Основные черты характера: положительные и отрицательные


Что такое характер?

  • Характер, индивидуальность, личность относятся к сумме характеристик, которыми обладает человек. Характер относится прежде всего к моральным качествам, этическим нормам, принципам и тому подобному; мужчина с безупречным характером.
  • Индивидуальность относится к отличительным качествам, которые делают человека узнаваемым как личность, отличающуюся от других; женщина с сильной индивидуальностью.
  • Личность относится к сочетанию внешних и внутренних характеристик, определяющих впечатление, которое человек производит на других: ребёнок яркой или приятной личности.

Система мотивации и ценности

Примерно в 6-7 лет ребенком овладевают новые интересы, он идет в школу, где встречает учителей, друзей, подчас начинает уважать их больше, чем тебя, погружается в учебу. Ты узнаешь, что ему интересна математика, а его лучший друг сходит с ума от ящериц. Оба они целенаправленно учатся, причем желание заниматься идет изнутри.

Вспоминаешь себя и думаешь, как же твой сын отличается от тебя – ты училась, потому что мама наказывала за двойки, им же движет внутренний интерес. Пытаешься объяснить разницу в мотивации влиянием времени и новых технологий.

Однако, наблюдая за другими детьми, приходишь к выводу, что у ребенка формируется свой собственный, устойчивый внутренний мир, не похожий на другой. Он еще поддается влиянию внешних факторов, но внутри уже появляется стержень, через который ты видишь, каким вырастет ребенок в будущем.

Формирующийся внутренний мир включает развитие следующих структур личности:

  • Собственные мотивы;
  • Система ценностей;
  • Интересы;
  • Склонности к особому поведению с друзьями, взрослыми, окружающим миром;
  • Умение ставить цели, их достигать;
  • Способность находить свою точку зрения, отстаивать ее.

Происходит этот процесс под влиянием прошлого опыта, характера, сформировавшегося в еще более юном возрасте, общения с родителями, воспитателями, учителями, другими людьми.

Но, кажется, в 12-13 лет ребенок вдруг забрасывает прошлые интересы, начинает принимать в штыки все, что говоришь ему ты или учитель, противоречит, ругается, связывается с компаниями, которые у тебя вызывают негатив. Ты не спишь ночами, боишься, что он где-то сорвется, начнет принимать наркотики, попадет в полицию.

Но вдруг он приходит ночью усталый и шепчет: «я люблю тебя мама, не беспокойся за меня». Да, он соткан из противоречий, но из них вырастает нежный, умный, любящий взрослый человек, чем-то напоминающий тебя. Да, точно, теперь ты видишь, что по манерам, интересам он похож на тебя и с тайной гордостью говоришь подругам, что гены играют большую роль.

И, если раньше речь шла о том, мотивация, система ценностей, отношения с окружающим миром только формируются, то в конце подросткового возраста они превращаются в устойчивые структуры, которые способны выдержать влияние извне. Развивается самоконтроль, корректируется самооценка.

Какой бывает характер у человека?

Правильная оценка начинается с определения, какие виды характера бывают у людей. Все черты распределяются по пяти основным группам:

Социальная

В нее входят черты, обусловленные отношением:

  • к себе;
  • труду;
  • обществу.

Эмоциональная

К ней причисляются:

  • экспрессивность;
  • впечатлительность;
  • жизнерадостность;
  • повышенная и низкая эмоциональность;
  • импульсивность;
  • импрессивность;
  • неустойчивая эмоциональность.

Волевая

В нее входят:

  • целенаправленность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • неуверенность;
  • смелость;
  • дисциплинированность;
  • самостоятельность.

Интеллектуальная

К ней причисляются:

  • рассудительность;
  • глубина и гибкость интеллекта;
  • находчивость;
  • склад ума (практический или теоретический);
  • легкомысленность;
  • сообразительность;
  • любознательность;
  • вдумчивость.

Моральная

В нее входят такие черты:

  • жесткость;
  • доброта;
  • отзывчивость;
  • честность и подобные качества.

Для составления психологического портрета отмечаются определенные качества.

Типы личности

Прошло еще немного времени – твой мальчик стал юношей, идеалистом. У него появилась цель, кумиры, он горячо доказывает свою точку зрения, учится на современном факультете, название которого тебе не выговорить. Путешествует, прыгает с парашютом, в каникулы работает, читает, ходит в театр. Однажды помог какому-то дедушке, снял кошку с дерева.

