Теории личности в зарубежной психологии и их характеристика


Введение

Что такое идентичность? Об этом вопросе велись и ведутся долгие и бесконечные споры.

Существует также точка зрения, согласно которой этот вопрос праздный; пока каждый человек чувствует и думает, совершает действия, общается с другими людьми, он тем самым уже утверждает себя как личность.

Прежде всего, чрезвычайно трудно, практически невозможно представить себе человека как личность, то есть как человеческого индивида с четко выраженным социальным и нравственным мировоззрением, без необходимости выработки собственного мировоззрения, укорененного в глубинах мировой культуры, без собственного активного отношения ко всем значимым явлениям действительности. Невозможно представить себе человека без мировоззрения. Личность без индивидуальности — это нонсенс. Если такие люди есть, то мы имеем дело с индивидами, которые ведут социально и духовно зависимое существование, живут, как говорится, мыслями других людей, а это свидетельствует о низком уровне развития личности как таковой.

Во-вторых, человек в полном смысле этого слова — это тот, кто не вынужден вступать в социальные отношения отчуждения, эксплуатации и дискриминации; человек, чьи способности и взгляды не служат источником хищнической прибыли, основой для паразитического благосостояния другого.

Наконец, еще одной неотъемлемой характеристикой личности является способность и возможность творческого самоутверждения в той или иной сфере общественно полезной деятельности, ибо человек — личность не только «в себе», субъективно, в собственном восприятии, но и объективно, вовне, «для других». Все вышесказанное, конечно, не исчерпывает характерных черт личности, но даже без них говорить о личности по меньшей мере странно.

Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время в психологии наблюдается значительный рост интереса к изучению личности, как среди отечественных, так и зарубежных психологов.

Объект исследования: личность.

Предмет исследования: особенности основных теорий личности в зарубежной психологии.

Методологической основой исследования послужили идеи таких выдающихся зарубежных психологов, как А. Маслоу, З. Фрейд и К.Г. Юнг.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа затрагивает малоизученную проблему изучения различных теорий личности. Полученные результаты являются вкладом в копилку психологии личности, а также могут быть использованы в консультационной и воспитательной работе.

Несмотря на многочисленные исследования, эта проблема мало изучена.

Цель исследования — рассмотреть основные зарубежные теории личности Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Изучить понятие, основные черты и развитие личности.

Рассмотреть основные теории личности в зарубежной психологии.

Сделать выводы на основе проведенного исследования.

Результаты нашего исследования показывают, что данный материал рекомендуется для использования социологами и педагогами в образовательных и других учреждениях.

Яндиева П.Б., магистрант

Проблема личности в зарубежной и отечественной психологии

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Разработка проблематики личности в психологии — это интенсивно развивающаяся область науки, в которой существует достаточно большой сектор направлений и теорий — от направлений, преимущественно подчеркивающих биологическую, наследственную обусловленность личностных характеристик человека, до направлений, акцентирующих свое внимание на исключительно культурных факторах.

В психологии личности происходят значительное накопление эмпирических данных и разработка методик исследования личности. Обращаясь к изучению личности, психологи надеются понять человека, с одной стороны, как целое, соединить, конфигурировать различные представления о нем, полученные в разных психологических теориях, с другой — как уникальное и индивидуальное субъективное образование.

Обобщая накопленный опыт современных представлений о личности, Р. Мейли писал: « … личность есть совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека. Психология личности должна обязательно учитывать индивидуальные различия и целью ее должно стать как можно более точное их определение и объяснение» [1].

Теория личности предлагает пути соединения и систематизации огромного разнообразия научных открытий. Она также может указать потенциально наиболее продуктивные направления дальнейших исследований.

К основным направлениям исследования проблемы личности, разработанным зарубежными психологами, относятся:

типологическое направление, в рамках которого психологию личности следует понимать как учение о типах личности, основной же характеристикой конкретного человека считается его принадлежность к определенному типу. Типологический подход подразумевал глобальное восприятие личности с последующим сведением многообразия индивидуальных форм к небольшому числу групп, объединяющихся вокруг репрезентативного типа.

диспозициональное направление
.
В основе данного направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга. [2]

направление, связанное с изучением черт личности. Это направление представлено, в частности, исследованиями Джеймса Кеттела. Теорию Кеттела так и называют — теория черт личности. [3] Данная теория, как и направление в целом, характеризуется следующим основным постулатом: личность конкретного человека может быть адекватно описана путем ее локализации в системе шкал, совокупность которых представляет собой набор черт личности.

