Нэнси Мак Вильямс, описала различные типы личности в своем издании «Психоаналитическая диагностика». Предлагаю перейти к рассмотрению шизоидного типа личности.
Статья будет интересна не только психологам, но и тем, кто занимается исследованием психики человека. Также хочу обратить на эту серию статей внимание тех, кто планирует записаться на прием к индивидуальному психологу.
Психологическая характеристика шизоидного типа личности
Ведущей психологической защитой у данной категории людей является уход в фантазии. Размышлять в творческом ключе о мире не всегда является уходом от реальности. В случае, если происходит замещение реальной жизни на иллюзию, тогда это можно рассматривать как один из признаков данного типа личности.
Шизоидов в основном привлекают теоретические, гуманитарные науки, философия, творческие профессии, требующие креативности, индивидуального режима деятельности.
Эти люди, скорее, интровертированы, их внутренний мир широк, многогранен, среди них много гениев, отшельников, неординарных личностей.
Драйвы, аффекты, темперамент шизоидных личностей
Они, как правило, описывают себя сензитивными. Их чувствительность граничит с экстрасенсорным.
Дети могут уклоняться от контакта со взрослыми. Склонны к образованию шизоидной структуры. Возникают сложности орального уровня – боятся быть поглощенными, съеденными.
Проекции и трансформации собственного голода во время фантазий о поглощении. Шизоиды воспринимают пространство как поглощающее и опасное. Они, как правило, удаляются, избегают, отклоняют физический мир.
Шизоиды в большинстве случаев не агрессивны, хотя их фантазии могут содержать насилие. По сути, эти люди мягкие и спокойные. Предпочитают фильмы ужасов, апокалиптические сценарии. Спокойно настроенные эксцентрики.
Про шизоидов можно сказать о том, что эти личности похоронили свою агрессию под толстым одеялом психологических защит. Соприкосновение с эмоциональными реакциями может по-разному отражаться на их настроении.
Отчуждение – классическая манера вести себя при взаимодействии с другими людьми. Однако, могут считать, что их недооценивают.
Шизоиды не достаточно эмпатичны к менее яркому миру других людей. Их восприятие может отличаться от большинства стандартных позиций.
Шизоидный тип личности страдает от тревоги по поводу личной безопасности. Они не доверчивы. Среди них много отшельников. Про них можно сказать, что они наблюдатели, исследователи человеческого существования.
У шизоидов наблюдается расщепление между собственным «Я» и окружающим миром, между переживанием собственного «Я» и желанием. Отстраненность от некоторой части самого себя, жизни вообще – привычный способ восприятия реальности.
При расщеплении человек выражает то одно состояние Ego, то прямо противоположное. Разделяет мир на абсолютно хорошие и абсолютно плохие аспекты. Причем, со временем, эти позиции могут меняться.
Шизоидная психопатия
7) Шизоидная психопатия (ШП). Синонимы: аутистическая психопатия, синдром Сухаревой, синдром Аспергера (Г.Е. Сухарева описала данное расстройство за 20 лет до Г. Аспергера). Частота – 5–16 на 10 000 детей (по другим данным, 3–7 на 1000 новорожденных). Значительно чаще встречается у мальчиков, проявления расстройства у девочек отличаются относительной мягкостью. Окончательное формирование психопатической структуры, по данным Н.Е. Буториной (1976) и Б.А. Леденева (1976), происходит рано, обычно в препубертатном возрасте (к 11–13 годам).
Основные симптомы расстройства нередко проявляются уже в раннем детстве. Дети замкнуты, эмоционально монотонны и невыразительны, вялы, обнаруживают слабость физиологических потребностей, инстинктов и влечений, боязнь всего нового, отсутствие надежных привязанностей к близким с нередко симбиотической зависимостью от матери и формированием прочной привязанности к дому (Башина В.М., 2012). Им нередко бывают свойственны опережающее речевое и интеллектуальное развитие, а также моторная неловкость и трудности формирования практических ручных навыков. Типичен внешний облик пациентов: отрешенное выражение красивого лица («лица принца») с бедной мимикой, маловыразительным взглядом и отсутствием контакта глаз.
