Теория когнитивного развития Ж. Пиаже: ключевые понятия


Жан Пиаже считал, что дети принимают активное участие в учебном процессе, действуя, как маленькие ученые, в процессе проведения экспериментов, наблюдений и познания мира. Когда дети взаимодействуют с окружающим миром, они постоянно добавляют новые знания к существующим и адаптируют свои идеи к новой информации.

Теория когнитивного развития психолога Жана Пиаже предполагает, что дети проходят четыре различные стадии умственного развития:

Иллюстрация Джошуа Сеонга, Verywell

Стадия 1: сенсомоторный интеллект (от рождения до 2-х лет)

Стадия 2: дооперациональные представления (от 2 до 7 лет)

Стадия 3: конкретные операции (от 7 до 11 лет)

Стадия 4: формальные операции (от 12 лет и старше)

Как Пиаже разработал теорию?

Пиаже родился в Швейцарии в конце 1800-х годов. Свой первый научный труд он опубликовал, когда ему было всего 11 лет. Его интерес в сфере интеллектуального развития детей появился, когда он работал помощником Альфреда Бине и Теодора Саймона, создателей знаменитого IQ теста.

Интерес психолога к когнитивному развитию появился, когда он наблюдал за собственным детьми. Эти наблюдения укрепили его зарождающуюся гипотезу о том, что детский разум — это не просто маленькая версия разума взрослого человека.

Пиаже одним из первых определил, что мышление детей отличается от мышления взрослых. До этого момента к детям относились как к маленьким версиям взрослых.

Жан Пиаже выдвинул теорию, что интеллект — это то, что растет и развивается поэтапно. Дети постарше не просто думают быстрее, чем дети младшего возраста. Существуют многочисленные различия между мышлением детей младшего и старшего возраста.

Основываясь на своих наблюдениях, психолог пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, они просто мыслят по-другому.

Так просто! Об этом мог подумать только гений!

Именно так Альберт Эйнштейн назвал открытие Жана Пиаже

Когнитивное развитие включает в себя изменения в интеллектуальном процессе и способностях ребенка. Теория развития включает в себя четыре этапа:

Другие теоретические перспективы когнитивного развития

Теория Льва Выготского

Теория Льва Выготского (1896-1934) основана на социальном обучении как важнейшем аспекте когнитивного развития. В теории Выготского взрослые очень важны для развития маленьких детей. Они помогают детям учиться с помощью посредничества, которое моделирует и объясняет концепции. Взрослые и дети осваивают понятия своей культуры и деятельности.

Выготский полагал, что мы получаем нашу сложную умственную деятельность через социальное обучение. Значительная часть теории Л.С. Выготского основана на зоне ближайшего развития, которая, по его мнению, имеет место, когда происходит наиболее эффективное обучение.

Выготский также считал, что культура является очень важной частью когнитивного развития, такой как язык, письменность и система подсчета, используемые в этой культуре. Другим аспектом теории Выготского является личная речь.

Личная речь — это когда человек разговаривает сам с собой, чтобы помочь решить проблему.

Предполагаемые основные системы познания

Современные психологи когнитивного развития, признавая, что термин «врожденный» не согласуется с современными знаниями об эпигенезе, нейробиологическом развитии или обучении, предпочитают нонативистские рамки. Исследователи, которые обсуждают «основные системы», часто размышляют о различиях в мышлении и обучении между предлагаемыми областями.

Исследователи, которые устанавливают набор так называемых «основных областей», предполагают, что дети обладают врожденной чувствительностью к определенным типам информации. Среди наиболее часто упоминаемых:

Числа

Младенцы имеют две системы для работы с числами. Один имеет дело с небольшими числами, часто называемыми субитизирующими. Другой имеет дело с большими числами приблизительно.

Пространство

Очень маленькие дети, имеют некоторые навыки в навигации. Эта базовая способность определять направление и расстояние невидимых локаций развивается способами, которые не совсем ясны. Однако есть некоторые свидетельства того, что это предполагает развитие сложных языковых навыков от 3 до 5 лет. Кроме того, есть свидетельства того, что этот навык в значительной степени зависит от визуального опыта, поскольку было обнаружено, что врожденно слепые люди имеют ослабленные способности выявлять новые пути между знакомыми местами.