психоаналитическая теория личности

это пример психодинамического, клинического подходов к личности. Суть психодинамики состоит в том, что поведение интерпретируется как результат взаимодействия мотивов, или влечений. Клинический подход выражается в том, что выводы основываются главным образом на материале, полученном в процессе интенсивного лечения отдельных пациентов. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.

социально-когнитивное направление. Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в работах А. Бандуры и Дж. Роттера. Предметом исследования в данной теории являются не устойчивые и всеобщие характеристики личности, а характеристики ситуативные, изменчивые. В рамках этого направления основное внимание уделяется изучению податливости, изменчивости поведения и методам направленного изменения поведения.

культурологическое направление. Влияние культуры на конкретного человека в рамках культурологического направления конкретизируется через понятие роли. Роль рассматривается как некая система социальных функций, которые человек должен выполнять, система ожиданий, связанная с выполнением этих функций, это то, чего ждут от человека, если он принимает данную социальную позицию. Требования к одной и той же роли варьируются в различных культурах [4].

К основным подходам изучения проблемы личности, разработанным отечественными психологами, относятся:

— подход С.Л. Рубинштейна. Данный подход к проблеме личности, ее неповторимости получили широкое распространение и признание у многих отечественных психологов [5]. Для Рубинштейна главными, смыслообразующими при разработке проблем личности были две идеи: утверждение тезиса об общественной, социальной природе личности и идея, связанная с преодолением механистической концепции в психологии.

представления о личности в школе В.Н. Мясищева
.
Мясищев внес большой вклад в исследование личности и предложил свою интерпретацию того, что есть личность как конкретное образование, взаимосвязанная система отношений. Центральным понятием у Мясищева было понятие «отношение». Именно отношения человека к окружающему миру, к людям и самому себе, по мнению Мясищева, наиболее полно и всесторонне характеризуют личность конкретного человека.

теория установки в психологии личности
.
Существенный вклад в разработку проблемы личности внесли представители школы грузинской психологии — Д.Н. Узнадзе и его последователи. В рамках этой школы центральным явилось понятие «установка», с помощью которого исследователи пытались выразить наиболее существенное в личности человека. Теория установки, по собственной оценке Узнадзе, является попыткой объяснить активность живого организма как целого, его взаимоотношения с действительностью с помощью введения особого внутреннего образования, обозначенного понятием «установка».

подход А.Н. Леонтьева
.
В рамках данного подхода в качестве основного параметра характеристики личности выбран параметр соотношения мотивов, их иерархии, или иерархии деятельности, которую реализует человек. Согласно этому подходу наличие или отсутствие тех или иных способностей у человека не описывает личность. Кроме того, и характер человека как нечто, выражающее устойчивый стиль взаимоотношений человека с окружающими людьми, сам по себе личность не характеризует.

концепция Л.И. Божович
.
Тенденция к более узкой трактовке понятия «личность» представлена в трудах отечественного психолога Л.И. Божович. Основной среди характеристик личности, выделенных Божович, является способность управлять своим поведением и деятельностью. Это по существу, выражение другими словами той же самой мысли о сознательной личности [6].

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности и др. То, как решаются эти проблемы, в основном и определяет главные особенности каждой теоретической позиции. При рассмотрении различных теорий личности следует проанализировать, какое внимание уделяет каждый теоретик этим проблемам и как он их разрешает.

Конечно, ни одна теория не может адекватно объяснить все, что мы знаем о личности, т.к. поведение человека настолько сложно и неоднозначно, что трудно объяснить его в терминах отдельной концепции. Однако анализ данных концепций позволяет выделить общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения:

1. Личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации.

2. В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми.

3. Личность характеризуется в эволюционном процессе, как субъект влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и динамичную внешнюю среду.

4. Именно личность «отвечает» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде.

Мы полагаем, что следует рассматривать концепции и направления с различных позиций, а не быть приверженным единственной теории личности. Фактически каждое направление содержит ценные соображения, которые можно добавить к общей картине, чтобы получить более полное представление о том, чем является человеческая личность.

Список литературы:

1. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология. – М, 1975. – Вып. 5. – С. 197.