В дошкольном возрасте интеллектуальная акселерация становится еще более заметной. Дети начинают рано читать, причем литературу, слишком сложную для их возраста, обладают цепкой, порой фотографической памятью на прочитанное, обнаруживают далеко не детские интересы и увлечения, раннее формирование одаренности в том или ином отношении. Например, девочка в 3 года самостоятельно читает, вскрывает мелких животных, изучая их внутренние органы, в 5–6 лет увлеклась чтением классической и даже философской литературы. Со слов родителей, она с года разговаривает, правильно использует местоимения, имеет представление о пространстве и времени. Нередко интерес к чему-либо приобретает у пациентов односторонний характер и поглощает все свободное время. Интересы при этом часто бывают необычными, например коллекционирование всяческого хлама.
Пациенты способны к сложным логическим построениям, задают весьма трудные или даже заумные вопросы, в беседе с кем-либо склонны к монологу, будучи неспособными усвоить навыки диалогической речи. В то же время они лишены жизнерадостности и непосредственности, по-взрослому рассудительны, а некоторые пациенты склонны к мудрствованию. Кроме того, остаются отгороженными, не готовыми к контактам и играм с детьми, моторно неловкими, неуклюжими, совершают много лишних движений, а некоторые обнаруживают тикообразные гиперкинезы и стереотипии поведения.
В школьном возрасте начинается дифференциация личностных качеств. У части пациентов все более отчетливыми становятся замкнутость, обидчивость, ранимость и настороженность в связи с осознанием своей дефицитарности – сенситивные шизоиды (Кречмер Э., 1921). У другой части отмечается улучшение внешней контактности (при отсутствии, однако, друзей), склонность к резонерству на нейтральные темы, упрямство в достижении целей, часто отражающих сверхценные интересы, отсутствие гибкости – экспансивные шизоиды, по Э. Кречмеру.
Вероятно, речь может идти о вторичных, компенсаторных и гиперкомпенсаторных образованиях личности, возникающих в ходе взаимодействия пациентов с окружающими людьми. При этом, указывает В.В. Ковалев (1979), основная роль в формировании упомянутых качеств личности принадлежит психопатическим и психогенным реакциям (невротическим, характерологическим, патохарактерологическим), возникающим в ответ на новые обстоятельства жизни (разлука с матерью, помещение в детское учреждение, начало самостоятельной жизни, неумелые действия воспитателей и др.).
Стоит особо заметить, что тяжесть и длительность упомянутых реакций часто не соответствует серьезности обстоятельств, последние парадоксальны и с обычных позиций могут рассматриваться как малозначительные, тогда как субъективно они воспринимаются пациентами как крушение важнейших ценностей и идеалов. В то же время важные события оставляют их равнодушными. Так, В.В. Ковалев приводит иллюстрацию, в которой пациент, увидев, как спилили дерево, воспринял это как личную катастрофу. В то же время он равнодушно отнесся к болезни и госпитализации матери, а затем к смерти бабушки: «Таков закон природы, и нечего плакать!»
У сенситивных шизоидов в младшем школьном возрасте сравнительно часто встречаются реакции типа элективного мутизма, энкопреза, энуреза, отказа с пассивной подчиняемостью, субдепрессивным сдвигом настроения. Наиболее частыми у детей и в более старшем возрасте являются реакции компенсации и гиперкомпенсации, такие как чрезмерная привязанность к матери, тупое упрямство, отторжение нового, а также односторонние интересы и увлечения, стереотипизация образа жизни, состояние утрированной отгороженности и замкнутости в новых жизненных ситуациях у подростков и лиц более старшего возраста.
