Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Человек. ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ.


Потребности и способности человека

Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение. Группы потребностей: биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д. социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми. духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека. Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека. Уровни способностей человека: Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Талант – высокий уровень развития способностей. Высшая степень творческих проявлений личности – гениальность.

На бытовом уровне потребность – то, что человек хочет, а способность – то, что он может.

Потребность – постоянный внутренний побудитель человека к действию, то есть – к активности.

Инстинкт и потребность. Их виды и взаимосвязь

В основе любой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт.

Инстинкт – биологический, то есть природный фактор, присущий индивиду как живому существу.

Инстинкты можно поделить три группы:

1. Витальные (латынь – жизнь), то есть обеспечивающие жизнедеятельность организма (пища, размножение и т.п.);

2. Социальные – необходимость в отношениях между индивидами;

3. Интеллектуальные – необходимость в познании окружающего мира. (ориентировочный инстинкт)

потребности можно поделить на аналогичные группы:

1. Биологические – потребность во всем, что обеспечивает жизнедеятельность;

2. Социальные – потребность в труде, самореализации, самоутверждении – словом, в том, что вытекает из людских взаимоотношений.

3. Духовные – потребности в познании, знании, культуре…

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу

Как известно, наука не стоит на месте, но развивается на базе уже известного.

Все потребности делятся на 2 группы: первичные и вторичные.

Первичные (базовые, основные) – врожденные. К ним относятся:

1. Физиологические потребности (примеры выше)

2. Экзистенциальные (англ. – существовать) – комфорт, уверенность в завтрашнем дне, гарантии безопасности…

Вторичные – благоприобретенные. К ним относятся:

1. Социальные потребности – общение с людьми, совместная деятельность…

2. Престижные потребности – самоуважение, достижение успеха, карьера, уважение другими себя…

3. Духовные потребности – самовыражение.

По мнению Маслоу, потребности каждого следующего уровня становятся можно удовлетворить только тогда, когда предыдущий уровень достигнут.

Мнимые и подлинные потребности

Также можно различать подлинные и мнимые потребности

Подлинные потребности – те, которые ведут к развитию личности.

Мнимые или ложные – наоборот, ведут к деградации.

— мнимыми потребностями являются, например: потребности в курении, алкоголе. — удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной жизни, способствует его самосовершенствованию без нанесения ущерба другим людям, природе. — удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Интерес и потребность: сходство и различие

Нужно понимать еще и то, что в жизни часто смешивается понятия интереса и потребности. А это не одно и то же.

Интерес – это осознанная потребность, характеризующаяся отношением людей к предметам или явлениям действительности, имеющим важное общественное значение.

В основе интереса лежит понимание необходимости совершения каких-то действий для достижения цели. То есть это – осознанная потребность. НО!

Интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают этот предмет доступным. Сложно, да? Пример: человек решил пользоваться президентским самолетом в качестве пассажира. Это стало осознанной потребностью. Но для этого он должен стать президентом, и его интерес направлен на то, чтобы баллотироваться на этот пост. А как только он станет президентом – тут же станет и пассажиром борта № 1.

Классификация интересов

Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к определенной социальной группе. Следовательно,

Интересы различаются:

— по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);

— по сфере направленности (экономические, духовные, социальные, политические…);

— по степени осознанности (стихийные или созданные на основе разработанной программы деятельности);

— по возможностям осуществления (реальные и мнимые).

Деятельность человека немыслима без возможностей ее осуществления. Эти возможности и называются способностями.

Способности

Способность – это индивидуальная особенность человека, от которой зависит успешность выполняемой им деятельности.

При этом стоит иметь в виду, что способность –это не просто умение что-то делать хорошо, но и то насколько быстро, насколько полно, насколько прочно (в смысле длительности) сделано что-либо.

Способностями и их происхождением интересовались еще в античные времена. Тогда их трактовали как особые свойства души, присущие человеку изначально, с рождения. В эпоху Просвещения крен пошел в сторону того, что способности полностью зависят от внешних условий жизни человека. ТО есть человек рождается без способностей, а они создаются в процессе жизни (принцип tabula rasa — «чистая доска»).

Современный подход – посередине. Способности сейчас рассматриваются как синтез биологического и социального в человеке.

Попросту говоря, способности закладываются генетически (есть генетические программы поведения, закодированные в молекулах ДНК), но развиваются только в процессе жизнедеятельности.

Иными словами, генетически закладывается не сама способность, а способность иметь способность. Если эту способность иметь способность не развивать, то ничего не проявится.

Стало быть, развитие любой способности зависит от множества социальных факторов.

Критерием для типологии способностей обычно выступают различные виды деятельности – наука, музыка, искусство. И способности выделяют – художественные, музыкальные, инженерные, литературные и т.д.

Кроме того, в рамках психологии, выделяются и общие способности, отвечающие за успешность в различных видах деятельности. (то есть при наличии математических способностей у ученика, к примеру, успешно идет обучение математике, истории, физике, биологии…)

Талант и гениальность

Как серединный и крайний вариант развития способностей различают талант и гениальность.

Талант – это совокупность способностей, которая позволяет создать что-то, отличающееся совершенством, но в рамках уже имеющихся знаний или умений.

Гениальность– это такая совокупность способностей или же способность, которая позволяет создать принципиально новое, то, аналогов чему еще не бывало.

Социальные потребности
Ценностно-ориентированные потребности Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности. По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности. Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности — это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей: 1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности. 2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. 3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации. 4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком. Неразумные потребности — такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омасовления приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотического иглоукалывания. От способности человека различать разумные и неразумные потребности и роли этой способности в формировании разумного образа жизни и, в конечном счете, счастья человека писал французский социалист XVIII века Габриэль Мабли: «Бесполезные (неразумные) потребности вызывают у человека бесполезные для его истинного счастья желания и заполняют его самыми несправедливыми и нелепыми предрассудками или заблуждениями». Извращенными (вредоносными) я называю те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода «человек». Это — чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться.