2. Теории личности Основные положения, исследования и применение (Larry Hjelle, Daniel Ziegler «Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications», 3th ed., 1992) стр. 177

3. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007. — 583 с. — (серия «Учебник нового века») стр. 507

4. Общая психология: Учебник/ под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. — М.: Издательство Эксмо, 2006. — 560 с. — (Образовательный стандарт XXI) стр. 137

5. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // 55 Психологическая наука в СССР. – М., 1960. – С. 110–125

6. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ под ред. И.В. Дубровиной. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский , 2002. — 464 с. стр. 285

Понятие личности

Личность в психологии относится к человеку как к носителю сознания. Считается, что личность не рождается, а формируется в процессе бытия и трудовой деятельности, когда человек сравнивает себя в общении и взаимодействии с другими и выделяет свое «Я». Психологические характеристики (черты) личности полно и ярко проявляются в деятельности, общении, взаимоотношениях и даже во внешнем облике человека.

Есть разные личности — гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и однобокие, высокоморальные и подлые, но каждый человек уникален. Иногда это качество, уникальность, также называют индивидуальностью, проявлением единичного.

Однако термины «индивид», «личность» и «индивидуальность» не идентичны по содержанию: каждый из них раскрывает определенный аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных отношений, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, проявляются вовне в виде общения или субъект-субъектных отношений вместе с субъект-объектными отношениями, характерными для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена уникальным сочетанием черт и характеристик, которые составляют его индивидуальность, сочетание психологических характеристик, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность выражается в чертах характера, темпераменте, привычках, преобладающих интересах, качествах познавательных процессов, способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально-философское понятие выделяет только социально устойчивое, социально типичное в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, характеризующих социальное содержание ее индивидуальности, раскрывающих человека, его стиль поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех качеств и свойств его личности, которые обусловлены фактом его существования в конкретном обществе. Но если под индивидуальностью понимается не особенность внешности или поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимое проявление общего в жизнедеятельности человека, то личность также социальна. Таким образом, образ жизни человека выступает как глубоко индивидуализированное отношение между объективным положением человека в обществе и его внутренним миром, то есть представляет собой своеобразное единство социально типизированного (единообразного) и индивидуального (неповторимого) в поведении, общении, мышлении, быту людей.

Другими словами, мировоззрение человека становится социально и морально значимым, когда оно становится образом жизни.

С моральной точки зрения, признаком развития личности является способность действовать по внутреннему убеждению в самых сложных жизненных ситуациях, не перекладывать ответственность на других, не слепо полагаться на обстоятельства, не просто «учитывать» их, а смотреть им в лицо, вмешиваться в ход событий, проявлять свою волю, свой характер.

Большое значение и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом Александром Макаренко: исходить из знаний воспитуемого. И делать это со всей серьезностью, не лишать коррекционных учеников возможности совершать те подвиги, о которых учитель говорил как о высоких образах достижения необыкновенных результатов в производстве, науке и технике, литературе и искусстве.

Пусть не все мечты сбываются, и пусть не все замыслы воплощаются в жизнь. Возможно, не все молодые люди, с которыми приходится иметь дело педагогу, оказываются достаточно одаренными или способными в полной мере развить свои способности. Это не так. Все они, безусловно, облагорожены тем, что к ним относятся как к высшей ценности, как к уникальным личностям, которые при должном развитии могут явить миру все доступные человечеству достижения творческого разума. В худшем случае они могут стать не творческой личностью, а человеком, который, по крайней мере, не мешает другим стать творческими личностями.

Вы не станете личностью, копируя кого-то другого. Результатом может быть только жалкая однобокость. Построение своей личности не может быть выполнено по определенному стандартному проекту. В лучшем случае вы можете получить общие рекомендации. Вы всегда должны ожидать максимального использования человеческих возможностей, никогда не говорить заранее: «Я не могу этого сделать», а проверять свои способности до предела.

Важные черты личности

Основными характеристиками личности являются: Активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), общая деятельность социальных групп, коллективов.

Активность — это основная общая характеристика личности, и она проявляется в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить цели и достигать их? Такие стимулы необходимы. Потребность — это мотив деятельности, который воспринимается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-то, неудовлетворенность чем-то. Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.

