Консультация для педагогов «Кризисы детского развития и их характеристика»


Многие родители замечают, что в определенные периоды поведение их ребенка резко меняется, причем далеко не в лучшую сторону.
Связано это с тем, что ребенок развивается, и его психика претерпевает определенные возрастные изменения.

Родителям нужно знать о возрастных кризисах детей и относится к этому с пониманием, учиться искать новые подходы к ребенку и как-то сглаживать негативные проявления.

Психологическое понятие, причины возникновения у детей


Под возрастным кризисом в психологии понимается не слишком продолжительный по времени определенный возрастной период в человеческой жизни, когда в организме происходят серьезные физиологические и психологические изменения.
Это своеобразный переход человека на качественно новый уровень отношений с миром в плане психологии и социализации, переломная точка на кривой развития.

Причины возникновения кризисных периодов, вне зависимости от возраста, состоят в несоответствии условий (как психологических, так и социальных), в проживания потребностям мальчика или девочки. Иначе говоря, психика маленького ребенка не успевает справляться с обстоятельствами стремительно изменяющегося мира.

Особенности кризиса юности 17 лет

Кризис юности вызван чувством повышенной ответственности, возникающей перед самостоятельной жизнью вне родительского дома. Молодой человек испытывает волнения и его одолевают тревоги.

Тут важна поддержка семьи, но не сопровождающаяся пристальным контролем и диктатурой.

Более подробную информацию вы можете получить, ознакомившись с работой Поливановой К. Н. «Психология возрастных кризисов».

Периоды взросления – время, которое проходил каждый человек. В воспитании ребенка они играют очень важную роль. Попытайтесь понять своего родного человечка и помочь справиться с возникшими трудностями. Кто, как не семья, лучше всего проявит понимание и поддержку в нужные минуты.

Симптомы и признаки детских кризисных периодов развития

Детские кризисы в разном возрасте характеризуются определенной симптоматикой.

В 1 год ребенок может громко плакать без слёз, совершать резкие движения конечностями и головой, замахиваться для удара, активно пользоваться мимикой и изображать требовательность интонационно. Также к числу проявлений в это время можно отнести опасное любопытство, непоседливость, протесты против действий взрослых и привычного режима, назойливость.

В 3 года дети демонстрируют негативизм и упрямство, показывают строптивый характер, тягу к бунту. Они часто обесценивают действия родителей и своевольничают. Может наблюдаться патологическая, необоснованная жадность, показная вредность, проявления ревности и агрессии.

В 7 лет малыши часто не слушаются, стараются соответствовать и подражать взрослым. Наблюдается абсолютное непринятие критики, тяга обидеть окружающих.

При подростковом кризисе можно заметить враждебность, конфликтность в отношениях и со старшим поколением, и со сверстниками; грубые, часто показательные нарушения дисциплины, общепринятых правил, родительских запретов. В это время молодые люди стремятся к одиночеству, чаще уходят в виртуальное общение вместо реального. В разговорах и поступках нередко вспыльчивы и импульсивны, не приемлют критические замечания, игнорируют успеваемость в школе.

Сколько и каких выделили в дошкольном возрасте и школьном?

Над проблемами кризисов у детей работали ученые Выготский и Петрановская.

Выготский


Этот ученый заложил основы понимания возрастных детских кризисов, в частности:

  • определил литические (стабильные) и критические периоды роста;
  • назвал главное содержание каждого периода – перестройку социальной ситуации;
  • подтвердил, что на выходе из кризисного периода своего ребенка родители получают новую детскую личности.

Кроме того, Выготский выступил с идеей, что каждый критический период является своеобразным катализатором развития и в физическом, и в личностном плане. Его периодизация непростых периодов следующая (всего 10 стадий, без учета юношества):

  • новорожденность (до двух месяцев);
  • младенчество (до года);
  • кризис 1 года;
  • трехгодовалый кризис;
  • дошкольный возраст (с 3 до 7 лет);
  • кризис 7 лет;
  • школьные годы (7-13 лет);
  • кризис 13 лет;
  • пубертатный период (с 14 до 17 лет);
  • кризис 17 лет.