Он совсем другой, твой мальчик, немного чужой, но когда прижмется, ты понимаешь, что это тот же комочек, который лежал на твоих руках два десятилетия назад. Только если раньше ты могла его защищать, кормить, воспитывать, то теперь твоя нежность и забота оказались у него внутри, а сам он идет по миру уверенно и уже готов кого-то защищать, учить, любить.

Теперь, возможно, ты можешь сказать, что он – вполне сформированная личность. Мало того, сможешь определить его основные черты и тип личности:

  • Если он доверяет логике, то относится к мыслительно-логическому типу. Если следует чувствам – к эмоционально-чувственному (К. Г. Юнг).
  • В зависимости от самых ярких черт характера, эмоциональности, особенностей поведения, он может принадлежать импульсивному, легко возбудимому, эмоциональному, депрессивному, тревожно-боязливому, аффективно-экзальтированному, нестабильному в привязанностях, эмоциях, паранойяльному, ригидному или демонстративному типу (К. Леонгард).


Фото Talles Alves on Unsplash

  • От сочетания направленности внимания, способа сбора информации, взаимодействия со средой и принятия решения зависит, кто он – делец, аналитик, инспектор, хранитель, гуманист, мастер, посредник, лирик, критик, маршал, политик или советник (Кэтрин Бриггс и Изабель Бриггс Майерс).

Какие бывают черты характера человека?

К положительным относятся:

  • адекватность, альтруизм, активность;
  • бесстрашие, бережливость, благоразумие, благородство;
  • великодушие, воспитанность, вежливость, внимательность, веселый нрав, воля, высоконравственность;
  • гуманизм, галантность, гармоничность;
  • дружелюбие, деликатность, добросовестность, дисциплинированность, дальновидность, дипломатичность, деловитость, доброта, добродушие;
  • естественность;
  • женственность, жизнерадостность;
  • заботливость, запасливость;
  • изобретательность, инициативность, исполнительность, искренность, интеллигентность;
  • креативность, коммуникабельность, корректность, культурность, компетентность, коллективизм, красноречивость;
  • любознательность, ласковость, легкость в общении;
  • мудрость, мужественность, миролюбие, мечтательность;
  • нежность, независимость, надежность, наблюдательность, находчивость;
  • опытность, общительность, обаятельность, образованность, осторожность, ответственность, опрятность, отзывчивость, одаренность, объективность;
  • порядочность, позитивность, практичность, понимание, приветливость;
  • решительность, романтичность, радушие;
  • самокритичность, скромность, сообразительность, совестливость, самостоятельность;
  • тактичность, трудолюбие, тяга к творчеству, терпеливость;
  • улыбчивость, упорность, уравновешенность, уважительность, упорство, учтивость, усидчивость;
  • хозяйственность, харизматичность, храбрость;
  • целомудрие, целеустремленность;
  • чистосердечие, честность, чуткость;
  • щедрость, шутливость;
  • энергичность, экономичность, энтузиазм, эмпатичность, эрудированность.

К отрицательным качествам относятся все антиподы перечисленных черт.

Например:

  • агрессивность;
  • вульгарность;
  • наглость;
  • завистливость;
  • высокомерие;
  • лживость;
  • меркантильность;
  • самовлюбленность;
  • обидчивость;
  • эгоистичность;
  • черствость и т. д.

У каждой положительной черты имеется противоположное значение. Однако есть некоторые качества, которые можно назвать нейтральными:

  • застенчивость;
  • молчаливость;
  • напористость;
  • стыдливость;
  • мечтательность.

Для одних людей это положительные качества, для других могут оказаться отрицательными. Например, напористость. В бизнесе она иной раз необходима, а в личных отношениях иногда сильно мешает. Стыдливость хороша для девушки, но негативно воспринимается, когда появляется у молодого человека. При составлении психологического портрета учитываются все вышеперечисленные положительные качества, их антиподы и другие особенности.

Зачем используется психологический портрет личности?

Психологический портрет играет основополагающую роль при выборе будущего рода деятельности. Прежде чем поступить в учебное заведение, нужно узнать, в какой области человек сможет добиться больших успехов. Ведь ничего хорошего не получится, если заниматься делом, которое не по душе.