Потребности человека разнообразны. Прежде всего, существуют естественные потребности, которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребность в пище, отдыхе и сне, одежде и жилье. По сути, это биологические потребности, но их природа принципиально отличается от соответствующих потребностей животных: Способ удовлетворения человеком своих потребностей носит социальный характер, т.е. зависит от общества, воспитания, социальной среды. Давайте сравним, например, потребность в жилье у животных (нора, берлога, гнездо) и у человека (жилище). Даже потребность человека в пище социализирована: «…голод, удовлетворяемый вареным мясом, которое едят ножом и вилкой, — это другой голод, чем тот, при котором сырое мясо пожирают руками, ногтями и зубами».

Помимо естественных человеческих потребностей, существуют чисто человеческие, духовные или социальные потребности: потребность в речевом общении с другими людьми, потребность в знаниях, активное участие в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, прослушивание радиопередач, посещение театров и кинотеатров, прослушивание музыки).

Важнейшей чертой личности является ее направленность, которая определяет цели, которые человек ставит перед собой, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Анализируя тот или иной поступок, то или иное действие, ту или иную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), необходимо знать мотивы или причины этих поступков, действий или определенной деятельности. Мотивы могут быть конкретными проявлениями потребностей или стимулами другого рода.

Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы — это активная познавательная направленность человека на определенный объект, явление или деятельность в сочетании с положительным эмоциональным отношением к ним.

Важным мотивом поведения являются убеждения. Убеждения — определенные определения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, хочет руководствоваться ими в жизни. Когда убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.

Человек живет и действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием формируются направленность и волевые качества человека, организуется его деятельность и поведение, создаются условия для развития его способностей.

Отношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и разнообразны — здесь и деловые отношения, и личные (характер симпатий и антипатий, дружбы или вражды — так называемые межличностные). Человек занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной степенью авторитета, популярности, в той или иной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (то есть, на какую роль человек претендует в группе, в коллективе на основе своей самооценки). В случае несоответствия самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллективно часто возникает конфликт. Конфликты возможны и тогда, когда уровень стремления члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе.

Психологическая структура личности по Фрейду

Структуру личности рассматривал еще основатель психоанализа Фрейд. Он включал в ее состав три компонента:

  • Оно,
  • Эго,
  • Супер Эго.

«Оно» Фрейд считал самой старой (бессознательной) субстанцией. Она несет энергию индивида, отвечая за его инстинкты, желания и либидо. Данный аспект характеризуется примитивностью и действует в соответствии с принципами биологического влечения и удовольствия.

«Эго» представляет собой сознание, которое контролирует «Оно». Эго способно удовлетворять его желания лишь после анализа обстоятельств и условий. Это происходит таким образом, что данные желания высвобождаются и не противоречат правилам общества.

«Супер Эго» по Фрейду становится вместилищем морально-этических принципов, правил и табу. Ими человек руководствуется в своем поведении. Они формируются в детском возрасте (с 3 до 5 лет). В этом случае родители наиболее активно занимаются воспитанием и закрепляют определенные правила в рамках идеологической направленности ребенка.

Личность в гуманистической психологии Маслоу

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум основным направлениям психологии — психоанализу и бихевиоризму. Она берет свое начало в экзистенциальной философии, которая отвергает мнение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно ранней); экзистенциалисты подчеркивают идею, что каждый из нас в конечном итоге несет ответственность за то, кем и чем мы становимся.

Следовательно, гуманистическая психология предполагает наличие ответственного человека, который может свободно делать выбор из предложенных вариантов. Основной концепцией этой ориентации является концепция становления. Человек никогда не бывает статичным; он всегда становится. Об этом свидетельствует наглядный пример превращения мужчины из мальчика. Но это не становление биологических потребностей, сексуальных или агрессивных импульсов. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отрицает, что все возможности полноценного человеческого существования находятся внутри него.

Но несмотря на то, что воспитанию отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск истинного смысла жизни — дело непростое.

Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». Это направление основывается на реальности субъективного или личностного, но не объективного, то есть подчеркивает важность субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические конструкции и внешние модели поведения вторичны по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для человека, переживающего его.

Маслоу считал, что слишком долго психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что они пытались понять, — человеком в целом. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что происходит в одной части, влияет на весь организм.

Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от положения животного, и говорил, что изучение животных неприменимо к пониманию человека, поскольку игнорирует те качества, которые присущи человеку (юмор, зависть, чувство вины и т.д.), он считал, что в каждом человеке заложен потенциал для позитивного роста и совершенствования.