Пубертатный период в большинстве случаев сопровождается декомпенсацией с заострением черт личности, нередким появлением симптома «философической интоксикации», рудиментарных гебоидных проявлений (грубость, агрессивность, дурашливость), субдепрессивных сдвигов настроения, учащением невротических расстройств и личностных реакций, вызванных усилением чувства неполноценности. Много реже встречаются реакции группирования, имитации, асоциальное поведение (Личко А.Е., 1977).
У части подростков возникают стертые депрессивные фазы с сенесто-ипохондрическими, обсессивными, истериформными компонентами длительностью до нескольких недель (Мазаева Н.А., 1974), в некоторых случаях наблюдаются короткие психотические эпизоды с возвращением к прежнему состоянию. Более длительные реакции или аутохтонные фазы могут повлечь усиление шизоидных качеств личности.
У девочек не обнаруживаются своеобразие мышления, склонность к резонерству, реже бывают сверхценные увлечения, а на первый план выступают неустойчивость настроения, капризность, сочетание болезненной сенситивности с эмоциональной холодностью (психэстетическая пропорция, по Э. Кречмеру), причудливость поведения. Компенсация шизоидной психопатии у подростков, наряду с упомянутыми вариантами компенсаторного поведения, происходит благодаря появлению повышенного чувства общественного долга, «гипертрофированных» нравственных установок (Мазаева Н.А., Козюля В.Г., 1977).
В отличие от пациентов с шизофренией шизоиды проявляют достаточную продуктивность в интересующей их сфере деятельности и в этом плане способны к достаточно успешной социальной адаптации, признаков процессуальности обычно не обнаруживают.
Среди кровных родственников пациентов нередко встречаются больные шизофренией, лица с шизоидными чертами характера, синдромом Каннера, секундарные случаи синдрома Аспергера.
Вернуться к Содержанию
Защитные и адаптационные процессы у шизоидного типа личности
Ведущими механизмами у этих личностей являются уход во внутренний мир, мир воображения. Или позиционирование себя в противовес каким-то социальным позициям. Имеют личное мнение по всем вопросам. Например, если у большинства людей на мобильном телефоне звучит модный рингтон, то шизоиды обязательно поставят что-то отстраненное, непопулярное, не имеющее массового признания и почитания.
Психологические защитные механизмы: интроекция, избегание и интеллектуализация — у шизоидов являются ведущими.
Креативны. Среди шизоидного типа личности можно встретить много талантливых и неординарных людей. Про них могут говорить: «Не от мира сего».
Навигация по статье: «Типы личности человека: шизоидная личность»
- Типы личности и типы характера человека
- Шизоидный тип личности: «шизофрения» в каждом из нас
- Шизоид: внутренний мир и формирование
- Шизоид: отношения с другими
Типы личности и типы характера человека
Каждый обладает своим индивидуальным рисунком характера и личностными особенностями. Попытки описать типы личности создали множество классификаций, начиная от опоры на внешность и конституцию, затем – основанные на темпераменте, завершая соционикой и популистскими типами для женщин (любовница, хозяйка и пр.).
Мы предлагаем рассмотреть типы личности, состоящие из конфигурации врожденных данных: тип высшей нервной деятельности (темперамент), глубинные влечения, особенности характера и приобретенных травм, благодаря которым окончательно и формируется уникальный личностный стиль каждого.
Типы характера человека имеют определенные названия, они соответствуют названиям известных психических заболеваний. Вместе с тем, это не означает, что представленные типы личности – это и есть заболевания, нет. Это просто название, отражающие определенную структуру личности и определенные типы характера человека в норме, а не патологии.
Интересно, что само понятие границ нормы крайне условно. Такого человека, который бы воплощал собой абсолютную норму, от которого мы могли бы отталкиваться в описаниях безумия, скорее всего, нет. Каждый человек живет со своими «тараканами», причудами и особенностями, которые и делают его уникальным.