Визуальное восприятие

Есть некоторые свидетельства того, что дети в возрасте до 72 часов могут воспринимать такие сложные вещи, как биологическое движение. Однако неясно, как визуальный опыт в первые несколько дней способствует этому восприятию. Есть гораздо более сложные аспекты визуального восприятия, которые развиваются в младенчестве и за его пределами.

Эссенциализм

Маленькие дети, предрасположены думать о биологических объектах (например, о животных и растениях) эссенциалистским образом. Это означает, что они ожидают, что такие объекты будут иметь много черт, таких как внутренние свойства, которые вызваны некой «сущностью».

Овладение языком

Основным, хорошо изученным процессом и следствием когнитивного развития является овладение языком. Традиционное мнение состояло в том, что это является результатом детерминированных, специфичных для человека генетических структур и процессов.

Другие традиции, однако, подчеркивали роль социального опыта в изучении языка. Тем не менее, связь между активностью генов, опытом и развитием языка в настоящее время признана невероятно сложной и трудной для определения. Развитие языка иногда подразделяется на изучение фонологии (систематическая организация звуков), морфологии (структура языковых единиц — корневых слов, аффиксов, частей речи, интонации и т. д.), синтаксиса (правила грамматики в структуре предложения), семантики ( изучение значения) и дискурс или прагматика (отношение между предложениями). Тем не менее, все эти аспекты языкового знания, которые первоначально были изложены лингвистом Ноамом Хомским быть автономным или отдельным — теперь признано, что взаимодействует сложным образом.

Билингвизм

До недавнего времени было что билингвизм был принят как фактор, способствующий когнитивному развитию. Был проведен ряд исследований, показывающих, как билингвизм способствует исполнительной функции мозга, который является основным центром, в котором происходит когнитивное развитие. Согласно Белостоку в «Билингвизме и развитии исполнительной функции: роль внимания», дети, говорящие на двух языках, должны активно фильтровать два разных языка, чтобы выбрать тот, который им нужен, что, в свою очередь, делает развитие сильнее в этот центр.

Гипотеза Уорфа

Бенджамин Уорф (1897–1941), работая учеником Эдварда Сапира, утверждал, что мышление человека зависит от структуры и содержания языка их социальной группы. Другими словами, это вера в то, что язык определяет наши мысли и восприятия. Например, раньше считалось, что греки, которые писали слева направо, думали иначе, чем египтяне, поскольку египтяне писали справа налево.

Важно! Теория Уорфа была настолько строгой, что он полагал, что если слово отсутствует в языке, то человек не знает о существовании объекта. Эта теория была воспроизведена в книге Джорджа Оруэлла «Скотный двор».

Начальная гипотеза Куайна

Уиллард Ван Орман Куайн (1908-2000) утверждал, что существуют врожденные концептуальные предубеждения, которые позволяют усвоить язык, концепции и убеждения. Теория Куайна следует нативистским философским традициям, таким как европейские рационалистические философы, например Иммануил Кант.

Неопиагетические теории когнитивного развития

Неопиагетические теории когнитивного развития подчеркивали роль механизмов обработки информации в когнитивном развитии, таких как контроль внимания и рабочая память. Они предположили, что прогрессирование по стадиям Пиагетии или другим уровням когнитивного развития является функцией усиления механизмов контроля и увеличения объема памяти.

Лев Выготский против Жана Пиаже

В отличие от Жана Пиаже, который полагал, что развитие предшествует обучению, Выготский считал, что обучение — это прежде всего развитие. Теория Выготского отличается от теории когнитивного развития Пиаже четырьмя способами:

  1. Выготский считает, что культура больше влияет на когнитивное развитие. Пиаже считает, что когнитивное развитие одинаково во всем мире, а Выготский считает, что культура делает когнитивное развитие другим.
  2. Социальные факторы сильно влияют на когнитивное развитие по убеждениям Л. С. Выготского. Окружающая среда и родители ребенка будут играть большую роль в когнитивном развитии ребенка. Ребенок учится в зоне ближайшего развития с помощью родителей.
  3. Выготский считает, что язык важен для когнитивного развития. В то время как Пиаже считает мысль важной ролью. Выготский рассматривает мысль и язык как разные, но в конечном итоге объединяются. Выготский подчеркивает роль внутренней речи как первоочередной причины формирования когнитивного развития.
  4. Взрослые сильно влияют на когнитивное развитие. Дети наблюдают за взрослыми в своей жизни и получают знания об их особой культуре на основе того, что делают окружающие их взрослые.