Главное место в его концепции занимает вопрос мотивации. Маслоу говорил, что людей мотивирует стремление к личным целям, и это делает их жизнь осмысленной и значимой. Он описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно и существует, то в лучшем случае недолговечно. Когда одна потребность удовлетворена, другая выходит на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Маслоу предположил, что все потребности являются врожденными, и представил свою концепцию иерархии потребностей в человеческой мотивации в порядке их приоритетности.

Эта схема основана на правиле, что доминирующие низшие потребности должны быть более или менее удовлетворены, прежде чем человек осознает наличие и мотивированность потребностей, расположенных выше, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных в нижней части иерархии, позволяет потребностям, расположенным выше в иерархии, осознаваться и участвовать в мотивации. По мнению Маслоу, это главный принцип, лежащий в основе организации человеческой мотивации, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем больше индивидуальности, человеческих качеств и психического здоровья он проявляет.

Ключевым моментом концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают «все или ничего». Потребности пересекаются, и человек может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей одновременно. Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно следующим образом:

  1. физиологические — 85%,
  2. охрана и безопасность 70%,
  3. любовь и принадлежность 50%,
  4. самооценка 40%,
  5. самоактуализация 10%.

Когда потребности более низкого уровня больше не удовлетворяются, человек возвращается на этот уровень и остается там до тех пор, пока эти потребности не будут удовлетворены в достаточной степени.

Теперь давайте рассмотрим иерархию потребностей Маслоу немного подробнее:

Физиологические потребности

Физиологические потребности напрямую связаны с биологическим выживанием человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне, прежде чем потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, не удовлетворяющий эти базовые потребности, не будет долго заботиться о потребностях, занимающих более высокие уровни иерархии, поскольку они очень быстро станут настолько доминирующими, что все остальные потребности исчезнут или отойдут на задний план.

Потребности в охране и безопасности.

К ним относятся потребности в организации, стабильности, законе и порядке, предсказуемости событий и свободе от угрожающих сил, таких как болезни, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долгосрочном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильной, высокой зарплатой, инвестирование в сберегательные счета и приобретение страховки можно рассматривать как действия, частично мотивированные поиском безопасности.

Другое проявление потребности в безопасности проявляется, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными ситуациями — такими как война, наводнения, землетрясения, беспорядки, социальные волнения и т.д.

Психодинамическая теория личности Фрейда

Термин «психоанализ» имеет три значения:

  1. Теория личности и психопатологии.
  2. Метод терапии расстройств личности
  3. Метод изучения бессознательных мыслей и чувств человека.

Это смешение теории с терапией и оценкой личности объединяет все взгляды на человеческое поведение, но лежит в основе небольшого количества оригинальных концепций и принципов. Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию психики, так называемую «топографическую модель».

Топографическая модель уровней сознания.

Согласно этой модели, в жизни души можно выделить три уровня: сознательный, предсознательный и бессознательный.

Уровень сознания состоит из ощущений и опыта, которые мы воспринимаем в данный момент. Согласно Фрейду, в сознании находится лишь небольшой процент всей информации, хранящейся в мозге, и при переключении на другие сигналы она быстро спускается в предсознательную и бессознательную области.

Предсознательная область, область «доступной памяти», включает в себя опыт, который не вспоминается в данный момент, но может вернуться в сознание спонтанно или с минимальными усилиями. Предсознательное — это мост между сознательной и бессознательной областями психики.

Самая глубокая и значительная область разума — это бессознательное. Это хранилище примитивных инстинктивных влечений, а также эмоций и воспоминаний, которые по разным причинам были подавлены сознанием. Царство бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.

Структура личности.

Однако в начале 1920-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель жизни души и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Это стало называться структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их скорее процессами, чем структурами.

Взаимосвязь между топографической и структурной моделями показана на рисунке.

Из этого рисунка видно, что область id полностью бессознательна, в то время как суперэго пронизывает все три уровня.

Давайте рассмотрим все три структуры более подробно.

ID. «Разделение психики на сознательное и бессознательное является фундаментальной предпосылкой психоанализа, и только оно позволяет ему понять и представить науке часто наблюдаемые и очень важные патологические процессы в жизни души» (З. Фрейд, «Я и Эго»).

Фрейд придавал большое значение этому разделению: «здесь начинается психоаналитическая теория».