Самое оригинальное, на мой взгляд, объяснение границ нормы и патологии попалось мне на глаза в социальной сети:
«Есть варианты патологии, которые в социально-адаптированном виде соответствуют типам психики. Каждый из нас при определённых условиях проявит ту патологию, к которой склонен. Представляете себе схему московского метро? Так вот, пока мы в пределах кольца, то есть социально-адаптированы, мы условно-нормальны, а дальше каждый уезжает по своей ветке. Ветки с тех пор стали куда длиннее, вот что я скажу, а скоро и второе кольцо будет…»
Таких «веток» или типов личности различают несколько – шизоидная, нарциссическая, параноидная, маниакально-депрессивная, истерическая, обсессивно-компульсивная , психопатическая, мазохистическая (по Н. Мак-Уильямс).
Эти типы личности не означают диагноза либо ругательного наклонения, это просто обозначения различий, классификация, наподобие веток метро. В случаях острого или хронического стресса каждый человек будет регрессировать по своей ветке, согласно типологии.
Типы характера человека практически не бывают чистыми, как не бывает и чистой нормы. Однако, внутри нас может жить шизоидная или нарциссическая или депрессивная, истерическая и т.п. часть личности, которая может быть большей или меньшей частью нашей психологии.
Объектные отношения
Субъективная жизнь шизоидов пропитана амбивалентностью по поводу привязанности. Они страстно желают близости, хотя ощущают угрозу поглощения другими. Ищут дистанцию, чтобы сохранить свою безопасность, но при этом страдают от удаленности и одиночества.
Сообщение шизоидов миру выглядит примерно так: «Подойди ближе, я одинок, но будь на расстоянии, я боюсь поглощения тобой!».
Эти люди часто безразличны к сексу, но способны получать оргазм, физиологически они совершенно здоровы. Избирательны в выборе партнеров, требуется больше времени для «разогрева». Чем ближе другой человек, тем больше они воспринимают это как то, что секс означает западню. Настороженно воспринимают любые новые связи. Однако, могут желать недостижимые сексуальные объекты, но индифферентны к доступным.
Воспитание у этих личностей могло протекать в схеме «шизоидный мужчина и сверх заботливая, удушающая мать». Мама, вероятнее всего, «рулила всем парадом», контролировала все процессы в семье. Нарушающая границы мать и нетерпеливый критикующий отец. Ребенок может находиться в состоянии двойного зажима и эмоционально фальшивых сообщений. Зависим от ухода, чтобы защитить собственное «Я» от приближения к ним. Двойной зажим проявляется в том, что вербально демонстрируют один посыл, а ребенок воспринимает невербально другой. «Я тебя очень люблю!» сообщает мама маленькому сыну, который долго ее ждал с работы. А невербально она стремится быстрее завершить с ним общение просто в силу того, что устала. Ребенок в замешательстве – какой из сигналов воспринимать как достоверный.
Детство шизоидов характеризуется одиночеством, изоляцией. Родители отдалены, проявляют себя как деспотичные и вторгающиеся, формируется паттерн избегания, дистанцирования, отстранения. Такие дети, а в последующем люди, не любят откровенно обсуждать с кем-то свои мысли, делиться впечатлениями. Не любят к себе внимания со стороны социума.
Шизоидное расстройство личности
Однако везде есть свои рамки, в том числе и в случае с шизоидной акцентуацией, которая может проявляться как рамках норм, так и может доходить до тяжелой формы такой патологии, как шизофрения.
Что может привести к развитию шизоидного расстройства личности:
- психологические травмы, особенно в детском возрасте;
- кризисные периоды в жизни;
- отсутствие или недостаток эмоционального контакта и тепла мамы в раннем возрасте;
- длительные и частые стрессовые ситуации;
- наследственная предрасположенность;
- нарушение компенсационных процессов шизоидной акцентуации характера.
В случае, когда шизоидные нарушения тяжелой формы, человек практически не в состоянии принять мир таким, какой он есть, он не может полюбить себя, а об окружающих людях тогда и вовсе не стоит говорить.