Важные концепции Жана Пиаже

Для лучшего понимания некоторых вещей, происходящих в процессе когнитивного развития, важно рассмотреть некоторые идеи и понятия, введенные Жаном Пиаже. Ниже перечислены понятия, которые влияют на то, как дети учатся и растут:

Модель

Модели — это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.

Модель включает в себя категорию знаний и процесс их получения. По мере накопления опыта эта новая информация используется для модификации, дополнения или изменения ранее существовавших моделей.

Как может измениться модель? Например, ребенок видел и трогал только маленьких собак. Теперь он уверен, что они все такого же размера и имеют четыре лапы. У ребенка уже сформирована модель об этом животном. Когда ребенок столкнется с огромной собакой, то он изменит ранее существовавшую модель восприятия.

Ассимиляция

Процесс внедрения новой информации в наши уже существующие модели называется ассимиляцией. Этот процесс субъективен, так как люди склонны модифицировать опыт и информацию, чтобы они соответствовали их прежним убеждениям.

Видеть собаку и называть ее «собакой» — это ассимиляция животного в модель «собаки» ребенка.

Приспособление

Другая часть адаптации включает в себя изменение наших существующих моделей в свете новой информации. Это процесс, известный как приспособление.

Приспособление предполагает изменение существующих моделей. Обычно это изменение происходит в результате получения новой информации или нового опыта. В ходе этого процесса могут также разрабатываться новые модели.

Уравновешивание

Жан Пиаже верил, что все дети пытаются достичь равновесия между ассимиляцией и приспособлением. Это достигается при помощи уравновешивания. Важно поддерживать баланс между применением прежних знаний (ассимиляция) и изменением поведения для учета новых знаний (приспособление) в течение всех этапов когнитивного развития. Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут перейти от одной стадии мышления к другой.

Теория когнитивного развития Пиаже помогла расширить понимание интеллектуального роста детей. Она также подчеркнула, что дети являются не просто пассивными получателями знаний. Наоборот, дети постоянно исследуют и экспериментируют, строя свое понимание того, как устроен этот волшебный мир.

Перевод статьи: Кендра Черри

История и теория когнитивного развития

Жан Пиаже неразрывно связан с когнитивным развитием. В работах Пиаже ясно, что есть влияние многих исторических предшественников. Некоторые из них заслуживают упоминания и включены в таблицу ниже.

Рождение / смертьВклад в когнитивное развитие
Жан-Жак Руссо1712-1778Он рассматривает развитие детства происходящее в три этапа. На первом этапе, до 12 лет, ребенок руководствуется своими эмоциями и побуждениями. На втором этапе, в возрасте 12–16 лет, разум ребенка начинает развиваться. На третьем и последнем этапе, в возрасте 16 лет и старше, ребенок превращается во взрослого.
Джеймс Салли1842-1923Написал несколько книг по развитию детей, в том числе «Исследования детства» (1895) и «Пути детей» (1897). Он использовал метод детального обсервационного исследования с детьми. Современные исследования в области развития ребенка фактически повторяют наблюдения и методы наблюдений, обобщенные Салли в книге «Исследования детства».
Лев Выготский1896-1934Областью специальности была психология развития. Основной вклад вносит несколько противоречивая «зона ближайшего развития», в которой говорится, что игра должна быть основной деятельностью детей, поскольку это является их основным источником развития с точки зрения эмоционального, волевого и когнитивного развития. Зона ближайшего развития является связующим звеном между обучением детей и когнитивным развитием.
Мария Монтессори1870-1952Она начала свою карьеру, работая с детьми с психическими расстройствами в 1897 году, затем проводила наблюдения и экспериментальные исследования в начальных школах. Написала книгу «Открытие ребенка» (1948). Обсуждались четыре плана развития: рождение — 6, 6–12, 12–18 и 18–24. В настоящее время метод Монтессори имеет три возрастные группы, значимые для развития: 2–2,5, 2,5–6 и 6–12. Она работала над поведением человека у старших детей, но публиковала только лекционные заметки на эту тему.
Жан Пиаже1896-1980Пиаже был первым психологом и философом, который назвал этот тип исследования «когнитивным развитием». Другие исследователи в различных дисциплинах ранее изучали развитие у детей, но Пиаже часто называют первым, кто систематически изучал когнитивное развитие, и дал ему свое имя. Его основным вкладом является сценическая теория детского когнитивного развития. Он также опубликовал свои обсервационные исследования познания у детей и создал серию простых тестов, чтобы выявить различные когнитивные способности у детей.
Лоуренс Колберг1927-1987Написал теорию этапов нравственного развития, которая расширила выводы Пиаже о когнитивном развитии и показала, что они продолжаются на протяжении всей жизни. Шесть этапов Колберга следуют конструктивистским требованиям Пиаже, поскольку этапы нельзя пропустить, а этапы регрессии очень редки.
Известные работы: Моральные стадии и Морализация: Подход к когнитивному развитию (1976) и Эссе по моральному развитию (1981).