Благодаря качественно составленному психологическому портрету личности, заинтересованные стороны могут лучше узнать человека, понять мотивы его поведения. С помощью такого описания удаётся выявить ложь, склонность к конфликтам, сильные и слабые черты характера.

Многие менеджеры при приёме на вакантную должность тестируют кандидатов, чтобы определить качества и способности претендентов. Руководителям важно знать, как будет действовать человек в сложной обстановке, сможет ли он решить проблемы, обладает ли индивид нужными для выполнения поставленной задачи чертами характера.

Психологический портрет ребёнка поможет учителю найти подход к своему ученику. Если взрослые хотят достучаться до сердец детей, им нужно знать детскую психологию. Определив тип темперамента каждого ребёнка, можно грамотно спланировать процесс его воспитания.

Психологи по просьбе клиента составляют психологический портрет человека, чтобы найти ему подходящего спутника жизни. Ведь известно, что две полярные личности не смогут выстроить гармоничные отношения. Если партнёры хотят избежать конфликтов и непонимания, они должны иметь сходные ценности, подходящий темперамент, одинаково думать и сообща идти к заветной цели.

Проявление характера и темперамента

Характер у человека формируется не мгновенно, а до самой старости. Большое значение оказывает социальная среда. Например, волевые качества, заложенные в человеке, проявляются внештатных ситуациях, когда требуется выдержка, мужество, упрямство и т. д.

Эмоциональность – это психические проявления, возникающие в определенных ситуациях. При этом чувства могут быть негативными или позитивными, динамичными или стабильными, нейтральными. Если говорить об интеллектуальности, то сюда входят индивидуальные особенности и качество мышления индивида. Например, критичность, глупость, широта души, гибкость в любых отношениях и т. д.

Характер людей сильно влияет их восприятие окружающего. Одни считают всех хорошими или плохими, другие – только себя. У каждого человека имеется определенное отношение:

  • к себе (собственное достоинство, самокритичность, самоуважение и т. д.);
  • труду (пунктуальность, аккуратность, небрежность и т. д.);
  • окружению (вежливость, замкнутость, общительность, грубость и т. д.).

В результате формируется определенный темперамент. В него входят качества, постоянные для определенного человека:

1. Сангвиники очень подвижны, работоспособны, но от напряженного труда быстро устают. У них яркая мимика и сильное проявление эмоций. Они общительны, отзывчивы, уравновешены. Смотрят на все с позитивной точки зрения, оптимистичны. У них веселый нрав.

2. Холерикам свойственны резкие перепады настроения, истеричность, порывистость. У них наблюдаются частые вспышки гнева, вспыльчивость, но быстрая отходчивость.

3. Меланхолики пессимисты, чрезмерно переживают по любому поводу, часто находятся в тревожном состоянии. Такие люди очень недоверчивы к другим, ранимы, сдержанны, у них хорошее самообладание.

4. У флегматиков очень низкая активность. Однако они очень рассудительны, хладнокровны и благоразумны. Любое дело всегда доводят до конца.

Отдельно стоит обратить внимание, что у каждой народности есть свои особенности характера, хотя и имеется много общих черт. Самое большое многообразие – у русских.

Их характер сильно отличается от иных национальностей.

Основные критерии:

а) Душевная щедрость, чего нет у большинства народностей. б) Сострадание.

в) Тяга к справедливости.

г) Терпеливость, выносливость, стойкость.

д) К отрицательным качествам относятся пессимизм, сквернословие, леность, лицемерие. К положительным – отзывчивость, верность, сострадание, человечность.

Русский легко отличается по совокупности черт характера, одна из которых – особенное чувство юмора, которое не всегда способны понять другие народности. Набор качеств настолько многообразен, что у большинства наблюдается чрезмерное проявление эмоций. Некоторые черты могут в течение жизни меняться. При этом другие качества остаются неизменными. Однако не всегда негативные черты расцениваются как отрицательные. Иной раз они подчеркивают достоинство.

Например:

1. Эгоистичность не только игнорирование других людей, но и соблюдение собственных интересов в первую очередь. Такой человек имеет свое мнение и не пойдет на поводу у других.

2. Самоуверенность способна улучшить производительность труда и работоспособность. Тогда человек чувствует себя самоудовлетворенным, что в итоге приносит положительные плоды и для общества.

3. Зависть иногда подталкивает человека работать лучше, достичь наилучшего результата.

4. Упрямство помогает добиться любых поставленных целей.

