Потребность в творческой деятельности — одна из потребностей высокоразвитой духовно-интеллектуальной жизни людей. [c.58]
Человек издавна стремился выразить свои мысли, чувства, переживания в конкретных осязаемых образах и формах. Потребность в творчестве — высшая форма выражения человеческой, сути, способностей и талантов личности. В отличие от других потребностей, которые удовлетворяются путем потребления благ и услуг, созданных трудом других людей или самой природой, потребность в творческой деятельности удовлетворяется в процессе самой этой деятельности. В этом потребность в творчестве схожа с потребностью в труде, которая также реализуется в процессе самого труда (независимо от того, какова его сфера приложения, конкретная направленность или техническая вооруженность). [c.58]
В нашей стране удовлетворение потребности в творческой деятельности и сама свобода этой деятельности конституционно гарантированы. Статья 47 Конституции СССР гласит Гражданам СССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни . [c.58]
Необходимо подчеркнуть, что изобретательство и рационализация как форма потребности в творческой деятельности не просто служат более полному ее удовлетворению, всестороннему развитию духовных сил личности, но и дают огромный хозяйственный эффект. В одиннадцатой пятилетке, например, он составил 36 млрд. руб. (почти в 2 раза больше, чем в девятой пятилетке), а в 1986 г.— 8,1 млрд. руб. [c.60]
Другое направление развития потребностей в творческой деятельности — искусство и литература. В нашей стране существуют многочисленные профессиональные коллективы в различных областях исполнительского искусства, в среде которых воспитаны яркие индивидуальности, искусство которых признано во всем мире. [c.61]
Наряду с этим все шире распространяется самодеятельное искусство как форма развития и удовлетворения массовых потребностей в творческой деятельности. На конец 1986 г. насчитывалось свыше 700 тыс. кружков художественной самодеятельности, что в 1,6 раза больше, чем в 1970 г. В 1986 г. в них участвовало 12 млн. человек, или почти в 2 раза больше, чем в 1970 г. Всего же во всех коллективах и кружках художественной самодеятельности (включая культурно-просветительные учреждения профсоюзов в городах и колхозах) в 1986 г. участвовало 30 млн. человек . [c.61]
Потребность в творческой деятельности 58 [c.348]
В рамках бизнеса креативность должна быть направлена на удовлетворение деловых потребностей и скорее всего проявляться в командной деятельности. Она отличается от традиционного стереотипа креативной личности, движимой только своими личными потребностями в творческом начале и совершенно не сосредоточенной на командных достижениях. Те, кому присущи высокие значения факторов 4 и 10, будут с удовольствием реализовывать свою потребность в креативности, усиливая творческий потенциал всей команды. Они будут стремиться к тому, чтобы работа в команде приносила удовольствие. Наша же задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективность работы команды этого следует добиваться путем четкого определения проблемы, требующей решения, и обеспечения четкого понимания членами команды предъявляемых к их работе требований. [c.87]
Те, кому свойственно сильное стремление к достижениям в сочетании с низкой потребностью в креативности, проявляют тенденцию к свершениям, двигаясь по узкой прямой дороге. В отличие от своих более креативных коллег они не испытывают потребности в творческом риске или поиске кратчайших путей к решению задач. Наверное, их не следует привлекать к тем видам деятельности, для успешного осуществления которых требуется тонкая творческая интуиция. [c.145]
Управление на базе потребностей и интересов основано на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы. Речь идет об основных потребностях — в пище, жилье, отдыхе, здоровье и т.д. социальных потребностях — в творческом труде, семье, порядке и стабильности и т.д., а также интересах — материальных, социальных, эстетических. Данная У.т. рекомендуется для организаций в небольших регионах (малых городах, поселках и т.д.), где деятельность организации непосредственно влияет на муниципальную инфраструктуру. [c.341]
Поэтому можно сказать, что потребность трудящихся в творческой деятельности сама становится важным фактором развития советского искусства и литературы. [c.61]
Веб-стиль работы позволяет лучше справляться с проблемой непредсказуемости спроса. У компаний нередко возникает острая потребность в тех или иных специалистах, которая спустя некоторое время может пропасть, поэтому в некоторых областях требуются гибкие схемы комплектования штата, позволяющие справляться с подобными взлетами и падениями. Интернет позволяет большему числу компаний применять к управлению основными компонентами бизнеса подход, аналогичный тому, который принят в крупных голливудских студиях. Вопросами финансов, маркетинга, дистрибуции и другими постоянными видами деятельности там занимаются штатные сотрудники, а число штатных служащих, занятых творческой работой, то есть собственно созданием фильмов, невелико. После того как концепция новой картины проходит стадию согласования, для работы над ней режиссер набирает большую группу людей. По окончании съемок группа распускается. Все, от режиссера и актеров до оператора и рабочих, расходятся по другим проектам. [c.144]