Таблица «Историческое происхождение».

Теория когнитивного развития Пиаже

Жан Пиаже (1896–1980) считал, что люди проходят через стадии развития, которые позволяют им мыслить новыми, более сложными способами.

Сенсомоторная стадия

Первым этапом когнитивного развития Пиаже является сенсомоторная стадия. Эта стадия длится от рождения до двух лет. На этой стадии поведению не хватает чувства мысли и логики. Поведение постепенно переходит от воздействия на унаследованные рефлексы к взаимодействию с окружающей средой с определенной целью и способностью представлять внешний мир в конце.

Сенсомоторная стадия была разбита на шесть подэтапов, которые объясняют постепенное развитие младенцев от рождения до возраста 2 года. Как только ребенок приобретает способность мысленно представлять реальность, ребенок начинает переходить на дооперационную стадию развития.

Рождение до одного месяца

Каждый ребенок рождается с унаследованными рефлексами, которые они используют для получения знаний и понимания своего окружения. Примеры этих рефлексов включают хватание и сосание.

1–4 месяца

Дети повторяют поведение, которое происходит неожиданно из-за их рефлексов. Например, палец ребенка входит в контакт со ртом, и ребенок начинает сосать его. Если ощущение доставляет удовольствие ребенку, ребенок попытается воссоздать свое поведение. Младенцы используют свои начальные рефлексы (хватание и сосание), чтобы исследовать окружающую среду и создавать схемы.

Схемы — это группы похожих действий или мыслей, которые неоднократно используются в ответ на окружающую среду. Как только ребенок начинает создавать схемы, они используют приспособление и ассимиляцию, чтобы постепенно адаптироваться к миру.

Усвоение это когда ребенок отвечает на новое событие способом, который согласуется с существующей схемой.

Приспособление — это когда ребенок либо модифицирует существующую схему, либо формирует совершенно новую схему для работы с новым объектом или событием. Например, младенцу, возможно, придется открывать рот шире, чем обычно, чтобы разместить лапу мишки.

5-8 месяцев

У ребенка есть опыт с внешним раздражителем, который он находит приятным, поэтому он пытается воссоздать этот опыт. Например, ребенок случайно ударяет по телефону над кроваткой и любит смотреть, как он вращается. Когда он останавливается, ребенок начинает хвататься за предмет, чтобы он снова начал вращаться. На этой стадии привычки формируются из общих схем, которые создал младенец, но с точки зрения ребенка еще нет никакого различия между средствами и целями. Дети также не могут сосредоточиться на нескольких заданиях одновременно, а только на задании.

Ребенок может выработать привычку крутить телефон в своей кроватке, но они все еще пытаются найти способы добраться до телефона, чтобы заставить его вращаться так, как он находит приятным. Как только ребенок отвлекается (скажем, родитель ходит по комнате), ребенок больше не фокусируется на телефоне. Детям следует давать игрушки, которые реагируют на действия ребенка, чтобы способствовать развитию его следственных инстинктов. Например, игрушка играет песню, когда вы нажимаете одну кнопку, а затем появляется изображение, если вы нажимаете другую кнопку.