Петрановская


По мнению Петрановской, суть любого детского кризиса состоит в получении с каждым разом все большей автономии от родителей. Поэтому логичным итогом всех кризисов является полная автономия от семьи, которая наступает к совершеннолетию.
Специалист утверждает, что «Если ребенок пережил первый кризис – кризис рождения, научился сам дышать и есть, то все остальное для него — ерунда». Поэтому всего Петрановская выделяет 5 стадий:

  1. Кризис рождения.
  2. Кризис 9 месяцев. Наступает «ломка», которая в большинстве случаев не доставляет проблем.
  3. Трехлетний кризис – одна из самых бурных в плане проявления эмоций и истерик.
  4. Четвертый этап – это кризис первоклассника. Он имеет слабо выраженный характер, но отличается стремительным психологическим развитием, связанным с умением принимать решения, планировать и управлять собственным поведением.
  5. Кризис тинейджера. В подростковом возрасте, по утверждению Петрановской, юноша или девушка обретают самостоятельность, формируют критическое мышление через непринятие слов взрослых. Поэтому чрезмерная покладистость подростка является для родителей серьезным поводом насторожиться. Ведь главный итог этого периода – самоидентификация.

Кризис 1 года

Если раньше ребенок воспринимал себя и маму как единое целое, то годовалый малыш начинает отстаивать свое право на самостоятельность. Научившись ползать, а затем ходить, ребенок уже не испытывает постоянную необходимость находиться рядом с мамой. Наоборот, в нем просыпается сильнейший исследовательский интерес к миру. Родителям, до этого носившим малыша на руках и привыкшим к тому, что они могут контролировать все его перемещения и действия, бывает трудно перестроиться на новое положение дел. В результате ребенок сталкивается с тем, что взрослые часто ограничивают его свободу («не трогай это», «туда ходить нельзя» и так далее). Малыши этого возраста очень остро реагируют на запреты, капризничая и бунтуя.

Кризис первого года жизни – это испытание не только для ребенка, но и для родителей. Проявите терпение и постарайтесь спокойнее воспринимать капризы крохи.

В возрасте 1 года у ребенка закладываются основы таких важных личностных составляющих, как самооценка, уверенность в себе, самоуважение. Помочь малышу активно развиваться можно, создав для него безопасную среду, в которой ребенок мог бы в полной мере проявить свою самостоятельность. Постарайтесь снизить количество ограничений и запретов. Вместо этого предложите малышу другое интересное занятие.

Какие бывают по возрастам: календарь в виде таблицы

В течение всей жизни в разные периоды времени у каждого ребенка наступают кризисные моменты. Это естественный процесс, который присущ каждому.

Попробуем разобраться, в каком возрасте может возникать трудный жизненный период и какова последовательность их возникновения.

Возрастные изменения в детстве можно разделить на пять основных этапов:

Кризисный периодПродолжительностьКраткая характеристикаЧто делать родителям?
Кризис новорожденногоДо месяца
  • Физиология. Малыш начинает привыкать к жизни в нашем мире. Ребенок уверенно дышит сам, имеет постоянную температуру, питается и пьет. Длительный сон, прогулки помогают ему адаптироваться в новом мире.
  • Психология. Как будет привыкать ваш сын или дочка к окружающему миру зависит только от близких людей. Малыш еще не может объяснить свои требования, поэтому ему нужна помощь.
    В этот период мать на инстинктивном уровне понимает потребности своего дитя.
  1. Родители со временем начинают распознавать язык жестов, мимику и телодвижения своего дитя.
  2. В этот период новорожденному нужны забота и ласка.
  3. Старайтесь чаще держать малыша на руках, обнимать его и быть рядом.
  4. Кризисный период новорожденного сменяется подвижным периодом.
Кризис раннего детстваОт нескольких месяцев до трех лет
  • Физиология. Самое главное в этом периоде то, что ребенок начинает самостоятельно познавать окружающий мир. Он делает первые шаги, говорить, пытается кушать самостоятельно.
  • Психология. В подсознании малыш понимает, что самый важный человек это мама. Он начинает нервничать и переживать, когда не видит ее.