Обозначение этим термином названных прав является своего рода данью исторической традиции. С развитием технического прогресса и распространением культурных ценностей возникает и объективная потребность в признании и защите законных интересов лиц, вкладывающих средства и труд в сферу художественного и технического творчества и первыми доводящих до сведения общества новые идеи и образцы. Развитие правового регулирования данной сферы общественной деятельности приводит к возникновению различных правовых теорий (теории естественного права, теории интеллектуальных прав). Названные теории так или иначе обосновали признание прав на творческие достижения непосредственно за их создателями и объясняли правовую природу этих прав. Для этих целей они приме- [c.44]
Культура Цель реализовать городскую политику, формирующую высокий уровень русской национальной культуры горожан, обеспечивающую потребность в культурно-творческой деятельности, с ориентацией на молодежь города. [c.75]
Николай Алексеевич Вознесенский (1903—1950), будучи непосредственно перед началом и в годы Великой Отечественной войны председателем Госплана СССР, сочетал эту работу с творческой деятельностью. Его книга Военная экономика СССР в период Отечественной войны содержит обширный фактический материал, полезный для понимания процессов развития экономи- ки, подчиненной потребностям войны. Первичный статистический материал к этой работе до сих пор не обнародован. [c.155]
Слушатели, предпочитающие проектный стиль обучения, отличаются инициативностью по отношению к учебной ситуации в целом. Это относится и к содержанию учебного материала, и к процессу обучения. Для этой категории слушателей обучение — это процесс, который никогда не прекращается и лучше всего реализуется в реальной деятельности. Они готовы включаться в различные проекты, участвовать в деятельности в самых разных позициях (от исполнительских до творческих). Лекционное занятие они склонны превратить в дискуссию, а деловую игру насытить множеством существенных нюансов. Им необходимо максимально широко и глубоко познать сложную и многообразную деятельность, к которой они себя готовят и которая, по их мнению, не может быть однозначно определена в виде инструкций. Кроме того, для слушателей с проектным стилем обучения характерна потребность в личностном выборе профессиональных позиций и ролей, а также направлений, которые они считают приоритетными и важными с точки зрения собственного развития. Ориентация на проектный стиль обучения может быть особенно эффективной при подготовке менеджеров высшего Звена управления, консультантов и, конечно, преподавателей. [c.371]
Рассмотрение уровня жизни населения, исходя из степени удовлетворения потребностей, позволяет более полно представить его характеристику. В таком понимании уровень жизни населения в результате будет определяться исходя из удовлетворения наивысшей в иерархии потребности в самореализации и саморазвитии. Таким образом, уровень жизни будет зависеть от того, в какой мере в обществе созданы условия для творческой деятельности, прежде всего, в науке и искусстве. Естественно, базовые потребности лежат в основе общественного развития, без них оно немыслимо. Но вместе с тем именно потребность в самореализации и в саморазвитии обеспечивает общественное развитие, она сделала человека собственно человеком. [c.493]
Существует много определений понятия «потребность». В них основным, как правило, является признак недостатка чего-либо, т. е. понятие потребности определяется обычно через понятие нужды. Мы полагаем, что понятие потребности должно включать также стремление к чему-либо, например, к славе, власти, творческой Деятельности, духовному совершенству. Таким образом, приведенное определение можно считать более общим по сравнению с существующими. [c.10]
Во-вторых, в книгах и статьях Маслоу подчеркивается относительность иерархии потребностей, ее обусловленность индивидуальностью людей, целями, которые они считают для себя основными. Ни в одной публикации Маслоу нет пирамиды потребностей. И дело не только в отсутствии соответствующих рисунков. Из смысла текстов основоположника гуманистической психологии следует, что не может быть жесткой, единой для всех иерархии потребностей. Маслоу подчеркивает особую важность индивидуализации структуры потребностей для тех, кто стремится к творческой деятельности. [c.58]
Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего характеристиками трудового потенциала здоровьем, нравственностью, творческими способностями, активностью, образованием, профессионализмом, организованностью, ресурсами рабочего времени. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель благ, производимых предприятиями, а с другой — как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых предприятиям, государственным и общественным органам. [c.265]