8–12 месяцев

Поведения будут отображаться по причине, а не случайно. Они начинают понимать, что одно действие может вызвать реакцию. Они также начинают понимать постоянство объектов, то есть осознание того, что объекты продолжают существовать, когда они удалены из поля зрения. Например: ребенок хочет погремушку, но одеяло мешает. Ребенок двигает одеяло, чтобы получить погремушку. Теперь, когда младенец может понять, что объект все еще существует, он может различать объект и опыт объекта. По словам психолога Дэвида Элкинда, «внутреннее представление об отсутствующем объекте является самым ранним проявлением символической функции, которая постепенно развивается в течение второго года жизни, чья деятельность доминирует на следующей стадии умственного роста».

12–18 месяцев

Действия происходят намеренно с некоторым изменением. Например, ребенок барабанит на горшке деревянной ложкой, затем на полу, затем на столе.

18–24 месяца

Дети начинают строить умственные символы и начинают участвовать в притворных играх. Например, ребенок смешивает ингредиенты вместе, но у него нет ложки, поэтому он притворяется, что использует одну или другой предмет, чтобы заменить ложку.

Символическое мышление представляет собой представление объектов и событий в качестве ментальных сущностей или символов, которые помогают стимулировать когнитивное развитие и формирование воображения. Согласно Пиаже, младенец начинает действовать в соответствии с интеллектом, а не привычкой в ​​этот момент. Конечный продукт устанавливается после того, как младенец преследует соответствующие средства. Средства формируются из схем, которые известны ребенку. Ребенок начинает учиться тому, как использовать то, чему он научился в первые два года, для развития и дальнейшего изучения своего окружения.

Предоперационная стадия

Длится от 2 лет до 6 или 7 лет. Ее можно охарактеризовать двумя различными способами. В своей ранней работе, прежде чем он разработал свою структурную теорию познания, Пиаже описал мысли ребенка в этот период как регулируемые такими принципами, как эгоцентризм, анимизм и другие подобные конструкции. Эгоцентризм — это когда ребенок может видеть только определенную ситуацию по-своему. Нельзя понять, что другие люди имеют другие взгляды и восприятия сценариев.

Анимизм — это когда человек придает безжизненным предметам человеческие качества. Человек обычно считает, что этот объект имеет человеческие эмоции, мысли и намерения. Как только он предложил свою теорию структурализма, Пиаже охарактеризовал дооперационного ребенка как лишенного когнитивных структур, которыми обладает конкретный операционный ребенок.

Стадия конкретных операций

Длится от 6 или 7 лет до примерно 12 или 13. На этом этапе когнитивные структуры ребенка могут характеризоваться реальностью. Пиаже утверждает, что одни и те же общие принципы можно различить в широком спектре поведения. Одним из самых известных достижений этого этапа является сохранение. В типичном эксперименте по консервации ребенка просят оценить, одинаковы ли две величины, например, два одинаковых количества жидкости в коротком и высоком стакане. Способность рассуждать таким образом отражает развитие принципа сохранения.

Стадия формальных операций

Эта стадия длится с 11 или 13 до зрелого возраста, когда люди переходят от логических рассуждений с конкретными примерами к абстрактным. Потребность в конкретных примерах больше не нужна, потому что вместо этого можно использовать абстрактное мышление. На этой стадии подростки также могут видеть себя в будущем и могут представить себе идеальную жизнь, которой они хотели бы следовать. Некоторые теоретики полагают, что формальная операционная стадия может быть разделена на две подкатегории: ранняя формальная операционная и поздняя формальная операционная мысль. Ранние формальные операционные мысли могут быть просто фантазиями, но по мере того, как подростки переходят к поздней формальной операционной мысли, жизненный опыт, с которым они сталкивались, превращает эти фантазийные мысли в реалистичные мысли.

Критика

Многие из претензий Пиаже вышли из-под контроля. Например, он утверждал, что маленькие дети не могут запомнить цифры. Однако дальнейшие эксперименты показали, что дети на самом деле не понимают, о чем их спрашивают. Пиаже утверждает, что ребенок не может сохранить числа, если они не понимают однозначное соответствие. Нужно больше информации и экспериментов о том, понимают ли дети числа и величины так, как мы.