Что такое потребности

Термин “потребность” изучается многими науками, в том числе психологией, обществознанием, философией. Поэтому трактовки могут разительно отличаться.

По общему правилу, потребность – это необходимость человека в чем-либо (вещи, объекты, люди, процессы социализации), без которых человек не ощущает комфорт, безопасность и стабильность. Простыми словами, это нужда человека в чем-либо.

По иному подходу, потребность – это внутренне психологическое и функциональное ощущение человека, которое выражается в недостатке каких-либо объектов или предметов, статуса, которые изменяются в отличие от содержания каждой конкретной личности и соответствующей ситуации.

Важно отметить, что сам термин характерен не только для людей, но и для представителей животного мира. У них также есть необходимость в чем либо – в еде, воде, безопасности. Однако людей отличает наличие духовных и социальных стремлений, которые как таковые отсутствуют у животных.

Основные признаки

В нашей жизни встречаются разные категории общественного и психологического характера. И “потребность” – это один из таких терминов. Но что отличает его от иных понятий, которые на первый взгляд покажутся любому достаточно схожими. Давайте рассмотрим основные признаки:

  1. Они постоянно изменяются. Это связано не только с тем, что в процессе жизни у человека разные приоритеты, но также и с тем, что потребности зависят от характера человека, его мировоззрения, жизненных устоев и ценностей;
  2. Они динамичны. Это значит, что они могут совершенствоваться в процессе становления личности человека;
  3. Они зависят от того, какую жизнь ведет человек. Что это значит? Во-первых, каждая личность складывается в процессе социализации. Это означает, что человек и его потребности зависят от его окружения, интересов, занятий. Во-вторых, полученная профессия и навыки также видоизменяют стремления индивида;
  4. Возможность регресса. В данном случае человек может вернуться на предыдущие стадии, если первичные потребности не будут удовлетворены в должной мере.

Сама по себе иерархия потребностей (пирамида потребностей) характеризует этапы становления личности.

Дополнительные виды потребностей

Однако в настоящий момент выделяются и иные виды необходимых для человека элементов. Их называют также “вторичные потребности”. Потому что они у каждого человека разные. Более того, они могут в принципе не возникнуть у личности. Давайте разберемся с основными.

Потребность в движении

По своей сути потребность в движении – это тип биологической потребности. В действительности без движения тело человека атрофируется. Оно становится не жизнеспособным. Поэтому, находясь без движения, человеку грозит то, что он не сможет удовлетворить ни одно свое желание.

Власть как потребность

Такая жизненная необходимость носит индивидуальный и конкретных характер. Поэтому она может присутствовать не у всех людей. То есть желание власти представляет собой следствие сложившихся устоев личности.

Наверняка, вы не раз думали, что кому-то из ваших знакомых непременно нужно быть руководителем. Или же, наоборот, считали, что человек слишком жесток. Потому что он хочет доминировать над окружающими. Это и есть та самая необходимость во власти. Что она может в себя включать:

  • Во-первых, желание занимать лидирующие позиции в любых взаимоотношениях;
  • Во-вторых, желание быть начальником на работе;
  • В-третьих, высокий уровень амбиций человека;
  • В-четвертых, применение методов подавление в отношении других и завышенное чувство собственной важности, а также эгоцентризм;
  • В-пятых, возможность достижения стадии тирана в любых социальных связях.

Безопасность

Это желание также рассматривается как первичные потребности человека. Такая необходимость присуща не только людям, но также и животным. Например, для нормальной жизни каждый человек должен чувствовать себя в безопасности. То есть он должен иметь дом, крышу над головой, а также определенный достаток, который позволит обеспечить себе жизнь.

Существует точка зрения, в которой потребность в безопасности рассматривается как одна из фундаментальных. И это, действительно, верная позиция. То есть такая необходимость обосновывается физиологическими и инстинктивными причинами.

Достижение результатов

Этот жизненный ориентир также зависит от конкретной личности. Есть так называемые люди –завоеватели, карьеристы. Чтобы чувствовать себя полноценно и гармонично, им необходимо постоянно чего-то добиваться. Например, ставить цель в получении повышения на работе и упорно к ней идти.


Карьерный амбиции также являются разновидностью потребностей человека

Потребность в зависимости от другого

Это больше эмоциональная прихоть, а не физиологическая. Несмотря на то, что основана она как раз таки на инстинктах.

Так, человек – это живое существо, которому свойственно задумываться о продолжении своего рода. Поэтому из-за социальной характеристики каждого индивида, возникает необходимость в тесных социальных и эмоциональных связях.

Достаточно часто в практике встречают случаи, когда человек чувствует себя неполноценным по нескольким причинам. Во-первых, у него нет партнера и так называемых любовных отношений. Во-вторых, он не может реализовать свои чувства (нежность, доброту, заботу, любовь и др.).

Свобода

Что входит в эту потребность человека:

Свобода в отношениях (возможность свободного выбора окружения)

Духовная свобода (свобода выбора профессии, образования, веры религии)

Свобода в передвижении (возможность путешествовать, менять дом)

Показательный пример необходимости в свободе – это самоизоляция, произошедшая в марте 2022 года. После нахождения в четырех стенах и невозможности свободно перемещаться, особенно в Москве, у многих возникли первые стадии депрессии. Более того, на приемах у специалистов произошел приток людей, страдающих от расстройств, которые усугубились из-за изоляции от внешнего мира.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]