    Ввиду этого фактора ребенок пытается всегда быть рядом с ней, привлекая к себе внимание. В этот период он начинает выражать свое мнение, показывает свое недовольство и протестует.

  1. Во время кризиса разных лет нет смысла спорить с ребенком, от этого не будет толка, а еще больше усугубит ситуацию.
  2. В кризис раннего детства малышу особенно необходима ваша любовь, поддержка и нежность.
  3. Дайте ему свободу действий, но всегда будьте рядом, чтобы контролировать и обезопасить его действия.
Кризис трех летОт трех до четырех лет
  • Физиология. В данный период начинаются активные мозговые процессы. Первые гормональные всплески. Начинается период познания окружающего мира.
  • Психология. Это самый сложный период в жизни каждого ребенка. В это время привычный, спокойный малыш превращается во вредного малыша, который все отрицает и не поддается воспитанию.

    Не стоит переживать, все крики, истерики и непослушание это норма. Ребенок начинает выражать свое мнение и становиться самостоятельным.

  1. Не стоит ругать ребенка и наказывать, не поднимайте голос и старайтесь сохранить самообладание.
  2. Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, не стоит препятствовать, просто проследите за ним.
  3. Попробуйте выяснить причину его капризов, возможно его обижают другие ребята, либо вы сильно строги к нему.
  4. Необходимо объяснить ребенку границы дозволенного, не поддавайтесь на провокации и крики.
  5. Если он начинает истерику, дайте ему побыть одному, это поможет ребенку быстрее, успокоится.
Кризис первоклассникаОт семи лет до 9
  • Физиология. В это время у ребенка начинается активная работа мозга, усиливаются мыслительные процессы, развивается мелкая моторика.
  • Психология. С ребенком происходят не только физические изменения, но и появляется новый социальный статус теперь он школьник.

    Многие дети с трудностью вживаются в новую атмосферу и коллектив, зачастую это вызывает нервные срывы. Ребенок проявляет агрессию, становится раздражительным, может отказываться от еды и часто испытывает недомогание.

  1. Если вы видите, что ваш ребенок морально или физически не готов к походу в первый класс, то не стоит торопить события. Зачастую такие дети становятся изгоями и получают большую психическую травму.
  2. Первое время не стоит увеличивать нагрузку дополнительными занятиями, не придирайтесь к успеваемости. Дошкольник должен освоить свой новый образ жизни и привыкнуть к статусу.
  3. Не ругайте за невыполненные уроки или отставания в школе, чтобы у ребенка не пропало желание к учебе. Помогите ему, если он что-то недопонимает, делайте уроки вместе.
Пубертатный периодС 12 до 15 лет
  • Физиология. С 12-15 лет мальчики и девочки входят в этап взросления, у них начинается период взросления и полового созревания.
  • Психология. Виду физиологических изменений, подросток становится легко возбудимым, агрессивно реагирует на ситуации, смена настроения, часто не может сдержать эмоции.

    Зачастую в этот период многие подвержены к необдуманным поступкам, чтобы казаться взрослее (начинает курить, употреблять спиртное, наркотические вещества и необдуманные половые контакты).

  1. В этот период особенно надо быть близким со своим ребенком, находить общие темы и интересы.
  2. Необходимо прислушиваться к его мнению и давать советы, в то же время дать возможность самостоятельно принимать решения.
  3. Если же вы заметите что-то необычное в поведении, то обратитесь к помощи психолога.

Новорожденности


Этот кризис происходит на бессознательном уровне. Рождение человека связано с сильнейшим стрессом для него. Он связан с тем, что ребенок меняет привычную для себя внутриутробную жизнь на жизнь во внешнем мире.
Конечно же, младенец не может осознать всего этого, поэтому данный кризис связан в первую очередь с физиологическими процессами, рефлексами.

Ребенку нужно адаптироваться к изменившимся условиям существования. Поэтому первые 1-2 месяца жизни малыша очень сложны как для него, так и для его родителей.