Слово «id» происходит от латинского «ONE» и в теории Фрейда относится к примитивным, инстинктивным и врожденным аспектам личности, таким как сон, еда, дефекация, копуляция, и обеспечивает энергией наше поведение. Ид занимает центральное место в жизни человека, он раскован, хаотичен. Как первичная структура психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, порожденной первичными биологическими влечениями, сдерживание которых вызывает напряжение в функционировании личности. Эта разрядка — то, что было названо принципом удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не испытывая страха или тревоги, ид в чистом виде может представлять опасность для человека и общества. Он также играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид освобождает личность от напряжения: рефлексивные действия и первичные процессы. Примером рефлекторного действия является кашель при раздражении дыхательных путей. Но эти действия не всегда приводят к снятию напряжения. Затем в действие вступают первичные процессы, формируя ментальный образ, непосредственно связанный с удовлетворением базовой потребности.

Первичные процессы — это нелогичные, иррациональные формы человеческого восприятия. Он характеризуется неспособностью подавлять импульсы и отличать реальное от нереального. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивида, если внешние источники удовлетворения потребностей недоступны. Таким образом, по мнению Фрейда, младенцы не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Только когда они осознают существование внешнего мира, появляется способность откладывать удовлетворение этих потребностей. Из появления этого знания возникает следующая структура — эго.

ЭГО. (Латинское «ego» — «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, отколовшееся от ид, черпает из него часть энергии для преобразования и удовлетворения потребностей в социально приемлемых рамках, обеспечивая тем самым безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворить желания и потребности ид.

Эго руководствуется в своих проявлениях принципом реальности, целью которого является сохранение целостности организма путем откладывания удовлетворения до тех пор, пока не появится возможность разрядки и/или подходящие условия окружающей среды. Фрейд описал эго как вторичный процесс, «исполнительный орган» личности, область интеллектуальных процессов решения проблем. Выпуская

Высвобождение части энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики является одной из основных целей психоаналитической терапии.

Основные зарубежные теории личности

В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.

1. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Эта теория возникла в тот период исследования личности, который был определен нами как клинический. Создателем этой теории является З. Фрейд. Впоследствии на базе фрейдизма воз­ник целый ряд теорий, которые могут быть условно объединены в группу теорий неофрейдизма.

Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со сто­роны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Главными разделами теории личности Фрейда были проблемы бессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, развитие, неврозы, методы изучения личности. Впоследствии многие известные пси­хологи (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон, Ф. Александер и др.) разрабатывали, углубляли и расширяли именно эти аспекты его теории.

2. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личнос­ти: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний). К. Юнг был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учи­теля. Основной причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Но борьбу с Фрейдом Юнг осуществлял не с материалистических, а с иде­алистических позиций. Свою систему Юнг назвал «аналитической психологией». По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессозна­тельное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре лич­ности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества.

3. Теория комплекса неполноценности А. Адлера. Другим, не менее известным учеником Фрейда, отошедшим от своего учителя, был А. Адлер – основатель так называемой индивидуальной психологии. Он рез­ко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер подчеркивал, что основное в человеке – не его природные инстинкты, а общественное чувство, ко­торое он называл «чувством общности». Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито. Он выступал против мнения Фрейда о том, что человек от рождения агрессивен, что его развитие детерминируется биологи­ческими потребностями.

По его мнению, структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству. Од­нако это стремление не всегда может быть осуществлено. Так, из-за дефекта в раз­витии телесных органов человек начинает переживать чувство своей неполноцен­ности, оно может также возникнуть в детстве из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполно­ценности и прибегает к разным видам компенсации. Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорит о возможных ее уровнях

4. Теория Личности К. Хорни. Перечисленные авторы не считали себя прямыми последователями Фрейда. Основными представителями неофрейдизма являются непосредственные учени­ки З.Фрейда – К.Хорни и Г.С.Салливан. Карен Хорни была вначале преданной ученицей Фрейда. В 1939 г., будучи уже в США, она издала книгу «Невротическая личность нашего времени», в которой горячо благодарит своего учителя. Однако вскоре она стала резко критиковать Фрейда за его попытку свести механизмы поведения человека к двум тенденци­ям – либидозной и агрессивной, а также за пансексуализм.

5. Концепция (теория) личности К. Роджерса. Свой метод терапии он назвал недирективным, т. е. сосредоточенным на паци­енте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к дру­гу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контак­та. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности – единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощуще­ния воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспек­ты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.

