной попыткой» (для установления связи достаточно одной комбинации стимула и реакции). Халл также ввел понятия первичного и вторичного усиления.

Дальнейшие исследования в рамках бихевиоризма постепенно начали учитывать наличие внутренних интервенционных переменных между стимулом и реакцией. Это включает в себя Э. К. Толмана с его представлениями о «промежуточных переменных» (факторах, определяющих поведение). Несмотря на то, что промежуточные переменные наблюдались в исследованиях Толмана, он одним из первых проявил интерес к этим переменным. Также заслуживает внимания его концепция «латентного обучения» (это действительно когнитивная концепция).

Преимущества и ограничения бихевиорального подхода

Поведенческий подход имеет много уникальных особенностей (включая аспекты, которые в первую очередь когнитивно-поведенческие). Вот список уникальных и сильных сторон бихевиористского подхода.

  • Прямое обращение к симптомам. Поскольку большинству клиентов требуется помощь в решении конкретных проблем, консультанты, которые непосредственно обращаются к симптомам, часто могут оказать клиентам немедленную помощь. Кроме того, подход поведенческой терапии подходит для консультирования клиентов с расстройствами внимания, расстройствами поведения, расстройствами питания, наркоманией, психосексуальными расстройствами, импульсивным поведением и фобическими расстройствами (Seligman, 1997).
  • Сосредоточься на «здесь и сейчас». Клиенту не нужно исследовать прошлое, чтобы получить помощь в настоящем. Поведенческий подход экономит время и деньги.
  • Наличие различных методик для использования в консультировании. В период с 1969 по 1976 год количество методов поведенческой терапии увеличилось более чем в два раза, и эта тенденция продолжается и сегодня. Консультанты могут применять методы поведенческой терапии в различных условиях. Существует ряд журналов по поведенческому консультированию, таких как «Журнал прикладного поведенческого анализа».
  • Основой является изучение теории, которая хорошо объясняет процесс изучения новых моделей поведения (Krumboltz & Thoresen, 1969, 1976). Теория обучения продолжает развиваться и создавать практические приложения для использования во многих областях (Rescorla, 1988).
  • Поддержка Ассоциации продвижения поведенческой терапии (AAVT), которая публикует этические руководящие принципы для своих членов (Azrin, Stuart, Risely & Stolz, 1977). AABT способствует практическому применению и разъяснению методов консультирования по вопросам поведения в попытке защитить общественность от недобросовестных практикующих врачей.
  • Подкреплено достоверными исследованиями о влиянии методов поведенческой терапии на процесс консультирования. Начинающие консультанты могут использовать один из многочисленных планов исследований в качестве модели. Общей чертой всех подходов к поведенческой терапии является приверженность объективности и использование оценок.
  • Объективность в определении и решении проблем. Таким образом, процесс консультирования демистифицируется, и клиенты и независимые «оценщики» имеют возможность определить уровень своей ответственности (Gilliland et al, 1998).

Поведенческий подход также имеет некоторые ограничения.

  • Он рассматривает только внешнее поведение человека, не обращаясь к нему как к личности. Критики утверждают, что многие бихевиористы, такие как Скиннер, «отсоединили» человека от личности и заменили его изучением законов, которые регулируют действия при определенных условиях. Этот подход может быть слишком упрощенным, чтобы объяснить сложные человеческие взаимодействия (Hergenhahn, 1994).
  • Иногда применяется механически. Гольдштейн (1973) указывает на то, что «самая распространенная ошибка, совершаемая новообращенными психотерапевтами поведения, — это слишком поспешное применение методов» (р. 221). Несмотря на то, что большинство специалистов по поведенческой терапии стараются установить контакт с клиентами и проводить консультации совместно, некоторые из них изначально недооценивают важность отношений клиент-консультант, тем самым нанося ущерб репутации подхода.
  • Он лучше всего подходит для контролируемых условий, которые трудно воспроизвести в обычных консультационных ситуациях. За этим наблюдением стоит соображение, что многие из поведенческих теорий были разработаны на основе исследований поведения животных — крыс и голубей. Многие консультанты задаются вопросом, эффективен ли поведенческий подход при работе с клиентами в условиях, далеких от идеальных.
  • Использование методов, опережающих теорию (Thoresen & Coates, 1980). Быстрое распространение новых методов было инициировано консультантами по поведению, но теория, которая должна лежать в основе этих методов, не поспевала за ними.
  • Игнорируя историю клиента и его подсознание. Несмотря на то, что подход поведенческой терапии может быть очень полезен для клиента, у которого есть особая поведенческая проблема, он не может помочь тем, кто хочет решить свои прошлые проблемы или привести к бессознательному прояснению.
  • Этапы развития не рассматриваются (Sprinthall, 1971). Скиннер (1974) указывает на то, что внутренний мир ребенка развивается, но он и многие другие бихевиористы считают, что стадии развития дают мало информации для объяснения внешнего поведения. Вместо этого они утверждают, что процесс приобретения знаний имеет универсальные особенности.