Родителям тоже нелегко в это время, т.к. они только начинают свыкаться с новой ролью и зачастую чувствуют растерянность и неуверенность в себе, а также сильную усталость и психологическое напряжение.

Больше информации о кризисе новорожденности вы найдете в нашем материале.

До 12 месяцев

В возрасте до 12 месяцев ребенок переживает несколько кризисных периодов, которые делятся по неделям и имеют свои названия:

  • новые ощущения в 5 недель;
  • познание тела в 8;
  • плавность движений в 12 недель;
  • освоение пространства в 15;
  • мир взаимосвязей и понятие расстояний в 23 недели;
  • мир категорий в 34;
  • мир последовательностей в 42;
  • планирование и поиск решений в 51 неделю;
  • время принципов и период «Я сам» в 60 недель;
  • мир систем в 72 недели.

Более подробную информацию о кризисах детей от года по неделям вы узнаете из этой статьи.

1 года

В возрасте одного года малыш начинает проявлять большую активность, у него активно развивается речь. Он начинает ходить и активно познавать мир. У ребенка появляется стремление больше двигаться, малыш проявляет самостоятельность в некоторых повседневных делах.

Подробнее о кризисе 1 года рассказано в этой статье.

3 лет

В этом возрасте малыш начинает идентифицировать себя как отдельную личность со своими желаниями и потребностями, больше проявлять свою индивидуальность и показывать собственную значимость. Именно в этом возрасте многие родители отмечают появление у их ребенка, ранее спокойного и покладистого, упрямства, и желания делать все только по-своему.

Многие дети в этом возрасте становятся более возбудимыми, активными, у некоторых малышей может проявляться агрессия, склонность к истерикам и скандалам, особенно если что-то идет не так, как им хотелось бы.

Более детальную информацию о кризисе 3 лет вы найдете здесь.

Семи

Обычно он совпадает со временем, когда ребенок идет в школу. У него появляются новые социальные контакты, новый статус, меняется мировоззрение. Постепенно уходит детская непосредственность. В поведении ребенка могут начаться изменения, далеко не всегда приятные для родителей.

Больше информации о кризисе 7 лет вы узнаете из этого материала.

Подростковый


Он самый сложный как для ребенка, так и для родителей.
У него есть множество предпосылок – это и гормональные, физиологические изменения, которые могут оказывать влияние на поведение ребенка, а также проблемы социализации и психологической самоидентификации.

Ребенок в подростковом возрасте может быть эмоционально нестабильным, его психика становится лабильной, у него могут быть перепады настроения, вспыльчивость, раздражительность, желание показать свою независимость и самостоятельность.

О подростковом кризисе более подробно рассказано здесь.

Юношеский

Он приходится на 17-18 лет. Именно в этом возрасте юношам и девушкам приходится определяться с профессией, и начинать вступать уже во взрослую, более самостоятельную жизнь, принимать ответственность за себя и свое будущее. В этот период очень важна поддержка родителей и близких людей.

О кризисе 17 лет вы узнаете тут.

Кризис новорожденности

Причина данного кризиса заключается в том, что малыш из утробы матери попадает в новую среду с совершенно незнакомыми ему условиями жизни. Эта ситуация является стрессовой, ребенок вынужден адаптироваться к этим условиям, мобилизуя все свои силы. Для того чтобы помочь малышу успешно пройти через этот кризисный период, необходимо постоянно находиться с ним рядом и по возможности удовлетворять все его потребности вовремя (кормить, купать, менять подгузники, брать на руки). Очень важен тесный физический контакт.

В этом возрасте закладывается базовое доверие или недоверие ребенка к миру. Если рядом с малышом нет человека, который постоянно о нем заботится, это может отразиться на его поведении в будущем.

Мама и ребенок в этот период имеют симбиотическую связь: они чувствую друг друга на глубинных уровнях. Поэтому для эмоционального благополучия малыша нужно, чтобы и мама была спокойна. Все переживания и беспокойства так или иначе сказываются на ребенке. Основным психическим новообразование в младенческом возрасте является непосредственное эмоциональное общение. Примерно в 1,5 месяца у малыша появляется так называемый «комплекс оживления», то есть эмоциональная реакция на взрослого. Видя маму или другого близкого человека, ребенок улыбается, начинает двигать ручками и ножками, издает звуки. Впоследствии его реакции становятся более дифференцированными и зависящими от ситуации.