Характер любого человека состоит из положительных и отрицательных качеств. В результате формируется определенный типаж. Например, человек может быть ленивым, но зато добрым и отзывчивым. Другой – злым, но очень трудолюбивым и устремленным. При этом женщины всегда более эмоциональны, самоотверженны, добродушны, терпеливы. Мужчины чаще всего сдержаны, решительны, ответственны.

Роль конфликтных ситуаций в формировании характера

Наиболее глубокие, устойчивые изменения характера происходят после эмоциональных переживаний из-за конфликтов, происходящих в детстве. Яркий пример этому – переход ребенка из одной школы в другую. Смена группы общения, поиск компромисса между домом, где говорят «надо» и школой, где выступают с новыми требованиями. В таких ситуациях характер не только обнаруживается, но и формируется.

Исследования показывают, что среди опрошенных людей от 25 до 60 лет более 70% замечали изменения в своем характере еще в юношеском возрасте, при этом главным фактором был решающий поступок в критических обстоятельствах, не редко и в конфликтных ситуациях.

Именно какой выход из того или иного конфликта находил человек, зависело на какой поступок он решался: либо на тот, который отчуждал его от людей, либо тот, который сближал с коллективом. Не следует забывать о том, что поступок в таких ситуациях зависит от заложенного развития и воспитания, хотя, имея за спиной прекрасное воспитание и благоприятную среду, один и тот же человек может решиться на различные поступки. Из этого следует, что каждый сам формирует свой характер, исходя о решении того или иного поступка. Следовательно, формирование характера невозможно без самовоспитания.

Черты характера человека (слабые и сильные стороны)

Сильные стороны характераСлабые стороны характера
ХрабрыйБезрассудный
ИдеалистическийНаивный
СмешнойНесерьёзный
УверенныйВысокомерный
ОсторожныйРобкий
ДобродетельныйЖёсткий
Широких взглядовЧрезмерный
ОпределенныйУпрямый
ВерныйОстровной
СкромныйПассивный
ТерпеливыйНепродуктивный
ЭнергичныйИзнурительный
НезависимыйАутсайдер
ОбразныйНереалистичный
ХаризматичныйЭгоцентричный
ЭмоциональныйНелогичный
ГордыйТщеславный
УправляемыйЖадный
ЛогическийНеэмпатичный
ЧестныйТупой
РешающийИмпульсивный
Прирожденный лидерВластный
СосредоточенныйАддиктивная личность
ЛюбопытныйБесцельный
ДобрыйНепритязательный
ПринципиальныйНетерпимый
ОчаровательныйЛживый
АдаптируемыйБесструктурный
РеалистичныйЦиничный

Вы можете вспомнить, что я пропустила? Оставьте комментарий и я добавлю их в пост!

Пример написания психологического портрета личности

Психологический портрет любой личности сможет составить только опытный психолог. Специалист выбирает методику тестирования, которая соответствует цели конкретного исследования. Для того чтобы проанализировать себя самостоятельно, следует использовать упрощённые методы, например, тестирование типологии личности DISC или соционику. Подобные тесты легко найти в интернете и пройти онлайн. С их помощью можно узнать свой тип характера.

Пример психологического портрета личности на основании опросников Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка:

  • Никифорова Елена, 20 лет, студентка;
  • черты характера: общительна, имеет немало друзей, добродушна, эмоциональна, часто поступает под влиянием эмоций, импульсивна, склонна к агрессии;
  • темперамент: согласно опроснику Айзенка, сангвиник, легко знакомится и общается, отлично приспосабливается к непривычным условиям жизни;
  • интеллект: по результатам опросника Кеттелла интеллект выше среднего, имеет абстрактное мышление, отличную сообразительность, быстро воспринимает новую информацию;
  • мотивация: согласно опроснику Мехрабиана мотивирована на достижение поставленной цели, то есть успеха;
  • эмоциональная стабильность: средняя, легко возбуждается, слишком эмоциональна, неуступчива, раздражительна;
  • коммуникативные способности: разговорчива, активна, часто недоверчива, склонна к лидерству, независима, знает как вести себя в новом коллективе;
  • подведение итогов: результаты тестов находятся в границах нормы, следует обратить внимание на излишнюю подозрительность и негибкость исследуемой.

Человек как биологический вид

С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.

С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.

Животное Человек
1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо. 1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.
2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий. 2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.
3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда. 3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.
4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью. 4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]