как проявляется индивидуальный характер потребностей


Вопрос о нуждах человека и других биологических организмов всегда интересовал ученых-психологов. Для того чтобы выявить, как проявляется индивидуальный характер потребностей, необходимо сначала дать определение данному понятию. В общих чертах, потребность – это состояние нужды, которое испытывает организм. Это может быть необходимость в особых внешних или внутренних условиях, стремление принадлежности к группе, познавательной деятельности и т. д. Такое толкование справедливо и по отношению к животным. Разные исследователи дают свои определения тому, что такое человеческие потребности, но основным понятием является вышеуказанное.

Как проявляется индивидуальный характер потребностей. Свойства потребностей и их связь с сознанием

Вопрос о нуждах человека и других биологических организмов всегда интересовал ученых-психологов. Для того чтобы выявить, как проявляется индивидуальный характер потребностей, необходимо сначала дать определение данному понятию. В общих чертах, потребность – это состояние нужды, которое испытывает организм. Это может быть необходимость в особых внешних или внутренних условиях, стремление принадлежности к группе, познавательной деятельности и т. д. Такое толкование справедливо и по отношению к животным. Разные исследователи дают свои определения тому, что такое человеческие потребности, но основным понятием является вышеуказанное.

Пирамида потребностей А. Маслоу

В середине XX века получила распространение классификация потребностей по Маслоу, который разработал иерархическую модель. Согласно определению, иерархия — это расположение частей чего-либо в порядке возрастания, от низшего к высшему. При этом потребности определённой группы становятся актуальными только в том случае, если удовлетворены предыдущие. Познакомимся с кратким содержанием теории Маслоу.

Психолог разделил все потребности на первичные, данные нам природой (физиологические и экзистенциальные) и вторичные, то есть приобретённые в процессе жизни (социальные, престижные, познавательные, эстетические, духовные).

  • Физиологические потребности необходимо удовлетворять, чтобы выжить (потребность в еде, сне).
  • Экзистенциальные — это потребности в безопасности, гарантированном будущем.
  • Социальные — потребности в совместной деятельности, поддержке, участии.
  • Престижные — стремление добиться более высокого общественного положения, потребность в уважении, общественном признании.
  • Познавательные — получение новых знаний, творческая деятельность.
  • Эстетические — стремление к прекрасному, тяга к искусству.
  • Духовные — саморазвитие, самореализация.


Рис. 3. Таблица «Пирамида потребностей А. Маслоу».
С тем, что такое потребности, школьники знакомятся на уроках обществознания в 6 классе, на эту тему можно подготовить доклад.

Фокус внимания

Избирательность внимания при восприятии реальности определяется доминирующей на данный момент времени потребностью. К примеру, у голодного человека все внимание будет сосредоточено на тех объектах внешнего мира, которые связаны с пищей. Человек, которые одержим приобретением нового, более дорогого, автомобиля, будет видеть вокруг только фешенебельные иномарки. Поэтому такая избирательность будет также одним из индикаторов, свидетельствующих о том, как проявляется индивидуальный характер потребностей человека.

Эмоции – спутник потребностей

Эмоциональная составляющая – это атрибут, который сопровождает любую нужду. Ведь при наличии определенной неудовлетворенности человек, да и любой живой организм, будет испытывать негативные переживания. А при восполнении потребности всегда им на смену приходят положительные эмоции. Поэтому, говоря о том, как проявляется индивидуальный характер потребностей человека, можно упомянуть также о силе эмоционального ответа. Разные люди в разных ситуациях будут демонстрировать ту или иную его степень: один человек, ожидая багаж в аэропорту в течение длительного времени, будет сдержан и спокоен. Другой может начать вести себя подобно маленькому ребенку.

Определение и развитие потребности

Любая задача формируется поэтапно, в несколько шагов. При здоровой психике основные идеи заключаются на раннем этапе – до 18-20 лет, тогда появляется самостоятельная, целостная личность. Если ребенок медленно развивается и не осознает, что хочет, можно ставить вопрос об отклонениях в развитии.

Стоит отметить, что большинство людей в течение всего периода жизни испытывают различного рода изменения. Это обуславливается новыми задачами – это нормально. Если женщина не понимает, что ей движет, почему она принимает не свойственные для нее решения, значит, она не распознала собственные новые желания.

В таких случаях обращайтесь ко мне, я помогу вам разобраться в себе. После моей консультации вы почувствуете прилив сил, проанализируете собственные мотивы, поставите цели и реализуете их.

Итак, любая задача формируется в два этапа:

  • Появляется идеальная сущность – представляемое уникаьное условие для достижения поставленных задач. Этот идеал для деятельности постепенно конкретизируется, приобретает логические черты.
  • Понятие преобразуется в конкретную форму, осознается. Оно начинает двигать намерениями, действиями.

Приведу пример. Человек сперва чувствует пустоту, желание сблизиться с другими. Затем он понимает, что это ощущение – нужда в любви. И только когда происходит полное осознание, данная цель способствует появлению задачи – найти любимого мужчину/женщину, чтобы реализовать собственные интенции.

