Потребности по Маслоу: разбор концепции и обзор критики

Сохранить статью:

В статье рассказывается:

  1. Суть концепции потребностей по Маслоу
  2. Принципы Маслоу, характеризующие природу человека
  3. Высшие потребности человека
  4. Практическое применение теории потребностей по Маслоу
  5. Критика концепции потребностей по Маслоу

Потребности по Маслоу – это известнейшая теория мотивации, о которой слышали, наверное, все. Знаменитая пирамида, где нужды идут в иерархическом порядке, стала основой для практического применения в различных сферах и для построения новых теорий. Но актуальна ли она сейчас, или же место данной теории только в учебниках?

Несмотря на то, что ряд положений теории Маслоу подвергается критике, все же подход можно использовать как в бизнесе, так и в целях карьеры или саморазвития. В нашей статье мы расскажем, как на практике применить выводы Маслоу, а также разберем его концепцию в целом, ее сильные и слабые стороны.

Суть концепции потребностей по Маслоу

В чем же заключается теория потребностей Маслоу? В середине прошлого века американский психолог Абрахам Маслоу изложил свою теорию потребностей. Впервые упомянутая в 1943 и более подробно изложенная в 1954, теория психолога является классификацией человеческих потребностей.


Суть концепции потребностей по Маслоу

Маслоу разделил потребности человека на несколько уровней по их важности. Более того, психолог предположил, что человек не «переходит» на следующий уровень, пока не достиг целей текущего. Впрочем, не всегда необходимо полностью удовлетворить все нужды одной ступени, чтобы подняться по пирамиде. Изначально Маслоу выделил 5 уровней потребностей, от самых базовых – в пище, например, — до таких, как самореализация:

  1. Физиологические потребности по Маслоу
    — это нужда в пище, воде, тепле, и других подобных ресурсах.
  2. Потребность в безопасности
    . Избавившись от недостатка пищи, человек нуждается в стабильности и комфорте своего жилья.
  3. Социальные потребности по Маслоу
    – нужда в контакте с окружающими людьми, будь то общение, любовь к другому и желание быть любимым, привязанность. На этом уровне проявляется социальная природа человека.
  4. Престижные потребности
    . Это, фактически, потребность в уважении и признании со стороны других. Человек стремится к достижению определенных целей и нуждается в оценке своих стараний.
  5. Духовные потребности
    : в познании окружающего мира и себя. Самопознание перекликается с самовыражением и самореализацией.

Через несколько лет Маслоу дополнил свою теорию, добавив в иерархическое деление потребностей человека несколько иных. Новая пирамида потребностей Маслоу теперь состояла еще и из познавательных потребностей, предполагающих, что человек стремится к познанию, открытию и исследованию, а также эстетических потребностей, связанных с красотой и искусством.

Потребность в сотрудничестве с руководством компании

Для многих ответственных и активных сотрудников важной потребностью является стремление сотрудничать с руководством компании.
Эти сотрудники говорят так: «Мы решили эту сложную задачу», «Наша компания завоевала лидирующее положение на рынке», «В нашей в компании принято относиться к клиентам с уважением» и т. п. Они проявляют инициативу и ставят перед руководством новые задачи, а от руководства ждут обеспечения ресурсами их решения.

Сотрудница крупного издательства сказала: «На прежней работе, когда передо мной ставили задачу, я всегда знала, что ее выполнение — только моя ответственность. Никого не интересовало, как я буду справляться с ее решением. Делай, и все… Теперь, когда я перешла в другое издательство, руководитель говорит: «Скажите, что вам нужно для решения этой задачи, и мы все организуем, только делайте…» Как мне это нравится! Как это стимулирует к работе! Хочется работать и добиваться успехов!»