Наши исследования показывают, что для индивидуумов с повышенной потребностью в креативности денежное вознаграждение в качестве мотиватора обычно не имеет большого значения. Если их нанимают, то должны предоставить им возможность и пространство для проявления креативности в их собственном понимании. Это означает, что они нуждаются в возможности посвятить себя тому, что их интересует. Отсюда следует, что если они действительно обладают этим качеством, то их принимают на работу в университет или научно-исследовательский институт, где подавляющая часть работы требует креативности, скажем, в области исследований или реализации крупных проектов. Если же они не обладают выдающимися способностями, то затраты на их заработную плату окупаются использованием той части их креативности, которая имеет коммерческое применение, или другими направлениями их работы, не связанными с креативностью. Но если не дать им поля для креативной деятельности, они могут покинуть организацию, чем поставят себя в такое финансовое положение, которое менее креативные и творческие личности назвали бы финансовым крахом. [c.192]
Для современного мирового рынка характерно постоянное расширение товарного обращения в связи с углублением международного разделения труда, развитием науки и техники, ростом общественных и личных потребностей. В круг Т. вовлекаются все более разнообразные результаты трудовой деятельности, включая не только продукты в овеществленной форме, но и плоды творческой интеллектуальной деятельности в виде технической документации, научных публикаций, произведений литературы и искусства, а также [c.410]
Однако за рамками определения остается ответ на вопрос о том, какие именно затраты являются необходимыми. Например, возникают известные трудности с отнесением к свободному времени затрат на исполнение социальных обязанностей или реализацию потребности в общественной активности. С одной стороны, мы видим добровольность участия человека в деятельности партийных и общественных организаций, творческий характер воспитания детей, общения с род- [c.225]
Интеллектуальные потребности рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д. [c.24]
Каждый человек будет добровольно и сознательно участвовать в производственной деятельности, в создании тех благ, которые необходимы для его жизни и для благосостояния общества. У всех членов общества благодаря изменению характера труда и росту его технической вооруженности, благодаря высокому уровню сознательности разовьется внутренняя потребность добровольно и по своим склонностям трудиться для общественного блага. Люди не смогут жить без участия в творческом, созидательном труде, как они не могут жить без воздуха. Труд по способностям станет привычкой, первой жизненной потребностью человека. [c.406]
Моральные стимулы к труду — факторы, побуждающие членов общества к общественно полезной деятельности для реализации их потребностей в труде и достижения общественных целей (вне связи с соответствующим присвоением жизненных благ). Моральным стимулом труда выступает прежде всего сам труд как особая форма жизнедеятельности человека творческий, результативный характер труда порождает удовлетворенность достигнутым результатом, трудовую состязательность. Это творческие стимулы труда. Собственно моральными стимулами выступают осознанные общественные и коллективные цели и задачи, а также личный престиж, связанный с приобретением определенного профессионального и общественного положения. [c.222]
Повышение творческого характера труда рабочих — одна из важнейших функций ИТР. С самого начала становления бригад нового типа возникла объективная необходимость в удовлетворении запросов рабочих в творческом, более богатом по содержанию труде. Эту потребность в полной мере можно реализовать лишь при помощи технической интеллигенции. Передача инженерно-техническими работниками новых идей, совместная поисковая и внедренческая деятельность с рабочими бригад осуществляются в разных формах. [c.206]
Моральные стимулы — факторы, побуждающие людей к общественно полезной деятельности для реализации их потребности в труде и его результатах. в достижении определенных общественных целей. М. с. включают различные виды общественного признания и поощрения за достигнутые высокие результаты в трудовой деятельности работников и коллективов и направлены на поддержание и развитие трудовой инициативы и творческой активности трудящихся. [c.142]
В отличие от времени так называемого «Красного проекта». См. Белоусов А.Р. Становление советской индустриальной системы // Россия XXI. — 2000. — № 1. — С. 31. Здесь представляют интерес и могут вызвать возможную полемику аргументы А.В. Бузгалина об одновременном формировании как материальных, вещных потребностей, так и «потребностей в творческой деятельности» в процессе становления у нас сектора неоэкономики. См. Формирование российской модели рыночной экономики противоречия и перспективы Междунар. науч. конф. «Ломоносовские чтения» 24-26 апреля 2002 г. Материалы для обсуждения / Отв. за вып. К.А. Хубиев. — М. МАКС Пресс, 2002. — С. 25-33. [c.120]