Важно! Теория когнитивного развития Пиаже заканчивается на формальной операционной стадии, которая обычно разрабатывается в раннем взрослом возрасте. Он не учитывает более поздние стадии когнитивного развития взрослых.

Оперативный и образный интеллект

Оперативный интеллект является активным аспектом интеллекта. Он включает в себя все действия, явные или скрытые, предпринятые для того, чтобы проследить, восстановить или предвидеть преобразования объектов или лиц, представляющих интерес. Теория развития Пиаже настаивает, что фигуративные или репрезентативные аспекты интеллекта подчиняются его оперативным и динамическим аспектам. И, следовательно, это понимание по существу вытекает из оперативного аспекта интеллекта.

В любое время оперативный интеллект формирует понимание мира, и он меняется, если понимание не увенчалось успехом. Теория развития Ж. Пиаже утверждает, что этот процесс понимания и изменения включает в себя две основные функции: ассимиляцию и приспособление. Они являются движущей силой развития разума.

Первая стадия

Согласно теории Жана Пиаже, развитие постоянства объекта является одним из наиболее важных достижений. Постоянство объекта — это понимание ребенком того, что объект продолжает существовать. Даже если они не могут видеть или слышать его. Peek-a-boo — игра, в которой дети, которым еще предстоит полностью развить постоянство объекта, реагируют на внезапное сокрытие и раскрытие лица.

Основная идея

По мнению Пиаже, взросление — это развитие психических процессов, возникающих в результате биологического созревания и опыта окружающей среды. Он считал, что дети создают понимание окружающего их мира, испытывают расхождения между тем, что они уже знают, и тем, что они обнаруживают в своей среде, а затем соответствующим образом корректируют свои идеи. Язык зависит от знаний и понимания, приобретенных в результате когнитивного развития. Ранние работы Пиаже получили наибольшее внимание.

Третья стадия и анимизм

Анимизм — это вера в то, что неодушевленные предметы способны к действиям и имеют жизненные качества. Примером может служить ребенок, который верит, что тротуар сошел с ума и заставил его упасть. Искусственность относится к убеждению, что характеристики окружающей среды могут быть приписаны человеческим действиям или вмешательствам. Например, ребенок может сказать, что на улице ветрено, потому что кто-то очень сильно дует, или облака белые, потому что кто-то покрасил их в такой цвет. Наконец, предубежденное мышление, согласно теории интеллектуального развития Пиаже, классифицируется по трансдуктивному мышлению.

Вторая стадия

Предоперационная стадия редкая и логически неадекватная в отношении умственных операций. Ребенок способен формировать устойчивые понятия, а также волшебные убеждения. Мышление на этой стадии все еще эгоцентрично, что означает, что ребенку трудно видеть точку зрения других.

Предоперационная стадия разделена на подэтап символьной функции и подэтап интуитивного мышления. Первый — когда дети могут понимать, представлять, запоминать и изображать объекты в своем уме, не имея объекта перед собой. А интуитивно понятый этап мышления — когда дети склонны задавать вопросы: «почему?» и «как получилось?». На этом этапе дети хотят все понять. Теория интеллекта Пиаже очень интересна именно такими выводами.

Третья стадия (операционная)

В возрасте от 2 до 4 лет дети еще не могут манипулировать и преобразовывать мыслеформы, мыслить образами и символами. Другими примерами умственных способностей являются язык и притворная игра. Кроме того, качество их символической игры может иметь последствия для их дальнейшего развития. Например, маленькие дети, чьи символические игры носят насильственный характер, более склонны проявлять антисоциальные тенденции в последующие годы. Это нам доказывает интеллектуальная теория Пиаже.

Четвертая стадия (формально-операционная, логическая)

В возрасте от 4 до 7 лет дети становятся очень любопытными и задают много вопросов, начиная использовать примитивные рассуждения. Возникает интерес к рассуждению и желанию узнать, почему вещи такие, какие они есть. Пиаже назвал это «интуитивным подэтапом», потому что дети понимают, что обладают огромным количеством знаний, но не знают, как они приобрели его. Центрирование, сохранение, необратимость, включение в класс и переходный вывод — все это характеристики предоперационного мышления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]