6. Теория личности А. Маслоу. Согласно его мнению, основная потребность человека – это самоак­туализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. На глав­ный вопрос его теории – Что такое самоактуализация? – Маслоу отвечает: «Са­моактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, ко­торые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них – добро, истина, порядочность, красота, справедливость, со­вершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Суще­ствование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоян­ного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, пре­одоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или от­ступление, отказ от борьбы и сдача позиций.

7. Теория личности Жане. Говоря о различных теориях личности, мы не можем не сказать несколько слов о французской психологической школе и о ее наиболее выдающемся представите­ле П. Жане. Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы представ­ляют собой явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития лично­сти им положено учение о поведении. Но понятие поведения Жане использует не в бихевиористском смысле. Оно рассматривается как включающее не только из­вне наблюдаемую активность индивида, но и внутреннее психическое содержа­ние, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим зве­ном.

Положение Жане о том, что в структуру психических процессов включен про­цесс регуляции, является чрезвычайно важным. По существу, здесь уже предвос­хищена мысль, которая нашла свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и других, а именно превращение индивида в человека определяется тем, что появ­ляется возможность регуляции и саморегуляции. Жане говорит о том, что психика человека развивается в сотрудничестве с дру­гими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и лишь потом, на основе этого, может регулировать собственное поведение. Интересной представляется структура поведенческого акта, предложенная Жане. В соответствии с ней в поведенческом акте выделяются три этапа: внутрен­няя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия. Как мы видим, в это описание поведенческого акта включено уже представление о цели действия.

8. Концепция личности Д. Уотсона. Все поведение человека может быть описано в схематизиро­ванном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реак­ция» (R). Уотсон считал, что человек изначально наделен неко­торыми простыми реакциями и рефлексами, но количество этих наследственных реакций невелико. Практически все поведение человека является результатом обучения через обусловливание. Формирование навыков, по Уотсону, начинается на самых ран­них этапах жизни. Системы основных навыков или привычек следующие:

1) висцеральная, или эмоциональная;

2) мануальная;

3) ларингальная, или вербальная.

Личность Уотсон определил как производное систем привы­чек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения за достаточно длительный период времени. Проблемы личности и нарушения психического здоровья для бихевиористов – это не проблемы сознания, а нарушения пове­дения и конфликты привычек, что следует «лечить» с помощью обусловливания и разобусловливания. Все последующие за работой Уотсона исследования были на­правлены на изучение отношений «стимул – реакция». Другой известный американский ученый Б.Ф. Скиннер попытался выйти за рамки этой формулы, чтобы учитывать воздействия окруже­ния на организм после проявления реакции. Он создал теорию опёрантного научения.

В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.

1. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Эта теория возникла в тот период исследования личности, который был определен нами как клинический. Создателем этой теории является З. Фрейд. Впоследствии на базе фрейдизма воз­ник целый ряд теорий, которые могут быть условно объединены в группу теорий неофрейдизма.

Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со сто­роны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Главными разделами теории личности Фрейда были проблемы бессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, развитие, неврозы, методы изучения личности. Впоследствии многие известные пси­хологи (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон, Ф. Александер и др.) разрабатывали, углубляли и расширяли именно эти аспекты его теории.

2. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личнос­ти: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний). К. Юнг был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учи­теля. Основной причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Но борьбу с Фрейдом Юнг осуществлял не с материалистических, а с иде­алистических позиций. Свою систему Юнг назвал «аналитической психологией». По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессозна­тельное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре лич­ности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества.

3. Теория комплекса неполноценности А. Адлера. Другим, не менее известным учеником Фрейда, отошедшим от своего учителя, был А. Адлер – основатель так называемой индивидуальной психологии. Он рез­ко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер подчеркивал, что основное в человеке – не его природные инстинкты, а общественное чувство, ко­торое он называл «чувством общности». Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито. Он выступал против мнения Фрейда о том, что человек от рождения агрессивен, что его развитие детерминируется биологи­ческими потребностями.