ПОТРЕБНОСТИ — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, соц. группы, общества в целом внутренний побудитель активности. Различают биол. П. человека, обусловленные обменом веществ — необходимой предпосылкой существования любого организма, и П. соц. субъектов (личности, соц. групп) и общества в целом, которые формируются в зависимости от уровня развития данного общества и специфических соц. условий их деятельности. Источник развития последних — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение относительно элементарных, витальных П. ведет к порождению новых П. и это отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и соц. среду, от животного, приспосабливающегося к среде. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой — витальные П., а последующие ее уровни — соц. П., высшее проявление которых — П. в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. При изучении человеческих П. различают следующие их виды по сферам деятельности — П. труда, познания, общения, отдыха по объекту — П. материальные и духовные, этические, эстетические и т.д. по их функциональной роли — П. доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные по субъекту — П. групповые, индивидуальные, коллективные, общественные. [c.265]
ТОВАР (goods, ommodity) — экономическая категория, которую в самом общем виде можно определить как продукт, реализуемый на рынке, объект купли-продажи. Для современного мирового хозяйства характерно постоянное расширение товарного обращения в связи с развитием науки, техники, ростом общественных и личных потребностей. В число товаров вовлекаются все более разнообразные результаты человеческой деятельности, включая не только продукцию в вещественной форме, но и плоды творческой, интеллектуальной деятельности в виде технической документации, научных публикаций, произведений литературы и искусства, а также многообразные услуги и работы. При этом новые, редкие Т. обычно продаются по высоким ценам. Освоение массового производства сопровождается снижением цен на них. Наиболее дорогостоящим Т. является наукоемкая, художественная и иная продукция, требующая больших умственных затрат. По мере возрастающего включения в хозяйственный оборот природных богатств, многие из них также приобретают свойства товара, становясь объектом купли-продажи с устойчивой тенденцией повышения цен на них (земля, полезные ископаемые, дикие животные и растения, вода и др.). Во внешнеторговых сделках рекомендуется точно и подробно указывать наименование товара, являющегося объектом купли-продажи. [c.226]
Культура кооперации Открытые организационные системы. Демократическая управленческая форма. Партиципативная организационная культура. Преобладают формы организации совместно-творческой деятельности. Область целеопределения — законные интересы большинства народа при обязательном учете интересов меньшинства. Тип хозяйствования — развивающееся хозяйство, ориентированное на использование возобновляемых ресурсов, в первую очередь — человеческих. Долевые (кооперативная, акционерная) формы собственности. Властный механизм — разделение властей ( система сдвижек и противовесов ) основная функция — регулирование различных сторон общественной жизни. Экономический механизм — распределение по вкладу (трудовому, капитала) и перераспределение по общественно-признанным потребностям. Основная этическая ценность — равенство всех перед законом. Базовый морально-психологический принцип — гуманизм. [c.21]
Для индивидуумов, склонных к творческой деятельности, проблемы свободного времени практически не существует. Сам процесс творчества и его результаты составляют для них наиболее желаемое благо (удовольствие), полезность которого не уменьшается по мере потребления (в пределах физических возможностей). В отличие от потребления материальных благ, творческая деятельность не подчиняется законам Госсена и Вебера-Фехнера. Эти законы не относятся также к потребностям в духовном совершенствовании и большинству социальных потребностей. Известно, что славы и власти не бывает слишком много. В частности, человек, стремящийся к власти, испытывает постоянную неудовлетворенность в этом специфическом благе и ищет «возможности для расширения сферы своего влияния. Примеры Сталина и Гитлера особенно впечатляют. [c.70]
ПОТРЕБНОСТИ — одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, творческой деятельности, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать внутренний побудитель активности. К потребностям относят не только то, что приносит людям пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого ими удовольствия, удовлетворения. Потребности разделяются на биологические и социальные, последние обусловлены общественной риродой человека.. Кроме тогохразличают. насыщаемые и ненасыщаемые потребности. К ненасыщаемым относится, например, потребность в знаниях, духовной пище, а иногда и потребность в деньгах, которых всегда мало. [c.253]
Креативность может служить однозначным источником признания. Те, кто движим высокой потребностью в признании и успешно проявляет креативность, почувствуют себя в идеальных условиях. В значительной степени они будут самомотивированны. Их потребность в признании также поможет им сосредоточить внимание на тех, от кого они ожидают признания. В некоторых случаях это может создать проблему они будут стараться генерировать идеи в угоду тем, от кого ждут признания, однако идеи эти могут в сущности не удовлетворять потребностям бизнеса. В этой ситуации потребность в признании начнет ограничивать их творческую независимость. Они также будут страдать от того, что идеи, которые, по их мнению, должны принести им признание, не оправдывают надежд. Тогда их творческая энергия станет расходоваться на завоевание признания, а не на творческую деятельность. [c.123]