Рекомендации по мотивации сотрудников, имеющих потребность в сотрудничестве с руководством:

  • Показывайте свое отношение к лояльным сотрудникам как к партнерам по работе.
  • Говорите так: «Мы вместе работаем на благо компании».
  • Публично уточняйте на совещании: «Мы с Николаем Bacильeвичем решили…»
  • Привлекайте лояльных сотрудников к общему решению проблем компании (приглашайте на совещания, спрашивайте их экспертное мнение).
  • Говорите так «Я хотел бы с вами посоветоваться по поводу решения важной проблемы…».
  • При необходимости организуйте «мозговой штурм» по решению актуальных проблем в компании с приглашением компетентных сотрудников.
  • Знайте о важных датах в жизни ценных сотрудников и поздравляйте их (дни рождения, юбилеи, семейные события).
  • Здоровайтесь за руку с сотрудниками, спрашивайте о семейных делах.
  • Приглашайте успешных и лояльных работников компании на неформальные мероприятия, проводимые «в узком кругу».
  • Приглашайте старательных сотрудников после работы для дружеской беседы в свой кабинет.

Принципы Маслоу, характеризующие природу человека

В своих теориях Маслоу изложил свое понимание того, как функционируют механизмы поведения человека. Маслоу исследовал мотивацию, и выдвинул мнение, что она свойственна человеку в любом состоянии, она может меняться, но оставаться двигателем деятельности человека.

Бесплатный онлайн-интенсив

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Так, изучая мотивацию, Маслоу выдвинул основные принципы:

  • Человек не может полностью удовлетворить свои потребности.
  • Неудовлетворенная нужда мотивирует человека к действию, или удовлетворению этой потребности,
  • Из этого следует, что мотиватором являются не сами потребности, а уровень их удовлетворения.
  • Потребности людей можно разделить на несколько уровней в рамках иерархии.
  • Потребности нового уровня беспокоят человека лишь после удовлетворения потребностей текущего.
  • Базовые, или биологические нужды заложены в человеке изначально, что раскрывает их название.
  • Высшие потребности – духовные, эстетические и потребность в самореализации – не одинаковые для всех людей. На них влияет личность человека, то как, она формировалась, и условия, в которых он находится.

Свобода и самоутверждение

Каждый человек имеет право самоутверждаться в той роли, которая для него является главной и самой значимой.


Фото BBH Singapore on Unsplash

Только так он сможет развиваться как личность и реализовать свою потребность в самоактуализации. К сожалению, даже в современным обществе это не всегда легко. Родительские и социальные установки, давление большинства и ярлыки, которые на нас навешивают с самого рождения ограничивают нашу свободу в самоутверждении. Особенно это касается самоутверждения женщин. Эти ограничения могут выражаться в:

  • отказе в праве самоутверждения, когда либо сама потребность считается эгоистичной и негативной, либо она отрицается как право конкретной личности (у женщины не должно быть амбиций или ты не вправе желать большего);
  • навязывании определенных ролей, в которых личность обязана самоутверждаться (например, женщина должна быть в первую очередь хорошей женой и матерью или филологом, как все в семье, а не айтишником, потому что «не женское это дело»).

Из-за этого личность подвергается серьезному социальному давлению и постоянному осуждению. Например, если женщина добилась высокого профессионального или материального статуса, обязательно найдутся люди, которые ее за это осудят и скажут: «просто она не смогла найти себе мужа», то есть не смогла реализовать предназначенную ей природой роль.


Фото автора Marta Wave: Pexels

Это приводит либо к тому, что женщина подавляет свои желания и потребности, либо к жизни в постоянном конфликте с некоторыми представителями социума. Первое порождает серьезный внутренний конфликт, а второе приводит к конфликту внешнему.

Тут важно научится четко расставлять личные границы, не позволяя окружающим диктовать тебе условия и говорить на что ты имеешь право, а на что нет. И еще очень важно понимать, что подобные негативные высказывания – следствие того, что сами эти личности не смогли самореализоваться в этой жизни, потерпели поражение, и та критика, которую они демонстрируют, не имеет к тебе никакого отношения, они просто самоутверждаются за счет принижение заслуг окружающих.