Шизоидная психопатия приводит к устойчивому проявлению черт личности, что сказывается на любой деятельности человека, тем самым создавая барьер перед нормальной социальной адаптацией. Шизоидные признаки в таких случаях проявляются в острой форме. Человек пытается всячески избегать контактов с другими людьми, повышенной эмоциональности, он замыкается в своем собственном пространстве, и уходит в собственный мир надуманных фантазий. Социальные нормы для таких людей ничего не значат.
Шизоидное собственное «Я»
Шизоидам, как правило, не важны оценки других. Не принимают конформность в других. Это не «люди коллектива», они рассматривают тех, кто подстраивается под других, как безвольных, чрезмерно податливых. Не любят светскую болтовню, считают ее бессмысленной.
Могут слегка презрительно относиться к другим, считать их недостаточно глубокими. Это может приводить к оппозиционности мнений. Могут нарушать обычаи и нормы, которые установлены в конкретном коллективе. Избегают быть определенными и проанализированными другими людьми.
Шизоидных типов личности привлекают истерические люди, но при разрешении межличностных проблем истерические личности пытаются приблизиться, а шизоидные, наоборот, отдалиться.
Могут быть очень заботливыми по отношению к другим, но нуждаются в сохранении личного пространства.
Профессия, которая позволяет узнать других людей ближе и остаться вне их интерпретаций – психология. Шизоиды могут ощущать, что у психологов в этом отношении есть некоторая власть над другими людьми.
Стремится найти подтверждение собственной оригинальности, уникальности. Оно должно быть скорее внутренним, чем внешним. Однако, при этом они могут быть самокритичными.
Основные черты шизоидной акцентуации
Первый и основной признак, который отличает таких людей от всех остальных — это отсутствие желания и умения общаться с окружающими людьми. Причем это происходит не потому, что человек с шизоидной акцентуацией не может этого сделать, а потому, что он просто этого не хочет. То есть потребность в каком-либо общении отсутствует напрочь. Вместо этого они предпочитают быть наедине с собой, замыкаться в себе, в поисках каких-то ответов на необъяснимые вопросы. И такая жизнь их полностью устраивает.
Перенос и контрперенос
Шизоиды избегают любые формы вмешательства. Работа психолога должна строиться дозировано. Однако могут при достаточном доверии к психологу создать достаточно эффективный рабочий альянс.
Эти клиенты могут искать помощи, так как их изоляция от общества может быть болезненной, а могут стремиться к иному социальному поведению.
Одним из популярных запросов шизоидов к психологу является работа с депрессивными состояниями. Или они могут бояться того, что находятся на пути к сумасшествию, особенно, если их близкие не понимают того, как они мыслят, или не разделяют их ценности.
Шизоиду нужно время для того, чтобы почувствовать себя в безопасности в психологическом сеттинге.
Психологу важно не вторгаться, постепенно работать с такими клиентами. Важно понимать, что от шизоидов часто возможно слышать сложные, запутанные послания, они могут сами себя на понимать.
Такой клиент может бояться эмоционального отдаления со стороны психолога, или других людей. Хотя и предпочитает оставлять их на некоторой дистанции от себя.
Могут подавать себя в коммуникации как недостижимого мудреца или просветленного ламы.
Шизоидная акцентуация у детей
В отличие от другой акцентуации, шизоидные признаки проявляются достаточно рано, и уже с первых своих лет, ребенок может проявлять их. Например, он может стараться уединяться в играх, другие дети не будут его привлекать и интересовать, вместо шумных игр и компаний, он будет отдавать предпочтение тихим и спокойным занятиям.
В таком случае дети обычно стараются избегать общения со сверстниками, и нахождение в обществе старшего поколения будет им более приятно и интересно. Причем в таком обществе шизоидные дети никаким образом не привлекают внимание взрослых, скорее, наоборот, ведут себя максимально спокойно и тихо, внимательно слушая разговоры взрослых, и максимально вдумываясь в эти слова.