Руководство поведением есть разновидность творческой деятельности. На рис. 2.1 изображена структура мотивов творческой деятельности человека (символ (В) означает взаимодействие Провидение — совокупность событий, реализующих замысел Создателя), побудительным из которых является возникшая жизненная потребность (Пт), ощущаемая им как чувство некомфортности, рождающее, в свою очередь, желание (причем не всегда доступное выражению) — стремление устранить это чувство. Выразимое желание очень важно в техническом аспекте в силу своей конструктивности — ведь это представление человеком способа (выраженного на языке известных ему явлений), который, по его мнению, устранит чувство некомфортности только на его основе можно формировать систему, выполняющую желание, которая и есть система управления. Из рис. 2.1 становятся ясными причина и степень необходимости создания СУ, а также основной парадокс управления задача управления — удовлетворение желания, в то время как побудительным мотивом управления является потребность, вызвавшая чувство некомфортности. [c.199]
Следует, однако, различать понятия труд как первая жизненная потребность и потребность в труде . Если превращение самого труда в первую жизненную потребность человека должно быть подготовлено развитием производительных сил и производственных отношений, то потребность в труде как социальная потребность в содержательной, творческой трудовой деятельности, соответствующим образом оплачиваемой, реально существует у членов социалистического общества и требует своего удовлетворения. Сейчас эта потребность, как отмечено на XXVII съезде КПСС, все больше выдвигается на передний план 4. [c.37]
Мы полностью согласны с экономистами, считающими, что единый фонд развития науки и техники должен распределяться в процессе финансирования работ пропорционально экономически обоснованным оптимальным затратам, необходимым для осуществления каждого из этапов технического прогресса с учетом дости-жения максимальной эффективности на единицу затрат как на каждом этапе, так и применительно к освоению всего фонда в целом . Но, как совершенно справедливо отмечают Б. Д. Моторыгин и П. А. Седлов, … точный учет потребности в средствах практически невозможен из-за отсутствия возможности установления точных нормативов затрат на исследования, разработки и освоение новой техники и наличия в сфере творческой деятельности неопределенности затрат и результатов труда 2. [c.46]
Роль искусства
Без преувеличения можно сказать, что искусство — величайший учитель, дающий наглядный пример настоящей духовности.
В лучших своих образцах художественные, философские, живописные, музыкальные, скульптурные и архитектурные шедевры современной и прошлых цивилизаций показывают, насколько глубоко и изящно простирается человеческая мысль. Приобщаясь к духовной культуре, человечество не просто удовлетворяет духовные запросы, оно и решает множество прежде недостижимых задач.
Коммуникативная составляющая искусства, включённая в образы литературных творений, даёт возможность на опыте достойных людей представить себе и оценить значение и возможность настоящей, преданной дружбы, любви, вызывающей желание жить красиво и ярко, внимания к проблемам друг друга, сочувствия в беде, плодотворность обмена стоящими идеями.
Познавательная сторона обретённых таким образом знаний позволяет раскрыться своим лучшим качествам, использовать их на личное и общественное благо, заслужить уважение современников и потомков.
Способности, обнаруживаемые в себе посредством общения с прекрасным, рождают и новые потребности. Это проявляется уже у ребёнка. Духовный потенциал личности при благоприятных условиях воспитания и нравственного климата в обществе наращивается на протяжении всей жизни. Расширяется кругозор, совершенствуются взгляды и поведение человека, утончаются его манеры.
Духовное развитие, а вместе с ним и потребление — процесс большей частью творческий. Его результатом становится появление более яркого, сильного, деятельного человека. Уровень культуры людей зависит не только от образования, но и от наличия перед глазами весомых примеров, показывающих, что жить красиво и достойно можно и нужно. По сути, это главная задача искусства.
В чем отличие от материальных потребностей
Духовные потребности человека, в отличие от материальных, не удовлетворяют личные нужды: голод, холод, меры безопасности. Удовольствие от наполнения внутреннего мира – моральное, преимущественно эстетического характера.
Самоотверженность людей — что это такое
Разницу легко определить по мотивациям – причинам, склоняющим личность к решению вопросов. Материальные потребности появляются при непосредственных нуждах и являются тактической, сиюминутной стороной жизни. Силой духа движет не конкретная выгода, а любопытство. Желание познать неизведанное мотивируется надеждой на получение пользы в будущем.
Средства удовлетворения материальных запросов предметны, зависят от ресурсной базы. Единственным инструментом восполнения духовного потенциала выступает творчество.
Важно! В основе определения форм творческого самовыражения лежат коммуникация и познание.
Коммуникативная функция сознания способствует получению значимых средств информации из печатных, графических и аудио источников, включая непосредственное общение с носителем требуемой информации. Познавательная часть сосредоточена на переработке полученных сведений, удалении лишнего и усвоении актуальных данных.