Высшие потребности человека

Из изложенной выше иерархии потребностей Маслоу следует, что высшие потребности коррелирует с такой стороной человека, как его личность и разум. Они связаны с культурой и представляют из себя, как уже было сказано, потребности в познании мира и своей личности, развитии этой личности и самореализации. По данным самого Маслоу, процент людей, действительно удовлетворяющих высшую потребность – в самореализации – составляет всего 1-2 %.

Потребность узнавать и осваивать новое, развиваться

Всех психологически здоровых людей, по мнению Маслоу, влечет к непознанному, таинственному, необъясненному. Эти характеристики объектов и событий составляют основу их привлекательности. Напротив, то, что разложено по полочкам, доподлинно известно и истолковано неизбежно вызывает скуку. С другой стороны, навязчивая тяга к привычному и знакомому, неприятие и страх неизвестного и незнакомого, неструктурированного и необычного – один из признаков компульсивно-осбессивного симптома и других психических нарушений.

Складывается впечатление, и это подтверждает ряд клинических наблюдений, отмечает Маслоу, что фрустрация когнитивных способностей – одна из причин серьезной психопатологии. Люди с развитым интеллектом, лишенные возможности проявить свои способности и навыки на скучной и примитивной работе очень часто становятся жертвами патологической симптоматики – апатии, утраты смысла жизни, неудовлетворенности собой, соматической депрессии, сопровождающихся интеллектуальной и ценностной деградацией. Удовлетворение когнитивных потребностей на новом месте работы или другими способами в таких случаях достаточно быстро приводит человека в адекватное состояние.

Потребность знать и понимать – пишет Маслоу – проявляется уже в позднем младенчестве. И у детей она выражена, пожалуй более зримо, чем у взрослых. Причем развивается она, судя по всему независимо от внешнего воздействия, не вследствие обучения, а более сама по себе в результате естественного взросления и получения опыта. Любопытство – качество, которому детей учить не нужно. И, к сожалению, именно это качество, подаренное природой с рождения так упорно и последовательно нивелируется в садах и школах.

Процесс удовлетворения когнитивных потребностей, сопровождаемый познанием нового, озарением, инсайтом – источник высших, предельных переживаний. Именно эти мгновения сопричастности к высшей истине, по мнению Маслоу, можно считать лучшими мгновениями нашей жизни.

Практическое применение теории потребностей по Маслоу

Где и как применяется теория потребностей Маслоу? На самом деле, психологическая теория применима ко многим вопросам, связанным с потребностями и мотивацией человека, или основывающихся на них. Она реализуется в маркетинге, менеджменте, психологии, в процессе самоанализа, например.

  1. Маркетинг
    В процессе продвижения продукта маркетологу необходимо проанализировать реализуемый продукт, определить его центральную аудиторию и, в свою очередь, изучить уже её. Следующий этап – понять, как представить продукт этому покупателю. На большинстве этапов понимание потребностей человека может сыграть ключевую роль. Как сами потребности, так и механизмы и природа мотивации человека позволяет сформировать представление о нуждах и целях людей, а также о том, как убедить их приобрести продукт.


    Практическое применение теории потребностей по Маслоу

    Примеры можно привести касательно разных уровней потребностей. Базовые потребности – в пище и воде – реализуются в рекламе доступных продуктов или заведения, когда акцент делается на питательности и цене. В маркетинге, связанном с товарами премиум-класса, анализ явно затрагивает потребности в признании, и так далее.

    Более того, теория Маслоу позволяет планировать изменение мышления и, соответственно, целей и потребностей аудитории, которая остается с брендом. Механизм и природа потребностей, а также само распределение в иерархии является отличным инструментом для проведения анализа потребностей аудитории и динамики их изменения в определенный период времени.

