Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону
стадии развития личности
Каждая фаза формирования стадии развития личности (по Эриксону) подразумевает, что человек будет испытывать кризис, который повлечет за собой положительный или отрицательный результат. Эти кризисы имеют психосоциальную природу, потому что они связаны с психологическими потребностями индивида, противоречащими общественным потребностям.
Согласно теории, благополучное завершение каждой стадии приводит к формированию здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Основные добродетели — это характерные сильные стороны, которые эго может использовать для разрешения последующих кризисов.
Доверие и недоверие
В течение первого года жизни основной упор делается на воспитательные способности матери и отца, особенно в плане визуального контакта и осязания. Ребенок будет развивать оптимизм, доверие, уверенность и безопасность, если о нем будут заботиться и общаться с ним. Если ребенок не испытывает доверия, у него могут развиться такие качества, как незащищенность, бесполезность и общее недоверие к миру.
Самостоятельность (автономия) и нерешительность (стыд и сомнения)
Второй этап происходит от 18 месяцев до 3 лет. На этом этапе ребенок развивается физически, становится более мобильным и обнаруживает, что у него много навыков и способностей, таких как надевание одежды и обуви, игра с игрушками и т. д. Такие навыки иллюстрируют растущее осознание независимости и самостоятельности ребенка.
Эриксон утверждает, что необходимо, чтобы родители позволили детям изучить свои собственные границы в благоприятной среде, терпимой к неудачам. Т. о., родители должны поощрять малютку становиться более независимым и в то же время защищать ребенка, чтобы он не испытывал постоянных неудач.
Требуется тонкий баланс от родителей. Они должны стараться не делать все за ребенка, но если дитя не справляется с какой-либо задачей, они не должны критиковать его за неудачи (особенно при приучении к туалету). Целью должен быть самоконтроль без потери самооценки. Успех на этом этапе приведет к приобретению такой добродетели, как воля.
Если дети подвергаются критике, чрезмерному контролю или не имеют возможности заявить о себе, они становятся чрезмерно зависимыми от других, испытывают чувство стыда или сомнения в своих силах, им сложно найти себя в мире.
Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — неадекватность)
Эриксон считает, что третий психосоциальный кризис происходит во время «игрового возраста», или в дошкольные годы (примерно от 3,5 до 6 лет). Во время этой фазы формирования счастливый ребенок учится:
- представлять, расширять свои навыки посредством всевозможных активных игр, в том числе фантазий;
- сотрудничать с другими;
- руководить другими.
«Обездвиженный» чувством вины ребенок боится общаться с другими, продолжает чрезмерно зависеть от взрослых и ограничен как в развитии игровых навыков, так и в воображении.
При достижении баланса индивидуальной инициативы с готовностью работать с другими возникает такое качество эго, как целеустремленность.
Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности)
Четвертый психосоциальный кризис по Эриксону, в котором участвуют такие качества, как умелость и неполноценность, происходит в промежутке от 6 до 12 лет.
Благодаря социальному взаимодействию, дети начинают развивать чувство гордости за свои достижения и способности. Дети, которых поощряют и одобряют родители и учителя, приобретают чувство компетентности и веры в свои навыки. Те дети, которые не получают поддержку от родителей, учителей или сверстников, будут сомневаться в своих способностях к успеху.
Благополучное нахождение баланса на этой стадии психосоциального развития приводит к такому навыку, как компетентность, благодаря которому дети учатся справляться с поставленными перед ними задачами.
Идентификация личности и путаница ролей
Идентификация личности
В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более независимыми и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи и т. д. Человек хочет принадлежать к обществу и вписываться в него.
Пятая психосоциальная стадия приходится на бурные подростковые годы (12-18 лет). Этот этап играет важную роль в развитии чувства индивидуальности, которое будет продолжать влиять на поведение и развитие до конца жизни человека.
Те, кто получают необходимую поддержку, выйдут из этой стадии с чувством независимости и самоконтроля. Те, кто не уверен в своих убеждениях, будут ощущать себя неуверенно и растерянно в отношении себя и своего будущего.
Когда психологи рассуждают об идентичности, они имеют в виду убеждения, идеалы и ценности, которые помогают формировать и направлять поведение человека. Верность является следствием благополучного завершения этой стадии. Эриксон дал характеристику верности как способности жить по стандартам и ожиданиям общества.
Близость и одиночество
Это шестая стадия теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап охватывает период ранней взрослой жизни (от 18 до 40 лет). В течение этого периода главный конфликт сосредотачивается на формировании близких, любящих отношений с другими людьми.
В этот период человек начинает более тесно делиться с другими. Люди исследуют отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме членов семьи.