По его мнению, структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству. Од­нако это стремление не всегда может быть осуществлено. Так, из-за дефекта в раз­витии телесных органов человек начинает переживать чувство своей неполноцен­ности, оно может также возникнуть в детстве из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполно­ценности и прибегает к разным видам компенсации. Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорит о возможных ее уровнях

4. Теория Личности К. Хорни. Перечисленные авторы не считали себя прямыми последователями Фрейда. Основными представителями неофрейдизма являются непосредственные учени­ки З.Фрейда – К.Хорни и Г.С.Салливан. Карен Хорни была вначале преданной ученицей Фрейда. В 1939 г., будучи уже в США, она издала книгу «Невротическая личность нашего времени», в которой горячо благодарит своего учителя. Однако вскоре она стала резко критиковать Фрейда за его попытку свести механизмы поведения человека к двум тенденци­ям – либидозной и агрессивной, а также за пансексуализм.

5. Концепция (теория) личности К. Роджерса. Свой метод терапии он назвал недирективным, т. е. сосредоточенным на паци­енте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к дру­гу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контак­та. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности – единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощуще­ния воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспек­ты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.

6. Теория личности А. Маслоу. Согласно его мнению, основная потребность человека – это самоак­туализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. На глав­ный вопрос его теории – Что такое самоактуализация? – Маслоу отвечает: «Са­моактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, ко­торые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них – добро, истина, порядочность, красота, справедливость, со­вершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Суще­ствование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоян­ного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, пре­одоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или от­ступление, отказ от борьбы и сдача позиций.

7. Теория личности Жане. Говоря о различных теориях личности, мы не можем не сказать несколько слов о французской психологической школе и о ее наиболее выдающемся представите­ле П. Жане. Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы представ­ляют собой явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития лично­сти им положено учение о поведении. Но понятие поведения Жане использует не в бихевиористском смысле. Оно рассматривается как включающее не только из­вне наблюдаемую активность индивида, но и внутреннее психическое содержа­ние, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим зве­ном.

Положение Жане о том, что в структуру психических процессов включен про­цесс регуляции, является чрезвычайно важным. По существу, здесь уже предвос­хищена мысль, которая нашла свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и других, а именно превращение индивида в человека определяется тем, что появ­ляется возможность регуляции и саморегуляции. Жане говорит о том, что психика человека развивается в сотрудничестве с дру­гими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и лишь потом, на основе этого, может регулировать собственное поведение. Интересной представляется структура поведенческого акта, предложенная Жане. В соответствии с ней в поведенческом акте выделяются три этапа: внутрен­няя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия. Как мы видим, в это описание поведенческого акта включено уже представление о цели действия.

8. Концепция личности Д. Уотсона. Все поведение человека может быть описано в схематизиро­ванном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реак­ция» (R). Уотсон считал, что человек изначально наделен неко­торыми простыми реакциями и рефлексами, но количество этих наследственных реакций невелико. Практически все поведение человека является результатом обучения через обусловливание. Формирование навыков, по Уотсону, начинается на самых ран­них этапах жизни. Системы основных навыков или привычек следующие:

1) висцеральная, или эмоциональная;

2) мануальная;

3) ларингальная, или вербальная.

Личность Уотсон определил как производное систем привы­чек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения за достаточно длительный период времени. Проблемы личности и нарушения психического здоровья для бихевиористов – это не проблемы сознания, а нарушения пове­дения и конфликты привычек, что следует «лечить» с помощью обусловливания и разобусловливания. Все последующие за работой Уотсона исследования были на­правлены на изучение отношений «стимул – реакция». Другой известный американский ученый Б.Ф. Скиннер попытался выйти за рамки этой формулы, чтобы учитывать воздействия окруже­ния на организм после проявления реакции. Он создал теорию опёрантного научения.

Список литературы

  1. Виттельс Ф. «Фрейд (его личность, учение и школа)». Москва, 1991: 345 с.
  2. Джеймс М.М. и Д.Джонгвард «Рожденные побеждать». М., 1991.-274 С.
  3. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.- 208с.
  4. Немов Р.С. «Психология» 2 т. М., 1994.
  5. З. Фрейд. Лекции по психоанализу. Лекция 31.с.334-349 6.
  6. З. Фрейд, «Психология бессознательного». М., 1990. 215 стр.
  7. учебник по истории психологии. В: МГУ. 1980. p. 184-188З.
  8. Хьелл Л.Д. Теория личности 1997 стр. 106-153 S.
  9. Юнг К.Г. «Аналитическая психология. Прошлое и настоящее». М., 1995 Г. С. 536 СТР.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]