Рейтинг книг по когнитивно-поведенческой терапии

  1. Харитонов С. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии.
  2. Залевский Г. В. Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования.
  3. Лайнен М. М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности.
  4. Фёдоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия.
  5. Прашко Я., Можны П., Шлепецки М. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств.
  6. Свит К. Сам себе Психотерапевт. Как изменить свою жизнь с помощью когнитивно-поведенческой терапии.
  7. Даттилио Ф. М. Когнитивно-бихевиоральная терапия с парами и семьями. Практическое руководство для психологов.
  8. Маккей М., Скин М., Фаннинг П. Для преодоления тревожности, страха, беспокойства и паники. Когнитивно-поведенческая терапия.
  9. Уайлд Дж. Терапия гнева, тревоги и депрессии у детей и подростков. Когнитивно-бихевиоральный подход.
  10. Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям.

Когнитивно-поведенческая терапия — одно из ведущих направлений в современной психотерапии. Высокая эффективность и короткие сроки лечения привлекают к ней всё больше внимания как со стороны специалистов, так и со стороны обычных людей.

Структура процесса консультирования

Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим наиболее общую модель структуры консультационного процесса, так называемую эклектическую модель (W. E. Gilland and associates; 1989). Эта системная модель, включающая шесть тесно связанных между собой этапов, отражает универсальные особенности психологического консультирования или психотерапии любой направленности.

  • Исследование проблем. На этом этапе советник устанавливает контакт (рапорт) с клиентом и достигает взаимного доверия: Необходимо внимательно прислушиваться к клиенту, когда он говорит о своих трудностях, и проявлять высочайшую степень искренности, сочувствия и заботы, не прибегая к оценке или манипуляции. Необходимо побуждать клиента к глубокому взгляду на свои проблемы и осознанию своих чувств, содержания высказываний и невербального поведения.
  • Двухмерная постановка проблемы. На этом этапе консультант пытается точно охарактеризовать проблемы клиента и охватить как эмоциональные, так и когнитивные аспекты. Проблемы выясняются до тех пор, пока клиент и консультант не будут иметь одинаковое понимание; проблемы конкретно определяются. Точное определение проблем позволяет понять их причины и иногда указывает на пути их решения. В случае возникновения трудностей или двусмысленности в определении проблем, мы должны вернуться к исследовательской фазе.

Определение альтернатив. На этом этапе определяются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Задавая открытые вопросы, консультант призывает клиента назвать все возможные альтернативы, которые он считает подходящими и реалистичными, помогает ввести другие альтернативы, но не навязывает решения. Во время обсуждения можно составить письменный список альтернатив, чтобы было легче их сравнивать. Должны быть найдены альтернативы для решения проблемы, которые клиент может использовать непосредственно.

  • Планирование. На этом этапе проводится критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту определить, какие альтернативы уместны и реалистичны в свете прошлого опыта и текущей готовности к переменам. Создание реалистичного плана решения проблемы также должно помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени, другие могут быть решены только частично путем уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведения. План решения проблемы должен включать в себя средства и способы, с помощью которых клиент будет проверять осуществимость выбранного решения (ролевые игры, «репетиции» действий и т.д.).

5-ое мероприятие. На этом этапе происходит последовательное выполнение плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту структурировать деятельность, принимая во внимание обстоятельства, время, эмоциональные усилия, а также возможность недостижения поставленных целей. Клиент должен понять, что частичный отказ не является катастрофой, и что необходимо продолжать реализацию плана решения проблемы и увязывать все действия с конечной целью.

  • Оценка и обратная связь. На этом этапе клиент вместе с консультантом оценивает степень достижения цели (степень решения проблемы) и суммирует достигнутые результаты. При необходимости можно доработать план решения. Если возникают новые или глубоко скрытые проблемы, необходимо вернуться к предыдущим этапам.

Эта модель, зеркально отражающая процесс консультирования, только помогает лучше понять, как работает конкретный процесс консультирования. Фактический процесс консультирования намного более обширен и часто не следует этому алгоритму. Разделение стадий является условным, поскольку на практике одни стадии пересекаются с другими, и их взаимозависимость более сложна, чем в этой схеме.

Показания

  • Девиации пищевого поведения;
  • депрессии;
  • зависимости;
  • нарушения сна;
  • низкая самооценка, комплексы;
  • несдержанность в проявлении эмоций;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • посттравматический стресс;
  • расстройства личности;
  • сексуальная дисфункция;
  • соматоформные расстройства;
  • социальная дезадаптация, аутизм;
  • тревожные расстройства, фобии, страхи, панические атаки.

Часто поведенческая когнитивная терапия является одной из основных частей комплексной программы лечения и реабилитации органических заболеваний мозга, тяжёлых психических расстройств и соматических отклонений.

Она не имеет возрастных ограничений. Полезна для детей 2-3 лет, склонных к аутизму. Её пациентами становятся школьники с интеллектуально-мнемоническими расстройствами, подростки с девиантным поведением, молодёжь с неустроенной личной жизнью, люди, столкнувшиеся с кризисом среднего возраста, и старики, страдающие деменциями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]