    Впрочем, необходимо понимать, что использовать теорию Маслоу как единственный инструмент бессмысленно. Хороший специалист-маркетолог пользуется целым спектром методов и ресурсов, и теория потребностей Маслоу является лишь одним из них, хоть и довольно полезным в определенных условиях.

  2. Менеджмент
    Заинтересованный в высоких показателях продуктивности своих работников управляющий должен понимать, что и как мотивирует работников. Некоторые руководители пользуются лишь экономическими стимулами, в то время как теория американского психолога может стать очень полезным инструментом анализа аудитории. Понимание природы мотивации работника и непосредственно целей и нужд этого работники позволяет заинтересовать сотрудника в работе.

Потребность в принадлежности к референтной группе и командной работе

В любой компании кроме официальной, штатной структуры присутствует неформальная структура отношений между сотрудниками, возникающая на основе взаимных оценок и симпатий. Потребность быть вместе со всеми выражается в стремлении стать принятым членами команды, иметь позитивные отношения с коллегами и сотрудниками, вызывающими симпатию.
Стремление принадлежать к референтной группе присутствует у всех сотрудников, как общительных, так и закрытых. «Я хочу работать в команде», — говорят люди, у которых доминирует потребность в командной работе. Это проявляется в том, что сотрудники ходят вместе обедать, пьют чай, курят, обсуждают корпоративные новости, спортивные достижения любимой команды и пр.

Если потребность в принадлежности к группе не удовлетворяется, сотрудник становится аутсайдером и тяжело это переживает. Трудности социальной адаптации нового сотрудника в консолидированной команде связаны именно с непростым включением в неформальное, дружеское взаимодействие.

Мотиваторы для сотрудников, имеющих потребность в командной работе:

  • Знайте неформальную структуру своего подразделения (компании).
  • Поддерживайте хорошие отношения с неформальными лидерами, имеющими позитивные ценности.
  • Делегируйте неформальным лидерам выполнение важных профессиональных задач.
  • Направляйте неформальных лидеров-миротворцев на регулирование конфликтов между сотрудниками.
  • С целью облегчения социальной адаптации новых сотрудников, имеющих потребность в командной работе, выделите из опытных работников наставника.
  • Создавайте постоянно действующие рабочие группы.
  • Выделяйте отдельные помещения для работы команды.
  • Поддерживайте командную символику и знаки отличия.
  • Поощряйте оперативные совещания для обмена информацией и мнениями внутри команды.
  • Выражайте удовлетворение успешной работой команды на официальных собраниях (совещаниях).
  • Вводите корпоративное требование к официальному костюму для всех сотрудников и одинаковую униформу для рабочих.
  • Посылайте всю команду на обучение, выставки, конференции в качестве поощрения за успешную работу.
  • Поощряйте командные виды спорта и соревнования между командами, тренинги по командообразованию.
  • Создавайте условия, чтобы сотрудники могли «перебрасываться словами» во время работы.
  • Организуйте для рабочих групп совместные перерывы в работе, чтобы они могли общаться.

Особенности формирования

Разные виды потребностей формируются не одинаково. Физиологические нужды являются врождёнными, они передаются человеку от матери и отца. Без их удовлетворения организм может погибнуть, людям приходится жить с ними до самой смерти. Эти нужды невозможно навязать насильственно или запретить.

Первичные духовные потребности также рождаются вместе с людьми. В жизни каждого человека присутствуют любовь, гармония, взаимоотношения с окружающими. Для нормального развития психического здоровья личность должна самореализоваться. К без удовлетворения этих нужд организм не погибнет, но надолго застрянет во фрустрации.

Все основные потребности полностью формируются к окончанию подросткового возраста. Они могут развиваться и дальше, но только через изменение их содержания или методов достижения.

Человек не может существовать без контактов с внешним миром. Но в первую очередь он заботится о том, чтобы удовлетворить свои основные и второстепенные потребности. Без этого он не сможет нормально развиваться в физическом и психологическом плане.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]