Почему нужно знать и различать эти периоды?

Кризисы разных возрастов неизбежны, поэтому родителям надо быть готовыми к любым изменениям в отношениях.

Если отец и мать сохраняют спокойствие, могут найти общий язык с чадом, то кризис пройдет гораздо мягче и быстрее, с минимальными «потерями» для каждого члена семьи. В противном случае, при непонимании и запуске ситуации «на самотек», вероятны серьезные психологические последствия, оказывающие влияние на личность ребенка уже во взрослом возрасте.

У такого человека возникают трудности социализации и общения с людьми, проблемы с противоположным полом. Он не способен справляться с жизненными трудностями и правильно оценивать окружающий мир, формировать восприятие и мировоззрение.

Подростковый кризис 13 лет

Психология подростка в 13 лет очень неустойчива и часто вызывает недоумение. Особенности поведения вызваны изменениями в гормональном фоне. Подросток начинает взрослеть.

Рекомендуется дать свободу действиям своего ребенка, если он хочет что-то изменить в себе, и не пытаться подавить всеми методами его эмоциональные вспышки. Характеристики подросткового кризиса:

  • Частые смены настроения, эмоциональная нестабильность из-за гормонов;
  • Стремление казаться взрослее, попытка обрести независимость от родителей;
  • Бурное реагирование на критику родителей из-за чувства непонятности, скандалы и срывы;
  • Проявление интереса к противоположному полу и идеализирование сверстников, ребят постарше;
  • Попытки смены имиджа.

Основные ошибки родителей и их возможные последствия

  1. Игнорирование. Одна из главных ошибок родителей – отказ от естественных возрастных кризисов, как таковых, игнорирование их актуальности в принципе.

    Поэтому если вы заметили первые «тревожные звоночки», постарайтесь сделать все, что от вас зависит.

  2. Неправильная идентификация. Возрастные кризисы не стоит списывать на плохой характер или избалованность отпрыска, т.к. природа возникновения данных явлений совершенно другая.
  3. Запугивание. Часто родители ошибочно считают, что лучшее решение в период «бури» – напугать ребенка, чтобы новый стресс «перебил» предыдущий фактор. Но если переборщить с подобной методикой, можно спровоцировать целый комплекс сопутствующих проблем. Поэтому подобный подход подходит лишь для крайних случаев, когда нужно экстренно успокоить ребенка.
  4. Уговоры. В данный период времени это – не выход, особенно в старшей возрастной категории. Находящийся в стадии обострившегося кризиса ребенок поступает определенным образом не назло. Он просто не может, не умеет пока существовать иначе.
  5. Призывы к совести. Не мотивируйте ребенка избитыми формулировками а-ля «Хорошие мальчики не плачут», или «Нормальные девочки так не поступают». Это можно сделать только в общественных местах, при посторонних людях, причем в самом крайнем случае.
  6. Ругань, крики, применение физической силы. Ребенку и так плохо, поэтому подобные действия приведут только к усугублению состояния, максимизации стресса и негативных эмоций по отношению к родителю.

Как проявляются

Общие признаки поведения, характерные в периоды кризиса:

  • Не действуют на ребенка раннее использованные меры, не работает ни похвала, ни наказание, кажется что он полностью не управляем;
  • Становится очень чувствительным и раздражительным;
  • Без особой причины вступает в конфликты с окружающими;
  • Не слышит и не хочет слышать окружающих;
  • Излишне возбужден или наоборот слишком подавлен;
  • Не уступает, настаивает на своем;
  • Снижается успеваемость, нежелание чем-либо заниматься;
  • Не уравновешен;
  • Плохо и беспокойно спит или не может самостоятельно заснуть;
  • Частые истерики.

Но это не означает, что они обязательно должны быть у каждого ребенка!

Можно выделить несколько основных кризисных моментов, они обусловлены этапами развития нервной системы ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]