Иерархия нужд

Построением иерархии потребностей занимались разные ученые, но одной из самых известных концепций является, безусловно, пирамида Маслоу. Помимо попыток организовать нужды человека в определенную последовательность, он также стремился ответить на вопрос о том, что определяет потребности. Оказалось, что при наличии неудовлетворенных нужд низшего порядка, следующие за ними потребности не могут быть удовлетворены в должной степени. Например, тому же голодному человеку вряд ли будут интересны картины Ван Гога. А тот, кто находится в опасных для жизни условиях, вряд ли очень сильно станет задумываться о своем статусе на рабочем месте или в коллективе.

Психологические потребности личности

Психологические потребности индивида – это такие потребности, которые не сводятся к телесным нуждам, но и до уровня духовных не дотягивают. К таким нуждам обычно относится надобность в аффилиации, общении и др.

Нужда в общении у детей – это не врожденная потребность. Она формируется посредством активности окружающих взрослых лиц. Обычно активно начинает проявляться к двум месяцам жизни. Подростки же имеют убежденность, что их нужда в общении приносит им возможность активно использовать взрослых. На взрослых людей недостаточное удовлетворение потребности в общении влияет пагубно. Они погружаются в негативные эмоции. Нужда в принятии заключается в желании индивида быть принятым другим лицом группой лиц или обществом в целом. Такая надобность нередко подталкивает человека к нарушению общепринятых норм и может приводить к асоциальному поведению.

Среди психологических нужд различают базовые потребности личности. Это такие потребности, при неудовлетворении которых маленькие дети не смогут получить полноценное развитие. Они как бы останавливаются в своем развитии и становятся более подверженными некоторым заболеваниям, чем их сверстники, у которых такие потребности удовлетворены. Так, например, если малыш регулярно получает кормление, но растет без должного общения с родителями, его развитие может задерживаться.

Базовые потребности личности взрослых людей психологического характера подразделяются на 4 группы: автономия – нужда в самостоятельности, независимости; нужда в компетентности; надобность в значимых для индивида межличностных взаимоотношениях; потребность являться членом социальной группы, чувствовать себя любимым. Сюда также относится и чувство собственной значимости, и нужда в признании другими. В случаях неудовлетворения базовых физиологических нужд страдает физическое здоровье индивида, а в случаях неудовлетворения базовых психологических нужд страдает дух (психологическое здоровье).

Главная черта, определяющая индивидуальный характер нужд

Таким образом, говоря о том, как проявляется индивидуальный характер потребностей, необходимо отметить прямую связь этого характера с сознанием человека. Нужды определяют направленность, фокусируют внимание в конкретном направлении. С другой стороны, сам человек как высокоразвитое существо способен определять свои потребности и концентрироваться именно на тех вещах, которыми был определен его персональный выбор. Тот, в чьей системе ценностей преобладает карьерный рост, будет иметь потребность в нем. Его сознание сосредоточится на действиях по достижению повышения. Тот, кто хочет переехать в другую страну, направит фокус своего внимания на восполнение этой потребности.

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей — он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья — детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

Подростки

В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность — сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

Как проявляется индивидуальный характер потребностей ответы 6 класс?

У каждого человека есть потребности, но для каждого человека они имеют свои особенности, свои черты, которые напрямую связаны с индивидуальностью человека.

Все мы разные, у каждого в жизни свои интересы, у каждого своя мечта, у каждого свое отношение к тем или иным событиям. Именно так мы проявляем себя как индивидуальность, как личность.

Соответственно и наши запросы оказываются разными. Вернее разным оказывается оценка значимости этих запросов. Так, одним кажется более важным удовлетворение материальных потребностей, деньги, машины, дома. Другие больше ценят потребности духовные, для них важнее духовное развитие и духовные ценности. Третьим кажутся наиболее важными потребности социальные и они стремятся делать карьеру, заполучит вес в обществе.

Поэтому индивидуальный характер потребностей проявляется в различиях системы жизненных ценностей, имеющейся у каждого человека.

Проявление индивидуального характера потребностей зависит от воспитания и той среды, в которой человек находится, от личного таланта, от духовного развития, от материального достатка. Например если у ребёнка родители музыканты, то обучают его музыке и ребёнок начинает испытывать потребность в музыке. Другой пример, когда вокруг ребёнка все курят и ребёнок начинает тоже курить, а впоследствии испытывает потребности в курении. То есть индивидуальные потребности существуют разумные и неразумные. Курение мы относим к неразумным потребностям, а потребности в музыке — это разумные потребности. К разумным потребностям относятся потребности, которые его развивают.

Основные способы и средства удовлетворения

При отсутствии возможности реализовывать биологические нужды человеческий вид просто не сможет выжить. Другие, более высокие категории, делают из индивида личность, поэтому тоже очень важны. Но чем более развита психологически персона, тем больше дискомфорта она испытывает, когда не может удовлетворить духовные изыскания. Если подходящий способ не был обнаружен, то начинают действовать различные реакции, например, отторжение или замещение. Первая предполагает отказ (намеренный или неконтролируемый) от желаемого, а вторая – замену одной задачи другой, менее сложной.

Представлю средства реализации интенций:

  • формирование связи между раздражителем и последующим событием;
  • конкретное закрепление деятельности за данной целью, то есть поиск типового решения;
  • анализ того, из чего состоит намерение, разбор его мотивов на составляющие – их легче удовлетворить;
  • социализация, подчинение индивидуального – нормам и правилам культуры, общества.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]