Счастливые отношения и чувство приверженности, безопасности и заботы являются благополучным завершением этой стадии. Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и депрессии. Успех на этом этапе приведет к такой добродетели, как любовь.
Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой)
В зрелом возрасте (от 40 до 65 лет) человек продолжает строить свою жизнь, ориентируясь на собственную карьеру и семью.
Те, кто добился успеха на этой стадии, ощущают, что вносят свой вклад в мир, проявляя активность в своем доме и обществе. Те, кто не в состоянии добиться этого навыка, будут чувствовать себя непродуктивными и не вовлеченными в мир.
Забота — добродетель, достигнутая, когда этот этап благополучно пройден. Гордость своими достижениями, наблюдение за тем, как дети становятся взрослыми, и развитие чувства единства с вашим спутником жизни — важные достижения этого этапа.
Цельность и безнадежность
Последняя психосоциальная стадия наступает в пожилом возрасте и направлена на размышления о жизни.
На этом этапе развития люди оглядываются назад на события своего прошлого и определяют, довольны ли они той жизнью, которой жили, или сожалеют о том, что сделали или не сделали.
Те, кто потерпел неудачу на этом этапе, почувствуют, что их жизнь была потрачена впустую, и будут испытывать множество сожалений. Человек останется с чувствами горечи и отчаяния.
Те, кто гордятся своими достижениями, будут чувствовать себя целостно и гармонично. Благополучно завершить этот этап означает оглянуться назад с небольшим сожалением и общим чувством удовлетворения. Эти люди достигнут мудрости.
Что такое кризис идентичности?
Подростковый возраст закономерно провоцирует проявление кризиса идентичности. В юношестве закладываются основы сознательного поведения, формируются определённые нравственные установки.
Развитие личности происходит стремительно, поэтому для представителей данного возрастного этапа закономерно характерна личностная нестабильность, противоречивость между характером и демонстрируемым поведением.
Развитие в этот период характеризуется динамичностью, даже самые спокойные, уравновешенные до этого подростки начинают проявлять эмоциональную нестабильность. Для юношей и девушек характерен внутренний дисбаланс, противоречивость чувств, тревожность, растерянность.
В этот период подросток склонен переживать глубочайшее психологическое напряжение, которое впоследствии может перерасти в отклоняющееся поведение или личностные нарушения, справиться с которыми позже крайне сложно.
Кризис идентичности рассматривается как:
- реакция на утрату привычного статуса ребёнка в обществе;
- несоответствие биологических данных социальным возможностям;
- неуверенность в собственных силах, правильности сделанного выбора, сформулированного ответа.
Подросток стремится найти своё место, определиться с будущим, понять, как к ему относятся окружающие люди. Юноша или девушка не могут ответить на эти вопросы, не ориентируясь на образцы как внутри семьи, также вне её.
Неуверенность, страхи могут быть настолько сильны, что подросток часто демонстрирует поведенческие ритуалы, которые помогают убеждаться в принципиальном наличии себя – вести дневник, часто смотреться в зеркало, ощупывать себя и прочее.
Как автор характеризует период?
Проблема изучения идентичности в разных её аспектах является одной из основных в современной психологической науке. Эрик Эриксон рассматривал идентичность как важнейшую задачу развития любого человека.
Учёный сформулировал собственную теорию, выделяя среди характерных симптомов кризиса идентичности:
- постоянный страх;
- тревожность;
- стремление к уединению;
- безэмоциональность.
Причину комплекса таких невротических состояний Э. Эриксон видел в изменении социальных условий существования личности.
Учёный исследовал социально-психологические механизмы, а также способы формирования идентичности. Иметь зрелую личность – значит, быть самим собой, находиться среди того окружения, которое соответствует внутренним нормам, установкам, ценностям.
Условиями построения личностной идентичности, преодоления кризиса является:
- идентификация, интеграция значимых социокультурных образцов;
- развитая рефлексия собственных переживаний;
- коммуникация, её опосредованное значение;
- понимание, согласованность всех личностных проявлений;
- выбор новых ценностей, целей, готовность, решимость для их отстаивания, достижения.
Таким образом, социокультурная сущность идентичности подразумевает связь культуры и человека: культурный контекст может или способствовать, или препятствовать формированию идентичности индивида.
Что такое интеграция эго?
Ощущение эго-интеграции представляет собой чувство целостности своего «Я». Дети до 3 лет не обладают своим «Я», они отождествляют себя с окружающим миром.
Когда человек ощущает себя комфортно в мире, когда мир становится местом для удовлетворения всех потребностей человека — это и есть интеграция. Т. е. интеграция — самая высокая степень приспособленности.
Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, интеграция эго проявляется в пожилом возрасте при условии, что человек узнал на собственном опыте мгновения радости и горечь поражений, воодушевлял других. Такую личность не страшит смерть, т. к. она сумела оставить след после себя (в творческих достижениях или своих потомках), тем самым обретя бессмертие.
Эго-идентичность
Эго-идентичность
Эриксон уделял особое внимание развитию эго-идентичности. Эго-идентичность — осознанное ощущение себя, которое человек развивает через социальное взаимодействие, и оно становится «центром» на стадии психосоциального развития идентификации личности и путаницы ролей.
Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими. Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.
Эпигенез
Эпигенез — теория, согласно которой каждый человек развивается через последовательность этапов, возникающих в естественном, заранее установленном порядке. Стадии являются последовательными, но они не иерархичны. На каждом этапе человек сталкивается с кризисом или проблемой, которая особенно важна в то время жизни и должна быть решена. Социальное окружение человека оказывает чрезвычайно важное влияние на то, как разрешается каждый кризис, но оно также не определяет порядок появления стадий.
Стадии по Эриксону, постулированные в эпигенетической теории общественного развития, связаны с кризисом, который должен быть удовлетворительно разрешен, чтобы развить у человека такие качества, как доверие, автономию и инициативу и т. д. В то время как нездоровые или неудовлетворительные разрешения приводят к недоверию, стыду и сомнению, вине и т. д., что может сделать человека психологически обеспокоенным.
Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов
Эрик Эриксон
Теория Эриксона непосредственно не стремится достичь обучающих, развивающих и педагогических целей; концепция описывает существующее положение как норму и выделяет нежелательные пути развития. Данную теорию можно рассматривать как руководство для психотерапевтической деятельности, отнюдь не для профессионалов по формированию личности.
Критерии и принципы
Эрик Эриксон стал последователем Зигмунда Фрейда, расширив его теорию психосексуального развития. По З. Фрейду человек является биологическим существом, руководствуется инстинктами жизни и смерти. Поведением управляет либидо, находящее разрядку в сексуальном поведении. Э. Эриксон расширил понятие развития личности, рассматривал через призму влияния социума.
Согласно его концепции, ценности и нормы общества передаются в процессе воспитания. Становление происходит под воздействием социума, навязывающего определенные роли, ценности, идеалы.
На каждом этапе личность проходит определенные стадии, зависящие от биологического возраста. Постепенно, шаг за шагом происходит процесс идентичности, удается определить себя как целостную личность в обществе.
Основные принципы:
- Социум является основной средой формирования личности.
- Развитие происходит непрерывно от рождения до смерти.
- Процесс становления проходит последовательные стадии.
- Этапы жизни идентичны для всех.
- Переход от стадии к стадии сопровождается личностным кризисом, человек может успешно пройти или не преодолеть этап.
- Кризис сопровождается потерей идентичности, задачей психоанализа является ее восстановление.
Эриксон считал, что первичной мотивацией является социальная, а не личностная.
Концепция базируется на следующих тезисах:
- Индивидуальные различия — у каждого человека своя сила Эго.
- В когнитивных процессах участвует бессознательное, проявляющееся через символы, игры.
- Общество определяет путь развития человека.
- Гендерные отличия обусловлены биологическими особенностями мужчин и женщин. Половая специфика развития зависит от силы либидо.
- Эпигенетика — рост и развитие человека соответствует определенному плану, в соответствии которому возникают части, главенствующие в определенный период. Основная задача каждой стадии — сформировать функциональное целое (здоровое эго).
Фрейд и Эриксон: теоретические различия
различие теорий Фрейда и Эриксона
Эриксон принял основные положения теории Фрейда. Хотя Фрейд сосредоточил внимание на сексуальных факторах как движущей силе психологического развития, Эриксон считал, что социальные факторы также играют жизненно важную роль.
В отличие от Фрейда, который утверждал, что личность формируется к 5 годам, Эриксон считал, что человек продолжает развивать свою личность и в подростковом возрасте, и даже на протяжении всей взрослой жизни.
Как преодолеть негативные стороны?
При неспособности преодолеть кризис идентичности подросток переживает весь спектр негативных эмоций, может испытывать как сильнейший стресс, так и проявлять агрессивные реакции. Отсутствие конструктивного выхода из этой ситуации влечет за собой тяжелые последствия.
Чтобы справиться со стрессом, важно соблюдать некоторые рекомендации.
- Исследование собственных интересов, наклонностей, способностей.
- Поиск поддержки.
- Воспитание решительности.
Не стоит замыкаться в себе и ждать, пока всё разрешится само собой. Этого не произойдёт. Чем дольше откладывается разрешение внутриличностного конфликта, тем тяжелее и длительнее будет проходиться кризис.