Работа психолога с шизоидными личностями
При работе психолога с шизоидными личностями важно продемонстрировать клиенту то, что психолог не желает навязываться, подавлять. Первое, что делает психолог в начале сессии, – это проверяет комфортность дистанции между собой и клиентом, спрашивая его мнение по этому поводу. Это выглядит, как регулирование расстояния кресел во время встречи.
На ранних стадиях работы с шизоидами следует избегать интерпретаций, так как клиент испытывает страх подвергнуться вторжению.
Попытки добиться от шизоида больше, чем он выражает, может вызвать у него противодействие и усилить тенденцию к уходу или сопротивлению.
Замечания и комментарии должны быть с использованием выражений самих клиентов, цитирование. Тогда такие клиенты поймут, что их границы не нарушаются.
Шизоидам бывает сложно поверить, что их острые реакции могут быть поняты и приняты другими людьми, поэтому в предъявлении их другим достаточно осторожны.
Шизоиды могут беспокоиться по поводу того, что они фундаментально отличаются и не доступны для понимания другими людьми.
Клиенты с шизоидным типом личности боятся того, что, если их внутренний мир будет раскрыт, изучен, они могут показаться другим чудаками или даже уродами. Им не безразлично то, какой эффект они оказывают на отдаляющихся людей. Для шизоидной личности ценно, когда их воспринимают как талантливых людей.
Эмоциональные реакции шизоидов в течении жизни были неподтвержденными или преуменьшались комментаторами. Им могли говорить: «Не говори глупости, будь, как все! И вообще, хватит летать в облаках и сходи за хлебом».
Одним из способов для психолога сообщить шизоиду о том, что его проблемы, или запрос поняты, могут быть художественные образы.
Шизоидные клиенты, если чувствуют понимание со стороны психолога, ожидают встречи с ним как передышки от требовательного мира. Завоевать доверие достаточно сложно, но если это произойдёт, то работа будет эффективной.
Хотя и на психологической сессии происходят инсайты у шизоидов: как правило, не улучшаются социальные функции. Например, они могут избегать вступления в брак, не улучшаются сексуальные отношения и прочее. Когда психолог напоминает шизоиду, что они работают над его социализацией, то это может быть воспринято как нарушение границ личности, контроль, отсутствие эмпатии к его потребности в границах. Хотя социализация могла быть запросом для работы в психологической сессии.
Одним из ведущих конфликтов, который предстоит разрешить психологу вместе с шизоидом на сессии, – это желание близости и страх ее наступления.
Описание
Существуют две главные особенности шизоидного расстройства личности: недостаток межличностных отношений и отсутствие желания установить такие отношения. Другие люди рассматриваются как назойливые и бесполезные, а отношения с ними — как беспорядочные и нежелательные. В результате этих людей часто описывают как замкнутых, ведущих затворнический образ жизни и одиноких. В соответствии с этим они мало реагируют и на негативную, и на позитивную обратную связь от окружающих.
Как и следовало ожидать, они получают мало удовлетворения от взаимоотношений с людьми.
Кроме того, шизоидные люди аффективно ограничены и не обнаруживают ни сильных негативных, ни сильных позитивных эмоциональных реакций. Согласно этому, Миллон (Millon, 1981) предполагает, что они неспособны распознавать тонкие эмоции как у себя, так и у других. В результате они часто кажутся безразличными и чувствуют себя таковыми. Для многих из этих людей жизнь — это, в лучшем случае, мероприятие, не вызывающее энтузиазма.
Хотя шизоидные личности могут быть продуктивными, они организуют свою жизнь так, чтобы ограничить взаимодействие с другими людьми, и обычно выбирают профессию, которая требует минимальных социальных контактов. Кроме того, они действуют в одиночку и вне профессиональной сферы.